Синдром эмоционального выгорания у специалистов по социальной работе

Синдром эмоционального выгорания у специалистов по социальной работе thumbnail

Синдром эмоционального выгорания у специалистов по социальной работе

Проблема синдрома эмоционального выгорания специалистов, обслуживающих пожилых людей на дому, является актуальной на сегодняшний день, так как эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих социальных работников, их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом с ними. Это и близкие родственники, и друзья.

Синдром эмоционального выгорания социальных работников, обслуживающих пожилых людей, вызван рядом специфических особенностей их деятельности. К их числу можно отнести огромную ответственность за жизнь и здоровье пациентов пожилого и старческого возраста, которая тяжким грузом ложится на их плечи; длительное нахождение в «поле» отрицательных эмоций — страдания, боли, отчаяния, раздражения и так далее, которые так или иначе по механизму эмоционального заражения передаются сотрудникам центров, кроме того, пожилые клиенты умирают, что тоже влияет на состояние сотрудников социальных центров.

Первый компонент – эмоциональное и физическое истощение

Проявление может быть различно на разных стадиях развития эмоционального выгорания, но в общем случае к первому компоненту относятся раздражение, равнодушие, опустошенность, эмоциональное и психическое пресыщение, на физическом уровне может возникать даже чувство тошноты. В данном случае человек, ранее с огромным энтузиазмом относившийся к своим обязанностям, коллегам и рабочему месту понимает, что работа уже не вызывает подобных эмоций и воодушевления. Эмоциональные ресурсы исчерпаны, наступает апатия, отторжение своего профессионального «я».

Второй компонент  – деперсонализация

Деперсонализацию можно охарактеризовать, прежде всего, как искажение и разрушение взаимоотношений «выгорающей» личности с другими людьми. Появляется негатив к клиентам, коллегам, подчиненным, пациентам. Человек перестает видеть за каждым новым контактом личность, приходит равнодушие, формализм, отношение к людям, как к «пушечному мясу». В начале растущего эмоционального выгорания подобное поведение и переживания могут быть скрыты, но в процессе развития истощения все выходит на поверхность и зачастую приводит к конфликтам в семье и на работе, проявлениям цинизма, раздражительному общении с другими людьми.

Третий компонент рассматриваемой модели – снижение профессиональной продуктивности

Человек редуцирует собственные достижения, негативно или равнодушно оценивает себя как профессионала своего дела даже при наличии крупных успехов в работе, говорит о недостаточности своих возможностей, умений и знаний, занижая тем самым свою самооценку, старается отгородиться от работы, снять с себя ответственность и переложить ее на чужие плечи.

Как мы видим, эмоциональное выгорание очень негативно влияет на личность в целом и на профессиональную деятельность в частности. Выгорание не появляется внезапно, это процесс, проходящий несколько стадий, каждая из которых характеризуется своими собственными симптомами.

Первая стадия профессионального выгорания – «медовый месяц». На этом этапе сотрудник доволен своей работой, с удовольствием, наслаждением и энтузиазмом выполняет свои должностные обязанности. Тем не менее, постепенно такое трепетное отношение к работе начинает затухать, человек получает один за другим рабочие стрессы, деятельность, которая приносила столько позитива и выполнялась с огромным зарядом энергии, перестает радовать и приносить положительные эмоции.

Вторая стадия  – «недостаток топлива». У работника еще есть внутренне ресурсы для продолжения работы с энтузиазмом, однако лишь в случае высокой мотивации, но в ущерб собственному здоровью. Если же этой мотивации нет, то начинает возникать усталость (с риском перехода ее в хроническую), апатия и вялость, на физическом уровне – бессонница. Если работник не получает, как было сказано выше, никакого стимулирования, то интерес к компании и к своей работе в ней стремительно снижается. Продуктивности нет, возможны нарушения трудовой дисциплины, невыходы на работу, небрежность в работе.

Третья стадия эмоционального выгорания – «хронические симптомы». Истощение переходит на физический уровень. Работа без отдыха и желания, на износ приводит к заболеваниям, снижению иммунитета, злости на себя и окружающих, раздражительности. У человека появляется ощущение безысходности, невозможности что-то изменить, приходит чувство пустоты, отсутствия времени и кажется, что подобное состояние продлится вечно.

Четвертая стадия выгорания – «кризис». Название стадии говорит само за себя: человек переживает кризис профессиональной деятельности и эмоциональных переживаний на этот счет. Появляется недовольство собой, своей работой, качеством жизни. Человек постепенно утрачивает трудоспособность, болеет.

Пятая стадия выгорания – «пробивание стены». Человек в прямом смысле упирается в стену своей профессиональной деятельности. Возникает угроза – сможет ли человек вообще продолжать работу. Развиваются серьезные болезни и проблемы как на физическом уровне, так и в психологической сфере.

