Синдром эмоционального выгорания социальных работников

Одна из ведущих тенденций современного периода – динамичный научно-технический прогресс, вызывающий изменения практически во всех сферах социально-экономической жизни. Эти изменения в той или иной мере затрагивают каждого нашего современника [5,с.68]. Преобразованияотрасли социальной защиты населения, возрастающие требования к профессиональной компетентности специалиста, а также со стороны клиентов, обостриливопросы эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников.

Экстремальные ситуации часто сопровождаются стрессом, когда у социального работника возникает острый внутренний конфликт между жесткими требованиями, которые налагает на него ответственность, и объективная невозможность выполнить их. Стресс как состояние психической напряженности, вызванное трудностями, опасностями, в целом мобилизирует человека на их преодоление. Однако если стресс превышает критический уровень, то он превращается в дистресс, снижающий результаты труда, подрывающий здоровье человека.

Социальная работа как вид профессиональной деятельности требует от специалиста особых знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, без которых осуществление социальной помощи практически невозможно. Среди значимых качеств можно выделить такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личностная адекватность по самооценке.

Профессиональная деятельность социального работника, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника.

Социальным работникам, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойствен, как и другим специалистам, работающим в системе «человек-человек», так называемый синдром «эмоционального выгорания».

Впервые термин «эмоциональное выгорание» был заявлен американским психологом Х.Дж. Фрейденбергером (1974) для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи.

Согласно концепции В.В. Бойко, эмоциональное выгорание – выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на определенные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. «Выгорание» отчасти целесообразный и функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать психические ресурсы. В то же время могут возникнуть его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на эффективности профессиональной деятельности и отношениях с партнерами по деловому общению. «Выгорание – психологический термин, обозначающий симптомокомплекспоследствий длительного рабочего стресса и определенных видов профессионального кризиса» [1, с.91].

Б. Пельман и Е.Хартман выделили три компонента эмоционального выгорания:

  1. Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов.
  2. Деперсонализация связана с возникновением равнодушного и даже негативного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы. контакты с ними становятся формальными, безличными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.
  3. Сниженная рабочая продуктивность проявляется в снижении самооценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, негативном отношении к себе как личности [2, с.243].

Эмоциональное выгорание представляет собой многомерный конструкт, набор негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающихся высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью.

Труд социальных работников относится к числу сложных и ответственных видов деятельности человека. Он характеризуется значительной интеллектуальной нагрузкой, требует большого объема оперативной и долговременной памяти, наличия определенного уровня здоровья, содержит элементы творчества и тесно связан с ответственностью. Выраженность этих качеств обеспечивает профессиональную эффективность труда, но в то же время сопряжена с высокой физиологической стоимостью нервных процессов для организма самих социальных работников.

Профессиональная деятельность социальных работников имеет ряд особенностей, определенное место среди которых занимает высокая частота межличностных контактов при общении с клиентами, их родственниками, друзьями, коллегами, что предъявляет высокие требования к коммуникативной компетентности социальных работников. К этому же можно отнести психологические трудности «принимающего», «безусловного» общения, описанные C.Rogers (1990)и E.Fromm (1990).

Профессиональная деятельность социальных работников предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Эмоции, как правило, амбивалентны: удовлетворение по поводу успешно проведенной консультации или оказание помощи клиентам в трудной жизненной ситуации, чувство собственной значимости, сопричастности другим людям, но и сожаление, угнетение из-за неспособности наладить контакт с клиентом, зависть к преуспевающим коллегам, разочарование в профессии и т.п.

Проведя анализ профессиональной деятельности социальных работников А.А. Козлов подчеркивает вероятность развития у них стрессов [6, с.118]. Причина их – конфликты, большая ответственность за разрешение жизненно важных проблем клиентов, функциональные перегрузки. Автор указал на недостаточную подготовленность социальных работников к нагрузкам, присущим их работе, к возможным внутренним конфликтам из-за служебных, профессиональных и семейных интересов, а так же необходимость эмоциональной разрядки после общения с клиентами, коллегами и др.

