Синдром эмоционального выгорания тест для педагогов
Профилактика эмоционального выгорания педагогов.
Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания
Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, представленные ниже. Отметьте ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя
Почти никогда | Редко | Часто | Почти всегда |
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня | |||
2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой | |||
3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня | |||
4. После рабочего дня я могу срываться на своих близки | |||
5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела | |||
6. Мне сложно снять эмоциональное напряженке, возникающее у меня после рабочего дня | |||
7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье | |||
8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил | |||
9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей |
Интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по 4-х балльной шкале: «0» — почти никогда. «1» — иногда. «2» — часто, «3» — почти всегда.
Суммарный показатель менее 3-х баллов можно оценить как низкий. 3-12 средний, выше 12 — как высокий показатель эмоционального выгорания.
Приемы антистрессовой защиты:
1. Отвлекайтесь:
•Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе.
•Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет.
•Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь.
•Обращайте внимание на мельчайшие детали.
•Медленно, не торопясь, мысленно «переберите» все предметы один за другим в определенной последовательности. Говорите мысленно самому себе: «Коричневый письменный стол, зеленые занавески и т. п. «
2. Снижайте значимость событий:
• Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь.
• Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа:
•»не очень-то и хотелось», «главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе», и т.;
•»нечего себя накручивать», «хватит драматизировать»;
•кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.
3. Действуйте:
Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.
Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом:
•наведите порядок дома или на рабочем месте;
•устройте прогулку или быструю ходьбу;
•пробегитесь;
•побейте мяч или подушку и т. п.
4. Творите:
Любая творческая работа может исцелять от переживаний:
•рисуйте;
•танцуйте;
•пойте;
•лепите;
•шейте;
•конструируйте и т. п.
5. Выражайте эмоции:
Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно!
Учитесь показывать эмоции, «выплескивать» их без вреда для окружающих.
Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического),
Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.
•изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса;
•мните, рвите бумагу;
•кидайте предметы в мишень на стене;
•попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите;
•поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства («Я расстроен..», «Меня это обидело..»).
6. Рефрейминг (Слово «рефрейминг» происходит от английского слова «фрейм»(рамка), так что буквально его можно перевести как переобрамление. Смены точки зрения, отношения к чему-либо, без изменения самой ситуации):
Возьмите себе за правило всякий раз, когда происходит что-то негативное, минимум три раза проводить рефрейминг:
•постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности.
Источник
Организационные недостатки на работе (учебе) постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться. Да Нет |
Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры. Да Нет |
Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности. Да Нет |
Меня беспокоит то, что я стал хуже работать/учиться (менее продуктивно, качественно, медленнее). Да Нет |
Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого. Да Нет |
От меня как профессионала/человека мало зависит благополучие партнеров. Да Нет |
Когда я прихожу с работы/учебы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался. Да Нет |
Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие). Да Нет |
Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует долг, в том числе профессиональный. Да Нет |
Моя работа/учеба притупляет эмоции. Да Нет |
Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе, учебе, в жизни. Да Нет |
Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний. Да Нет |
Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения. Да Нет |
Работа/взаимодействие с людьми приносит все меньше удовлетворения. Да Нет |
Я бы сменил место работы/учебы, если бы представилась возможность. Да Нет |
Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру поддержку, услугу, помощь, в том числе профессиональную. Да Нет |
Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на контакты, в том числе деловые. Да Нет |
Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером. Да Нет |
Я настолько устаю на работе /учебе, что дома стараюсь общаться как можно меньше. Да Нет |
Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено. Да Нет |
Иногда самые обычные ситуации общения вызывают раздражение. Да Нет |
Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров. Да Нет |
Общение с партнерами побудило меня сторониться людей. Да Нет |
При воспоминании о некоторых коллегах по работе/учебе или партнерах у меня портится настроение. Да Нет |
Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций. Да Нет |
Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами и другими людьми. Да Нет |
Обстановка на работе/учебе мне кажется очень трудной, сложной. Да Нет |
У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой/учебой: что-то должно случиться, как бы не до пустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т.п. Да Нет |
Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания. Да Нет |
В общении я придерживаюсь принципа: «Не делай людям добра, не получишь зла». Да Нет |
Я охотно рассказываю домашним о своей работе/учебе. Да Нет |
Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы/учебы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты). Да Нет |
Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу. Да Нет |
Я очень переживаю за свою работу/учебу. Да Нет |
Партнерам по работе/учебе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности. Да Нет |
При мысли о работе/учебе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль. Да Нет |
