Синдром эмоционального выгорания мкб 10
В 1974 году американский психиатр H.J.Freundenberger для описания психологического состояния у волонтеров служб психического здоровья, проявляющегося в виде истощения, разочарования и отказа от работы, впервые применил термин «синдром сгорания сотрудников» («staff burn-out syndrome»).
Такой синдром он определил как «поражение, истощение или износ, происходящий в человеке вследствие резко завышенных требований к собственным ресурсам и силам».
Эта концепция вызвала большой интерес, обусловленный чрезвычайной актуальностью проблемы для специалистов помогающих и коммуникативных профессий.
Данный феномен изучается почти тридцать лет, опубликовано много трудов на эту тему, но единого определения синдрома выгорания до сих пор не существует. S.T.Meier (1983) определял его как «состояние, в котором человек не имеет ожиданий вознаграждения от выполняемой работы, но напротив — ожидает наказания, что происходит в результате недостатка мотивации, контролируемых результатов или недостаточной компетенции».
Некоторые авторы не расценивают «выгорание» как новый клинический феномен, а считают его во многом совпадающим с так называемым «вторичным травматическим стрессом» (Secondary Traumatic Stress — STS).
Общими симптомами для этих состояний являются следующие:
— и то и другое состояние имеют тенденцию к накапливанию;
— оба состояния проявляются одинаковыми симптомами: бессонницей, депрессией и нарушением коммуникации с семьей и значимыми людьми.
Однако сторонники выделения синдрома выгорания в отдельный диагностический таксон находят ряд отличий в генезе этих расстройств.
Различия между ними лежат главным образом в причинах возникновения таких состояний: в то время как STS чаще всего возникает как вторичная реакция на эмпатическое сопереживание клиентам с травматическими или проблемными ситуациями, синдром выгорания может возникать при работе с любыми клиентами (L. Morrow, 1981, M.King, 1993; T.M.O’Halloran, J.M.Linton, 2000).
С. Maslach (1982) определяет «синдром сгорания» как «синдром истощения и цинизма», который включает в себя следующие параметры: «скука», «эмоциональное истощение», «деперсонализация» (в данном случае имеются в виду утрата индивидуальности, отстраненность, эмоциональная невовлеченность как защитная реакция при контакте с пациентом) и «личное достижение».
Maslach С. & Jackson S.E. (1986) выделяют следующие признаки синдрома выгорания
Изменения в поведении.
Врач часто смотрит на часы; усиливается его сопротивление выходу на работу; откладывает встречи с больными; часто опаздывает; утрачивает творческие подходы к решению проблем; работает усерднее и дольше, а достижения становятся меньше; уединяется и избегает коллег; присваивает собственность учреждения; увеличивает употребление меняющих настроение психоактивных веществ (включая кофеин и никотин); теряет способность удовлетворять свои потребности в развлечениях и восстановлении здоровья; подвержен несчастным случаям.
Изменения в чувствах.
Утрата чувства юмора или юмор висельника; постоянное чувство неудачи, вины и самообвинения; часто испытывает гнев, обиду и горечь, повышенная раздражительность, проявляемая на работе и дома; ощущение, как будто к нему придираются; чувство обескураженности и равнодушия; бессилие; снятие стресса, а не творческая деятельность.
Изменения в мышлении.
Все более упорны мысли о том, чтобы оставить работу; не способен концентрировать внимание; ригидное мышление, сопротивляющееся изменениям; усиление подозрительности и недоверчивости; циничное, порицающее отношение и негуманное отношение к больным; менталитет жертвы; озабоченность собственными потребностями и личным выживанием.
Изменения в состоянии здоровья.
Нарушенный сон; частые, длительно текущие незначительные недуги; повышенная восприимчивость к инфекционным заболеваниям; утомляемость — усталость и истощение в течение целого дня; ускорение нарушений психического и соматического здоровья.
J.A.Diez et al. и C.R.Herrera et al. (1996), описывая синдром выгорания у сотрудников психиатрических учреждений, характеризуют его как эмоциональное истощение, уменьшение или утрату эмпатии и самодостаточности, а также снижение самооценки.
В.В.Бойко рассматривает синдром выгорания как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Он считает, что эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения.
С точки зрения теории стресса H.Selye, согласно которой реакция на стресс имеет трехстадийную динамику (стадии тревоги, резистентности и истощения), синдром выгорания характерен для третьей стадии — истощения.
