Синдром эмоционального выгорания у педагогов симптомы
Светлана Иванова
Профилактика профессионального выгорания педагога
Профилактика профессионального выгорания педагога
Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. В условиях происходящих изменений все более высокие требования предъявляются не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам педагога, но и к уровню его личностного саморазвития, его психологического самочувствия.
В процессе профессиональной деятельности педагог общается с детьми, родителями, коллегами. Профессиональное общение педагогахарактеризуется следующими факторами:
— протяженностью во времени;
— результаты совместной работы;
— эмоциональной насыщенностью, интенсивностью.
Синдром выгорания был впервые описан в 1974 году американским психологом Фрейденбергером для описания разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений.
В настоящее время термин «профессиональное выгорание» принято употреблять в связи с профессиями, связанными с предметной областью «человек-человек».
Характерным для данных профессий является асимметрия ответственности за состояние, характер взаимодействия и его результаты для обеих сторон. Ответственность в большей степени лежит на обучающем (помогающем, он ее осознанно принимает.
Люди таких профессий — это педагоги, воспитатели, врачи, юристы, психологи, психотерапевты, социальные работники, консультанты и т. д. Люди, работающие по этим специальностям, постоянно сталкиваются с негативными переживаниями, оказываются в большей или меньшей степени вовлеченными в них, они находятся в зоне риска для собственной эмоциональной устойчивости (чаще других получают сердечно-сосудистые заболевания, неврозы).
То есть те, кому приходится взаимодействовать с большим количеством людей.
Когда говорят „сидром эмоционального сгорания“, имеют в виду конкретные изменения отношения специалиста к предмету профессиональнойдеятельности и к самому себе:
1) усталость, утомление, истощение после активной профессиональной деятельности;
2) психосоматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства, бессонница);
3) появление негативного отношения к клиентам (вместо имевшихся ранее позитивных взаимоотношений);
4) отрицательная настроенность к выполняемой деятельности;
5) агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и клиентам);
6) функциональное, негативное отношение к себе;
7) тревожные состояния, пессимистическая настроенность, депрессия, ощущение бессмысленности происходящих событий, чувство вины.
Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и снижение личных профессиональных достижений:
— эмоциональное истощение — чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой;
— деперсонализация — безразличное отношение к труду и объектам своего труда;
—снижение профессиональных достижений — возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
«Подгорающего» педагога можно отличить по психофизическим, психологическим и поведенческим проявлениям. Как правило,он изнурен эмоционально и физически: снижена активность, восприимчивость и реакция на изменения внешней среды. Среди прочих психофизических признаков выгорания специалисты называют частые головные боли, резкие изменения массы тела, бессонницу, сонливое состояние, нарушение дыхания. Работник становится раздражителен, у него случаются вспышки гнева, он избегает общения. Вместе с этим его гложет чувство вины, гипертрофированной ответственности, страха.
Симптомы выгорания могут проявляться не только у отдельных сотрудников, но и у трудовых коллективов. По признакам коллективное профессиональное выгораниене очень отличается от индивидуального: коллеги теряют веру в позитивные изменения на работе или в своей жизни, возможность изменить что-либо собственными силами.
В зоне риска
Кто же сильнее всех рискует?
Возраст. Особенно опасны периоды возрастных кризисов. Первый – в 23-25 лет – это кризис профессионального самоопределения. Второй – около 30 лет – кризис смысла жизни. Третий – ближе к 40 годам – кризис среднего возраста. После 45 лет также очень уязвимы к профессиональному выгоранию из-за возрастной конкуренции, появляется риск потери работы и сложности в поиске новой.
Особенности характера. Выгорание наиболее вероятно для интровертов, пессимистов, людей с заниженной самооценкой, перфекционистов и эмоционально-сдержанных граждан.
Избыточная квалификация. Те, кто давно перерос свои должностные обязанности, кто выполняет работу без малейшего напряжения, автоматически – постепенно теряют к ней интерес. Необходимо расширять и осваивать новые профессиональные специализации, расширять обязанности или не сменить работу.
Слабая мотивация. Если нет никакого личного интереса, работа не вызывает никаких положительных эмоций, постепенно наступает безразличие и равнодушие.
