Синдром эмоционального выгорания в работе психолога
В последнее время много пишут об эмоциональном выгорании, в основном применительно к управленцам и представителям «помогающих профессий» — педагогам, психологам, медикам, юристам… Мы полагаем, что выгорать человек может в совершенно разных сферах, независимо от занятости и возраста — например, ученик, родитель, пенсионер… Общие механизмы профилактики эмоционального выгорания, такие как ресурсная работа, раскрытие творческого потенциала, обучение навыкам ассертивного поведения, являются ключевыми в работе психолога.
В статье мы кратко обозначим основные особенности синдрома выгорания, подробнее остановимся на факторах выгорания и «антивыгорания», а затем рассмотрим некоторые методы профилактики выгорания с помощью психодрамы и арт-терапии.
Ключевые слова: творчество, «контейнер» ресурсов, внешние и внутренние ресурсы, выгорающая часть личности.
Навигация:
- Понятие «эмоциональное выгорание», его стадии и феномены
- Способы понимания феномена эмоционального выгорания и механизмы «антивыгорания»
- «Потерянные крылья»: психодрама и арт-терапия в работе с синдромом эмоционального выгорания (материалы воркшопа)
Притча о двух волках
Однажды очень мудрый индеец рассказал своему внуку одну историю.
У каждого человека в душе живут два волка, которые враждуют между собой. Одного волка зовут Зло. Ему характерны такие черты характера как неудовольствие, злоба, зависть, ложь, эгоизм… Второго волка зовут Добро.Ему же характерен противоположный характер — любовь, доброта, внимание, спокойствие, верность, мир…
Слова старого индейца заставили немного подумать внука, и после небольшой паузы юный индеец спросил:
— А кто же, в конечном итоге, побеждает?
Мудрый индеец с улыбкой посмотрел в глаза своему внуку и ответил:
— Сильнее оказывается тот волк, которого мы кормим.
Понятие «эмоциональное выгорание», его стадии и феномены
В зарубежной литературе синдром выгорания обозначается термином burnout (англ.), что в переводе и соответствует таким эквивалентам, как «выгорание», «сгорание».
В.В. Бойко считает эмоциональное выгорание механизмом психологической защиты от интенсивных и продолжительных стрессов.
Стресс — это состояние психического напряжения, которое возникает, как правило, в экстремальных и сложных условиях. Механизм стресса — это неспецифические физиологические и психологические проявления адаптационной активности при сильных, экстремальных для организма воздействиях (Л.А. Китаев-Смык).
Однако в одних и тех же стрессовых условиях разные люди выгорают по-разному, а некоторые не выгорают вовсе. Многие авторы пишут о том, что на психологическое состояние влияет не сам стресс как внешний фактор, а то, как мы к нему относимся, воспринимаем ли мы его как двигатель нашего развития или как разрушающий фактор.
Синдром выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и представляет собой многомерный конструкт, набор негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью. Это ответная реакция на продолжительные стрессы межличностных коммуникаций (Н.Е. Водопьянова).
Согласно модели Маслач и Джексон, выгорание представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений.
- Эмоциональное истощение — основная составляющая профессионального выгорания. Проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, утрате интереса к окружающему, равнодушии или эмоциональном перенасыщении, в проявлении агрессивных реакций, симптомов депрессии.
- Деперсонализация — дегуманизация (обесценивание) межличностных отношений, негативизм, циничность по отношению к чувствам и переживаниям других людей. Характерна утрата эмоционального компонента: потеря чувств к близким, снижение эмпатии — отзывчивости, соучастия.
- Редукция личных достижений — уменьшение или упрощение действий, связанных с трудовой деятельностью, снижение значимости достигнутых результатов собственного труда (Н.Е.Водопьянова).
Бойко В.В., один из ведущих разработчиков проблемы эмоционального выгорания, выделяет четыре симптома, или критерия, эмоционального выгорания.
- Симптом «эмоционального дефицита». К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности, не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы — дополняют симптом «эмоционального дефицита».
