Синдром эмоционального выгорания у сотрудников мчс

Синдром эмоционального выгорания у сотрудников мчс thumbnail

В статье подробно рассматриваются объективные и субъективные причины возникновения эмоционального выгорания у сотрудников противопожарной службы МЧС России, выполняющих профессиональные функции в экстремальных условиях деятельности. Определены профессиональные группы сотрудников, наиболее подверженных эмоциональному выгоранию, где определяющими факторами являются не только личностные особенности, но и сама специфика деятельности, стаж службы и возрастные изменения.

Сотрудники государственной противопожарной службы МЧС России, выполняя свои профессиональные функции, находятся в постоянном контакте с людьми, которые оказались в стрессовой ситуации, коллегами, представителями различных служб. Это создает условия для возникновения напряженности, нарушения эмоционального равновесия, приводит к нарушению внимания, снижению волевой готовности к немедленному действию, негативно влияет на выполнение служебных задач, оказывают отрицательное влияние на взаимоотношения с окружающими и разрушающее воздействие на организм в целом.

Проблема изучения эмоционального выгорания сотрудников МЧС России является актуальной ввиду стрессогенного характера их профессиональной деятельности. Формирование эмоционального выгорания также может быть связано с некомпетентностью сотрудников, с их неподготовленностью в физическом и психологическом плане. В этой связи целесообразно проводить исследование эмоционального выгорания с учетом возраста и стажа работы в данной должности, что напрямую связано с приобретением соответствующего профессионального опыта.

Также следует обратить внимание на то, что деятельность сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России связана с риском, то есть повышенной опасностью для жизни, а так же с взаимодействием с потерпевшими лицами от пожаров и бедствий при выполнении служебных задач. Данные обстоятельства способствуют возникновению сильного эмоционального фона у сотрудников, а так же затем разного рода негативных переживаний от воспринятого в моменты осуществления служебной деятельности при ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий. Вышеуказанные обстоятельства накладывают неизгладимый отрицательный отпечаток на личности сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России и так же становятся причиной эмоционального выгорания. В связи с этим, по нашему мнению, данное явление должно максимально изучаться. Должны быть выработаны основные направления деятельности если не по ликвидации синдрома выгорания у сотрудников, то, по крайней мере, его смягчению.

В соответствии с подходом зарубежных психологов К. Маслач, С.Е. Джексона синдром профессионального выгорания представляет собой трёхмерный конструкт, включающий эмоциональное истощение; деперсонализацию (тенденцию развивать негативное отношение к клиентам); редуцирование личных достижений, которое проявляется либо в тенденции к негативному оцениванию себя в профессиональном плане, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим, снятие с себя ответственности и перекладывание её на других.

Под синдромом профессионального выгорания следует понимать неблагоприятную реакцию на рабочие стрессы, включающую в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. По мере того как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, он становится менее энергичным, ухудшается его здоровье. Истощение ведет к уменьшению контактов с окружающими, а это, в свою очередь, – к обостренному переживанию одиночества. У «сгоревших» на работе людей снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшаются качество и производительность труда.

В этой связи под нашим руководством было проведено исследование на базе ФГКУ-2 ОФПС по Ярославской области г. Рыбинска.

Все сотрудники были разделены на три группы.

I группа: 20 сотрудников со стажем службы до трех лет, возраст от 21 до 30 лет.

II группа: 20 сотрудников со стажем службы от трех до десяти лет, возраст от 23 до 45 лет.

III группа: 20 сотрудников со стажем службы от десяти лет и более, возраст от 29 до 55 лет.

Анализ результатов методики «Профессиональное выгорание» MBI К. Маслач, С. Джексон. Благодаря ее применению у нас есть возможность сравнить проявления по трем шкалам: «Эмоциональное истощение», «Деперсонализация» и «Редукция личных достижений».

Наиболее высокие значения по шкалам «Эмоциональное истощение» (ср. зн. 8,95) и «Деперсонализация» (ср. зн. 4,25) представлены у группы сотрудников противопожарной службы со стажем служебной деятельности более 10 лет.

Увеличение показателей по шкале «Эмоциональное истощение» у сотрудников со стажем от 3 до 10 лет, возможно, обусловлено возрастной переоценкой ими иерархии ценностей и видоизменением в ходе личностного роста мотивов профессиональной деятельности.

Наиболее низкие значения по шкале «Эмоциональное истощение» отмечены у представителей группы сотрудников противопожарной службы со стажем служебной деятельности до 3 лет. Вероятно, это обусловлено ограниченным воздействием на молодых сотрудников профессиональных стрессоров на этапе профессиональной адаптации, в том числе из-за выполнения ими более низкого объема работы и решения трудовых задач меньшей сложности, по сравнению с другими сотрудниками.

По шкале «Деперсонализация» аналогично: на первом месте – сотрудники со сроком службы более 10 лет, на последнем – до 3 лет (ср. зн. 2,65).

Можно предположить, что постоянное столкновение с опасностью, большая ответственность в принятии единственно правильного решения, которое может повлиять на сохранение жизни и уменьшение материальных потерь при возникновении чрезвычайных ситуаций многих людей делают с ростом стажа службы менее гуманными установки сотрудников в отношении окружающих людей. Изменения по отношению к окружающим людям сначала могут носить скрытый характер и проявлялись во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем станет прорываться наружу.

