Синдром эмоционального выгорания в управлении

Синдром эмоционального выгорания в управлении thumbnail

Сгорела лампочка, ну что ж – сменить ее несложно. С душой, увы, того же сделать невозможно… (Т. Бычкова)

Выгорание сотрудников

Актуальная проблема современного работающего человека – работа на износ, чрезмерные профессиональные нагрузки, нервное перенапряжение. Как итог – профессиональное и эмоциональное выгорание, хроническая подавленность, усталость, апатия, равнодушие к жизни. В гонке за признанием, деньгами или высоким чином человек выкладывается на все 100%, идет к своей цели, стремится к желанному всей душой. Однако зачастую, придя к своей мечте, он не испытывает счастья – эмоционально человек настолько измотан, что просто не чувствует радости.

Синдром выгорания сотрудников не выдуманный. Это реальная «болезнь XXI века», которой подвержены предприниматели, работники крупных компаний и заядлые трудоголики. Если вовремя не включить «перезагрузку», «болезнь» будет прогрессировать, затягивая человека на самое дно. Как вовремя распознать и предупредить эмоциональное и профессиональное выгорание сотрудников в вашей компании?

Осторожно, высокое напряжение: профессиональное выгорание сотрудников

Впервые об опасном диагнозе «выгорания» заговорили в 1974 году. Американский специалист по психиатрии Г. Фреденберг проводил исследования в штате работников крупной компании и выявил симптомы постепенного снижения их увлеченности работой, истощения в психологическом плане. Сотрудники жаловались на потерю интереса к привычной работе, уменьшение производительности труда, угасание активности, трудового рвения. Причем ничего общего с обыкновенной усталостью организма это состояние не имело – эмоциональное выгорание было тесно связано с занятостью, работой, а его признаки не уходили после отдыха или сна.

Профессиональное выгорание
– это общее негативное состояние человека, развивающееся на фоне хронического стресса в условиях профессиональной деятельности и ведущее к психическому и эмоциональному истощению внутренних ресурсов личности.

В процессе работы каждый сотрудник испытывает нагрузки любого рода – физические, эмоциональные, психологические. Без них не обходится жизнь современного человека. Однако при незначительном регулярном напряжении организм самостоятельно справляется со стрессом, естественная «перезагрузка» происходит быстро, не вызывая существенных деформаций в сознании и повседневной жизни человека. Но когда сотрудник подвержен мощным нагрузкам постоянно, отрицательные ситуации «сматываются» в тугой клубок, откладываются, накапливаются в огромный «снежный ком». Без «разрядки» негатив давит на сознание, изматывает человека, и, как следствие, наступает профессиональное выгорание.

Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности является следствием долговременного нахождения человека в стрессовой атмосфере, возникшей вследствие накопившихся внутренних противоречий с окружающими его факторами.

Жертвами синдрома чаще всего становятся сотрудники, чья деятельность связана с постоянным, личным общением с людьми и нервным перенапряжением. К данной категории сотрудников относятся:

  • Менеджеры по продажам
  • Врачи
  • Психологи
  • Работники социальных отделений
  • Руководители компаний
  • Преподаватели
  • Юристы

Более склонными к синдрому выгорания являются лица, имеющие определенные черты характера. Это гуманные личности-идеалисты, интроверты, чуткие, ранимые люди, которым свойственен низкий уровень психической устойчивости к негативному влиянию окружения. Также выявлено, что женщины более склонны к профессиональному выгоранию, чем мужчины, в силу их врожденной эмоциональности.

По данным статистических исследований (Журнал «Кадровик», 2011 год), наиболее склонными к профессиональному выгоранию являются следующие категории лиц:

  • Руководство (43%)
  • Активные сотрудники, трудоголики (40%)
  • Творческие личности (35%)
  • Менеджеры в сфере продаж (28%)
  • Специалисты в возрасте, близком к пенсионному (22%)
  • Работники, занятые ежедневными рутинными задачами (20%)
  • Новички, не имеющие коуча, наставника (5%)