С одной стороны, «синдром эмоционального выгорания» — это определенный тип реагирования на хронический профессиональный стресс, который позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. Но, с другой, — возникающие соматические, психологические и психопатологические дисфункции имеют неблагоприятные последствия для здоровья и профессиональной деятельности специалиста.
Выгорание сопровождается физическим, эмоциональным и психическим истощением (C.Cherniss, 1980, 1992)
Признаки физического истощения:
— хроническое чувство усталости, слабости, скуки; снижение энергии;
— частые головные боли, боли в спине, мышечное напряжение, нарушение сна, тошнота;
— подверженность заболеваниям.
Признаки эмоционального истощения:
— чувство подавленности, беспомощности, безнадежности;
— повышенная напряженность и конфликтность в семье;
— увеличение частоты и интенсивности отрицательных эмоций (раздражительность, гнев, нетерпение и т.п.);
— снижение частоты и уровня положительных эмоциональных состояний (сочувствие, дружелюбие, заботливость, вежливость и т.п.).
Признаки психического истощения:
— неудовлетворение и негативное отношение к себе, работе и к жизни в целом;
— учащение форм поведения, связанных с избеганием работы (прогулы, частое пребывание на больничных листах и т.п.).
Клиническая картина выгорания включает ряд неспецифических психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции.
Наиболее типичными проявлениями являются хроническая усталость, когнитивная дисфункция (нарушения памяти и внимания), нарушения сна и личностные изменения. Возможно развитие тревожно-депрессивного расстройства, суицидального и зависимого поведения
Общими соматическими симптомами являются головная боль, гастроинтестинальные (диарея, синдром раздраженного желудка) и кардиоваскулярные (тахикардия, аритмия, гипертония) нарушения.
До настоящего времени вопрос о нозологической принадлежности синдрома выгорания окончательно не решен.
Некоторые исследователи рассматривают его в рамках «Расстройств адаптации» (F43.0) или «Неврастении» (F48.0), другие считают его болезнью современного общества или расценивают как один из вариантов хронической усталости или переутомления (J.SFeiton, 1998; C.Maslach, W.B.Schaufeli, M.P.Leiter, 2001; A.Weber & A.Jaekei-Reinhard, 2000).
Всемирная организация здравоохранения признала, что «синдром выгорания» является проблемой, требующей медицинского вмешательства.
В МКБ-10 «синдром выгорания» выделен в отдельный диагностический таксон — Z73 (проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью) и шифруется Z73.0 — «выгорание» (burnout).
Согласно определению ВОЗ (2001), «синдром выгорания (burnout syndrome) — это физическое, эмоциональное или мотивационное истощение, характеризующееся нарушением продуктивности в работе и усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью соматическим заболеваниям, а также употреблением алкоголя или других психоактивных средств с целью получить временное облегчение, что имеет тенденцию к развитию физиологической зависимости и (во многих случаях) суицидального поведения.
Этот синдром обычно расценивается как стресс-реакция в ответ на безжалостные производственные и эмоциональные требования, происходящие от излишней преданности человека своей работе с сопутствующим этому пренебрежением семейной жизнью или отдыхом».
В настоящее время синдром выгорания рассматривается как долговременная стрессовая реакция, которая возникает в результате воздействия на человека хронических профессиональных стрессов средней интенсивности. В связи с этим, мы рассматриваем синдром выгорания как «профессиональное выгорание», потенцирующее деформацию личности профессионала.
Юрьева Л.Н.
Опубликовал Константин Моканов
Источник
Кирилл Карпенко
Эмоциональное выгорание (burn-out) – это синдром, возникающий в результате хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолён. Характеризуется тремя составляющими:
- чувство истощения;
- рост умственной отстранённости от работы или негативного и циничного отношения к работе;
- снижение работоспособности.
Выгорание бывает только на работе и не может применяться для описания опыта в других сферах жизни. Часто «эмоциональное выгорание» называют «профессиональным выгоранием», что подчёркивает специфику этого явления.
Эмоциональное выгорание проявляется только в профессиях типа «человек–человек»: врачи, учителя, социальные работники. Стрессовым фактором, провоцирующим выгорание, является человек. Поэтому шахтёрам и фермерам оно не грозит.
Само понятие «эмоционального выгорания» ввёл в научный оборот американский психолог Герберт Фрейденберг в 1974 году. В 1980 году он опубликовал книгу «Burn Out: The High Cost of High Achievement. What it is and how to survive it».
