Синдром эмоционального выгорания у подростков
Эмоциональное выгорание у подростков
Как приятно проснуться утром полным сил и энергии, готовым творить, общаться и идти навстречу новому и неизвестному. В такие дни мы легко справляемся даже с трудными задачами, находим общий язык с окружающими, по-философски относимся к проблемам и не обращаем внимания на мелкие неудачи.
Но так бывает не всегда. Иногда кажется, что весь мир – это только проблемы, из которых ты безуспешно пытаешься выбраться. Ты чувствуешь постоянное напряжение, усталость и раздражение, всё валится из рук, и чтобы ты не делал, всё кажется неправильным и бесполезным. В такие дни даже любимые занятия могут не вызывать интереса, а общение с близкими превращается в череду ссор и недопониманий.
Причиной такого состояния может быть эмоциональное выгорание. Регулярные информационные нагрузки, перенасыщение, бытовые стрессы, конфликты с родителями, учителями или сверстниками, интенсивное физиологическое и личностное развитие в подростковом возрасте, высокий темп современной жизни – всё это становится источником напряжения. Если такое напряжение становится хроническим, а стрессовые ситуации не разрешаются и только накапливаются, высока вероятность развития эмоционального выгорания.
Что такое эмоциональное выгорание?
Эмоциональное выгорание – это утомление и истощение энергии. Это изнурение в результате чрезмерных требований, которые человек может устанавливать себе сам или которые могут ему навязываться в семье, на работе, друзьями, системой ценностей или обществом, что приводит к истощению энергии, механизмов совладания и внутренних ресурсов человека. Это состояние «ощущения», которое сопровождает избыточный стресс и которое, в конечном счете, влияет на мотивацию, отношение и поведение человека.
Если коротко, эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального и психического истощения, вызванного долгосрочным влиянием эмоционально тяжёлых ситуаций.
На какие признаки стоит обратить внимание?
- Хроническая усталость: вялость и упадок сил, которые наблюдаются даже после отдыха, быстрая утомляемость. В таком состоянии человек даже утром может вставать с постели уже уставшим.
- Физические признаки: дискомфортные ощущения в мышцах, головные боли, тошнота, боль в области груди, горла и позвоночника, синдром раздраженного кишечника, вздутие, диарея.
- Изменение привычного режима сна (повышенная сонливость или, наоборот, бессонница) и питания (потеря или повышение аппетита).
- Употребление алкоголя, табака или наркотиков в целях самолечения. Человек, чувствующий постоянный упадок сил, может пытаться найти в психоактивных веществах спасение от апатии, вялости и усталости. При этом не понимания, что это не только не ликвидирует усталость, но и усугубляет состояние.
- Неспособность сосредоточиться и решать проблемы: пониженная концентрация внимания, слабость, рассеянность.
- Снижение эффективности в школе и в других сферах жизни.
- Недоверие и ссоры с членами семьи, сверстниками, друзьями или учителями. Постоянная усталость, напряжение, могут стать причиной недопонимания и конфликтов с близкими людьми.
- Изменение эмоционального состояния: повышенная тревожность, нервозность, раздражительность, гиперактивность, депрессивное настроение, апатия или реакции гнева.
- Пренебрежение собственными физическими и эмоциональными потребностями.
- Негативное отношение к себе: самобичевание, снижение самооценки, пессимистичное отношение к себе и своей жизни.
- Саморазрушающие наклонности. Как правило, они возникают в результате переживаний человека о том, что он не способен соответствовать предъявляемым ему требованиям.
Какие факторы способствуют развитию эмоционального выгорания у подростков?
- чрезмерные требования относительно учёбы в школе;
- перфекционистские требования со стороны родителей или самих подростков по отношению к результатам школьной успеваемости;
- перегруженность внешкольной деятельностью;
- неопределённость будущих перспектив;
- чрезмерное давление со стороны учителей и руководства школы, обычно в отношении строгой дисциплины;
- семейные трудности и конфликты, тяжёлое материальное состояние семьи;
- недостаточное поощрение в эмоциональном плане (отсутствие признания заслуг, постоянные упрёки, наказания за низкую успеваемость);
- нарушение межличностного взаимодействия с друзьями и одноклассниками;
- неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
- нездоровая конкуренция между сверстниками.
Что делать, что восстановиться?