- Симптом «эмоциональной отстраненности». Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Ее почти ничто не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика — ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом «выгорания». Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъекту общения.
- Симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации». Прежде всего отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку — субъекту профессионального действия. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций — с ним приходится что-то делать. Возникает деперсонализированный защитный эмоционально-волевой антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности.
- Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений». Многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о таких субъектах или контакт с ними вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний. Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита — «выгорание» — самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида.
В литературе встречается множество классификаций стадий выгорания. Так, М. Грабе полагает, что процесс выгорания проходит следующие стадии:
- Симптомы-предвестники выгорания: повышенная активность, утомление.
- Снижение активности.
- Эмоциональные реакции, поиск виноватых; депрессия или агрессия.
- Спад.
- Оскудение.
- Психосоматические реакции.
- Отчаяние.
Таблица 1. Факторы риска эмоционального выгорания | ||
Личностные факторы | Ситуативные факторы | Профессиональные требования |
Переживание несправедливости | Социальное сравнение и оценки других | Когнитивно сложные коммуникации |
Хроническое переживание одиночества | Несправедливость неравенство взаимоотношений | Эмоционально насыщенное деловое общение |
Переживание социальной незащищенности | Негативные или «холодные», бесчувственные взаимоотношения с коллегами, с подчиненными | Необходимость постоянного саморазвития и повышения профессиональной компетентности |
Переживание социально-экономической нестабильности | «Трудные» ученики, партнеры, клиенты | Адаптация к новым людям, меняющимся профессиональным ситуациям |
Переживание социальной и межличностной изоляции | Отсутствие корпоративной сплоченности, низкая организационная культура | Поиск новых решений |
Неконструктивные модели преодолевающего поведения | Внутрифирменные и межличностные конфликты | Высокая ответственность за дело и других людей |
Высокая мотивация власти, высокая аффилиация | Ролевые конфликты, ролевая неопределенность | Самоконтроль и волевые решения |
Трудоголизм, поведение типа А (ориентированное на достижение цели любыми средствами) | Дефицит административной, дружеской, социальной, проф. и др. видов поддержки | Неинтересная или нелюбимая работа |
Слабая «Я-концепция», низкая самооценка | Перегрузки | Бюрократизм или «бумажная» работа |
Низкая эмпатия и социальный интеллект | Недогрузки | Отсутствие готовых решений, необходимость творческого поиска |
Низкая профессиональная мотивация, мотивация избегания неудач | ||
Эмоциональная неустойчивость, нереалистичные ожидания |
Выгорание «заразно» — могут выгорать целые семьи или коллективы. Поэтому психологическое здоровье коллектива является важным фактором, препятствующим выгоранию. Дело в том, что выгоревший партнер по взаимодействию начинает существенно меньше эмоционально вовлекаться в отношения, в работу, не поддерживает коллег, сам не просит помощи и часто находится в агрессивном или депрессивном состоянии. Поскольку выгоревший человек почти ничего не дает партнерам, то они сами начинают испытывать нехватку ресурсов, искать их в других сферах или у других людей.
Факторы, приводящие к выгоранию, с точки зрения социальных психологов, являются как внутренними, личностными, так и внешними, связанными со сферой деятельности человека. Так, руководитель организации может очень многое сделать для нивелирования факторов выгорания сотрудников, но и сами сотрудники обязаны работать над своим внутренним миром.
Читать продолжение…
Автор статьи несколько лет ведет курс повышения квалификации для психологов школ, детских садов и центров «Профилактика эмоционального выгорания педагогов и родителей с помощью творческих методов развития личности».
Источник: mioo.seminfo.ru/course/view.php?id=612
- Часть 1
- Часть 2
- Часть 3
- Часть 4
Источник
Провели вебинар «Как работать в полную силу и не выгореть эмоционально» и собрали 10 советов по профилактике эмоционального выгорания от психолога сервиса «Мета» Татьяны Равовой.