Для большинства социальных работников характерна однообразность и монотонность работы. Однообразие и повторение одних и тех же трудовых действий при перегруженности клиентами и недостатке времени для выполнения работы приводит к возникновению утомления социального работника. Одновременно отмечаются изменения в субъективной стороне работоспособности: ухудшается, приводит к мотивационной и эмоциональной неустойчивости и является одной из предпосылок для возникновения синдрома выгорания; меняется настроение, чаще возникают отрицательные эмоции, появляются жалобы на сонливость, усталость и скуку. Все это отрицательно влияет на эффективность профессиональной деятельности, на удовлетворенность собственным трудом и является предпосылкой для возникновения синдрома эмоционального выгорания у социальных работников.

Сталкиваясь с отрицательными эмоциями со стороны клиентов, социальный работник вовлекается в них, в силу чего начинает испытывать повышенное эмоциональное напряжение. Более всего такому риску подвергаются лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. Настоящий социальный работник в их представлении – это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и частной жизнью.

Читайте также:  Ибс острый коронарный синдром диагностика

Личностные черты эмоциональной неустойчивости, робости, консерватизма, импульсивности, напряженности имеют определенное значение в формировании синдрома эмоционального выгорания. Давно установлено, что работа с определенными группами клиентов является дополнительным психотравмирующим фактором. К таким группам относятся люди старческого возраста, хронически больные люди, требующие постоянного ухода, психически больные люди и др.

Выгорание считают исключительно расстройством сверхпреданных и трудолюбивых работников, а эти группы «трудных» клиентов в целом имеют ряд общих особенностей, которые притягивают преданных идеалистов, некоторые из этих клиентов заставляют социальных работников переживать чувство бессилия от невозможности облегчить их страдания.

Таким образом, описывая факторы синдрома эмоционального выгорания у социальных работников можно выделить три типа факторов, играющих существенную роль в эмоциональном выгорании.

Социальный фактор: непризнание истинных заслуг социального работника, ограничение его права на свободу выбора стиля жизни; несоответствие нравственно-этических требований к профессии реальной ситуации на рабочем месте; ограничение активности социального работника по внедрению новых технологий и прогрессивных методов, принижение социального статуса, семейно-бытовые проблемы.

В данном случае социальный работник испытывает разочарование вследствие несовпадения реальной профессиональной ситуации с идеальными представлениями о ней.

Фактор среды. Большое значение имеет взаимоотношение с коллегами в коллективе и то, создается или нет ситуация активного совместного решения профессиональных задач. коллектив может снижать мотивацию деятельности свои общим негативным или равнодушным отношением к ней. Кроме того, условия работы могут не способствовать успешному осуществлению профессиональных задач: низкая материально-техническая база, отсутствие своего кабинета, отсутствие полноценного отдыха.

Личностный фактор. Мотив «служения» часто инициирует возникновение и развитие симптомов эмоционального выгорания, поскольку при этом социальный работник изначально обладает позицией сильной включенности в деятельность. Сгорают обычно не изначально равнодушные к своей работе люди. И не те, кто в профессиональной деятельности реализуют мотивацию социальных достижений, а, наоборот, профессионалы. Для которых деятельность изначально значима, сознательно выбрана, предполагает известное эмоциональное отношение. Ориентацию на других людей, то есть реализующие мотивацию «служения». Сочувствующий социальный работник. Ориентированный на других, при недостаточной связи с реальностью, неумении оценивать критически неблагоприятные факторы, с низкой устойчивостью к стрессорам социальной профессии (таким, как страдания, переживания, болезнь и т.д.) может стать носителем быстро прогрессирующего синдрома эмоционального выгорания[3, с. 328].

Требования, предъявляемые к эмоциональной сфере социального работника, довольно противоречивые. Наряду с эмпатией они должны быть и эмоционально устойчивыми.Как чрезмерная эмоциональность, так и заторможенность могут быть препятствием для осуществления профессиональных действий.

