Синдром эмоционального выгорания у педагогов лечение

Синдром эмоционального выгорания у педагогов лечение thumbnail

«Эмоциональное выгорание педагогов и способы его преодоления»

Введение

В последние годы резко возрос интерес к синдрому эмоционального выгорания. Заинтересованность этой проблемой проявляют как руководители образовательных учреждений, так и сами педагоги. Это обусловлено тем фактом, что выгорание специалистов (особенно так называемых «помогающих» профессий, к категории которых относится профессия воспитателя) начинается незаметно и на начальном этапе не вызывает никаких трудностей для организации, а в результате обходится очень дорого.

Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция специалиста на рабочие нагрузки, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.

Эмоциональное выгорание относится к числу феноменов профессиональной деформации и развивается, как правило, у специалистов, которым по роду службы положено много общаться с другими людьми.

За годы работы в ДОУ у воспитателя накапливается множество психологических проблем, решить которые он не в состоянии, что приводит зачастую к разочарованию в своей профессии, профессиональному выгоранию.

К основным факторам, способствующим формированию эмоционального выгорания воспитателей, относят:

1) высокую ответственность за своих подопечных;

2) высокую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку;

3) самоотверженную помощь;

4) дисбаланс между интеллектуально–энергетическими затратами и морально–материальным вознаграждением;

5) наличие ролевых конфликтов;

6) работу с «трудными» детьми.

Синдром эмоционального выгорания педагогов является ответной реакцией специалиста на пролонгированные во времени стрессовые воздействия межличностного общения. Это комплекс, состоящий из поведенческой модели и психологических переживаний, которые непосредственно влияют на уровень работоспособности воспитателя, психофизиологическое самочувствие и на характер межличностных отношений как в системе «воспитатель – коллеги», так и в системе «воспитатель – ребёнок».

Так как выгорание является относительно устойчивым состоянием, приносящим несомненный ущерб профессиональной деятельности специалиста, профилактика данного синдрома является значимым аспектом в системе профилактической работы дошкольного учреждения.

По мнению специалистов в области стресс–менеджмента, выгорание «заразно», наблюдались целые «выгорающие» отделы и организации (Водопьянова Н. Е., 2005). Специалисты, подверженные процессу выгорания, демонстрируют такие проявления, как цинизм, негативизм, пессимизм. Все перечисленные проявления недопустимы в работе специалистов «помогающих» профессий, особенно при взаимодействии с детьми.

Таким образом, коммуникативная и эмоциональная составляющие деятельности педагога являются наиболее «эксплуатируемыми» и, как следствие, наиболее подверженными «износу», что приводит к попыткам специалиста экономить, излишне не расходовать, «придерживать» их.

Последствия эмоционального выгорания педагогов могут проявляться в различных сферах:

• межличностные последствия проявляются в профессиональных, семейных отношениях, а именно в конфликтах с коллегами, администрацией , воспитанниками и родителями, в раздражительности и эмоциональной истощенности;

• установочные последствия проявляются в негативных установках по отношению к детям, работе вообще, коллективу, к себе лично, которые ведут к снижению лояльности сотрудников;

• поведенческие последствия могут выражаться как на уровне одного сотрудника, так и на уровне всего учреждения: педагог выбирает неконструктивные и неадекватные ситуации модели поведения, вызывая тем самым нарастание напряженности вокруг себя и, как следствие, – снижение качества работы и межличностного взаимодействия, потребность в употреблении психоактивных веществ;

• психофизиологические последствия находят выражение в расстройствах психосоматики, которые могут проявляться как в виде изнурительных головных болей, так и в форме бессонницы.

Названные последствия выгорания имеют огромное влияние на психологический комфорт как в педагогическом коллективе, так и в группе, на эффективность учебно–воспитательного процесса, на общее состояние здоровья воспитателей и воспитанников.

Избежать последствий выгорания педагогов можно путем планомерной профилактики синдрома.

Профилактику эмоционального выгорания воспитателей необходимо проводить в двух направлениях:

1) оптимизация организационных условий труда педагога;

2) актуализация личностных ресурсов педагога.

Первое направление включает в себя следующие составляющие.