Профессиональное выгорание: причины «пожароопасной» проблемы

Причины выгорания сотрудников

По мнению многих психологов, выгорание – это своеобразный механизм защиты, который включается организмом в ответ на психотравмирующие факторы. Как правило, нервная система человека имеет свой лимит проводимых психологических процессов, например, общение, восприятие, внимание, решение каких-то задач. В течение дня конкретная личность может уделить внимание ограниченному количеству людей, воспринять определенное количество информации, решить круг поставленных задач. В случае, если человек регулярно превышает этот лимит, происходит перенапряжение нервной системы, затем истощение и эмоциональное выгорание. «Яркие краски дня» блекнут, становятся серыми, приходит апатия, безразличие, раздраженность.
Кроме того, профессиональное выгорание в случае деятельности, связанной с интенсивным общением с людьми, происходит очень стремительно. В процессе общения каждый человек обменивается с оппонентом энергией и ждет положительной отдачи в ответ. Однако, в ряде случаев собеседник «отвечает» молчанием, враждебностью, равнодушием. От такого общения активная сторона просто изматывается, выплескивает свою энергию, которая испаряется, как глоток чистой воды под палящим солнцем. Как итог – моральное и эмоциональное опустошение, отчуждение, цинизм, состояние полного безразличия.

Основные причины синдрома профессионального выгорания:

  • Рутинность, монотонность рабочего дня
  • Перегруженность работой или, наоборот, наличие свободного времени, не заполненного рабочими делами
  • Негативная, нездоровая атмосфера в коллективе (высокомерное общение или «дедовщина»)
  • Работа, связанная с постоянным общением с незнакомыми людьми
  • Низкооплачиваемая деятельность, отсутствие профессионального роста, развития карьеры
  • Низкая самоорганизация
  • Отсутствие системы мотивации в организации
  • Регулярная смена руководящего звена, постоянные изменения рабочих обязанностей, неправильное делегирование обязанностей, ответственности

Эмоциональное выгорание сотрудников: симптомы «отравления» работой

Синдром эмоционального выгорания сотрудников в компании не проходит незамеченным. Симптомы «патологии» отображаются не только в эмоциональном плане, но и затрагивают другие важные аспекты человека.

Признаки синдрома профессионального выгорания сотрудников условно разделяются на три блока:

1. Симптомы психофизического плана:

  • Постоянная усталость, которая проявляется не только в вечернее время, но и не проходит утром, после пробуждения
  • Ощущение истощения (физического и эмоционального), снижение тонуса и энергичности
  • Отсутствие любопытства, ощущения новизны
  • Снижение защитной реакции, отсутствие страха в опасной ситуации
  • Скачки веса (потеря или прибавление в весе без видимой причины)
  • Бессонница
  • Нарушения работы некоторых систем организма (расстройство пищеварения, головные боли, дисфункции дыхания)
  • Вялость, сонливое состояние в течение дня
  • Ухудшение зрения, осязания, обоняния

Признаки профессионального выгорания

2. Социально-психологические признаки:

  • Тревожность без повода, беспричинное беспокойство, страх
  • Нервные срывы
  • Безразличие, апатия, пассивность, депрессивное состояние
  • Раздраженность, вспышки гнева даже на мелкие неприятности
  • Постоянное копание в возникающих эмоциях (вина, стыд, обида, замкнутость)Занижение собственных способностей
  • Негативная установка в отношении профессиональных и личных перспектив
Читайте также:  Йога при синдроме беспокойных ног

3. Изменения в области поведения человека:

  • Ощущение бессмысленности и тяжести труда
  • Невозможность выполнить важные задачи в процессе рабочего дня, трата времени на мелкие детали, «ступор» в процессах, не требующих повышенного внимания
  • Отдаление от коллег, неадекватная, негативная реакция на общение, агрессия, повышенная критичность
  • Стабильное угасание мотивации к работе, безразличие к собственным достижениям
  • Регулярное нарушение рабочего режима (приход позже, уход – раньше положенного)Затруднение в принятии каких-то решений
  • Возникновение вредных привычек (злоупотребление алкоголем, наркотическими средствами, курение)

Эмоциональное выгорание сотрудников опасно как для них самих, так и для организации. Результатом могут быть такие проблемы, как систематическая текучесть кадров, зарождение негативной атмосферы в коллективе, снижение производительности труда всей компании. Безусловно, не все работники в компании склонны к эмоциональному выгоранию – заядлые активисты и оптимисты обладают высокой степенью устойчивости к данному синдрому. Однако не всем присущи такие качества и своеобразный подход к работе. Что делать? Своевременно проводить профилактику выгорания сотрудников и искоренять проблему на этапе ее зарождения – причем это нужно делать не только компании, но и самим сотрудникам.

Не сгореть дотла: профилактика профессионального выгорания

Профилактика профессионального выгорания

Полностью исключить влияние негативных и вредных факторов в процессе работы невозможно. Однако правильно внедренная профилактика профессионального выгорания поможет предотвратить последствия синдрома, помочь сотрудникам обрести веру в свои возможности и по-новому взглянуть на свои, пусть даже рутинные и скучные обязанности. Главное – правильная установка и положительный подход к проблеме! Все в наших руках!

