Синдром эмоционального выгорания у онкологов

Синдром эмоционального выгорания у онкологов thumbnail

Психологические консультации для онкологов, сохраняется анонимность
Телефон: 8-800 100-0191
(звонок по России – бесплатный, консультация круглосуточно)

Синдром профессионального выгоранияПрофессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. В 1981 г. Э. Moppoy (A. Morrow) предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».

Врачи-онкологи и средний медицинский персонал отделений онкологии – люди в высокой степени подверженные этому синдрому. Основанием для такого заключения являются как общие причины, свойственные появлению «профессионального выгорания» у всех категорий работников, так и специфичные особенности, связанные с характером их деятельности.

К общим причинам относятся:

  • интенсивное общение с разными людьми, в том числе негативно настроенными;
  • работа в меняющихся условиях, столкновение с непредсказуемыми обстоятельствами;
  • особенности жизни в мегаполисах, в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах, отсутствие времени и средств на специальные действия по улучшению собственного здоровья.

К специфичным причинам можно отнести:

  • проблемы профессионального характера (карьерного роста) и условий труда (недостаточный уровень з/п, состояние рабочих мест, отсутствие необходимого оборудования или препаратов для качественного и успешного выполнения своей работы);
  • невозможность оказать помощь больному в некоторых случаях;
  • более высокая летальность, чем в большинстве других отделений;
  • воздействие пациентов и их близких, стремящихся решить свои психологические проблемы за счет общения с врачом;
  • тенденция последнего времени – угроза обращений родственников больных в случае летального исхода с юридическими претензиями, исками, жалобами.

Профессиональное выгорание меньше касается людей, имеющих опыт успешного преодоления профессионального стресса и способных конструктивно меняться в напряженных условиях. Также ему более стойко противостоят люди, имеющие высокую самооценку и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

По данным Н.В. Самоукиной, ведущего научного сотрудника Психологического института РАО, симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания, условно можно разделить на три группы: психофизические, социально-психологические и поведенческие.

К психофизическим симптомам профессионального выгорания относятся такие, как:

  • чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
  • ощущение эмоционального и физического истощения;
  • снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
  • общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
  • частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • резкая потеря или резкое увеличение веса;
  • полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная с 4 час. утра или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 час. ночи и «тяжелое» пробуждение утром, когда нужно вставать на работу);
  • постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
  • одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
  • заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

К социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относятся такие неприятные ощущения и реакции, как:

  • безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
  • повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
  • частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»);
  • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);
  • чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
  • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или человек «не справится»;
  • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «Как ни старайся, все равно ничего не получится»).

К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения работника:

  • ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее – все труднее и труднее;
  • сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит);
  • вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;
  • руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим;
  • чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
  • невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий.

Если вы замечаете эти симптомы у себя и своих коллег, необходимо выполнить ряд действий, защищающих вашу психику от вредного влияния синдрома. В первую очередь, вам нужен отдых. Подумайте об этом сами и объясните это своему руководителю – без такой возможности вы не сможете полноценно выполнять вашу работу.

Попробуйте отнестись сознательно к ситуации «границы»: ведь вы в это время переходите незримый рубеж между вашей частной жизнью и жизнью профессиональной. Постарайтесь осознать этот момент по пути на службу и заново вернитесь к этой мысли, возвращаясь домой. Скажите себе, что работа – это не вся ваша жизнь, и там вы выполняете определенные обязанности и решаете важные задачи, но уходя с работы вы не должны нести с собой в душе весь груз тех же проблем.

Читайте также:  Усыновление детей с синдромом дауна

Во время рабочего дня факторами повышения работоспособности могут стать:

  • фотографии близких, памятных вам мест, красивые пейзажи, которые нужно не просто размещать на рабочем месте, но иногда несколько секунд смотреть на них, как бы «уходя» в более комфортную и приятную обстановку;
  • возможность в течение рабочего дня хотя бы 2 раза выйти на 5-10 минут на свежий воздух;
  • запах цитрусовых (он может быть от саше или другого ароматизатора, а может – просто от мандарина, апельсина или стакана сока, который вы не забыли взять на работу);
  • прием «белого листа»: сядьте, закройте глаза и представьте белый лист, на котором ничего не написано, постарайтесь удержать перед мысленным взглядом эту картину так долго, как сможете, ни о чем не думая и не представляя других образов;
  • глубокое дыхание, во время которого на несколько секунд перед новым вдохом вы задерживаете следующее движение мышц (лучше, если вы при этом дышите «животом»).