• Организация рабочего места педагога предполагает, как общее санитарное состояние рабочего пространства, так и эстетическую составляющую. Исследования показывают, что педагоги, работающие в светлых, просторных помещениях, имеющих необходимое для работы оснащение и эстетичное оформление, гораздо реже страдают от проявлений синдрома эмоционального выгорания, чем их коллеги, вынужденные работать в тесных, обшарпанных. «голых» группах.

• Строгая определенность должностных инструкций и обязанностей.

• Конструктивная и «прозрачная» система поощрений и наказаний, принятая в коллективе.

• Справедливая кадровая политика, возможность продвижения по служебной лестнице и др.

• Оказание социальной поддержки и защита интересов сотрудников.

• Отлаженная система охраны труда сотрудников.

• Наличие общепринятых стандартов формального и неформального поведения педагогов в учреждении.

• Наличие и развитие высокой организационной культуры.

• Профессиональная и административная поддержка.

• Эффективное руководство, доступность администрации для диалога.

Второе направление связано с активацией и выработкой личных ресурсов педагогов и реализуется следующим образом.

1. Просветительское направление:

— информирование педагогов о причинах и признаках эмоционального выгорания;

-ознакомление педагогов с методами и приемами самопомощи для сохранения работоспособности, профессионального и психосоматического здоровья.

2. Повышение значимости педагогической профессии, которое будет способствовать удовлетворению потребности в признании, самоутверждении и самовыражении учителя:

— создание администрацией школы условий для постоянного повышения профессионального уровня и квалификации педагогов;

— создание возможностей для беспрепятственной аттестации педагогов и обеспечение «бесстрессовой» ситуации аттестации;

— участие в педагогических чтениях и методических семинарах, марафонах, деловых играх;

— обобщение педагогического опыта воспитателя;

— возможности публикации педагогических находок и разработок педагога и др.

3. Обучение педагогов следующим приемам и методам саморегуляции и профилактики стрессов и выгорания (групповые формы работы)

 Как экономно расходовать свои энергетические ресурсы в работе

 с людьми (рецепты В. В. Бойко)

• Жить с девизом «В целом все хорошо, все, что делается, – делается к лучшему». Неудовлетворительные обстоятельства на работе воспринимать как временное явление и пытаться изменить их к лучшему.

• Энергию недовольства направлять на дела, способствующие позитивным переменам, а не злословию и обидам.

• Замечать достижения в своей работе и чаще хвалить себя за них. Замечать свои успехи в отношениях с другими и радоваться достигнутым результатам. В выполняемой работе усматривать прежде всегосоциальный, гуманный, престижный смысл, а не конкретные и малоприятные функциональные обязанности.

• Находить источники вдохновения в каждом осуществляемом замысле. Тратить время и энергию на осмысление целей и средств их достижения, а не на исправление непродуманных действий и ошибок.

• Организовать свою работу так, чтобы исключить ненужные и раздражающие обращения окружающих.

• Просьбы, советы, требования, обращенные к кому–либо, следует произносить достаточно громко и отчетливо, предварительно убедившись, что партнер в состоянии их воспринять.

• Не «пережевывать» в уме случившиеся конфликты или допущенные ошибки. Осознать причину, сделать выводы, найти выход, но не прокручивать в сознании. Если возникла проблема или назрел конфликт, решать своевременно, обдуманно и спокойно.

• Не вспоминать на работе о неприятностях личной жизни и не обсуждать их с коллегами.

• Дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны, быть с ними открытыми, искренними и естественными.

• Мягко и незаметно ограничивать общение с теми, кто неприятен, оставаясь с ними приветливыми и внимательными.

Читайте также:  Тесты на определение синдрома эмоционального выгорания

• Использовать техники снижения эмоционального напряжения.

Упражнение «Имя – профессиональное качество».

Цель: создание положительной атмосферы в группе, поднятие самооценки участников тренинга, акцентирование внимания на ценности каждого члена группы.

Педагоги, передавая мяч по кругу, называют свои имена и какое – либо профессиональное качество, начинающееся на первую букву имени.

Упражнение «Лестница».

Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности.

Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы:

— Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?

— Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?

— Есть ли внутренние противоречия по этому поводу?

— Что мешает Вам находиться наверху?

Коллаж «Привычки счастливого человека»

Педагоги в группах составляют коллаж, используя фразы и картинки из старых газет и журналов. Звучит спокойная музыка.

