Синдром эмоционального выгорания в образовании
«Эмоциональное выгорание педагогов и способы его преодоления»
Содержание занятия
Введение
В последние годы резко возрос интерес к синдрому эмоционального выгорания. Заинтересованность этой проблемой проявляют как руководители образовательных учреждений, так и сами педагоги. Это обусловлено тем фактом, что выгорание специалистов (особенно так называемых «помогающих» профессий, к категории которых относится профессия воспитателя) начинается незаметно и на начальном этапе не вызывает никаких трудностей для организации, а в результате обходится очень дорого.
Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция специалиста на рабочие нагрузки, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.
Эмоциональное выгорание относится к числу феноменов профессиональной деформации и развивается, как правило, у специалистов, которым по роду службы положено много общаться с другими людьми.
За годы работы в ДОУ у воспитателя накапливается множество психологических проблем, решить которые он не в состоянии, что приводит зачастую к разочарованию в своей профессии, профессиональному выгоранию.
К основным факторам, способствующим формированию эмоционального выгорания воспитателей, относят:
1) высокую ответственность за своих подопечных;
2) высокую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку;
3) самоотверженную помощь;
4) дисбаланс между интеллектуально–энергетическими затратами и морально–материальным вознаграждением;
5) наличие ролевых конфликтов;
6) работу с «трудными» детьми.
Синдром эмоционального выгорания педагогов является ответной реакцией специалиста на пролонгированные во времени стрессовые воздействия межличностного общения. Это комплекс, состоящий из поведенческой модели и психологических переживаний, которые непосредственно влияют на уровень работоспособности воспитателя, психофизиологическое самочувствие и на характер межличностных отношений как в системе «воспитатель – коллеги», так и в системе «воспитатель – ребёнок».
Так как выгорание является относительно устойчивым состоянием, приносящим несомненный ущерб профессиональной деятельности специалиста, профилактика данного синдрома является значимым аспектом в системе профилактической работы дошкольного учреждения.
По мнению специалистов в области стресс–менеджмента, выгорание «заразно», наблюдались целые «выгорающие» отделы и организации (Водопьянова Н. Е., 2005). Специалисты, подверженные процессу выгорания, демонстрируют такие проявления, как цинизм, негативизм, пессимизм. Все перечисленные проявления недопустимы в работе специалистов «помогающих» профессий, особенно при взаимодействии с детьми.
Таким образом, коммуникативная и эмоциональная составляющие деятельности педагога являются наиболее «эксплуатируемыми» и, как следствие, наиболее подверженными «износу», что приводит к попыткам специалиста экономить, излишне не расходовать, «придерживать» их.
Последствия эмоционального выгорания педагогов могут проявляться в различных сферах:
• межличностные последствия проявляются в профессиональных, семейных отношениях, а именно в конфликтах с коллегами, администрацией , воспитанниками и родителями, в раздражительности и эмоциональной истощенности;
• установочные последствия проявляются в негативных установках по отношению к детям, работе вообще, коллективу, к себе лично, которые ведут к снижению лояльности сотрудников;
• поведенческие последствия могут выражаться как на уровне одного сотрудника, так и на уровне всего учреждения: педагог выбирает неконструктивные и неадекватные ситуации модели поведения, вызывая тем самым нарастание напряженности вокруг себя и, как следствие, – снижение качества работы и межличностного взаимодействия, потребность в употреблении психоактивных веществ;
• психофизиологические последствия находят выражение в расстройствах психосоматики, которые могут проявляться как в виде изнурительных головных болей, так и в форме бессонницы.
Названные последствия выгорания имеют огромное влияние на психологический комфорт как в педагогическом коллективе, так и в группе, на эффективность учебно–воспитательного процесса, на общее состояние здоровья воспитателей и воспитанников.
Избежать последствий выгорания педагогов можно путем планомерной профилактики синдрома.
Профилактику эмоционального выгорания воспитателей необходимо проводить в двух направлениях:
1) оптимизация организационных условий труда педагога;
2) актуализация личностных ресурсов педагога.
Первое направление включает в себя следующие составляющие.
• Организация рабочего места педагога предполагает, как общее санитарное состояние рабочего пространства, так и эстетическую составляющую. Исследования показывают, что педагоги, работающие в светлых, просторных помещениях, имеющих необходимое для работы оснащение и эстетичное оформление, гораздо реже страдают от проявлений синдрома эмоционального выгорания, чем их коллеги, вынужденные работать в тесных, обшарпанных. «голых» группах.
