Синдром эмоционального выгорания в деятельности психолога
В статье проводится теоретический анализ понятия «синдром эмоционального выгорания», рассматриваются причины его формирования в профессиональной деятельности психологов. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств, отсутствие которых приводит к эмоциональному выгоранию психологов в профессии, позволяет разработать критерии профессионального отбора студентов для учебы на психологическом факультете вуза.
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, профессионально-важные качества, эмпатия, толерантность в общении, стиль общения
Значительные и фундаментальные перемены, происходящие в настоящее время в обществе, приводят к активному внедрению психологии в различные сферы его жизнедеятельности. Следствием этого процесса является не только повышение спроса на квалифицированных психологов, но и увеличение требований, предъявляемых обществом к практическому психологу.
Профессиональная деятельность психолога — это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей.
Поэтому особую актуальность приобретает вопрос, что является главным в процессе профессионального развития психолога, что делает психолога эффективным и успешным, каковы пути предотвращения формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога.
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы [2].
Иногда СЭВ обозначается понятием «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации под влиянием профессиональных стрессов.
Впервые термин burnout (выгорание, сгорание) был введен американским психиатром Х. Фреденбергом в 1974 году. Под выгоранием подразумевалось состояние изнеможения в совокупности с ощущением собственной бесполезности, ненужности.
Социальный психолог К. Maslac в 1976 году определила это состояние как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам [4].
В. В. Бойко рассматривает эмоциональное выгорание как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [1].
С. Джексон считает, что к эмоциональному выгоранию приводят длительные профессиональные стрессы, возникающие в межличностных коммуникациях [4].
Синдром эмоционального выгорания рассматривается нами в аспекте практической, профессиональной деятельности психолога. Наиболее характерно проявление этого синдрома для представителей коммуникативных и помогающих профессий системы «человек — человек», к которым и относится профессия психолога.
В этой связи к психологам предъявляется ряд социально-этических и профессиональных требований, соблюдение которых позволяет специалисту сохранять доверие людей.
Профессия психолога требует большой эмоциональной нагрузки, ответственности. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает психолог в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть проблем клиента оказывают негативное воздействие на здоровье психолога [3].
Формирование синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога может быть связано с такими факторами, как специфическое психоэмоциональное и физическое состояние клиентов: тягостные переживания, страдания людей, депрессивные состояния, состояния безысходности. Всегда трудно работать с людьми, принимая их горе, боль, проблемы. Эмоциональные перегрузки приводят к повышению раздражительности, враждебности по отношению к поведенческим особенностям клиентов [5].
В своей профессиональной деятельности психолог должен ориентироваться на ценность Другого человека, адекватно оценивая свои возможности в оказание помощи клиенту, неся ответственность за свои профессиональные действия.
Изучение особенностей формирования синдрома эмоционального выгорания у практикующих психологов, работающих в различных организациях г. Шахты, проведенное нами в 2014–2016 годах, с помощью методики диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко, позволило выделить 24 % психологов, для которых характерен высокий уровень эмоционального выгорания. Проводя взаимосвязь между выраженными симптомами эмоционального выгорания у психологов, можно сказать, что наиболее выраженной фазой переживания профессионального стресса является истощение, сопровождающееся психосоматическими и психовегетативными нарушениями и обусловленное, прежде всего неудовлетворенностью профессиональной деятельностью, тревогой и депрессией, личностной отстраненностью.
Ведущим фактором формирования эмоционального выгорания у психологов является стиль взаимодействия, обуславливающий характер межличностных взаимоотношений. Изучение стиля общения у психологов проводилось с помощью личностного опросника Т. Лири. У психологов с высокой выраженностью синдрома эмоционального выгорания, выявлен властно-лидирующий стиль межличностного общения, им не хватает дружелюбия в общении, они не склонны доверять людям. Уровень принятия других людей и доброжелательности в общении умеренные. Характерно снижение общительности, усталость от общения.
