Синдром эмоционального выгорания у спасателей

Психологическая наука и образование - №2 (74) / 2013 | Перейти к описанию

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг
Science Index
РИНЦ 2018

2 место —
направление «Психология»
2 место — направление «Народное
образование. Педагогика»

75 место
— общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

4,363 —
показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,109 —
двухлетний импакт-фактор

 

Психологическая наука и образование
2013. Том. 18, № 2. С. 14–24
ISSN:
1814-2052 / 2311-7273 (online)

Каширский Д.В.
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и реабилитационных технологий, ФГБНУ «Федеральный научно-клинический центр реаниматологии и реабилитологии» (ФНКЦ РР), Москва, Россия
e-mail: psymath@mail.ru

Сабельникова Н.В.
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Алтайской государственной педагогической академии

Овчинникова А.Н.
магистрант Алтайской государственной педагогической академии

Аннотация

Статья посвящена проблеме ценностей работников спасательного отряда МЧС с различной степенью эмоционального выгорания. Проверялось предположение о связи эмоционального выгорания с содержанием субъективных ценностей спасателей, уровнем самореализации в жизненных сферах, степенью удовлетворенности самореализацией, внутренними конфликтами в системе ценностей. Выборку составили 54 спасателя МЧС (мужчины в возрасте 24–50 лет). Применялся опросник MBI (К. Маслак и С. Джексон) в адаптации Н. Е. Водопьяновой, позволяющий выявить уровень и проявления эмоционального выгорания, и методика KVS-3 (Д.В. Каширский), направленная на диагностику субъективных ценностей, уровня самореализации, удовлетворенности разными сферами жизни. Выявлена связь между эмоциональным выгоранием и особенностями ценностно-смысловой сферы личности спасателей, их семейным статусом, возрастом и стажем работы.

Работа спасателей МЧС связана с необходимостью действовать в сложных, часто
экстремальных ситуациях и требует больших физических и эмоциональных затрат.
Спасатели постоянно оказываются перед лицом человеческих проблем и страданий,
вынуждены действовать в условиях неуправляемой и непредсказуемой ситуации,
угрожающей жизни и здоровью, необходимости быстро и четко реагировать на ее
изменение. В связи с этим профессия спасателя – одна из самых стрессогенных, а
синдром эмоционального выгорания среди представителей этой профессии
встречается довольно часто.

Впервые термин «эмоциональное выгорание» был использован в 1974 году
американским психотерапевтом Г. Фройденбергером [14] для характеристики
психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном
общении с пациентами (клиентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при
оказании профессиональной помощи. Исследованию данного феномена посвящено
большое количество зарубежных и отечественных исследований [1–4; 6; 7; 9; 11;
13–16; 18]. Синдром эмоционального выгорания обычно определяют как состояние
физического, эмоционального и интеллектуального истощения, вызванного
длительной вовлеченностью в эмоционально экстремальные ситуации [21]. По мнению
К. Маслак, данное состояние характеризуется чувством эмоционального истощения
(человек эмоционально «выжат»), развитием негативного или безразличного
отношения к людям (деперсонализация, цинизм) и растущим обесцениванием своей
компетентности (редукция личных достижений) [17; 19]. Согласно Т. В. Форманюк,
синдром эмоционального выгорания представляет собой специфический вид
профессионального заболевания лиц, работающих с людьми [12], а главной его
причиной является психическое переутомление. Ввиду длительного преобладания
разнообразных требований (внутренних и внешних) над ресурсами человека
нарушается состояние психоэмоционального равновесия, что неизбежно приводит к
выгоранию.

