Синдром эмоционального выгорания у медицинских сестер курсовая

Синдром эмоционального выгорания у медицинских сестер курсовая thumbnail

Содержание
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Обзор литературы по теме синдрома эмоционального выгорания как проблемы психологии ……………………………………………………………6
1.1. Подходы к изучению феномена эмоционального выгорания …………6
1.2. Факторы, способствующие развитию эмоционального выгорания …..12
1.3. Физиологическая и психологическая симптоматика эмоционального выгорания ………………………………………………………………………14
1.4. Специфика профессии медсестры как фактор формирования синдрома эмоционального выгорания …………………………………………………..18
1.5. Профессиональная деформация как следствие эмоционального выгорания и его профилактика ………………………………………………23
Заключение ………………………………………………………………………26
Список литературы ………………………………………………………………28

Сотрудники «тяжелых» отделений постоянно испытывают состояние хронического стресса в связи с негативными психическими переживаниями, интенсивными межличностными взаимодействиями, напряженностью и сложностью труда и пр. А в результате постепенно формирующегося СЭВ возникают психическая и физическая усталость, безразличие к работе, снижается качество оказания медицинской помощи, порождается негативное и даже циничное отношение к пациентам (10).
«Синдром эмоционального сгорания» субъективно проявляется в чувстве психического истощения, вследствие чего снижается эффективность профессионального взаимодействия: врач уже не может полностью отдаваться работе, как это было прежде, снижается самооценка, деятельность субъективно воспринимается как недостаточно успешная. Возможно появление негативного отношения к пациентам, воспринимаемым как источник хронической психической травматизации. Взаимодействуя с больным, врач перестает принимать во внимание психологические феномены, связанные с заболеванием — внутреннюю картину болезни пациента с ее сложной структурой, формирующиеся механизмы психологической защиты и копинг-поведение, не реагирует на тревогу пациента, не замечает его депрессивных, суицидальных тенденций. В высказываниях врача о своих больных могут появиться цинизм, холодное равнодушие и даже враждебность. Этот своеобразный «кризис» врачебной деятельности может повторяться время от времени. Больные перестают обращаться к врачу за помощью, иногда предпочитая менее опытных и компетентных, но более доброжелательных. В период подобного кризиса врач нуждается в отдыхе, перемене деятельности, психологической «разгрузке», участии в профессиональных тренингах или в психотерапевтической помощи. У врачей-женщин эмоциональное истощение развивается в большей степени, чем у врачей-мужчин. «Сгорающих» описывают как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, склонных идеализировать окружающих людей. Одновременно это лица эмоционально неустойчивые, с колебаниями настроения, интровертированные, лишенные достаточной степени эмоциональной поддержки.
Проанализированные данные указывают на растущий интерес исследователей к проблематике синдрома выгорания у старшего и среднего медицинского персонала. К сожалению, отечественных исследований по данной тематике, по нашему мнению, проводится пока недостаточно. В связи с этим встает вопрос об актуальности развития экспериментально-психологической базы применительно к рассматриваемому феномену, особенно на выборках врачей и медсестер.
1.5. Профессиональная деформация как следствие эмоционального выгорания и его профилактика
О недостаточной изученности проблемы профессиональной деформации и его связи с дифференциальной психологией пишет А. Л. Свенцицкий: «Проблема «профессиональной деформации» почти совершенно не изучена, хотя представляет значительный интерес и в теоретическом, и в прикладном плане. <…> Исследования этого феномена должны проводиться на стыке социальной психологии труда и дифференциальной психологии, поскольку закономерно возникает вопрос о соотношении индивидуальных различий работников с их подверженностью «деформирующим» воздействиям профессиональной роли» (12, с. 40).
Следует отметить, что понятие «профессиональная деформация» отсутствует в психологических словарях, что создает различное понимание этого психологического явления, порой слишком расширительное. В связи с этим целесообразно ограничить рамки этого понятия. Под профессиональной деформацией следует понимать приобретение человеком в результате работы в данной профессии некоторых специфических особенностей взгляда на мир и поведения (стереотипа, привычек), которые могут проявляться не только в профессиональной деятельности, но и вне ее.
Характеристиками профессиональной деформации личности являются: быстрота ее развития, глубина деформирования, степень ее устойчивости, степень широты (проявляется только в процессе профессиональной деятельности или еще и вне ее).
Специфические профессиональные деформации присущи и медицинским работникам. Р. Конечный и М. Боухал по поводу этого пишут: «Профессиональной деформацией являются и поведение, и выражения медицинских работников, при которых под влиянием привычки проявляется черствость по отношению к больным в такой степени, что у немедиков создается впечатление бездушия и цинизма. Например, если врач или медсестра не считают нужным отделить хотя бы ширмой умирающего больного в 20-коечной палате. Или врачи, совершая обход, при больном дискутируют о неблагоприятном исходе его болезни. Или в анатомическом зале шутят над трупами, рассказывают анекдоты» (6, с. 255).