Не нужно путать эмоциональное выгорание с болезнями:
- расстройства, конкретно связанные со стрессом (расстройство адаптации и др.);
- тревожность или связанные со страхом расстройства;
- расстройства настроения (депрессия и др.);
- утомляемость.
Не болезнь
Само эмоциональное выгорание не является болезнью: это психологическая проблема.
Эмоциональное выгорание не болезнь.
29 мая 2019 года на сайте «Российской газеты» и многих других новостных изданий появилась фейковая новость о том, что якобы эмоциональное выгорание официально признано ВОЗ болезнью и включено в 11 версию Международной классификации болезней (МКБ–11).
На самом деле эмоциональное выгорание есть и в МКБ–10 (код Z73.0) и осталось в МКБ–11 (код QD85). В обоих версиях МКБ эмоциональное выгорание помещено в раздел «Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения». Этот раздел включает не болезни, а факторы, которые врачу нужно знать и учитывать в своей работе.
Для этого фейка был информационный повод. 28 мая 2019 года на сайте ВОЗ была опубликована новость о том, что эмоциональное выгорание как профессиональный феномен включено в МКБ–11 в тот же раздел, в котором оно было в МКБ–10. Отличие в том, что в новой версии МКБ описание выгорания более детальное. В тексте этой новости ВОЗ подчёркивает, что эмоциональное выгорание не является болезнью. Также ВОЗ отметило, что глава в которую включено выгорание включает причины, по которым люди обращаются в медицинские учреждения, но которые не классифицируются как болезни или состояния здоровья.
Также там отмечается, что Всемирная организация здравоохранения собирается приступить к разработке основанных на фактических данных руководящих принципов в отношении психического благополучия на рабочем месте.
Профилактика
Управление эмоциями.
Подавление (психологическая защита).
Психологическая амортизация.
Думайте в духе «Выиграл/Выиграл».
Диагностика
Опросник выгорания Маслач (Maslach Burnout Inventory, MBI) для медицинских работников.
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания Виктора Бойко.
Литература
Наталия Водопьянова, Елена Старченкова. Синдром выгорания.
Сергей Удовик, Андрей Молокоедов, Илья Слободчиков. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности.
Источник
… почти 80% врачей психиатров, психотерапевтов, психиатров-наркологов имеют различной степени выраженности признаки синдрома выгорания; 7,8% — резко выраженный синдром, ведущий к психосоматическим и психовегетативным нарушениям. По другим данным, среди психологов-консультантов и психотерапевтов признаки синдрома эмоционального выгорания различной степени выраженности выявляются в 73% случаев; в 5% определяется выраженная фаза истощения, которая проявляется эмоциональным истощением, психосоматическими и психовегетативными нарушениями. Среди медицинских сестер психиатрических отделений признаки синдрома эмоционального выгорания обнаруживаются у 62,9% опрошенных. Фаза резистенции доминирует в картине синдрома у 55,9%; выраженная фаза «истощения» определяется у 8,8% респондентов в возрасте 51-60 лет и со стажем работы в психиатрии более 10 лет. Те или иные симптомы выгорания имеют 85% социальных работников. Сложившийся синдром отмечается у 19% респондентов, в фазе формирования — у 66%.
Термин «эмоциональное выгорание (burnout)» введен американским психиатром H. Freudenberger a 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «синдром эмоционального выгорания» — это физическое, эмоциональное или мотивационное истощение, характеризующееся нарушением продуктивности в работе и усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью соматическим заболеваниям.
В настоящее время проблемы производственного стресса, рассматриваемого в рамках синдрома эмоционального выгорания (СЭВ), выделенный в МКБ-10 как «синдром выгорания» под рубрикой Z.73.0 (проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью).
В 1986 году американские ученые C. Maslach и S. Jackson охарактеризовали три основные группы проявлений данного состояния: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений. Под эмоциональным истощением понимают чувство эмоциональной опустошенности и усталости, обусловленной профессиональной деятельностью. Под деперсонализацией в данном случае понимается не классическое психиатрическое понятие данного термина, а скорее понижение личностного компонента – дегуманизация отношений к объектам своей деятельности (пациентам, клиентам): холодность, формализация контактов, черствость, цинизм. Возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам. Редукция личных профессиональных достижений проявляется в занижении профессиональных успехов и возникновении чувства собственной некомпетентности в своей профессиональной сфере. Авторы подчеркивают, что выгорание – это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а скорее «эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением». данному состоянию наиболее подвержены представители «помогающих профессий и управленческий персонал: медицинские работники, менеджеры, педагоги, психологи, продавцы, адвокаты, сотрудники правоохранительных органов.
