Синдром эмоционального выгорания у воспитателей дошкольных образовательных учреждений
«Эмоциональное выгорание у воспитателей»
В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья воспитателей в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание. Под «эмоциональным выгоранием» мы понимаем синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов воспитателя, возникших в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. В соответствии с этим, мы полагаем, что психологическая поддержка воспитателей должна стать одной из приоритетных линий в работе психолога ДОУ.
На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают многие факторы. К ним можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности, характеризующейся высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциогенных факторов, которые воздействуют на труд воспитателя и могут вызывать сильное напряжение и стресс. Необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная и моральная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию защитного поведения.
Влияние организационного фактора в условиях ДОУ чаще всего проявляется в неблагополучной психологической атмосфере в педагогическом коллективе. Однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.
Низкий социально-психологический статус профессии воспитателя, разочарование собой и выбранной профессией, конкретной должностью, местом работы, неудовлетворительная заработная плата и недостаточное общественное признание результатов педагогической деятельности способствуют напряжению и формированию ситуативной или личностной тревожности воспитателей.
К симптомам эмоционального выгорания относится:
- эмоциональное истощение, пессимизм, апатия, депрессия;
- напряженность в отношении к людям;
- заниженная самооценка, негативное восприятие себя, жизни, перспектив;
- частая раздражительность;
- психосоматические недомогания (усталость, утомления, бессонницы, желудочно-кишечные расстройства и т.д.);
- снижение активности.
Если педагог заметил у себя хотя бы один из симптомов, мы советуем ознакомиться с наиболее известным тестом на выявление эмоционального выгорания, который позволит определить степень выраженности основных составляющих синдрома и таким образом установить общий показатель профессионального выгорания.
«Диагностика профессионального (эмоционального) выгорания»
(К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой)
Просим Вас ответить на приведенные вопросы, используя следующие варианты ответа: никогда, очень редко, иногда, часто, очень часто, каждый день.
Тест
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.
2. После работы я чувствую себя, как выжатый лимон.
3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.
4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.
5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).
6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.
7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.
8. Я чувствую угнетенность и апатию.
9. Я уверен, что моя работа нужна людям.
10. В последнее время я стал более черствым по отношению к тем, с кем работаю.
11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.
12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.
13. Моя работа все больше меня разочаровывает.
14. Мне кажется, что я слишком много работаю.
15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами.
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.
17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.
18. Во время работы я чувствую приятное оживление.
19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.
20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.
21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.
22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.
Обработка и интерпретация результата
Варианты ответов оцениваются следующим образом:
- «никогда» – 0 баллов;
- «очень редко» – 1 балл;
- «иногда» – 3 балла;
- «часто» – 4 балла;
- «очень часто» – 5 баллов;
- «каждый день» – 6 баллов.
Ключ к тесту
- «Эмоциональное истощение» (снижение эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное пресыщение). Суммируются ответы по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 (максимальная сумма баллов – 54).
- «Деперсонализация» (деформирование отношений с другими людьми или повышение зависимости от других, появление негативного, даже циничного отношения к окружающим). Суммируются ответы по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов – 30).
- «Редукция личных достижений»(тенденция к отрицательному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, ограничение своих возможностей, обязательств по отношению к другим). Суммируются ответы «да» по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов – 48).
Соответственно, чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше выражены различные стороны «выгорания». При высоких баллах по одной или всех шкал, воспитателю необходимо обратиться к психологу ДОУ, для коррекции существующего состояния.
Чтобы избежать встречи с синдромом эмоционального выгорания, мы советуем:
1. Не скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
2. Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
3. Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
4. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.
5. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
6. Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане).
7. Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.
8. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.
9. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
10. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
Для профилактики эмоционального выгорания, мы предлагаем приемы саморегуляции для быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения:
- Упражнение «Сосулька»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Описание: встаньте, руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе. Будто заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
- Упражнение «Радуга»
Цель: Стабилизация эмоционального состояния.
Описание: встаньте прямо, закройте глаза, сделайте глубокий вдох. Представьте, что вместе с этим вздохом вы взбираетесь вверх по радуге, а, выдыхая — съезжаете с нее, как с горки. Повторите несколько раз. Запомните свои ощущения.
- Упражнение «Напряжение – расслабление»
Цель: снятие мышечных зажимов
Описание: встаньте прямо и сосредоточьте внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение нужно сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.
- Упражнение «Муха»
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Описание: Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое, с помощью лицевых мышц.
Не забывайте: работа — всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой.
Список литературы:
1. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя // Народное образование. — № 2, 2006.
2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.
3. Семенова Е.Г. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога [Текст]: Учебное пособие. / Е.Г. Семенова. — М.: Издательство Института психотерапии, 2002.