От социального работника требуется высокая служебная и профессиональная дисциплина, четкое выполнение своих обязанностей. При этом выполнение этих обязанностей должно осуществляться не формально, а по внутреннему побуждению, чувству долга, стремлению бескорыстно делать все необходимое, чтобы помочь человеку. Это требует постоянного пополнения профессиональных знаний и умений. Здесь на помощь приходит дополнительное профессиональное образование, когда социальные работники проходят курсы переподготовки и повышения квалификации. Одним из модулей учебно-образовательного процесса является курс занятий по эмоциональному выгоранию, где социальные работники помимо лекционного формата участвуют в активных и интерактивных формах обучения, а именно тренингах по эмоциональному выгоранию, деловых и ролевых играх, семинарах-практикумах и т.д.

Социальный работник может любить свою профессию, обладать прекрасными техническими навыками, однако, если он в силу личностных особенностей часто конфликтует с клиентами, его профессиональные качества не дадут должного эффекта. Он должен обладать профессиональной выдержкой и самообладанием.

Личностные особенности социального работника могут делать их более или менее уязвимыми к эмоциональному выгоранию.

Умение общаться обеспечивает взаимодополнение,  доверие в отношениях, эффективность в решении поставленных задач. успешное взаимодействие вносит вклад в компетентность социального работника, влияет на удовлетворенность клиента оказываемой помощью и повышает чувство уверенности в себе социального работника и удовлетворенность его своим трудом. Это в свою очередь препятствует формированию синдрома эмоционального выгорания.

Рассматривая вопрос о синдроме эмоционального выгорания необходимо обратить внимание на развитие личностных особенностей в процессе профессионализации, которое может идти не только за счет «непосредственного» приспособления личности к профессии, но и за счет «компенсаторного» профессионального приспособления. Это означает, что человек под влиянием профессиональных требований может с помощью волевых усилий преодолеть в себе определенные личностные черты, которые мешают выполнению трудовой деятельности. Требования профессии социального работника предполагают постоянный контакт с людьми, и личность может преодолеть свою природную застенчивость и постепенно научиться свободно общаться с людьми [4, с.115].

Ключевым ресурсом преодоления трудных ситуаций является жизнестойкость. С.Мадди определяет данный термин как интегральную личностную черту, ответственную за успешность преодоления личностью жизненных трудностей. Автор выделяет следующие компоненты жизнестойкости:

  • вовлеченность – убеждение в том, что только благодаря своей активности человек находит в мире интересное;
  • контроль – убежденность в контролируемости мира и своей способности добиться результата;
  • принятие риска – готовность действовать вопреки неопределенности ситуации и угрозе и извлекать опыт из любых ситуаций [3,c.335].

Таким образом, жизнестойкость – это система убеждений личности, способствующая развитию готовности субъекта заинтересованно участвовать в ситуациях повышенной для него сложности, контролировать, управлять, уметь воспринимать даже негативные события как опыт и успешно справляться.

Учитывая вышесказанное, проблема изучения причин проявления и последствий «выгорания» у социальных работников приобретает особую значимость, так как грамотная диагностика, коррекция и профилактика развития «выгорания» могут помочь в остановке начавшегося процесса или предупредить угрозу его возникновения, сохранив социального работника как здоровую личность и эффективного профессионала.

Литература:

  1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении.- СПб.: Питер, 1999
  2. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях [текст]/Н.Е. Водопьянова/Психология здоровья/под ред. Г.С. Никифорова.- СПб.: Издательство СПбГУ, 2000
  3. Караванова Л.Ж. Профессионально-личностное развитие специалиста по социальной работе в период обучения..дисс.д.псх.н., Москва, 2012
  4. Лебедева Н.В. Обучение взрослых в системе переподготовки и повышения квалификации: монография [текст]/ Н.В. Лебедева – М.: Издательство «Перо», 2013
  5. Лебедева Н.В. Непрерывное образование в системе переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов социальной защиты населения г. Москвы/Высшее образование сегодня.- №6, 2014
  6. Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность [текст]: учеб.пособие/отв.ред. А.А.Козлов – М.: «Логос», 2004[schema type=»book» name=»ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА: АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ» description=»целью в представленной статье является изучение актуальности такой проблемы, как эмоциональное выгорание социальных работников. Проведенный теоретико-методологический анализ данного вопроса позволяет выявить особенности социальной работы, выделить компоненты, сложности профессиональной деятельности социального работника, причины возникновения эмоционального выгорания и пути решения данной проблемы.» author=»Лебедева Наталья Васильевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]
Читайте также:  Как лечить синдром раздраженного кишечника с поносом