Профессиональная деформация, отмечают чешские авторы, проявляется у врачей в используемом ими жаргоне. Они могут, например, сказать, что в палате лежат четыре желудка, три желчных пузыря и одна почка. Для врачей больные делятся на «язвенников», «астматиков», «ревматиков» и т. п. Происходит дегуманизация отношений медицинских работников к пациентам, а отсюда грубость и безответственность к своему делу, отмечают многие отечественные и зарубежные авторы (С. Д. Носов, 1975; А. И. Смольняков. Е. Г. Федоренко, 1976; В. А. Ташлыков. 1964; И. Харди, 1974; V. Sihleann, V. Athanasin,1973, и др.).
Многие опытные терапевты имеют «клинический взгляд» на окружающих: по внешним признакам они автоматически диагностируют наличие у них заболеваний даже во внеслужебной ситуации. Но с другой стороны, со временем лечащие врачи и средний медперсонал перестают видеть перед собой человека со всеми присущими ему личностными особенностями. Эта профессиональная деформация называется по-разному, как «потеря больного» или как «ветеринаризация» медицины.
Другой деформацией медицинских работников является «приборный фетишизм», когда они видят перед собой показания приборов, анализов, но не видят больного.
У медицинских работников профессиональная деформация может быть следствием адаптации к психотравмирующим ситуациям и возникновения защитных механизмов, препятствующих эмоциональному выгоранию, в частности механизма привыкания. Отсюда появляются эмоциональная тупость, черствость по отношению к больным и т. д.
В завершении рассмотрении данной проблемы приведем некоторые рекомендации, с помощью которых можно как предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания, так и достичь снижения степени его выраженности:
определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что пациент находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей — успех, который повышает степень самовоспитания);
использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);
профессиональное развитие и самосовершенствование (обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы — курсы повышения квалификации, конференции и пр.);
уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным);
эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным)
Заключение
В связи с результатами проделанной работы особенно актуальной, по нашему мнению, является проблема не столько и не только теоретического исследования круга явлений, связанных с развитием синдрома выгорания у медсестер, а вопрос о профилактике и активной реабилитации сотрудников с выраженной симптоматикой выгорания. Важность проблемы усугубляется еще и характером, общественной значимостью работы медицинских сестер, от психологического состояния которых может порой зависеть человеческая жизнь.
Очевидным кажется факт, что настало время для серьезного изучения проблем здоровья медицинских работников и своевременного принятия действенных мер, направленных на предотвращение его ухудшения. Осознанной необходимостью сегодня стало проведение консультаций медперсонала специалистами-психологами, психотерапевтами, проведение мероприятий релаксационного и восстановительного характера, устранение дефицита знаний медсестер по вопросам психологии, методам оказания самопомощи и аутотренинга. Нам кажется разумной организация в каждом лечебном учреждении комнаты психологической разгрузки и включение в штатное расписание ставка психолога. Нужно формировать психологическую культуру медицинского персонала путем различных форм образования: на краткосрочных курсах, отдельных лекциях специалистов, курсах повышения квалификации и повышенного уровня образования.
Поскольку для медработника важна высокая степень устойчивости к стрессу, к информационным и эмоциональным перегрузкам, наличие развитых механизмов адаптации и компенсации, на основе полученных результатов можно разработать программу психологического сопровождения по профилактике и предотвращению дальнейшего развития синдромов эмоционального выгорания. Важна регулярность и длительность встреч группы, занятия имеет смысл проводить раз в неделю на протяжении всего года. Таким образом, психологическая работа будет способствовать как личностному, так и профессиональному развитию специалистов. Для снятие и профилактики симптомов эмоционального выгорания могут оказаться полезны методы гештальт-терапии, арт-терапии, музыкотерапии.
Список литературы
Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996. — 472 с.
Врач – пациент: общение и взаимодействия: Пер. с англ. Р.А. Евсегнеева. Женева; Амстердам; Киев, 1996. — 228 с.
Врачи больше других рискуют «сгореть на работе. // Здоровье, 23 мая 2005.
Дуброва В. П. Размышления о врачебном искусстве, или Социально-психологические факторы успешности деятельности врача // Медицина. 1999. № 3.
Заманаева Ю.В., Фрумкин А.А. Психологическая помощь медицинскому персоналу: постановка проблем и возможные пути решения. – СПб., 2005. С. 6.
Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. – Прага, 1983.
Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал.- 2001.- Т.22, №1.- С.90-101.
Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях. // Психологический журнал. – 2002, том 23, №3. С. 86.
Самоукина Н.В. Синдром профессионального выгорания. // https://www.elitarium.ru/index.php?pid=48&id=2232
Сидоров П. Синдром эмоционального выгорания. // Медицинская газета. № 43, 25 июня 2005.
Cиндром эмоционального выгорания. Медицинская газета. № 43 — 8 июня 2005 г; с. 4-6
Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. М., 2003.
Творогова Н.Д. Нарушение психической саморегуляции медицинских работников. Синдром эмоционального выгорания. // Менеджер здравоохранения. 2004, № 1.
Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя. // Вопросы психологии. 1994. № 6. С.58.