Источник
Елена Новичкова
Профилактика синдрома эмоционального выгорания у воспитателей
Педагоги в детском саду — это коллектив. Он может быть маленьким и большим, дружным и сплоченным, или наоборот. Как правило педагогический коллектив работает в целом эффективно. Но иногда можно заметить перемены в настроении кого-то из педагогов, депрессивное состояние, отстраненность от работы. В этом случае можно предположить, что у педагога произошло эмоциональное выгорание.
Название синдрому эмоционального выгорания дал американский психиатр Герберт Фрейденбергер в 1974 году. Этот феномен часто называют профессиональным выгоранием. Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Синдром «выгорания выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.
Существует ряд признаков,по которым можно самим распознать это неприятное явление и своевременно оказать помощь:
Низкая самооценка, в том числе профессиональная;
Нарастающее безразличие к своим обязанностям;
Забывчивость, отрешенное состояние;
Недовольство собой и окружающими;
Апатия, безынициативность, равнодушие;
Эмоциональная нестабильность, вероятность нервных срывов;
Чувство опустошения и ненужности;
Нарастающее раздражение, вероятность конфликтных ситуаций;
Сухое формальное общение;
Ощущение личной и профессиональной несостоятельности.
Кроме того, педагоги, которые подвержены эмоциональному истощению, могут жаловаться на плохое физическое самочувствие, частые болезни, бессонницу и отсутствие энергии. К сожалению, они не всегда задумываются о психосоматике своих недугов. Тем не менее, большая часть их проблем со здоровьем связана именно с эмоционально-психическим состоянием.
Многие психологи выделяют три основных признака синдрома эмоционального выгорания:
1. предельное истощение;
2. отстраненность от воспитанников и от работы;
3. ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений.
Кто же все-таки виноват в том, что некоторые буквально «выгорают» на своем рабочем месте? Казалось бы, лучший педагог с многолетним опытом работы с детьми, всегда в отличном настроении и, вдруг, «гаснет на глазах».
Как правило, «выгоранию«на работе способствуют несколько факторов:
Повышенная ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций;
Загруженность в течение рабочего дня;
Высокая эмоциональная включенность в деятельность — эмоциональная перегрузка;
Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте;
Необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности;
Необходимость владения современными методикам и технологиями обучения;
Отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;
Жесткие временные рамки деятельности, ограниченность времени занятия для реализации поставленных целей;
Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
«Неотрегулированность»организационных моментов педагогической деятельности: нагрузка, режим работы, моральное и материальное стимулирование;
Отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с воспитанниками, родителями, коллегами, администрацией.
Причин для эмоционального выгорания может быть множество. На рабочем месте, как и в жизни, бывают взлеты и падения, а ежедневная рутина неизбежна.
Тот, кто больше половины времени занят вещами, которые он делает неохотно, не участвует сердцем в деле или не испытывает радости от процесса, тот должен ожидать, что рано или поздно у него возникнет синдром эмоционального выгорания.
Что делать, если у Вас эмоциональное выгорание?
1. Признать, что признаки эмоционального выгорания у вас есть.
2. Принять личную ответственность за свое психическое состояние и физическое здоровье.
3. Переоценить свои возможности, жизненные ценности и цели.
4. Начинать действовать.
Как справиться со своей усталостью?
Стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
Учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
Проще относиться к конфликтам на работе;
Не пытаться быть лучшим всегда и во всем.
Людям, страдающим эмоциональным выгоранием прежде всего, необходимо почувствовать вновь свою значимость и нужность, найти новую струю вдохновения и мотивации.
А потому памятка для Вас дорогие педагоги:
1.Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые признаки усталости.
2. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.
3.Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, деятельность.
5. Перестаньте жить за других. Живите, пожалуйста, своей жизнью. Не вместо людей, а вместе с ними.
6. Находите время для себя, вы имеете право не только на работу, но и на личную жизнь.
7. Учитесь трезво осмыслять события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
8. Если вам хочется кому-то помочь или сделать за него работу,задайте себе вопрос: так ли уж это ему нужно? А может, он справится сам?
9. Если вас кто-то убеждает, что вам это действительно нужно, вы вправе решить и ответить «да» или «нет».
Конечно, лучше своевременно пресекать только начинающийся кризис, чем бороться с нагрянувшим.
Успехов удачи и эмоционального здоровья Вам!
Источник
Вишневская Л.И., воспитатель МДОУ «Детский сад № 42 общеразвивающего вида»
В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают «педагогический кризис», «истощение», «выгорание».
Впервые феномен «психического выгорания» был описан американским психиатром X . Дж. Фрейденбергером в 1974 году, который наблюдал большое количество работников социальных профессий, испытывающих эмоциональное истощение, потерю мотивации и работоспособности.
Р. Шваб (1982) расширяет группу профессионального риска. Это прежде всего учителя, полицейские, тюремный персонал, политики, юристы, нижнее звено торгового персонала, менеджеры всех уровней.
На сегодняшний день проведенные в различных странах исследования показывают, что особой «группой риска» являются педагоги.
Зарубежные исследователи (С. Маслач, Р. Джексон) рассматривают синдром эмоционального выгорания как трехфакторную модель, представленную эмоциональным истощением, деперсонализацией и редукцией личных достижений.
В. В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия».
В. В. Бойко выделяет три фазы формирования выгорания.
Фаза напряжения. Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обуславливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов.
Фаза резистенции (сопротивление нарастающему стрессу). В этой фазе человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений.
Фаза истощения. Фаза истощения сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы, оскудением психических ресурсов.
Каждая фаза содержит определенные симптомы, описывающие динамику развития синдрома выгорания.
В качестве основных симптомов эмоционального выгорания Е. Малер (1983) выделяет: усталость, утомление, истощение; психосоматические недомогания; бессонницу; негативное отношение к клиентам; негативное отношение к самой работе; скудность репертуара рабочих действий; негативную Я-концепцию; агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, гнев); упадническое настроение и связанные с ним эмоции: цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, чувство бессмысленности; переживание чувства вины.
Обобщая исследования В. В. Бойко, Г. П. Звездиной, К. Кондо, Е. Малера, С. Маслач, В. Спиридонова, Т. В. Форманюк и др., можно выделить две группы факторов, оказывающих влияние на возникновение синдрома эмоционального выгорания у воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
К внешним факторам, провоцирующим выгорание, можно отнести:
– специфику профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы);
– организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса. Неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.
К внутренним факторам относят:
– коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации;
– ролевой и личностный фактор (индивидуальный): смерть и тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
Последствием эмоционального выгорания могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и, в первую очередь, с детьми. Под воздействием эмоционального выгорания усиливаются тревожность, раздражительность, появляется агрессивность, изменяется стиль общения педагога с детьми. Чаще стиль общения становится авторитарным или либерально-попустительским, а это приводит к нарушению благоприятной психологической обстановки в группе.
Экспериментальное исследование по данной проблеме проводилось на базе дошкольных образовательных учреждений Великого Новгорода и ИНПО Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого.
В исследовании принимали участие 67 воспитателей. Среди обследованных педагогов-воспитателей — 61 человек, педагогов-специалистов — 6 человек. Специальность «воспитатель» имеют 37 человек; «учитель начальных классов» — 19 человек; 5 человек имеют другие специальности («технолог», «медицинская сестра», «библиотекарь»).
Задача исследования: экспериментально изучить особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у воспитателей разного возраста, педагогического стажа и специальности педагогического образования .
Методики исследования:
1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко;
2. Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана (модифицированная В. В. Бойко);
3. Опросник на выявление причин эмоционального выгорания;
4. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А. Г. Маклакова, С. В. Чермянина.
Перед диагностикой воспитатели были осведомлены о феномене «выгорания», его фазах и симптомах. Педагоги заинтересовались данной проблемой и еще не зная о результатах диагностики, интуитивно чувствовали нарушения своего самочувствия, поведения и практически безошибочно ставили себя на ту или иную фазу (что было доказано после обработки данных). Многие воспитатели просили проинформировать их о данном синдроме, его проявлениях и последствиях, а также о способах его профилактики и коррекции. Желающим педагогам был предоставлен список литературы по данной проблеме, приведены рекомендации специалистов по профилактике синдрома, предоставлены релаксационные упражнения, приемы повышения эмоциональной устойчивости, упражнения на рефлексию.
Сами педагоги, определяя пути профилактики «выгорания» назвали следующие: информирование; самообразование, курсы, семинары; поиск источника вдохновения и самосовершенствования; стимулирование; установление возрастного лимита работы педагогом (не более 20 лет).
Анализ полученных данных показал, что существует определенная закономерность проявления синдрома эмоционального выгорания, зависящая от возрастных и профессиональных кризисов педагога. Синдром эмоционального выгорания более выражен в группе педагогов, имеющих стаж работы более 26 лет, и в возрасте более 46 лет. Отдельные симптомы, такие как «редукция профессиональных обязанностей», «загнанность в клетку», «симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования», начинают проявляться у педагогов со стажем работы более 10 лет и в возрасте более 30 лет.
