Синдром эмоционального выгорания педагогов картинки

Синдром эмоционального выгорания педагогов картинки thumbnail

Мария Архипова
Презентация «Синдром эмоционального выгорания педагога и способы профилактики»

Слайд 2

В течение последних десятилетий четко прослеживается связь снижения здоровья педагогов с их профессиональной деятельностью, наиболее значимым фактором, в которой является профессиональный стресс.

Особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Современное общество представляет высокие требования к системе образования. Педагоги, стремясь соответствовать этим требованиям, вынуждены беспрестанно повышать уровень профессиональной компетентности, что, в свою очередь, уже ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам. Напряжённые ситуации на работе (трудности взаимодействия с воспитанниками, конфликтные ситуации с родителями, администрацией, коллегами, приводят к истощению эмоциональных ресурсов педагога. Следствием профессионального стресса могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными, с собственными детьми.

Профессиональное “ выгорание” — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное “ выгорание” возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей “разрядки” или “освобождения” от них. Опасность “выгорания” состоит в том, что это не кратковременный проходящий эпизод, а долговременный процесс “сгорания дотла”.

Поэтому в настоящее время становится актуальным коррекция психологического состояния и развития эмоциональной устойчивости педагога.

Педагогу, чтобы не оказывать пагубного влияния на тех, с кем он общается (прежде всего, на детей и их родителей, следует разобраться с собой, со своим эмоциональными проблемами, то есть начать с себя.

Слайд 3-4

Таким образом наиболее часто «выгорание» рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности и его развитие может не ограничиваться профессиональной сферой, а проявляться в различных ситуациях бытия человека.

Слайд 5

Какие же факторы вызывают синдром профессионального «выгорания»? Условно их можно разделить на внешние и внутренние.

Слайд 6

Внешние факторы

Не буду долго говорить о них. Вы видите их на слайде. Скажу только, что эта группа организационных факторов очень разнообразна и сама по себе не является непосредственной причиной выгорания. Ее зачение зависит от оценки восприятия работником ситуации, в которой он работает. (в одном и том же учреждении люди по разному реагируют на стресс)

Слайд 7

О внутренних факторах хочу сказать, что существует мнение, что наиболее подвержены «выгоранию» люди с определенными чертами личности.Это:

— сочуствующие, мягкие, гуманные люди и одновременно- неустойчивые, по хорошему одержимые (фанатичные) увлекающиеся люди

-также это могут быть авторитарные люди с низким уровнем эмпатии, склонные к эмоциональной холодности, со слабой эмоциональной отдачей

— а также это трудоголики, работающие с полной самоотдачей, тщеславные люди, чья жизнь заполнена только работой.

Слайд 8

В. В. Бойко рассматривает эмоциональное выгорание как динамический процесс, который возникает поэтапно в соответствии с механизмом развития стресса. И имеет три фазы его развития.

Фаза напряжения запускает механизм выгорания. Человек начинает осознавать психотравмирующие факторы и накапливать в себе раздражение, отчаяние и негодование. В результате осознания неудач и невозможности повлиять на ситуацию, начинает испытывать недовольство собой и профессией. Бывает даже возникает ощущение загнанности в клетку, когда сосредоточение энергии внутри достигает внушительных объемов.

Фаза резистенции выделяется весьма условно. Так как уже с момента появления напряжения человек естественно стремится снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его арсенале средств. Педагог не может или не хочет адекватно эмоционально реагировать (где-то экономит свои эмоции). Включает дежурную, безразличную мину. Экономия эмоций распространяется и на близких дома. На работе устали от разговоров, дома все начинает раздражать, не хочется разговаривать или того хуже ….В этой фазе наступает редукция профессиональных обязанностей, т. е их упрощение

Фаза истощения. все реже проявляются + эмоции, все чаще – резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы. Человек постепенно исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Его ничто не волнует. Он научается работать как робот, автомат. Возникает личностная отстраненность. В конце концов организм не справляясь с внутренними перегрузками, переводит их во внешние психосоматические проявления. Таким образом организм защищает себя.

Слайд 9-10

Я бы хотела предложить вам памятку, где описаны симптомы эмоционального выгорания. И если вы нашли по два и более симптома в каждой группе,это сигнал: задуматься о своем физическом и психическом здоровье.

На слайдах основные из них.

Слайд 11

Для чего я так подробно рассказываю о механизмах эмоционального выгорания, для того чтобы вы своевременно заметили негативные изменения у себя или своих коллег и стали искать пути преодоления и выхода из данной ситуации. И не доводили ее до критических значений.