Участникам тренинга раздаются листы бумаги, они делятся на на 2 команды 1 команде предлагается написать ,нарисовать виды деятельности, которые приносят им удовольствие на работе2 команде предлагается написать ,нарисовать виды деятельности, которые приносят им удовольствие вне работы

Флеш-тренинг.

Видеозапись с расслабляющими изображениями. Участники рассматривают слайды под спокойную музыку. 

«Мешочек пожеланий»

Участники вытаскивают позитивные пожелания и зачитывают их.(В ближайшее время Вам особенно повезет!  Вас сегодня ожидает сюрприз! И т.д.)

Рефлексия

Что понравилось? Что узнали нового? Чему научились?

Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания

 1. Определите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте усилия на их достижении.

 2. Думайте о чем-то хорошем отбрасывайте плохие мысли. Позитивное мышление и     оптимизм – это залог здоровья и благополучия.

 3.Откажитесь от пекфекционизма.Не все вещи, которые стоит делать, стоит делать хорошо. Совершенно не всегда достижимо, а если даже достижимо, то оно не всегда этого стоит.

 4. Каждое утро, поднимаясь из кровати, думайте о чем-то хорошем, улыбнитесь, напомните себе, что все будет хорошо, а вы обворожительны и прекрасны, у вас замечательное настроение.

 5. Планируйте не только свое рабочее время, но и свой отдых. Устанавливайте приоритеты. Вспомните

 6. Особенное место отводите отдыху и сну. Сон должен быть спокойным, не менее 7-8 часов. Перед сном можно приготовить успокаивающую ванну с аромамаслами.

 7. Используйте на протяжении дня короткие паузы (минуты ожидания, вынужденной бездеятельности) для расслабления.

Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события

прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

 8. Не сгущайте тучи! Не делайте из мухи слона!

 9. Руководите своими эмоциями! Закройте глаза. Представьте берег моря. Руки поднимите вверх и разведите в сторону. Почувствуйте силу энергии. Сложите руки на животе.

 10. Не пренебрегайте общением! Обсуждайте с близкими вам людьми свои проблемы.

 11. Отдыхайте вместе с семьей, близкими друзьями, коллегами.

 12. Найдите место для юмора и смеха в вашей жизни. Когда у вас плохое настроение, посмотрите кинокомедию, посетите цирк, почитайте анекдоты.

 13. Не забывайте хвалить себя!

 14. Улыбайтесь! Даже если не хочется (1-1,5 хв.).

 15. Находите время для себя: примите расслабляющую ванну, почитайте любимую книгу, сделайте косметические процедуры и тому подобное! Устраивайте для себя небольшие праздники!Если Вы будете выглядеть лучше, то это может заставить Вас и чувствовать себя лучше.

 16. Станьте энтузиастом собственной жизни!

 17. Предпримите шаги для устранения причин напряжения.

 18. Проблемы не нужно переживать, их нужно решать!

 19. Умейте отказывать вежливо, но убедительно!

 20. Если негативные эмоции захватили вас во время общения, то сделайте паузу, помолчите несколько минут, посчитайте до 10, выйдите из помещения, займитесь другим видом деятельности: переберите бумаги на столе, поговорите со своими коллегами на нейтральные темы, подойдите к окну и посмотрите в него, рассмотрите уличное движение, небо, деревья, порадуйтесь погоде, солнцу.

 21. Делайте дни “информационного отдыха” от ТВ и компьютера. Почитайте что-то.

 22. Посещайте, выставки, театр, концерты.

Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

 23. Наилучшим средством для снятия нервного напряжения являются физические нагрузки – физическая культура и физический труд. Очень полезным также есть расслабляющий массаж. Замечательным средством достижения внутреннего равновесия является йога, дыхательная гимнастика, релаксация.

 24. Музыка – это тоже психотерапия.

 25. Позаботьтесь о психотерапевтическом влиянии среды, которая вас окружает (цветовая гамма). Хорошо успокаивают нервную систему зеленый, желто-зеленый и зелено-голубой цвета. Хорошо, когда дома стены окрашены в эти цвета, или же достаточно просто посмотреть на любую вещь, какого-то из этих цветов, — и нервное напряжение постепенно уменьшится.

 26. Отдыхайте на природе, ведь такой отдых замечательно успокаивает нервную систему и делает человека добрее.