Доминирование показателей по шкале «Редукция личных достижений» характерно для представителей группы сотрудников со стажем от 3 до 10 лет (ср. зн. 36,6). Это свидетельствует о постепенном снижении самоуважения, в том числе из-за неспособности адекватно оценивать результаты своей работы.

Читайте также:  Синдром дауна признаки в плодах

В отношении сотрудников группы со стажем до 3 лет следует отметить, что затруднения в период профессиональной адаптации неизбежно связаны с осознанием сотрудником-специалистом недостаточности своих знаний и умений требованиям практической деятельности в МЧС. Это обусловливает неудовлетворенность от достигнутых результатов своего труда, а также может привести к изменению в отношении к работе. Кроме того, молодые сотрудники имеют нереалистично высокие ожидания относительно деятельности и своей профессиональной карьеры, а это также может обуславливать пусковой механизм феномена выгорания.

По шкале «Редукция личных достижений» наиболее низкие значения обнаружены у сотрудников с трудовым стажем службы от 10 лет и более (ср. зн. 33,6). Вероятно, со временем, данная категория специалистов подстраивают свои ожидания под реальную ситуацию, снижая завышенные ожидания. Но при отсутствии возможности реализовать свои карьерные устремления и недостаточности условий для самовыражения у данной категории специалистов также может снижаться мотивация профессиональной деятельности. Следует также обратить внимание, что полученные результаты могут говорить о наличии у некоторых специалистов со стажем более 10 лет «псевдопрофессионализма», проявляющегося во внешней демонстрации профессиональной активности при низком качестве работы, низком уровне самоактуализации и неудовлетворенности работой.

Проведенный нами статистический анализ позволил установить, что у сотрудников противопожарной службы со стажем службы более 10 лет в большей степени, чем у других сотрудников, выражена фаза эмоционального выгорания «Напряжение». По мнению автора методики, фаза «Напряжение» – это механизм, запускающий формирование эмоционального выгорания. На данной фазе человек впервые встречается со стрессовым раздражителем, происходит мобилизация всех имеющихся у него ресурсов для преодоления стрессовой ситуации. Соответствующий данной фазе симптом проявляется в недовольстве собой, профессией, должностью, обязанностями при этом возникает замкнутый круг, побуждающий личность вновь и вновь переживать психотравмируюшие компоненты деятельности, противопоставлять себя обстоятельствам. В числе причин данного состояния – повышенная совестливость и чувство ответственности.

Таким образом, на фоне воздействий экстремальных условий среды у пожарных с увеличением срока службы формируется «эмоциональное напряжение»: яркие переживания психотравмирующих обстоятельств, разочарование в своих возможностях в выбранной профессии, интериоризация обязанностей, повышенная совестливость, ответственность, тревожность.

Также у сотрудников со стажем работы более 10 лет в большей степени выражен показатель второй фазы эмоционального выгорания – «Резистенция» и соответствующего ей симптома «эмоционально-нравственная дезориентация», который можно считать доминирующим во всем синдроме выгорания испытуемых данной выборки. Его основные характеристики – возникновение неадекватных реакций в отношениях с напарниками по службе. У сотрудников возникает потребность в самооправдании. При этом могут быть озвучены суждения: «это не тот случай, чтобы переживать», «такие люди не заслуживают доброго отношения», «таким нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться». В пожарном мастерстве нет места для исключений. Сотрудник пожарной службы не имеет морального права делить людей на «хороших» и «плохих», не должен решать проблемы по собственному выбору, руководствоваться личными предпочтениями.

Таким образом, мы можем говорить о том, что у сотрудников со стажем службы более 10 лет эмоции недостаточно стимулируются нравственные чувства. Сотрудникам с увеличение срока службы становиться привычно исполнять свои обязанности в зависимости от настроения и субъективного предпочтения.

Результаты исследования показывают, что при увеличении стажа служебной деятельности (более 10 лет) пожарным свойственно поведение, при котором уже мало меняются сложившиеся мнения, отношения, установки, мотивы, система ценностей, выражается меньшее эмоциональное отношение к объективной действительности, к ситуациям, которые требуют каких-либо изменений. В целом эти пожарные проявляют меньшую открытость психологических систем и склонность к широкому спектру форм поведения.

Полученные в ходе исследования результаты позволяют утверждать, что с увеличением срока службы сотрудники противопожарной службы подвергаются эмоциональному выгоранию.

В процессе проведенного исследования нам удалось выявить категорию сотрудников МЧС России, наиболее подверженных эмоциональному выгоранию: к ней принадлежат сотрудники со сроком службы более 10 лет. При сравнении данной категории сотрудников выявлены достоверные различия по шкалам «Эмоциональное истощение», «Деперсонализация», «Напряжение» и «Резистенция».

Сотрудники, подверженный этому синдрому, часто не осознают его симптомы. Они не могут увидеть себя со стороны и понять, что происходит, поэтому нуждаются в поддержке и внимании. Должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить возникновение синдрома эмоционального выгорания.