Читайте также:  Что такое гипертермический синдром у детей

2

Список литературы
1.Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996. — 472 с.
2.Врач – пациент: общение и взаимодействия: Пер. с англ. Р.А. Евсегнеева. Женева; Амстердам; Киев, 1996. — 228 с.
3.Врачи больше других рискуют «сгореть на работе. // Здоровье, 23 мая 2005.
4.Дуброва В. П. Размышления о врачебном искусстве, или Социально-психологические факторы успешности деятельности врача // Медицина. 1999. № 3.
5.Заманаева Ю.В., Фрумкин А.А. Психологическая помощь медицинскому персоналу: постановка проблем и возможные пути решения. – СПб., 2005. С. 6.
6.Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. – Прага, 1983.
7.Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал.- 2001.- Т.22, №1.- С.90-101.
8.Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях. // Психологический журнал. – 2002, том 23, №3. С. 86.
9.Самоукина Н.В. Синдром профессионального выгорания. // https://www.elitarium.ru/index.php?pid=48&id=2232
10.Сидоров П. Синдром эмоционального выгорания. // Медицинская газета. № 43, 25 июня 2005.
11.Cиндром эмоционального выгорания. Медицинская газета. № 43 — 8 июня 2005 г; с. 4-6
12.Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. М., 2003.
13.Творогова Н.Д. Нарушение психической саморегуляции медицинских работников. Синдром эмоционального выгорания. // Менеджер здравоохранения. 2004, № 1.
14.Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя. // Вопросы психологии. 1994. № 6. С.58.

Источник

Синдром «эмоционального выгорания» как проявление профессиональной деформации: динамика и психологическая симптоматика. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников со стажем работы более пяти лет. Подходы к решению проблемы.

  • История развития проблемы эмоционального выгорания. Требования, предъявляемые к эмоциональной сфере медицинских работников. Программа профилактики эмоционального выгорания медицинских сестер. Основные стадии сформированности эмоционального выгорания.

    Читайте также:  Синдром сухого глаза симптомы у детей

    курсовая работа, добавлен 10.10.2014

  • Понятие, признаки, история возникновения синдрома эмоционального выгорания. Профессия и выгорание; особенности проблем медицинских работников. Изучение влияния данного синдрома на психологическое состояние медперсонала и атмосферу внутри коллектива.

    курсовая работа, добавлен 09.04.2014

  • Синдром эмоционального выгорания: теоретические подходы, причины, направления коррекции и профилактики. Профессиональные качества и психологические особенности социальных работников, исследование проявления у них синдрома эмоционального выгорания.

    курсовая работа, добавлен 04.10.2012

  • Проблематика стрессоустойчивости человека. Динамика развития и психологическая симптоматика эмоционального выгорания. Экспериментальное исследование взаимосвязи личностных характеристик и эмоционального выгорания медсестер в профессиональной деятельности.

    курсовая работа, добавлен 12.07.2015

  • Основные подходы к проблеме профилактики «выгорания». Исследование уровня эмоционального выгорания социальных работников Неклиновского ЦСО и изучение влияния стажа работы на выгорание. Формы и методы профилактики синдрома профессионального выгорания.