Работа со сложными людьми. При общении с капризными, излишне требовательными, скандальными людьми или коллегами, включается защитный механизм экономии эмоциональных ресурсов. Человек заранее отстраняется от таких людей. Эта отстраненность постепенно входит в привычку, перерастая в равнодушие.
В зоне риска находятся люди, склонные брать на себя чужую ответственность, стремящиеся опекать других, не умеющие говорить «нет».
Также способствуют эмоциональному выгоранию внутриличностные конфликты, и если их не получается решить самостоятельно, то можно и нужно воспользоваться помощью психолога.
Намного проще предупредить профессиональное выгорание, чем потом выходить из него.важно научиться замечать первые признаки эмоционального истощения и вовремя давать себе возможность отдохнуть: позволять себе в выходные отвлекаться от работы, по возможности брать отпуск, чаще бывать на свежем воздухе, соблюдать режим дня, высыпаться.
Профилактика „синдрома профессионального выгорания“:
1. Важна общая дружеская атмосфера поддержки и взаимопонимания в коллективе
2. Необходимо постоянно делиться своим опытом и проблемами с профессиональным сообществом
3. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Развитие профессиональных качеств, постоянная рефлексия своего опыта переживаний, связанных с общением с людьми. Новые знания избавят от эмоционального и интеллектуального застоя.
4. Тайм-ауты. Для того,чтобы отвлечься от работы хороши любые методы: моцион после работы, поездка за город на выходные, короткий отпуск, прогулка пешком до ближайшего кафе внесёт необходимое разнообразие в рабочие будни.
5. Спорт, фитнес. Любые активные физические упражнения и занятия.
6. Положительное эмоциональное общение. Родные и друзья не только поддерживают в трудную минуту, но и помогают нам создать собственную «копилку» светлых воспоминаний, которые помогут тогда, когда никого из близких нет рядом.
7. Хобби. Нельзя жить только обязанностями. Должно быть что-то для души, занятие, помогающее отвлечься от повседневности. Чем больше у вас таких занятий – тем лучше.
8. Баня. Особенно русская парилка с веником. Она помогает вывести лишний адреналин, расслабиться и успокоиться.
9. Психотехнические упражнения не требуется большого количества времени и специальных помещений. В любой профессии, изобилующей стрессогенными ситуациями, важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние зажимы, расслабляться. В течение небольшого времени, затраченного на выполнение психотехнических упражнений, можно снять усталость и обрести состояние внутренней свободы, стабильности, уверенности в себе.Для усиления эффекта упражнений-релаксаций можно рекомендовать использование цвета:
— если Вы ощущаете, что Вам недостает жизненной энергии — смело используйте красный цвет;
— если Вам не хватает чувства психологической свободы и умения приспосабливаться к внешним обстоятельствам — работайте с оранжевым цветом;
— желтый цвет поможет Вам, если Вы чувствуете упадок сил и хотели бы получить заряд активности, если Вы находитесь в конфликте с самим собой;
— при равнодушии и чувстве апатии, при желании быть более открытым и более спокойным Вам поможет зеленый цвет;
— голубой цвет следует использовать, если Вас тяготят ваши обязанности, если Вы действуете, не задумываясь о последствиях своих поступков;
— если Вы проявляете излишнюю эмоциональность и не контролируете свои реакции, используйте синий цвет;
— фиолетовый цвет оказывает большое влияние на область чувств, именно его надо использовать, если Вы часто по необъяснимым причинам испытываете горечь, чувствуете себя обманутым, вас мучают сомнения, и Вы впадаете в состояние депрессии.
10. Большое значение для противостояния выгоранию и сохранения профессионального здоровья педагогов имеют модели преодолевающего поведения.
Конструктивными следует считать поиск социальной поддержки и уверенные действия. Неконструктивные способы поведения – избегание, манипулятивные и агрессивные действия – сопряжены с высоким уровнем выгорания и профессиональной дезадаптацией педагогов.
Каждый человек может осознанно выбрать – будет ли он выгорать под напором внешних обстоятельств, иногда действительно очень неблагоприятных, или прилагать энергию для поиска новых ресурсов своей личности через нахождение новых смыслов, позитивных моментов и просто через переживание сиюминутных приятных ощущений.