Полученные данные могут быть интересны специалистам, осуществляющим психологическое сопровождение сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России. В частности, результаты могут быть использованы для разработки системы профилактических и психокоррекционных мероприятий и рекомендаций по их реализации, обеспечивающих сохранение и укрепление психического здоровья сотрудников пожарной охраны МЧС России.

Источник

Ðàññìàòðèâàþòñÿ ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ñîòðóäíèêîâ ïðîòèâîïîæàðíîé ñëóæáû Ì×Ñ Ðîññèè, âûïîëíÿþùèõ ïðîôåññèîíàëüíûå ôóíêöèè â ýêñòðåìàëüíûõ óñëîâèÿõ. Îïðåäåëåíû ãðóïïû ñîòðóäíèêîâ, íàèáîëåå ïîäâåðæåííûõ ýìîöèîíàëüíîìó âûãîðàíèþ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Õàðàêòåðèñòèêà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ñîòðóäíèêîâ Ì×Ñ Ðîññèè

Ñòàðîäóáöåâà Îëüãà Íèêîëàåâíà, ïðåïîäàâàòåëü

Âîëîãîäñêèé èíñòèòóò ïðàâà è ýêîíîìèêè ÔÑÈÍ Ðîññèè

Читайте также:  Люди с синдромом дауна женятся

 ñòàòüå ïîäðîáíî ðàññìàòðèâàþòñÿ îáúåêòèâíûå è ñóáúåêòèâíûå ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ñîòðóäíèêîâ ïðîòèâîïîæàðíîé ñëóæáû Ì×Ñ Ðîññèè, âûïîëíÿþùèõ ïðîôåññèîíàëüíûå ôóíêöèè â ýêñòðåìàëüíûõ óñëîâèÿõ äåÿòåëüíîñòè. Îïðåäåëåíû ïðîôåññèîíàëüíûå ãðóïïû ñîòðóäíèêîâ, íàèáîëåå ïîäâåðæåííûõ ýìîöèîíàëüíîìó âûãîðàíèþ, ãäå îïðåäåëÿþùèìè ôàêòîðàìè ÿâëÿþòñÿ íå òîëüêî ëè÷íîñòíûå îñîáåííîñòè, íî è ñàìà ñïåöèôèêà äåÿòåëüíîñòè, ñòàæ ñëóæáû è âîçðàñòíûå èçìåíåíèÿ.

Ñîòðóäíèêè ãîñóäàðñòâåííîé ïðîòèâîïîæàðíîé ñëóæáû Ì×Ñ Ðîññèè, âûïîëíÿÿ ñâîè ïðîôåññèîíàëüíûå ôóíêöèè, íàõîäÿòñÿ â ïîñòîÿííîì êîíòàêòå ñ ëþäüìè, êîòîðûå îêàçàëèñü â ñòðåññîâîé ñèòóàöèè, êîëëåãàìè, ïðåäñòàâèòåëÿìè ðàçëè÷íûõ ñëóæá. Ýòî ñîçäàåò óñëîâèÿ äëÿ âîçíèêíîâåíèÿ íàïðÿæåííîñòè, íàðóøåíèÿ ýìîöèîíàëüíîãî ðàâíîâåñèÿ, ïðèâîäèò ê íàðóøåíèþ âíèìàíèÿ, ñíèæåíèþ âîëåâîé ãîòîâíîñòè ê íåìåäëåííîìó äåéñòâèþ, íåãàòèâíî âëèÿåò íà âûïîëíåíèå ñëóæåáíûõ çàäà÷, îêàçûâàþò îòðèöàòåëüíîå âëèÿíèå íà âçàèìîîòíîøåíèÿ ñ îêðóæàþùèìè è ðàçðóøàþùåå âîçäåéñòâèå íà îðãàíèçì â öåëîì.

Ïðîáëåìà èçó÷åíèÿ ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ñîòðóäíèêîâ Ì×Ñ Ðîññèè ÿâëÿåòñÿ àêòóàëüíîé ââèäó ñòðåññîãåííîãî õàðàêòåðà èõ ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè. Ôîðìèðîâàíèå ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ òàêæå ìîæåò áûòü ñâÿçàíî ñ íåêîìïåòåíòíîñòüþ ñîòðóäíèêîâ, ñ èõ íåïîäãîòîâëåííîñòüþ â ôèçè÷åñêîì è ïñèõîëîãè÷åñêîì ïëàíå.  ýòîé ñâÿçè öåëåñîîáðàçíî ïðîâîäèòü èññëåäîâàíèå ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ñ ó÷åòîì âîçðàñòà è ñòàæà ðàáîòû â äàííîé äîëæíîñòè, ÷òî íàïðÿìóþ ñâÿçàíî ñ ïðèîáðåòåíèåì ñîîòâåòñòâóþùåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî îïûòà.

