Синдром эмоционального выгорания у родителей детей инвалидов
Казакова Л.Ю.,
психолог
Профилактика эмоционального выгорания у родителей,
имеющих детей – инвалидов
Семья в современном обществе находится в глубоком кризисе. Социально-экономическая, политическая, культурно-нравственная, духовная ситуация в стране, элементарное незнание принципов построения семьи стали причиной того, что семья как институт брака и ячейка общества обесценилась, перестала выполнять свои основные функции: репродуктивную, культурно-нравственную, духовную, социально-педагогическую и психологическую (развитие, адаптация и социализация ребенка в обществе). Во многих семьях ребенок стал средством достижения меркантильных целей, орудием манипуляций родителей волей друг друга, а зачастую, способом решения финансовых, бытовых, социальных и психологических проблем. Особенно остро эта проблема ощущается в семьях, где есть ребенок – инвалид. Когда в семье рождается ребенок-инвалид, родители пребывают в состоянии шока, так как переживают крушение всех надежд, связанных с рождением ребенка. Членам семьи особого ребенка приходится сталкиваться со следующими трудностями, которые иногда превращаются в серьезные проблемы:
— стресс от поставленного ребенку диагноза и нежелание принять диагноз как случившийся факт;
— отсутствие информации о том, как и где можно получить необходимую помощь от специалистов;
— эмоциональное и психологическое выгорание, вызванное отсутствием видимого прогресса в состоянии ребенка, несмотря на прилагаемые усилия;
— усталость, вызванная постоянной необходимостью ухода за ребенком и обеспечения медицинской помощи;
— продолжительный стресс и потеря надежды;
— чувства вины и гнева, депрессия;
— и, как следствие продолжительного стресса — нарушение супружеских отношений, так как данная ситуация выливается в обвинение друг друга в случившемся, конфликты и разрыв отношений.
Все вышеперечисленные факторы являются показателями состояния эмоционального сгорания родителей ребенка-инвалида, которое нами определяется как стресс-ситуация – значительное по силе и продолжительности неблагоприятное воздействие, вызывающее стресс, усталость, депрессию и прочие реактивные неспецифические реакции организма. Как правило, неудовлетворенность аффилиативных потребностей (потребность в любви, понимании, сочувствии), стресс из-за развода, обида, горечь, гнев – все это выливается на ребенка и приводит к отвержению его самого и его потребностей. В некоторых случаях происходит обратная реакция: мамы, оставшиеся один на один с болезнью ребенка, отвергают свою жизнь, растворяются в ребенке. Тяжелый психологический груз приводит к депрессии, а нередко к появлению таких состояний как алкоголизм, наркомания, асоциальный образ жизни.
Многолетний опыт работы с кризисными семьями позволяет сказать, что способна дать «особому» ребенку полноценное развитие только та семья, где мать знает особенности заболевания своего ребенка, уверенна в себе, целеустремленна, настойчива, добрая, но не добренькая, без «слепой» материнской любви, способная держать под контролем свои эмоции и потребности ребенка, а отец не только обеспечивает материально, но и принимает своего «особого» ребенка и покрывает его потребности в дружбе и любви. Если этого в семье нет, то родители в зоне риска эмоциональных и психологических проблем.
Причины возникновения эмоционального сгорания родителей в семьях, где есть дети — инвалиды
▪ Педагогическая и психологическая безграмотность родителей.
▪ Травматические события в детстве родителей (прошлый психотравмирующий опыт).
▪ Тяжелый эмоциональный климат в семье.
▪ Неудовлетворенность собственной жизнью.
▪ Низкий образовательный и культурно-нравственный уровень. ▪ Раннее материнство и отцовство, эмоциональная и личностная незрелость. ▪ Сверхзанятость родителей, аморальный и асоциальный образ жизни одного из членов семьи.
▪ Влияние «семейного сценария» на воспитание детей.
▪ Раздельное проживание родителей, развод, гражданский брак.
▪ Конфликтность родителей в требованиях к ребенку.
▪ Дисфункциональность семьи.
▪ Отвержение ребенка вследствие нежелательной беременности, непринятие пола ребенка.
