Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей

Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей thumbnail

Профессия врача — одна из самых благородных, гуманных и необходимых профессий в мире, но в тоже время одна из самых трудных, ведь в руках врача — жизни людей. Вопрос подготовки квалифицированных медицинских кадров актуален  и ему уделяется большое внимание в современном здравоохранении.

Профессия врача — одна из самых благородных, гуманных и необходимых профессий в мире, но в тоже время одна из самых трудных, ведь в руках врача — жизни людей. Вопрос подготовки квалифицированных медицинских кадров актуален  и ему уделяется большое внимание в современном здравоохранении.

Психологическая подготовка студентов играет немаловажную роль в развитии врача как специалиста. Важно, чтобы студент медицинского вуза уже с первого курса понимал трудности будущей профессии, с которыми ему придется сталкиваться ежедневно.

Проблема эмоционального выгорания врачей актуальна на современном этапе развития медицины. Популярность исследования данного вопроса стремительно увеличивается в связи с тем, что значительное количество высококвалифицированных врачей имеют низкую стрессоустойчивость и подвержены эмоциональному выгоранию. Проведение мер направленных на развитие эмоциональной и психологической стрессоустойчивости, как во время обучения, так и в процессе дальнейшей работы, позволит препятствовать формированию «синдрома эмоционального выгорания», часто встречающегося у врачей.

Синдром «эмоционального (или психического) выгорания» (СЭВ) определяют как  состояние физического, эмоционального и умственного истощения, включающее развитие отрицательной самооценки, негативного отношения к работе, утрату сочувствия, сострадания и понимания по отношению к пациентам и их близким.

Клинические проявления профессионального стресса, по определению К. Маслач и С. Джексона, как правило, в структуре включают следующие компоненты [1]:

  • собственно эмоциональную истощённость, заключающуюся в «уплощённости» эмоционального фона с некоторым преобладанием негативных эмоций, в сочетании с болезненным ощущением затруднённости переживания ярких эмоций. Такое состояние человек субъективно напрямую связывается с собственной работой.
  • цинизм — холодное, бесчувственное, негуманное отношение к пациенту, усмотрение в нём не живого человека, а лишь «организма», объекта действий.
  • редукция профессиональных достижений — обесценивание своего профессионального опыта, чувство собственной некомпетентности, профессионального неуспеха, отсутствия перспектив.

В начале развития СЭВ наблюдается длительное нервное напряжение, повышенная тревожность человека. Далее на этом фоне присоединяются неадекватные избирательные эмоциональные реакции, невыполнение профессиональных обязанностей. В последующем наблюдается падение общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы.

При выполнении работы в стрессовой обстановке наступает мобилизация внутренних ресурсов, что может вызвать острые нарушения или поздние последствия. Согласно данным исследования возникновения и развития стресса канадского физиолога Х. Силье на протяжении 3х первых лет воздействия факторов стресса число острых состояний и реакций возрастает, а затем приобретает хронический характер [2].

В работе Бабанова С.А. выделены 3 типа работников, которым угрожает синдром выгорания [3]:

-педантичный, характеризуется добросовестностью, излишней аккуратностью, стремлением добиться образцового порядка;

— демонстративный – тип, стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду;

-эмоциональный, включающий впечатлительных и чувствительных людей.

Впервые термин «синдром выгорания сотрудников» для описания психологического состояния был использован американским психиатром Х. Фрунденбергера в 1974 году. Им у волонтеров службы психического здоровья были выявлены разочарования в работе, эмоциональное и психическое истощения, которые определили как «поражение, истощение, износ, происходящий в человеке вследствие завышенных требований к собственным ресурсам и силам» [4]. Данный вопрос вызвал высокую заинтересованность и стал изучаться у работников социальных профессий, таких как медицинские работники, учителя и других представителей социальной структуры.