• Строгая определенность должностных инструкций и обязанностей.
• Конструктивная и «прозрачная» система поощрений и наказаний, принятая в коллективе.
• Справедливая кадровая политика, возможность продвижения по служебной лестнице и др.
• Оказание социальной поддержки и защита интересов сотрудников.
• Отлаженная система охраны труда сотрудников.
• Наличие общепринятых стандартов формального и неформального поведения педагогов в учреждении.
• Наличие и развитие высокой организационной культуры.
• Профессиональная и административная поддержка.
• Эффективное руководство, доступность администрации для диалога.
Второе направление связано с активацией и выработкой личных ресурсов педагогов и реализуется следующим образом.
1. Просветительское направление:
— информирование педагогов о причинах и признаках эмоционального выгорания;
-ознакомление педагогов с методами и приемами самопомощи для сохранения работоспособности, профессионального и психосоматического здоровья.
2. Повышение значимости педагогической профессии, которое будет способствовать удовлетворению потребности в признании, самоутверждении и самовыражении учителя:
— создание администрацией школы условий для постоянного повышения профессионального уровня и квалификации педагогов;
— создание возможностей для беспрепятственной аттестации педагогов и обеспечение «бесстрессовой» ситуации аттестации;
— участие в педагогических чтениях и методических семинарах, марафонах, деловых играх;
— обобщение педагогического опыта воспитателя;
— возможности публикации педагогических находок и разработок педагога и др.
3. Обучение педагогов следующим приемам и методам саморегуляции и профилактики стрессов и выгорания (групповые формы работы)
Как экономно расходовать свои энергетические ресурсы в работе
с людьми (рецепты В. В. Бойко)
• Жить с девизом «В целом все хорошо, все, что делается, – делается к лучшему». Неудовлетворительные обстоятельства на работе воспринимать как временное явление и пытаться изменить их к лучшему.
• Энергию недовольства направлять на дела, способствующие позитивным переменам, а не злословию и обидам.
• Замечать достижения в своей работе и чаще хвалить себя за них. Замечать свои успехи в отношениях с другими и радоваться достигнутым результатам. В выполняемой работе усматривать прежде всегосоциальный, гуманный, престижный смысл, а не конкретные и малоприятные функциональные обязанности.
• Находить источники вдохновения в каждом осуществляемом замысле. Тратить время и энергию на осмысление целей и средств их достижения, а не на исправление непродуманных действий и ошибок.
• Организовать свою работу так, чтобы исключить ненужные и раздражающие обращения окружающих.
• Просьбы, советы, требования, обращенные к кому–либо, следует произносить достаточно громко и отчетливо, предварительно убедившись, что партнер в состоянии их воспринять.
• Не «пережевывать» в уме случившиеся конфликты или допущенные ошибки. Осознать причину, сделать выводы, найти выход, но не прокручивать в сознании. Если возникла проблема или назрел конфликт, решать своевременно, обдуманно и спокойно.
• Не вспоминать на работе о неприятностях личной жизни и не обсуждать их с коллегами.
• Дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны, быть с ними открытыми, искренними и естественными.
• Мягко и незаметно ограничивать общение с теми, кто неприятен, оставаясь с ними приветливыми и внимательными.
• Использовать техники снижения эмоционального напряжения.
Упражнение «Имя – профессиональное качество».
Цель: создание положительной атмосферы в группе, поднятие самооценки участников тренинга, акцентирование внимания на ценности каждого члена группы.
Педагоги, передавая мяч по кругу, называют свои имена и какое – либо профессиональное качество, начинающееся на первую букву имени.
Упражнение «Лестница».
Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности.
Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы:
— Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?
— Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?
— Есть ли внутренние противоречия по этому поводу?
— Что мешает Вам находиться наверху?
Коллаж «Привычки счастливого человека»
Педагоги в группах составляют коллаж, используя фразы и картинки из старых газет и журналов. Звучит спокойная музыка.
Участникам тренинга раздаются листы бумаги, они делятся на на 2 команды 1 команде предлагается написать ,нарисовать виды деятельности, которые приносят им удовольствие на работе, 2 команде предлагается написать ,нарисовать виды деятельности, которые приносят им удовольствие вне работы.