- Поделиться своим эмоциональным состоянием с близкими людьми (в таком состоянии важно не прятать свои эмоции, а поделиться ими с тем, кто готов тебя выслушать).
- Дать себе время на отдых, снизить нагрузку (тебе необходимо хорошо отдохнуть и восстановить силы, а для этого на время отказаться от части обязанностей).
- Обратиться за помощью к родственникам или друзьям (поддержка со стороны семьи и друзей поможет тебе намного быстрее почувствовать себя полным энергии).
- Остаться наедине с собой (выдели время, которое будет принадлежать только тебе, займись чем-то приятным, позволь себе расслабиться и ненадолго забыть о десятках незаконченных дел).
- Отрегулировать свой график (расставь дела по их приоритету; установи, какое время дня для тебя наиболее продуктивно и используй его для наиболее важных дел; сформируй оптимальный для тебя график труда и отдыха);
- Делать паузы (регулярно прерывайся на отдых, давай себя время отвлечься, забыть о насущных проблемах).
- Найти занятие по душе (выбери занятие, которое будет подпитывать и поднимать настроение даже в самые рутинные дни).
- Обратиться к специалисту (помни, что ты всегда можешь обратиться за помощью и поддержкой к школьному психологу или другому специалисту).
- Принимать неудачи (анализируй ошибки и извлекай из них уроки, но не зацикливайся на них).
Что поможет тебе избежать развития эмоционального выгорания?
- Регулярный отдых. Соблюдай оптимальный режим труда и отдыха, никогда не забывай, что твоё личное время не менее важно, чем учёба или дополнительные занятия.
- Внимание к себе и своему телу. Обязательно высыпайся, отрегулируй режим питания, попробуй найти подходящий для тебя вид физической активности, следи за своим здоровьем. Хорошее физическое состояние поможет легче справляться с ежедневными трудностями.
- Организованность. Планируй свой день, не пытайся выполнить одновременно все задачи, распредели нагрузку и не откладывай сложные дела на последний момент. Не забывай отвлекаться и делать регулярные перерывы.
- Эмоциональное общение. Анализируй свои чувства, делись ими с близкими, будь открытым и не стесняйся негативных эмоций.
- Хобби и интересы. Всегда оставляй время для занятия тем, что приносит тебе удовольствие, развивай свои интересы и самосовершенствуйся.
- Навыки саморегуляции. Справиться с напряжением и стрессом помогут техники релаксации и медитации, постановка целей и развитие уверенности в себе.
- Промежуточные цели. Выделяй в долговременных задачах промежуточные цели, оценивай результат на каждом из этапов работы, следи за тем, как ты постепенно приближаешься к цели.
Источник
Трудно встретить более внимательную аудиторию, чем на родительских собраниях. В силу своей профессии, мне приходилось часто выступать перед родителями.
И эта рубрика — «Разговоры с родителями» явилась плодом обсуждаемых на таких собраниях вопросов. В предыдущей статье «Послушные дети» мы начали разговор о будущем наших детей. Продолжим.
Предположим, сегодня ваш ребенок доставляет вам много хлопот. Школа говорит о гиперактивности, а психологи выносят вердикт о девиантном поведении.
Даже при этом – будущее непредсказуемо. Любой педагог приведет вам множество ярких примеров удивительных «метаморфоз», когда «трудный» ребенок перерождался в положительного взрослого.
Но есть одна категория детей, будущее которых можно определить почти безошибочно. Они могут учиться хорошо, или не очень. Они могут быть активными, или держаться в стороне. Как бы они не учились, как бы они не вели себя, их объединяет одно. Их послушность.
Они не доставляют особых проблем ни школе, ни родителям. Именно в силу этого они обделены вниманием со стороны педагогической науки и школы, в частности, а зачастую — и со стороны родителей.
Так вот, будущее таких детей можно определить безошибочно – им особенно непросто будет жить. В последние десятилетия в психологии, социологии и в других гуманитарных науках рассматривается проблема «синдрома эмоционального выгорания». Нет резона углубляться в объяснения. Название проблемы говорит само за себя.
К сожалению, «эмоциональное выгорание», которое постигает человека в зрелом возрасте, специалисты увязывают только с профессиональной деятельностью. Даже определены профессии, которые приводят к возникновению у работника данного синдрома.
Мой жизненный и профессиональный опыт позволяет утверждать, что профессиональная деятельность не может играть решающей роли в возникновении «эмоционального выгорания».