В.В. Бойко выделяет несколько групп внешних и внутренних факторов, провоцирующих эмоциональное выгорание. В группу организационных (внешних) факторов включаются условия работы и социально-психологической деятельности: хроническое психоэмоциональное напряжение, нечеткие организация и планирование труда, повышенная ответственность за исполняемые функции, неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности. К группе внутренних факторов относятся склонность к эмоциональной ригидности, интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности (данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело), слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности. Эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан.
Кроме этого, следует учитывать факторы, выделенные Т.В. Решетовой: неэмоциональность, неумение общаться, трудоголизм, снижение социальных ресурсов (социальные и родственные связи, любовь, профессиональная состоятельность, экономическая стабильность и т.д.).
C. Maslach условно разделяет симптомы эмоционального выгорания на физические, поведенческие и психологические. К физическим симптомам относятся: усталость, чувство истощения, восприимчивость к изменениям показателей внешней среды, астенизация, частые головные боли, расстройства желудочно-кишечного тракта, избыток или недостаток веса, одышка, бессонница. К поведенческим и психологическим симптомам относятся: появление чувства неосознанного беспокойства, скуки, обиды, разочарования, вины, невостребованности; снижение уровня энтузиазма; раздражительность; появление трудностей при принятии решений; дистанцирование от клиентов/пациентов и стремление к дистанцированию от коллег, общая негативная установка на жизненные перспективы.
Таким образом, в картине синдрома эмоционального выгорания доминируют проявления астеноневротического синдрома. В соответствии с диагностическими критериями МКБ-10 данное состояние можно расценить как проявления неврастении (F.48.0).
Оказание помощи страдающим синдромом эмоционального выгорания можно разделить на три уровня: индивидуальный уровень – выработка адаптивных форм поведения, лечение клинических проявлений; межличностный уровень – оптимизация взаимоотношений с коллегами, клиентами/пациентами, членами семьи; организационный уровень – включает вопросы, связанные с оптимизацией обстановки на работе, улучшение условий труда.
Говоря о коррекции проявлений синдрома эмоционального выгорания, необходимо делать акцент на лечении неврастении. Традиционный подход к лечению неврастении предусматривает применение как немедикаментозных методов, так и средств фармакотерапии. Комплексность лечения предполагает большую роль психотерапевтических методик (рациональной психотерапии, личностно-ориентированной психотерапии, аутогенной тренировки и т.д.).
Важной мишенью лечения является искаженная внутренняя картина болезни, создающая дополнительный источник эмоциональных переживаний. Рациональная психотерапия в таких случаях основывается на разъяснении больному доброкачественности имеющихся у него симптомов. Врачу необходимо четко, доступно и обоснованно изложить пациенту суть его заболевания, подчеркнув психогенную его основу. В рамках рациональной психотерапии врач должен попытаться изменить отношение пациента к факторам, которые могут вызвать тревогу и снижение настроения или помочь приспособиться к ним.
Рекомендуется помочь пациенту сформировать личный «банк положительных эмоций», сюжетные образы ситуаций, связанных с яркими положительными моментами и в нужное время «доставать их из банка».
В тех случаях, когда нельзя повлиять на стрессоры, следует научиться регулировать свое эмоциональное состояние. С этой целью используются методики психической саморегуляции, такие как аутотренинг и др. В частности, для лечения неврастении наиболее подходит вариант аутогенной тренировки , разработанный К.И. Мировским и А.Н. Шогамом еще в 1963 году. Если классическая аутогенная тренировка направлена на расслабление, успокоение и, в конечном счете, на транквилизирующий эффект, то данная методика рассчитана на стимулирующий эффект («психотоническая тренировка»).
При лечении астенических расстройств обычно используются ноотропные средства, положительно влияющие на высшие интегративные функции головного мозга, основным проявлением которых является улучшение процессов обучения и памяти при их нарушениях. Эффективным является применение пептидных биорегуляторов, в частности кортексина, регулирующего процессы метаболизма в головном мозге и обладающего избирательным действием на его клетки.
далее: … Чтобы в полной мере осознать и оценить насколько актуальна данная проблема в области здравоохранения необходимо привести часть статьи «Лечимся сами: этические вопросы медицинской помощи заболевшим врачам» автором которой, является Gwen Adshead. Статья опубликована в журнале «Обзоры современной психиатрии» (выпуск №27, 2006).
Источник