Флеш-тренинг.
Видеозапись с расслабляющими изображениями. Участники рассматривают слайды под спокойную музыку.
«Мешочек пожеланий»
Участники вытаскивают позитивные пожелания и зачитывают их.(В ближайшее время Вам особенно повезет! Вас сегодня ожидает сюрприз! И т.д.)
Рефлексия
Что понравилось? Что узнали нового? Чему научились?
Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания
1. Определите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте усилия на их достижении.
2. Думайте о чем-то хорошем отбрасывайте плохие мысли. Позитивное мышление и оптимизм – это залог здоровья и благополучия.
3.Откажитесь от пекфекционизма.Не все вещи, которые стоит делать, стоит делать хорошо. Совершенно не всегда достижимо, а если даже достижимо, то оно не всегда этого стоит.
4. Каждое утро, поднимаясь из кровати, думайте о чем-то хорошем, улыбнитесь, напомните себе, что все будет хорошо, а вы обворожительны и прекрасны, у вас замечательное настроение.
5. Планируйте не только свое рабочее время, но и свой отдых. Устанавливайте приоритеты. Вспомните
6. Особенное место отводите отдыху и сну. Сон должен быть спокойным, не менее 7-8 часов. Перед сном можно приготовить успокаивающую ванну с аромамаслами.
7. Используйте на протяжении дня короткие паузы (минуты ожидания, вынужденной бездеятельности) для расслабления.
Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события
прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
8. Не сгущайте тучи! Не делайте из мухи слона!
9. Руководите своими эмоциями! Закройте глаза. Представьте берег моря. Руки поднимите вверх и разведите в сторону. Почувствуйте силу энергии. Сложите руки на животе.
10. Не пренебрегайте общением! Обсуждайте с близкими вам людьми свои проблемы.
11. Отдыхайте вместе с семьей, близкими друзьями, коллегами.
12. Найдите место для юмора и смеха в вашей жизни. Когда у вас плохое настроение, посмотрите кинокомедию, посетите цирк, почитайте анекдоты.
13. Не забывайте хвалить себя!
14. Улыбайтесь! Даже если не хочется (1-1,5 хв.).
15. Находите время для себя: примите расслабляющую ванну, почитайте любимую книгу, сделайте косметические процедуры и тому подобное! Устраивайте для себя небольшие праздники!Если Вы будете выглядеть лучше, то это может заставить Вас и чувствовать себя лучше.
16. Станьте энтузиастом собственной жизни!
17. Предпримите шаги для устранения причин напряжения.
18. Проблемы не нужно переживать, их нужно решать!
19. Умейте отказывать вежливо, но убедительно!
20. Если негативные эмоции захватили вас во время общения, то сделайте паузу, помолчите несколько минут, посчитайте до 10, выйдите из помещения, займитесь другим видом деятельности: переберите бумаги на столе, поговорите со своими коллегами на нейтральные темы, подойдите к окну и посмотрите в него, рассмотрите уличное движение, небо, деревья, порадуйтесь погоде, солнцу.
21. Делайте дни “информационного отдыха” от ТВ и компьютера. Почитайте что-то.
22. Посещайте, выставки, театр, концерты.
Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
23. Наилучшим средством для снятия нервного напряжения являются физические нагрузки – физическая культура и физический труд. Очень полезным также есть расслабляющий массаж. Замечательным средством достижения внутреннего равновесия является йога, дыхательная гимнастика, релаксация.
24. Музыка – это тоже психотерапия.
25. Позаботьтесь о психотерапевтическом влиянии среды, которая вас окружает (цветовая гамма). Хорошо успокаивают нервную систему зеленый, желто-зеленый и зелено-голубой цвета. Хорошо, когда дома стены окрашены в эти цвета, или же достаточно просто посмотреть на любую вещь, какого-то из этих цветов, — и нервное напряжение постепенно уменьшится.
26. Отдыхайте на природе, ведь такой отдых замечательно успокаивает нервную систему и делает человека добрее.
27. Позитивное влияние на нервую систему и настроение имеет и общение с животными.
28. Снять напряжение также поможет смена деятельности, когда позитивные эмоции от приятного занятия вытесняют грусть.
29. Уделяйте надлежащее внимание собственному здоровью!
Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг нас и мир, несовершенны.
30.Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!
Помните: работа — всего лишь часть жизни!