Источник

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 364.62

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ»

КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

© Раиса Михайловна КУЛИЧЕНКО

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель Академии социальных и образовательных технологий, e-mail: raisa_kulichenko@mail.ru

В статье представлена характеристика психологического состояния специалистов, осуществляющих профессиональную помощь различным категориям людей и подверженных чувствам эмоционального истощения, негативного профессионального восприятия; ощущения собственной некомпетентности.

Ключевые слова: профессиональный «недуг»; «стресс» общения; профессиональное «выгорание»; условия «выгорания»; стадии эмоционального «выгорания».

Психологическое состояние специалистов различного профиля, чаще всего здоровых людей, находящихся в постоянном общении с различными категориями населения при оказании профессиональной помощи, нередко характеризуется снижением удовлетворенности своей деятельностью в результате эмоционального и умственного истощения, приступов напряженности, тревожности, депрессии. Американский психиатр Х.Дж. Фрейденберг назвал это явление эмоциональным «выгоранием», а К. Кондо определил его как дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений. Он же установил, что «выгоранию» более всего подвержены учителя, психологи, педагоги, воспитатели детских домов, социальные работники и другие специалисты, содержанием деятельности которых является межличностное взаимодействие.

Социальная работа — это многосторонняя профессиональная деятельность, направленная на содействие людям, социальным группам в решении социальных проблем, прежде всего по преодолению личностных и социальных трудностей, посредством поддержки, защиты, обслуживания, коррекции и реабилитации.

В российских классификаторах приняты два профессиональных определения — специалист социальной работы и социальный работник. Специалист социальной работы -это «…человек, обладающий фундаментальными и прикладными знаниями, специальными навыками, умениями и, соответственно, — ключевыми базовыми компетенциями в области социальной работы, имеющий высшее профессиональное образование по специальности «Социальная работа». По роду своей деятельности он осуществляет посредничество, консультирование, специализированную помощь в социальных службах, организациях; оказывает социальную помощь и услуги семьям и отдельным лицам, различным половозрастным, этническим и другим группам населения; организует и координирует социальную работу с отдельными лицами и группами с особыми нуждами, с ограниченными возможностями, вернувшимися из специальных учреждений и мест лишения свободы и т. д.» [1].

Социальный работник — это «…лицо, окончившее среднее специальное учебное заведение по профилю социальной работы, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы по социальному обслуживанию и склонное по своим личным качествам к оказанию социальных услуг» [1].

В соответствии с должностной инструкцией он выполняет более десяти услуг (в то время, когда у него 6-8 клиентов), в т. ч.: выявляет граждан, нуждающихся в социальной помощи (одинокие, престарелые, нетрудоспособные и другие категории); способствует восстановлению функционирования клиента в различных социальных группах; проводит работу по восстановлению трудовых навыков клиента; оказывает ему помощь в решении бытовых вопросов (доставка продуктов питания, лекарств, уборка помещения и т. п.); оказывает необходимую доврачебную помощь; посещает при помещении в больницу и мн. др.

Таким образом, и специалист социальной работы, и социальный работник в своей деятельности постоянно общаются с людьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, что зачастую вызывает у них появление т. н. «профессионального недуга», т. е. особой формы стресса — «стресса общения» [2, с. 311-313, 320-322].