▪ Социальная, психологическая, личностная нестабильность.
▪ Низкий социально-экономический уровень жизни.
▪ Непринятия ребенка и его болезни, скрытое или явное эмоциональное отвержение его родителями.
▪ Гиперопека, сверхконтроль родителей за действиями, мыслями и чувствами ребенка
▪ Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям детей.
▪ Запрограмированность на успех, отсутствие альтернатив и свободы в решениях.
▪ Навязчивый страх и тревожность за детей.
▪ Чувство вины, депрессия, побег от себя, перекладывание ответственности за свои неудачи на детей.
Для того чтобы предотвратить в семье кризисные моменты и снизить риск возникновения эмоционального сгорания родителей, необходимо знать основные принципы построения взаимоотношений в семье и следовать им.
Достаточно долгая практика работы с кризисными семьями показала нам основные моменты, соблюдение которых позволяет стабилизировать обстановку в семье, снизить риск эмоциональной усталости, депрессии и разводов:
- Порядок распределения власти. Муж и жена равноправны, но функции их в семье различны: муж – добытчик, хозяин, обеспечитель семьи, жена – сердце семьи, хранительница очага, эмоционального комфорта и уюта. Главенствующая роль – у мужа, так как жена «за мужем», то есть замужем. И только на третьем месте – ребенок. А дальше может быть работа, увлечения, друзья и прочее. По данному порядку муж должен любить и ценить свою жену, а жена — ценить и уважать своего мужа. Если данный порядок в семье нарушается, приходят проблемы.
- Принцип любви и доверия. Без любви невозможно построить и сохранить доверительные отношения между членами семьи. Только любовь созидает, а все остальное разрушает.
- Принцип прощения. « Прощай и прощено будет тебе». Прощение открывает двери для развития доверительных отношений на основе любви и дружбы.
- Принцип воздаяния. Если сеется в семье зло, раздоры, ненависть, то получено будет это же, но во много раз больше, если сеется любовь, внимание, уважение, забота друг о друге, то приходит «добрый урожай».
- Принцип согласия и единства. «Муж и жена – один дух, одна душа, одно тело». Под этим принципом подразумевается единство мужа и жены в основных вопросах взаимоотношений в семье, воспитания, в духовно-нравственных вопросах, в отношении к ребенку-инвалиду и даже в вопросах интимной близости.
- Принцип каждодневного общения друг с другом в семье. Если нет общения в семье между мужем и женой и родителей с детьми, происходит формализация семьи, то есть юридически семья существует, а фактически отношения давно «умерли». В такой ситуации никто никому не нужен, каждый член семьи живет своей жизнью, потребности не восполняются, налицо пренебрежение родителей своими обязанностями, возникает риск жестокого обращения с детьми. Есть общение друг с другом в семье, интерес друг к другу, — семья живет и развивается.
Для профилактики эмоционального сгорания родителей проводятся психотерапевтические диагностические занятия. Используются диагностические методы наблюдения, беседы, анкетирования. Коррекционные психотерапевтические — тестирование, моделирование, методы психолого-педагогического воздействия с помощью проективных методик, символ-драмы, арттерапии, музыкотерапии, релаксации.
Ниже приводится разработка семинара – тренинга, проводимого нами в центре реабилитации «Фламинго» для родителей, находящихся в кризисной стресс – ситуации.
Семинар – тренинг «Профилактика эмоционального сгорания у родителей, имеющих детей – инвалидов через изменение семейного сценария»
Каждый член семьи имеет свои представления о разных сторонах жизни семьи: о повседневной жизни, о ее прошлом и прошлых событиях, о будущем, о желаниях и реальности, о печальных и радостных событиях, о чувствах, привычках, планах. Все эти разноплановые видения собираются воедино в одном представлении – семейном сценарии, который организует и направляет всю жизнь семьи.
Семейный сценарий – это определенный план, совокупность всех типичных, повторяющихся (даже в разных поколениях) ситуаций. Это традиции, обряды, верования, возможно, и суеверия определенной семьи. Семейный сценарий – это также внутренний образ семьи, картина семьи в прошлом, настоящем и будущем. На основе семейного сценария проявляются взаимные чувства, возникают и решаются проблемы. Для этого необходимо активизировать семейный сценарий негативных переживаний и перевести его в сценарий позитивных установок.