Список используемой литературы:
1. Е. А. Чекунова, Т. П. Колодяжная Сохранение здоровья детей и педагогов в условиях детского сада. / учебно-методическое пособие. М. 2010.
2. Е. В. Шитова Практические семинары и тренинги для педагогов. / Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие. Волгоград. 2013.
3. Н. А. Рогалева Дни психологической разгрузки для педагогов ДОУ. / Справочник педагога-психолога. 01.2012.
4. В. М. Чернышова, С. Ю. Лифанова Инновационные подходы к профилактике профессиональной деформации педагога. / Справочник педагога-психолога. 03.2011.
5. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома (психотехнические упражнения; коррекционные программы) ./ М. 1995.
6. Т. Н. Сташкова Занятие-тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания». / Справочник педагога-психолога 02.2011.
7.«Большая книга детского психолога» / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. Ростов на Дону, «Феникс»,2011
8.Колошина Т.Ю., Трусь А.А. «АРТ-терапевтические техники в тренинге»,СПб, «Речь», 2010
9.«Психология общения. Энциклопедический словарь» / А.А. Бодалева, М., «Когито-Центр», 2011
10.«Психология профессионального здоровья» / Г.С. Никифорова, СПб, «Речь», 2006
11.Саенко Ю.В. «Регуляция эмоций. Тренинг управления чувствами и настроениями», СПб, «Речь», 2011
Источник
Саматеева Марина Зоркаевна, магистрантка БПз-СПО1 курса психолого-педагогического факультета ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г.Владикавказ, Россия | Samateeva Marina Zorkaevna BPz-SPO undergraduate course 1 of psychology and education SBEI HE «North Ossetian State Pedagogical Institute», Vladikavkaz, Russia |
СИНДРОМ «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» У УЧИТЕЛЕЙ СРЕДНЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
THE SYNDROME OF «EMOTIONAL BURNOUT» OF TEACHERS IN A SCHOOL
Аннотация: В статье рассматривается проблема синдрома «эмоционального выгорания», фазы его развития и уровень сформированности у учителей современной образовательной школы. Представлены результаты эмпирического исследования синдрома «эмоционального выгорания» в зависимости от стажа работы учителей средней образовательной школы.
Abstract: the article considers the problem of the syndrome of «emotional burnout», phase of its development and the level of formation of teachers in modern educational school. The results of empirical research hypotheses about the relationship of experience of teachers a secondary school with the level of formation of the syndrome of «emotional burnout».
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, личность учителя, профессиональный стаж, напряжение, резистенция, истощение.
Keywords: emotional burnout, the teacher’s personality, professional experience, voltage, resistant, depletion.
В настоящее время тема эмоционального выгорания учителей средней образовательной школы вновь приобретает особенную актуальность. Связано это, преимущественно, с проводимыми в нашей стране реформами в образовании и науке, которые направлены не только на исключительно расширяющие и просвещающие возможности, а также для сохранения самочувствие абсолютно всех участников образовательного процесса, так как от самочувствия учителя во многом обуславливается и психологическое самочувствие его учащихся.
Современный педагог должен быть мобильным для решения задач, требующих инициативных педагогических стараний. Среди них обучение нового содержания учебных предметов, новых форм и методов преподавания, а также отыскание плодотворных путей воспитания, выполнение гуманистической парадигмы, неизбежность принимать во внимание стремительные перемена, возникающие в обществе и информационной области преподаваемого предмета. Все это под мощь только морально здоровому, мастерски грамотному, креативному и трудолюбивому учителю.
В 17 веке голландский психотерапевт Ван Туль-Пси предложил символичную эмблему профессии, имеющих отношение к уровню социально нацеленныхспециальностей. Это была пылающая свеча: «Светя иным, сгораю сам». Эта аксиома подразумевает самоотверженное служение, абсолютную отдачу всего себя профессии к иным людям, а также применение всех своих физических, духовных и нравственных сил. Исходом такого беззаветного служения народу становится их «эмоциональное выгорание».
Этот феномен впервые описал в 1974 году американский психотерапевт Герберт Фреденберг. Исследователь назвал это открытие термином «burnout» (выгорание), используемый в обыденности для обозначения эффекта приобретенной зависимости от наркотических средств. Постепенно данный термин стал использоваться буквально ко всем специальностям направленности «человек – человек», где субъектами работы специалиста считаются люди со всем множеством их задач и трудностей.