У психологов с низкой выраженностью синдрома эмоционального выгорания, выявлен сотрудничающий и конвенциальный стили межличностного общения. Фактор дружелюбия преобладает над фактором доминирования, однако выраженность фактора доминирования умеренно высокая. Преобладающими чертами в межличностном общении является доверчивость, добросердечие и отзывчивость. Психологи склонны к сотрудничеству, кооперации, проявляют гибкость и компромисс при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремятся быть в согласии с мнением окружающих. Общительны, проявляют теплоту и дружелюбие.
Сравнивая особенности межличностных отношений испытуемых, можно утверждать, что для предотвращения формирования эмоционального выгорания, межличностные отношения психологов должны строиться на высоком уровне принятия других, высоком уровне доверия и доброжелательности в отношениях. Общение с клиентами должно приносить удовольствие психологу. Успешный психолог — это психолог, постоянно стремящийся к общению и получающий от общения удовлетворение; стремящийся к установлению близких отношений с другими людьми и желающий, чтобы другие устанавливали с ним глубокие эмоциональные отношения.
Уровень эмпатии, выраженность толерантности в общении у психологов были изучены с помощью опросника «Социально-психологические характеристики субъекта общения» В. А. Лабунской, методики «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбиана и Н. Эпштейна, опросника «Толерантные и интолерантные установки личности» В. В. Бойко.
Для психологов с высокой выраженностью синдрома эмоционального выгорания характерна склонность к затрудненному общению. Наибольшую психологическую трудность в общении у них вызывают интенсивность общения, количество партнеров, отсутствие умений и навыков организации взаимодействия. Не хватает выдержки в области активного слушания клиентов, возникает желание перебить клиента, дать совет и оценку. Возникающие трудности в общении противоречат сути работы психолога, от которого требуется способность к длительному выслушиванию человека, не критичность к экспрессивно речевым особенностям клиента.
Для психологов с низкой выраженностью синдрома эмоционального выгорания, склонность к затрудненному общению не характерна, потребность в общении высокая. Наибольшую психологическую трудность в общении у них вызывают особенности обращения партнеров друг к другу и умения и навыки организации взаимодействия: безразличие, подозрительность, враждебность, с ярко выраженным властным отношением к другим людям, высокомерие, чрезмерная требовательность, нежелание партнера поддерживать зрительный контакт, громкая речь, несоответствие выражения лица партнера его словам.
Склонность к затрудненному общению, недостаточное проявление эмпатии и толерантности в общении способствуют эмоциональному выгоранию практикующих психологов. Поэтому, способность к избеганию затруднений в межличностном общении, установлению гармоничных доверительных отношений, принятие собеседника таким, какой он есть, не зависимо от его внешнего вида, формы взаимодействия, экспрессивно речевых особенностей, способность выдерживать длительный контакт, не перебивая клиента, способность к эмпатии и сопереживанию, толерантность к людям можно рассматривать как профессионально-важные качества психологов.
Итак, полученные результаты исследования позволяют нам выделить профессионально-важные качества психологов:
- Высокий уровень принятия других людей, высокая доброжелательность, высокий уровень доверия другим людям.
- Ориентация на равноправное общение, основанное на взаимном уважении и доверии, ориентация на взаимопонимание, открытость и коммуникативное сотрудничество, стремление к взаимному самовыражению. Преобладание диалогического стиля общения.
- Низкий уровень конфликтного взаимодействия, использование таких стратегий поведения в конфликте как сотрудничество, соглашение и приспособление.
- Общение с клиентами должно приносить удовольствие психологу. Успешный психолог — это психолог, постоянно стремящийся к общению и получающий от общения удовлетворение; стремящийся к установлению близких отношений с другими людьми и желающий, чтобы другие устанавливали с ним глубокие эмоциональные отношения.
- Способность к избеганию затруднений в межличностном общении, установлению гармоничных доверительных отношений, принятию собеседника таким, какой он есть, не зависимо от его внешнего вида, формы взаимодействия, экспрессивно речевых особенностей, способность выдерживать длительный контакт, не перебивая клиента.