Одно из крупнейших исследований синдрома выгорания среди врачей выполнено в Финляндии [5]. В исследовании приняли участие 2671 врач. В результате, все специалисты были подразделены на «специалистов с высоким уровнем выгорания» и «специалистов с низким уровнем выгорания». Психиатры были отнесены к группе с «высоким уровнем выгорания». Самые высокие показатели были выявлены у мужчин, которые специализировались в области детской психиатрии. Существенную роль сыграло место работы: работники частных клиник, сотрудники научно-исследовательских институтов и других общественных организаций были значительно менее подвержены выгоранию по сравнению с работниками государственных медицинских учреждений.

Факт, что специалисты сферы психического здоровья, работающие с пациентами стационара, более часто подвергаются синдрому выгорания, чем работники амбулаторного звена подтверждается и в других исследованиях [6,7, 8].

В 1991 г. в Южной Австралии выполнено исследование 966 врачей общей практики на предмет профессионального стресса. Результаты показали, что 1/3 врачей отмечает у себя высокий уровень профессионального стресса, коррелирующий с возрастом, полом  и отношением к работе [9].

Высокий уровень эмоционального истощения наблюдается среди врачей в области неотложной помощи, реаниматологии и анестезиологии, и встречается преимущественно у женщин, не состоящих в браке [10].

Нетрудоспособность медицинских работников почти в половине случаев связана со стрессом. Обследованы врачи общей практики, среди которых высокий уровень тревоги был выявлен в 41 % случаев, а клинически выраженная депрессия — в 26 % случаев [6].

Читайте также:  Лекарство для детей с синдромом дауна

Доказано, что уровень рабочего стресса и депрессий связаны со страной и местом работы, семейным положением и полом. У врачей из Великобритании уровень рабочего стресса выше, чем у врачей США, в тоже время у врачей США отмечается более высокий уровень депрессии по сравнению с врачами Австралии и Великобритании.

В российской научной литературе существует немало публикаций, касающихся данной проблемы.

По данным исследований Д.А. Марченко-Тябут и А.А. Головач наиболее неблагоприятная картина при изучении эмоционального выгорания наблюдается у врачей терапевтов [11]. Данная проблема связана со спецификой работы, дефицитом времени в условиях амбулаторного приема, длительным контактом с больными и их семьями, возможным различным исходом заболевания.

Определена различная устойчивость к данному синдрому в зависимости от возраста и стажа работы. Среди хирургов в возрасте 37-40 лет со стажем работы 13-16 лет были диагностированы умеренные уровни реактивной и высокие уровни личностной тревожности, однако не выявлено изменений этих характеристик в зависимости от пола и количества дежурств. У врачей акушеров-гинекологов со средним стажем 10-12 лет и со средним возрастом 33-35, так же выявлены умеренные уровни реактивной и высокие уровни личностной тревожности, но при этом уровень реактивной тревожности выше, а уровень личностной тревожности несколько ниже у женщин, чем у мужчин.

Результаты исследования по оценке взаимосвязей между субъективным отношением врачей к ситуациям профессионального взаимодействия и оценкой степени влияния рабочих проблем на эмоциональное выгорание приводятся в диссертации Рыбиной О.В. [12]. В исследовании принимали участие врачи психиатры, хирурги и гинекологи различного возраста и пола. В результате выяснилось, что «профессиональный стресс» у врачей со стажем работы свыше 15 лет выше показателя у врачей, чей стаж менее 15 лет, а также субъективная оценка  эмоционального дискомфорта последних не соответствует объективной выраженности «профессионального стресса». Помимо этого, отмечается, что интенсивность профессионального стресса у врачей-психиатров значимо выше, чем у хирургов. Кроме того, определено, что принадлежность к женскому полу является фактором риска профессионального стресса у врачей.

Анализ течения различных фаз СЭВ у вра­чей в зависимости от специальности показан в работе И.А. Бердяевой и Л.Н. Войт [13]. Самые высокие показатели выраженности фаз СЭВ наблюдаются в группе врачей-он­кологов. Кроме того, эта группа лидирует в общем количестве симптомов каждой фазы. На втором месте находят­ся врачи-психиатры.

Достаточно часто эмоциональное выгорание встречается у врачей-стоматологов [14].

В работах профессора Л.М. Юрьевой отмечается, что выгорание может потенцировать суицидальное поведение [6]. Наибольшую склонность к суициду имеют  врачи-психиатры. Психиатр И.А. Сикорский писал, что частота суицидов среди врачей в 21 раз выше, чем в популяции населения.

