Синдром эмоционального выгорания у стоматологов
Труд — это эффективная форма человеческой деятельности, оказывающая положительное влияние на здоровье человека и обеспечивающая его социальное благосостояние. Труд позволяет врачу-стоматологу взрастить в себе мастера своего дела, упорно отрабатывая, а порою и оттачивая ювелирный навык работы руками, а в последующем обеспечивает необходимыми финансовыми ресурсами и позволяет реализовать себя в обществе как профессионала своего призвания.
Однако некоторые виды труда в сочетании с определенными условиями могут вызывать так называемые профессиональные болезни. Чаще всего развитию профессиональных заболеваний способствуют неудовлетворительная техническая оснащенность производства и недостаточное соблюдение санитарно-гигиенических норм, а также многие другие факторы, которые могут привести к профессиональным болезням.
Наиболее частым и распространенным заболеванием, которым перестрадал практически каждый стоматолог за свою практику, является профессиональный стресс.
Профессиональный стресс (ПС) — многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10: Z 73: «стресс, связанный с трудностями управления своей жизнью»).
Как известно, профессиональный труд врача-стоматолога отличается высокой эмоциональной, психической и физической нагрузкой. В деятельности врача-стоматолога может быть выделен широкий спектр причин, способствующих развитию ПС. Среди них отмечаются: перегрузки от профессиональной деятельности, финансовые неудачи, особенности взаимодействия врача с пациентом, неудовлетворительные взаимоотношения в рабочем коллективе, проблемы профессионального роста и карьеры, осложненные условия личной жизни.
Одной из психологических особенностей работы врача-стоматолога с пациентом является физическое расстояние между собеседниками. В психологии авторами описано личное пространство (физическое расстояние) как интимная (до 40 см), личная (до 1,2 м), социальная (до 3,6 м) и общественная (более 3,6 м) зоны (рис. 1).
Нахождение собеседников в интимной и личной зонах не всегда бывает позитивным для обеих сторон.
Известно, что общение врача общей практики и пациента происходит преимущественно в двух зонах — интимной (осмотр) (рис. 2) и личной (беседа) (рис. 3).
Специфика же работы врача-стоматолога заключается в том, что все стоматологические манипуляции с пациентом проводятся только в интимной зоне. Как правило, нахождение другого человека в интимной зоне стоматологического пациента всегда рассматривалось как стресс-фактор для больного. Однако врач-стоматолог как человек также имеет свое личное пространство, в которое вторгается пациент со своей болью, инфицированностью, неприятным запахом из полости рта (галитоз), а в ряде случаев неадекватным поведением.
Поэтому работа врача-стоматолога в личной территории пациента может рассматриваться как один из профессиональных стресс-факторов.
Особое значение придается тому факту, что врач-стоматолог, сидя целый рабочий день «лицом к лицу» с пациентом, сопереживает ему в его боли и страхе. Практически каждый пациент воспринимает зубоврачебную процедуру с напряжением, тревогой, а иногда и с отвращением, перед которыми врач беззащитен, хотя он стремится провести все этапы лечения безболезненно. Вот почему при подготовке врача-стоматолога психологические дисциплины должны занять необходимое и достойное место. В этой связи является целесообразной разработка мероприятий для обеспечения психологической поддержки врачей-стоматологов.
Длительный профессиональный стресс, в свою очередь, ведет к возникновению синдрома эмоционального выгорания — профессионального выгорания.
Синдром эмоционального выгорания («эмоциональное сгорание») — специфический вид профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми.
Термин «burnout» («эмоциональное выгорание») был предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974 г. Иногда его переводят на русский язык как «эмоциональное сгорание» или «профессиональное выгорание».
Синдром эмоционального выгорания проявляется в:
- чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде);
- дегуманизации (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам);
- негативном самовосприятии в профессиональном плане — недостаток чувства профессионального мастерства.
При эмоциональном напряжении наблюдается ускорение обмена катехоламинов, увеличение выделения норадреналина в симпатических ганглиях, увеличение содержания в крови адреналина и глюкокортикоидов. После окончания работы «рабочая доминанта» полностью не угасает, вызывая более длительное утомление и истощение ЦНС при умственной работе, чем при физической. При этом сохраняются профессиональные навыки, интеллект, но психика врача «выключает» эмоции. Если ничего не предпринять, за этим следуют нервные срывы и психосоматические болезни.
Начальные симптомы врач обычно не замечает. Все раздражает, но нет сил на активность, уменьшается сила воли, обостряются собственные черты характера. Время идет, и появляются следующие неблагоприятные признаки. Напрягает общение с близкими. Дальше — хуже: появляется тревожность, а у врача это профессиональное качество, поэтому усиливается очень легко. Появляется агрессивность.