Литература:
1. Абрамова Г. С. Практическая психология. — М.: Дело, 2000. — 52 с.
2. Гнездилова О. Н.Статья: Инновационная деятельность педагога как фактор, предотвращающий наступление у него синдрома эмоционального сгорания//Международный педагогический Интернет журнал:Образование: исследовано в мире. – 2007, с. 7
3. Гремлинг С. Практикум по управлению стрессом. — СПб.: Питер, 2002. — 40 с.
4. Громкова М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности
Источник
- — усталость и переутомление, неумение возобновиться за ночь или выходные дни;
- — напряженность, непрерывное беспокойство, невозможно перейти с мыслей о работе, трудности с засыпанием;
- — недовольство и тяжело скрываемое отрицательное отношение к учащимся, коллегам, урокам, переменам, шуму;
- — стремление, в том числе и творческую работу, делать монотонно, стандартно;
- — сопротивление различным изменениям и нововведениям;
- — апатия, пессимизм, безнравственность, бездействие, чувство собственной некомпетентности, бессмысленности и бесперспективности;
- — стремление к компенсации уже после рабочего дня через переедание, — использование спиртного, частое курение, бездумный просмотр всех подряд телепередач.
Если рассматривать признаки небольшими либо само собой разумеющимися, в таком случае они непременно начнут свою разрушительную работу. Зачастую ликвидировать их просто отдыхом — каникулами или летним отпуском, никак не выходит. Необходимо разобраться в причинах, вызывающих сгорание, и устранить их.
Социально-психологические факторы, влияющие на развитие эмоционального выгорания.
После того как учеными была установлена суть основных признаков эмоционального сгорания, и данное формулирование стало общепризнанным, обоснованно встал вопрос о раскрытии и систематизации факторов, тормозящих развитие либо способствующих ему.
В литературе выделяют три фактора, играющие важную роль в эмоциональном выгорании: личностный, ролевой и организационный (у К. Кондо: индивидуальный, общественный вид деятельность и трудового общества).
«При исследовании личностного фактора некоторые исследователи (П. Торнтон) принимали во внимание следующие показатели: возраст, пол, семейное положение, стаж, образовательный уровень, стаж данной работы, социальное происхождение. Другие исследователи (А. Пайнс) уделяли особенный интерес взаимосвязи мотивации и выгорания исследовали, в частности, такие мотивы трудовой деятельности, как удовлетворенность зарплатой, ощущение своей важности в трудовом месте, профессиональное развитие, самостоятельность и степень контроля со стороны руководства и др.» Клищевская M.B., Солнцева Г.Н. Профессионально-важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, №4, 1999.. Непосредственной взаимосвязи эмоционального выгорания с уровнем зарплаты не было установлено. Одновременно с этим, недовольство профессиональным ростом и установкой на поддержку (благожелательность) стали наиболее связанными с формированием выгорания.
В.В. Бойко указывает на следующие индивидуальные факторы, способствующие формированию психологического выгорания: стремление к эмоциональной холодности, стремление к напряженному переживанию отрицательных факторов в профессиональной деятельности, слабая мотивация психологической эффективности в профессиональной деятельности.
Среди индивидуальных черт, содействующих эмоциональному выгоранию, Х. Дж. Фрейденберг акцентирует эмпатию, человечность, идеализированность, замкнутость, преданность.
Роджерс, Добсон выделяют следующие личностные факторы: стремление к интроверсии (невысокая общественная динамичность и адаптированность), жесткость и антидемократичность согласно взаимоотношению к другим, низкий уровень самоуважения, слишком значительная либо низкая мотивация успеха, трудоголизм, большая степень эмпатии, возраст, профессиональный стаж.
Существенную значимость в эмоциональном сгорании играет ролевой фактор. Учеными были проведены исследования посвященные изучению взаимосвязи между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и сгоранием. Они обнаружили, что это особенно выражается в тех профессиональных моментах, в которых общие действия недостаточно согласованы, отсутствуют интеграции стараний, имеется конкурентная борьба, тогда как результат труда находится в зависимости от сглаженности и скоординированности действий. Анализ степеней выгорания, проведенный в двух разных группах, продемонстрировал то, что распределение ответственности и коллегиальность в труде ограничивает формирование выгорания, несмотря на то, что рабочая нагрузка способна являться существенно выше обычной. Таким образом, возникновению выгорания способствует присутствие ролевого конфликта в деятельности школьного учителя.