Одно из первых мест по риску возникновения синдрома эмоционального выгорания занимает профессия медицинской сестры. Их работа предполагает ежедневное тесное общение с людьми, страдающими различными недугами, требующими повышенной заботы и внимания. В таких условиях средний медперсонал испытывает повышенное эмоциональное напряжение. Синдром профессионального выгорания у медсестер, наступает быстрее, чем у врачей, в среднем на 5–9 лет.

В Республике Северная Осетия было проведено исследование среди врачей и медицинских сестер отделения анестезиологии, при котором выявлены различия в развитии и выраженности синдрома выгорания у врачей и медсестер. Более высокий процент лиц с максимально выраженной степенью выгорания определяется среди врачей, соответственно 33 % и 26 % среди медсестер от общего числа [15].

Авторами в ходе исследований применялись различные методы, нами выделены основные методики, которые используются для определения СЭВ:

1. Опросник на «выгорание» по К.Маслач и С.Джексон. Включает шкалы по определению эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений. Используется для измерения степени выгорания в профессиях типа «человек-человек». Применяется также в версии, адаптированной Н.Е. Водопьяновой [16].

2. Методика В.В. Бойко “Исследование эмоционального выгорания», является одной из наиболее информативных. Предназначена для измерения уровня проявления эмоционального выгорания.

3. Шкала организационного стресса по Маклин. Измеряет восприимчивость человека к организационному стрессу, связанную с недостаточным умением общаться, принимать ценности других людей, адекватно оценивать ситуацию без ущерба для своего здоровья и работоспособности, негибкостью поведения и пассивностью по отношению к активным формам отдыха и восстановления жизненных сил.

4. В США, Канаде, Японии для выявления «работоголизма» широко используется вопросник Б. Киллинджер.

5. Цветовой тест Люшера. Тест основан на бессознательном выборе цвета, что определяет каков человек на самом деле, а не каким он себя представляет или хочет казаться.

Читайте также:  Истории из жизни о детях с синдромом дауна

6. Личностный опросник Р. Кеттелла. Позволяет выяснить особенности характера, склонности и интересы личности.

7. Методика Е.П. Ильина «Ауто- и гетероагрессия»для определения направленности агрессии на себя или других людей.

8. Методика Е.П.Ильина и П.А.Ковалева «Личностная агрессивность и конфликтность». Используется для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностным характеристикам.

В результате детального анализа литературы по заявленной теме нами были сделаны следующие выводы:

1. Врачи и другие работники медицинской сферы находятся в особой группе риска в  отношении развития синдрома эмоционального выгорания.

2. Проявление СЭВ напрямую связано со следующими параметрами:

  • полом (как правило, женщины-хирурги более подвержены СЭВ, чем мужчины-хирурги, а у мужчин-гинекологов данный синдром встречается чаще, чем у женщин данной профессии);
  • видом деятельности (более подвержены хирурги, терапевты, акушер-гинекологи, психиатры);
  • стажем работы (у врачей со стажем работы более 15 лет СЭВ проявляется чаще, чем у работников со стажем менее 15 лет);
  • занимаемой должностью и удовлетворенность ею (соответствие должности человека его личностным запросам и представлениям);
  • количеством времени, уделяемым работе (например, количество дежурств);
  • уровнем личностной тревожности;
  • уровнем эмоциональной стрессоустойчивости;
  • межличностными отношениями в коллективе;
  • типом лечебно-профилактической организации (чаще страдают СЭВ работники государственных медицинских учреждений, сотрудники стационара);
  • наличием брака (врачи женщины таких специальностей, как реаниматолог, анестезиолог, нарколог, не состоящие в браке, больше подвержены выгоранию, чем их замужние коллеги);
  • состоянием климата в семье.

3. Наиболее подвержены СЭВ специалисты таких специальностей, как: психиатры, врачи-онкологи, медицинские сестры, врачи хирургического профиля, анестезиологи-реаниматологи, стоматологи.

