Синдром эмоционального выгорания у педагогов доклад

Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального, умственного истощения, проявляющееся в профессиях эмоциональной сферы [4, 5, 7].

Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т.к.  профессия учителя обладает огромной социальной важностью. Способность к сопереживанию (эмпатии) признается одним из самых важных качеств учителя, однако практическая роль эмоций в профессиональной деятельности оценивается противоречиво. Можно сказать, что учителя не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у него (целенаправленно) соответствующих знаний, умений, личностных качеств, необходимых для преодоления эмоциональных трудностей профессии.

Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия — одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность.

В современных условиях деятельность учителя буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание: большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность,  недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости, необходимость быть все время в «форме». Сейчас обществом декларируется образ социально успешного человека, это образ уверенного в себе человека, самостоятельного и решительного, достигшего карьерных успехов. Поэтому многие люди стараются соответствовать этому образу, чтобы быть востребованными в обществе. Но для поддержания соответствующего имиджа учитель должен иметь внутренние ресурсы.

Также, профессия педагога является одной из профессий альтруистического типа, что повышает вероятность возникновения выгорания.

Синдром профессионального выгорания включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.

Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Человек не может отдаваться работе как прежде, чувствует приглушенность, притупленность собственных эмоций, возможны эмоциональные срывы.

Деперсонализация — тенденция развития негативного, бездушного отношения к раздражителям. Возрастает обезличенность и формальность контактов. Негативные установки, имеющие скрытый характер, могут начать проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое входит со временем наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций.

Редуцирование личных (персональных) достижений – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличие к работе.

Можно выделить три основные стадии синдрома профессионального выгорания у учителя:

— на первой начальной стадии у учителей наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задавался ли ученику планируемый вопрос, что ученик ответил на поставленный вопрос, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д.). Из-за боязни ошибиться, это сопровождается повышенным контролем и многократной проверкой выполнения рабочих действий  на фоне ощущения нервно-психической напряженности;

— на второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе, и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть», «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели; головные боли по вечерам; «мертвый сон без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность (любая мелочь начинает раздражать);

— третья стадия – собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил.

Особо опасно выгорание в начале своего развития, так как «выгорающий» учитель, как правило, не осознает его симптомы и изменения в этот период легче заметить со стороны. Выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующих развитию этого явления.

Факторы, вызывающие выгорание группируются в два больших блока, организационные факторы и индивидуальные характеристики самих профессионалов [7].

Индивидуальные факторы. Исследователи выгорания (C.Maslach) показывают, что работники социальной сферы начинают испытывать данный симптом через 2-4 года после начала работы. Склонность более молодых по возрасту к выгоранию объясняется эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто не соответствующей их ожиданиям [7, 10].

Имеются исследования, свидетельствующие о наличии связи между семейным положением и выгоранием. В них отмечается более высокая степень предрасположенности к выгоранию лиц  (особенно мужского пола), не состоящих в браке. Причем холостяки в большей степени предрасположены к выгоранию даже по сравнению с разведенными мужчинами. Вероятнее всего, это может быть обусловлено одновременным действием других факторов [7].

Особенно важным является изучение взаимосвязи особенностей личности и выгорания [7, 10]. Рассмотрим наиболее важные из них.

Личностная выносливость – способность личности осуществлять контроль за жизненными ситуациями и гибко реагировать на различного рода изменения. Практически все авторы [7, 10] считают, что личностная выносливость тесно связана со всеми тремя компонентами выгорания. Учителя с высокой степенью данной характеристики имеют низкий уровень выгорания.

Учителя, владеющие активной тактикой сопротивления стрессу, имеют низкий уровень выгорания.

Тревожность среди других характеристик личностных особенностей имеет наиболее тесные связи с выгоранием.

Обнаружена тесная связь между синдромом профессионального выгорания и «локусом контроля». Если человек большей частью принимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями, то это показывает наличие у него внутреннего локуса контроля. Если же он имеет склонность приписывать ответственность за все внешним факторам, находя причины в других людях, в окружающей среде, в судьбе или случае, то это свидетельствует о наличии у него внешнего локуса контроля. Практически в большинстве работ этой тематики отмечается положительная корреляционная связь между внешним локусом контроля и составляющими выгорания [7].

В связи с развитием синдрома профессионального выгорания наиболее уязвимы те, кто реагирует на стресс по типу А. Поведение типа А свойственно людям, предпочитающим бурный темп жизни, преодоление трудностей, конкурентную борьбу, сильную потребность держать все под контролем.