У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с начальством. Да Нет |
Я часто радуюсь, видя, что моя работа/учеба приносит пользу людям. Да Нет |
Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе/учебе. Да Нет |
Некоторые стороны (факты) моей жизни вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние. Да Нет |
Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно. Да Нет |
Я разделяю деловых партнеров на «хороших» и «плохих». Да Нет |
Усталость от работы/учебы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми. Да Нет |
Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела. Да Нет |
Обычно я прихожу на работу/учебу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении. Да Нет |
Я иногда ловлю себя на том, что работаю, взаимодействую с партнерами автоматически, без души. Да Нет |
Иногда встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого. Да нет |
После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия. Да Нет |
На работе/учебе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки. Да Нет |
Успехи в работе/учебе вдохновляют меня. Да Нет |
Жизненная ситуация, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной). Да Нет |
Я потерял покой из-за работы/учебы. Да Нет |
На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов). Да Нет |
Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу. Да Нет |
Я часто с работы/учебы приношу домой отрицательные эмоции. Да Нет |
Я часто работаю через силу. Да Нет |
Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам чем теперь. Да Нет |
Во взаимодействии с людьми руководствуюсь принципом: «Не трать нервы, береги здоровье». Да Нет |
Иногда иду на работу/учебу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать. Да Нет |
После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание. Да Нет |
Контингент партнеров, с которым я работаю/взаимодействую, очень трудный. Да Нет |
Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю. Да Нет |
Если бы мне повезло с работой/учебой, я был бы более счастлив. Да Нет |
Я в отчаянии из-за того, что на работе/учебе у меня серьезные проблемы. Да Нет |
Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной. Да Нет |
Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание. Да Нет |
Чаще всего после рабочего/учебного дня у меня нет сил заниматься домашними делами. Да Нет |
Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий/учебный день кончился. Да Нет |
Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют. Да Нет |
Взаимодействуя или работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций. Да Нет |
Работа, взаимодействие с людьми (партнерами) очень разочаровали меня. Да Нет |
Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства. Да Нет |
Как правило, мой рабочий/учебный день проходит спокойно и легко. Да Нет |
Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств. Да Нет |
Моя карьера складывается удачно. Да Нет |
Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой/учебой. Да Нет |
Некоторых из своих постоянных партнеров, знакомых я не хотел бы видеть и слышать. Да Нет |
Я одобряю людей, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах. Да Нет |
Моя усталость на работе/учебе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями. Да Нет |
Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил. Да Нет |
Меня часто подводят нервы в общении с людьми, в том числе на работе/учебе. Да Нет |
Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе/в учебе я утратил интерес, живое чувство. Да Нет |
Работа/взаимодействие с людьми плохо повлияла на меня — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции. Да Нет |
Работа/взаимодействие с людьми явно подрывает мое здоровье. Да Нет |
Источник
Тренинг для педагогов
«Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога»
Задачи:
— создание условий способствующих профилактике СЭВ;
— передача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления;
— развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы; сплочения и доверия, снятие эмоционального напряжения;
— формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом.
Количество участвующих – 15-20 человек.
Оборудование: листы бумаги, ручки, звезды бумажные, степлер, ножницы, газеты.
Ход тренинга:
Участники сидят полукругом.
— Я рада видеть вас на тренинге, посвященном проблеме »’Синдром эмоционального выгорания педагогов”.
Научный и практический интерес к синдрому выгорания обусловлен тем, что этот синдром является непосредственным проявлением возрастающих проблем, которые связаны с самочувствием педагогов, эффективностью их труда и стабильностью жизни всего коллектива.
Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
Именно педагоги и являются той категорией, которая наиболее подвержена выгоранию. Сюда же относятся:
— люди, перегруженные ответственностью, длительно и интенсивно работающие;
— стремящиеся к непременному успеху;
— не имеющие интересов помимо работы или имеющие их слишком мало;
— уверенные в том, что они являются единственными, кто способен сделать эту работу.
Условия работы педагога являются основными причинами возникновения выгорания, а именно:
— стресс, вызванный множеством требований, которые непрерывно суммируются в разных сферах нашей жизнедеятельности,
— беспокойная обстановка на работе, требующая устойчивого внимания и напряжения, единственным постоянством которой является ее постоянная изменчивость,
— не всегда разумная организации труда,
— невнимание к своему здоровью.
Я не буду подробно останавливаться на теоретических основах этого вопроса (т.к. мы это уже рассматривали). Хочу лишь напомнить о симптомах выгорания:
-истощение, усталость;
-бессонница;
-негативные установки;
-пренебрежение исполнением своих обязанностей;
-увлечение приемом психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);
-уменьшение аппетита или переедание;
-усиление агрессивности (раздражительность, гневливости, напряженности);
-усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);
-чувство вины;
-переживание несправедливости.
Развитие синдрома носит поэтапный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты – следствие высокой установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.
Упражнение “Наши ожидания” (работа в парах)
— Каждый из нас чего-то ожидает от нового дела. Что Вы ждете от этого тренинга? (Каждый участник записывает свои ожидания в правой колонке на листке).