Как избежать эмоционального выгорания:

Прежде всего необходимо применять методы саморегуляции, исследованные нами ранее при обсуждении стрессов

Никогда не страдай в одиночку (не держи в себе свои тревоги, проблемы), поговори с тем, кому доверяешь — подругой, котом (молчаливым и благородным слушателем).

Используйте все виды терапии: — музыка (тихая, негромкая, любимая);

  • природотерапия: полистай альбомы с натюрмортами; прогулки по лесу.
  • приласкай кота, собаку, погуляй на свежем воздухе;
  • трудотерапия: вымой посуду, полы;
  • лечение сном: спи, когда хочется и сколько хочется, спи днем (15-40 минут), дневной сон-сон красоты.
  • помогает частое мытье рук под струей холодной воды;
  • массаж.
  • разрядка эмоций (выразить вслух или письменно все, что вы хотели и хотите сказать.)
Читайте также:  Синдром венозной дисгемии у детей

Хочется напомнить о некоторых способах саморегуляции:

 Способы, связанные с воздействием слова: Самоприказы, самопрограммирование вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями; сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова ”именно сегодня” :

“Именно сегодня у меня все получится”; “ Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной” и т.д.

Самоодобрение, самопоощрение: Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это, особенно в ситуациях повышенных нервно- психических нагрузок,- одна из причин увеличения нервозности, раздражения.

Поэтому важно поощрять себя самим. В случае даже незначительных успехов хвалить себя, мысленно говоря: “Молодец!”, “Умница!”, “Здорово получилось!” и т.д.

Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3-5 раз.

Значение методов расслабления и периодов отдыха неоспоримо для предупреждения этого синдрома.

И самое главное, активная деятельность, рост сотрудника как профессионала, как специалиста, своевременное обучение и применение новых навыков на деле, самая лучшая профилактика эмоционального выгорания.

Источник

Одна из ведущих тенденций современного периода – динамичный научно-технический прогресс, вызывающий изменения практически во всех сферах социально-экономической жизни. Эти изменения в той или иной мере затрагивают каждого нашего современника [5,с.68]. Преобразованияотрасли социальной защиты населения, возрастающие требования к профессиональной компетентности специалиста, а также со стороны клиентов, обостриливопросы эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников.

Экстремальные ситуации часто сопровождаются стрессом, когда у социального работника возникает острый внутренний конфликт между жесткими требованиями, которые налагает на него ответственность, и объективная невозможность выполнить их. Стресс как состояние психической напряженности, вызванное трудностями, опасностями, в целом мобилизирует человека на их преодоление. Однако если стресс превышает критический уровень, то он превращается в дистресс, снижающий результаты труда, подрывающий здоровье человека.

Социальная работа как вид профессиональной деятельности требует от специалиста особых знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, без которых осуществление социальной помощи практически невозможно. Среди значимых качеств можно выделить такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личностная адекватность по самооценке.

Профессиональная деятельность социального работника, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника.

Социальным работникам, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойствен, как и другим специалистам, работающим в системе «человек-человек», так называемый синдром «эмоционального выгорания».

Впервые термин «эмоциональное выгорание» был заявлен американским психологом Х.Дж. Фрейденбергером (1974) для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи.

Согласно концепции В.В. Бойко, эмоциональное выгорание – выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на определенные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. «Выгорание» отчасти целесообразный и функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать психические ресурсы. В то же время могут возникнуть его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на эффективности профессиональной деятельности и отношениях с партнерами по деловому общению. «Выгорание – психологический термин, обозначающий симптомокомплекспоследствий длительного рабочего стресса и определенных видов профессионального кризиса» [1, с.91].

Б. Пельман и Е.Хартман выделили три компонента эмоционального выгорания:

  1. Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов.
  2. Деперсонализация связана с возникновением равнодушного и даже негативного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы. контакты с ними становятся формальными, безличными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.
  3. Сниженная рабочая продуктивность проявляется в снижении самооценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, негативном отношении к себе как личности [2, с.243].
Читайте также:  Корешковый синдром боли в ушах

Эмоциональное выгорание представляет собой многомерный конструкт, набор негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающихся высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью.

Труд социальных работников относится к числу сложных и ответственных видов деятельности человека. Он характеризуется значительной интеллектуальной нагрузкой, требует большого объема оперативной и долговременной памяти, наличия определенного уровня здоровья, содержит элементы творчества и тесно связан с ответственностью. Выраженность этих качеств обеспечивает профессиональную эффективность труда, но в то же время сопряжена с высокой физиологической стоимостью нервных процессов для организма самих социальных работников.