    дипломная работа, добавлен 17.05.2014

  • Подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания», обобщение факторов, способствующих его возникновению. Динамика развития и психологическая симптоматика. Специфика медицинской профессии, как фактор формирования синдрома эмоционального выгорания.

    дипломная работа, добавлен 03.06.2011

  • Феномен эмоционального выгорания. Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания. Особенности личности и профессиональной компетентности педагогов. Психологическое благополучие учителя. Синдром эмоционального выгорания педагогов.

    курсовая работа, добавлен 19.01.2013

  • Психологическое и душевное переутомление, нарушение здоровья и трудовой дееспособности как причины синдрома эмоционального выгорания. Группы симптомов, характерные для синдрома: физические, эмоциональные, поведенческие, интеллектуальные и социальные.

    практическая работа, добавлен 24.03.2011

  • Профессиональное выгорание: понятие, симптомы, причины и фазы развития, пути профилактики. Проявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Экспериментальное выявление признаков профессионального выгорания у учителей разного возраста и стажа.

    курсовая работа, добавлен 26.06.2013

  • Содержание труда работников системы здравоохранения как фактор формирования синдрома эмоционального выгорания. Подходы к изучению влияния тревожности и темпераментальных свойств на профессиональную деятельность. Оценка темперамента медицинских сестер.

    Читайте также:  Чем обусловлен геморрагический синдром при циррозе печени

    курсовая работа, добавлен 05.01.2016

  • Источник

    История развития проблемы эмоционального выгорания. Требования, предъявляемые к эмоциональной сфере медицинских работников. Программа профилактики эмоционального выгорания медицинских сестер. Основные стадии сформированности эмоционального выгорания.

  • Изучение подходов к определению эмоционального выгорания как специфического результата действия стресса. Ключевые особенности профессии учителя, связанные с риском эмоционального выгорания. Способы профилактики и устранения эмоционального выгорания.

    дипломная работа, добавлен 27.10.2014

  • Личностные особенности медицинских работников. Социально-психологическая сущность синдрома эмоционального выгорания. Влияние специфики медицинской деятельности на формирование симптомов синдрома эмоционального выгорания, эмпирическое изучение взаимосвязи.

    дипломная работа, добавлен 04.03.2011

  • Проблематика стрессоустойчивости человека. Динамика развития и психологическая симптоматика эмоционального выгорания. Экспериментальное исследование взаимосвязи личностных характеристик и эмоционального выгорания медсестер в профессиональной деятельности.

    курсовая работа, добавлен 12.07.2015

  • Синдром эмоционального выгорания, его характеристика и стадии. История и модели изучения «синдрома выгорания». Профессия и «выгорание». Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания. Исследование эмоционального выгорания у студентов-психологов.

    курсовая работа, добавлен 18.06.2009

  • Синдром эмоционального выгорания: теоретические подходы, причины, направления коррекции и профилактики. Профессиональные качества и психологические особенности социальных работников, исследование проявления у них синдрома эмоционального выгорания.

    курсовая работа, добавлен 04.10.2012

  • Синдром «эмоционального выгорания» как проявление профессиональной деформации: динамика и психологическая симптоматика. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников со стажем работы более пяти лет. Подходы к решению проблемы.

    дипломная работа, добавлен 21.06.2013

  • Понятие, признаки, история возникновения синдрома эмоционального выгорания. Профессия и выгорание; особенности проблем медицинских работников. Изучение влияния данного синдрома на психологическое состояние медперсонала и атмосферу внутри коллектива.

    курсовая работа, добавлен 09.04.2014

  • Содержание труда работников системы здравоохранения как фактор формирования синдрома эмоционального выгорания. Подходы к изучению влияния тревожности и темпераментальных свойств на профессиональную деятельность. Оценка темперамента медицинских сестер.

    курсовая работа, добавлен 05.01.2016

  • Проявление признаков «эмоционального выгорания». Характеристика видов эмоционального реагирования. Структура эмоционального явления. Влияние ценностей на динамику развития феномена «эмоционального выгорания». Понятие ценностных ориентаций личности.

    дипломная работа, добавлен 25.08.2011

  • Анализ нарушений эмоциональной сферы личности с позиций социальной психологии. Причины синдрома эмоционального выгорания, факторы и стадии его развития. Социально-психологические характеристики, влияющие на развитие синдрома эмоционального выгорания.

    курсовая работа, добавлен 19.01.2016

  • Источник