Дело в том, что такие «послушные дети», о которых мы говорим с родителями на собраниях, часто выбирают подобные профессии. И «эмоциональному выгоранию» они подвержены не по причине выбранной специальности, а благодаря своей сущности «послушных детей». Чаще всего, это – врачи, педагоги, социальные работники и т.д.
Для того, чтобы охарактеризовать этих милых детей, позволим себе вольную интерпретацию Библии. Иисус, уходя после воскрешения, сказал своим ученикам: «Вы — соль земли».
Очень емкое по смыслу выражение. Потребляя пищу, мы даже не задумываемся о наличии в ней соли. Но без соли пища абсолютно не пригодна к употреблению.
Более лучшей метафоры для характеристики «послушных детей» не найти. Они, как правило, очень неприметны. Ни окружение, ни они сами не могут видеть их индивидуальную значимость. Она скрыта простотой и скромностью. Подчас даже некоторой внешней примитивностью. Ни ярких выходок, ни остроумных слов, ни дерзких поступков. А если еще и учеба не дается в силу субъективных и объективных причин – ну, просто «серая мышка».
Психологическая самозащита послушных детей
С точки зрения психологии такие дети напрочь или существенно лишены навыков психологической самозащиты. Из всех форм психологической самозащиты, по описанию З. Фрейда, наиболее сильным является способ «реконструкции».
Говоря простым языком, это — способность любую ситуацию реконструировать в своей голове так, что виноватыми будут кто угодно, но не сам человек. По выражению одного из современных психологов, это – «ментальный модус»: я хороший, только вот мне мешают жить.
Лишенный самозащиты, «послушный» ребенок верит всему, что о нем говорят. Он может злиться, агрессировать в ответ, но при этом он верит сказанному в его адрес, и это выступает причиной агрессии. Агрессируя, он еще более усугубляет свое незавидное положение. Каждое негативное высказывание о нем остается глубоким шрамом в его душе и, в силу этого, он страшно нуждается в позитивном мнении о себе со стороны окружения.
В «пирамиде потребностей» Маслоу обоснованно приведена потребность человека в признании со стороны социума, которая нас окружает. Она всеобщая.
Мне не доводилось встретить хотя бы одного человека, который был бы лишен указанной потребности. И не доводилось видеть в своей педагогической практике ни одного ребенка, который не хотел бы, чтобы его признали.
Но детское общество по-своему очень жестоко. Оно не раздает признания, если для этого нет ярко выраженных объективных причин. Увидеть что-то внутреннее, не внешнее, ума еще пока не хватает.
А у послушного ребенка, как мы уже говорили, отсутствуют навыки психологической самозащиты (иногда думается, что они выступают врожденными качествами).
Он не может реконструировать отсутствие признания в свою пользу: «не видите, значит – дураки». И на все выпады активного непризнания он вынужден выстраивать объективно – социальные формы самозащиты. Вот почему таких детей иногда характеризуют как «замкнутый», «вспыльчивый», «мстительный», «совершающий поступки исподтишка» и т.д.
Выработка социальных форм самозащиты – явление само по себе весьма энергозатратное, приводящее к колоссальной утомляемости. А в случае с «послушным» ребенком такие формы защиты дают повод как будто для объективного непризнания в форме обвинения.
Потеря самоидентификации
Ребенок оказывается в полной растерянности. Он теряет логическую нить и перестает видеть события в контексте.
Он начинает верить в обвинения, блуждая в потемках самоидентификации, попадая еще в большую зависимость от окружения. Ребенок осознает, что чаще, чем другие, например, плачет. Он признает это, не понимая, что слезы выступают внешней, социальной формой самозащиты.
И теперь уже у него не остается сил выстраивать внутренние навыки самозащиты, так как ему приходится бороться со своим внешним способом защиты. «Как бы не расплакаться» — эта мысль отнимает у ребенка в момент острой ситуации все силы, потому что приговор «плаксы» имеет под собой уже реалистическую основу.
Из нашей педагогической практики среди громадного количества ситуаций вспоминается один пример.
На педсоветах одной из средних школ учителями часто упоминался некий шестиклассник. Сложилось убеждение, что мы имеем дело с неуспевающим, и при этом — очень злым и ехидным ребенком.
В то же время, с такой оценкой многие из нас внутренне никак не могли согласиться. Используя известный педагогический метод «опоры на положительное в ребенке», мы стали выяснять у него причины его поведения. Ответ был неожиданным: «… а чтобы не расплакаться».