— Что Вы готовы вложить в тренинг? (Каждый участник записывает в правой части листа свой вклад в тренинг)
Участники зачитывают свои ожидания от тренинга и вклад.
— То, что мы с Вами записали, безусловно, может изменяться на протяжении всего тренинга. Возможно, вы получите то, чего не ожидали. Многое также будет зависеть от вашей активности. В конце тренинга у нас с Вами будет возможность проанализировать свои ожидания.
Для того чтобы наше общение было эффективным, предлагаю придерживаться следующих правил:
— быть активным;
— придерживаться временных рамок;
— не критиковать соседа;
— все идеи хороши
— правило обратной связи.
Для того, чтобы немного размяться после рабочего дня я предлагаю вам выполнить упражнение-разминку “Карандаши”.
Суть упражнения состоит в удержании карандашей между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад.
После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50-60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Ваша задача, не отпуская карандашей, синхронно выполнять следующие задания.
1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.
2. Вытянуть руки вперед, вернуть в исходное положение .
3. Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга).
4. Присесть, встать.
При выполнении упражнения от участников требуется четкая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга. Если каждый участник будет думать только о своих действиях, то упражнение практически невыполнимо. Необходимо строить свои действия с учетом движений партнеров.
— Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали?
— Что помогло выполнить упражнение? Что помешало?
Психологи считают, что осознать, в чем проблема, и вербализовать ее – значит наполовину ее решить. Молодцы!
Уважаемые коллеги! Некоторое время назад мы заполняли анкету с целью выявления возможной степени профессионального выгорания.
Еще раз хочу отметить, что выгорание возникает поэтапно и включает в себя 3 стадии развития стресса:
1. напряжение – его создают повышенная ответственность, трудный контингент, дестабилизирующая рабочая обстановка.
2. сопротивление – когда человек пытается как-то оградить себя от неприятных впечатлений;
3. истощение.
И, конечно же, я хочу сказать несколько слов о проявлении этого синдрома относительно педагогов нашей школы. Некоторое время назад было проведено анкетирование с целью выявления степени возможного выгорания, в котором приняли участие … человек (анализ результатов анкетирования).
И немного исследовательских данных…
Наиболее высокие показатели выгорания имеют педагоги со стажем работы от 10 до 15 лет.
Можно предположить, что это связано с особенностями возраста, а именно с частично совпадающим с этим возрастом кризисом середины жизни. Примерно в этом возрасте наступает момент, когда человек в первый раз оглядывается назад, оценивает прошлое, он задумывается о том, чего достиг, оценивает свои профессиональные достижения, в виде повышения заработной платы, статуса, должности. Если этого не происходит, осознанно или нет, человек начинает испытывать эмоциональный дискомфорт, психическое напряжение, неудовлетворенность трудом, переутомление. И, возможно, это может быть одним из факторов формирования СЭВ.
Возможной причиной выгорания педагогов со стажем 0-5 лет может стать несоответствие ожиданий связанных с профессией и реальной действительностью. Например, мы ожидаем, что, как только профессионал закончил обучение, он автоматически становится компетентным. И, конечно, молодые педагоги сами ожидают от себя компетентности. Они чувствуют себя неадекватными и неуверенными, когда сталкиваются с ситуациями, к которым не были подготовлены.
У педагогов со стажем работы более 20 лет все фазы выгорания также имеют тенденцию к росту. Можно предположить, что данный подъем также связан с возрастными особенностями. Перед человеком встает вопрос: А зачем все это? Зачем я работаю? … Если человек успешно решает жизненные задачи, то в возрасте 50-55 лет он переживает новый подъем творческих сил.
Наиболее устойчивой к синдрому оказалась группа педагогов со стажем 15-20 лет. Для этого возрастного периода характерно освоение родительской дистанции с детьми, появляется возможность больше времени и внимания уделять своей собственной жизни. Это приводит к обновлению переживаний, появляется чувство полноты жизни, причастности ко всем ее проявлениям. Таким образом, можно предположить, что достижение определенной душевной гармонии, стабильности этого возрастного периода являются положительными факторами формирования устойчивости к синдрому.
Таким образом, выгорание развивается не в результате длительной профессиональной деятельности. А зависит от возрастных и профессиональных кризисов человека. Также на развитие синдрома оказывают влияние личностные и организационные характеристики.
Не секрет, что профессия школьного учителя чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверхстресса, то есть стресса превышающего “посвседневный” психический потенциал человека. Однако стресс, по мнению ученых, не только беда, но и благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь превратилась бы в бесцветное прозябание. Стресс – это важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо он помогает повышать сопротивляемость организма. Стресс может способствовать возникновению не только тяжелого страдания, но и большой радости. Он способен привести человека к вершинам творчества. Профессия учителя относится к одной из профессий, в которой часто возникают стрессовые ситуации.
И сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми приемами снижения стрессового состояния и улучшения настроения.
По мере приобретения подобного опыта уровень эмоциональных нагрузок может снижаться, однако никогда не исчезает полностью.
Давайте рассмотрим и обсудим естественные способы регуляции, которые вы наверняка используете ежедневно в своей работе. Другими словами, какие приемы можно использовать в повседневной жизни с целью снижения негативного влияния, например, стрессовых ситуаций на организм?
— Сейчас будем использовать прием ”Мозговой штурм”, т.е. вырабатывать максимальное количество идей по данному вопросу. Работа осуществляется в 2 группах.
— смех, улыбка, юмор. Подарите, пожалуйста, сейчас своему соседу справа и слева улыбку. Может есть желающие рассказать анекдот?
– размышление о хорошем, приятном (ситуации, поступки и т.д.),
– различные движения типа потягивания,
– наблюдение за пейзажем за окном,
– рассматривание цветов в помещении, фотографий,
– “купание” в солнечных лучах,
– вдыхание свежего воздуха,
– высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так. Есть желающие сделать комплимент, например, своим коллегам?
Однако есть и особенные, специально разработанные специалистами способы психологической реабилитации.
Упражнение “Огонь — лед”
Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Упражнение выполняется, стоя в кругу. По команде “Огонь” вы начинаете интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбирается каждым участником произвольно. По команде “Лед” вы застываете в позе, в которой вас застигла команда, напрягая до предела все тело. Далее команды чередуются.
— Какие ощущения и эмоции вызвало это упражнение?
— Молодцы! Но согласитесь, что на эмоциональное состояние каждого из нас влияет и показатель сплоченности коллектива. Т.е. то, насколько комфортно мы себя чувствуем среди коллег, насколько мы можем рассчитывать на их помощь. И у каждого из нас есть свое представление о понятии ”коллектив”, например, нашей школы.
В любом случае, стремиться к единству нужно. Но, думаю вы согласитесь, что в некоторых ситуациях должен быть и дух соперничества. В связи с этим я предлагаю вам выполнить Упражнение ”Вавилонская башня”.
Оно направлено на сплочение коллектива, но носит соревновательный характер. Вам нужно разделиться на 2 команды. Каждой команде выдается набор бумаги, степлер, ножницы.
Ваша задача – в течение 15 минут построить башню. Принцип строительства вы определяете сами. Внутри каждой команды вы разрабатываете стратегию работы, обсуждаете идеи и т.д. Можно использовать только то, что вам дали. По истечению времени вы должны представить высокое творение, которое должно держаться без вашей помощи.
— Какие эмоции вызвало это упражнение? Сделали ли вы для себя какие-либо выводы?
Упражнение “Звуковая гимнастика”
Сейчас я хочу познакомить вас со звуковой гимнастикой. Но прежде чем приступить к ее выполнению, следует придерживаться правила: спокойное, расслабленное состояние; выполняется стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.
А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
X — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение.
— Помните, любой человек в течение жизни сталкивается с трудными в эмоциональном отношении ситуациями, и вырабатывает собственные приемы восстановления. Наверняка, эти приемы есть у вас. Может кто-то хочет поделиться ими с коллегами?
Упражнение-размышление.
— Уважаемые коллеги! Посмотрите на стены нашего кабинета. Наверное, у некоторых из вас по ходу нашего тренинга возникал вопрос: при чем здесь звезды?
Эти звезды были сделаны учащимися нашей школы. Почему именно звезда? Потому что педагог и ребенок – это необъемлемая часть образовательного процесса. И дети ассоциируют педагога, учителя в некоторой степени со звездой. Той звездой знаний, к которой они стремятся. Вот что они говорят… (зачитываются мысли учащихся о педагогах школы).
Со своей стороны я хочу прочитать небольшой текст. А вот о его значении задумайтесь, пожалуйста, вы сами.
Высоко в темном небе, на одной огромной звездной поляне жили – были звезды. Было их очень много, и все звезды были очень красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Здесь были синие звезды – они дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды – они одаривали людей умом, а еще на поляне были зеленные звезды. И все люди, кто рождался под их светом зеленых лучей, становились очень добрыми.
И вот однажды на звездном небе что-то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но была она абсолютно… белая! Огляделась звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг – прошептала она. “А что ты даешь людям?”- спросили ее другие звезды. В ответ она задумалась….
— Я знаю, что среди всех присутствующих нет таких звезд, которые были бы бесцветными. Я желаю вам “светиться” всегда и везде!
— Наше занятие подходит к концу. Давайте по кругу выскажем свое мнение о встрече, о своем состоянии. Помните, что вы высказываете свое мнение. И оно важно, даже если имеет отрицательный оттенок.
— Спасибо за активную и продуктивную работу! (желающим раздаются буклеты с информационным материалом)
Источник