Профессиональная деятельность социальных работников имеет ряд особенностей, определенное место среди которых занимает высокая частота межличностных контактов при общении с клиентами, их родственниками, друзьями, коллегами, что предъявляет высокие требования к коммуникативной компетентности социальных работников. К этому же можно отнести психологические трудности «принимающего», «безусловного» общения, описанные C.Rogers (1990)и E.Fromm (1990).

Профессиональная деятельность социальных работников предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Эмоции, как правило, амбивалентны: удовлетворение по поводу успешно проведенной консультации или оказание помощи клиентам в трудной жизненной ситуации, чувство собственной значимости, сопричастности другим людям, но и сожаление, угнетение из-за неспособности наладить контакт с клиентом, зависть к преуспевающим коллегам, разочарование в профессии и т.п.

Проведя анализ профессиональной деятельности социальных работников А.А. Козлов подчеркивает вероятность развития у них стрессов [6, с.118]. Причина их – конфликты, большая ответственность за разрешение жизненно важных проблем клиентов, функциональные перегрузки. Автор указал на недостаточную подготовленность социальных работников к нагрузкам, присущим их работе, к возможным внутренним конфликтам из-за служебных, профессиональных и семейных интересов, а так же необходимость эмоциональной разрядки после общения с клиентами, коллегами и др.

Для большинства социальных работников характерна однообразность и монотонность работы. Однообразие и повторение одних и тех же трудовых действий при перегруженности клиентами и недостатке времени для выполнения работы приводит к возникновению утомления социального работника. Одновременно отмечаются изменения в субъективной стороне работоспособности: ухудшается, приводит к мотивационной и эмоциональной неустойчивости и является одной из предпосылок для возникновения синдрома выгорания; меняется настроение, чаще возникают отрицательные эмоции, появляются жалобы на сонливость, усталость и скуку. Все это отрицательно влияет на эффективность профессиональной деятельности, на удовлетворенность собственным трудом и является предпосылкой для возникновения синдрома эмоционального выгорания у социальных работников.

Сталкиваясь с отрицательными эмоциями со стороны клиентов, социальный работник вовлекается в них, в силу чего начинает испытывать повышенное эмоциональное напряжение. Более всего такому риску подвергаются лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. Настоящий социальный работник в их представлении – это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и частной жизнью.

Личностные черты эмоциональной неустойчивости, робости, консерватизма, импульсивности, напряженности имеют определенное значение в формировании синдрома эмоционального выгорания. Давно установлено, что работа с определенными группами клиентов является дополнительным психотравмирующим фактором. К таким группам относятся люди старческого возраста, хронически больные люди, требующие постоянного ухода, психически больные люди и др.

Выгорание считают исключительно расстройством сверхпреданных и трудолюбивых работников, а эти группы «трудных» клиентов в целом имеют ряд общих особенностей, которые притягивают преданных идеалистов, некоторые из этих клиентов заставляют социальных работников переживать чувство бессилия от невозможности облегчить их страдания.

Таким образом, описывая факторы синдрома эмоционального выгорания у социальных работников можно выделить три типа факторов, играющих существенную роль в эмоциональном выгорании.

Социальный фактор: непризнание истинных заслуг социального работника, ограничение его права на свободу выбора стиля жизни; несоответствие нравственно-этических требований к профессии реальной ситуации на рабочем месте; ограничение активности социального работника по внедрению новых технологий и прогрессивных методов, принижение социального статуса, семейно-бытовые проблемы.

В данном случае социальный работник испытывает разочарование вследствие несовпадения реальной профессиональной ситуации с идеальными представлениями о ней.

Фактор среды. Большое значение имеет взаимоотношение с коллегами в коллективе и то, создается или нет ситуация активного совместного решения профессиональных задач. коллектив может снижать мотивацию деятельности свои общим негативным или равнодушным отношением к ней. Кроме того, условия работы могут не способствовать успешному осуществлению профессиональных задач: низкая материально-техническая база, отсутствие своего кабинета, отсутствие полноценного отдыха.

Личностный фактор. Мотив «служения» часто инициирует возникновение и развитие симптомов эмоционального выгорания, поскольку при этом социальный работник изначально обладает позицией сильной включенности в деятельность. Сгорают обычно не изначально равнодушные к своей работе люди. И не те, кто в профессиональной деятельности реализуют мотивацию социальных достижений, а, наоборот, профессионалы. Для которых деятельность изначально значима, сознательно выбрана, предполагает известное эмоциональное отношение. Ориентацию на других людей, то есть реализующие мотивацию «служения». Сочувствующий социальный работник. Ориентированный на других, при недостаточной связи с реальностью, неумении оценивать критически неблагоприятные факторы, с низкой устойчивостью к стрессорам социальной профессии (таким, как страдания, переживания, болезнь и т.д.) может стать носителем быстро прогрессирующего синдрома эмоционального выгорания[3, с. 328].