Активизировать – вывести в сознание, вспомнить те типичные ситуации из давнего или недавнего прошлого, которые создали данную ситуацию, чтобы изменить ее восприятие членами семьи.
Первый уровень активизации – диагностика. На данном уровне происходит инсайт, то есть освещение, представление в сознании тех ситуаций, которые породили данный сценарий семейных отношений.
Примерные вопросы, направляющие активизацию:
- Как вы себя чувствуете?
- Какие сны вам снились в эту неделю?
- Какие сны часто повторяются?
- Снятся ли вам или снились когда-либо страшные сны?
- Есть сейчас или были в детстве страхи?
- Что вам ярче всего вспоминается из детства?
- Рассказывала ли вам мама о вашем рождении? Были ли вы желанным ребенком в семье?
- С какого возраста вы себя помните?
- Что помните о семье родителей, об их отношениях?
- Была ли в детстве у вас своя комната, кровать или вы делили ее с братом (сестрой)?
- Расскажите впечатления о садике, школе? Были ли обиды?
- Чувствовали вы себя когда-нибудь отверженным (-ной)?
- Применяли ли к вам когда-либо физическое, психологическое или др. насилие?
- Какие несчастные случаи, болезни, смерти были в вашем роду?
- Были ли случаи колдовства, ворожбы, заговоров в вашем роду?
- Случались ли в вашем роду несчастные браки, разводы?
- Говорили ли в ваш адрес, в адрес вашей семьи когда-либо негативные слова, проклинающие вас, желающие вам зла, и вы чувствовали при этом сильный страх?
- Что вы чувствуете по отношению к своим близким?
Второй уровень активизации – альтернативный. На данном уровне происходит высвечивание наиболее проблемных мест в прошлом и настоящем семьи, так называемые «болевые точки» проблем.
Третий уровень активизации – созидающий. На данном уровне разрушается старый способ реагирования на ситуацию, и создается новое представление ситуации, новые эмоции и чувства. Диагностика и альтернативный уровни проводятся отдельным занятием. Третий уровень активизации семейного сценария представляет собой тренинг изменения семейного сценария.
Упражнение № 1. Мыслить позитивно!
Цель: формировать положительные установки на восприятие семейного сценария.
Инструкция: прочитать негативные установки и изменить их на позитивные.
Примерные негативные установки:
«Я сегодня вкалывал, как лошадь, устал, как собака, а ты лезешь со своими вопросами»
«Лучше бы ты куда-нибудь исчез (-ла)»
«Если бы не ты, я был (а) бы счастлив (а)»
«Я убила на тебя всю свою молодость»
«Почему опять не приготовлено, что ты делаешь целый день дома?»
Упражнение № 2. Со – чувствие.
Цель: настройка на волну друг друга.
Инструкция: один произносит определенный текст, другой пробует его мысленно представить, потом партнеры меняются. В конце упражнения – обмен впечатлениями. Особое внимание на совпадение ассоциаций.
Упражнение № 3. Визуализация.
Цель: представление негативных сцен семейной жизни и мысленное изменение их содержания; построение позитивного сценария представленных ситуаций.
Инструкция: представить самую типичную ситуацию негативного переживания. Попытаться взглянуть на нее с точки зрения «постороннего»
Упражнение № 4. Волшебный магазин.
Цель: избавиться от негативных эмоций, привычек, установок в семейных отношениях, приобрести позитивное отношение друг к другу.
Инструкция: представить совместный «шопинг» в магазин, где можно отдать все негативное в себе и купить взамен любовь, радость, мир, терпение, согласие и прочее.
Упражнение № 5. Сосуд желаний семьи.
Цель: закрепить создание позитивной атмосферы в семье.
Инструкция: найти пожелание для себя и своей семьи и написать его на сосуде желания как совместное решение.
Упражнение № 6. Релаксация.