  1. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других.
    М., 1996.
  2. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания:
    диагностика и профилактика. СПб., 2005.
  3. Карпов А. В., Орел В. Е., Тернопол В. Я. Психология
    профессиональной адаптации. Ярославль, 2003.
  4. Каширский Д. В., Савышина М. В. Особенности эмоционального
    выгорания педагогов с различными стилями поведения в конфликте. Горно-Алтайск,
    2010.
  5. Каширский Д. В. Субъективные ценности современной молодежи.
    Барнаул, 2012.
  6. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального
    стресса // Вестник психосоциальной и коррекционнореабилитационной работы. 2001.
    № 11.
  7. Мерзлякова Д. Р. Пути воздействия синдрома выгорания учителя
    начальных классов на личностные характеристики и учебную деятельность учеников
    // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2011. № 2. URL:
    https://www.psyedu.ru/files/articles/psyedu.ru_2011_2_2111.pdf
     
  8. Мушастая Н. В. Эмоциональное выгорание как фактор деформации
    ценностносмысловой сферы личности // Автореф. дисс. канд. психол. наук.
    Ростов-на-Дону, 2007.
  9. Наличаева С. А. Самоактуализационный потенциал личности как
    детерминанта профессионального выгорания педагогов / Автореф. дисс. канд.
    психол. наук. М., 2011.
  10. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии:
    эмпирические исследования // Журнал практической психологии и психоанализа.
    2001. № 3.
  11. Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях //
    Психологический журнал. 2002. Т. 23, № 3.
  12. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель
    профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6.
  13. Edelwich J., Brodsky A. Burn-Out. Stages of disillusionment in the
    helping professions. NY., 1980.
  14. Freudenberger H. Staff burn-out // Journal of Social Issues. 1974.
    V. 30(1).
  15. Larson C. C., Gilbertson D. L., Powell J. A. № 12(12). Therapist
    burnout: Perspectives on a critical is
  16. Maslach C., Schaufeli W.B. Historical and sue, 1978. conceptual
    development of burnout. NY., 1993.
  17. Maslach C. The Client Role in Staff Burn-Out //
  18. Pendleton D., King J. Values and leadership // Journal of Social
    Issues. 1978. № 34. British Medical Journal. 2002. V. 325.
  19. Maslach C. Burnout: a multidimensional per
  20. Pines A., Aronson E. Career burnout: Causes spective. NY., 1993.
    and cures. NY., 1988.
  21. Maslach C., Jackson S. Burned-out cops
  22. Smith R. Why are doctors so unhappy? // Brit-and their families //
    Psychology Today. 1979. ish Medical Journal. 2001. V. 322.

 
Читайте также:  Синдром арнольда киари и спорт

Источник

420

Автор: Щербак Анастасия

Дата: 30.01.2020

Доводилось ли вам слышать выражение: “Перегорел на работе?” А может быть, так говорили про вас? Синдром эмоционального выгорания – это патологическое состояние человека, при котором он постоянно чувствует моральное, эмоциональное и физическое истощение. Знакомое состояние? Почему же оно возникает, каковы признаки СЭВ и что делать, чтобы от него избавиться? Сегодня я отвечу на все эти вопросы.

Общая характеристика

Стресс для человека – это не всегда плохо. Легкий стресс, возникающий, например, когда мы изучаем что-то новое, помогает преодолевать трудности. В конечном итоге благодаря такому стрессу мы обретаем новый навык, а значит, развиваемся.

Однако на длительный непрекращающийся стресс организм реагирует эмоциональным выгоранием. Происходит перегрузка организма, психическое и физическое истощение. Это не просто плохое настроение. СЭВ характеризуется непрекращающимся характером и интенсивностью. Из этого состояния сложно выбраться.

В 1974 году американский психиатр Х. Фрейденбергер впервые описал непонятное для него и его коллег-докторов психоэмоциональное состояние. Оно было связано с тем, что им приходилось тесно и довольно часто контактировать с пациентами.

Чуть позже это явление описала Кристина Маслач. Она назвала его синдромом эмоционального и физического истощения. При этом на фоне этого синдрома формируется негативное отношение к работе и отрицательная самооценка.

Сильнее всего синдрому эмоционального выгорания подвержены люди, чья работа связана непосредственно с общением с другими людьми. В частности, это представители следующих профессий:

  • врачи;
  • психологи;
  • педагоги;
  • работники социальных служб;
  • менеджеры по продажам и т. п.

Фрейденбергер также отмечал, что подобное состояние развивается у людей, которые:

  • склонны к сочувствию;
  • излишне мечтательны и поэтому неустойчивы в своей самооценке;
  • одержимы навязчивыми идеями;
  • стремятся идеально выполнить свою работу.