В отечественной науке и практике такое явление часто называют профессиональным «выгоранием». Профессиональное «выгорание» — совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом, один из видов профессиональной деформации личности, который нередко проявляется у специалистов, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми.

Признаки профессионального «выгорания»: чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде); дегуманизация (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам); негативное профессиональное самовосприятие -ощущение собственной некомпетентности, недостатка профессионального мастерства.

Значительную роль в эмоциональном (профессиональном) «выгорании» играют

три фактора: личностный, ролевой и организационный.

Личностному фактору соответствуют неудовлетворенность профессиональным ростом, установка на поддержку (благожелательность); ему в большей степени подвержены сочувствующие, гуманные, мягкие, ориентированные на помощь другим и одновременно неустойчивые люди.

Ролевой фактор проявляется в профессиональных ситуациях в коллективе, где общие действия слабо согласованы, нет интеграции усилий, присутствует жесткая конкуренция, нет слаженности и скоординированности действий.

Влияние организационного фактора на синдром «выгорания» выражается в том, что сложная работа бывает недостаточно организованной, не оцениваемой должным образом, и ее содержанию не соответствует характер руководства: налицо безответственность,

плохо определены функции работников. Появляется синдром профессионального «выгорания» как следствие излишней потери энергии специалистами, хронического неразрешенного стресса на рабочем месте и представляет собой состояние эмоционального, психического, физического истощения [2, с. 273-275].

У социальных работников синдром эмоционального выгорания — явление нередкое. Его опасность заключается в том, что большинство из них не знают, что это такое, связывая состояние, характерное для профессионального «выгорания», с обычной усталостью, в результате чего процесс затягивается и обостряется.

Среди предпосылок эмоционального «выгорания» ученые называют, во-первых, наличие организационных проблем (слишком большая рабочая нагрузка, недостаточная возможность контролировать ситуацию, недостаточное моральное и материальное вознаграждение, отсутствие значимости выполняемой работы и т. д.); во-вторых, личностные характеристики специалиста (низкая самооценка, высокий невротизм, тревожность и т. п.); в-третьих, наличие психологически трудного контингента (клиенты с тяжелыми проблемами, «трудные» подростки, инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья и др.)

Читайте также:  Синдромы бас при шейном остеохондрозе

Чаще всего риску возникновения синдрома эмоционального «выгорания» (СЭВ) подвержены лица, предъявляющие к себе чрезмерно высокие требования. Исследователи выделили три типа людей, которым наиболее грозит СЭВ.

Первый тип — т. н. «педантичный». Основные характеристики этого типа: добросовестность, возведенная в абсолют; чрезмер-

ная болезненная аккуратность и стремление в любом деле добиться образцового порядка.

Второй тип — «демонстративный». Люди этого типа стремятся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Вместе с тем им свойственна высокая степень истощаемости при выполнении незаметной, рутинной работы.

Третий тип — «эмотивный». «Эмотиви-сты» бесконечно чувствительны и впечатлительны. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением, и все это при явной нехватке сил сопротивляться любым неблагоприятным обстоятельствам [3, с. 7].

Американский социальный психолог К. Маслач дала характерное название этому синдрому «выгорание — плата за сочувствие».

Таким образом, условия появления синдрома профессионального «выгорания»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

можно сгруппировать в два блока:

1) объективные условия — особенности профессиональной деятельности;

2) субъективные условия — особенности личности и профессиональной компетентности специалиста.

Ряд ученых (зарубежные — К. Маслач, С. Джексон, Б. Перлман, Е.А. Хартман, Дж. Гринберг; отечественные — Н.Е. Водопьянов, Е.С. Старченко, О.И. Бабич, В.В. Бойко, Д.Г. Трунов, А.К. Макарова) в своих работах выделяют факторы, модели, стадии эмоционального «выгорания». В частности, Дж. Гринберг предлагает пять стадий развития синдрома эмоционального «выгорания» у представителей социальных профессий:

1) специалист относится с энтузиазмом к своим заданиям, но по мере возникновения рабочих стрессов профессиональная деятельность приносит ему все меньше удовольствия и он становится менее энергичным;

2) появляются усталость, апатия; при отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника теряется интерес к своему труду или исчезает привлекательность работы в данной организации и продуктивность его деятельности;

3) чрезмерная работа без отдыха приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также к психологическим переживаниям —

хронической раздраженности или чувству подавленности;

4) развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность;

5) физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека [4].