Читайте также:  Впв синдром операция через пах

Требования, предъявляемые к эмоциональной сфере социального работника, довольно противоречивые. Наряду с эмпатией они должны быть и эмоционально устойчивыми.Как чрезмерная эмоциональность, так и заторможенность могут быть препятствием для осуществления профессиональных действий.

От социального работника требуется высокая служебная и профессиональная дисциплина, четкое выполнение своих обязанностей. При этом выполнение этих обязанностей должно осуществляться не формально, а по внутреннему побуждению, чувству долга, стремлению бескорыстно делать все необходимое, чтобы помочь человеку. Это требует постоянного пополнения профессиональных знаний и умений. Здесь на помощь приходит дополнительное профессиональное образование, когда социальные работники проходят курсы переподготовки и повышения квалификации. Одним из модулей учебно-образовательного процесса является курс занятий по эмоциональному выгоранию, где социальные работники помимо лекционного формата участвуют в активных и интерактивных формах обучения, а именно тренингах по эмоциональному выгоранию, деловых и ролевых играх, семинарах-практикумах и т.д.

Социальный работник может любить свою профессию, обладать прекрасными техническими навыками, однако, если он в силу личностных особенностей часто конфликтует с клиентами, его профессиональные качества не дадут должного эффекта. Он должен обладать профессиональной выдержкой и самообладанием.

Личностные особенности социального работника могут делать их более или менее уязвимыми к эмоциональному выгоранию.

Умение общаться обеспечивает взаимодополнение,  доверие в отношениях, эффективность в решении поставленных задач. успешное взаимодействие вносит вклад в компетентность социального работника, влияет на удовлетворенность клиента оказываемой помощью и повышает чувство уверенности в себе социального работника и удовлетворенность его своим трудом. Это в свою очередь препятствует формированию синдрома эмоционального выгорания.

Рассматривая вопрос о синдроме эмоционального выгорания необходимо обратить внимание на развитие личностных особенностей в процессе профессионализации, которое может идти не только за счет «непосредственного» приспособления личности к профессии, но и за счет «компенсаторного» профессионального приспособления. Это означает, что человек под влиянием профессиональных требований может с помощью волевых усилий преодолеть в себе определенные личностные черты, которые мешают выполнению трудовой деятельности. Требования профессии социального работника предполагают постоянный контакт с людьми, и личность может преодолеть свою природную застенчивость и постепенно научиться свободно общаться с людьми [4, с.115].

Ключевым ресурсом преодоления трудных ситуаций является жизнестойкость. С.Мадди определяет данный термин как интегральную личностную черту, ответственную за успешность преодоления личностью жизненных трудностей. Автор выделяет следующие компоненты жизнестойкости:

  • вовлеченность – убеждение в том, что только благодаря своей активности человек находит в мире интересное;
  • контроль – убежденность в контролируемости мира и своей способности добиться результата;
  • принятие риска – готовность действовать вопреки неопределенности ситуации и угрозе и извлекать опыт из любых ситуаций [3,c.335].

Таким образом, жизнестойкость – это система убеждений личности, способствующая развитию готовности субъекта заинтересованно участвовать в ситуациях повышенной для него сложности, контролировать, управлять, уметь воспринимать даже негативные события как опыт и успешно справляться.

Учитывая вышесказанное, проблема изучения причин проявления и последствий «выгорания» у социальных работников приобретает особую значимость, так как грамотная диагностика, коррекция и профилактика развития «выгорания» могут помочь в остановке начавшегося процесса или предупредить угрозу его возникновения, сохранив социального работника как здоровую личность и эффективного профессионала.

Литература:

  1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении.- СПб.: Питер, 1999
  2. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях [текст]/Н.Е. Водопьянова/Психология здоровья/под ред. Г.С. Никифорова.- СПб.: Издательство СПбГУ, 2000
  3. Караванова Л.Ж. Профессионально-личностное развитие специалиста по социальной работе в период обучения..дисс.д.псх.н., Москва, 2012
  4. Лебедева Н.В. Обучение взрослых в системе переподготовки и повышения квалификации: монография [текст]/ Н.В. Лебедева – М.: Издательство «Перо», 2013
  5. Лебедева Н.В. Непрерывное образование в системе переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов социальной защиты населения г. Москвы/Высшее образование сегодня.- №6, 2014
  6. Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность [текст]: учеб.пособие/отв.ред. А.А.Козлов – М.: «Логос», 2004[schema type=»book» name=»ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА: АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ» description=»целью в представленной статье является изучение актуальности такой проблемы, как эмоциональное выгорание социальных работников. Проведенный теоретико-методологический анализ данного вопроса позволяет выявить особенности социальной работы, выделить компоненты, сложности профессиональной деятельности социального работника, причины возникновения эмоционального выгорания и пути решения данной проблемы.» author=»Лебедева Наталья Васильевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]

Источник