Читайте также:  Синдром раздраженного кишечника лечение дома

К.Кондо относит к «сгорающим» также «трудоголиков» (кто решил посвятить себя реализации только рабочих целей, кто нашел свое признание в работе до самозабвения) [10]. Лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе, наиболее подвержены выгоранию. В их представлении настоящий специалист – это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью.

Организационные факторы.

Развитию выгорания может содействовать неопределенность или недостаток ответственности. В то же время, самостоятельность и независимость учителя в своей деятельности, возможность принимать важные решения является важным моментом, отрицательно воздействующим на выгорание.

Синдром профессионального выгорания тесно связан с тем, что работа может быть многочасовой, не оцениваемой должным образом, имеющей трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности или соответствующей подготовки, с тем, что характер руководства со стороны вышестоящих не соответствует содержанию работы.

Практически все исследователи показывают, что повышенные нагрузки, сверхурочная работа стимулирует развитие выгорания. Аналогичные результаты получены и между продолжительностью рабочего дня и выгоранием, поскольку эти две переменные тесно связаны друг с другом. Перерывы в работе оказывает положительный эффект и снижает уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер: уровень выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели [7].

Решающую роль в предотвращении синдрома профессионального выгорания является социальная поддержка со стороны коллег, руководителей, семьи, друзей. Особенно значимой является поддержка администрации [10]. Для работников при стимулировании важно (и это отмечается многими исследователями) не абсолютное количество вознаграждения, а его соотнесение с собственным затраченным трудом и трудом своих коллег, что обозначается как справедливость.

Кроме того, исследователи [6, 7, 9, 10] подчеркивают важность такого фактора, как обратная связь. «Существенным препятствием становится наше незнание, — пишет А.Н.Моховиков, — действительно ли мы помогли, так как зачастую у нас нет информации о дальнейшем развитии ситуации. Мучимые сомнениями, мы совершаем «дурную работу»: избыточно рефлексируем, волнуемся, волнуемся, сворачиваем в сторону, сдаемся или мужественно сражаемся; и это так или иначе усиливает со временем усталость и апатию» [7].

Содействуют возникновению выгорания непосредственный глубокий контакт с учениками и острота их проблем [10].

А.Н.Моховиков называет и другие факторы возникновения синдрома выгорания: внутриличностный конфликт и острый психологический стресс. Синдром профессионального выгорания – это реакция на стрессовые воздействия [6]. В.В.Бойко считает, что выгорание представляет выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [1, 8]. Целесообразно периодически проверять, в какой степени у учителя сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания (см. Приложение 1), это дает возможность разработать меры по его предупреждению.

Своевременная профилактика выгорания включает в себя три направления работы.

1.Организация деятельности. Администрация может смягчить развитие «сгорание», если обеспечит работникам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию. Администрация также может четко распределить обязанности, продумав должностные инструкции. Руководство может организовать здоровые взаимоотношения сотрудников [10].

В учебные программы можно включить техники контроля собственного времени и выработки уверенности в себе, информацию о стрессе, техники релаксации.

В плане профилактики синдрома выгорания следует большое внимание уделить организации рабочего места и времени. Здесь можно говорить о создании благоприятных условий во время рабочего дня: обеспеченность справочными материалами и пособиями, должна быть скомплектована библиотека, изданий периодической печати, техническая оснащенность. Помещение должно соответствовать нормам санитарно-гигиенических требований (освещенность, температура, удобная мебель). Кроме того, важна  возможность технического перерыва для принятия пищи, отдыха (восстановления сил).

2. Улучшение психологического климата в коллективе. Следующее направление профилактики синдрома «выгорания» – это создание психологического комфорта в профессиональной группе, создание коллектива существующего как единое целое, как группы людей поддерживающих друг друга. Одним из факторов, нарушающим психологический климат в коллективе, является крайне низкий уровень материальной обеспеченности учителей, из-за чего люди не имеют возможности снять груз переживаний и расслабиться в домашней обстановке, в семье. Пребывание на природе, походы в театр также требуют времени и материальных возможностей, а последние у большинства крайне ограничены. Тем не менее, решение вопроса можно найти в расширении духовной сферы личности человека (кругозора, эстетических потребностей), что ведет к большей терпимости и взаимопониманию [2]. Решение этого вопроса можно найти и в организации командообразующих тренингов. 

Кроме того, необходимо учесть, что работа педагога в основном основана на энтузиазме, поэтому для работников социальной сферы большое значение имеет самостоятельность в принятии решений и акцент в системе взаимоотношений должен быть смещен с контроля на собственную совесть каждого человека [2].