Òàêæå ñëåäóåò îáðàòèòü âíèìàíèå íà òî, ÷òî äåÿòåëüíîñòü ñîòðóäíèêîâ ãîñóäàðñòâåííîé ïðîòèâîïîæàðíîé ñëóæáû Ì×Ñ Ðîññèè ñâÿçàíà ñ ðèñêîì, òî åñòü ïîâûøåííîé îïàñíîñòüþ äëÿ æèçíè, à òàê æå ñ âçàèìîäåéñòâèåì ñ ïîòåðïåâøèìè ëèöàìè îò ïîæàðîâ è áåäñòâèé ïðè âûïîëíåíèè ñëóæåáíûõ çàäà÷. Äàííûå îáñòîÿòåëüñòâà ñïîñîáñòâóþò âîçíèêíîâåíèþ ñèëüíîãî ýìîöèîíàëüíîãî ôîíà ó ñîòðóäíèêîâ, à òàê æå çàòåì ðàçíîãî ðîäà íåãàòèâíûõ ïåðåæèâàíèé îò âîñïðèíÿòîãî â ìîìåíòû îñóùåñòâëåíèÿ ñëóæåáíîé äåÿòåëüíîñòè ïðè ëèêâèäàöèè ÷ðåçâû÷àéíûõ ñèòóàöèé è èõ ïîñëåäñòâèé. Âûøåóêàçàííûå îáñòîÿòåëüñòâà íàêëàäûâàþò íåèçãëàäèìûé îòðèöàòåëüíûé îòïå÷àòîê íà ëè÷íîñòè ñîòðóäíèêîâ ãîñóäàðñòâåííîé ïðîòèâîïîæàðíîé ñëóæáû Ì×Ñ Ðîññèè è òàê æå ñòàíîâÿòñÿ ïðè÷èíîé ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.  ñâÿçè ñ ýòèì, ïî íàøåìó ìíåíèþ, äàííîå ÿâëåíèå äîëæíî ìàêñèìàëüíî èçó÷àòüñÿ. Äîëæíû áûòü âûðàáîòàíû îñíîâíûå íàïðàâëåíèÿ äåÿòåëüíîñòè åñëè íå ïî ëèêâèäàöèè ñèíäðîìà âûãîðàíèÿ ó ñîòðóäíèêîâ, òî, ïî êðàéíåé ìåðå, åãî ñìÿã÷åíèþ.

 ñîîòâåòñòâèè ñ ïîäõîäîì çàðóáåæíûõ ïñèõîëîãîâ Ê. Ìàñëà÷, Ñ.Å. Äæåêñîíà ñèíäðîì ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé òð¸õìåðíûé êîíñòðóêò, âêëþ÷àþùèé ýìîöèîíàëüíîå èñòîùåíèå; äåïåðñîíàëèçàöèþ (òåíäåíöèþ ðàçâèâàòü íåãàòèâíîå îòíîøåíèå ê êëèåíòàì); ðåäóöèðîâàíèå ëè÷íûõ äîñòèæåíèé, êîòîðîå ïðîÿâëÿåòñÿ ëèáî â òåíäåíöèè ê íåãàòèâíîìó îöåíèâàíèþ ñåáÿ â ïðîôåññèîíàëüíîì ïëàíå, ëèáî â ðåäóöèðîâàíèè ñîáñòâåííîãî äîñòîèíñòâà, îãðàíè÷åíèè ñâîèõ âîçìîæíîñòåé, îáÿçàííîñòåé ïî îòíîøåíèþ ê äðóãèì, ñíÿòèå ñ ñåáÿ îòâåòñòâåííîñòè è ïåðåêëàäûâàíèå å¸ íà äðóãèõ.

Ïîä ñèíäðîìîì ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ñëåäóåò ïîíèìàòü íåáëàãîïðèÿòíóþ ðåàêöèþ íà ðàáî÷èå ñòðåññû, âêëþ÷àþùóþ â ñåáÿ ïñèõîëîãè÷åñêèå, ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèå è ïîâåäåí÷åñêèå êîìïîíåíòû. Ïî ìåðå òîãî êàê óñóãóáëÿþòñÿ ïîñëåäñòâèÿ ðàáî÷èõ ñòðåññîâ, èñòîùàþòñÿ ìîðàëüíûå è ôèçè÷åñêèå ñèëû ÷åëîâåêà, îí ñòàíîâèòñÿ ìåíåå ýíåðãè÷íûì, óõóäøàåòñÿ åãî çäîðîâüå. Èñòîùåíèå âåäåò ê óìåíüøåíèþ êîíòàêòîâ ñ îêðóæàþùèìè, à ýòî, â ñâîþ î÷åðåäü, — ê îáîñòðåííîìó ïåðåæèâàíèþ îäèíî÷åñòâà. Ó «ñãîðåâøèõ» íà ðàáîòå ëþäåé ñíèæàåòñÿ òðóäîâàÿ ìîòèâàöèÿ, ðàçâèâàåòñÿ áåçðàçëè÷èå ê ðàáîòå, óõóäøàþòñÿ êà÷åñòâî è ïðîèçâîäèòåëüíîñòü òðóäà.

 ýòîé ñâÿçè ïîä íàøèì ðóêîâîäñòâîì áûëî ïðîâåäåíî èññëåäîâàíèå íà áàçå ÔÃÊÓ-2 ÎÔÏÑ ïî ßðîñëàâñêîé îáëàñòè ã. Ðûáèíñêà.

