Синдром эмоционального выгорания у педагогов диагностика

Синдром эмоционального выгорания у педагогов диагностика thumbnail

Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание" (ПВ)  Методика К. Маслач и С. Джексон, адаптация: Н. Водопьянова, Е. Старченкова. Тесты для диагностики синдрома ПВ..  Опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» был разработан на основе трехфакторной модели К. Маслач и С. Джексон и адаптирован Н. Водопьяновой, Е. Старченковой. Методика предназначена для диагностики «эмоционального истощения», «деперсонализации» и «профессиональных достижений». Тест содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности.

О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам «эмоционального истощения» и «деперсонализации» и низкие – по шкале «профессиональная эффективность» (редукция персональных достижений). Соответственно, чем ниже человек оценивает свои возможности и достижения, меньше удовлетворен самореализацией в профессиональной сфере, тем больше выражен синдром выгорания.

Диагностируя выгорание, следует учитывать конкретные значения субшкал (факторов), которые имеют возрастные и гендерные особенности.

Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI) адаптация Водопьянова Н.Е. Методика К. Маслач и С. Джексон. Тесты для диагностики синдрома ПВ:

Варианты теста: для педагогов, учителей; руководителей среднего звена; сотрудников коммерческой службы (маркетологов, агентов, менеджеров); продавцов розничной торговли; медицинских работников (врачей).

Инструкция:

Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом на вашей работе. Если у вас никогда не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию 0 – «никогда». Если у вас было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали, позиция 6 – «ежедневно». Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.

Ниже представлены варианты опросника, разработанные нами для различных групп профессий, «ключ» и средневозрастные значения по российской выборке, позволяющие определить персональные характеристики выгорания.

Стимульный материал.

Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для учителей и преподавателей высшей школы.

теста

 Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для руководителей среднего звена

теста

 Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для сотрудников коммерческой службы (маркетологов, агентов, менеджеров)

теста

Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для продавцов розничной торговли

Синдром эмоционального выгорания у педагогов диагностика

Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для медицинских работников (врачей)

Синдром эмоционального выгорания у педагогов диагностика

Лист (бланк) для ответов должен включать:

Фамилия, имя, отчество……………………………………

Возраст…………………………………………………………..

Пол………………………………………………………………….

Профессия/должность…………………………………………

Стаж работы в данной должности………………………..

Ключ к тесту «Профессиональное (эмоциональное) выгорание»

Синдром эмоционального выгорания у педагогов диагностика

Интерпретация, обработка результатов.

В соответствии с общим «ключом» подсчитывается сумма баллов для каждого субфактора. Оценка степени выгорания может осуществляться как для каждого отдельного показателя, так и по интегральному показателю. Для этого складываются шкальные оценки трех показателей ( табл. Уровни показателей выгорания) и соотносятся с тестовыми нормами (табл.Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания).

Уровни показателей выгорания.

Синдром эмоционального выгорания у педагогов диагностика

Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания
 Синдром эмоционального выгорания у педагогов диагностика

Примечание. * отмечен «обратный» вопрос, который считается в обратном порядке.

Диагностируя выгорание, следует учитывать конкретные значения субшкал (факторов), которые имеют возрастные и гендерные особенности. Например, некоторую степень эмоционального истощения можно считать нормальным возрастным изменением, а определенный уровень деперсонализации – необходимый механизм психологической защиты для целого ряда социальных (или коммуникативных) профессий в процессе профессиональной адаптации.

При анализе индивидуальных показателей по шкале «профессиональная эффективность» следует учитывать возраст и этап становления человека в профессии. Начальный период профессиональной адаптации неизбежно связан с осознанием молодым специалистом некоторой недостаточности своих знаний и умений требованиям практической деятельности. Это, естественно, обусловливает определенную напряженность (психологический стресс) в рабочих ситуациях профессиональной деятельности. Если подобное явление не учитывать, можно ошибочно интерпретировать у начинающих специалистов низкие баллы по шкале «персональные достижения» как симптомы выгорания. У сформировавшихся специалистов на этапе зрелости и поздней зрелости низкие баллы по шкале «профессиональная эффективность» часто свидетельствуют о сниженной самооценке значимости действительно достигнутых результатов и вторичном снижении продуктивности из–за изменения отношения к работе.