Завершение работы. Подведение итогов, обмен впечатлениями, пожелания и предложения.
В результате данных психотерапевтических занятий:
- Родители получают психологическую помощь по снятию напряжения, вызванного сложной жизненной ситуацией, по вопросам внутрисемейных отношений.
- Создаются условия для формирования у родителей позитивного настроя на воспитание ребенка – инвалида.
- Активизируется внутренний потенциал родителей для активной жизненной позиции, повышается уверенность в своих силах, стабилизируется эмоциональное состояние.
- Создаются условия для свободного общения друг с другом, родители могут делиться опытом, получать поддержку.
Литература:
- Системная семейная психотерапия / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. СПб., 2002.
- Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — Изд. 2-е. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999.(Библиотека психологии и психотерапии).
- Эйдемиллер Э.Г., В. В. Юстицкис. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999. (Семейная системная психотерапия. Теоретические подходы. Ведение интервью.
- Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М., 1999.
- Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями / под ред. С.А. Беличевой, В.Н. Раскина. – М., 1997.
- Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования/ Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1989.
- Белопольская Н.Л. Некоторые вопросы психолого педагогического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллектуальном развитии Дефектология, 1984.
- Варга А.Я., Смехов В.А. Коррекция взаимоотношений детей и родителей Вестник Моск. ун-та, 1986.
- Мамайчук И.И., Киреева Л.А. Психолого педагогическая помощь семье.
- Мишина Т.М. Семейные конфликты и семейная психотерапия.
- Морозова Е.И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающих проблемных детей раннего возраста Дефектология, 1998.
Источник
Психоэмоциональное выгорание (СЭВ) родителей
детей с ограниченными возможностями здоровья.
Педагог-психолог Ермошин А. А.
МБОУ СОШ «Перспектива»
Об эмоциональном выгорании в медицинских карточках не пишут, но от этого состояния можно серьезно пострадать. Этот феномен впервые был описан в 1982 году в США. Проявление рассматриваемого синдрома можно наблюдать как в системе профессиональной деятельности, так и в ситуации, когда работа отходит на второй план. На первый план выходят обстоятельства, связанные с рождением ребёнка, имеющего особенности развития. Развитие СЭВ при воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности и появляется необходимость более тщательного рассмотрения этой проблемы, как со стороны служб психологической поддержки семьи, так и со стороны общества. Формирование рассматриваемого синдрома происходит не только из-за накопления негатива, но и в результате одиночества и однообразия. Когда человек находится в ситуации замкнутости в четырех стенах, у него создаётся ощущение отсутствия «внешней» жизни, это ведет не только к эмоциональному выгоранию, но и к депрессии. Формирование СЭВ достаточно сложный и многогранный процесс.
Формированию СЭВ, предшествует период повышенной активности, когда родители сконцентрированы на заботе о ребёнке, нередко забывают о собственных нуждах (отдых, еда и так далее). При дальнейшем формировании синдрома перестают интересоваться профессиональной деятельностью, у них почти ничего не вызывает эмоционального отклика: ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Полностью утрачивается интерес, в том числе и к ребёнку. Родители не видят перспектив в своей деятельности, снижается удовлетворение работой. Заниженная самооценка, чувство вины и депрессивные состояния свидетельствуют о низкой эмоциональной грамотности. Личность не способна разобраться в себе и в причине своих чувств, она ограничивает эффективное взаимодействие с внешним миром. Это формирование полной личной и социальной неудачи.
Таким образом, можно констатировать, что заболевание у ребенка – основательный источник стресса и потенциального дистресса для всей семьи. В ситуациях хронических заболеваний и нарушений тяжесть переживаний всех членов семьи по поводу постановки и уточнения диагноза осложняется многочисленными трудностями, с которыми каждая семья сталкивается при взаимодействии с болезнью. Общая цель работы психолога: Оказание помощи членам семьи в адаптации к ситуации болезни без игнорирования своих интересов и развития личности в целом.