Âñå ñîòðóäíèêè áûëè ðàçäåëåíû íà òðè ãðóïïû.

I ãðóïïà: 20 ñîòðóäíèêîâ ñî ñòàæåì ñëóæáû äî òðåõ ëåò, âîçðàñò îò 21 äî 30 ëåò. ýìîöèîíàëüíûé âûãîðàíèå ñîòðóäíèê ïðîòèâîïîæàðíûé

II ãðóïïà: 20 ñîòðóäíèêîâ ñî ñòàæåì ñëóæáû îò òðåõ äî äåñÿòè ëåò, âîçðàñò îò 23 äî 45 ëåò.

III ãðóïïà: 20 ñîòðóäíèêîâ ñî ñòàæåì ñëóæáû îò äåñÿòè ëåò è áîëåå, âîçðàñò îò 29 äî 55 ëåò.

Àíàëèç ðåçóëüòàòîâ ìåòîäèêè «Ïðîôåññèîíàëüíîå âûãîðàíèå» MBI Ê. Ìàñëà÷, Ñ. Äæåêñîí. Áëàãîäàðÿ åå ïðèìåíåíèþ ó íàñ åñòü âîçìîæíîñòü ñðàâíèòü ïðîÿâëåíèÿ ïî òðåì øêàëàì: «Ýìîöèîíàëüíîå èñòîùåíèå», «Äåïåðñîíàëèçàöèÿ» è «Ðåäóêöèÿ ëè÷íûõ äîñòèæåíèé».

Íàèáîëåå âûñîêèå çíà÷åíèÿ ïî øêàëàì «Ýìîöèîíàëüíîå èñòîùåíèå» (ñð. çí. 8,95) è «Äåïåðñîíàëèçàöèÿ» (ñð. çí. 4,25) ïðåäñòàâëåíû ó ãðóïïû ñîòðóäíèêîâ ïðîòèâîïîæàðíîé ñëóæáû ñî ñòàæåì ñëóæåáíîé äåÿòåëüíîñòè áîëåå 10 ëåò.

Óâåëè÷åíèå ïîêàçàòåëåé ïî øêàëå «Ýìîöèîíàëüíîå èñòîùåíèå» ó ñîòðóäíèêîâ ñî ñòàæåì îò 3 äî 10 ëåò, âîçìîæíî, îáóñëîâëåíî âîçðàñòíîé ïåðåîöåíêîé èìè èåðàðõèè öåííîñòåé è âèäîèçìåíåíèåì â õîäå ëè÷íîñòíîãî ðîñòà ìîòèâîâ ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè.

Íàèáîëåå íèçêèå çíà÷åíèÿ ïî øêàëå «Ýìîöèîíàëüíîå èñòîùåíèå» îòìå÷åíû ó ïðåäñòàâèòåëåé ãðóïïû ñîòðóäíèêîâ ïðîòèâîïîæàðíîé ñëóæáû ñî ñòàæåì ñëóæåáíîé äåÿòåëüíîñòè äî 3 ëåò. Âåðîÿòíî, ýòî îáóñëîâëåíî îãðàíè÷åííûì âîçäåéñòâèåì íà ìîëîäûõ ñîòðóäíèêîâ ïðîôåññèîíàëüíûõ ñòðåññîðîâ íà ýòàïå ïðîôåññèîíàëüíîé àäàïòàöèè, â òîì ÷èñëå èç-çà âûïîëíåíèÿ èìè áîëåå íèçêîãî îáúåìà ðàáîòû è ðåøåíèÿ òðóäîâûõ çàäà÷ ìåíüøåé ñëîæíîñòè, ïî ñðàâíåíèþ ñ äðóãèìè ñîòðóäíèêàìè.

Ïî øêàëå «Äåïåðñîíàëèçàöèÿ» àíàëîãè÷íî: íà ïåðâîì ìåñòå — ñîòðóäíèêè ñî ñðîêîì ñëóæáû áîëåå 10 ëåò, íà ïîñëåäíåì — äî 3 ëåò (ñð. çí. 2,65).

Ìîæíî ïðåäïîëîæèòü, ÷òî ïîñòîÿííîå ñòîëêíîâåíèå ñ îïàñíîñòüþ, áîëüøàÿ îòâåòñòâåííîñòü â ïðèíÿòèè åäèíñòâåííî ïðàâèëüíîãî ðåøåíèÿ, êîòîðîå ìîæåò ïîâëèÿòü íà ñîõðàíåíèå æèçíè è óìåíüøåíèå ìàòåðèàëüíûõ ïîòåðü ïðè âîçíèêíîâåíèè ÷ðåçâû÷àéíûõ ñèòóàöèé ìíîãèõ ëþäåé äåëàþò ñ ðîñòîì ñòàæà ñëóæáû ìåíåå ãóìàííûìè óñòàíîâêè ñîòðóäíèêîâ â îòíîøåíèè îêðóæàþùèõ ëþäåé. Èçìåíåíèÿ ïî îòíîøåíèþ ê îêðóæàþùèì ëþäÿì ñíà÷àëà ìîãóò íîñèòü ñêðûòûé õàðàêòåð è ïðîÿâëÿëèñü âî âíóòðåííå ñäåðæèâàåìîì ðàçäðàæåíèè, êîòîðîå ñî âðåìåíåì ñòàíåò ïðîðûâàòüñÿ íàðóæó.