- Высокий уровень эмпатии, способность к сопереживанию, к проявлению тепла, дружелюбия, поддержки на фоне умеренной сензитивности к отвержению.
- Высокий уровень социальной и личностной толерантности.
- Общительность, жизнерадостность, чувствительность, доверчивость, дружелюбие, ориентированность на других людей, откровенность, естественность.
Выделенные профессионально-важные качества психологов можно рассматривать как критерии профессионального отбора студентов для учебы на психологическом факультете ВУЗа. Профессиональный отбор студентов позволит им более осознанно подойти к выбору профессии, адекватно оценить свои возможности в достижении успеха в профессиональной деятельности психолога.
Будущие психологи, в процессе учебы уделяющие внимание развитию профессионально-важных качеств, в большей мере способны добиться успеха в профессиональной деятельности и избежать формирования синдрома эмоционального выгорания.
Литература:
- Бойко, В. В. Энергия эмоций / В. В. Бойко. — СПб: Питер, 2004. — 473 с.
- Водопьянова, Н.Е., Старченкова, Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — СПб.: Питер, 2005. — 336 с.
- Елдышова, О. А. Проблема «выгорания» в профессиональной деятельности психолога и способы профилактики / О. А. Елдышова. — М.: Наука, 2006. — 126 с.
- Ильин, Е. А. Эмоции и чувства // Феномен эмоционального выгорания / Е. А. Ильин. — СПб.: Питер, 2001. — 424 с.
5. Молоканов, М. В. Личностные компоненты успешности практического психолога / М. В. Молоканов. — М.: Наука, 1994. — 276 с.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, психолог, межличностное общение, профессиональная деятельность психолога, общение, профессиональная деятельность, профессиональный отбор студентов, качество психологов, затрудненное общение, клиент.
Источник
Каждому психологу известно это зловещее словосочетание, а многим и состояние. Как же уберечься он этого синдрома? Как, по примеру третьего самурая из цитированной притчи, продолжать быть обыкновенным человеком, не несущим на себе ужасные отпечатки профессии? В конце концов, как просто выжить в практической психологии, не сгорев дотла?
Это вопросы, актуальные всегда и для всех, независимо от опыта работы, от стажа, от количества дипломов и сертификатов, от излюбленных методов и направлений. Известный психолог Рудольф Загайнов – специалист, помогший многим нашим спортсменам не просто решить их проблемы, но стать чемпионами (один из последних его клиентов – абсолютный олимпийский чемпион по фигурному катанию Алексей Ягудин, приобретший этот титул после того, как год проработал с Загайновым) – назвал свою книгу-исповедь «Проклятие профессии». Видимо, это не случайно. Видимо, есть в психологии такие подводные камни и целые рифы, которых очень трудно избежать даже маститым профессионалам. Психотерапевт Glenn A. Roberts, занимавшийся изучением синдрома эмоционального выгорания у психиатров, дает этому феномену следующую характеристику: «Выгорание – это не научный конструкт, а запоминающаяся и неточная метафора… хотя в настоящее время он удостоен диагностического статуса…, несомненно, это новое название старой проблемы. Оно может быть лучше всего концептуализировано как «размытое множество» – общее название последствий длительного рабочего стресса и определенных видов профессионального кризиса. . Выгорание – не эпизод, а конечный результат процесса «сгорания дотла». . Когда требования (внутренние и внешние) постоянно преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия. Непрерывное или прогрессирующее нарушение равновесия неизбежно ведет к выгоранию.
Выгорание – не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса» [Glenn A. Roberts. С. 119, 121, 122].
Отечественный ученый В.В.Бойко характеризует синдром эмоционального выгорания следующим образом: «это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме исключения эмоций (понижение энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия; также расширение сферы отрицательных, негативных эмоций и уменьшение положительных эмоций» [цит. по: Проблема эмоционального выгорания… С. 5].