Известный петербургский психотерапевт А.В.Гнездилов, обсуждая вопрос о профессиональном «выгорании», пишет: «Стремление к профессиональному совершенствованию, внимание к собственным эстетическим запросам, постоянное сознание необходимости делать добро будут способствовать созданию той атмосферы, в которой возможно купирование многих стрессовых реакций» [2].

3. Работа с индивидуальными особенностями. Психологическая работа с учителями должна включать три основных направления, соответствующие выявленным аспектам выгорания.

Первое направление направлено на развитие креативности у педагогов, т.к. одним из признаков выгорания является ригидность мышления, сопротивляющееся изменениям. Креативность – это быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора. Креативность является мощным фактором развития личности, определяет ее готовность изменяться, отказываться от стереотипов.

Второе направление должно нивелировать влияние негативных профессиональных и личностных факторов, способствующих профессиональному выгоранию. Здесь необходима работа по развитию у сотрудников умения разрешать конфликтные ситуации, находить конструктивные решения, способности достигать поставленные цели и пересматривать систему ценностей и мотивов, препятствующих профессиональному и личному совершенствованию и др. Для этого могут быть использованы разного рода тренинги, например, тренинги уверенности в себе, самораскрытия, личностного роста, принятия решений.

Третье направление должно быть направлено на снятие у сотрудников стрессовых состояний, возникающих у сотрудников в связи с напряженной деятельностью, формирование навыков саморегуляции, обучение техникам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния, повышение стрессоустойчивости [3].

Читайте также:  Острый коронарный синдром этиология клиника диагностика

Саморегуляция может осуществляться как непроизвольно (т.е. на уровне функционирования естественных природных механизмов, без участия сознания), так и произвольно с участием сознания. Этот второй вид саморегуляции обычно называют психической саморегуляцией, под которой понимают целенаправленное изменение, как отдельных психофизиологических функций, так и в целом психоэмоционального состояния и осуществляется с помощью естественных или специально сконструированных приемов и способов саморегуляции.

В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:

— эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);

— эффект восстановления (ослабление проявления утомления);

— эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Источник

Слайд1

Современное общество предъявляет высокие требования к системе образования по все аспектам деятельности: знаниям, педагогическим   умениям способам деятельности и, конечно, к личностным особенностям. Слайд 2 Педагоги, стремясь соответствовать этим требованиям,вынуждены беспрестанно повышать уровень профессиональной компетентности, что, в свою очередь, уже ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам. Напряженные ситуации на работе приводят к истощению эмоциональных ресурсов педагога.

Все это может привести к эмоциональному «выгоранию» педагога, что в конечном итоге обязательно отразится на самочувствии его самого , а так же окружения.

         Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатию, разочарование, хроническую усталость). Все эти симтомы свидедельствуют об эмоциональном выгорании педагогов.

Слайд 3Термин эмоциональное «выгорание» введен американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной  помощи.  Первоначально   этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности.

К настоящему времени существует единая точка зрения  на сущность эмоционального выгорания и его структуру. Согласно современным данным, под эмоциональным «выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного  истощения,  проявляющееся  в профессиях социальной сферы.

  Выгорание очень инфекционно и может быстро распространяться  среди сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на  работе  с  другими  людьми, которые находятся под воздействием  такого  же  стресса,  они  могут  быстро превратить целую группу  в  собрание  «выгорающих».  

Слайд 4  По  данным  социально-демографических  исследований   труд   педагога относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном  плане  видов  труда . П  степени  напряженности  нагрузка педагогов в  среднем  больше,   чем   у менеджеров и банкиров,  генеральных  директоров  и  президентов  ассоциаций, т.е. тех,  кто  непосредственно  работает  с  людьми.  Исследователь  приводит следующие  данные:  из  7300  педагогов  общеобразовательных  школ,  риск  и повышенный  риск  патологии  сердечно-сосудистой  системы  отмечен  в  30% случаев, заболевания  сосудов  головного  мозга  у  37,%  педагогов,  58% обследованных имеют нарушения деятельности желудочно-кишечного  тракта.  Вся выявляемая соматическая патология  сопровождается  клиникой  неврозоподобных нарушений.  Собственно  невротические  расстройства   выявились   в   60-70% случаев. Указанная сторона здоровья педагогов  обусловлена многими социальными,  экономическими,  жилищно-бытовыми  факторами.  Немалая роль   здесь,   конечно,   и   психического   напряжения,    сопровождающего профессиональные будни педагога. Не мудрено, что,  в  целях  экономии  своих энергоресурсов,   многие   педагоги   прибегают   к   различным   механизмам психологической  защиты  и,  по  крайней  мере,  обречены  на  эмоциональное выгорание.