Читайте также:  Что такое синдром второго года

Äîìèíèðîâàíèå ïîêàçàòåëåé ïî øêàëå «Ðåäóêöèÿ ëè÷íûõ äîñòèæåíèé» õàðàêòåðíî äëÿ ïðåäñòàâèòåëåé ãðóïïû ñîòðóäíèêîâ ñî ñòàæåì îò 3 äî 10 ëåò (ñð. çí. 36,6). Ýòî ñâèäåòåëüñòâóåò î ïîñòåïåííîì ñíèæåíèè ñàìîóâàæåíèÿ, â òîì ÷èñëå èç-çà íåñïîñîáíîñòè àäåêâàòíî îöåíèâàòü ðåçóëüòàòû ñâîåé ðàáîòû.

 îòíîøåíèè ñîòðóäíèêîâ ãðóïïû ñî ñòàæåì äî 3 ëåò ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî çàòðóäíåíèÿ â ïåðèîä ïðîôåññèîíàëüíîé àäàïòàöèè íåèçáåæíî ñâÿçàíû ñ îñîçíàíèåì ñîòðóäíèêîì-ñïåöèàëèñòîì íåäîñòàòî÷íîñòè ñâîèõ çíàíèé è óìåíèé òðåáîâàíèÿì ïðàêòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè â Ì×Ñ. Ýòî îáóñëîâëèâàåò íåóäîâëåòâîðåííîñòü îò äîñòèãíóòûõ ðåçóëüòàòîâ ñâîåãî òðóäà, à òàêæå ìîæåò ïðèâåñòè ê èçìåíåíèþ â îòíîøåíèè ê ðàáîòå. Êðîìå òîãî, ìîëîäûå ñîòðóäíèêè èìåþò íåðåàëèñòè÷íî âûñîêèå îæèäàíèÿ îòíîñèòåëüíî äåÿòåëüíîñòè è ñâîåé ïðîôåññèîíàëüíîé êàðüåðû, à ýòî òàêæå ìîæåò îáóñëàâëèâàòü ïóñêîâîé ìåõàíèçì ôåíîìåíà âûãîðàíèÿ.

Ïî øêàëå «Ðåäóêöèÿ ëè÷íûõ äîñòèæåíèé» íàèáîëåå íèçêèå çíà÷åíèÿ îáíàðóæåíû ó ñîòðóäíèêîâ ñ òðóäîâûì ñòàæåì ñëóæáû îò 10 ëåò è áîëåå (ñð. çí. 33,6). Âåðîÿòíî, ñî âðåìåíåì, äàííàÿ êàòåãîðèÿ ñïåöèàëèñòîâ ïîäñòðàèâàþò ñâîè îæèäàíèÿ ïîä ðåàëüíóþ ñèòóàöèþ, ñíèæàÿ çàâûøåííûå îæèäàíèÿ. Íî ïðè îòñóòñòâèè âîçìîæíîñòè ðåàëèçîâàòü ñâîè êàðüåðíûå óñòðåìëåíèÿ è íåäîñòàòî÷íîñòè óñëîâèé äëÿ ñàìîâûðàæåíèÿ ó äàííîé êàòåãîðèè ñïåöèàëèñòîâ òàêæå ìîæåò ñíèæàòüñÿ ìîòèâàöèÿ ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè. Ñëåäóåò òàêæå îáðàòèòü âíèìàíèå, ÷òî ïîëó÷åííûå ðåçóëüòàòû ìîãóò ãîâîðèòü î íàëè÷èè ó íåêîòîðûõ ñïåöèàëèñòîâ ñî ñòàæåì áîëåå 10 ëåò «ïñåâäîïðîôåññèîíàëèçìà», ïðîÿâëÿþùåãîñÿ âî âíåøíåé äåìîíñòðàöèè ïðîôåññèîíàëüíîé àêòèâíîñòè ïðè íèçêîì êà÷åñòâå ðàáîòû, íèçêîì óðîâíå ñàìîàêòóàëèçàöèè è íåóäîâëåòâîðåííîñòè ðàáîòîé.