«На формирование эмоционального выгорания оказывает влияние и организационный фактор. Его воздействие сопряжено с тем, что работа способна являться сложной по содержанию, но недостаточно организованной, не оцениваемой должным образом, а характер руководства может не соответствовать содержанию работы и т.д. Недостаток контроля, который мог бы испытывать преподаватель в классе с 30 активными детьми, является главным фактором, способствующем выгоранию» Клищевская M.B., Солнцева Г.Н. Указ. соч. С..
А. Пайнс определил связь эмоционального выгорания с чувством значимости себя на рабочем месте, с профессиональным продвижением, независимостью и степенью контролирования со стороны руководителя.
Основные элементы организационных факторов:
1 .Условия работы — главный акцент при изучении этого фактора был сделан на высокую моральную ответственность за качество своей работы. Как правило, педагог работает в помещении. Значительная доля трудового дня он проводит в режиме активного общения с учащимися, перемещаясь при этом по учебному классу, стоя у доски либо сидя за рабочим столом. Другую часть своего рабочего времени, учитель посвящает заполнению профессиональной документации, проверки тетрадей учеников, планированию содержания уроков на следующий день.
Главные средства труда учителя: его компетентность, умственные возможности и познания в предметной области. Кроме того рабочим инструментом любого учителя считаются голосовые связки. При этом бывают исключения.
Высокая нагрузка в деятельности стимулирует формирование эмоционального выгорания. Интервалы в работе оказывают благоприятный результат и уменьшают степень эмоционального выгорания, однако данный результат носит временный характер. Степень эмоционального выгорания частично повышается уже через три дня после возврата к работе и целиком восстанавливается через три недели.
- 2 .Содержание труда — эта категория содержит количественные и качественные нюансы деятельности с учениками Учитель создает будущее страны, т.к. от его работы во многом зависит многосторонность, формирование познаний молодого поколения, его взгляды, миропонимание, нравственные качества. Учитель обязан уважать, любить и передавать свои знания другим, увлекаться самим процессом преподавания и воспитания человека. Результат педагогической деятельности во многом находится в зависимости от коммуникативных возможностей педагога, от его мастерства наладить правильные взаимоотношения с детьми.
- 3 .Социально-психологические факторы — взаимоотношения в организации, как по вертикали, так и по горизонтали.
Следующим негативным условием, связанным с риском возникновения эмоционального выгорания в труде школьного учителя являются профессиональные кризисы, неоднократно проявляющиеся в течение всей профессиональной деятельности, в том числе и у высокопрофессиональных специалистов. Они могут появиться, к примеру, на начальном этапе профессиональной деятельности, при переходе к смежной специальности внутри профессии, при необходимости переквалификации и т.д. При кризисе прослеживается понижение профессиональной самооценки, может проявляться чувство исчерпанности своих способностей боязнь идти даже на оправданный риск, усиление защитных мотивов, понижение заинтересованности к дальнейшему росту или, напротив, желание занять место, не соответствующее уровню своей компетенции. Риск возникновения эмоционального выгорания личности специалиста в педагогической работе увеличивается в таких случаях:
- — однообразие деятельности;
- — вложение в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;
- — жесткое регулирование времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;
- — работа с ‘немотивированными учащимися, регулярно сопротивляющимися усилиям учителя помочь им, научить, объяснить и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы,
- — напряжение и инциденты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм,
- — нехватка условий с целью самовыражения личности на работе, если никак не награждаются, а подавляются экспериментирование и инновации,
- — работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;
«В некоторых трудах отмечается, что общим признаком отношения к труду может служить удовлетворенность профессией, которая основана на сознании правильности выбора профессии, соответствия собственных возможностей требованиям профессии, результативности своего труда» Этические стандарты психолога// Вопросы психологии. М., 1990, № 5.
Если человеку никак не получается справиться с кризисным состоянием, могут возникнуть личностные деформации, характеризующиеся угасанием положительных направлений, усилением отрицательного отношения к себе или к другим.