В середине 90-х годов 20 века эмоциональное выгорание стало предметом автономного исследования в российской психологии. Данное явление изучали такие ученые, как Т.К. Форманюк, Г.А. Зарипова, В.С. Орёл, А.А. Рукавишников, В.В. Бойко, О.В. Крапивина, М.Б. Агапова,
Т.В. Большакова.
Центральное пространство в развитии выгорания как научной концепции заняли работы К. Маслач и ее соратников С. Джексон, А. Пинес. Созданные ими модели выгорания послужили почвой для проведения последующих изучений парадокса.
Российские деятели науки Е.С Старченкова и Н.Н. Водопьянова определяют синдром выгорания – как отрицательный рефлекс на профессиональные стрессы, которые включают в себя психофизиологические, психологические и поведенческие компоненты.
В.В. Бойко представляетэмоциональное выгорание как динамический процесс, образующийся постепенно соответственно механизмам образования стресса в качестве психологической защиты, которая в ответ на отдельные травмирующие компоненты вырисовывается в форме частичного или бесспорного выключения эмоций.
Синдром «эмоционального выгорания» – бесспорно напряженное профессиональное заболевание. Оно происходит в основном у тех, чья работа непосредственно связана с людьми. Это педагоги, соцработники, психологи, руководители, медицинские работники, корреспонденты, а также управленцы и политические деятели, – все те, чья жизнедеятельность невозможна без общения. Неспроста первый исследователь этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание – плата за сочувствие»
[1, c. 382].
«Выгорание» представляет собой стереотип эмоционального, чаще всего профессионального действия. «Выгорание» в какой-то степени функциональный стереотип, поскольку позволяет субъекту отмерять и бережно расходовать энергетические ресурсы. Одновременно могут обнаруживаться и дисфункциональные последствия, когда «выгорание» отрицательно влияетна исполнение профессионального дела в отношениях с субъектами профессиональной деятельности.
«Выгорание» является своего рода результатом хронического эмоционального напряжения, которое происходит при тесной взаимосвязи с людьми. К детерминантам вызывающим «выгорание» в средней образовательной школе относятся: ежедневная психологическая перегруженность, высокая ответственность за состояние здоровьеи жизнь учеников, дисбаланс между интеллектуально-энергетическими расходами и фактором социальной незащищенности. Также к ним относитсяи невысокий социальный статус профессии, ролевые конфликты и поведение «трудных» учеников. Специальность учителя в настоящее время феминизирована, благодаря этому к перечисленным профессиональным стрессорам прибавляются занятость работой по дому и дефицит времени для семьи и своих детей.
К симптомам эмоционального выгорания относятся:
пониженный эмоциональный фон, эмоциональная апатия и безразличие, безучастность в общении с окружающими;
отрицательное, а иногда и меркантильное отношение как к учащимся, так и к коллегам;
возрастающее безразличие к собственным должностным обязанностям, снижение рабочей активности и мотивации;
отношение к личной профессиональной несостоятельности в работе:
неадекватная оценка личности себя к результатам профессиональной деятельности и снижение персональной ответственности за них;
немотивированная или неадекватная агрессивность, недовольство собой и окружающими;
изменение соматического состояния: головные боли, нарушения сна и многое другое:
понижение качества жизни в целом [2, с. 79].
В целях выявления уровня выраженности компонентов эмоционального выгорания у современных педагогов средней образовательной школы и факторов, обуславливающих его, было проведено эмпирическое исследование.
На основе анализа научной литературы была сформулирована гипотеза исследования. Мы предположили, что синдром «эмоционального выгорания» развивается в результате длительной профессиональной деятельности педагога в сфере образования.
Для измерения уровня проявления эмоционального выгорания у учителей средней образовательной школы нами использовалась методика «Диагностика эмоционального выгорания» В.В. Бойко. Данная методика предоставила нам подробнейшую картину синдрома «эмоционального выгорания». С помощью этой методики диагностировались симптомы «эмоционального выгорания», уровень сформированности и фазы развития синдрома «эмоционального выгорания»: напряжение, резистенция, истощение.
«Напряжение» – переживание психотравмирующих обстоятельств. Также неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку», тревога.
«Резистенция» – неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей.