 27. Позитивное влияние на нервую систему и настроение имеет и общение с животными.

 28. Снять напряжение также поможет смена деятельности, когда позитивные эмоции от приятного занятия вытесняют грусть.

 29. Уделяйте надлежащее внимание собственному здоровью!

Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг нас и мир, несовершенны.

30.Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

Помните: работа — всего лишь часть жизни!

Источник

Синдром эмоционального выгорания у педагогов лечение

Синдром эмоционального выгорания – это особое состояние человека, при котором он регулярно ощущает себя подавленным и уставшим. Больной истощен морально и физически, не желает заниматься каким-либо трудом, не в силах качественно выполнять свои профессиональные обязанности. Такому человеку рабочий день кажется настоящей пыткой, и даже любимые занятия перестают приносить радость.

Как правило, люди с синдромом не сразу понимают, что с ними происходит. Сначала заболевание напоминает сезонную хандру. Больные становятся мнительными, вспыльчивыми и обидчивыми. Опускают руки при любом малейшем поражении. В конечном счете недуг может привести к эмоциональному срыву и тяжелой депрессии. Ухудшается и общее самочувствие: появляется бессонница, тревожность, беспричинное чувство вины и раздражительность.

Патология может затронуть любого человека, но наиболее часто она возникает у работников, чьи профессии предполагают ежедневное взаимодействие с другими людьми. К ним можно отнести врачей, педагогов, психологов, консультантов.

Синдром выгорания развивается вследствие того, что оказание помощи другим, начинает превышать собственные нужды и интересы. Также этому способствует повышенная активность на рабочем месте, регулярное переутомление, конфликты с коллегами и начальством.

Патогенез

Многие ученые считают, что синдром появляется из-за проблем, которые недавно возникли в профессиональной деятельности. Регулярные конфликты, негатив со стороны других людей и их неадекватное поведение могут подорвать даже самую устойчивую психику.

Читайте также:  Антифосфолипидный синдром у женщин что это такое

Синдром эмоционального выгорания у педагогов лечение

Статистика показывает, что недуг поражает в основном тех, чьи специальности предполагают ежедневные контакты с другими людьми, а именно:

  • Преподавателей и воспитателей;
  • Медицинских работников, сотрудников социальных служб;
  • Работников банков и сферы услуг, операторов.

Ученые выделили несколько этапов нарастания эмоционального напряжения, которые связаны с профессиями больных:

  1. Человек полностью доволен своей работой, но мелкие конфликты и стрессы начинают постепенно омрачать его жизнь.
  2. Появляются первые признаки патологии: возникает раздражительность, хроническая усталость, бессонница, потеря аппетита.
  3. Больному становится тяжело сконцентрироваться на своих прямых обязанностях, а также качественно выполнять их. Он перестает успевать сделать все то, чтобы было запланировано, поэтому чаще задерживается на рабочем месте до ночи.
  4. Недосып и усталость существенно вредят здоровью. У пациента снижается иммунитет, что приводит к развитию различных заболеваний и обострений хронических болезней. При этом люди с синдромом выгорания перестают быть довольными собой и окружающими их коллегами.
  5. Апатия, раздражительность и вспыльчивость, перепады настроения и обострение многих патологий являются основными признаками 5 стадии синдрома. Состояние требует немедленной помощи специалиста, так как стремительно возрастает риск зарождения глубокой депрессии.

Причины возникновения патологии

Синдром эмоционального выгорания у педагогов лечение

Синдром психического выгорания в большинстве случаев развивается именно из-за регулярных стрессовых ситуаций на рабочем месте. Но существуют и другие факторы, влияющие на эмоциональное состояние больного:

  • Напряженный жизненный ритм;
  • Так называемый «день сурка»;
  • Регулярная критика со стороны начальника или коллег;
  • Недостаточное поощрение труда;
  • Ощущение ненужности.

Риск возникновения патологии увеличивается у людей со следующими чертами характера:

  1. Максималистов, которые всегда стараются выполнить свою работу идеально;
  2. Излишне ответственных и обязательных;
  3. Мечтательных, чья самооценка зачастую является неадекватной.

Часто синдром беспокоит больных, которые страдают алкогольной или наркотической зависимостью, а также курящих людей. Подобными пагубными привычками они пытаются избавиться от стресса, повышая тем самым свою работоспособность. Но на самом деле такие методы решения проблем в профессиональной деятельности только вредят человеку. Его организм истощается, появляются новые болезни.