Деформация личности — это изменения, нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность и безупречно-результативную деятельность. Деформация считается результатом эмоционального выгорания, когда защитные механизмы ослабевают на столько, что школьный учитель не никак не способен противостоять губительным условиям и наступает процесс разрушения.
Освоение личностью профессии неминуемо сопутствует преобразованиями в текстуре ее персоны, если, с одной стороны, происходит усиление и активное развитие качеств, которые способствуют благополучному осуществлению деятельности, а, с другой, изменение, угнетение или даже разрушение структур, никак не участвующих в этом процессе. В случае если эти профессиональные изменения расцениваются как отрицательные, т.е. не соблюдающие целостность личности, снижающие ее адаптивность и стабильность, в таком случае их необходимо расценивать равно как профессиональные деформации.
Характерно, что представители профессии типа «человек — человек», регулярно работающие с людьми, в том числе и педагог, подвержены опасности профессиональной деформации. Данное обусловлено тем, что общение с другими людьми обязательно включает и их воздействие на школьного учителя.
«В литературе выделяют еще один фактор, обусловливающий эмоционального сгорания — наличие психологически сложного контингента, что проявляется в области общения у преподавателей, это дети с аномалиями характера, нервной системы и с задержками психического развития» Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЕС, 2009. 456с..
«Имеют значение и производственные факторы. Эмоциональное выгорание формируется раньше, в случае, если работник:
- — дает оценку своей работе, как незначимую;
- — не доволен профессиональным ростом;
- — ощущает недостаток самостоятельности, считает, что его чрезмерно контролируют;
- — целиком поглощен собственной работой (трудоголик);
- — испытывает ролевую неясность вследствие нечетких к нему требований;
- — испытывает перегрузку либо, напротив, недогрузку (последнее порождает ощущение собственной ненужности)» Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: РАГС, 2006. 53-57с..
Существенно воздействуют на развитие личности специалиста пространство социальных отношений в обществе, становление новейшего типа взаимодействий специалиста по педагогике и учащегося, морально-правовой статус школьного учителя в обществе и другие факторы.
Таким образом, согласно вопросу исследования условий, оказывающих большое влияние в формирование эмоционального выгорания личности специалиста, дает возможность сделать следующие выводы:
В педагогической работе можно выделить две группы отрицательных факторов:
Объективные (организационные и ролевые) — порождаемые, условием самой работы либо неправильной ее организацией. Это, например, переутомление, излишняя психологическая напряженность в работе с учащимися, негативный социально-психологический климат в коллективе.
Субъективные — характерные черты личности.
Обе группы связаны между собой. С одной стороны, продолжительное психотравмирующее влияние объективных факторов может приводить к изменениям, деструкциям специалиста.
С другой стороны, индивидуальные условия особенно отрицательно выражают себя, именно при дополнительном воздействии объективных условий, которые действуют в такой сложной взаимосвязи и взаимозависимости, что в каждом отдельном случае прогнозировать сущее появление эмоционального сгорания практически нельзя. Как правило фактор выгорания — это сочетание вредных условий, однако индивидуальная ситуация профессионального развития может ухудшать либо смягчать их влияние.
Другая категория трудностей, содействующих выгоранию либо усиливающих его формирование, связана с рабочей ситуацией. Отличительными для выгорающих ситуаций являются перегрузки—слишком много подопечных, большое количество требований, большой объем информации. Еще один важный в данном контексте аспект рабочей ситуации — это вероятность воздействия на процесс работ. Если у человека присутствует ощущение то, что он ничего никак не может поменять в своей работе, что от него ничего не зависит, что его мнение не имеет значения и т. д., возможность формирования профессионального выгорания возрастает. Как говорит К. Маслач, в случае если все знание относительно того, что приводит к выгоранию, и того, что способен ему, свести к одному слову, то это будет слово «баланс». Нарушение данного равновесия — как в профессиональной, так и в личной жизни — ведет к разрушению, находящегося в интенсивном и тесном общении с учениками, в эмоционально нагруженной атмосфере. Сначала этот термин обозначал состояние изнеможения, истощения, сопряженное с ощущением собственной бесполезности.
Источник