4. Прохождение специальных тренингов и тестов, как во время обучения, так и в процессе дальнейшей работы, направленных на развитие эмоциональной и психологической стрессоустойчивости, позволят препятствовать формированию «синдрома эмоционального выгорания», часто встречающегося у врачей, послужат предупреждением заболеваний нервной системы и психических расстройств.

Источник

Профессиональное выгорание не является патологией, но избегание профилактических мер и пренебрежение к проявляющемуся процессу выгорания может приводить к тяжелым психоэмоциональным последствиям, таким как депрессия и неспособность продолжать дальнейшую профессиональную деятельность. В рамках проекта «Эффективный медицинский специалист — основа качества жизни пациента» при поддержке Фонда Президентских грантов Служба «Ясное утро» публикует материал, отвечающий на распространенные вопросы о синдроме профессионального выгорания у медицинских работников. 

Что такое профессиональное или эмоциональное выгорание?

Синдром профессионального выгорания – это реакция психики человека на продолжительные стрессы средней интенсивности в профессиональной среде. Пройдя тест, предназначенный для медиков, вы сможете самостоятельно оценить степень своего профессионального выгорания и, в случае необходимости, принять меры по профилактике этого состояния.

Почему именно стрессы средней интенсивности являются самыми опасными?

Стрессы высокой интенсивности человек замечает и, как правило, реагирует на стрессовый фактор. К стрессам средней интенсивности человек может быстро привыкнуть, научиться не обращать на стресс внимание. Отсутствие психологической реакции и разрядки приводят к накоплению стрессового состояния, которое приводит к профессиональному выгоранию.

Как проявляется профессиональное выгорание?

Существует ряд признаков, по которым можно определить наличие эмоционального выгорания. Основные – это нежелание работать, отсутствие или сильное снижение удовлетворенности от результатов работы, повышенная утомляемость от выполняемой деятельности.

Почему врачи подвержены эмоциональному выгоранию в большей степени, чем работники других профессий?

Специалисты помогающих профессий в целом подвержены большему риску, чем другие специалисты. Для врачей этот риск усугубляется постоянным взаимодействием с большим количеством людей, которые сами находятся в стрессовой ситуации болезни. По статистике, врачи-реаниматологи и врачи-онкологи наиболее подвержены профессиональному выгоранию в связи с высокой смертностью их пациентов.

Как профессиональное выгорание влияет на врача?

– Эмоциональное истощение, которое проявляется снижением эмоциональных реакций, равнодушием, разочарованием в своей работе, неспособностью испытывать сильные эмоции, как положительные, так и отрицательные.
– Деформация отношений с окружающими, которая зачатую проявляется в повышенном негативизме, циничности, раздражительности, появлению установок по отношению к пациентам или коллегам.
– Редуцирование личных достижений, которое проявляется в негативном оценивании себя и результатов своего труда, в негативном оценивании возможностей для профессионального развития, в лимитировании своей вовлеченности в профессию за счет перекладывания обязанностей и ответственности на других людей.

Как возникает эмоциональное выгорание?

Эмоциональное или профессиональное выгорание не возникает внезапно, это постепенный процесс, в котором человек проходит через ряд стадий. Для начальной стадии характерны хроническая усталость, эмоциональное истощение и опустошенность. Рекомендации: чередование видов деятельности, обогащение внепрофессиональной жизни, отдых.

На второй стадии симптомы первой стадии усиливаются, а также появляется неудовлетворенность своей деятельностью. Рекомендации: обращение за эмоциональной поддержкой к близким, коллегам, обращение за профессиональной психологической помощью.

Читайте также:  Как облегчить синдром отмены паксила

Третья стадия – ощущение себя неудачником, общая дисфункциональность, отсутствие энергии, признаки депрессии, невозможность сосредоточиться, злоупотребление алкоголем. Рекомендации: комплексное медико-психологическое сопровождение, долговременный отпуск.

Почему многие пациенты и родственники, приходящие на прием к врачу зачастую ведут себя неадекватно сложившейся ситуации? И как с этим быть врачу?

Пациенты, столкнувшиеся с тяжелым заболеванием, и их близкие проходят через ряд стадий психоэмоционального реагирования на кризисную ситуацию болезни.