Также важное значение в профилактике синдрома выгорания имеют следующие методы:

  • использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
  • определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей – успех, который повышает степень самовоспитания);
  • овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);
  • профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от синдрома выгорания является обмен профессиональной информацией с коллегами, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы – курсы повышения квалификации, конференции и пр.);
  • уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению синдрома выгорания);
  • эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным), кроме этого важно иметь друзей из других профессиональных сфер, чтобы иметь возможность отвлекаться от своей работы ;
  • поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком усугубляют проявления синдрома выгорания).

Эти методы помогают снять сиюминутное напряжение, общий же психологический фон вашего мироощущения во многом связан для врача-онколога с его философским отношением к жизни, пониманием того, что человек может – и того, чего не может изменить.

Конечно, каждая ситуация уникальна, и ощущение стресса, усталости, недовольства собой и своей работой основаны на уникальном комплексе проблем, особенных у каждого человека. По этой причине мы предлагаем вам обратиться на нашу горячую линию – 8-800 100-0191, чтобы иметь возможность обсудить свою ситуацию с квалифицированным психологом.

Самоукина Н.В. (ПИ РАО) Синдром профессионального выгорания,
«Медицинская газета», №43, 8 июня 2005 г.
«Синдром эмоционального выгорания»

Источник

Несколько лет назад ( сколько уже не помню) я писала какое-то резюме для очередной задумки нашей начмдеши по поводу синдрома выгорания. Надо сказать, что материала было мало. В основном данное сочетание слов встречалось в виде упоминания, что мол, что в мире не бывает, а еще и это. А тут возникла необходимость опять залезть в эту тему и вот те на, гугль выдает уже 144 000 ссылок. Собственно тема достаточно раскрученная и об синдроме не знает только тот, намеренно знать не хочет. Там по ссылкам куча прекрасного материала, хочу только привести некоторые выдержки, касательно медицинских работников. Это не значит, что другие профессии не вовлечены в данный процесс, просто хочу сказать «о родном».
1. Мед работники стоят на первом месте в списке среди профессий подверженных синдрому выгорания.Распространенность синдрома оценивается в среднем от 25-80% по разным данным и профессиональным группам.синдром выгорания обнаруживается у 80% психиатров, 61 % стоматологов, 47% онкологов
2. Среди терапевтов 26% имеют повышенный уровень тревоги, а 37% субклиническую депрессию.
3. 1/3 врачей используют медикаменты для коррекции своего состояния для удаления симптомов синдрома выгорания( ноотропы, малые транквилизаторы и антидепрессанты)
4. Факторы предрасполагающие к синдрому выгорания:
— плотный рабочий график ( более 45 часов в неделю)
— низкая поддержка среди коллектива и начальства
— низкая зарплата, не соответсвующая вложенным усилиям
— высокая неопределенность в оценки работы ( один и тот же результат может быть оценен по разному в зависимости от ситуации)
— невозможность влиять на результат работы ( больной может умереть вне зависимости от того, на сколько квалифицирован врач + множество факторов от врача независящих ( сломанное устаревшее оборудование, отсутствие лекарств)
— двусмысленные и противоречивые требования к работе
— работа под постоянной угрозй штрафов, санкций и увольнения
— однообразная монотонная, бесперспективная работа.
— необходимость внешнего проявления эмоций, которые не соответствуют внутреннему содержанию
— недостаток личного времени и необходимость заниматься профессиональной деятельностью и интересами в свободное от работы времени
— постоянная негативная оценка труда
— хаотическая организация рабочего времени
— существование нездоровой конкуренции на рабочем месте.
5. Личность склонная к возникновению синдрома выгорания
— эмоциональные и отзывчивые люди
— высокий самоконтроль
— высокая личностная ответственность и высокие личностные стандарты
— подавление отрицательных эмоций и рационализация собственного поведения.
— склонность к тревожным реакциям, особенно если что-то идет не так, какие-то ситуации не соответсвуют «личностным стандартам» и запросам окружающих.
6. 5 групп симптомов синдрома выгорания:
# физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья, в т.ч. по ощущениям; затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно-сосудистой системы);
# эмоциональные симптомы (недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других — люди становятся безликими, как манекены; преобладает чувство одиночества);
# поведенческие симптомы (рабочее время более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи — падения, травмы, аварии и пр.; импульсивное эмоциональное поведение);
# интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах — тренингах, образовании; формальное выполнение работы);
# социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег).
7. Выделяют три ключевых признака синдрома эмоционального выгорания :

Читайте также:  Синдром жилль де ля туретт

• 1. предельное истощение,

• 2. отстраненность от клиентов (пациентов, учеников) и от работы,

• 3. ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений.
8. Для врачей резидентов в одной из Вашингтонских больниц уровень синдрома выгорания на первом году обучения составил 90%, второго года -71%, третьего года 62%. В среднем 75% врачей резидентов имеют данный синдром.
9. Меры профилактики.
# определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что пациент находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей — успех, который повышает степень самовоспитания);
# использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
# овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);
# профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы — курсы повышения квалификации, конференции и пр.);
# уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ);
# эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);
# поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления СЭВ.