Когда психолог (или любой другой представитель помогающих профессий) оказывается в выгоревшем состоянии, то единственное, о чем он мечтает, – это любыми путями избавиться от надоевших до смерти клиентов
(учеников, пациентов и проч.). А если это невозможно, поскольку тогда не с кем будет работать, то, по крайней мере, как можно сильнее отстраниться от них, отгородиться высоким и широким забором, желательно с колючей проволокой наверху. Но как бы долго мы ни рассуждали о синдроме выгорания, никогда нельзя забывать,что главное свойство психолога – это гуманность. И бороться с выгоранием за счет устранения в себе этого качества – значит выплескивать вместе с водой и ребенка. Да, психолог,которому безразличен и клиент и его проблемы, никогда не выгорит. Но он и никогда не сможет помочь клиенту. А значит, победив в себе гуманность, вырастив на ее месте равнодушие, человек перестает быть психологом вообще: «Психолог потому и должен идти в жизнь, в практику, чтобы видеть вблизи эту жестокую борьбу человека за лучшую жизнь и чувствовать его боль! И тогда в личности психолога обязательно и ускоренными темпами образуется фундаментальное личностное качество – гуманность. Без этого фундамента человек не может состояться как психолог, без него он не нужен в трудную минуту другому.
И именно гуманность, любовь к человеку, чувство долга перед ним поможет выстоять и самому психологу в его трудную минуту, когда он ощутит всю тяжесть груза проклятий своей профессии» [Загайнов. С. 570].
К этому же выводу приходят и исследователи проблемы альтруизма как личностного свойства представителей помогающих профессий (и психологов в их числе) Е.В.Китаева и Т.В.Черникова: «Альтруистическое поведение ожидается от специалистов помогающих профессий, а его отсутствие вызывает возмущение людей, столкнувшихся с проявлением равнодушия,эгоизма и корысти. В то же самое время специалисты-психологи легко научаются имитировать альтруистическое поведение, наживая сначала «эмоциональное сгорание»,а чуть позже – и профессиональную деформацию» [Китаева, Черникова.С.70]. И, к сожалению, ученые в результате своего эксперимента пришли с выводу о том, что еще на студенческой скамье будущие психологи уже находятся на пути к эмоциональному выгоранию из-за недостаточного «запаса» альтруизма. Процедура эксперимента состояла в следующем: студенты-психологи
сначала отвечали на вопросы, выявляющие уровень альтруистичности, применительно к себе, а затем – к сидящему впереди сокурснику. Групповую оценку «другого» считали приближенной к объективному значению и более реальной, а показатели «о себе» – приписываемыми. «Результаты показали, что данные по шкале «альтруизм» у психологов составили 4,1 по 10- балльной шкале. Это примерно столько же, сколько у контрольной группы студентов-менеджеров, получающих профессию индивидуалистической и узкокорпоративной направленности. Приписываемые будущими психологами показатели по шкале альтруизма оказались выше реальных, а показатели эгоизма – ниже. Это означает, что своих однокурсников и будущих коллег они считают более эгоистичными, а себя более заботящимися о благе других людей» [Китаева, Черникова. С. 71–72].
Каковы же причины эмоционального выгорания? Можно ли
«выгоревшего» психолога обвинять в том, что только он сам и является причиной собственного состояния? И можно ли каким-либо способом предотвратить появление и проявления этого синдрома?
Причины эмоционального выгорания, по В.В.Бойко, делятся на две категории: внешние и внутренние. О внешних необходимо знать, чтобы по возможности обходить их или нейтрализовать их воздействие на личность. О внутренних же необходимо знать, чтобы не допустить их включения, поскольку эта категория источников выгорания подвластна человеку и он может работать над ними самостоятельно или с помощью своего психотерапевта или супервизора.
Итак, внешние причины, провоцирующие сгорание [Проблема эмоционального выгорания… С. 5–8]:
1. Хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность – она связана с интенсивным общением, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию быстро взвешивать альтернативы и принимать решения.
2. Дестабилизирующая организация деятельности. Ее основные признаки: нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация. Наличие в ней «бюрократического шума» – мелких подробностей, противоречий, завышение нормы контингента, с которым связана профессиональная деятельность (учащихся, пациентов и т.д.). При этом следует учитывать, что дестабилизирующая обстановка вызывает многократный, негативный эффект, который сказывается на самом
профессионале, на субъекте общения – клиенте, пациенте и т.п., а затем на взаимоотношениях обеих сторон?