Исследования семей с хроническим заболеванием у ребенка выявили универсальные проблемы, напрямую затрагивающие семейное функционирование, которые можно разделить на группы трудности, проявляющиеся в:[ 1 ]
Детско-родительских отношениях:
гиперопека больного ребенка, в результате которой ребенок лишается даже доступных ему видов деятельности и самостоятельности, при этом родитель часто занимает позицию самоотречения, что способно привести к физическому измождению и эмоциональному выгоранию;
отвержения ребенка. Подавляемый гнев на болезнь часто осознается родителями как недопустимый гнев на ребенка. При этом, стараясь изолировать это чувство, родители эмоционально дистанцируются от сына или дочери, что приводит к минимизации эмоционального общения между ними. Тем не менее, гнев может прорываться в аффективных срывах, что практически всегда влечет за собой чувство вины у родителя и делает детско-родительские отношения нестабильными и непредсказуемыми.
Супружеских отношениях:
вынужденное перераспределение функциональных ролей и обязанностей в семье;
формирование и разрастание конфликтов, вплоть до разрыва брака;
наложение ограничений профессионального роста одного из родителей, самореализации.
Отношениях в расширенной семье:
в семьях со здоровыми детьми, которые неизбежно получают меньше родительского внимания, отмечалось родительское чувство вины и ощущение собственной некомпетентности;
родственники опасаются негативных реакций друзей и соседей, стыдятся изменений внешности ребенка, тревожатся из-за физической и эмоциональной уязвимости ребенка и ограничивают его контакты;
возможности для семейного досуга и отдыха.
Финансовые трудности, обусловленные функциональными изменениями в жизни семьи, на фоне серьезного детского заболевания:
дорогостоящие препараты, медицинское оборудование, пребывание в стационаре;
транспортные затраты при переездах к месту лечения или образования, которое может находиться на большом расстоянии от места проживания семьи;
особенности образовательного процесса (специализированные школы, учебно-методические пособия).
Психолог прилагает особые усилия, направленные на:
повышение ощущения родительской компетентности через выявление позитивных аспектов родительского поведения (внимание родителя к потребностям ребенка, отзывчивость, адекватность эмоционального отклика, предоставление ребенку уместной самостоятельности);
снятие эмоционального напряжения и сближению ребенка и родителя с использованием терапевтической игры;
выявление эффективного метода зон эмоционального напряжения в отношениях и его преодоления в объединяющей творческой деятельности, которым является рисование и лепка с ребенком и родителем;
использование методов игровой и арт-терапии дает ребенку опыт эмоциональной близости с родителем и, вместе с тем, способствует созданию личного пространства, соответствующего возрасту и потребностям ребенка.
Характеристика особенностей личностного развития родителей болеющих детей:
1. Заниженное восприятие собственного состояние физического и психологического здоровья, что затрудняет или снижает эффективность ухаживания за ребенком и адаптацию к трудностям.
2. Возникновение посттравматического стрессового расстройства, как следствие постоянного нахождения в стрессогенной обстановке. Особенно это проявляется при наличии в анамнезе семьи схожих или других хронических заболеваний.
3. Ограничение возможности налаживать контакты с окружающим. Родителям необходимо постоянно расширять круг знакомых, особенно связанных по спектру заболеваний детей. Данная ситуация позволяет оказывать друг другу постоянную поддержку: делиться опытом лечения, оказывать помощь в бытовых вопросах, оказывать психологическую поддержку. При необщительности родителей, формируется угнетённость его эмоционального состояния, и как следствие снижение эффективности заботы о ребенке.
Для оптимизации работы психологических служб учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья следует активно внедрять работу по формированию и развитию психологической культуры родителей или лиц их заменяющих. Основными формами работы следует считать:
индивидуальные консультации (способствуют более открытому разговору по проблеме и позволяют спрогнозировать особенности работы);
групповые консультации (в форме родительской школы, для создания ситуации, исключающей индивидуализацию проблемы с точки зрения родителя. Перевод восприятия заболевания ребёнка из субъективного поля в объективный ракурс);
участие в групповых занятия в системе «родитель-ребёнок» (оптимизация детско-родительских отношений).
вовлечение родителей в работу общественных организаций (формирование и расширение сферы интересов)
Литература
5
Источник