Ïðîâåäåííûé íàìè ñòàòèñòè÷åñêèé àíàëèç ïîçâîëèë óñòàíîâèòü, ÷òî ó ñîòðóäíèêîâ ïðîòèâîïîæàðíîé ñëóæáû ñî ñòàæåì ñëóæáû áîëåå 10 ëåò â áîëüøåé ñòåïåíè, ÷åì ó äðóãèõ ñîòðóäíèêîâ, âûðàæåíà ôàçà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ «Íàïðÿæåíèå». Ïî ìíåíèþ àâòîðà ìåòîäèêè, ôàçà «Íàïðÿæåíèå» — ýòî ìåõàíèçì, çàïóñêàþùèé ôîðìèðîâàíèå ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Íà äàííîé ôàçå ÷åëîâåê âïåðâûå âñòðå÷àåòñÿ ñî ñòðåññîâûì ðàçäðàæèòåëåì, ïðîèñõîäèò ìîáèëèçàöèÿ âñåõ èìåþùèõñÿ ó íåãî ðåñóðñîâ äëÿ ïðåîäîëåíèÿ ñòðåññîâîé ñèòóàöèè. Ñîîòâåòñòâóþùèé äàííîé ôàçå ñèìïòîì ïðîÿâëÿåòñÿ â íåäîâîëüñòâå ñîáîé, ïðîôåññèåé, äîëæíîñòüþ, îáÿçàííîñòÿìè ïðè ýòîì âîçíèêàåò çàìêíóòûé êðóã, ïîáóæäàþùèé ëè÷íîñòü âíîâü è âíîâü ïåðåæèâàòü ïñèõîòðàâìèðóþøèå êîìïîíåíòû äåÿòåëüíîñòè, ïðîòèâîïîñòàâëÿòü ñåáÿ îáñòîÿòåëüñòâàì.  ÷èñëå ïðè÷èí äàííîãî ñîñòîÿíèÿ — ïîâûøåííàÿ ñîâåñòëèâîñòü è ÷óâñòâî îòâåòñòâåííîñòè.

Òàêèì îáðàçîì, íà ôîíå âîçäåéñòâèé ýêñòðåìàëüíûõ óñëîâèé ñðåäû ó ïîæàðíûõ ñ óâåëè÷åíèåì ñðîêà ñëóæáû ôîðìèðóåòñÿ «ýìîöèîíàëüíîå íàïðÿæåíèå»: ÿðêèå ïåðåæèâàíèÿ ïñèõîòðàâìèðóþùèõ îáñòîÿòåëüñòâ, ðàçî÷àðîâàíèå â ñâîèõ âîçìîæíîñòÿõ â âûáðàííîé ïðîôåññèè, èíòåðèîðèçàöèÿ îáÿçàííîñòåé, ïîâûøåííàÿ ñîâåñòëèâîñòü, îòâåòñòâåííîñòü, òðåâîæíîñòü.

Òàêæå ó ñîòðóäíèêîâ ñî ñòàæåì ðàáîòû áîëåå 10 ëåò â áîëüøåé ñòåïåíè âûðàæåí ïîêàçàòåëü âòîðîé ôàçû ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ — «Ðåçèñòåíöèÿ» è ñîîòâåòñòâóþùåãî åé ñèìïòîìà «ýìîöèîíàëüíî-íðàâñòâåííàÿ äåçîðèåíòàöèÿ», êîòîðûé ìîæíî ñ÷èòàòü äîìèíèðóþùèì âî âñåì ñèíäðîìå âûãîðàíèÿ èñïûòóåìûõ äàííîé âûáîðêè. Åãî îñíîâíûå õàðàêòåðèñòèêè — âîçíèêíîâåíèå íåàäåêâàòíûõ ðåàêöèé â îòíîøåíèÿõ ñ íàïàðíèêàìè ïî ñëóæáå. Ó ñîòðóäíèêîâ âîçíèêàåò ïîòðåáíîñòü â ñàìîîïðàâäàíèè. Ïðè ýòîì ìîãóò áûòü îçâó÷åíû ñóæäåíèÿ: «ýòî íå òîò ñëó÷àé, ÷òîáû ïåðåæèâàòü», «òàêèå ëþäè íå çàñëóæèâàþò äîáðîãî îòíîøåíèÿ», «òàêèì íåëüçÿ ñî÷óâñòâîâàòü», «ïî÷åìó ÿ äîëæåí çà âñåõ âîëíîâàòüñÿ».  ïîæàðíîì ìàñòåðñòâå íåò ìåñòà äëÿ èñêëþ÷åíèé. Ñîòðóäíèê ïîæàðíîé ñëóæáû íå èìååò ìîðàëüíîãî ïðàâà äåëèòü ëþäåé íà «õîðîøèõ» è «ïëîõèõ», íå äîëæåí ðåøàòü ïðîáëåìû ïî ñîáñòâåííîìó âûáîðó, ðóêîâîäñòâîâàòüñÿ ëè÷íûìè ïðåäïî÷òåíèÿìè.

Òàêèì îáðàçîì, ìû ìîæåì ãîâîðèòü î òîì, ÷òî ó ñîòðóäíèêîâ ñî ñòàæåì ñëóæáû áîëåå 10 ëåò ýìîöèè íåäîñòàòî÷íî ñòèìóëèðóþòñÿ íðàâñòâåííûå ÷óâñòâà. Ñîòðóäíèêàì ñ óâåëè÷åíèå ñðîêà ñëóæáû ñòàíîâèòüñÿ ïðèâû÷íî èñïîëíÿòü ñâîè îáÿçàííîñòè â çàâèñèìîñòè îò íàñòðîåíèÿ è ñóáúåêòèâíîãî ïðåäïî÷òåíèÿ.