Мы имеем возможность проследить на данном примере парадигму постепенной утраты четкой самоидентификации. Мама этого ученика воспитывала одна несколько детей, работая в нескольких местах. В своем сыне она, как говорится, «души не чаяла», он был основным ее помощником.
То есть, мы видим перед собой послушного ребенка, характерной особенностью которого, как мы говорили выше, является отсутствие или неразвитость внутренних форм психологической самозащиты. Детский мир «помог» — его обидели, обозвали. Внешняя защитная реакция – искренние слезы.
Пока он верит, что он прав, ведь его обидели. Повторение такой формы защиты приводит со стороны детского социума к вердикту «плакса», «баба» и т.п. Ребенок начинает теряться.
Действительно, он плачет чаще других – значит, они правы. И он начинает своим детским умом выстраивать защиту теперь уже от первой своей защиты. И получает следующее обвинение – «ехидный, злой и мстительный ребенок». Энергозатраты колоссальные, и полная растерянность в вопросе «Кто я такой?»
Большая просьба не акцентировать внимание на первичной и последующей форме внешней защиты. Формы могут быть бесконечно разнообразными. В данном случае важно осознать парадигму. Ведь каждый ребенок испытывает на себе «колючесть» общения.
Стоит заметить, что реакция детей с наличием внутренней психологической самозащиты иная. Они слушают, но не слышат того, что могло бы принести им боль. Многим доводилось наблюдать, как наивная и спокойно сказанная детская фраза: «Да, я такой, и что?» напрочь сметала возможность навесить на ребенка «соответствующий» ярлык.
Эти выводы окончательно сформировались в тот период, когда мы работали педагогами–психологами в муниципальном психологическом центре. В силу определенных объективных и субъективных причин через некоторое время основными нашими клиентами стали не только дети и подростки, но и их родители. И тут мы столкнулись с тем, что в психологии принято называть «синдромом эмоционального выгорания».
Вполне социально состоявшие взрослые люди, далеко не только представители гуманитарных профессий, но и других, включая бизнесменов, которых было немало, испытывали проявления данного синдрома. В ходе выяснения оказалось, что сама профессия (работа) как раз и выступает почти единственным источником радости. И увязать синдром выгорания с профессией не было возможности ни в одном случае.
Основным источником проблемы у многих была растерянность в самоидентификации, выраженная в той или иной степени. Чем больше растерянность, тем глубиннее социальная усталость. И при этом все утверждали, что «если бы не работа, я бы совсем сник».
Более откровенные вслух признавались в том, что часто к ним приходят мысли о своей полной никудышности. При этом, еще раз необходимо подчеркнуть, что это слова людей, которые социально настолько состоялись, что со стороны никому в голову не придет осознать, насколько глубока может быть их печаль.
Дальнейший совместный анализ привел к тому, что подавляющее большинство этих объективно достойных людей в детстве были послушными, и, если еще точнее, «слышащими» детьми. Они не только слушали, но и слышали, как хорошее, так и негативное о себе.
И данный навык детства – остро реагировать на «суд» ближайшего или контактного окружения приводит в зрелые годы к накоплению почти непосильной эмоциональной ноши – растерянного отношения к себе.
Мы рассматриваем увиденную на практике проблему эмоциональной и социальной усталости. Человеческие качества наших клиентов оставались вне нашего внимания. Скорее всего, за пределами кабинета психолога многие из них обладают качествами, вызывающими обоснованное порицание и осуждение. Но я убежден, что, кроме «душевной боли», все остальное остается за пределами прерогативы психолога.
Источник
В современной науке суицидальное поведение рассматривается как следствие дезадаптации личности в условиях её микросоциального конфликта.
А.Е. Личко, А.А. Александров указывают, что у подростков в возрасте 14 – 18 лет в 49 % случаев суицидальные действия совершаются на фоне острой аффективной реакции (аффективный тип суицидальных действий), которая развивается по механизму «короткого замыкания», когда порой малозначительный повод играет роль «последней капли» и провоцирует суицидальные действия.
Причины суицидальных действий, вероятно, могут быть связаны с эмоциональным, психическим и физическим истощением подростков, что в целом может быть охарактеризовано как эмоциональное выгорание.
Всё выше сказанное определило выбор темы исследования.