Что такое синдром эмоционального выгорания
В мае 2019 года Всемирная организация здравоохранения уточнила определение эмоционального выгорания и выделила конкретные признаки, по которым его можно диагностировать и помочь справиться с последствиями. Согласно уточненному определению, эмоциональное выгорание — результат хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен.
Как предотвратить эмоциональное выгорание
Способность справляться со стрессом на работе, чтобы он не стал причиной выгорания, в первую очередь связана с тем, как он заботится о себе и как он относится к себе и работе.
1. Поддержание базового баланса
Регулярно проверяйте, насколько часто вы пополняете источники энергии: еда, сон, физическая нагрузка, общение с близкими или друзьями. Если вы каждую неделю откладываете тренировку или встречу с друзьями из-за работы, то вы уменьшаете уровень заряда своей батарейки.
Планируйте отдых заранее, как рабочие встречи и выполнение задач.
2. Займитесь хобби
Как давно вы делали что-то для своего удовольствия, а не пользы? Переключение на то, что вас наполняет и вдохновляет, дает вам возможность ясно видеть рабочую ситуацию и чувствовать себя удовлетворенными и отдохнувшими.
3. Спрашивайте себя каждый день: «Как я себя чувствую?»
Умение замечать состояние и корректировать в моменте, снижает влияние стресса на организм. Заведите себе привычку в течение дня задавать вопрос: «Как я сейчас?» и «В чем я нуждаюсь?»
Вставайте из-за рабочего места, чтобы пройтись и встряхнуться. Попейте воду, сделайте глубокие вдохи и посмотрите в окно, чтобы успокоить мысли. Даже простые действия помогают снимать напряжение.
4. Отслеживайте стресс в моменте
Медитация и практики осознанности формируют навык замечать состояние и чувствовать себя в моменте. Те, кто постоянно практикуют, замечают снижение тревожности и обращают внимание на телесные ощущения.
Если вы не знакомы с техниками, то начните с базовой медитации: сядьте, как вам удобно, выпрямите спину, но не слишком напрягайтесь из-за этого. Наблюдайте за своим дыханием, ощущениями от него в теле, например как движется воздух через нос или как поднимается живот. Когда вы замечаете, что отвлеклись на мысли — плавно возвращайте внимание назад к ощущениям.
Чтобы уменьшить влияние внешних факторов, отрегулируйте рабочую нагрузку и рабочее общение. Подробнее в следующих двух пунктах.
5. Четкие границы зоны ответственности
Пересмотрите нагрузку и границы на работе — за что вы готовы взяться, а за что нет, это поможет зафиксировать объем работ и снизить уровень стресса. Особенно, если вам привыкли поручать дополнительную работу. Задач больше, чем ваша пропускная способность для продуктивной работы? Обсудите вопрос с руководством.
Помните, что вы тоже влияете на ситуацию и можете заявить о своих проблемах.
6. Общение в нерабочее время
Проанализируйте, насколько вы перегружаете себя общением в мессенджерах и по телефону. Определите, в какие промежутки дня вы на связи, а в какие недоступны для решения рабочих вопросов. Если ваша работа не требует быть на связи круглосуточно, то отключите уведомления, когда работаете.
В периоды сильных перегрузов, выделяйте один или два дня, когда вы предоставлены сами себе и минимально используете телефон.
Пересмотр отношения к себе, работе и стрессу предотвращает появление эмоционального выгорания.
7. Регулярная рефлексия
Отслеживать возможное эмоциональное выгорание помогает регулярная рефлексия — анализ недели, месяца или другого периода. Выберите тихое место в выходной и задайте себе вопросы: «Что с моей нагрузкой, её много или мало? Если много, то могу ли я делегировать часть задач? Достаточно ли я отдыхаю?». Таким образом, вопросы могут касаться не только рабочей нагрузки, но и внутреннего состояния человека.
8. Работа с внутренними конфликтами
На стремление слишком много работать могут повлиять бессознательные мотивы человека. Например, острое желание доказать свою ценность родителям. Человек этого не понимает, но стремится «быть лучшим» и всегда много работать из-за этого мотива. Самостоятельно подобные мотивы обнаружить сложно — здесь поможет разобраться психолог.