Тревога и агрессия могут привести врача не только к срывам. В таком состоянии можно заработать депрессию, бессонницу и весь спектр симптомокомплексов:
- мышечные симптомы: напряжение и боль;
- желудочно-кишечные симптомы: диспепсия, рвота, изжога, запор;
- кардиоваскулярные симптомы: сердцебиение, аритмия, боль в грудной клетке;
- дыхательные симптомы: одышка и гипервентиляция;
- симптомы со стороны ЦНС: невротические реакции, бессонница, слабость, обмороки, головные боли. Из сердечно-сосудистых симптомов наиболее часто встречаются коронарная недостаточность и артериальная гипертензия.
Профилактика и преодоление СЭВ
Профилактические и коррекционные меры при СЭВ во многом схожи: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при его коррекции. Для организаций социального профиля, где нередко скапливается большой круг проблем, связанных с выгоранием, характерны частые явные и неявные конфликты между сотрудниками, сотрудниками и администрацией, высокая текучесть кадров, неблагоприятный психологический климат. Поддержка принципов командного подхода в работе позволяет разрешить ряд проблем.
Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора:
- Снятие рабочего напряжения.
- Повышение профессионального уровня, в первую очередь регулярным обучением.
- Правильная организация работы персонала. Со стороны администрации нужна система поощрений, должны использоваться методы психологической разгрузки.
- Необходимо обратить внимание на улучшение условий труда — характер складывающихся взаимоотношений в коллективе.
- Отработка личных проблем.
Соблюдая перечисленные рекомендации, можно не только предотвратить возникновение СЭВ, но и достичь снижения степени его выраженности.
В целях направленной профилактики СЭВ следует:
- Стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки.
- Учиться переключаться с одного вида деятельности на другой.
- Проще относиться к конфликтам на работе.
- Не пытаться быть лучшим всегда и во всем.
Конечно, легко говорить или писать о том, что своим эмоциям не стоит придавать должного внимания и ко многим вещам необходимо относиться проще. Кому-то подвластно с собой справиться, кто-то, наоборот, долго не может отпустить ту или иную ситуацию и постоянно «зависает» на ней, мы все разные… Но едино одно — наше здоровье зависит только от нас самих. И если кому-то необходимо несколько минут в день, для того чтобы уравновесить свое эмоциональное состояние, то для другого важно больше времени отводить на этого.
Возможно, это время нужно провести в полном одиночестве или достаточно просто прослушать расслабляющую музыку. Для кого-то необходима психоэмоциональная коррекция, которую можно получить на психологических тренингах либо во время индивидуальной беседы с психологом.
Важно уметь отслеживать свои эмоции, признавать, что устал, стал раздражителен или просто все надоело. Важно не врать себе и понимать истинную причину своего негативного эмоционального состояния. Важно вовремя это все заметить. Важно остановиться. А дальше все зависит от нас самих: либо мы справимся с собой и пойдем уверенно дальше, либо нет, и какие мы способы и средства будем использовать для того, чтобы вернуть себя к жизни, решать только нам самим.
Источник
-
Пишу на заказ дипломные, курсовые, магистерские работы по психологии, а также рефераты и эссе; делаю контрольные, отчеты по практике и статистические расчеты.
Я профессиональный психолог и автор работ по психологии с многолетним стажем. Выступаю как индивидуальный предприниматель (ИП): заключаю договор, выдаю чеки об оплате.
Помогаю студентам-психологам более 12 лет (этот сайт существует с 2007). Делаю качественно и быстро. Помогу даже с очень трудными темами.
Вы всегда можете узнать у меня, как идут дела с дипломной; оперативно передать пожелания руководителя; спросить то, что не понятно. Я всегда на связи.
Опишите ситуацию, и я скажу стоимость написания вашей работы.
Дата публикации: 28.10.2019 02:15
СЭВ — многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. Всемирная организация здравоохранения признала, что синдром эмоционального выгорания, требует медицинского вмешательства (2001) [25]. В МКБ — 10 «синдром выгорания» выделен в отдельный диагностический таксон — Z73 (проблемы связанные с трудностями управления своей жизнью). Тема ПС и СЭВ профессионального работника в последние три — четыре десятилетия привлекала внимание научных специалистов [6], [9], [18], [20], [27], [32], [54], [57], [34], [63], [72-76].
Понятие стресса используется при описании разнообразных нарушений, возникающих в условиях воздействия экстремальных факторов, на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Производственные стрессоры, свойственные той или иной профессиональной деятельности различны. Для одних профессий подчеркивается роль физико-химических факторов, для других — психологических и социальных [49], [62], [58], [155], однако для развития психического стресса наиболее
40
существенна субъективная оценка стрессогенного стимула как угрожающего, которая зависит от неповторимого индивидуального опыта, особенностей личности, психического состояния и характера когнитивных процессов. Фактор становится стрессором, если возникает конфликт между требованиями фактора с одной стороны и возможностями и потребностями индивидуума — с другой. Ситуации, в которых субъекты при наличии у них, выраженных биологических или социальных потребностей длительно или строго ограничиваются (кем-то или чем-то) в их удовлетворении получили название конфликтных ситуаций [74]. Конфликтные ситуации своей неопределенностью действий, новизной окружающей обстановки приводят к стрессу [50], [7], [37], [44], [201],[203]. Честолюбие, недостаточное использование навыков и низкая самооценка являются важными факторами, добавляющими стрессовую нагрузку на персонал поддержки стоматологов. К сожалению, стоматологи получают недостаточную подготовку в плане приобретения навыков управления межличностными отношениями в трудовом коллективе. Возможно, поэтому им не хватает умения эффективно урегулировать указанные конфликты [156].
Как известно, профессиональный труд врача-стоматолога отличается большой эмоциональной, психической и физической нагрузкой. Особое значение придается тому факту, что врач-стоматолог, работая целый день «лицом к лицу» с пациентом, сопереживает ему в его страданиях и страхе предстоящего лечения. Практически каждый пациент воспринимает зубоврачебную процедуру с тревогой, а иногда и с отвращением, перед которыми врач беззащитен, хотя и стремится провести все этапы лечения безболезненно. Среди причин стресса отмечаются: перегрузки от профессиональной деятельности, финансовые неудачи, особенности взаимодействия врача с пациентом, неудовлетворительные взаимоотношения в рабочем коллективе, проблемы профессионального роста и карьеры, осложненные условия личной жизни, низкий авторитет профессии и отсутствие должного общественного имиджа [108-109], [133-134], [37].
41
Социально-психологические аспекты в стоматологической практике касаются изучения проблематики стрессогенности профессии врача-стоматолога, осознание самим врачом появления у него признаков стресса и синдрома выгорания. Стоматологи рассматривают свою профессию как наиболее стрессогенной по сравнению с другими видами деятельности [37], [7], [108-109], [127-128], [132], [199], [190], [100]. При обследовании 364 врачей — стоматологов Л.И.Ларенцова установила (2002), что: 78% врачей считают профессию врача-стоматолога более стрессогенной, чем другие профессии, 12% — менее стрессогенной, а 10% называют ее такой же, как и другие профессии [37]. По другим данным 83% стоматологов оценивают свою профессию по сравнению с другими медицинскими специальностями» как «очень стрессогенную», около 60% — как «более стрессогенную [175].
Группа психологов из Манчестерского университета проводила в течение года исследования по продолжительности жизни представителей различных профессий и составила шкалу стрессов по 150 профессиям. Оценка давалась по десятибалльной системе. Стоматологи заняли в этом списке четвертое место (7,3 балла после шахтеров, полицейских, журналистов и строителей). Врачи всех специальностей, в целом, набрали 6,8 балла (журнал «Новый век» 2000, Сб.).
Среди других стрессоров, по результатам упомянутых исследований отмечены: возможная угроза срыва графика приема, особенности работы с трудными или ненастроенными на сотрудничество с врачом пациентами; вмешательство государственных структур и постоянное требование совершенствование технического уровня.
Установлено, что существует профессиональный стрессор стоматолога «врач — тревожный пациент» [37]. Этот фактор занимает третье место среди стрессоров после задержек и перегрузок на работе. Имеются работы, в которых фиксировалась реакция врача, его напряжение и тревожность во время приема больных с лабильной нервной системой, анализировались подходы к лечению этой трудной категории больных [152], [173], [202],
42
[301]. Установлено, что врачи в ряде случаев затрудняются в диагностике и подготовке к лечению пациентов с фобией [88], которые, как известно, во многих случаях требуют дополнительного время, внимания, специальных подходов к лечению от врача [37], [139].
Результат нескольких работ продемонстрировал, как стресс, испытываемый стоматологом, мешает ему точно отличить только стоматологическую тревожность больного от общей тревоги пациента и какие от этого могут быть последствия [175-176]. Имеется сообщение, в котором указывается, что тревожность врача может влиять на восприятие и выбор правильного цвета врачами — стоматологами при реставрации зубов [79].