«Истощение» – эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность (деперсонализация), психосоматические и психовегетативные нарушения [3, c. 99].
В исследовании принимали участие учителя МБОУ СОШ №27
г. Владикавказа. Общий объем выборки составил 37 человек с различной длительностью профессиональной деятельности. Из них: 29 учителей-предметников и 8 учителей начальных классов. Все испытуемые – женщины, в возрасте от 22 до 76 лет. Средний возраст 39.6 лет. Все испытуемые
(100%) – педагоги имеют высшее профессиональное образование.
Методика «Диагностика эмоционального выгорания»
В.В. Бойко позволяет на основании результатов исследования (общего количества набранных баллов) поделить испытуемых на три группы по критерию сформированности фаз:
1 группа – синдром полностью сформировался хотя бы в одной из фаз (т.е. итоговое количество баллов в одной из фаз больше или равно 61);
2 группа – синдром находится в стадии формирования хотя бы в одной из фаз (т.е. итоговое количество баллов в одной из фаз находится в промежутке от 37 до 60 баллов);
3 группа – синдром не сформировался (т.е. итоговое количество баллов ни в одной из фаз не превышает 36 баллов).
При рассмотрении полученных результатов, можем отметить, что все испытуемые различаются по количеству набранных баллов, как в отдельных симптомах, так и в фазах эмоционального выгорания.
В первую группу со сформированным синдромом «эмоционального выгорания» вошло 18 человек, что составляет 48% от общей выборки. Средний возраст составляет 40 лет. Общий стаж работы учителей в данной группе – 15 лет.
Во вторую группу с формирующимся синдромом «эмоционального выгорания» вошло 9 человек, что составляет 24% от общей выборки. Средний возраст составляет 36 лет, общий стаж работы – 13 лет.
В третью группу с несформировавшимся синдромом «эмоционального выгорания» вошло 10 человек, что составляет 27% от общей выборки. Средний возраст составляет 46 лет. Общий стаж работы – 21 год.
Таким образом, можно сказать, что только у 10 (27%) педагогов из 37 педагогов не сформированы фазы выгорания, а у остальных 27 (73%) педагогов сформированы или находятся в стадии формировании одна или несколько фаз синдрома «эмоционального выгорания».
Более устойчивы к синдрому «эмоционального выгорания» оказалась группа педагогов со стажем работы от 8 до 42 лет, возрастные границы от 47 до 76 лет. Для этого возрастного промежутка свойственно овладение родительской дистанции со своими детьми, появляется вероятность больше времени и внимания уделять своей персональной жизни. Все это приводит к повышению настроения, появляется осознание целостности жизни, сопричастности ко всем ее проявлениям. Таким образом, можно предположить, что достижение определенной душевной гармонии, стабильности этого возрастного периода являются положительными факторами формирования устойчивости к синдрому «эмоционального выгорания».
Таким образом, гипотеза, выдвинутая вначале исследования, о том, что синдром «эмоционального выгорания» развивается в результате длительной профессиональной деятельности, не подтверждается. Выраженность фаз синдрома «эмоционального выгорания» носит не монотонный возрастающий характер, а существует определенный алгоритм его проявления, которая зависит от возрастных и профессиональных кризисов учителя.
Мы обосновали условия формирования синдрома, рассмотрели динамику его становления в зависимости от стажа практической деятельности. Выполненное исследование вносит определенный вклад в решение проблемы преодоления учителем синдрома «эмоционального выгорания». Вместе с тем остается осознание того, что синдром «эмоционального выгорания» оказывает неблагоприятное состояниене только на самих преподавателей, на их профессиональнуюдеятельность и здоровье, но и на отношения близких учителю людей. Поэтому, потребность в продолжении исследовательской работы обоснована, но только с акцентом на профилактику и коррекцию отрицательного влияния синдрома «эмоционального выгорания».
Результаты полученных данных могутпривлечь внимание психологов к проблеме формирования синдрома «эмоционального выгорания» у учителей средней образовательный школы. Стоит заметить, что данные также могут быть применены в целях прогнозирования, профилактики и коррекции синдрома «эмоционального выгорания» учителей, а также при подготовке и повышении квалификации учителей.
Литература:
Гордиенко В.Н. Психология удовлетворенности профессионально-педагогической деятельностью / Монография. – Иркутск, 2009. – С. 382.
Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб.: Питер, 1999. – С. 99-105.
Источник