9. Пересмотрите ваше отношение к стрессу
Стресс полезен, когда связан с ростом, мобилизацией сил и ресурсов человека. Сфокусируйтесь на том, что вы растете и делаете вклад в свое развитие — это позволит лучше справиться с последствиями стресса.
Исследования показывают: люди, которые считают, стресс исключительно вредным — чаще избавляются от его последствий при помощи алкоголя или сладкого. Те, кто считают, стресс полезным и готовы к трудностям в жизни — подходят проактивно к разрешению ситуации: ищут причину стресса, стараются найти помощь или информацию.
Подробнее про стресс и управление им читайте в книге Келли Макгонигал «Хороший стресс как способ стать сильнее и лучше».
10. Ответьте на вопрос «Зачем вы делаете вашу работу?»
Понимание смысла и пользы вашей работы помогает справляться со стрессом и получать удовольствие в процессе. Даже если текущие результаты не устраивают, то осознание смысла поддержит и с большей вероятностью приведет к желаемым результатам в перспективе.
Если предотвратить эмоциональное выгорание не удалось и вы обнаружили у себя 3 признака синдрома: мотивационное и физическое истощение, дистанцирование по отношению к рабочим обязанностям и снижение работоспособности, то одно из решений — обратиться за консультацией к психологу.
Он определит причины выгорания, составит план по восстановлению и даст рекомендации по предотвращению синдрома в будущем. Заполните анкету на сайте «Меты» и мы подберём подходящего психолога.
Подпишитесь на канал, чтобы узнать как и какие особенности вашей психики учитывать, чтобы сделать жизнь более гармоничной и счастливой!
Источник
Каждому психологу известно это зловещее словосочетание, а многим и состояние. Как же уберечься он этого синдрома? Как, по примеру третьего самурая из цитированной притчи, продолжать быть обыкновенным человеком, не несущим на себе ужасные отпечатки профессии? В конце концов, как просто выжить в практической психологии, не сгорев дотла?
Это вопросы, актуальные всегда и для всех, независимо от опыта работы, от стажа, от количества дипломов и сертификатов, от излюбленных методов и направлений.
Известный психолог Рудольф Загайнов – специалист, помогший многим нашим спортсменам не просто решить их проблемы, но стать чемпионами (один из последних его клиентов – абсолютный олимпийский чемпион по фигурному катанию Алексей Ягудин, приобретший этот титул после того, как год проработал с Загайновым) – назвал свою книгу-исповедь «Проклятие профессии». Видимо, это не случайно. Видимо, есть в психологии такие подводные камни и целые рифы, которых очень трудно избежать даже маститым профессионалам. Психотерапевт Glenn A. Roberts, занимавшийся изучением синдрома эмоционального выгорания у психиатров, дает этому феномену следующую характеристику: «Выгорание – это не научный конструкт, а запоминающаяся и неточная метафора… хотя в настоящее время он удостоен диагностического статуса…, несомненно, это новое название старой проблемы. Оно может быть лучше всего концептуализировано как «размытое множество» – общее название последствий длительного рабочего стресса и определенных видов профессионального кризиса. . Выгорание – не эпизод, а конечный результат процесса «сгорания дотла». . Когда требования (внутренние и внешние) постоянно преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия. Непрерывное или прогрессирующее нарушение равновесия неизбежно ведет к выгоранию.
Выгорание – не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса» [Glenn A. Roberts. С. 119, 121, 122].
Отечественный ученый В.В.Бойко характеризует синдром эмоционального выгорания следующим образом: «это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме исключения эмоций (понижение энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия; также расширение сферы отрицательных, негативных эмоций и уменьшение положительных эмоций» [цит. по: Проблема эмоционального выгорания… С. 5].