В целях направленной профилактики СЭВ следует:

# стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
# учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
# проще относиться к конфликтам на работе;
# не пытаться быть лучшим всегда и во всем.
Что хочу сказать по поводу изложенного. . Ситуация на местах в отдельных ( таких большинство) больницах в большинстве можно описать критериями из раздела «факторы риска». Выгоранию подвергаются именно те доктора, которые по своим личностным чертам наиболее подходят для»идеального доктора» и имеют перспективы стать действительно хорошими специалистами. Выгорание происходит еще на стадии профподготовки, и если в «заграницах» с течением времени оно уменьшается за счет получения отдачи от работы ( как эмоциональной и материальной составляющей), то у нас наоборот, чем больше молодой доктор работает, тем больше растет неудовлетворение и рабочая нагрузка. Т.е специалист выгорает к тому времени, как он начинает собой что-то представлять в профессиональном плане. что же касательно методов профилактики, то большинство из них малореализуемы в реальных условиях работы медицинского работника.

Источник

Библиографическое описание:


Мозолевская, Н. В. Особенности синдрома эмоционального выгорания медицинского персонала онкологического отделения / Н. В. Мозолевская, Е. В. Зайцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 30 (268). — С. 103-105. — URL: https://moluch.ru/archive/268/61793/ (дата обращения: 15.07.2020).



Ключевые слова: профессиональный стресс, эмоциональное выгорание, хроническая усталость, эмоциональное напряжение, профессиональная деятельность, медицинский персонал.

Синдром эмоционального выгорания является широко распространенной психологической проблемой, которую иногда называют болезнью современного общества, требующей срочных и целенаправленных усилий по предотвращению и минимизации последствий [2]. Термин синдром эмоционального выгорания был впервые введен американским психиатром Гербертом Фреденбергом. В 1974 году он дал такое название состоянию, связанному с эмоциональным истощением, которое приводит к серьезным изменениям в сфере общения [1].

Работа медицинского персонала онкологического отделения во многом связана с общением и взаимодействием с окружающими людьми. Именно поэтому своевременная диагностика и коррекция поведения при эмоциональном выгорании медицинских работников (врачей, медсестер) очень актуальна [3].

Медицинский персонал онкологического отделения принадлежат к одной из профессиональных групп, для которых симптомы СЭВ наиболее характерен. Они регулярно сталкиваются с такими стрессорами, как непосредственное наблюдение за страданиями других, психологическим давлением со стороны пациентов и их родственников, риском совершения медицинских ошибок, напряженным графиком и т. д. В то же время профессиональные роли медицинских работников требуют демонстрации заботы и сочувствия к пациентам, а также контроля над эмоциями. Разница между требованиями к ролям и объективными условиями труда является предпосылкой для формирования СЭВ [5].

Читайте также:  Что значит риск синдрома дауна по биохимии

Выгорание среди медицинского персонала онкологического отделения неоднократно становилось предметом исследований, проводимых как отечественными специалистами, так и иностранными исследователями [6]. Исследования подтверждают широкую распространенность СЭВ у представителей этой профессиональной группы. Таким образом, широкомасштабное исследование, проведенное среди врачей, показало, что почти у половины из них (45,8 %) был хотя бы один симптом СЭВ. Средний и высокий уровень СЭВ был выявлен почти у 80 % врачей и 58 % среднего медицинского персонала республики САХА [4].

Исследования также показывают различия в проявлении СЭВ между различными профессиональными группами медицинского персонала онкологического отделения. Данные разных исследований не всегда согласуются друг с другом [6], что подтверждает значимость контекстуальных факторов, опосредующих степень тяжести СЭВ в конкретных условиях и организациях.

Исследования подтверждают негативное влияние СЭВ на качество медицинских услуг, трудоспособность медицинского персонала онкологического отделения [1; 5]. Это делает СЭВ не только психологической, но и системной управленческой проблемой. Поиск эффективных профилактических программ и сокращение выгорания среди медицинского персонала онкологического отделения становится чрезвычайно актуальным. На сегодняшний день был предложен ряд программ для противодействия проявлениям СЭВ, нацеленных как на человека, так и на организацию окружающей среды.

Специально организованные тренинговые курсы для медицинского персонала онкологического отделения могут использовать различные методы для снятия стресса, такие как расслабление, снижение стресса на основе внимательности (MBSR) и другие виды когнитивно-поведенческой терапии. Программы по снижению стресса могут быть краткосрочными и долгосрочными. Некоторые исследования подтверждают эффективность такой практики, особенно в групповом формате [5], но их долгосрочная эффективность остается противоречивой [1].

Креативная терапия. Сочетание расслабления, музыкального и художественного творчества в ходе еженедельных групповых занятий использовалось в ряде экспериментов для снижения стресса среди медицинских работников, но оно показало противоречивые результаты: хотя участники отметили положительный эффект от занятий, результаты диагностических тестов для СЭВ не выявлено статистических различий с контрольной группой [6].

Изменения на рабочем месте. Альтернативная стратегия снижения уровня СЭВ направлена не на самих работников здравоохранения, а на их рабочую среду. Организационные меры могут включать изменение графика работы, усилия по улучшению благосостояния врачей, а также внутреннюю коммуникацию и социальную поддержку [4].

Тем не менее, понимание психофизиологических механизмов, лежащих в основе БС, и возможных методов противодействия ей не является решением проблемы. Развитие навыков саморегуляции требует целенаправленных усилий в рамках соответствующих программ. Принимая во внимание разнообразие проявлений БС, разнообразие факторов, влияющих на тяжесть симптомов, значительные различия между различными категориями медицинских работников и неоднозначность данных. В связи с эффективностью программ профилактики и лечения выгорания, в настоящее время невозможно дать однозначные рекомендации по использованию тех или иных подходов.

В российской системе здравоохранения не хватает систематической работы по внедрению и оценке программ по снижению стресса и СЭВ у медицинских работников, поэтому на данном этапе существует острая необходимость в организационных усилиях, направленных на:

– регулярный мониторинг СЭВ у медицинских работников с помощью общепринятых методов, с учетом различных личностных и профессиональных характеристик, а также факторов рабочей среды;

– реализация экспериментальных программ по снижению СЭВ с использованием различных методов и подходов, показавших хотя бы частичную эффективность в мировой практике;

– оценка эффективности этих программ с учетом специфики профессиональной группы медицинских работников и поиска эффективных комбинаций мер, в том числе элементов когнитивно-поведенческой терапии, организационных изменений и других подходов [3].

Используемые в настоящее время программы, направленные на предотвращение и уменьшение синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников, показывают возможные подходы к решению этой проблемы. В то же время следует отметить, что долгосрочная эффективность этих подходов остается противоречивой. Недавний систематический обзор, проведенный Кокрановской рабочей группой на основе анализа 58 исследований программ по противодействию стрессу и эмоциональному истощению в здравоохранении работники показали недостаточность данных, указывающих на их безусловную эффективность [5].

Таким образом, долгосрочный положительный эффект программ когнитивно-поведенческой терапии (более 6 месяцев) был выявлен в 2 исследованиях, среднесрочный эффект (1 месяц) — в семи исследованиях и отсутствие четкого эффекта в среде. в шести исследованиях. Физические программы релаксации (массаж и т. д.) продемонстрировали долгосрочную эффективность в 6 случаях из 12, психическое расслабление (медитация и т. д.) — в 1 случае из 7. Что касается организационных мер Положительный эффект наблюдался только в случае изменения графика работы.

Литература:

  1. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. СПб.: Сударыня, 1999. — 32с.
  2. Водопьянова Н. Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания. С.-Петерб. гос. ун-т. Санкт- Петербург: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2011. 159 с.
  3. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. 336 с.
  4. Дубова Т. Г., Попов И. А. Результаты психодиагностического исследования степени выраженности синдрома эмоционального выгорания среди медицинских работников Тульской области // Вестник новых мед. технологий. — 2007. — т. XIV, № 1. — с. 157–159.
  5. Корганова И. Н. Социально-психологические особенности профессиональной деятельности медицинского персонала отделений с высоким уровнем летальности в современных условиях: автореф. дис..канд. мед. наук / Корганова И. Н. Волгоград, 2004. — 27 с.
  6. Оценка профессионального выгорания у медицинских работников: методические рекомендации / В. И. Евдокимов, И. Э. Есауленко, А. И. Губин, В. И. Попов; Воронеж, гос. мед. акад.им. Н. Н. Бурденко. Воронеж-СПб.: Политехника-сервис, 2009. — 82 с

Основные термины (генерируются автоматически): медицинский персонал, онкологическое отделение, эмоциональное выгорание, снижение стресса, работник, долгосрочная эффективность, когнитивно-поведенческая терапия, Положительный эффект, рабочая среда, профессиональная группа.

Источник