.
3. Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции
– представители массовых профессий обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля… Процессуальное содержание их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность: надо всматриваться, вслушиваться, вчувствоваться в него,сопереживать, сострадать,сочувствовать, предвосхищать его слова, настроения, поступки, а главное, постоянно приходится принимать на себя энергетические разряды партнеров.
4. Неблагоприятная психологическая атмосфера профессиональной деятельности – определяется двумя основными обстоятельствами: конфликтностью по вертикали (руководитель – подчиненный) и по горизонтали (коллега – коллега). «Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов» (В.Д.Вид, Е.И.Лозинская).
5. Психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения (нарушители дисциплины, умирающие больные и т.п.). Если вы имеете дело с людьми, то почти ежедневно попадается клиент, который «портит вам нервы», невольно вы начинаете упреждать такие случаи и экономите эмоциональные ресурсы, игнорируя невоспитанных, капризных, безнравственных и т.п. людей. Механизм психологической защиты найден, но эмоциональное отстранение может использоваться неумело, и тогда вы не включаетесь в нужды и требования вполне нормального партнера по деловому общению. «На этой почве возникают недоразумения и конфликт – эмоциональное сгорание проявляется своей дисфункциональной стороной» (В.В.Бойко).
Рассмотрев предложенный оренбургскими психологами список внешних причин выгорания, можно прийти к следующему выводу: профессия психолога не только сложна своими требованиями к подготовке и личности специалиста, но и относится к группе риска в отношении его эмоционального состояния. И если хотя бы две из пяти приведенных причин, которые можно устранить совсем – (2-я и 4-я) перестанут мешать психологу нормально функционировать в профессии, то это уже будет достаточно большим шагом в сторону от проблемы выгорания к полноценной профессиональной и личностной реализации психолога. Остальные же три причины, очевидно, являются неотъемлемыми спутниками самой деятельности психолога как помогающего людям специалиста. Именно ему нужны
? А следствием этого, естественно, будет нежелательный результат их взаимодействия: взаимная неудовлетворенность, нерешение проблемы, что, в свою очередь, углубит состояние выгорания психолога и кризис клиента.
всевозможные формы личностной психотерапии и супервизии, а также возможность «отрабатывать», вентилировать свои чувства и эмоции во внеконсультационном пространстве. На Западе эта идея давно уже стала общим местом писаных и неписаных профессиональных психологических кодексов. Хочется верить, что и в России скоро придут к этому.
Следующий список причин выгорания включает в себя внутриличностные проблемы психолога, влекущие за собой появление данного синдрома.
1. Склонность к эмоциональной ригидности – эмоциональное сгорание возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан, и медленнее – у импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами людей.
2. Интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности – это явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, которые отдаются делу без остатка. Каждый стрессогенный случай из практики оставляет глубокий след в душе, постепенно истощая эмоционально-энергетические ресурсы, следовательно, возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты. Так, некоторые специалисты через какое-то время меняют профиль работы и даже профессию. Бывает, что профессионалы чередуют в работе периоды интенсивной интериоризации и психологической защиты…
3. Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности имеет два аспекта. Во-первых, профессионал в сфере общения не считает для себя необходимым или почему-то не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту свой деятельности. Соответствующее умонастроение стимулирует не только эмоциональное сгорание, но и его крайние формы – равнодушие, душевную черствость. Во-вторых, человек не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Систему самооценок он поддерживает иными средствами – материальными или позиционными достижениями. Альтруистическая эмоциональная отдача для такого человека ничего не значит, и он не нуждается в ней, не испытывает от нее удовлетворения. Иное дело личность с альтруистическими ценностями, для которой важно помогать и сочувствовать другим, а утрату эмоциональности в общении она переживает как показатель нравственных потерь, как утрату человечности.