Когда психолог (или любой другой представитель помогающих профессий) оказывается в выгоревшем состоянии, то единственное, о чем он мечтает, – это любыми путями избавиться от надоевших до смерти клиентов
(учеников, пациентов и проч.). А если это невозможно, поскольку тогда не с кем будет работать, то, по крайней мере, как можно сильнее отстраниться от них, отгородиться высоким и широким забором, желательно с колючей проволокой наверху. Но как бы долго мы ни рассуждали о синдроме выгорания, никогда нельзя забывать,что главное свойство психолога – это гуманность. И бороться с выгоранием за счет устранения в себе этого качества – значит выплескивать вместе с водой и ребенка. Да, психолог,которому безразличен и клиент и его проблемы, никогда не выгорит. Но он и никогда не сможет помочь клиенту. А значит, победив в себе гуманность, вырастив на ее месте равнодушие, человек перестает быть психологом вообще: «Психолог потому и должен идти в жизнь, в практику, чтобы видеть вблизи эту жестокую борьбу человека за лучшую жизнь и чувствовать его боль! И тогда в личности психолога обязательно и ускоренными темпами образуется фундаментальное личностное качество – гуманность.
Без этого фундамента человек не может состояться как психолог, без него он не нужен в трудную минуту другому.
И именно гуманность, любовь к человеку, чувство долга перед ним поможет выстоять и самому психологу в его трудную минуту, когда он ощутит всю тяжесть груза проклятий своей профессии» [Загайнов. С. 570].
К этому же выводу приходят и исследователи проблемы альтруизма как личностного свойства представителей помогающих профессий (и психологов в их числе) Е.В.Китаева и Т.В.Черникова: «Альтруистическое поведение ожидается от специалистов помогающих профессий, а его отсутствие вызывает возмущение людей, столкнувшихся с проявлением равнодушия,эгоизма и корысти. В то же самое время специалисты-психологи легко научаются имитировать альтруистическое поведение, наживая сначала «эмоциональное сгорание»,а чуть позже – и профессиональную деформацию» [Китаева, Черникова.С.70]. И, к сожалению, ученые в результате своего эксперимента пришли с выводу о том, что еще на студенческой скамье будущие психологи уже находятся на пути к эмоциональному выгоранию из-за недостаточного «запаса» альтруизма. Процедура эксперимента состояла в следующем: студенты-психологи
сначала отвечали на вопросы, выявляющие уровень альтруистичности, применительно к себе, а затем – к сидящему впереди сокурснику. Групповую оценку «другого» считали приближенной к объективному значению и более реальной, а показатели «о себе» – приписываемыми. «Результаты показали, что данные по шкале «альтруизм» у психологов составили 4,1 по 10- балльной шкале. Это примерно столько же, сколько у контрольной группы студентов-менеджеров, получающих профессию индивидуалистической и узкокорпоративной направленности. Приписываемые будущими психологами показатели по шкале альтруизма оказались выше реальных, а показатели эгоизма – ниже. Это означает, что своих однокурсников и будущих коллег они считают более эгоистичными, а себя более заботящимися о благе других людей» [Китаева, Черникова. С. 71–72].
Каковы же причины эмоционального выгорания? Можно ли
«выгоревшего» психолога обвинять в том, что только он сам и является причиной собственного состояния? И можно ли каким-либо способом предотвратить появление и проявления этого синдрома?
Причины эмоционального выгорания, по В.В.Бойко, делятся на две категории: внешние и внутренние. О внешних необходимо знать, чтобы по возможности обходить их или нейтрализовать их воздействие на личность. О внутренних же необходимо знать, чтобы не допустить их включения, поскольку эта категория источников выгорания подвластна человеку и он может работать над ними самостоятельно или с помощью своего психотерапевта или супервизора.
Итак, внешние причины, провоцирующие сгорание [Проблема эмоционального выгорания… С. 5–8]:
1. Хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность – она связана с интенсивным общением, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию быстро взвешивать альтернативы и принимать решения.
2. Дестабилизирующая организация деятельности. Ее основные признаки: нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация. Наличие в ней «бюрократического шума» – мелких подробностей, противоречий, завышение нормы контингента, с которым связана профессиональная деятельность (учащихся, пациентов и т.д.).