Таким образом, при исследовании динамики выгорания необходимо брать в расчет как конкретные значения по всем трем субшкалам, так и их взаимосвязь. Взаимосвязь и взаимовлияние факторов выгорания определяют динамику процесса его развития. Ниже представлены средневозрастные и зависящие от стажа значения по российской выборке, позволяющие определить персональные характеристики выгорания.

Показатели выгорания в различных возрастных группах

Синдром эмоционального выгорания у педагогов диагностика

Показатели выгорания в зависимости от стажа работы

Синдром эмоционального выгорания у педагогов диагностика

Раздел: тесты по психологии с ответами

Тесты по психологии личности.

Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI) адаптация Водопьянова Н.Е. Методика К. Маслач и С. Джексон. Тесты для диагностики синдрома ПВ

Другие статьи, которые могут быть вам интересны:

Тест на стресс и депрессию. 8-факторный личностный опросник Спилбергера-Радюка.

Тест на тревожность Спилбергера Ханина. (Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина)

Опросник Потери и приобретения персональных ресурсов (Тест ОППР), Н. Водопьянова, М. Штейн.

Тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ), адаптация Н. В. Паниной. Опросник общего психологического состояния человека.

Копинг стратегии. Тест Преодоление трудных жизненных ситуаций (ПТЖС). Опросник SVF120, В. Янке, Г. Эрдманн, адаптация Н. Е. Водопьяновой.

Консультация психолога.

Источник

Наталия Зайцева
Консультация для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание. Диагностика и профилактика»

Консультация для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание. Диагностика и профилактика«

Добрый день, дорогие коллеги! праздники праздниками, но о работе не забываем. Хочу напомнить вам очень важную проблему. Познакомить Вас с диагностикой и профилактикой эмоционального выгорания педагогов. Информация будет полезна психологам, методистам и всем педагогам ДОУ.

На протяжении последних лет остро встала проблема психологического здоровья педагогов и, как основная часть-эмоциональное выгорание. Под «эмоциональным выгоранием» следует понимать синдром, который развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов. Возникает он как следствие накопления негативных эмоций. У педагогов снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм. Из этого следует, что психологическая поддержка педагогов ДОУ является одной из важных сфер в работе психолога ДОУ.

Факторы, влияющие на развитие синдрома эмоционального выгорания:

-специфика профессиональной педагогической деятельности, которая характеризуется наличием высокой эмоциональной загруженности.

-необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная и моральная ответственность за жизнь и здоровье детей,

-.однополый состав коллектива,

— наличие конфликтов по вертикали и горизонтали,

-низкий социально-психологический статус профессии воспитателя, разочарование выбранной профессией.

Симптомы эмоционального выгорания :

• пессимизм, апатия, депрессия;

• напряженность в отношении к людям;

• заниженная самооценка, негативное восприятие себя,

• частая раздражительность;

• психосоматические недомогания (усталость, утомления, бессонницы, желудочно-кишечные расстройства);

• снижение активности.

Если педагог заметил у себя хотя бы один из симптомов, следует ознакомиться с известным тестом на выявление эмоционального выгорания. Тест позволяет определить степень выгорания.

«Диагностика профессионального (эмоционального) выгорания»

(К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой)

Просим Вас ответить на приведенные вопросы,используя следующие варианты ответа: никогда, очень редко, иногда, часто, очень часто, каждый день.

Тест

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.

2. После работы я чувствую себя, как выжатый лимон.

3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.

4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.

5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).

6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.

7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.

8. Я чувствую угнетенность и апатию.

9. Я уверен, что моя работа нужна людям.

10. В последнее время я стал более черствым по отношению к тем, с кем работаю.

11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.

12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.

13. Моя работа все больше меня разочаровывает.

14. Мне кажется, что я слишком много работаю.

15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами.

16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.

17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.

18. Во время работы я чувствую приятное оживление.

19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.

20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.

21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.