Чтобы еще больше убедить вас в значимости данной темы, разрешите провести маленькую Экспресс диагностику «выгорания» с вами.

Слайд 12

Я подготовила для вас ряд рекомендаций, соблюдение которых позволит кому-то просто улучшить самочувствие, а кому-то поможет и в борьбе с профессиональными стрессами.

Слайд 13

Естественные способы, такие как….

Слайд 14

А так же это…

Это все общие рекомендации

Слайд 15

Так же нужно целенаправленно работать над собой

Слайд 16-20

Точечные советы, которые надеюсь помогут вам

Слайд 21

В заключении хочется сказать

Источник

КАК ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ ОТ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ.

Термин «эмоциональное выгорание» впервые введен американским психологом Фрейденбергером в 1974 году. Этим словом он описывал деморализацию, разочарование и крайнюю усталость, которые наблюдал у врачей и психологов, работавших с тяжелыми, острыми и кризисными ситуациями.

Если рассматривать вопрос шире, то можно сказать, что «синдром выгорания» свойственен в той или иной степени всем, кто помогает людям в горе. Как правило, развивается он постепенно и протекает в каждом случае индивидуально. Например, у человека умирает родственник, друг скорбящего буквально бросается ему на помощь. Но через некоторое время его энтузиазм ослабевает, хотя он продолжает дальше помогать горюющему, правда, уже буквально заставляя себя. Проходит еще какое-то время, и помогающий начинает раздражаться, а потом срываться, злиться на скорбящего. В некоторых случаях это заканчивается ссорами, раздорами, обидой.

Обычно эмоциональное выгорание сопровождается следующими симптомами:

· Частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»);

· Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

· Чувство постоянной, не проходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после пробуждения (симптом хронической усталости);

· Снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды, общая астенизация (слабость, снижение активности);

· Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

Читайте также:  Форум синдром эдвардса часть 9

· Общая негативная установка на перспективы (пессимизм).

· Ощущение, что оказывать помощь становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять действия для ее оказания — все труднее и труднее;

· Чувство бесполезности, неверие в улучшение, безразличие к результатам;

· Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

· Чувство гиперответственности и постоянный страх, что «не получится» или «не справлюсь»;

· Невыполнение важных, приоритетных задач, «застревание» на мелких деталях;

· Дистанцированность от нуждающегося в помощи;

· Грубое, негуманное отношение к тому, кому оказывается помощь.

Конечно, по одному симптому не следует судить о наличии выгорания. Но если вы заметили у себя несколько из перечисленных признаков, которых ранее не наблюдалось, следует задуматься о своем состоянии. Кроме того, о выгорании могут (но не обязательно должны) говорить такие телесные проявления, если они не обусловлены другими заболеваниями:

· Частые беспричинные головные боли;

· Постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

· Резкая потеря или увеличение веса;

· Полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 часов ночи и «тяжелое» пробуждение утром, когда нужно вставать на работу);

· Постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

· Одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

· Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

Наличие или интенсивность этих симптомов может меняться в зависимости от степени и стадии выгорания.

Как же избежать выгорания?

Главная профилактика выгорания – знание о его существовании и самоконтроль. Нужно помнить, что при любых личностных деформациях выгорание наступает быстрее. Так, например, неумение планировать свое время приводит к переутомлению. А утомление в свою очередь — к усталости и более быстрому выгоранию.

Источник

Юлия Боярских
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»

Тренинг

«Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Цель: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

Задачи:

знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками;

определение своего отношения к профессии, анализ проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью;

повышение уровня сплоченности педагогического коллектива;

снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.

Добрый день уважаемые коллеги!

Мы начинаем наше тренинговое занятие. Любое тренинговое занятие имеет свои правила. Предлагаю всем работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях,говорить только от своего лица: я думаю”, слушать друг друга внимательно.

Человек усваивает:

10% того, что слышит

50 % того, что видит,

70 % того, что сам переживает,

90 % того, что сам делает.

1. Мини – лекция «Профессиональное выгорание педагога».

В психологии существует такое понятие как «профессиональное выгорание». Данный синдром наиболее характерен для представителей коммуникативных профессий, т. е. профессий системы «человек – человек».

Представители профессии «человек – человек» из –за интенсивного общения рано или поздно начинают ощущать следующие симптомы: повышенную усталость, сниженную самооценку, ухудшение здоровья и т. д. Таким образом, личность защищает себя от психотравмирующих воздействий.

Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех,кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения. Печально то, что особенно подвержены выгоранию те люди, которые по долгу службы должны «дарить» людям энергию и тепло своей души. В значительной степени подвержены развитию СЭВ педагоги.

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

Профессия педагога является очень сложной, поскольку он в процессе работы взаимодействует и с детьми, и с родителями, и с коллегами, администрацией. Профессиональный труд педагога-воспитателя отличается значительными нагрузками на его психоэмоциональную сферу. Большая часть его рабочего времени протекает в эмоционально –напряженной обстановке: чувственная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, высокая ответственность за жизнь и здоровье детей. Факторы такого рода безусловно оказывают влияние на педагога: появляются нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания. К сожалению, многие представители педагогической профессии не могут похвастаться своим здоровьем, а между тем, требуемая от него активность, выдержка, оптимизм, выносливость и ряд других профессионально важных качеств во многом обусловлены его физическим, психическим и психологическим здоровьем.

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной.Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе.Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

Увеличивается не только нагрузка, вместе с ней растет и нервнопсихическое напряжение личности, переутомление.Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.

И очень часто педагоги предъявляют непомерно высокие требования к самим себе. В их представлении настоящий педагог — это образец совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с назначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью.

Таким образом, труд педагога отличается высокой напряженностью, поэтому педагоги в большей мере подвержены влиянию синдрома эмоционального выгорания.

«Эмоционально выгоревшие»— это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

В целом, для синдрома эмоционального выгоранияхарактерны такие симптомы:

— усталость, истощение;

— недовольство собой, нежелание работать;

— усиление соматических болезней;

— нарушение сна;

— плохое настроение и различные негативные чувства и эмоции: апатия, депрессия, чувство безнадежности, цинизм, пессимизм;

— агрессивные чувства (раздражительность, напряжение, гнев, обеспокоенность);

— негативная самооценка;

— пренебрежение своими обязанностями;

— снижение энтузиазма;

— отсутствие удовлетворения от работы;

— негативное отношение к людям, частые конфликты;

— стремление к уединению;

— чувство вины;

— потребность в стимуляторах (кофе, алкоголь, сладости, табак, и тому подобное);

— снижение аппетита или переедание.

Три стадии синдрома

Профессиональное выгорание – процесс постепенный. Согласно исследованиям в нем можно выделить три основные стадии.

Первая стадия.

Умеренные, недолгие, случайные признаки процесса. Все признаки и симптомы проявляются в легкой форме, выражаются в заботе о себе, например, путем расслабления и организации перерывов на работе.

Проявляется на уровне выполнения функций,произвольного поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т. д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом».

Читайте также:  Синдром дауна 1 к 5

На второй стадии

Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (дети, родители, «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал.

Симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Человек может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных. Для заботы о себе ему требуются дополнительные усилия.

Третья стадия

Собственно личностное выгорание. Хронические признаки и симптомы. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Наблюдаются когнитивная дисфункция (нарушение памяти и внимания, нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями, личностные изменения. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ. Соматические симптомы.

Особо опасно выгорание в начале своего развития, так как «выгорающий» педагог как правило, не осознает его симптомы и изменения в этот период легче заметить со стороны. Выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующих развитию этого явления.

О том, что делать при эмоциональном выгорании, и как его избежать, мы поговорим позже (приложение 2).

А теперь я предлагаю вам несколько практических и интересных упражнений. Но для начала давайте познакомимся еще раз!

2. Упражнение на знакомство.

Безусловно, Вы уже знакомы друг с другом не один год. Но я хочу предложить Вам по-новому познакомиться друг с другом, как будто в первый раз.

Знакомиться мы будем не совсем обычным способом. Нужно по очереди назвать свое имя и то, в чем Вы мастер.

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»

3. Упражнение «Я дома, я на работе»

Следующее упражнение поможет Вам посмотреть на свои взаимоотношения с профессией как бы со стороны. Для этого разделите лис бумаги пополам. Составьте 2 списка определений (как можно больше) «Я дома» и «Я на работе».

(Когда все закончили, анализируем.)

Теперь, обратите внимание на похожие черты в соседних столбиках, противоположные черты, отсутствие схожих черт, отметьте их для себя.Давайте обсудим: какой список было составлять легче, какой получился объемнее, каково Ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия (Обсуждение)

4. Игровое упражнение «Да, я такая, а еще…»

Сейчас будем учиться правильно реагировать на комплименты и приятные слова. Каждый сидящему справа говорит комплимент,а сидящий справа должен ответить: «Спасибо. Да, я такая, а еще я…» и называет свое положительное качество.