При этом следует учитывать, что дестабилизирующая обстановка вызывает многократный, негативный эффект, который сказывается на самом
профессионале, на субъекте общения – клиенте, пациенте и т.п., а затем на взаимоотношениях обеих сторон?
.
3. Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции
– представители массовых профессий обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля… Процессуальное содержание их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность: надо всматриваться, вслушиваться, вчувствоваться в него,сопереживать, сострадать,сочувствовать, предвосхищать его слова, настроения, поступки, а главное, постоянно приходится принимать на себя энергетические разряды партнеров.
4. Неблагоприятная психологическая атмосфера профессиональной деятельности – определяется двумя основными обстоятельствами: конфликтностью по вертикали (руководитель – подчиненный) и по горизонтали (коллега – коллега). «Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов» (В.Д.Вид, Е.И.Лозинская).
5. Психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения (нарушители дисциплины, умирающие больные и т.п.). Если вы имеете дело с людьми, то почти ежедневно попадается клиент, который «портит вам нервы», невольно вы начинаете упреждать такие случаи и экономите эмоциональные ресурсы, игнорируя невоспитанных, капризных, безнравственных и т.п. людей. Механизм психологической защиты найден, но эмоциональное отстранение может использоваться неумело, и тогда вы не включаетесь в нужды и требования вполне нормального партнера по деловому общению. «На этой почве возникают недоразумения и конфликт – эмоциональное сгорание проявляется своей дисфункциональной стороной» (В.В.Бойко).
Рассмотрев предложенный оренбургскими психологами список внешних причин выгорания, можно прийти к следующему выводу: профессия психолога не только сложна своими требованиями к подготовке и личности специалиста, но и относится к группе риска в отношении его эмоционального состояния. И если хотя бы две из пяти приведенных причин, которые можно устранить совсем – (2-я и 4-я) перестанут мешать психологу нормально функционировать в профессии, то это уже будет достаточно большим шагом в сторону от проблемы выгорания к полноценной профессиональной и личностной реализации психолога. Остальные же три причины, очевидно, являются неотъемлемыми спутниками самой деятельности психолога как помогающего людям специалиста. Именно ему нужны
? А следствием этого, естественно, будет нежелательный результат их взаимодействия: взаимная неудовлетворенность, нерешение проблемы, что, в свою очередь, углубит состояние выгорания психолога и кризис клиента.
всевозможные формы личностной психотерапии и супервизии, а также возможность «отрабатывать», вентилировать свои чувства и эмоции во внеконсультационном пространстве. На Западе эта идея давно уже стала общим местом писаных и неписаных профессиональных психологических кодексов. Хочется верить, что и в России скоро придут к этому.
Следующий список причин выгорания включает в себя внутриличностные проблемы психолога, влекущие за собой появление данного синдрома.
1. Склонность к эмоциональной ригидности – эмоциональное сгорание возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан, и медленнее – у импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами людей.
2. Интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности – это явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, которые отдаются делу без остатка. Каждый стрессогенный случай из практики оставляет глубокий след в душе, постепенно истощая эмоционально-энергетические ресурсы, следовательно, возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты. Так, некоторые специалисты через какое-то время меняют профиль работы и даже профессию. Бывает, что профессионалы чередуют в работе периоды интенсивной интериоризации и психологической защиты…
3. Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности имеет два аспекта. Во-первых, профессионал в сфере общения не считает для себя необходимым или почему-то не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту свой деятельности. Соответствующее умонастроение стимулирует не только эмоциональное сгорание, но и его крайние формы – равнодушие, душевную черствость. Во-вторых, человек не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Систему самооценок он поддерживает иными средствами – материальными или позиционными достижениями. Альтруистическая эмоциональная отдача для такого человека ничего не значит, и он не нуждается в ней, не испытывает от нее удовлетворения. Иное дело личность с альтруистическими ценностями, для которой важно помогать и сочувствовать другим, а утрату эмоциональности в общении она переживает как показатель нравственных потерь, как утрату человечности.