22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

Обработка и интерпретация результата

Варианты ответов оцениваются следующим образом:

«никогда» – 0 баллов;

«очень редко» – 1 балл;

«иногда» – 3 балла;

«часто» – 4 балла;

«очень часто» – 5 баллов;

«каждый день» – 6 баллов.

Ключ к тесту

«Эмоциональное истощение» (снижение эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное пресыщение). Суммируются ответы по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 (максимальная сумма баллов – 54).

«Деперсонализация» (деформирование отношений с другими людьми или повышение зависимости от других, появление циничного отношения к окружающим). Суммируются ответы по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов – 30).

«Редукция личных достижений» (тенденция к отрицательному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов,). Суммируются ответы «да» по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов – 48).

Чем больше сумма баллов по каждой шкале, тем больше выражены различные стороны «выгорания». При высоких баллах по одной или всех шкал, воспитателю необходимо обратиться к психологу ДОУ, для коррекции существующего состояния.

Профилактика эмоционального выгорания:

1. Не скрывайте свои чувства. Проявляйте эмоции и обсуждайте их.

2. Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.

3. Обсуждайте ситуацию «здесь и сейчас»

4. Необходимо побыть некоторое время в одиночестве.

5. Будьте внимательны к себе и своим эмоциям: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.

6. Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане).

7. Любите себя.

8. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.

9. Не ищите в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.

Способы саморегуляции для снятия эмоционального напряжения:

• Упражнение «Лед»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Описание: встаньте, руки поднимите вверх и закройте глаза. Необходимо представить, что вы — глыба льда.Напрягите все мышцы вашего тела по очереди: ладони, плечи, шею, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Заморозьте себя в этой позе. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Постепенно расслабляйте все мышцы. Запомните ощущения в состоянии расслабления.

• Упражнение «Горка»

Цель: Стабилизация эмоционального состояния.

Описание: встаньте прямо, закройте глаза, сделайте глубокий вдох. Представьте, что вместе с этим вздохом вы взбираетесь вверх по горе, а, выдыхая — съезжаете с нее. Повторяйте несколько раз.

• Упражнение «Пружина»

Цель: снятие мышечных зажимов

Описание: встаньте прямо и сосредоточьте внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение сбросьте, руку расслабьте. Проделать такую процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.

• Упражнение «Комар»

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Описание:Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Представьте, что на ваше лицо садится комар. Он садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза.Ваша задача в упражнении: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое, с помощью лицевых мышц.

Любите себя и будьте в гармонии с самим собой.

Источник

Профилактика эмоционального выгорания педагогов.

Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, представленные ниже. Отметьте ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя

Почти никогда

Редко

Часто        

Почти

всегда

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня

2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой

3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня

4. После рабочего дня я могу срываться на своих близки

5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела

6. Мне сложно снять эмоциональное напряженке, возникающее у меня после рабочего дня

7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье

8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил

9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей

Интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по 4-х балльной шкале: «0» — почти никогда. «1» — иногда. «2» — часто, «3» — почти всегда.

Суммарный показатель менее 3-х баллов можно оценить как низкий. 3-12 средний, выше 12 — как высокий показатель эмоционального выгорания.

Приемы антистрессовой защиты:

1. Отвлекайтесь:

•Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе.

•Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет.

•Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь.

•Обращайте внимание на мельчайшие детали.

•Медленно, не торопясь, мысленно «переберите» все предметы один за другим в определенной последовательности. Говорите мысленно самому себе: «Коричневый письменный стол, зеленые занавески и т. п. «

2. Снижайте значимость событий:

• Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь.

• Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа:

•»не очень-то и хотелось», «главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе», и т.;

•»нечего себя накручивать», «хватит драматизировать»;

•кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.

3. Действуйте: 

Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.

Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом:

•наведите порядок дома или на рабочем месте;

•устройте прогулку или быструю ходьбу;

•пробегитесь;

•побейте мяч или подушку и т. п.

4. Творите: 

Любая творческая работа может исцелять от переживаний:

•рисуйте;

•танцуйте;

•пойте;

•лепите;

•шейте;

•конструируйте и т. п.

5. Выражайте эмоции: 

Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно!

Учитесь показывать эмоции, «выплескивать» их без вреда для окружающих.

Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического),

Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.

•изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса;

•мните, рвите бумагу;

•кидайте предметы в мишень на стене;

•попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите;

•поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства («Я расстроен..», «Меня это обидело..»).

6. Рефрейминг (Слово «рефрейминг» происходит от английского слова «фрейм»(рамка), так что буквально его можно перевести как переобрамление. Смены точки зрения, отношения к чему-либо, без изменения самой ситуации):

Возьмите себе за правило всякий раз, когда происходит что-то негативное, минимум три раза проводить рефрейминг:

•постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности.

Источник

Ноздрина Тамара Михайловна
воспитатель
ГУО «Санаторный ясли-сад №17 «Солнышко»»

Молодечно, Республика Беларусь
Еще в 70-е годы некоторые исследователи обратили внимание на довольно часто встречающееся состояние эмоционального истощения у лиц, занимающихся в различных сферах коммуникативной деятельности (педагогов, врачей, работников социальных служб, психологов, менеджеров). В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия – одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность.

Во-первых, повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в воспитательном процессе – от него требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

Во-вторых, в практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобильности, толерантности и наличием внутренних энергоресурсов, что вызывает достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния [8].

Термин «эмоциональное выгорание» был введен американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности [4], [5]. В настоящее время исследователями выделено свыше 100 симптомов, помогающих определить начинающееся выгорание у работников, а том числе и педагогов: снижение мотивации к работе; резко возрастающая неудовлетворенность работой; потеря концентрации и увеличение ошибок; возрастающая небрежность во взаимодействии с клиентами (учащимися); игнорирование требований к безопасности и процедурам; ослабление стандартов выполнения работы; снижение ожиданий; нарушение крайних сроков работ и увеличение невыполненных обязательств; поиск оправданий вместо решений; конфликты на рабочем месте; хроническая усталость; раздражительность, нервозность, беспокойство; дистанцирование от клиентов (учащихся) и коллег и др. [1], [2], [3], [6].

Эмоциональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. С точки зрения концепции стресса (Г. Селье), выгорание – это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома – стадия истощения.

Применительно к профессиональной деятельности мы можем говорить о профессиональном выгорании, в основе которого лежит эмоциональное выгорание. Синдром профессионального выгорания включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений. Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Человек не может отдаваться работе как прежде, чувствует приглушенность, притупленность собственных эмоций, возможны эмоциональные срывы. Деперсонализация – тенденция развития негативного, бездушного отношения к раздражителям. Возрастает обезличенность и формальность контактов. Негативные установки, имеющие скрытый характер, могут начать проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое входит со временем наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций. Редуцирование личных (персональных) достижений выражается в снижении чувства компетентности в своей работе, появлении недовольства собой, уменьшении ценности своей деятельности. В профессиональной сфере наблюдается ярко выраженное негативное самовосприятие: возникает чувство вины за собственные негативные проявления или чувства, снижается профессиональная и личная самооценка, появляется чувство собственной несостоятельности, безразличие к работе [3], [6].

В.В. Бойко также выделяет три фазы формирования выгорания. Фаза напряжения сопровождается нервным (тревожным) напряжением и служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обуславливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов. Фаза резистенции или сопротивления нарастающему стрессу характеризуется тем, что в этой фазе человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. В фазе истощения наблюдается падение энергетического тонуса и ослабление нервной системы, оскудение психических ресурсов. Каждая фаза содержит определенные симптомы, описывающие динамику развития синдрома выгорания [1].

Относительно педагогов можно выделить две группы факторов, оказывающих влияние на возникновение синдрома эмоционального выгорания.

К внешним факторам, провоцирующим выгорание, можно отнести:

– специфику профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы);

– организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса.

– неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.

К внутренним факторам относят:

– коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации;

– ролевой и личностный фактор (индивидуальный): смерть и тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях [8].