Со стороны организации доминирующими профилактическими направлениями, предотвращающими выгорание сотрудников, являются:

  • Развитие систем мотивации
  • Улучшение условий труда
  • Тимбилдинг
  • Ротация персонала (горизонтальная или вертикальная)
  • Планирование четкой системы продвижения сотрудников, их карьерного роста
  • Оптимизирование рабочих обязанностей, правильное делегирование полномочий
  • Повышение заработной платы
  • Социальная защита работников
  • Предотвращение (искоренение) негатива в коллективе
  • Внедрение в компанию специальных тренингов, ролевых и деловых игр, привлечение коучей, активных наставников
  • Конструктивная оценка работы персонала, проведение мониторинга вовлеченности и удовлетворения работников своей деятельностью.

Важная миссия руководства – верно распределить приоритеты, выделить цели компании и донести их до сотрудников. Как пример можно рассмотреть старинную притчу о строителях, которые занимались одним делом, но ассоциировали его по-разному. Первый просто «тащил тяжелую, проклятую тачку со строительными материалами», второй «зарабатывал средства для своей семьи», а третий – «участвовал в уникальном строительстве прекрасного собора». Правильная постановка задачи – главное условие, мотивирующее работников.

Сами сотрудники также должны прикладывать усилия к тому, чтобы работа была не тяжелым бременем, выматывающим эмоционально и психологически, а приятной и полезной деятельностью. Профилактика эмоционального выгорания со стороны сотрудников заключается в правильном позиционировании проблем, взгляд на неприятности в новом русле и отвлечении:

  • Во время работы переключайтесь на другие темы, делайте небольшие перерывы. Психологи рекомендуют осмотреться вокруг, отметить мельчайшие детали интерьера природы, мысленно произнести их про себя. Такой простой прием позволит извлечь стрессовые моменты из сознания, переключиться на позитивную ноту и расслабиться.
  • Относитесь к стрессовым факторам с позитивом, а также снижайте значимость неприятных, травмирующих ситуаций, как бы трудно это не было. Помните: причиной вашего стресса являются не люди, а ваше отношение к создавшейся ситуации. Проще смотрите на вещи, «отпускайте» проблему, с юмором относитесь к сложившимся неприятностям.
  • Подключайте нагрузки физического плана. Легкая зарядка, фитнес перед работой, активная прогулка в вечернее (обеденное) время, выброс энергии методом битья подушки (груши) – любой метод хорош, лишь бы после него вы чувствовали прилив энергии и жизнерадостность.
  • Абстрагируйтесь от рабочих мыслей в условиях дома, во время отдыха. Ваш мозг должен уметь переключаться на отдых, профессиональные задачи по мере возможности оставляйте в стенах кабинета.
  • Правильно распределяйте рабочее время, старайтесь не «заваливать» себя работой, дозируйте труд, умейте отложить что-то и «на завтра».
  • Занимайтесь творчеством, найдите для себя новое хобби, интересное занятие по душе. Танцуйте самбу, рисуйте инопланетян, раскрашивайте картины по номерам, выкладывайте пазлы – в свободное время отвлекайтесь и занимайтесь тем, что приносит вам радость.
  • Используйте эффективные методы саморегуляции. Попробуйте применить антистрессовое дыхание, запишите и повторяйте фразы аутогенных тренировок, помогающие стабилизировать эмоции, займитесь медитацией.
  • Даже в самой непростой ситуации избегайте конфликтов, старайтесь выстроить и отстоять свою позицию, умейте управлять диалогом. Запишитесь на эффективные тренинги, которые помогут посмотреть на вашу проблему со стороны, выявить недочеты или промахи в общении и управлении. Интереснейший курс Владимира Тарасова «Идеальный подчиненный» поможет вам узнать о методиках взаимодействия между руководителем и подчиненным, изучить искусство подчинения и получить инструменты управления, которые пригодятся не только в бизнесе, работе, но и в повседневной жизни.

Помните: жизнь – это не только работа. Есть еще масса приятных занятий, которые подарят вам необыкновенные чувства эмоционального наслаждения, восторга, помогут вернуть ощущения новизны и счастья. Общайтесь с родными, проводите досуг в кругу семьи, путешествуйте, делитесь положительными эмоциями, не зацикливайтесь только на работе. Ведь жизнь прекрасна: и у вас она одна!