Нередко СЭВ наблюдается у творческих личностей (писатели, артисты, музыканты, художники и проч.). Особенно если их талант остается непризнанным. Помимо этой категории синдром часто проявляется у женщин, которые недавно стали мамами или занимаются исключительно домашним хозяйством.

К факторам, провоцирующим возникновение СЭВ, относятся:

  1. Однообразная работа, которая превращается в рутину.
  2. Работа в напряженном ритме, когда регулярно возникают стрессовые ситуации.
  3. Постоянная критика руководства.
  4. Недостаточное вознаграждение за выполненную работу. Причем не только материальное, но и психологическое, например, похвала.

Синдром эмоционального выгорания можно рассматривать как способ психологической защиты. У человека полностью или частично отключаются эмоции в ответ на воздействие, причиняющее эмоциональную травму.

Симптомы эмоционального выгорания

Симптомы СЭВ можно разделить на 3 группы:

  • психофизические;
  • социально-психологические;
  • поведенческие.

К психофизическим симптомам относятся:

  • хроническая усталость, когда человек чувствует себя уставшим не только вечером, но и утром сразу после пробуждения;
  • вялость и мышечная слабость;
  • регулярные приступы головной боли;
  • бессонница;
  • снижение иммунитета и как следствие частые простуды и ОРВИ;
  • резкий набор веса или сильное похудение;
  • ухудшение показателей крови и гормонального фона;
  • заторможенность и сонливость;
  • ухудшение слуха, обоняния, осязания, зрения, тактильных ощущений.

Социально-психологические симптомы проявляются у человека в следующем:

  • возникает чувство равнодушия к работе, безразличия и скуки;
  • развивается депрессия, ощущение подавленности и внутреннего опустошения;
  • часто происходят нервные срывы от вспышек необоснованного гнева до полного ухода в себя и отказа от общения;
  • даже мелкие и незначительные события вызывают сильное раздражение;
  • не покидают негативные эмоции (обида, стыд, вина, подозрительность), хотя видимых причин для них нет;
  • развивается чувство повышенной тревожности и беспокойства;
  • человека преследует страх, что он не справится с задачей или у него ничего не получится;
  • неуверенность в себе и в своих силах.
Читайте также:  Синдром паническая атака головного мозга

Поведенческие симптомы выражаются следующим образом:

  • человек начинает ходить на работу без энтузиазма и долго “включается” в рабочий процесс;
  • он увеличивает продолжительность перерывов и по возможности сокращает рабочее время;
  • откладывает выполнение важных задач, а вместо этого занимается мелкими заданиями;
  • постоянно берет работу на дом, но так ничего и не делает;
  • отстраняется от коллег или клиентов, например, учеников, пациентов;
  • если человек является руководителем, то ему становится сложно принимать решения;
  • ему становятся абсолютно безразличны результаты работы;
  • злоупотребляет алкоголем, пробует наркотики, выкуривает гораздо больше сигарет, чем привык.

Данные признаки могут проявляться у человека иногда и исключительно на работе. Либо он испытывает их постоянно и переносит на семейные и дружеские отношения. Интенсивность и частота проявления признаков СЭВ зависит от стадии развития синдрома.

Стадии СЭВ

Синдром эмоционального выгорания не возникает резко. Он развивается поэтапно по мере того, как нарастает психическое напряжение у человека. Психолог Джеррольд Гринберг выделил 5 стадий СЭВ:

  1. На первой стадии человек вполне удовлетворен своей трудовой деятельностью. Он увлечен делом, испытывает энтузиазм. Возникающие стрессовые ситуации не вызывают сильного эмоционального напряжения. Они лишь немного снижают активность и энергичность работника.
  2. По мере накопления усталости развивается вторая стадия синдрома. Человек теряет интерес к своему делу. У него возникают нарушения сна. Это может быть бессонница. Или наоборот, избыточный сон, который не приносит облегчения. Ощущение переутомления и апатии становится постоянным.
  3. На третьей стадии обостряется чувство подавленности, неудовлетворенности работой. Человек становится раздражительным. Он начинает думать о том, что в будущем у него нет никаких перспектив. Хроническая усталость провоцирует физические недомогания.
  4. Четвертую стадию можно охарактеризовать как кризис. У человека обостряются хронические заболевания. Из-за этого снижается работоспособность. Депрессия усиливается. Человека не удовлетворяет качество его жизни, собственная продуктивность.
  5. На пятой стадии психические и физические нарушения обостряются настолько, что возникает угроза жизни. На фоне тяжелейшей депрессии человек начинает злоупотреблять алкоголем, принимать наркотики. Он полностью дезадаптирован как в профессиональном плане, так и в личных и семейных отношениях

Чем раньше человек обратится к психологу за помощью, тем быстрее и легче он справится с синдромом.

Диагностика

Правильно диагностировать СЭВ может только специалист. Диагностика включает в себя 3 этапа:

  • изучение истории больного и опрос;
  • лабораторные исследования;
  • тестирование.

В первую очередь врач изучает историю болезни пациента, выясняет наличие хронических заболеваний и вредных привычек. Обязательно уточняет симптомы, на которые жалуется пациент.

Для более полной картины врач назначает лабораторные исследования. Чаще всего в этот перечень входят:

  • общий анализ крови;
  • анализ на определение уровня гормонов;
  • экспресс-тест на функционирование печени и почек.

Основным методом диагностики является тестирование, которое разработал отечественный психолог В. В. Бойко. Тест содержит 84 утверждения, на которые пациент должен ответить “да” или “нет”. По результатам теста врач определит фазу развития СЭВ. Всего выделяют 3 фазы.

  1. Напряжение. Пациент остро переживает конфликтные ситуации. У него повышается уровень тревожности. Он недоволен собой как личностью. Чувствует себя загнанным в угол. Его психика борется.
  2. Резистенция. Пациент начинает реагировать на события неадекватно с эмоциональной стороны (кричит, плачет, срывается, истерит). Какие-то вещи перестают вызывать эмоции. Все больше рабочих задач остаются невыполненными, потому что он уже не считает их важными. Психика начинает сдаваться.
  3. Истощение. В данной фазе у пациента возникает дефицит эмоций, отстраненность, нарушения со стороны психосоматики. Психика сдалась окончательно.

Если пациент не принимает никаких мер, то одна фаза постепенно сменяет другую.

Лечение

Большую роль в устранении симптомов СЭВ играет мотивация пациента и поддержка близких людей. На первой стадии человек вполне способен самостоятельно справиться с синдромом. Для этого порой достаточно изменить режим работы, пересмотреть свою систему ценностей, полноценно отдохнуть и отвлечься от проблем.

В более запущенных случаях необходима помощь психотерапевта. Лечение проводится комплексно с помощью следующих методов:

  • психотерапия;
  • медикаменты;
  • изменение рабочего окружения.

Во время сеансов психотерапии врач меняет личностные установки пациента по отношению к профессиональной деятельности. Он заново формирует у пациента мотивацию и заинтересованность работой. А также учит его правильно распределять время и силы на различные сферы жизни.

Психотерапевты применяют следующие техники и упражнения.

  1. Тренировка навыков общения. Она обучает пациента умению эффективно коммуницировать с другими людьми. Ее основная задача – помочь пациенту осознать важность присутствия в его жизни близких.
  2. Обучение оптимизму. Данный тренинг учит пациента воспринимать события не с негативной стороны, а с более позитивной.
  3. Профилактика фрустрации. Эта техника помогает пациенту реалистично оценивать свои способности и возможности.
  4. Волшебный магазин. В данном упражнении пациент представляет, будто он оказался в волшебном магазине. В этом магазине он может приобрести любую черту характера, которой ему недостает, по его мнению. Цель упражнения – повысить самооценку больного.
  5. Психологический дебрифинг. Он представляет собой беседу врача и пациента, который столкнулся с тяжелым событием. Больной высказывает свои мысли, описывает ощущения и чувства по поводу пережитого.
Читайте также:  Пороки развития плода с синдромом дауна

В зависимости от клинической картины и степени тяжести синдрома врач назначает лекарственные препараты. Это могут быть:

  • антидепрессанты;
  • бета-блокаторы;
  • снотворные средства;
  • транквилизаторы.