Основные симптомы синдрома эмоционального «выгорания»:

— ухудшение отношений с коллегами и родственниками;

— нарастающий негативизм по отношению к клиентам (коллегам);

— злоупотребление алкоголем, никотином, кофеином;

— утрата чувства юмора, постоянное ощущение неудачи и вины;

— повышенная раздраженность и на работе, и дома; рассеянность;

— упорное желание переменить род занятий;

— обостренная восприимчивость к инфекционным и простудным заболеваниям; нарушение сна;

— повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении всего рабочего дня [3, с. 5].

Специалистами установлено, что синдром эмоционального «выгорания» развивается постепенно — они выделяют три стадии этого процесса. Первая из них характеризуется приглушением всех эмоций, вторая -возникновением негативных чувств к своим клиентам, они начинают раздражать, вызывать чувство неприязни. На третьей стадии начинается полное «выгорание» специалиста -утрата им профессиональных ценностей.

Тревожно то, что некоторые ученые трактуют феномен профессионального «выгорания» как необратимый. В этом отношении более оптимистичны В.В. Бойко и Д.Г. Трунов: в их представлении симптомы «выгорания» служат психологической защитой, т. е. они помогают специалисту дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы [5, с. 13-18].

Предупредить синдром «выгорания» возможно как на уровне личности, так и на уровне организации. Во втором случае это регламентация нагрузки в процессе работы; предоставление работнику возможности для

самореализации и самосовершенствования; создание в коллективе благополучного психологического климата; эффективная управленческая деятельность.

На уровне личности уменьшению стрессовых реакций, вызывающих синдром «выгорания», способствует наличие у специалистов таких качеств, как самоконтроль, адекватная самооценка, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

Причины, особенности, симптомы профессионального эмоционального «выгорания» у социальных работников требуют тщательного изучения и выработки рекомендаций по его профилактике и, если требуется, реабилитации этих работников. Со всеми социальными работниками, специалистами «помогающих» профессий должны проводиться семинары, тренинги по обучению общению с людьми в трудных жизненных ситуациях, оказанию помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях и формам самозащиты от синдрома «выгорания».

Куличенко Р.М. Проблема профессионального выгорания в деятельности социального работника // Державинские чтения. Академия социальных и образовательных технологий: материалы общероссийской научно-практической конференции. Февр. 2011. Тамбов, 2011. С. 125-129. Современная энциклопедия социальной работы / под ред. В.И. Жукова. 2-е изд. доп., переработ. М., 2008.

Синдром эмоционального выгорания в социальной работе. Методические материалы в помощь специалистам системы социальной защиты населения города Москвы. М., 2009.

Кривенков С.Г. Синдром эмоционального выгорания. URL: http: // www.proatom.ru. Загл. с экрана.

Профессиональное выгорание специалистов социальной сферы: диагностика, профилактика, реабилитация: пособие для социальных работников и психологов. М., 2010.

Поступила в редакцию 19.11.2011 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

UDC 364.62

SYNDROME OF EMOTIONAL “BURNOUT” AS PROFESSIONAL PROBLEM OF SOCIAL WORKER

Raisa Mikhailovna KULICHENKO, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor Education, Professor Scientific Head of Academy of social and Educational Technologies, e-mail: raisa_kulichenko@mail.ru

The article presents the characteristics of psychological professionals, offering professional assistance to various categories of people affected and the feelings of emotional exhaustion, negative perceptions of professional, feeling their own incompetence.

Key words: professional “malaise”; “stress” of communication; professional “burnout”; conditions of “burnout”; stages of emotional “burnout”.

Источник