Целью исследования явилось – изучить взаимосвязь суицидального поведения и эмоционального выгорания у подростков.
Гипотеза – эмоциональное выгорание может рассматриваться как фактор риска суицидального поведения, при этом подростки с высоким уровнем эмоционального выгорания более подвержены риску суицидального поведения, т.е. подростки с суицидальным поведением имеют более высокий уровень эмоционального выгорания, чем подростки с нормативным поведением.
Объект исследования – факторы суицидально риска в подростковом возрасте.
Предмет исследования – взаимосвязь риска суицидального поведения и эмоционального выгорания личности подростка.
В исследовании была использована методика – синдром «эмоционального выгорания» (СЭВ) в профессиональном общении, под редакцией В.В. Бойко. В целях проведения исследования методика была модифицирована, были перефразированы утверждения с учётом возрастных особенностей, и введены специальные «сигнальные вопросы» отражающие мысли и действия суицидального характера.
Исследование проходило на базе МОУ СОШ № 5, выборку составили 76 учащихся 10-х, 11-х классов. Средний возраст испытуемых 15–17 лет, 45 % девочек, 31 % мальчиков.
По результатам проведенной диагностики показатели распределения испытуемых по симптомам СЭВ у подростков с суицидальным поведением и у подростков с нормативным поведением представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Показатели распределения испытуемых по симптомам СЭВ у подростков с суицидальным поведением(1 группа) и у подростков с нормативным поведением (2 группа).
Примечание: I (1–4) – фаза «напряжения». Симптомы: 1 – переживание психотравмирующих обстоятельств; 2 – неудовлетворённость собой; 3 – «загнанность в клетку»; 4 – тревога и депрессия. II (5–8) – фаза «резистенции». Симптомы: 5 – неадекватное избирательное эмоциональное реагирование; 6 – эмоционально-нравственная дезориентация; 7 – расширение сферы экономии эмоций; 8 – редукция профессиональных обязанностей. III (9–12) – фаза «истощение». Симптомы: 9 – эмоциональный дефицит; 10 – эмоциональная отстранённость; 11 – личностная отстранённость; 12 – психосоматические и психовегетативные нарушения.
Из рисунка видно, что по фазе «напряжения» у подростков 1 группы симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств» составляют 14,35 балла, а у подростков 2 группы – 8,74 балла. Таким образом, можно говорить о том, что существуют различия в состоянии подростков 1 группы, и подростков 2 группы. Состояние и переживание подростков 1 группы, вероятно, выражаются в раздражении, накапливается отчаяние и негодование, присутствует ощущение не разрешимости ситуации. Что может привести к эмоциональным сдвигам, к проблемам во взаимоотношениях со взрослыми, сверстниками, и возможностям провоцирования конфликтных ситуаций.
У подростков 1 группы симптом «загнанности в клетку» составляет 7,46 балла, а у подростков 2 группы 4,92 балла. Таким образом, можно говорить о том, что у подростков 1 группы возникает ощущение того, что обстоятельства давят и устранить их невозможно, к ним часто приходит чувство безысходности. Это состояние тупика «загнанности в клетку».
У подростков 1 группы симптом «тревога и депрессия» составляет 18,23 балла, а у подростков 2 группы 10,20 баллов. Результат, вероятно, может свидетельствовать о неудовлетворенности в учёбе, что может порождать переживание ситуативной и личностной тревоги, разочарованием в себе.
По фазе «резистенции» у подростков 1 группы симптом «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» составляет 23,08 балов, а у подростков 2 группы 19,22 балла. Таким образом, можно говорить о том, что подростки 1 группы больше подвержены неадекватному избирательному эмоциональному реагированию, что может выражаться в принципе «хочу или не хочу». Однако субъект общения (сверстник, взрослый человек) может воспринимать это как эмоциональная черствость, неучтивость, равнодушие.
У подростков 1 группы симптом «эмоционально – нравственная дезориентация» составляет 16,12 балла, а у подростков 2 группы 11,66 баллов. Этот симптом является логическим продолжением предыдущего симптома в отношениях со сверстниками. При этом звучат суждения: «это не тот случай, чтобы переживать». Подростки 1 группы не выказывают эмоционально должного отношениях сверстникам и значимым взрослым. Отстаивая свою позицию они склонны снижать значимость своих суждений, оценок и личности человека вступающего с ними в контакт.