Медикаментозное лечение проводится исключительно по показаниям врача и под его наблюдением.

К сожалению, нет волшебного средства, которое поможет избежать или мгновенно вылечить эмоциональное выгорание. Это всегда большая работа над собой, над умением жить гармонично. Если уделять все свое время и силы только одному аспекту жизни, то выгорание неизбежно наступит. Это, пожалуй, является основной причиной СЭВ.

Профилактика

Любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Это относится и к синдрому эмоционального выгорания, который официально признан заболеванием. К профилактике устранения симптомов СЭВ относится работа в 2 аспектах:

  • физическом;
  • эмоциональном.

Для физической профилактики надо делать следующее:

  • правильно и сбалансировано питаться;
  • как можно больше гулять и отдыхать на свежем воздухе;
  • регулярно заниматься спортом;
  • соблюдать режим дня и спать не меньше 8 часов.

С этими пунктами вроде все ясно. Если не привыкли к регулярным физическим нагрузкам, то почитайте, как заставить себя заниматься спортом. Я уже писала об этом.

Эмоциональная профилактика более обширна. Она включает в себя большой перечень действий, из которых вы можете выбрать наиболее подходящие именно для вас. Итак, вот что надо делать, чтобы избежать эмоционального выгорания.

  1. Устраивать себе полноценные выходные дни. В это время заниматься любыми делами, но не только не рабочими. Например, посмотреть сериал, почитать книгу, сходить в спа-центр и т. д.
  2. Прекратить ругать себя за ошибки, а наоборот, научиться хвалить себя за достижения. Помните, что истинной причиной стресса является ваше отношение к неудачам, а не они сами. Измените его!
  3. Брать отпуск хотя бы 1 раз в год. Желательно на это время уехать куда-нибудь в другое место.
  4. Планировать свой день и правильно расставлять приоритеты. В первую очередь необходимо выполнять самые важные задачи. Все второстепенное можно на время отложить.
  5. Творить! Любая творческая деятельность помогает избавиться от переживаний и волнений. Рисуйте, танцуйте, пойте, сочиняйте, шейте и т. д.
  6. Медитировать.

Эмоции, которые вы загнали внутрь и насильно там удерживаете, рано или поздно вырвутся наружу. Поэтому их надо научиться “выплескивать” так, чтобы никто из окружающих не пострадал. Как можно это сделать:

  • рассказать кому-нибудь о своих чувствах и проблемах (близкому другу, психотерапевту, любимому человеку);
  • записать свои эмоции на бумаге, а потом сжечь ее или порвать на мелкие кусочки;
  • нарисовать свою эмоцию, а потом закрасить ее или дорисовать к ней что-нибудь смешное.

Я нашла для вас интересное видео, на котором девушка-блогер делится своим опытом. Она рассказывает, как ей удалось справиться с эмоциональным выгоранием.

Заключение

Мы с вами разобрались, что означает в психологии синдром эмоционального выгорания, как его распознать и бороться с ним. Лучше, конечно, не доводить себя до такого состояния.

Говорят, что успех приходит к тому, кто работает не покладая рук. Я не могу согласиться с этим утверждением. Чтобы по-настоящему стать успешным человеком в жизни, надо добиться гармонии во всех ее сферах. Уделять достаточно времени и работе, и семье, и себе любимому. Тогда вы будете излучать свет и тепло, а не сгорите, как спичка.

А вы испытывали на себе симптомы СЭВ? Поделитесь в комментариях, как вам удалось справиться с выгоранием! Возможно, именно ваш способ окажется для кого-то спасением.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Оцените статью

Увлекаюсь психологией. С интересом исследую человеческую душу и учусь понимать людей. Пишу, чтобы помочь читателям разобраться с проблемами эмоционального характера, отношений, воспитания детей, самосовершенствования. Буду рада, если мои статьи вам помогут.

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.

Источник