Синдром эмоционального выгорания в управлении

Полезные статьи и материалы:

Поделиться в социальных сетях:

Источник

Первооткрыватель синдрома эмоционального выгорания (burnout — сгорание, выгорание, затухание горения) американский психолог Г. Фре- денбергер использовал это понятие[1] для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он испытал на себе и наблюдал у сотрудников наркологической клиники. Последующие исследования показали, что наиболее подвержены синдрому выгорания те сотрудники, которые чаще всего оказываются в стрессовых ситуациях.

В настоящее время существует несколько определений данного явления. Чаще всего под синдромом эмоционального выгорания (СЭВ) понимают деформацию личности под воздействием постоянных профессиональных стрессов. Более точно СЭВ подразумевает физическое и эмоциональное истощение, порождающее отрицательную самооценку, утрату интереса к своей профессиональной деятельности, прогрессирующее негативное отношение к окружающим — коллегам, клиентам, семье.

Читайте также:  Занятия спортом с синдромом ранней реполяризации

Как и порождающий его стресс, СЭВ в современной медицине признается своеобразной защитной реакцией психики человека, когда он остро осознает несоответствие действительности своим устремлениям. Так, отечественный исследователь В. Бойко[2] считает, что СЭВ представляет собой деформирование личности, возникающее как механизм психологической защиты в форме полного или частичного подавления эмоций в случае травмирующих воздействий на психику. Этот исследователь склонен видеть в СЭВ как позитивные, так и негативные моменты. Дозирование эмоций помогает экономно расходовать ресурсы организма, но при этом снижается эффективность труда. Фактически СЭВ — это защита равнодушием. При этом тотальное равнодушие, делая человека более устойчивым к постоянным и однотипным стрессовым ситуациям, нарушает нормальное течение жизни и даже в какой-то мере лишает ее смысла.

По мнению специалистов, профессиональные стрессы — главная причина СЭВ. Организационные стрессогенные факторы, порождающие СЭВ, можно разделить на три группы: (1) условия труда — повышенные рабочие нагрузки, продолжительный рабочий день, непродуманная эргономика рабочего места, неадекватное стимулирование; (2) содержание труда — количество клиентов, продолжительность и глубина контактов с ними; недостаточная самостоятельность в работе; амбивалентность профессиональных функций и дефицит информации; (3) социально-психологические факторы — отсутствие поддержки руководства и коллег, а также поведение клиентов (их апатия, сопротивление и т.п.)[3]. Влияние этих факторов зависит от индивидуальных характеристик работников. Более всего подвержены СЭВ изначально высокомотивированные на работу квалифицированные достаточно молодые специалисты со стажем 6—7 лет из-за несоответствия профессиональных ожиданий и действительности[4].

Отмечают следующие физические признаки СЭВ: постоянное ощущение усталости, опустошенности, плохое настроение, боли в мышцах, боли в горле, частые головные боли, расстройство сна. Один работник, страдающий СЭВ, парадоксально выразился о таком состоянии: «Я гак устаю за день, что у меня нет сил уснуть». Одновременно с плохим самочувствием отмечаются апатия или, наоборот, раздражительность, ухудшение памяти, рассеянность, потеря способности к концентрации внимания на обычных проблемах и, как следствие, резкое снижение эффективности трудовой деятельности.

СЭВ воздействует и на сознание работника — происходит снижение интеллектуальной активности, потеря интереса к творчеству, к поиску свежих идей и альтернатив, вообще ко всему непривычному и нестандартному. Возникает непреодолимая приверженность к рутине, шаблону, привычному стандарту, исчезает желание обучаться, повышать уровень профессионального мастерства.

Ранее считалось, что наиболее подвержены СЭВ врачи, медсестры, учителя, социальные работники, сотрудники правоохранительных органов, спасатели, т.е. представители профессий, которые вынуждены постоянно общаться с «трудными» категориями граждан (больные, преступники, пожилые люди, подростки с неустойчивой психикой и др.) или людьми, попавшими в трудные жизненные ситуации. Затем стало понятно, что он возникает и у тех лиц, работа которых просто связана с постоянным общением, например у торговых агентов, коммивояжеров, руководителей любого уровня. Однако в последнее время синдром выгорания стал выявляться даже у тех, кто при исполнении своих обязанностей с людьми почти не общается, например у программистов.

Для диагностики СЭВ используются различные опросники. Вопросы в них касаются усталости от работы и общего отношения к ней. Например, сотрудника, у которого имеются симптомы СЭВ, просят согласиться или не согласиться со следующими высказываниями.