Отрицание

В начале у человека, столкнувшегося с заболеванием, возникает стадия отрицания, когда пациент может ставить под сомнение сам факт наличия у себя тяжелого заболевания, и как следствие, может возникать и транслироваться недоверие к врачу. На этой стадии существуют риски отказа от лечения. Чем больше достоверной информации о его заболевании и состоянии будет у пациента, тем быстрее он осознает факт своего заболевания. Здесь врачу могут прийти на помощь буклеты для пациентов, рекомендации прочесть определенные книги, посетить определенные сайты, контакты социально-психологических служб поддержки, и т.п.

Гнев

Далее идет стадия гнева, когда пациент задает себе вопрос «Почему это случилось со мной? Кто виноват?» и может транслировать агрессивное поведение по отношению к окружающим. Если пациент ведет себя агрессивно, врачу важно помнить, что такая злость на самом деле не персонифицирована и не направлена на врача, а выражается на ситуацию в целом. Здесь важно мягко обратить внимание пациента на его психологическое состояние, разъяснить ему почему это с ним происходит, постараться перенаправить энергию пациента на саму болезнь и показать пациенту, что в борьбе с болезнью врач – это союзник пациента. Так будет легче перестроить пациента с деструктивных метаний и озлобленных выпадов на активное лечение, на борьбу с заболеванием, а не с окружающими его людьми.

Торг

Третья стадия – это торг, когда пациент активно пытается найти условия, выполняя которые, он сможет поправиться. На этой стадии врачу бывает проще всего наладить контакт с пациентом, через информирование о процессе протекания заболевания и о процессе лечения, через четкие инструкции и рекомендации пациенту. На этой стадии есть угроза ухода пациента в нетрадиционные методы лечения и важно своевременно разъяснить пациенту риски такого решения.

Депрессия

Стадия депрессии (здесь имеется ввиду психологический термин, а не клиническая депрессия) возникает в процессе длительного изнуряющего лечения, когда человек физически и эмоционально истощен, и у него нет сил и желания продолжать лечение. Здесь наблюдается самый высокий риск суицидального поведения у пациента. Спокойный диалог с пациентом, несколько слов подбадривания и поддержки от врача могут быть особо ценны для пациента на этой стадии и послужить хорошей мотивацией к продолжению лечения. Врачу также важно особое внимание обращать на фразы-индикаторы суицидального риска: “Все надоело. Не вижу смысла продолжать. Я в отчаянии. Ничего не помогает… Зачем так жить? Я в тупике. Нет больше смысла ни в чем.” Если похожие фразы прозвучали, важно напрямую мягко спросить у пациента, не возникают ли у него мысли о самоубийстве. В случае выявления или подозрения на суицидальные намерения, необходимо направить пациента к соответствующему специалисту.

Принятие

Заключительная стадия – это стадия принятия, когда человек начинает спокойно реагировать на свою болезнь, перестает воспринимать ее, как острый кризис. На этой стадии пациент мыслит и реагирует максимально адекватно и конструктивно. Он продолжает лечение, но примиряется с тем фактом, что в его жизни есть заболевание, его психологическое состояние при этом существенно улучшается, приближаясь к уровню до возникновения болезни, а в некоторых случаях даже существенно его превышая вследствие переоценки ценностей в ходе проживания стадий психологического реагирования на кризис. К этой стадии, к сожалению, приходят далеко не все пациенты.

Важно понимать, что стадии переживания болезни не всегда следуют одна за другой, на некоторых стадиях пациент может надолго задержаться или вернуться на предыдущую стадию еще раз. Через те же самые стадии проходит и родственники пациента. Врачу важно помнить, что вышеперечисленные состояния являются нормальными для людей, приходящих к нему на прием. Понимание этого факта может существенно снизить риск появления синдрома профессионального выгорания и помочь избежать конфликтных ситуаций.

В целях профилактики синдрома профессионального выгорания врачи и другие медицинские работники могут обращаться за круглосуточной психологической помощью на анонимную горячую линию Службы «Ясное утро» 8-800-100-01-91.

Источник