У педагогов со стажем работы от 0 до 5 лет, по нашим данным, низкие адаптивные способности по шкале «адаптивность», а также низкие показатели по шкалам «нервно-психическая устойчивость» и «коммуникативные особенности», а это означает, что психологу, работающему с начинающими воспитателями, необходимо обратить внимание на то, чтобы процесс их адаптации не сопровождался разочарованиями и конфликтами. Важно поддержать педагога эмоционально, укрепить его веру в себя. Можно порекомендовать: обсуждение затруднений, встречающихся в профессиональной деятельности, видеотренинги профессионально-педагогического общения, посещение занятий психологом с последующим их обсуждением с педагогом, обучение приемам саморегуляции.
Низкие показатели по шкале «нервно-психическая устойчивость» мы получили и у педагогов со стажем работы от 11 до 20 лет и от 26 лет педагогического стажа. С этими педагогами можно проводить упражнения на рефлексию, формировать способность к восприятию нового, организовать мастерские и привлекать педагога к работе в творческих проектных группах, постараться обратить внимание педагога на уникальные моменты его профессиональной биографии.
Наиболее стабильны периоды работы у педагогов со стажем работы от 6 до 10 лет и от 21 до 25 лет. На этом этапе психологу важно помочь педагогу в осмыслении ресурсов (позитивных возможностей) и ограничений, наметить методы совершенствования профессионального мастерства, ссылаться на собственный позитивный опыт педагога.
У педагогов с высшим образованием сформированность синдрома эмоционального выгорания ниже, нежели чем у педагогов со средним специальным. Можно предположить, что высокая профессиональная подготовка дает специалисту широкий спектр вариантов, способов и приемов решения профессиональных задач и проблем, возникающих в процессе работы. Значит, можно рекомендовать педагогам обучаться в высших профессиональных заведениях, заниматься самообразованием, повышать квалификацию. Однако существенных различий в проявлении данного синдрома у педагогов по специальности «воспитатель» и по специальности «учитель начальных классов» не выявлено, возможно, это связано с небольшой выборкой обследуемых.
Среди основных причин, провоцирующих у педагогов синдром эмоционального выгорания, можно выделить: плохое материальное положение, незащищенность, социальная несправедливость, потеря социальной престижности; а также высокая ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, коммуникативная нагрузка. Для «выгорающей» группы характерны низкие показатели по шкале «адаптивность» и выраженная учебно-дисциплинарная модель взаимодействия с детьми.
Также среди причин, влияющих на возникновение синдрома, педагоги ставят на одно из первых мест высокую ответственность за жизнь и здоровье воспитанников. Здесь необходимо психологу проводить работу по преодолению страха ошибок, повышению уверенности, по предупреждению возникновения неконтролируемых ситуаций. Такая причина, как профессиональная рутина, вызывает раздражение у более чем половины обследуемых нами воспитателей. Поскольку эти педагоги стремятся делать все хорошо, недостаток времени приводит их к эмоциональной и физической перегрузке. Чтобы не было слишком большой загруженности работой, можно порекомендовать ставить краткосрочные и долгосрочные цели. Достижение краткосрочных целей не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Психологу необходимо формировать у педагогов способность правильно планировать свою деятельность, использовать тайм-ауты, то есть отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо «убежать» от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным. Избегать ненужной конкуренции. Слишком большое стремление к «победе» создает напряжение и тревогу.
Изучаемая в работе проблема представляется очень важной, так как эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих педагогов, на их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом с ними. Это и близкие родственники, и друзья, а также ученики (воспитанники), которые попросту вынуждены находиться рядом, и поэтому становятся заложниками синдрома.
На основании полученных результатов для руководителей дошкольных образовательных учреждений были составлены рекомендации по профилактике синдрома эмоционального выгорания.
Руководителю необходимо так структурировать работу и организовать рабочие места, чтобы дело стало более значимым для работника. Необходимо ввести систему поощрений педагогов: премии по итогам года и участия в методической работе; благодарность в приказе; ценный подарок; направление на престижные курсы переподготовки и повышения квалификации; представление к награждению. Удовлетворению потребности в признании, самоутверждении, самовыражении служат такие формы работы, как участие в педагогических чтениях; обобщение опыта работы педагога; смотр педагогических достижений; ежегодный конкурс «Воспитатель года» и др.
Для того чтобы изменить учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с детьми на личностную необходимо знакомить педагогов с современными исследованиями по теории воспитания, обучать основам личностно-ориентированного взаимодействия с детьми. Для этого методист должен направлять педагогов на специальные курсы, конференции, открытые занятия, участия в методических объединениях и др.
Данные, полученные в ходе нашего исследования говорят о том, что при проведении определенной коррекционной работы большее количество воспитателей может справиться с негативными проявлениями синдрома эмоционального выгорания.
Литература:
Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. — М., 1996.
Звездина Г. П. Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ // Управление ДОУ. — 2004. — № 4.
Источник: https://iem.adm.nov.ru/mentor/0107_vishnevskaya.html
Источник