   Надо отметить, что эмоциональное выгорание – процесс довольно коварный, поскольку человек, подверженный  этому  синдрому  часто  мало  осознает  его симптомы. Он не может увидеть себя  со  стороны  и  понять  что  происходит. Поэтому он нуждается в поддержке и внимании, а не конфронтации и  обвинении. Сгорание” не является неизбежным.  Скорые профилактические шаги помогут  предотвратить, ослабить или исключить его возникновение. Многие  из причин  эмоционального  выгорания  содержатся   не   только   в   личностных особенностях людей, но и так же  в  определенных  социальных  и  ситуативных факторах.

На сегодняшний день используются разнообразные  подходы  в  разрешении обозначенных выше трудностей.  Эти  подходы  могут  быть  использованы  и  в педагогической  деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

Слайд 5  Наиболее распространенным  средством  является  непрерывное  психолого- педагогическое  образование  педагога,  постоянное повышение  его   квалификации.  

Со стороны администрации нужна система поощрений, должны  использоваться методы психологической разгрузки,  релаксация   прямо   на работе, акцент должен быть сделан на том, каким образом  руководители  могут структурировать работу и организовать рабочие места, чтобы дело стало  более значимым для исполнителей.

Важным аспектом  в  профессиональной  деятельности  педагога  является саморегуляция. Необходимость саморегуляции возникает  тогда,  когда  педагог сталкивается  с  новой,  необычной,  трудноразрешимой  для  него  проблемой, которая  не  имеет   однозначного   решения   или   предполагает   несколько альтернативных вариантов.

Аутогенная тренировка используется в таких видах деятельности,  которые вызывают у человека повышенную эмоциональную напряженность.  Педагогическая работа связана с интенсивным общением ,как с детьми, так и с  их  родителями, что требует от  педагога  эмоционально-волевой  регуляции.  Сам  аутотренинг представляет  собой  систему  упражнений  для  саморегуляции  психических  и физических  состояний.  Он  основан  на  сознательном  применении  человеком различных средств психологического воздействия  на  собственный  организм  и нервную систему с целью их релаксации и активизации.  Использование  приемов аутотренинга  позволяет  человеку   целенаправленно   изменить   настроение, самочувствие,  что  положительно  отражается   на   его   работоспособности, здоровье.

Широко используется психокоррекция как совокупность  психологических приемов применяемых психологом для оказания психологического воздействия  на поведение здорового человека. Психокоррекционная работа проводится  с  целью улучшения адаптации человека к жизненным ситуациям; для снятия  повседневных внешних и внутренних напряжений; для предупреждения и разрешения  конфликтов с которыми сталкивается человек.  Психокоррекция  может  осуществляться  как индивидуально, так и в группе.

Мною был исследован синдрома эмоционального выгорания педагогов МДОУ д/с №7 «Рябинушка». СЭВ был исследован у 31 педагога МДОУ.

Читайте также:  Окклюзионно артикуляционный синдром внчс лечение

Для проведения данного исследования мною выбрана методика В.В. Бойко «Исследование эмоционального выгорания Методика состоит из опросного листа, включающего в себя 84 суждения. Интерпретация результатов проводится по трем  фазам,  включающим в себя по 4 симптома. Они перед вами на слайде. Слайд 6

Фаза «напряжения»

      1. Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств».

      2. Симптом «неудовлетворенности собой».

      3. Симптом «загнанности в клетку».

      4. Симптом «тревоги и депрессии».

                                             Фаза «резистенции»

      1. Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования».

       2. Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации».

       3. Симптом «расширения сферы экономии эмоций».

       4. Симптом «редукции профессиональных обязанностей».

                                                Фаза «истощения»

     1. Симптом «эмоционального дефицита».

     2. Симптом «эмоциональной отстраненности».

     3. Симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации»

     4. Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений».

Результаты исследования СЭВ представленные в сводной таблице на слайде.