Когда в выходные я вспоминаю, что в понедельник на работу, то настроение уже ничем не поднять.

Если бы у меня была возможность уйти на пенсию, то я бы сделал это без промедления. А подработку нашел бы где-нибудь.

Добровольно на курсы повышения квалификации я не пойду. Учиться мне нечему, незачем, да и неохота.

Моим коллегам, начальству и клиентам (посетителям, пациентам, ученикам, заказчикам) я придумываю обидные прозвища и обзываю их не только мысленно, но и вслух.

Со всеми делами по работе я справляюсь «одной левой». Знаю, где и как схитрить и выгадать.

За последние полгода я ни разу не читал специальную литературу или периодику по моей профессии. Неинтересно.

Если бы мне платили в три раза больше, я все равно не стал бы относиться к работе лучше.

Когда я ухожу в отпуск, я мечтаю, чтобы он был в два раза длиннее.

В настоящее время существует множество теорий, описывающих СЭВ. В научном сообществе сложилось убеждение, что это сложный, растянутый во времени, многоэтапный процесс, но единого взгляда на его структуру и динамику еще нет. Однако теории, объясняющие СЭВ, можно разделить на факторные и процессуальные.

Факторные теории рассматривают данное явление как комбинацию главных и второстепенных факторов, а также их следствий. Например, двухфакторная модель Д. Дирендонка, В. Шауфели и X. Сиксмы[5] предполагает, что СЭВ складывается из эмоционального истощения, проявляющегося в жалобах на здоровье и постоянную усталость, и деперсонализации — ухудшения отношения к себе и социальной (прежде всего, клиентской) среде. Трехфакторная модель К. Маслач и С. Джексона[6]добавляет к вышеперечисленным факторам редукцию (занижение) человеком своих профессиональных достижений. Многочисленные четырехфакторные модели СЭВ[7] представляют собой различные сочетания тех же самых факторов — истощения, деперсонализации и редукции — при делении одного из факторов на два элемента. В одном случае деперсонализация рассматривается как изменение отношения к собственной личности и к окружающим, в другом различаются личностная и профессиональная редукция и т.п. В целом же факторные модели нацелены на выявление причинно-следственных и структурно-функциональных связей СЭВ с различными явлениями в жизни человека.

Процессуальные теории рассматривают динамику выгорания, его развитие во времени. Так, Дж. Гринберг говорит о СЭВ как о прогрессирующем процессе, состоящем из пяти стадий[8]:

  • 1) работник хорошо справляется с заданиями, но под воздействием постоянных рабочих стрессов утрачивает энтузиазм;
  • 2) проявляется в усталости и апатии. Падают интерес и энтузиазм, для активной работы нужна дополнительная мотивация. Возможны мелкие, но постоянные нарушения трудовой дисциплины;
  • 3) возникает хроническая раздражительность, случаются вспышки немотивированной злобы. Снижается работоспособность. Появляются вредные привычки. Человека преследует постоянное переживание из-за нехватки времени;
  • 4) начинают развиваться хронические заболевания, из-за которых человек частично теряет работоспособность. Усиливается неудовлетворенность собой, качеством своей жизни;
  • 5) физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать появление тяжелых заболеваний. У человека появляется столько проблем, что не только карьера, но и жизнь, кажется, находится под угрозой.
Читайте также:  Синдром жильбера после 45 лет

Среди отечественных исследователей синдрома выгорания наиболее известна процессуальная модель уже упоминавшегося выше В. Бойко[9]. По его мнению, процесс СЭВ можно разделить на три фазы: напряжение, резистенцию (сопротивление) и истощение.

Фаза «Тревожное напряжение»:

  • • переживание психотравматирующих обстоятельств па работе;
  • • неудовлетворенность собой, своей работой, коллегами, руководством;
  • • чувство безысходности, «тупика», отчаяние от бессилия что-то изменить;
  • • тревога и депрессия, чувство паники при особо сложных ситуациях.

Фаза «Резисгенция»:

  • • избирательное эмоциональное реагирование в стандартных профессиональных ситуациях — реагирование не тогда, когда нужно, а по настроению;
  • • расширение сферы экономии эмоций — проявляется не только на работе, но и дома при общении с близкими людьми;
  • • редукция профессиональных обязанностей — попытки облегчить или сократить их.