Обратимся за иллюстрацией результатов последней из перечисленных причин выгорания к профессиональному фольклору психологов – психологическим анекдотам (поскольку фольклор – это элемент общественного сознания, демонстрирующий взгляды, убеждения, привычки, модели поведения, свойственные создавшему его народу и кристаллизовавшиеся в течение долгого времени, будем считать, что в этих
анекдотах сконцентрирован процесс самопознания и самоанализа всего психологического «народа»):
Автоответчик:
«Добро пожаловать на горячую линию срочной психологической помощи! Если вы слишком импульсивны – несколько раз быстро нажмите 1. Если вы чувствуете себя зависимым – попросите кого-нибудь нажать 2. Если вы чувствуете в себе множество личностей – нажмите 3, 4, 5 и 6. Если у вас мания преследования – мы знаем, кто вы и чего хотите, просто никуда не уходите, а мы пока отследим ваш звонок. Если вы шизофреник – слушайте внимательно, и тихий голос подскажет вам, какую цифру нажать. Если у вас депрессия – неважно, что вы нажмете… никто все равно не ответит». Если это стало анекдотом, значит, по крайней мере мысли подобные психологов посещают. А если такие мысли имеют место, значит, у них есть свои причины. Таким образом реализуется защита психолога от обступающих его день за днем чужих неурядиц, бед, страданий. Однако может ли психолог позволить себе такую защиту?
Вот что пишет по этому поводу Р.Загайнов: «… признаю: все так и есть – любви во мне стало меньше!
Можно оправдать себя, обвинив в данных моих личностных изменениях те же поражения и связанные с ними переживания, отдельных разочаровавших в себе людей и что-то еще. Но в главном виноват я сам – я допустил эти трагические изменения в себе самом, я стал менее способным любить человека, и именно это привело к тому, что во мне стали меньше нуждаться, чем в те мои счастливые годы!» (курсив Р.З.) [Загайнов. С. 8]. Приходим к выводу, что деформация в направлении оравнодушивания вредна не только клиентам психолога, но и ему самому – как профессионалу и как человеку.
И еще одна внутренняя причина эмоционального выгорания – нравственные дефекты и дезорганизация личности психолога.
«Возможно, профессионал имел нравственный изъян еще до того, как стал работать с людьми или приобрел его в процессе деятельности. Это обусловлено неспособностью использовать во взаимодействии с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность и т.п. Нравственная дезорганизация вызывается неумением отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого личности. При наличии этих условий формирование эмоционального сгорания облегчается,увеличивается вероятность безразличия к субъекту деятельности и апатии к исполняемым обязанностям» [Проблема эмоционального выгорания… С. 7–8]. Данная причина выгорания поддается искоренению с большим трудом. И поэтому, на наш взгляд, необходимо производить отбор студентов на факультеты психологической специальности не только по интеллектуальному критерию
(как и на любую другую специальность), но и по личностным характеристикам. Оправданность этой меры заключается в том, что именно личность психолога, как доказывается всей настоящей статьей, является его рабочим инструментом. И если этот инструмент неисправен, никто не может поручиться за результат приложения его к людским судьбам и душам.
Еще по теме Синдром эмоционального выгорания психолога: его причины, стадии и способы профилактики:
- Травматический шок, его причины, стадии, степени и первая помощь
- Венерические болезни и их профилактика. СПИД и его профилактика. Профилактика сексуального насилия
- Синдром поликистоза яичников и синдром X — серьезные причины лишнего веса
- Кровотечение и способы его остановки
- КИСЛОТНО-ОСНОВНОЕ СОСТОЯНИЕ И СПОСОБЫ ЕГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ
- Остеохондроз и причины его возникновения
- Способы профилактики
- Жаркое из метода ускоренного обучения и способ его употребления
- Операционный стресс, его причины и следствия
- Понятие об удушье, его причинах, видах и первой помощи
- Дыхательная недостаточность, способы профилактики и лечения
- Способы влияния командира на коллективную психологию
- Закон Выгорания
- Отиты, тугоухость. Причины, признаки, профилактика
Источник