Синдром эмоционального выгорания у медработников тесты

Синдром эмоционального выгорания у медработников тесты thumbnail

Организационные недостатки на работе (учебе) постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

Да

Нет

Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

Да

Нет

Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности.

Да

Нет

Меня беспокоит то, что я стал хуже работать/учиться (менее продуктивно, качественно, медленнее).

Да

Нет

Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого.

Да

Нет

От меня как профессионала/человека мало зависит благополучие партнеров.

Да

Нет

Когда я прихожу с работы/учебы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.

Да

Нет

Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

Да

Нет

Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует долг, в том числе профессиональный.

Да

Нет

Моя работа/учеба притупляет эмоции.

Да

Нет

Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе, учебе, в жизни.

Да

Нет

Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний.

Да

Нет

Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.

Да

Нет

Работа/взаимодействие с людьми приносит все меньше удовлетворения.

Да

Нет

Я бы сменил место работы/учебы, если бы представилась возможность.

Да

Нет

Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру поддержку, услугу, помощь, в том числе профессиональную.

Да

Нет

Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на контакты, в том числе деловые.

Да

Нет

Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.

Да

Нет

Я настолько устаю на работе /учебе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

Да

Нет

Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

Да

Нет

Иногда самые обычные ситуации общения вызывают раздражение.

Да

Нет

Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

Да

Нет

Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

Да

Нет

При воспоминании о некоторых коллегах по работе/учебе или партнерах у меня портится настроение.

Да

Нет

Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

Да

Нет

Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами и другими людьми.

Да

Нет

Обстановка на работе/учебе мне кажется очень трудной, сложной.

Да

Нет

У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой/учебой: что-то должно случиться, как бы не до пустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т.п.

Да

Нет

Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

Да

Нет

В общении я придерживаюсь принципа: «Не делай людям добра, не получишь зла».

Да

Нет

Я охотно рассказываю домашним о своей работе/учебе.

Да

Нет

Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы/учебы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

Да

Нет

Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

Да

Нет

Я очень переживаю за свою работу/учебу.

Да

Нет

Партнерам по работе/учебе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

Да

Нет

При мысли о работе/учебе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

Да

Нет

У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с начальством.

Да

Нет

Я часто радуюсь, видя, что моя работа/учеба приносит пользу людям.

Да

Нет

Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе/учебе.

Да

Нет

Некоторые стороны (факты) моей жизни вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

Да

Нет

Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

Да

Нет

Я разделяю деловых партнеров на «хороших» и «плохих».

Да

Нет

Усталость от работы/учебы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

Да

Нет

Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.

Да

Нет

Обычно я прихожу на работу/учебу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

Да

Нет

Я иногда ловлю себя на том, что работаю, взаимодействую с партнерами автоматически, без души.

Да

Нет

Иногда встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

Да

нет

После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.

Да

Нет

На работе/учебе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.

Да

Нет

Успехи в работе/учебе вдохновляют меня.

Да

Нет

Жизненная ситуация, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).

Да

Нет

Я потерял покой из-за работы/учебы.

Да

Нет

На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).

Да

Нет

Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.

Да

Нет

Я часто с работы/учебы приношу домой отрицательные эмоции.

Да

Нет

Я часто работаю через силу.

Да

Нет

Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам чем теперь.

Да

Нет

Во взаимодействии с людьми руководствуюсь принципом: «Не трать нервы, береги здоровье».

Да

Нет

Иногда иду на работу/учебу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

Да

Нет

После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

Да

Нет

Контингент партнеров, с которым я работаю/взаимодействую, очень трудный.

Да

Нет

Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

Да

Нет

Если бы мне повезло с работой/учебой, я был бы более счастлив.

Да

Нет

Я в отчаянии из-за того, что на работе/учебе у меня серьезные проблемы.

Да

Нет

Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

Да

Нет

Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

Да

Нет

Чаще всего после рабочего/учебного дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

Да

Нет

Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий/учебный день кончился.

Да

Нет

Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

Да

Нет

Взаимодействуя или работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

Да

Нет

Работа, взаимодействие с людьми (партнерами) очень разочаровали меня.

Да

Нет

Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

Да

Нет

Как правило, мой рабочий/учебный день проходит спокойно и легко.

Да

Нет

Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

Да

Нет

Моя карьера складывается удачно.

Да

Нет

Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой/учебой.

Да

Нет

Некоторых из своих постоянных партнеров, знакомых я не хотел бы видеть и слышать.

Да

Нет

Я одобряю людей, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

Да

Нет

Моя усталость на работе/учебе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.

Да

Нет

Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

Да

Нет

Меня часто подводят нервы в общении с людьми, в том числе на работе/учебе.

Да

Нет

Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе/в учебе я утратил интерес, живое чувство.

Да

Нет

Работа/взаимодействие с людьми плохо повлияла на меня — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

Да

Нет

Работа/взаимодействие с людьми явно подрывает мое здоровье.

Да

Нет

Источник

Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание" (ПВ)  Методика К. Маслач и С. Джексон, адаптация: Н. Водопьянова, Е. Старченкова. Тесты для диагностики синдрома ПВ..  Опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» был разработан на основе трехфакторной модели К. Маслач и С. Джексон и адаптирован Н. Водопьяновой, Е. Старченковой. Методика предназначена для диагностики «эмоционального истощения», «деперсонализации» и «профессиональных достижений». Тест содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности.

Читайте также:  Синдром апноэ во сне тест

О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам «эмоционального истощения» и «деперсонализации» и низкие – по шкале «профессиональная эффективность» (редукция персональных достижений). Соответственно, чем ниже человек оценивает свои возможности и достижения, меньше удовлетворен самореализацией в профессиональной сфере, тем больше выражен синдром выгорания.

Диагностируя выгорание, следует учитывать конкретные значения субшкал (факторов), которые имеют возрастные и гендерные особенности.

Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI) адаптация Водопьянова Н.Е. Методика К. Маслач и С. Джексон. Тесты для диагностики синдрома ПВ:

Варианты теста: для педагогов, учителей; руководителей среднего звена; сотрудников коммерческой службы (маркетологов, агентов, менеджеров); продавцов розничной торговли; медицинских работников (врачей).

Инструкция:

Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом на вашей работе. Если у вас никогда не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию 0 – «никогда». Если у вас было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали, позиция 6 – «ежедневно». Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.

Ниже представлены варианты опросника, разработанные нами для различных групп профессий, «ключ» и средневозрастные значения по российской выборке, позволяющие определить персональные характеристики выгорания.

Стимульный материал.

Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для учителей и преподавателей высшей школы.

теста

 Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для руководителей среднего звена

теста

 Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для сотрудников коммерческой службы (маркетологов, агентов, менеджеров)

теста

Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для продавцов розничной торговли

Синдром эмоционального выгорания у медработников тесты

Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для медицинских работников (врачей)

Синдром эмоционального выгорания у медработников тесты

Лист (бланк) для ответов должен включать:

Фамилия, имя, отчество……………………………………

Возраст…………………………………………………………..

Пол………………………………………………………………….

Профессия/должность…………………………………………

Стаж работы в данной должности………………………..

Ключ к тесту «Профессиональное (эмоциональное) выгорание»

Синдром эмоционального выгорания у медработников тесты

Интерпретация, обработка результатов.

В соответствии с общим «ключом» подсчитывается сумма баллов для каждого субфактора. Оценка степени выгорания может осуществляться как для каждого отдельного показателя, так и по интегральному показателю. Для этого складываются шкальные оценки трех показателей ( табл. Уровни показателей выгорания) и соотносятся с тестовыми нормами (табл.Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания).

Уровни показателей выгорания.

Синдром эмоционального выгорания у медработников тесты

Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания
 Синдром эмоционального выгорания у медработников тесты

Примечание. * отмечен «обратный» вопрос, который считается в обратном порядке.

Диагностируя выгорание, следует учитывать конкретные значения субшкал (факторов), которые имеют возрастные и гендерные особенности. Например, некоторую степень эмоционального истощения можно считать нормальным возрастным изменением, а определенный уровень деперсонализации – необходимый механизм психологической защиты для целого ряда социальных (или коммуникативных) профессий в процессе профессиональной адаптации.

При анализе индивидуальных показателей по шкале «профессиональная эффективность» следует учитывать возраст и этап становления человека в профессии. Начальный период профессиональной адаптации неизбежно связан с осознанием молодым специалистом некоторой недостаточности своих знаний и умений требованиям практической деятельности. Это, естественно, обусловливает определенную напряженность (психологический стресс) в рабочих ситуациях профессиональной деятельности. Если подобное явление не учитывать, можно ошибочно интерпретировать у начинающих специалистов низкие баллы по шкале «персональные достижения» как симптомы выгорания. У сформировавшихся специалистов на этапе зрелости и поздней зрелости низкие баллы по шкале «профессиональная эффективность» часто свидетельствуют о сниженной самооценке значимости действительно достигнутых результатов и вторичном снижении продуктивности из–за изменения отношения к работе.

Таким образом, при исследовании динамики выгорания необходимо брать в расчет как конкретные значения по всем трем субшкалам, так и их взаимосвязь. Взаимосвязь и взаимовлияние факторов выгорания определяют динамику процесса его развития. Ниже представлены средневозрастные и зависящие от стажа значения по российской выборке, позволяющие определить персональные характеристики выгорания.

Показатели выгорания в различных возрастных группах

Синдром эмоционального выгорания у медработников тесты

Показатели выгорания в зависимости от стажа работы

Синдром эмоционального выгорания у медработников тесты

Раздел: тесты по психологии с ответами

Тесты по психологии личности.

Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI) адаптация Водопьянова Н.Е. Методика К. Маслач и С. Джексон. Тесты для диагностики синдрома ПВ

Другие статьи, которые могут быть вам интересны:

Тест на стресс и депрессию. 8-факторный личностный опросник Спилбергера-Радюка.

Тест на тревожность Спилбергера Ханина. (Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина)

Опросник Потери и приобретения персональных ресурсов (Тест ОППР), Н. Водопьянова, М. Штейн.

Тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ), адаптация Н. В. Паниной. Опросник общего психологического состояния человека.

Копинг стратегии. Тест Преодоление трудных жизненных ситуаций (ПТЖС). Опросник SVF120, В. Янке, Г. Эрдманн, адаптация Н. Е. Водопьяновой.

Консультация психолога.

Источник

Название “эмоциональное выгорание” присвоено синдрому, появляющемуся на фоне хронического стресса у медработников и представителей других профессий, работа которых связана с постоянным общением с людьми. Появление синдрома эмоционального выгорания ведет к истощению эмоциональных и энергетических ресурсов сотрудника клиники. О том, как распознать симптомы такого синдрома, как использовать различные методы профилактики эмоционального выгорания и как с ними бороться – в нашей статье.

Причины синдрома профессионального выгорания медработников

Основная причина, из-за которой возникает синдром профессионального выгорания у врачей, медсестер и других медицинских сотрудников, – внутреннее накопление отрицательных эмоций и невозможность получить эмоциональную «разрядку» от их присутствия.

 Оценить работу всех сотрудников клиники можно в удобной программе Клиника Онлайн.

Попробовать Клинику Онлайн

Врачи и средний медицинский персонал медклиник имеют значительный шанс стать обладателями синдрома эмоционального выгорания. Причин профессионального выгорания медработников несколько. К общим относятся: 

  • постоянное плотное общение с пациентами, которые к тому же могут быть негативно настроенными;
  • медики вынуждены работать в часто меняющихся условиях, и в рамках профдеятельности часто сталкиваются с непредсказуемыми обстоятельствами. 

Дополнительные причины профессионального выгорания медработников и риск появления синдрома эмоционального выгорания привносят особенности жизни в мегаполисах: 

  • зачастую навязываемое общение с посторонними лицами;
  • взаимодействие с множеством незнакомых людей;
  • необходимость присутствия в общественных местах среди большого числа людей;
  • недостаток средств и времени для улучшения состояния здоровья.

ФАКТ
В особую группу риска в сфере синдрома эмоционального выгорания стоит отнести врачей и медработников  онкологических клиник, а также сотрудников скорой помощи.

К специфическим причинам профессионального выгорания медработников и появления синдрома эмоционального выгорания у медиков можно отнести: 

  • сложности профессионального характера (например, проблемы в области карьерного роста или не слишком высокая зарплата, учитывая нагрузку на сотрудника). Стимулом к возникновению синдрома эмоционального выгорания может стать и состояние рабочих мест. К примеру, отсутствие необходимого для работы доктора оборудования или недостаточное количество лекарственных средств;
  • причиной профессионального выгорания медработников может стать и то, что в некоторых случаях больному помочь просто невозможно, несмотря на все затрачиваемые усилия. Для онкологов, в частности, характерна априори более высокая летальность, по сравнению с другими отделениями клиник;
  • взаимодействие с находящимися в стрессовом состоянии пациентами и их близкими;

  • еще одной причиной профессионального выгорания медработников становится периодически возникающая угроза обращений родственников пациентов в случае летального исхода в суд или с жалобами к руководству.

Кто меньше подвержен риску профессионального выгорания врачей 

Угрозе профессионального выгорания в меньшей степени подвержены сотрудники, обладающие определенным наборов качеств: 

  • обладающие эмоциональной гибкостью либо те, кто уже преодолевал когда-либо профессиональный стресс;
  • люди с высокой самооценкой, уверенные в себе;
  • еще одна категория людей, устойчивых к синдрому профессионального выгорания, – сотрудники с позитивным складом ума, обладающие чувством юмора, поддерживающие таким образом и себя, и коллег в тяжелых ситуациях. 

профессиональное выгорание врачей

https://ru.freepik.com

Для предупреждения ситуаций эмоционального выгорания также нужна профилактика. Но важнее всего регулярно воздействовать на причины профессионального выгорания медиков.

Симптомы синдрома профессионального выгорания врачей 

Перед тем, как проводить мероприятия по профилактике эмоционального выгорания, необходимо оценить, на какой стадии сотрудник находится. Выделяют три группы симптомов синдрома эмоционального выгорания: психофизические симптомы, социально-психологические и поведенческие. 

Психофизические симптомы 

  • ощущение непроходящей усталости, которая возникает с самого утра;
  • эмоциональное истощение сотрудника;
  • ослабление реакций на изменения во внешнем окружении: например, у медработника нет страха при наступлении опасной ситуации, у него нет любопытства при возникновении чего-то нового;
  • астенизация организма медработника (постоянная слабость, снижение общей активности, ухудшение показателей биохимии крови, ухудшение гормональных показателей);
  • возникновение частых головных болей без явной причины, частые расстройства работы ЖКТ;
  • резкое изменение показателей веса, как в одну, так и в другую сторону;
  • проблемы со сном;
  • заметное снижение эмпатии и чувствительности;
  • ухудшение работы органов чувств. 

Социально-психологические симптомы 

  • постоянно сниженный эмоциональный тонус, медработник испытывает чувство подавленности;
  • высокая раздражительность и агрессивная реакция на малозначимые события;
  • появление нервных срывов – например, вспышек необоснованного гнева или, нежелание общаться;
  • постоянное безосновательное переживание негативных эмоций;
  • повышенная тревожность;
  • гиперответственность и опасения не справиться с обязанностями;
  • негативное отношение к жизни и работе, уверенность, что бесполезно что-либо делать – результата не будет. 

Поведенческие симптомы 

  • ощущение, что врачу все труднее выполнять постоянные обязанности;
  • изменения в рабочем режиме – врач может рано приходить на работу и поздно уходить, но объем работы выполнять тот же, либо опаздывать и рано уходить домой;
  • неверие в улучшения, уменьшение энтузиазма в выполнении профессиональных обязанностей, безразличие к результатам своей работы;
  • нежелание выполнять важные задачи, фокусировка на маловажных деталях, траты большей части рабочего времени на неэффективные действия. 

Наступление таких симптомов – прямой сигнал о том, что врач нуждается и в отдыхе, и в мероприятиях, помогающих защититься от наступления синдрома профессионального выгорания.

Стадии профессионального выгорания по методике В.В. Бойко

Стадии профессионального выгорания включают в себя несколько фаз. 

Фаза напряжения

Эту фазу синдрома эмоционального выгорания характеризуют следующие признаки: 

1. Переживание психотравмирующих обстоятельств

Этот признак появляется на фоне переживания психотравмирующих факторов работы, которые сам врач устранить не может. На этом этапе стадии профессионального выгорания невозможность повлиять на ситуацию и становится первым толчком к началу «выгорания». 

2. Неудовлетворенность собой

Так как врач не может повлиять на ситуацию, негативные эмоции только нарастают. В результате эмоции начинают воздействовать на отношение ко всему – к себе, к работе, к каким-либо ситуациям на ней. 

3. Ощущение «загнанности в клетку»

Его появление становится логическим продолжением постоянно нагнетающегося стресса. Результат – состояние интеллектуально-эмоционального ступора, который является свидетельством наступления стадии профессионального выгорания. 

4. Депрессивно-тревожное состояние

Высшая степень напряженности, завершающая формирование этой стадии профессионального выгорания врачей, – разочарование в себе, в профессии или месте работы.

профилактика эмоционального выгорания

https://ru.freepik.com

Фаза резистенции

В это период профессионального выгорания и развития синдрома эмоционального выгорания врач пытается снизить давление внешних обстоятельств, защититься от них.

Эту стадию профессионального выгорания характеризуют следующие признаки: 

1. Неадекватно избирательная эмоциональная реакция

Врач начинает ограничивать эмоциональную отдачу пациентам, выборочно реагируя на ситуации, и не замечая этого. Человек уделяет внимание кому-либо лишь по настроению, проявляя невежливость, эмоциональную черствость и равнодушие. Коллеги это обычно интерпретируют как неуважение, но это лишь свидетельство начала второй стадии профессионального выгорания. 

2. Нравственная дезориентация

Врач начинает осознавать, что его отношения с пациентами и коллегами далеки от идеала, но оправдывает себя: «я не обязан сочувствовать каждому», «должен ли я за всех волноваться?», и т.п. 

Однако же врач не имеет морального права делить пациентов на «хороших» и «плохих», на достойных и недостойных уважения. Профессионализм врача включает в себя не только исполнение профессионального долга, но и безоценочное отношение к людям и уважение к каждой личности. 

3. Усиление экономии эмоций

 «Жертвами» эмоционального выгорания на этой стадии профессионального выгорания становится члены семьи врача или его близкие. Ему не хочется ни с кем общаться, а когда общение все же происходит, оно ведется на повышенных тонах. 

4. Упрощение профессиональных обязанностей

Этот эффект демонстрирует стремление врача, переживающего эмоциональное выгорание, сократить те обязанности, выполнение которых требует проявления какой-либо эмоциональности.

Фаза истощения

Третья стадия профессионального выгорания врача, так называемая фаза истощения – характеризуется ослаблением и ухудшением работы нервной системы. Состояние эмоционального выгорания кажется врачу нормальным — хотя на деле таковым, конечно же, не является. Эту стадию профессионального выгорания можно определить по следующим симптомам: 

1. Ощущение «эмоционального дефицита». Врачу кажется, что он не в состоянии помогать своим пациентам. Он не способен на соучастие и сопереживание. В общении заметны раздражительность, резкость и грубость. 

2. Эмоциональная отстраненность. На этой стадии профессионального выгорания врач практически полностью исключает эмоции из всего, что касается работы. Хотя в других сферах способен эмоционально реагировать.

ВАЖНО

Пациента, который пришел к врачу, ожидая помощи, серьезно травмирует такое отношение. Особенно если это ярко выраженная форма отстраненности, когда врач явно демонстрирует, что проблемы пациента и сам пациент его абсолютно не волнуют, или, больше того, врачу плевать на чувства пациента. Если речь идет о частной клинике вследствие влияния синдрома эмоционального выгорания она начнет стремительно терять клиентов либо получать негативные отзывы, влияющие на репутацию клиники в целом.

3. Деперсонализация отстраненности. На этом этапе синдрома профессионального выгорания врач становится эмоционально отстраненным не только на работе, но и в других областях при общении с кем бы то ни было. 

ВНИМАНИЕ

При игнорировании развития этого симптома у врача может возникнуть антисоциальный настрой. Он может утверждать, что ненавидит всех людей, что работа с пациентами ему не интересна, не важна. Он убежден в этом и готов защищать свою точку зрения. В такой ситуации, особенно если у такого сотрудника есть предпосылки к появлению психопатических состояний, работа с людьми ему противопоказана.

4. Появление психосоматических нарушений у врача. При нарастании негатива на данной стадии профессионального выгорания у врача иногда даже мысль о трудных больных, способна вызывать ухудшение настроения, неприятные ощущения в области сердца, и даже обострения хронических заболеваний. Работа сотрудника в таком состоянии на его должности способна не только навредить клинике, но и негативно повлиять на здоровье самого врача – вплоть до летального исхода.

Методы профилактики эмоционального выгорания

Эффективность мер профилактики эмоционального выгорания в первую очередь зависит от того, готов ли сам врач работать над собой в этом направлении. Но что делать, если профилактика эмоционального выгорания не проводилась, а синдром уже появился? Вот несколько упражнений, которые способны помочь при самостоятельном избавлении от синдрома профессионального выгорания. 

  • Уходя с работы, оставляйте все проблемы и сложности рабочих моментов за дверью кабинета. Не приносите проблемы профессиональной деятельности в семью или к друзьям. Не носите в себе груз проблем. Эта рекомендация подойдет и как метод профилактики эмоционального выгорания.
  • Используйте в качестве отвлекающих элементов от проблем во время рабочего дня фотографии близких, красивые пейзажи, и так далее. Размещайте их на рабочем столе компьютера или в качестве декоративных элементов на столе или стенах — и время от времени смотрите на них, мысленно «уходя» в более комфортную обстановку. Данный совет также подходит в качестве метода профилактики эмоционального выгорания.
  • Два-три раза в течение рабочего дня выходите минимум на десять минут на свежий воздух.
  • Используйте приемы ароматерапии. Вам поможет запах цитрусовых (например, от саше, ароматизатора, или от реального фрукта). 

методы профилактики эмоционального выгорания

https://ru.freepik.com

Крайне важна постоянная профилактика профессионального выгорания. Для предотвращения появления профессионального выгорания врачей можно использовать следующие методы профилактики эмоционального выгорания: 

  • применять «тайм-ауты» во время работы;
  • определять краткосрочные и долгосрочные целей при постановке рабочих задач. Успешное достижение краткосрочных целей мотивирует и повышает эффективность работы над собой;
  • овладевать навыками саморегуляции, снижая уровень стресса;
  • заниматься профессиональным саморазвитием, обмениваясь опытом с коллегами и повышая социализацию;
  • стабилизировать эмоциональное общение, чаще делиться своими чувствами не только с коллегами, но и с представителями других профессиональных областей – это также понижает уровень стресса;
  • поддерживать хорошую физическую форму – вредные привычки усугубляют симптомы выгорания. 

Методы профилактики эмоционального выгорания у сотрудников, которые может использовать руководитель клиники: 

  • не предъявлять непомерно высоких требований к медработникам;
  • оптимизировать распределение рабочих задач между сотрудниками, распределяя их равномерно;
  • модифицировать 

    рабочие процессы, вызывающие чрезмерный стресс;

  • сформировать при необходимости специальные психологические группы поддержки друг друга;
  • дать возможность сотрудникам, если требуется, работать не на полную ставку;
  • мотивировать сотрудников к участию в жизни коллектива, и обязательно – для принятия тех решений, которые непосредственно влияют на условия их работы;
  • обучение сотрудников проведению антистрессовых мероприятий на рабочем месте;
  • создание комнат отдыха для сотрудников клиник. 

Как видно из приведенных рекомендаций, воздействие идет именно на причины профессионального выгорания медработников.

Работа с синдромом профессионального выгорания врачей в России за рубежом

Зарубежные специалисты рекомендуют вести работу с синдромом эмоционального выгорания у медицинских работников с помощью профилактических тренингов, в частности, сеансов групповой психотерапии. Кроме этого, применяется широкий перечень дополнительных способов в качестве методов профилактики эмоционального выгорания – посещение лекций о методах преодоления стресса, массаж, расслабляющие ванны, занятия фитнесом и скандинавской ходьбой и так далее.

Однако главенствующая роль в борьбе этим синдромом отдается именно профилактике эмоционального выгорания и влиянию на причины профессионального выгорания медработников.

ФАКТ

В Германии сотрудник может не прийти на работу, если он страдает депрессией или синдромом профессионального выгорания. Это состояние считается психологической болезнью. При этом заработная плата в полном объеме сохраняется в течение шести недель. Однако сотрудник должен уведомить о своем невыходе на работу руководство перед началом рабочего дня например, по телефону или электронной почте, и обязательно предоставить медицинское подтверждение того, что он действительно болен не позднее четвертого дня отсутствия, а лучше в первый же день. В дальнейшем подверженный синдрому профессионального выгорания сотрудник компании регулярно наблюдается у врача и возвращается на работу после окончания лечения.

В России внимание к синдрому эмоционального выгорания, причинам профессионал