Не всегда недуг возникает только у работающих граждан. Болезнь может затронуть даже домохозяйку, особенно в случае, когда ее труд остается незамеченным и неоцененным. Подобные чувства испытывают и люди, ухаживающие за больным родственником. Со временем у них внутри накапливается целый ком безысходности и несправедливости.

Также подвержены патологии и люди творческих профессий: художники, писатели и актеры. Зачастую синдром возникает вследствие собственной неуверенности, особенно, если талант не находит признания.

Суть и виды синдрома

Патология обычно возникает вследствие накопившихся негативных эмоций, которые связаны с профессией человека. Главной причиной развития синдрома является необходимость оказания помощи другим людям. В итоге, например, врачам, психологам и педагогам просто не хватает времени на заботу о самом себе. Каждое негативное событие и неудачу в жизни своего подопечного они воспринимают как свои собственные поражения. В конечном итоге частые стрессовые ситуации и приводят к появлению расстройства.

Патология считается опасной, так как со временем она вызывает у больного настоящую депрессию. Человек чувствует себя изгоем, он не может самореализоваться из-за огромной неуверенности в себе, теряет работу и близких ему людей, а все перспективы на будущее полностью исчезают. В итоге больной теряет интерес к жизни, у него могут возникнуть мысли о суициде.

Синдром выгорания у медицинских работников

Так как работа медицинских сотрудников подразумевает регулярное общение с пациентами, синдром профессионального эмоционального выгорания грозит им в наибольшей степени, чем людям других профессий. Именно поэтому специалистам важно своевременно проходить всяческие обследования и корректировать собственное поведение.

Синдром эмоционального выгорания у педагогов лечение

Деятельность врача отличается повышенным психическим напряжениям, частыми конфликтными и стрессовыми ситуациями. Все время доктор находится под прицелом чужих негативных эмоций, которые в любом случае затронут и его душевное состояние. В результате, чтобы защититься от стресса, организм выстраивает некий барьер, вследствие чего врач становится менее эмоциональным и восприимчивым к чужим проблемам.

Синдром профессионального выгорания у педагогов

Преподавателю в институте или учителю в школе постоянно приходится взаимодействовать и общаться с людьми – коллегами, учениками, и студентами, родителями.

В этом случае синдром выгорания может появиться из-за частого психоэмоционального напряжения, регулярного шума и недостаточной организации работы. Вместе с этим педагог постоянно испытывает чувство повышенной ответственности и воспринимает все слишком близко к сердцу. Чтобы вернуться к нормальной жизни, специалисты рекомендуют преподавателям обратиться за помощью к психотерапевту, который не только проведет расслабляющую беседу, но и назначит соответствующее медикаментозное лечение.

Синдром выгорания у психологов

Деятельность психологов также предполагает регулярное взаимодействие с другими людьми. Регулярно психотерапевт сталкивается со злобой, раздражением и вспыльчивостью. Причем каждую проблему пациента он пропускает через себя, чтобы найти действительно верный выход из сложившейся ситуации. В таком случае даже сильный и уверенный в себе человек не всегда может выдержать навалившийся на его плечи груз. Именно поэтому иногда и психологам требуется помощь опытных специалистов.

Синдром выгорания личности

Ярким примером синдрома выгорания личности может стать отстраненное, равнодушное поведение человека. В таком состоянии больной меняет свое отношения к друзьям и близким людям, родственникам; он больше не может справляться с нагрузкой, которая возникает на рабочем месте. Больной считает, что больше некомпетентен в своей специальности. У человека пропадает смысл жизни, так как он не получает радости или удовлетворения от собственных достижений. Возникает потребность в одиночестве, уединении. У него ухудшается память и снижается концентрация внимания.

Люди с синдромом выгорания могут отрицательно повлиять и на своих коллег, друзей, семью. Больные постоянно срываются и устраивают скандалы, причиняя боль другим. Помочь таким людям без консультации психотерапевта – невозможно.

Симптомы

Синдром психического выгорания развивается медленно и постепенно. Сначала больной чувствует легкую усталость, позже – у него пропадает желание работать и заниматься любимыми делами. Такое состояние возникает из-за снижения концентрации. Вместе с этим появляется апатия, беспричинная вспыльчивость и раздражительность.