Педагоги отмечают, что эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на выполнении человеком своей деятельности, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, за которыми следуют тревога, депрессия и всевозможные психосоматические нарушения, неадекватное эмоциональное реагирование. Под воздействием эмоционального выгорания усиливаются тревожность, раздражительность, появляется агрессивность, изменяется стиль общения педагога с детьми. Чаще стиль общения становится авторитарным или либерально-попустительским, а это приводит к нарушению благоприятной психологической обстановки в коллективе учащихся, а как следствие и в педагогическом коллективе. Последствием эмоционального выгорания могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и, в первую очередь, с детьми.

Следовательно, важно предупреждать развитие эмоционального выгорания. Это должен быть комплекс профилактических мер, которые активно используются как самим педагогом, так и всем педагогическим коллективом, включая администрацию. Профилактические мероприятия должны направляться на снятие напряжения, повышение профессиональной мотивации, установление баланса между затраченными усилиями и получаемым результатом. Мерами профилактики выгорания могут быть следующие условия организации деятельности:

— сотрудник не должен находиться долгое время один на один со своей профессиональной или личной проблемой, у него всегда должна быть возможность обратиться за помощью, советом к коллегам, администрации;

— важна общая дружеская атмосфера поддержки и взаимопонимания в коллективе;

— выгоранию препятствует постоянное осознание процесса работы, своего участия в нем, наращивание профессиональных качеств, постоянная рефлексия и концептуализация своего опыта, своих достижений;

— создание и внедрение обучающих программ по преодолению выгорания и развивающих программ, направленных на осознание и раскрытие творческого потенциала сотрудника, повышения его ощущения самоэффективности [3].

Однако, существенная роль в борьбе с синдромом профессионального выгорания отводится и самому сотруднику. Представляется целесообразным для профилактики выгорания необходимость освоения приёмов саморегуляции, самопрограммирования, самоорганизации. Ниже приведено несколько таких приемов, которые может использовать каждый педагог.

Ступени преодоления напряжения:

1. Успокойтесь, используя технику расслабления.

2. Осознайте источник вашего напряжения. Задайте себе вопрос: «Почему я сейчас так напряжен?» и прислушайтесь к внутреннему ответу.

3. Решите, что вам нужно сделать, чтобы избавиться от этого источника напряжения. Задайте себе вопрос: «Что мне нужно сделать, чтобы стать спокойным?» и прислушайтесь к внутреннему ответу.

4. Отбросьте всякое беспокойство о проблеме:

§ Представьте себе желаемый исход

§ Рассмотрите несколько альтернатив

§ Напоминайте себе, что вы сможете сделать это. «Я могу сделать это. Я делаю это».

5. Если вы чувствуете, что сделали все возможное для достижения цели, но не достигли ее, примите этот исход.

В эмоционально сложных и конфликтных ситуациях важна эмоциональная уравновешенность. Достигается это умением не концентрироваться на конфликте. Поэтому так важно умение отстраняться мысленно и эмоционально от уже произошедших негативных событий (снимая тем самым эмоциональную напряженность) или (и) давая выход негативным эмоциям в социально допустимой форме.

Способы саморегуляции:

Первый этап. Глубоко вдохните и задержите дыхание, сколько можете. О чем думает человек, задержав дыхание? О неурядицах на работе, неприятностях дома, финансовых затруднениях или других проблемах? Конечно, не думает и даже не может думать, потому что у него на это нет времени. Он полностью поглощен желанием восстановить нормальное дыхание, чтобы избавиться от удушья. Это желание заслоняет все проблемы повседневности. Такую перенастройку ума, диктуемую жизненно важной потребностью, можно назвать «созданием конкурирующей доминанты». Дыхание есть жизнь. Задерживая его, вы лишаете организм потребности, по сравнению с которой все остальные уходят на задний план и хоть на мгновение, но теряют свою актуальность. Это мгновение — ваш выигрыш. Используйте его, чтобы выйти из-под прямого воздействия негативных эмоций. Для этого с выдохом расслабьтесь и при очередном вдохе чуть отклонитесь назад, поднимите подбородок и слегка откиньте голову.