Ðåçóëüòàòû èññëåäîâàíèÿ ïîêàçûâàþò, ÷òî ïðè óâåëè÷åíèè ñòàæà ñëóæåáíîé äåÿòåëüíîñòè (áîëåå 10 ëåò) ïîæàðíûì ñâîéñòâåííî ïîâåäåíèå, ïðè êîòîðîì óæå ìàëî ìåíÿþòñÿ ñëîæèâøèåñÿ ìíåíèÿ, îòíîøåíèÿ, óñòàíîâêè, ìîòèâû, ñèñòåìà öåííîñòåé, âûðàæàåòñÿ ìåíüøåå ýìîöèîíàëüíîå îòíîøåíèå ê îáúåêòèâíîé äåéñòâèòåëüíîñòè, ê ñèòóàöèÿì, êîòîðûå òðåáóþò êàêèõ-ëèáî èçìåíåíèé.  öåëîì ýòè ïîæàðíûå ïðîÿâëÿþò ìåíüøóþ îòêðûòîñòü ïñèõîëîãè÷åñêèõ ñèñòåì è ñêëîííîñòü ê øèðîêîìó ñïåêòðó ôîðì ïîâåäåíèÿ.

Ïîëó÷åííûå â õîäå èññëåäîâàíèÿ ðåçóëüòàòû ïîçâîëÿþò óòâåðæäàòü, ÷òî ñ óâåëè÷åíèåì ñðîêà ñëóæáû ñîòðóäíèêè ïðîòèâîïîæàðíîé ñëóæáû ïîäâåðãàþòñÿ ýìîöèîíàëüíîìó âûãîðàíèþ.

 ïðîöåññå ïðîâåäåííîãî èññëåäîâàíèÿ íàì óäàëîñü âûÿâèòü êàòåãîðèþ ñîòðóäíèêîâ Ì×Ñ Ðîññèè, íàèáîëåå ïîäâåðæåííûõ ýìîöèîíàëüíîìó âûãîðàíèþ: ê íåé ïðèíàäëåæàò ñîòðóäíèêè ñî ñðîêîì ñëóæáû áîëåå 10 ëåò. Ïðè ñðàâíåíèè äàííîé êàòåãîðèè ñîòðóäíèêîâ âûÿâëåíû äîñòîâåðíûå ðàçëè÷èÿ ïî øêàëàì «Ýìîöèîíàëüíîå èñòîùåíèå», «Äåïåðñîíàëèçàöèÿ», «Íàïðÿæåíèå» è «Ðåçèñòåíöèÿ».

Ñîòðóäíèêè, ïîäâåðæåííûé ýòîìó ñèíäðîìó, ÷àñòî íå îñîçíàþò åãî ñèìïòîìû. Îíè íå ìîãóò óâèäåòü ñåáÿ ñî ñòîðîíû è ïîíÿòü, ÷òî ïðîèñõîäèò, ïîýòîìó íóæäàþòñÿ â ïîääåðæêå è âíèìàíèè. Äîëæíû áûòü ïðåäïðèíÿòû ïðîôèëàêòè÷åñêèå øàãè, êîòîðûå ìîãóò ïðåäîòâðàòèòü, îñëàáèòü èëè èñêëþ÷èòü âîçíèêíîâåíèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.

Ïîëó÷åííûå äàííûå ìîãóò áûòü èíòåðåñíû ñïåöèàëèñòàì, îñóùåñòâëÿþùèì ïñèõîëîãè÷åñêîå ñîïðîâîæäåíèå ñîòðóäíèêîâ Ãîñóäàðñòâåííîé ïðîòèâîïîæàðíîé ñëóæáû Ì×Ñ Ðîññèè.  ÷àñòíîñòè, ðåçóëüòàòû ìîãóò áûòü èñïîëüçîâàíû äëÿ ðàçðàáîòêè ñèñòåìû ïðîôèëàêòè÷åñêèõ è ïñèõîêîððåêöèîííûõ ìåðîïðèÿòèé è ðåêîìåíäàöèé ïî èõ ðåàëèçàöèè, îáåñïå÷èâàþùèõ ñîõðàíåíèå è óêðåïëåíèå ïñèõè÷åñêîãî çäîðîâüÿ ñîòðóäíèêîâ ïîæàðíîé îõðàíû Ì×Ñ Ðîññèè.

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

1. Âîëêàíåâñêèé Ñ.Â. Ðåôëåêñèâíîñòü êàê äåòåðìèíàíòà ñèíäðîìà «ïñèõè÷åñêîãî âûãîðàíèÿ» ëè÷íîñòè / Ñ.Â. Âîëêàíåâñêèé: àâòîðåô. äèññ… êàíä. ïñèõîë. íàóê. — ßðîñëàâëü, 2010. — Ñ. 7-10.

2. Âîäîïüÿíîâà Í.Å. Ñèíäðîì «ïñèõè÷åñêîãî âûãîðàíèÿ» â êîììóíèêàòèâíûõ ïðîôåññèÿõ // Ïñèõîëîãèÿ çäîðîâüÿ / Ïîä ðåä. Ã.Ñ. Íèêèôîðîâà. — ÑÏá., 2000. — Ñ. 53.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник