Синдром эмоционального выгорания у медработников диплом
Синдром «эмоционального выгорания» как проявление профессиональной деформации: динамика и психологическая симптоматика. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников со стажем работы более пяти лет. Подходы к решению проблемы.
История развития проблемы эмоционального выгорания. Требования, предъявляемые к эмоциональной сфере медицинских работников. Программа профилактики эмоционального выгорания медицинских сестер. Основные стадии сформированности эмоционального выгорания.
курсовая работа, добавлен 10.10.2014
Понятие, признаки, история возникновения синдрома эмоционального выгорания. Профессия и выгорание; особенности проблем медицинских работников. Изучение влияния данного синдрома на психологическое состояние медперсонала и атмосферу внутри коллектива.
курсовая работа, добавлен 09.04.2014
Синдром эмоционального выгорания: теоретические подходы, причины, направления коррекции и профилактики. Профессиональные качества и психологические особенности социальных работников, исследование проявления у них синдрома эмоционального выгорания.
курсовая работа, добавлен 04.10.2012
Проблематика стрессоустойчивости человека. Динамика развития и психологическая симптоматика эмоционального выгорания. Экспериментальное исследование взаимосвязи личностных характеристик и эмоционального выгорания медсестер в профессиональной деятельности.
курсовая работа, добавлен 12.07.2015
Основные подходы к проблеме профилактики «выгорания». Исследование уровня эмоционального выгорания социальных работников Неклиновского ЦСО и изучение влияния стажа работы на выгорание. Формы и методы профилактики синдрома профессионального выгорания.
дипломная работа, добавлен 17.05.2014
Подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания», обобщение факторов, способствующих его возникновению. Динамика развития и психологическая симптоматика. Специфика медицинской профессии, как фактор формирования синдрома эмоционального выгорания.
дипломная работа, добавлен 03.06.2011
Феномен эмоционального выгорания. Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания. Особенности личности и профессиональной компетентности педагогов. Психологическое благополучие учителя. Синдром эмоционального выгорания педагогов.
курсовая работа, добавлен 19.01.2013
Психологическое и душевное переутомление, нарушение здоровья и трудовой дееспособности как причины синдрома эмоционального выгорания. Группы симптомов, характерные для синдрома: физические, эмоциональные, поведенческие, интеллектуальные и социальные.
практическая работа, добавлен 24.03.2011
Профессиональное выгорание: понятие, симптомы, причины и фазы развития, пути профилактики. Проявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Экспериментальное выявление признаков профессионального выгорания у учителей разного возраста и стажа.
курсовая работа, добавлен 26.06.2013
Содержание труда работников системы здравоохранения как фактор формирования синдрома эмоционального выгорания. Подходы к изучению влияния тревожности и темпераментальных свойств на профессиональную деятельность. Оценка темперамента медицинских сестер.
курсовая работа, добавлен 05.01.2016
Источник
Представляем Вашему вниманию бесплатный образец доклада к диплому на тему «Программа профилактики эмоционального выгорания медицинских работников».
Слайд 1
Здравствуйте, уважаемые члены аттестационной комиссии!
Тема моей выпускной квалификационной работы — «Программа профилактики эмоционального выгорания медицинских работников».
Проблема эмоционального выгорания на сегодняшний день достаточно актуальна, она с давних пор привлекала внимание психологов, т.к. жертвой синдрома эмоционального выгорания может стать любой человек. Особенно подвержены ему люди, работающие в сфере социальных и коммуникативных профессий.
Слайд 2
Целью выпускной квалификационной работы является Цель – изучение эмоционального выгорания и разработка программы профилактики эмоционального выгорания.
Слайд 3
Объект исследования является синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинских сестер.
Предмет исследования – программа профилактики синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер.
Гипотеза исследования: при систематическом проведении занятий по профилактике эмоционального выгорания показатели эмоционального выгорания снижаются.
Слайд 4
Для достижения цели, во второй главе работы описано проведенное ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ.
В исследовании приняло участие 40 человек (медицинские сестры в возрасте от 28-65 лет). Выборку составили: мужчины – 6 человек, в возрасте от 44 до 59 лет, стаж от 7 до 32 лет; женщины — 34 человека, в возрасте от 28 до 65 лет, стаж работы от 7 до 34 лет.
Исследование проводилось нами в 2 этапа. Первый этап заключался в определении склонности медицинских работников к эмоциональному выгоранию. Для этого была использована методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко) и методика «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой.
Слайд 5
Первым этапом нашей работы было исследование индивидуальной склонности медицинских работников к эмоциональному выгоранию по методике В.В. Бойко. Результаты исследования представлены на слайде.
Исходя из данных, представленных на диаграме, видно, что специалисты группы обладают симптомами эмоционального выгорания различного уровня выраженности. В группе испытуемых наблюдаются следующая картина:
— эмоциональное выгорание стадии напряжения наблюдается у 22,5%, а это 9 человек от всей группы испытуемых;
— эмоциональное выгорание стадии резистенции наблюдается у 37,5%, а это 15 человек от всей группы испытуемых;
— эмоциональное выгорание стадии истощения наблюдается у 40%, а это 16 человек от всей группы испытуемых.
Слайд 6
Далее мы провели методику «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой. результаты представлены на слайде 6.
Как видно, в группе медработников наблюдается эмоциональное истощение, снижение эмоционального фона, равнодушие, эмоциональное пресыщение. Они имеют тенденцию к отрицательному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, что ведет к ограничению своих возможностей, обязательств по отношению к другим.
Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод, что проблема «выгорания» медицинских работников актуальна. Это подчеркивает необходимость профилактической и психокоррекционной работы с эмоциональным и психическим состоянием сотрудников. И это, в большей мере, связано не с показателями работников у которых уже сформировалось эмоциональное выгорание, а с показателем эмоционального выгорания сотрудников, который находится в стадии формирования. Так как именно на этой стадии мы можем предотвратить развитие синдрома эмоционального выгорания.
Слайд 7
С целью преодоления синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер и проведения профилактических мероприятий по предупреждению данного синдрома, нами была разработана « Программа тренинга по преодолению синдрома эмоционального выгорания».
Программа тренинга рассчитана на 24 часа и включает в себя 8 занятий по 3 часа каждое.
Цель и задачи программы:
Познакомить присутствующих с понятием профессионального выгорания, симптомами его проявления, этапами формирования, причинами возникновения, способами его преодоления.
Данная программа направлена на решение следующих основных задач:
— обозначение и иллюстрация проблемы эмоционального выгорания;
— укрепление личностной и профессиональной самооценки участников;
— осознание своих личностных особенностей и ресурсных возможностей;
— коррекция и развитие установок участников, формирование партнерского стиля межличностного взаимодействия.
Слайд 8
Далее на слайдах представлно описание и содержание занятий в рамках разработанной программы.
Занятие№1 «Я хочу общаться!»
Цель занятия — ознакомить участников с основными принципами программы тренинга, принять правила работы группы, создать позитивную атмосферу в группе
1.1. Знакомство
1.2. Упражнение «Что я сейчас чувствую»
1.3. «Принятие правил работы группы»
1.4. Упражнение «Мои добрые дела»
1.5. Упражнение «Страховка»
1.6. Упражнение «Мои сильные стороны»
ТОЛЬКО У НАС!
Доклад, презентация без предоплаты | Более 100 бесплатных примеров | Доработки бесплатно | Срок от 1 часа до 1 дня | Гарантия низкой цены |
Слайд 9
Занятие№2
Цель занятия — осознание связи эмоционального выгорания и особенностей свое проф. деятельности, осмысления различий в целях проф. деятельности в начале карьеры и в процессе накопления проф. Опыта
2.1. Упражнение: «16 ассоциаций»
2.2. Домашнее задание: «Свободный микрофон»
2.3. Упражнение «Контраргументы»
2.4. «Психологическая поддержка и обратная связь»
Слайд 10
На слайде номер 10 представлена информация по 6 другим занятиям.
Слайд 11
Для контроля изменений состояния участников программы тренинга предусматривается тестирование через 3 и 12 месяцев, при необходимости — проведение повторного тренинга через год. Полученный положительный результат позволит расширить практику тренингов по этой проблеме.
С целью изучения эффективности разработанной нами программы, мы всех медработников разделили на 2 группы:
Контрольная группа – 20 медработников, с которыми не проводилась представленная выше программа.
Экспериментальная группа — 20 медработников, с которыми была проведена программа тренинга.
Занятия проходили в подготовленном помещении: хорошее санитарное состояние, был представлен необходимый для занятий материал.
Оценка достоверности различий между показателями симптомов синдрома эмоционального выгорания (методика Бойко) в контрольной группе
Как видно из таблицы на слайде, результаты медработников контрольной группы с течением времени не изменились. Статистически значимых различий не выявлено.
Слайд 12
Оценка достоверности различий между показателями симптомов синдрома эмоционального выгорания (методика Бойко) в экспериментальной группе
Как видим из таблицы, результаты медработников экспериментальной группы до и после эксперимента различаются по уровню проявления СЭВ по всем критериям. После участия в программе тренинга все показатели эмоционального выгорания медработников существенно снижены, что говорит об эффективности разработанного нами тренинга. Нужно отметить, что у 17 человек существенно снизились показатели по шкалам «неудовлетворенность собой», «напряжение», «расширение сферы экономии эмоций», «резистенция», «эмоциональный дефицит», также наблюдается снижение и по шкалам «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», «истощение», хотя снижение показателей по данным шкалам выражено слабее.
Слайд 13
Далее мы провели методику «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой. результаты представлены в таблицах на слайде.
Анализ показал, что результаты медработников контрольной группы с течением времени не изменились. Статистически значимых различий не выявлено.
Кроме того, результаты медработников экспериментальной группы до и после эксперимента различаются по уровню проявления СЭВ. У всех медработников существенно снизились показатели по всем шкалам опросника: «редукция личных достижений», «эмоциональное истощение», «деперсонализация».
Как видим, в группах медработников экспериментальной группы выявлены существенные значимые сдвиги по выраженности профессионального выгорания до и после участия в программе тренинга. До эксперимента у них наблюдалось эмоциональное истощение, снижение эмоционального фона, равнодушие, эмоциональное пресыщение. После тренинга все эти показатели существенно снизились.
Слайд 14
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Профессия медицинского работника связана со значительным риском развития синдрома эмоционального выгорания.
2. На развитие синдрома «эмоционального выгорания влияет группа организационных факторов.
3. Развитие и проявления синдрома эмоционального «выгорания» связаны с особенностями личности специалиста.
4. У специалиста в зрелом возрасте уже пройден этап профессионального становления и адаптации к профессии.
5. Наличие высшего образования, на наш взгляд, снижает риск возникновения «выгорания».
Слайд 15
6. Профилактика психического выгорания – это ведущее направление работы психолога с медработником.
7. Виды психологической коррекции могут быть самыми разнообразными как по форме, так и по содержанию.
8. После участия в программе тренинга все показатели эмоционального выгорания медработников существенно снижены.
9. Проведение профилактических мер и коррекционных видов работы по предупреждению и преодолению психического выгорания требует двусторонней активности.
Слайд 16
Таким образом, Данная программа, как целиком, так и отдельными элементами, может быть рекомендована психологам, работающим с коллективом медицинских работников, а также самим профессионалам для психологической самопомощи.
Перспективы исследования мы видим в апробации предложенной программы тренинга «Преодоление синдрома эмоционального выгорания», анализе и обсуждении результатов практического применения, получении обратной связи от участников.
Цель работы — изучение эмоционального выгорания и разработка программы профилактики эмоционального выгорания – достигнута.
Спасибо за внимание! Доклад окончен.
Источник
Автор
«Светя другим, сгораю сам»,
голландский врач и анатом XVII века
Николас Ван Тульпа
Проблема эмоционального выгорания медицинских работников является объектом внимания и изучения многих специалистов, в том числе, медицинских психологов. Труд врачей и других медработников сопровождается воздействием на них целого ряда неблагоприятных для здоровья факторов. Среди таких факторов можно отметить опасность инфицирования, контакты с аллергенами, сенсибилизирующими, раздражающими или токсическими веществами, различные виды излучения, вибрация, вынужденная рабочая поза со статическими нагрузками и др. Неблагоприятным фактором для медицинских работников также является профессиональный стресс, об этом свидетельствуют все более частые и масштабные исследования и регулярные публикации на эту тему в медицинских и психологических журналах. Работа врача и медицинского персонала характеризуется ежедневными интенсивными эмоционально напряженным взаимодействием с пациентами и коллегами, неизбежной необходимостью вовлечения в проблемы других людей, давлением определенных социальных норм, предписывающих жесткие стереотипы эмоционального реагирования (быть сдержанным, терпеливым, заботливым, понимающим, сочувствующим и т. д.).
К наиболее устойчивым факторам, вызывающим эмоциональный стресс, относятся:
- изнурение работой,
- дефицит времени,
- отрицательные эмоции, связанные с ожиданием, неразрешенными конфликтами,
- противоречия между требованиями и возможностями реализации,
- неблагоприятный психологический климат в коллективе.
Триггерами для формировании эмоционального выгорания также могут являться социально-экономические факторы (неудовлетворенность своим социально-экономическим статусом, сокращение рабочих мест, переезд) и ситуационные (аттестация специалистов, участие в конкурсах на замещение вакантных должностей, вступление в новую должность). А также ряд перманентных факторов (финансовые обязательства и др.)
Синдром эмоционального выгорания включает в себя три составляющие: эмоциональное истощение, деперсонализацию, редукцию профессиональных взаимоотношений.
Симптомы эмоционального истощения включают в себя:
- низкую стрессоустойчивость,
- беспокойство и тревогу,
- отказ от трудных ситуаций,
- ограниченную способность к конструктивному решению проблем,
- низкую субъективную оценку профессиональной деятельности.
Специфика труда медицинского персонала, прежде всего, сопряжена с большой эмоциональной и психической нагрузкой. Необходимость постоянного контакта с пациентами (а в стационарах — и с их родственниками) играет важную роль в формировании хронического эмоционального напряжения.
Клинически синдром эмоционального выгорания у медицинских работников проявляется:
- эмоциональным истощением,
- уменьшением или утратой эмпатии и собственной самодостаточности,
- снижением (завышением) самооценки,
- низкой фрустрационной толерантностью,
- тревожностью,
- склонностью к аддикции.
Психологические проявления синдрома: профессиональная усталость, снижение работоспособности, связанные с возрастом психологические изменения, осознание недостаточного уровня компетентности и профессиональной беспомощности, возможны кризисные явления при более высоком, чем требуется для выполнения нормативной работы, уровне профессиональной компетентности. В результате возникает состояние профессиональной апатии и пассивности, либо чрезмерная поглощенность профессиональной деятельностью.
С синдромом выгорания может столкнуться каждый профессионал, работающий в медицине. Поэтому столь важны профилактические мероприятия, направленные на повышение психологической устойчивости к стрессам и снижению риска выгорания. Наиболее эффективным форматом встреч являются семинары-тренинги. Медицинским работникам предоставляется информация об источниках эмоционального стресса при работе с больными людьми, базовые знания о профессиональных деформациях и их профилактике, профессиональной коммуникации, внедряются стандарты общения, характеристика синдрома эмоционального выгорания, способы поведения в конфликтных ситуациях, отрабатываются техники контроля собственного времени (тайм-менеджмент).
Кроме этого, участники получают мотивацию к здоровому образу жизни в самом широком смысле этого понятия, мотивацию к личностному росту, уверенности в себе, сплоченности коллектива, что особенно важно при бригадной форме работы. Для этого используются арт-терапевтические методики, когнитивно-поведенческие техники, символдрама.
Для снятия психоэмоционального напряжения, повышения уровня стрессоустойчивости предлагается комплекс психофизических упражнений, на основе метода психофизиологической саморегуляции «Ключ». Для развития навыков саморегуляции, обучения методам мышечного расслабления, освоения навыков, способствующих улучшению психоэмоционального и физического состояния, преодоления усталости используются техники релаксации (Джекобсон) и медитации. Безусловно важным является освоение дыхательных техник.
Результатом проведенных мероприятий повышаются навыки эффективной коммуникации, развивается стрессопластичность и саморегуляция, личностный рост сотрудников: целеустремленность, адекватная самооценка и уровень притязаний, стремление к повышению квалификации, высокий уровень самоконтроля, решительность, оптимизм, активность, низкая конфликтность и незначительная тревожность.
Таким образом, проведение семинаров-тренингов для медицинских сотрудников, направленных на повышение психологической устойчивости к стрессам и снижения риска выгорания, способствует не только личностному росту и профессиональной компетентности медицинских работников, но и улучшению психоэмоционального и физического состояния, а также повышению работоспособности в целом. Следовательно, внедрение коррекционных технологий и использование психотерапевтических методов в работе медицинского психолога — это мощное профилактическое средство для предупреждения выгорания персонала.
https://psy.su/
Автор
Зорина Анна Александровна
медицинский психолог наркологической службы КГБУЗ «Назаровская РБ»
Назарово
Источник