Изучение СЭВ у стоматологов 3-х специальностей показало, что хирурги-стоматологи и терапевты имеют больший уровень выгорания, чем ортопеды [147], [149], [46], 51]. Детские стоматологи также обнаруживают несколько более высокие показатели испытываемого профессионального стресса и выгорания, чем специалисты, работающие со взрослыми пациентами [179], [186], [46].
Здоровье стоматолога — один из самых важных компонентов его успешной практики. Несмотря на тот факт, что 88 процентов стоматологов сообщают о хорошем или превосходном здоровье [Kupcinskas L, Petrauskas D.,2003], некоторые исследования выявили, что один из десяти стоматологов имеет нарушения общего состояния здоровья, причём три из десяти стоматологов сообщают о наличии соматических симптомов [Gorter R.C. at al.,2000]. Многие врачи чувствовали себя не здоровыми, по сравнению с представителями других помогающих профессий, относящихся к группе повышенного риска [Hjalmers К., 2003].
Анализируя эти данные, можно сказать, что врач-стоматолог и пациент находятся в тесном взаимодействии во время лечения и им необходимо взаимопонимание, прежде всего для защиты психики обеих сторон. [41], [51], [19] проанализировали психологические нагрузки в стоматологической
43
практике и обнаружили, что они носят бинарный характер: 1) психологическая загруженность пациента провоцирует психологическое напряжение врача и 2) характер работы сам по себе имеет негативный психогенный характер (предмет работы, возможность ошибки и т.п.).
По сведению Американской ассоциации стоматологов, средняя продолжительность жизни врача стоматолога короче средней продолжительности жизни в Америке.
Однако до недавнего времени не многие классифицировали бы их профессию как опасную.
Согласно литературным данным [29], [34], [37], [68], в структуре клинических проявлений ПС и СЭВ имеются черты, сближающие это явление с рядом традиционных психических (таких, как астенический невроз) и психосоматические расстройства. Такое положение вещей позволяет говорить о наличии в этиопатогенетическои структуре симптома эмоционального выгорания психологического звена.
Кроме того, исследование показало, что карьера в области стоматологии имеет тенденцию привлекать людей с навязчивыми поведенческими характеристиками, которым требуется социальное одобрение и соответствующий статус, зачастую с нереалистическими ожиданиями, в том числе относительно избыточно завышенного стандарта исполнения своей работы [175], [202].
Наблюдающиеся при стрессе нарушения психической и психофизиологической адаптации проявляются снижением эффективности профессиональной деятельности, дисфункцией межличностных контактов на работе и в семье, расстройствами психического и соматического здоровья [91],[37], [133], [106]. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что ПС и СЭВ способствуют возникновению депрессии, чувства беспомощности и бессмысленности самого существования, приводит к нарушениям производственной дисциплины, злоупотреблению алкоголем, наркотиками, а иногда и к суицидному поведению [80 — 82], [89], [143], [170],
44
[90], [108], [112]. В публикациях, посвященных вопросам ПС и СЭВ врачей-стоматологов, показано, что в этой деятельности может быть выделен широкий круг причин, способствующих его развитию, и приводятся факты, позволяющие отнести контингент врачей-стоматологов в группу риска [37], [116], [133-134], [109], [131], [144-146], [103], [174-177], [114]. Имеются сообщения о высоком уровне самоубийств у врачей-стоматологов в США (в 2,5 раза выше, чем в населении), а среди представителей медицинских профессий стоматологи по этому показателю занимают третье место.
Проблема эмоциональной дезадаптации работников различных профессий, особенно связанных с межличностным взаимодействием, начиная с 70-х годов, стала изучаться после появления в англоязычной литературе понятия «синдром эмоционального выгорания» (burnout). Синдром рассматривается как проявление воздействия профессии коммуникатора на личность специалиста и широко исследуется в последнее десятилетие в зарубежной психологии [189-190]. Названный по буквальному переводу английского термина «burnout» — «выгорание» («выгоревший»), он характеризует состояние сильного переутомления по ассоциации с затуханием пламени костра или свечи. Существуют различные определения «выгорания», однако в наиболее общем виде оно рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности, который в основном наблюдается среди профессионалов тех специальностей, которые в процессе своей работы находятся в непосредственных длительных личностных контактах со своими пациентами, клиентами, партнерами и т.п. [92], [98], [104], [107], [111], [113], [120]. Статистические данные целого ряда стран указывают на то, что такое явление как синдром выгорания стало довольно массовым в последнее время среди стоматологов [37], [88], [93-95], [127-129], [ 100]. В связи с этим в понятие синдром выгорания рядом авторов в настоящее время вкладывается понятие «профессиональное выгорание»,
45
что позволяет рассматривать данное явление в аспекте личностной деформации профессионала под влиянием стрессоров [164-165],[189-190].