Таблица 1 слайд 7

Сводная таблица результатов показателей симптомов и фаз СЭВ

фаза

напряниеже

резистенция

истощение

симптом

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Симптом не сложился

14

-45%

16

52%

13

43%

15

-48%

10

-32%

11

-35%

11

-35%

9

-29%

16

52%

11

35%

14

45%

13

42%

Симптом складывается

8

-26%

10

-32%

10

32%

9

29%

9

-29%

11

36%

12

-39%

9

-29%

7

23%

8

26%

9

29%

8

25%

Симптом сложился

9

-29%

5

-17%

8

-26%

7

-23%

12

-39%

9

-29%

8

-26%

13

-42%

8

26%

12

-39%

8

26%

10

31%

Фаза не сформирована

15 (48%)

10 (32%)

13 (43%)

Фаза в стадии сформирования

9 (29%)

10 (32%)

8 (26%)

Фаза сформировалась

7 (23%)

11 (36%)

10 (31%)

Анализируя показатели фаз, можно заметить что фаза «напряжения» сформировалась у 23% педагогов; фаза «резистенции» (сопротивлении) сформирована у 36% педагогов; фаза «истощения» наиболее ярко выражена у 31% педагогов.

Так же мы видим, что большинство испытуемых со сформировавшимся синдромом, находится в фазе «резистенции» – сопротивления (36%). У них происходит сопротивление нарастающему стрессу, педагоги осознанно или нет, стремятся к психологическому комфорту, к снижению давления внешних обстоятельств.

Можно предположить, что формирование фаз эмоционального выгорания связано с особенностями возраста и стажем работы.

Возрастные границы педагогов со стажем от 0 – 5 лет  23-29 лет. Возможной причиной выгорания в этом возрасте может стать несоответствие ожиданий связанных с профессией и реальной действительностью. Один из источников этих ожиданий – это набор верований относительно профессионалов и их работы, которые заложены в нас обществом. Например, мы ожидаем, что, как  только  профессионал  закончил   обучение, он автоматически становится компетентным. И, конечно, молодые педагоги сами ожидают от себя компетентности. Они чувствуют себя неадекватными, когда  сталкиваются с ситуациями, ккоторым не были подготовлены. Это также средний возраст создания семьи .Молодых педагогов вступивших в брак ждет не только   начало семейной жизни, но и критический период ее становления, что может быть одним из факторов возникновения симптомов эмоционального выгорания.

У педагогов со стажем работы более 20 лет,  возрастные  границы   40   -60 лет, все фазы синдрома эмоционального  выгорания также имеют тенденцию к росту. Можно предположить, что данный подъем также связан с возрастными особенностями. Этот период связан с кризисом идентичности личности. Перед человеком встает вопрос: «А зачем все это? Зачем я работаю, зачем живу?». Тот,  кто  избегает работы по изменению себя, к старости может оказаться в трагической ситуации. Единственным ее содержанием могут стать болезни,  одиночество и ожидание смерти. Если человек успешно решает жизненные задачи, то в возрасте 50-55 лет он переживает новый подъем творческих сил.

Выраженность фаз синдрома эмоционального выгорания носит не монотонный возрастающий характер, а существует определенная закономерность его  проявления, зависящая от возрастных и профессиональных кризисов педагога. Эти факторы взаимно усиливают друг друга.

          Изучаемая  проблема представляется  очень важной, так как эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние  не только на самих педагогов, на их деятельность и самочувствие,  но  и на тех, кто находится  рядом с ними. Это и близкие родственники, и  друзья,  а также ученики и воспитанники, которые попросту вынуждены находиться рядом. Они становятся заложниками синдрома. Поэтому, очень важно продолжить начатую работу, но уже с упором  на коррекцию  негативных последствий данного явления.

Слайд 8

9. Используемая литература.

   1. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. ПИТЕР, С.-Петербург,2002 г., с.221.

   2.  Бойко В.В. «Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других.! –М., Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996.

   3. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального «сгорании» как показатель профессиональной дезадаптации учителя. Ж. «Вопросы психологии»,1994  г.,  N6.

   4. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования. Журнал практической психологии и психоанализа. 2001г. сентябрь.

   5. Трунов Д.Г. Синдром сгорания»: позитивный подход к  проблеме.  Журнал практического психолога. 1998 г., N 5.

   6.  Юдчиц Ю.А. К проблеме профессиональной деформации. Журнал практического психолога. 1998 г., N 7.

   7. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. М., ВЛАДОС, 1998 г.

   8. Митина Л.М., Асмаковец  Е.С.  Эмоциональная гибкость учителя. М., издательство «Флинта», 2001 г.

   9. Колесников  Л.Ф. Резервы эффективности педагогического труда. Новосибирск 1985 г.

   10. Маслач К. Профессиональное выгорание: как  люди  справляются.  Статья 1978. Интернет.

Источник