У подростков 1 группы симптом «расширение сферы экономии эмоций» составляет 14,08балла, а у подростков 2 группы 10,32 балла. Подростки 1 группы ощущают пресыщенность контактами, чувствуют усталость от разговоров со сверстниками и домашними. В результате они замыкаются и снижают количество и интенсивность контактов.
По фазе «истощения» у подростков 1 группы симптом «эмоциональный дефицит» составляет 17,73 балла, а у подростков 2 группы 11,64 балла. Что, вероятно, выражается в ощущении недостатка положительных эмоций, и всё чаще появляются отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность. Обиды, капризы – дополняют симптом «эмоционального дефицита».
У подростков 1 группы симптом «личностная отстранённость» составляет 15,42 балла, а у подростков 2 группы 10,32 балла. Таким образом, можно говорить о существенных различиях, что вероятно выражается в полной или частичной утрате интереса к человеку – как субъекту деятельности. Подросток воспринимает его как неодушевлённый предмет, как объект для манипуляции. Он может утверждать, что учёба со сверстниками не интересна, не доставляет удовлетворения.
У подростков 1 группы симптом «психосоматические и психовегетативные нарушения» составляет 17,31 балла, а у подростков 2 группы 13,86 балла. Что, вероятно, связано с ухудшением физического и психического самочувствия. Это проявляется в том, что даже мысль об учёбе или взаимодействие с определенным человеком, контакт с ним вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонница, чувство страха, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний.
Достоверность эмпирически выявленных различий подвергалось проверки посредством статистического анализа по критерию Манна – Уитни. Анализ показал, что все эмпирически выявленные различия в уровне эмоционального выгорания у подростков 1 группы и подростков 2 группы статистически достоверны. Подростки 1 группы обладают более высокими показателями эмоционального выгорания по следующим симптомам: переживания психотравмирующих обстоятельств, «загнанность в клетку», тревога и депрессия, неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально – нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, эмоциональный дефицит, личностная отстранённость, психосоматические и психовегетативные нарушения. Исключения составили: неудовлетворенность собой, редукция профессиональных обязанностей, эмоциональная отстранённость.
Таблица 1
Достоверность различий в показателях между средними значениями у подростков с суицидальным поведением и подростков с нормативным поведением
Фазы | Симптомы | Среднее значение | Т | Р | |
С. П. | Н. П. | ||||
Переживание психотравмирующих обстоятельств | 14,35 | 8,74 | 1270,5 | 0,003 | |
Неудовлетворённость собой | 8,69 | 7,12 | 1106 | 0,249 | |
«Загнанность в клетку» | 7,46 | 4,92 | 1286,5 | 0,002 | |
Тревога и депрессия | 18,23 | 10,2 | 1317,5 | ||
Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование | 23,08 | 19,22 | 1222,5 | 0,015 | |
Эмоционально — нравственная дезориентация | 16,12 | 11,66 | 1228 | 0,013 | |
Расширение сферы экономии эмоций | 14,08 | 10,32 | 1208 | 0,023 | |
Эмоциональный дефицит | 17,73 | 11,64 | 1291,5 | 0,001 | |
Эмоциональная отстранённость | 7,62 | 7,86 | 1008,5 | 0,938 | |
Личностная отстранённость | 15,42 | 10,32 | 1238,5 | 0,009 | |
Психосоматические и психовегетативные нарушения | 17,31 | 13,86 | 1187 | 0,041 |
Примечание: С. П. – суицидальное поведение. Н. П. – нормальное поведение. Т – критерий Манна–Уитни. Р – вероятность ошибки. I – фаза «напряжения»; II – фаза «резистенции»; III – фаза «истощения».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что СЭВ сопутствует суицидальному поведению и может рассматриваться в качестве фактора риска суицидальной попытки.
В целом, гипотеза исследования подтверждена, цель работы достигнута.
Настоящее исследование имеет обширные перспективы дальнейшего развития. Так, представляется перспективным изучение взаимосвязи суицидального поведения, СЭВ во взаимосвязи с невротическими чертами личности, целесообразна разработка психодиагностической методики, позволяющей диагностировать риск суицидального поведения.
Литература
- Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб.: «Сударыня».
- Волков Ю.Г. Социология молодёжи. – 2003.
- Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков. – М., 1998.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.: Медицина, 1983.
- Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – М., 2000.
Т.Ю. Амгейзер
Источник