5. Упражнение «Волшебный магазин».

А сейчас мы с Вами отправимся в Волшебный магазин. В нем есть все, чего Вы только можете себе пожелать. Для этого напишите три хороших своих качества, и три, которые вам не нравятся. Чтобы купить нужное качество нужно прорекламировать и продать то качество, которое Вам особенно мешает.Вывод: не бывает плохих или хороших качеств. Любое качество в различных ситуациях либо помогает, либо вредит.

Синдром эмоционального выгорания педагогов картинки

6. Упражнение «Порой я балую себя».

В следующем упражнении каждому участнику понадобиться лист бумаги (раздаем бумагу). Вся информация, которую Вы запишете на листе будет носить строго конфиденциальный характер. Поэтому желательно быть искренними, не заглядывать в листы людей сидящих рядом и не спрашивать их от том, что они написали. Приступаем…

Вспомните и составьте список тех дел, которые Вы выполняете с целью доставить себе удовольствие, позаботиться о своем душевном здоровье и немного побаловать себя.

(Когда списки готовы, продолжаем.)

Теперь отметьте как часто Вы делаете то, что отмечено на листе.

(Можно предложить высказать свое мнение.)

Далее необходимо разделиться на тройки и составит слоган, отражающий идею о том, почему необходимо иногда баловать себя.

(Раздаются карточки с рекомендациями Приложение.)

Ознакомьтесь с рекомендациями и отметьте в них те пункты, которые приемлемы для Вас, но которые Вы выполняете крайне редко или не выполняли раньше и дополните этот список одной-двумя оригинальными позициями. На этом же листе можно записать слоганы, придуманные Вами.

(Далее обсуждение.) Предлагаю Вам высказаться о том какие способы побаловать себя Вам больше всего понравились и какие бы Вы могли попробовать использовать в будущем.

7. Упражнение «Маски релаксации»

Теперь мне хотелось бы предложить Вам несколько приемов, которые помогли бы Вам снять мышечные зажимы лица и лучше управлять своей мимикой в процессе работы. Предлагаю Вам встать. Делаем глубокий вдох, задерживая дыхание изображаем на лице маску удивления (гнева, поцелуя, смеха, недовольства, выдыхая расслабляем мышцы лица.

Упражнение «Руки».

Инструкция: Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук на землю, — вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так одну-две минуты, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдитесь.

Выполним упражнение «Лимон».

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

«Муха»

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

Читайте также:  Сколько операций делают при синдром

8. Упражнение «Контур человека»

Я предлагаю Вам нарисовать силуэт человека. Поселите внутри него те чувства и эмоции, которых не хватает Вам на данном жизненном этапе. Для каждого из них подберите соответствующее место и подходящий цвет. Закрасьте силуэт.

Теперь задумайтесь – если Вам не хватает каких либо чувств и эмоций, значит необходимо стремиться ими овладеть…

9. Релаксационное упражнение «Новое платье»

Сядьте удобно, опустите плечи, вслушайтесь в спокойную музыку, выдохните напряжение, расслабьтесь, можете закрыть глаза. Вы сидите удобно, и ваши мышцы отдыхают. Проследите, чтобы не были сжаты зубы и руки в кулаки. Губы мягко сомкнуты. Мышцы плеч расслаблены, голова — чуть откинута, плечи — расправлены. Прислушайтесь к своему дыханию, постарайтесь сделать вдох — глубоким, а выдох — удлинить, можно выдыхать сквозь губы, расслабляя брюшную стенку. Вы отдыхаете, ничем не озабочены, и ничто Вас не беспокоит и не тревожит.

Теперь я медленно, тихо и ритмично считаю до 7. Вы мысленно вместе со мной идете по улице, делаете 7 шагов и оказываетесь в магазине «Одежда»: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7… заходите внутрь.

В этом магазине много различной одежды всех фасонов и цветов, есть старинные наряды и современная одежда. Вы просматриваете костюмы, платья и выбираете себе понравившиеся.

Вы приходите домой, надеваете на себя выбранную красивую вещь. Посмотрите внимательно свой наряд – цвет, фасон, удобно ли он сидит на вас.Посмотрите на себя в зеркало: вы довольны собой, вы себе нравитесь. Улыбнитесь себе и снимите наряд.