Синдром эмоционального выгорания у педагогов лечение

Ученые делят признаки заболевания на три группы:

1.Физические проявления, которые характеризуются следующими симптомами:

  • Общей слабостью;
  • Быстрой утомляемостью;
  • Болями в суставах;
  • Снижением иммунной защиты организма;
  • Регулярными головными болями;
  • Гипергидрозом;
  • Отсутствием аппетита;
  • Изменением веса;
  • Частыми головокружениями;
  • Бессонницей.

2.Социально-поведенческие признаки:

  • Раздражительность и злоба ко всему происходящему;
  • Жалобы на собственную работу и коллектив;
  • Желание найти виноватого во всех своих неудачах среди других людей;
  • Пессимистическое настроение, только мрачные прогнозы на будущее;
  • Уход от ответственности;
  • Стремление оставаться в одиночестве как можно чаще.

Иногда больной может начать злоупотреблять алкоголем или наркотическими веществами, чтобы разом заглушить абсолютно все проблемы. Ни к чему хорошему, как правило, это не приводит.

Читайте также:  Синдром гийена барре этиология и патогенез

3. Психоэмоциональные признаки:

  • Безразличие к событиям, происходящим в собственной жизни;
  • Неуверенность в себе;
  • Потеря интереса к работе;
  • Конфликты с близкими людьми, семьей;
  • Плохое настроение в течение длительного времени.

Синдром эмоционального выгорания, по своим клиническим проявлениям, очень похож на глубокую депрессию. Пациенту все время кажется, что он больше не нужен абсолютно никому, в том числе и семье. Он чувствует себя обреченным и поникшим, также ему трудно сконцентрироваться на каких-либо важных делах.

Диагностика синдрома

Подсчитано, что патология имеет около 100 различных признаков. По мере развития синдрома выгорания пациент все чаще жалуется на постоянную усталость, ноющую боль в суставах, бессонницу, забывчивость, вспыльчивость, снижение умственной работоспособности, потерю концентрации внимания.

Синдром эмоционального выгорания у педагогов лечение

Врачи выделяют несколько основных периодов развития синдрома:

  1. Предшествующий этап характеризуется чрезмерной активностью больного в профессиональной сфере. При этом пациента не интересует ничего, кроме должностных обязанностей.
  2. Следующий этап называется периодом истощения. Его продолжительность не имеет четких границ. У больного возникает хроническая слабость, которая не исчезает даже после сна.
  3. Отстраненность личности – новый этап развития недуга. У человека пропадает интерес к собственным профессиональным обязанностям. У больного падает самооценка, появляется ощущение одиночества и обреченности.

Для выявления заболевания был разработан специальный тест, который определяет степень развития патологии. Помимо этого, выделяется 5 наиболее ярких проявлений расстройства, которые и помогают отличить его от похожих психических недугов:

  • Эмоциональные: пессимизм, безразличие, черствость по отношению к другим людям, цинизм.
  • Поведенческие: приступы агрессии, отсутствие аппетита.
  • Физические: усталость, апатия, переутомление, бессонница, повышенное или пониженное давление, заболевания сердца, панические атаки, высыпания на коже, повышенная потливость.
  • Социальные: снижается социальная активность, больной отдает предпочтение одиночеству, ограничивает контакт даже с семьей.
  • Интеллектуальные: ухудшается концентрация внимания, память, наблюдается отказ от участия в развивающих программах, возникает шаблонное поведение.

Лечение

Главной проблемой в терапии синдрома является несерьезное отношение ос стороны больных к данной патологии. Они считают, что для улучшения состояния необходимо просто пересилить себя и выполнить все профессиональные обязательства, даже вопреки отсутствию желания и переутомлению. Но подобное мнение – ошибочно.

Синдром эмоционального выгорания у педагогов лечение

Чтобы справиться с недугом, прежде всего, необходимо замедлить ритм жизни. Это не значит, что следует бросить работу и отказаться от всех обязанностей. Нужно просто позаботиться о себе и, хотя бы немного, отдохнуть.

Так, например, домохозяйкам психологи рекомендуют чередовать домашние обязанности с чем-то приятным, что поможет отвлечься и расслабиться: позволить посмотреть серию любимого сериала после готовки еды или почитать интересную книгу вслед за уборкой в доме. Такое поощрение не только поможет справиться с домашними хлопотами быстрее, но и повысит интерес к жизни.