Второй этап. Отключение от негативной ситуации заключается в том, чтобы на высоте вдоха «покинуть» свое тело. Обратите внимание на то, каким образом отстраненное положение тела начинает изменять вашу перспективу видения обстановки. Представьте себе, что вы видите себя и все, что происходит, как будто смотрите фильм о себе. Установите удобную для вас дистанцию. Почувствуйте себя наблюдателем, далеким и в то же время заинтересованным всем тем, что происходит. Спокойно и бесстрастно рассматривайте происходящее как внешнее явление. Установленная вами дистанция оказывает услугу: вы начинаете видеть, как и что вы делаете, не превращаясь в то, что вы видите. Вы можете наблюдать свои эмоции, например, гнев, но не действуйте на основании этого гнева. Главное — не дайте себе «втянуться» в ситуацию вновь. Делайте все, что необходимо для поддержания дистанции: вообразите перед собой стеклянный барьер, отодвиньтесь на большее расстояние, поднимитесь над ситуацией и смотрите на нее свысока. На расстоянии вы имеете больше «воздуха для дыхания». Вы можете расслабиться и с этой новой перспективы взвесить все более здраво. Большинство из нас находит наилучшие решения, оставляя все эмоции в стороне.

Приемы самоорганизации:

Время – самый драгоценный ресурс вашей жизни. И каждый день вам предоставляется много возможностей использовать его с толком. Но часто вы этого не осознаете. Вы чувствуете себя «впряженными» во внешние обстоятельства и более или менее бессильными повлиять на происходящее вокруг вас. Часто лишний стресс возникает из-за того, что у вас, как вам кажется, постоянно не хватает времени для того, чтобы:

ü спокойно работать;

ü расслабляться;

ü выполнить в срок все свои задачи;

ü реагировать на непредвиденное;

ü поддерживать дружеские отношения с коллегами и другими людьми.

Но, как сказал древнеримский философ Сенека, «у нас немало того времени, которое мы имеем, а много времени, которое мы не используем». Поэтому важно отдавать себе отчет в том, как мы проводим время, и лучше его использовать.

Преимущества планирования ежедневной работы:

1. Вы имеете общую картину того, чем вам придется заниматься на следующий день, и поэтому у вас не будет неприятных сюрпризов (А об этом я и не подумал!»)

2. Вы упорядочите свою работу по степени ее важности и поэтому можете сконцентрировать свое внимание, прежде всего на самых действительно актуальных делах.

3. Завалы ожидающей вас работы становятся более обозримыми и уже благодаря одному этому не вызывают у вас слишком уж большого страха и чрезмерной напряженности.

4. Когда вы планируете свои дела, мысль о том, что выполнение той или иной задачи можно перепоручить другому сотруднику, прочнее укрепляется в вашем сознании. Вы убедитесь, что в результате эти ситуации разрешаются значительно проще, почти сами собой.

5. Вы можете вычеркивать из своего списка отдельные пункты после их выполнения. Подводя итоги дня, вы можете посчитать их как положительные результаты. И похвалить себя.

Пока ваша работа обозрима, структурирована и отсортирована по степени важности отдельных дел, вы сможете осуществлять ее постепенно часть за частью. А это делать намного легче, чем в том случае, когда перед вами груда отдельных задач и вы рискуете потратить слишком много времени на маловажные вопросы.

Несколько советов как планировать свою работу

ü Важно по возможности доводить до конца отдельные задачи. Множество начатых, но не оконченных дел обременяет подсознание и вызывает беспокойство. Дела, доведенные до конца, напротив, дают ощущение гордости, удовлетворения и внутреннего беспокойства, поэтому будет лучше, если вы доведете до победного конца три дела, чем наполовину выполните десять.

ü Подробно планируя свой распорядок дня, учитывайте и свои биоритмы: некоторые из нас более работоспособны по утрам, другие – после обеда или даже вечером. Осуществляйте самые важные свои дела именно в это время! Это позволит вам добиться лучших результатов.

ü Не забудьте запланировать и некий буфер – время для непредвиденного. Если вы заполните работой все имеющееся в вашем распоряжении время вплоть до последней минуты, любая неожиданно возникшая мелочь перевернет ваш план с ног на голову и повергнет вас в состояние стресса и цейтнота. Но если у вас останется определенный зазор, вы сможете использовать его для того, чтобы спокойно реагировать на непредвиденные ситуации; если же этот запас ?

Читайте также:  Дина рубина синдром о романе