Откройте шкаф с вашей одеждой. Вы видите, что там нет свободных вешалок, а вам нужно убрать свой новый наряд. Для этого выберете какую-нибудь старую вещь и выкиньте ее, освободив место для новой одежды. Вместе с этой старой одеждой вы выбрасываете свои прошлые опасения, тревоги, неудачи и ошибки, и не сожалейте о них.

Повесьте новую вещь в шкаф. Откройте свой шкаф, свой дом и свой мир для перемен. Откройте глаза и возвращайтесь к нам в реальный мир обновленными. Многие из вас готовы к переменам в вашей жизни, готовы расстаться со старым и отжившим, и мы желаем вам удачи на этом пути.

10. И закончить нашу встречу хотелось бы притчей.

Притча «ИСПОЛНЕНИЕ МОИХ ЖЕЛАНИЙ»

— Алло, здравствуйте! Могу я поговорить с Богом?

— Здравствуйте! Соединяю!

— Здравствуй, Душа моя! Я внимательно слушаю тебя!

— Господи, прошу Тебя, исполни мои желания!

— Конечно, дорогая, все, что угодно! Но сначала, я тебя соединю с отделом

исполненных желаний: постарайся понять, какие ошибки ты допускала в прошлом!

…Металлический голос в трубке: “Подождите, пожалуйста, Вас соединяют с

оператором отдела исполненных желаний” … Жду…

— Приветствую Вас! Что бы Вы хотели узнать?

— Здравствуйте! Меня к вам перенаправил Господь и сказал, что прежде чем

загадывать новые желания, хорошо бы прослушать прежние.

— Понятно, минуточку… А, вот! Все желания души. Вы слушаете?

— Да, внимательно.

— Начинаем с последнего года:

1) Надоела эта работа! (исполнено: “работа надоела!”)

2) Муж не обращает внимания! (исполнено: “не обращает!”)

3) Ой, мне бы немного денег! (исполнено: денег – немного)

4) Подруги –дуры! (исполнено: они – дуры)

5) Мне бы хоть какую-нибудь квартирку! (исполнено: на 10 этаже под самой

крышей, крыша течет. Просила ведь “какую-нибудь”)

6) Мне бы хоть какую-нибудь маленькую машинку! (исполнено: получи “Запорожец” лохматого года)

7) Ой, ну хоть бы в отпуск, хоть куда-нибудь (исполнено: к свекрови на дачу,

ей как раз рабочая сила нужна)

Ну что такое, никто цветов не подарит (исполнено: не подарит)

Продолжать? Здесь примерно на год чтения!

— Нет, нет, все поняла! Перенесите мой звонок на Творца!

— Господи, я все поняла! А сейчас я хочу как следует подумать. Можно мне перезвонить попозже?

Смешок в трубке…

— Конечно, дорогая Душа моя… Когда угодно!

Приложение 1

Естественные приемы регуляции организма:

• Смех, улыбка, юмор;

• размышления о хорошем, приятном;

• различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

• наблюдение за пейзажем за окном;

• рассматривание комнатных цветов в помещении, фотографий и других приятных или дорогих для человека вещей;

• мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);

«купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;

• вдыхание свежего воздуха;

• чтение стихов;

• высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так;

• посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой, спортом и т. д.

• релаксация

• сделать себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинать в ресторане).

• разрешить себе побыть некоторое время в одиночестве.

• найти время с удовольствием заняться своим любимым делом.

• позволить себе полдня провести за «ничегонеделанием».

• каждый вечер вставать под душ и «смывать» события прошедшего дня, т. к. вода издавна является мощным универсальным проводником.

• фильмы, спектакли, юмористические передачи;

• баня-сауна;

• аромотерапия, массаж;

• парикмахерская, шопинг;

• отдых в санатории;

• покричать там, где никто не услышит;

• поплакать, если грустно;

• выбить пыль из ковра, устроить генеральную уборку или ремонт.

• порисовать;

• погулять, быстро пройтись;

• послушать спокойную музыку;

• пикник, путешествие (поездка в красивое место);

• встретиться с подругой/другом и с чувством обсудить ситуацию.

И конечно же не забывайте про САМОВНУШЕНИЕ И САМОПООЩРЕНИЕ

Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня

не менее 3–5 раз.

Приложение 2

Рекомендации для профилактики эмоционального выгорания.

1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику.Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:

— громко запеть;

— резко встать и пройтись;

— быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;

— измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

4. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

Источник