Обратимся за иллюстрацией результатов последней из перечисленных причин выгорания к профессиональному фольклору психологов – психологическим анекдотам (поскольку фольклор – это элемент общественного сознания, демонстрирующий взгляды, убеждения, привычки, модели поведения, свойственные создавшему его народу и кристаллизовавшиеся в течение долгого времени, будем считать, что в этих
анекдотах сконцентрирован процесс самопознания и самоанализа всего психологического «народа»):
Автоответчик:
«Добро пожаловать на горячую линию срочной психологической помощи! Если вы слишком импульсивны – несколько раз быстро нажмите 1. Если вы чувствуете себя зависимым – попросите кого-нибудь нажать 2. Если вы чувствуете в себе множество личностей – нажмите 3, 4, 5 и 6. Если у вас мания преследования – мы знаем, кто вы и чего хотите, просто никуда не уходите, а мы пока отследим ваш звонок. Если вы шизофреник – слушайте внимательно, и тихий голос подскажет вам, какую цифру нажать. Если у вас депрессия – неважно, что вы нажмете… никто все равно не ответит». Если это стало анекдотом, значит, по крайней мере мысли подобные психологов посещают. А если такие мысли имеют место, значит, у них есть свои причины. Таким образом реализуется защита психолога от обступающих его день за днем чужих неурядиц, бед, страданий. Однако может ли психолог позволить себе такую защиту?
Вот что пишет по этому поводу Р.Загайнов: «… признаю: все так и есть – любви во мне стало меньше!
Можно оправдать себя, обвинив в данных моих личностных изменениях те же поражения и связанные с ними переживания, отдельных разочаровавших в себе людей и что-то еще. Но в главном виноват я сам – я допустил эти трагические изменения в себе самом, я стал менее способным любить человека, и именно это привело к тому, что во мне стали меньше нуждаться, чем в те мои счастливые годы!» (курсив Р.З.) [Загайнов. С. 8]. Приходим к выводу, что деформация в направлении оравнодушивания вредна не только клиентам психолога, но и ему самому – как профессионалу и как человеку.
И еще одна внутренняя причина эмоционального выгорания – нравственные дефекты и дезорганизация личности психолога.
«Возможно, профессионал имел нравственный изъян еще до того, как стал работать с людьми или приобрел его в процессе деятельности. Это обусловлено неспособностью использовать во взаимодействии с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность и т.п. Нравственная дезорганизация вызывается неумением отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого личности. При наличии этих условий формирование эмоционального сгорания облегчается,увеличивается вероятность безразличия к субъекту деятельности и апатии к исполняемым обязанностям» [Проблема эмоционального выгорания… С. 7–8]. Данная причина выгорания поддается искоренению с большим трудом. И поэтому, на наш взгляд, необходимо производить отбор студентов на факультеты психологической специальности не только по интеллектуальному критерию
(как и на любую другую специальность), но и по личностным характеристикам. Оправданность этой меры заключается в том, что именно личность психолога, как доказывается всей настоящей статьей, является его рабочим инструментом. И если этот инструмент неисправен, никто не может поручиться за результат приложения его к людским судьбам и душам.
Еще по теме Синдром эмоционального выгорания психолога: его причины, стадии и способы профилактики:
- Травматический шок, его причины, стадии, степени и первая помощь
- Венерические болезни и их профилактика. СПИД и его профилактика. Профилактика сексуального насилия
- Синдром поликистоза яичников и синдром X — серьезные причины лишнего веса
- Кровотечение и способы его остановки
- КИСЛОТНО-ОСНОВНОЕ СОСТОЯНИЕ И СПОСОБЫ ЕГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ
- Остеохондроз и причины его возникновения
- Способы профилактики
- Жаркое из метода ускоренного обучения и способ его употребления
- Операционный стресс, его причины и следствия
- Понятие об удушье, его причинах, видах и первой помощи
- Дыхательная недостаточность, способы профилактики и лечения
- Способы влияния командира на коллективную психологию
- Закон Выгорания
- Отиты, тугоухость. Причины, признаки, профилактика
Источник