Если синдром возник у офисного работника, то лучшим вариантом лечения станет внеочередной отпуск или больничный. Обычно этого периода хватает для того, чтобы человек смог отдохнуть и вернуться к нормальной счастливой жизни.

Также одно из наиболее важных мест в терапии патологии занимает анализ причин, которые привели к развитию синдрома. Эти факторы можно изложить другу или написать на листке бумаги, а после – сжечь его. Доказано, что подобный выплеск эмоций помогает улучшить моральное и физическое состояние человека.

Синдром профессионального эмоционального выгорания необходимо начинать лечить, как только появляются первые его симптомы. Обычно в подобном случае избавиться от недуга достаточно просто. Следует отвлечься от насущных проблем, заняться любимым делом и отдохнуть. Также нужно научиться справляться с негативными эмоциями, например, посредством регулярных занятий спортом.

Профилактика

В качестве профилактики заболевания специалисты рекомендуют проводить занятия, которые способствуют улучшению личностных качеств и повышению уровня противостояния к различным стрессовым ситуациям. Для этого сам больной должен принимать непосредственное участие в терапии синдрома. Ему необходимо знать, что представляет собой данная патология, каким образом от нее можно избавиться и как предотвратить рецидив. При этом главное – обеспечить пациенту полноценный отдых и изолировать его от привычной рабочей обстановки. Также нередко требуется помощь психотерапевта.

Синдром эмоционального выгорания у педагогов лечение

Обычно эмоционально психологическое выгорание является следствием психического и физического истощения. Поэтому для предотвращения возникновения и развития патологии можно принять следующие профилактические меры:

  1. Заняться каким-либо видом спорта, гулять по вечерам перед сном. Подобная деятельность способствует хорошему настроению и выходу всех негативных эмоций. Выбрать вид физической нагрузки можно в зависимости от собственных предпочтений, например, бег, танцы, волейбол или даже фигурное катание.
  2. Соблюдать правильное здоровое питание, увеличить количество потребления витаминов, минералов и растительной клетчатки. При этом следует отказаться от продуктов с высоким содержанием кофеина, так как он способствует стрессу. Доказано, что уже через 3 недели после полного прекращения его употребления, уровень тревожности и беспокойства резко снижается.
  3. Поддерживать благоприятную атмосферу на рабочем месте. Психотерапевты советуют регулярно устраивать хотя бы кроткие, но частые перерывы.
  4. Спать не менее 8 часов. Учеными доказано, что ночной отдых помогает больному справиться со всеми негативными эмоциями в более короткие сроки. Считается, что человек действительно бодр только тогда, когда он без труда проснулся по первому звонку будильника.
  5. Найти любимое занятие, хобби. У каждого в жизни случается такой момент, когда необходимо быстро снизить эмоциональное напряжение. Именно в таком случае помогает любимое увлечение, хобби. Например, расслабить нервную систему поможет живопись или лепка скульптур из глины.
  6. Проводить аутотренинги, медитации и ароматерапии. Ко всему прочему психологи советуют не принимать проблемы, которые происходят в жизни, слишком близко к сердцу. Важно научиться смотреть «в глаза» своим страхам и уметь побеждать их.

Синдром эмоционального выгорания – это крик организма о том, что ему нужен отдых. Поэтому уже при первых проявлениях недуга следует устроить хотя бы несколько выходных дней и просто отдохнуть. Путешествие, встреча с друзьями, занятие спортом, психологические тренинги и другие расслабляющие методики способны снизить риск возникновения болезни и справиться с уже существующим недугом.

Прогноз

Синдром эмоционального выгорания является результатом тяжелого и длительного стресса. При этом патология может потревожить совершенно любого человека. Чтобы избежать подобную ситуацию, следует как можно быстрее избавиться от всех негативных эмоций и переживаний. В противном случае – появление и развитие патологии становится неизбежным. Обычно недуг приводит к упадку сил, повышенной тревожности и озлобленности, а без должного своевременного лечения – к эмоциональным срывам и глубокой депрессии. В этом случае обойтись без помощи квалифицированного специалиста оказывается особенно сложно.

Видео: специалист о синдроме эмоционального выгорания

Источник