Разработка стандартизированных методик для диагностики выгорания и особенно с помощью специально разработанной Maslach & Jackson (1981) методики Maslach Burnout Inventory (MBI) [160], позволили исследователям получить более точные представления о сущности данного синдрома [163].
Аналогом этой методики в России может служить, предлагаемая В.В. Бойко, «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» [16]. Есть сообщение об использовании этого инструмента для диагностики выгорания у врачей психотерапевтов, психологов, педиатров, и медицинских сестер [33], стоматологов [37].
Murtomaa Н. Et al., (1990) изучали наличие синдрома и факторов его вызывающих (по шкале MBI) среди 232 финских стоматологов. Установлено, что 61% врачей (41% — женщины; 59% — мужчины) испытывали ПС. 223 врача — стоматолога отмечали психическую усталость во время работы, потерю удовлетворения от работы выявлено у 22%, у одной трети врачей определялась грубость к пациентам и снижение должной заботы о них [179].
Высокий общий уровень СЭВ 10,6% по шкале MBI отмечен у 340 стоматологов Англии: ЕЕ-25,53; DP — 8,88; РА — 34,42 [183]. Авторы отмечают, что на формирование синдрома влияет напряженный график работы, взаимоотношения в коллективе, с пациентами и условия работы.
Gorter, (1999) изучал наличие и формирование СЭВ по шкале MBI на высоко репрезентативной выборке голландских стоматологов (709 врачей). Результаты: СЭВ: ЕЕ — 13,7 (8,6); DP — 5,9 (3,9); РА — 30,8 (5,9). Мужчины среднего возраста оказались больше подвержены развитию синдрома. 21% врачей имели определенный риск синдрома выгорания, 13% врачей составили высокий общий уровень выгорания (высокие показатели по шкалам ЕЕ, DP и низкие по шкале РА), 2,5% были в состоянии высокого уровня выгорания [133].
46
Этот же автор провел исследование 735 голланских стоматологов с целью оценить влияние условий труда на формирование СЭВ по шкале MBI — NL (нидерландская модификация) и по шкале DEWSS. Положительной зависимости между характеристиками рабочего места врача и СЭВ не было выявлено. Гипотеза относительно зависимости между ПС и СЭВ была подтверждена. Более того, исследование показало, что реальные характеристики рабочего места врача — стоматолога не могут объяснить существующее нервное истощение врачей [134].
Впервые проведенное изучение СЭВ у врачей — стоматологов в России 272 стоматологов г. Москвы [37] показало, что 104 врача (38.2%) не подвержены синдрому выгорания, 168 врачей (61.8%) имеют высокую степень выгорания хотя бы по одной из шкал, из них 22 врача (8.1%) — по всем трем шкалам. В частных клиниках не подвержен синдрому выгорания 51 врач из 82 (62.2%), 31 врач (37.8%) имеет высокую степень выгорания хотя бы по одной из шкал, из них 4 врача (4.9%) — по всем трем шкалам. В государственных клиниках не подвержены синдрому выгорания 53 врача из 190 (27.9%), высокую степень выгорания хотя бы по одной шкале имеют 137 врачей (72.1%о), из них по всем трем шкалам — 18 врачей (9.5%). Результат исследования фиксирует у врачей — стоматологов синдрома выгорания в 8,1%.Существенным фактором развития ПС и СЭВ является семейно-бытовая ситуация врача-стоматолога. Чем более конфликтные отношения в семье врача, тем выше уровень его стресса. Врачи, испытывающие материально-бытовую неустроенность, имеют достоверно более высокий уровень стресса, чем благополучные в материальном положении врачи. [41] [7], [51]. Что касается отечественной психологии, то вышеуказанная область, как предмет самостоятельного исследования, практически не изучалась. Имеется ряд работ, в которых этот феномен либо обозначался, либо рассматривался в контексте более широкой проблематики [17], [21-22], [33], [60], [65], [78], [78].
Источник: Фокина Татьяна Юрьевна. Личностно-психологические аспекты синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов : диссертация … кандидата медицинских наук : 19.00.04 / Фокина Татьяна Юрьевна; [Место защиты: ГОУВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет»].- Москва, 2009.- 188 с.
Надеюсь, этот материал поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (дипломные, курсовые, магистерские и др. работы по психологии; статистические расчеты).
Источник