Фаза «Истощение»:

  • • падение общего тонуса, плохое самочувствие, расстройства сна, аппетита;
  • • работник полностью исключает эмоции из своей профессиональной деятельности, его перестают интересовать как ее позитивные, гак и негативные аспекты;

• деперсонализация, т.е. полная или частичная утрата интереса к человеку — объекту профессионального воздействия (пациенту, ученику, клиенту).

Профилактика и избавление от СЭВ непосредственно связаны со стресс-менеджментом, но имеют и свои особенности, ведь, как было показано выше, стресс не всегда связан с чрезмерным количеством коммуникаций и проявляется в тотальном равнодушии и апатии.

Исходя из природы СЭВ, можно констатировать, что важнейшим средством избавления от него становится диверсификация. Причем эта диверсификация касается не только рабочих заданий, но и чередования работы и отдыха или работы и обучения. Так, во многих странах (это было и в СССР) преподаватели высших учебных заведений, у которых СЭВ может быть обусловлен повторением из года в год одного и того же учебного материала, периодически (чаще всего раз в пять лет) на полгода или год уходят на повышение квалификации. В течение этого времени они не преподают, а участвуют в образовательных программах в качестве слушателей и занимаются наукой. Такая диверсификация деятельности служит самой понятной и эффективной профилактикой СЭВ.

Другим методом предотвращения СЭВ является критика и по возможности недопущение «трудоголизма» в организации. Человек должен чувствовать, что он представляет собой нечто большее, чем просто работник. Это направление профилактики СЭВ оказывается особенно сложным, так как противоречит идеологическим основам классического менеджмента, согласно которым работник должен стать абсолютно лоялен организации и руководству, даже в какой-то степени «раствориться» в них. Но парадокс постиндустриального менеджмента заключается в том, что, «зомбируя» людей на труд во имя организации (акционеров), он не хочет иметь дело с аморфной и апатичной рабочей силой. Ему нужны творческие инициативные сотрудники, а не «зомби», к тому же больные эмоциональным выгоранием. Поэтому важно вернуть работнику «человеческое лицо» и дать понять, что его полное поглощение трудовым процессом, забвение своего собственного «Я» может иметь и для него, и для организации весьма негативные последствия.

Наиболее общим подходом к предупреждению СЭВ служит создание благоприятной творческой атмосферы в организации. По мнению К. Брайена[10], в каждом трудовом коллективе есть те, кто воровать не будут ни при каких обстоятельствах, и те, кто будут красть всегда. Тех и других вместе примерно 20%, а вот 80% — это люди неустойчивые. При положительном влиянии окружения они воровать не будут, а при дурном — будут. То же самое касается и эмоционального выгорания. Попадая в сообщество «выгоревших» работников, человек, изначально настроенный на получение удовольствия от работы, очень скоро начинает тяготиться ею — эмоциональное выгорание точно так же, как и, например, энтузиазм, заразительно. Если же выгорание приобретает массовый характер, то организация попросту может перестать существовать — ее разрушат свои же сотрудники. И такие случаи известны. Поэтому важно вовремя выявлять людей, которые входят в первую фазу

СЭВ, стараться снизить их влияние на окружающих и применять к ним весь арсенал средств борьбы со стрессом и эмоциональным выгоранием. Таким образом, внутреннее единство, взаимное уважение, справедливость в отношениях с людьми, умение выслушивать работников и удовлетворять их (порой скрытые) запросы — необходимые организационно-психологические основания для профилактики СЭВ в любой организации.

* * *

Особенности человеческой психики представляют собой важнейший объект внимания всей системы управления человеческими ресурсами организации. Именно специфика восприятия, эмоциональной сферы, сознательных и бессознательных реакций радикально отличают человека как объект управления от других объектов, включая самых «интеллектуальных» роботов.

Стрессы и синдром эмоционального выгорания стали нежеланными спутниками человека в его трудовой жизни. Их нет у машин и механизмов, поэтому долгое время, предельно рационализируя труд работников индустриального общества, менеджеры старались закрывать глаза на эти явления. Они казались просто малозначимыми издержками несовершенного человеческого организма.

В современных условиях, когда от человека требуется все более активное приложение творческой энергии на работе, когда быстрота и адекватность его реакций становятся залогом успеха организации, невозможно не принимать в расчет эти явления. Поэтому исполнение всех функций управления человеческими ресурсами оказывается подчиненным дополнительному, казавшемуся ранее не столь важным императиву — не навредить психике человека, не подорвать его психическое здоровье. И с этой точки зрения стресс-менеджмент вместе с профилактикой синдрома эмоционального выгорания становятся важнейшими направлениями менеджмента.

Источник