Синдром эмоционального выгорания клинические и психологические аспекты

427

Автор: Щербак Анастасия

Дата: 30.01.2020

Доводилось ли вам слышать выражение: “Перегорел на работе?” А может быть, так говорили про вас? Синдром эмоционального выгорания – это патологическое состояние человека, при котором он постоянно чувствует моральное, эмоциональное и физическое истощение. Знакомое состояние? Почему же оно возникает, каковы признаки СЭВ и что делать, чтобы от него избавиться? Сегодня я отвечу на все эти вопросы.

Общая характеристика

Стресс для человека – это не всегда плохо. Легкий стресс, возникающий, например, когда мы изучаем что-то новое, помогает преодолевать трудности. В конечном итоге благодаря такому стрессу мы обретаем новый навык, а значит, развиваемся.

Однако на длительный непрекращающийся стресс организм реагирует эмоциональным выгоранием. Происходит перегрузка организма, психическое и физическое истощение. Это не просто плохое настроение. СЭВ характеризуется непрекращающимся характером и интенсивностью. Из этого состояния сложно выбраться.

В 1974 году американский психиатр Х. Фрейденбергер впервые описал непонятное для него и его коллег-докторов психоэмоциональное состояние. Оно было связано с тем, что им приходилось тесно и довольно часто контактировать с пациентами.

Чуть позже это явление описала Кристина Маслач. Она назвала его синдромом эмоционального и физического истощения. При этом на фоне этого синдрома формируется негативное отношение к работе и отрицательная самооценка.

Сильнее всего синдрому эмоционального выгорания подвержены люди, чья работа связана непосредственно с общением с другими людьми. В частности, это представители следующих профессий:

  • врачи;
  • психологи;
  • педагоги;
  • работники социальных служб;
  • менеджеры по продажам и т. п.

Фрейденбергер также отмечал, что подобное состояние развивается у людей, которые:

  • склонны к сочувствию;
  • излишне мечтательны и поэтому неустойчивы в своей самооценке;
  • одержимы навязчивыми идеями;
  • стремятся идеально выполнить свою работу.

Нередко СЭВ наблюдается у творческих личностей (писатели, артисты, музыканты, художники и проч.). Особенно если их талант остается непризнанным. Помимо этой категории синдром часто проявляется у женщин, которые недавно стали мамами или занимаются исключительно домашним хозяйством.

К факторам, провоцирующим возникновение СЭВ, относятся:

  1. Однообразная работа, которая превращается в рутину.
  2. Работа в напряженном ритме, когда регулярно возникают стрессовые ситуации.
  3. Постоянная критика руководства.
  4. Недостаточное вознаграждение за выполненную работу. Причем не только материальное, но и психологическое, например, похвала.

Синдром эмоционального выгорания можно рассматривать как способ психологической защиты. У человека полностью или частично отключаются эмоции в ответ на воздействие, причиняющее эмоциональную травму.

Симптомы эмоционального выгорания

Симптомы СЭВ можно разделить на 3 группы:

  • психофизические;
  • социально-психологические;
  • поведенческие.

К психофизическим симптомам относятся:

  • хроническая усталость, когда человек чувствует себя уставшим не только вечером, но и утром сразу после пробуждения;
  • вялость и мышечная слабость;
  • регулярные приступы головной боли;
  • бессонница;
  • снижение иммунитета и как следствие частые простуды и ОРВИ;
  • резкий набор веса или сильное похудение;
  • ухудшение показателей крови и гормонального фона;
  • заторможенность и сонливость;
  • ухудшение слуха, обоняния, осязания, зрения, тактильных ощущений.

Социально-психологические симптомы проявляются у человека в следующем:

  • возникает чувство равнодушия к работе, безразличия и скуки;
  • развивается депрессия, ощущение подавленности и внутреннего опустошения;
  • часто происходят нервные срывы от вспышек необоснованного гнева до полного ухода в себя и отказа от общения;
  • даже мелкие и незначительные события вызывают сильное раздражение;
  • не покидают негативные эмоции (обида, стыд, вина, подозрительность), хотя видимых причин для них нет;
  • развивается чувство повышенной тревожности и беспокойства;
  • человека преследует страх, что он не справится с задачей или у него ничего не получится;
  • неуверенность в себе и в своих силах.

Поведенческие симптомы выражаются следующим образом:

  • человек начинает ходить на работу без энтузиазма и долго “включается” в рабочий процесс;
  • он увеличивает продолжительность перерывов и по возможности сокращает рабочее время;
  • откладывает выполнение важных задач, а вместо этого занимается мелкими заданиями;
  • постоянно берет работу на дом, но так ничего и не делает;
  • отстраняется от коллег или клиентов, например, учеников, пациентов;
  • если человек является руководителем, то ему становится сложно принимать решения;
  • ему становятся абсолютно безразличны результаты работы;
  • злоупотребляет алкоголем, пробует наркотики, выкуривает гораздо больше сигарет, чем привык.

Данные признаки могут проявляться у человека иногда и исключительно на работе. Либо он испытывает их постоянно и переносит на семейные и дружеские отношения. Интенсивность и частота проявления признаков СЭВ зависит от стадии развития синдрома.

Стадии СЭВ

Синдром эмоционального выгорания не возникает резко. Он развивается поэтапно по мере того, как нарастает психическое напряжение у человека. Психолог Джеррольд Гринберг выделил 5 стадий СЭВ:

  1. На первой стадии человек вполне удовлетворен своей трудовой деятельностью. Он увлечен делом, испытывает энтузиазм. Возникающие стрессовые ситуации не вызывают сильного эмоционального напряжения. Они лишь немного снижают активность и энергичность работника.
  2. По мере накопления усталости развивается вторая стадия синдрома. Человек теряет интерес к своему делу. У него возникают нарушения сна. Это может быть бессонница. Или наоборот, избыточный сон, который не приносит облегчения. Ощущение переутомления и апатии становится постоянным.
  3. На третьей стадии обостряется чувство подавленности, неудовлетворенности работой. Человек становится раздражительным. Он начинает думать о том, что в будущем у него нет никаких перспектив. Хроническая усталость провоцирует физические недомогания.
  4. Четвертую стадию можно охарактеризовать как кризис. У человека обостряются хронические заболевания. Из-за этого снижается работоспособность. Депрессия усиливается. Человека не удовлетворяет качество его жизни, собственная продуктивность.
  5. На пятой стадии психические и физические нарушения обостряются настолько, что возникает угроза жизни. На фоне тяжелейшей депрессии человек начинает злоупотреблять алкоголем, принимать наркотики. Он полностью дезадаптирован как в профессиональном плане, так и в личных и семейных отношениях
Читайте также:  Риск рождения ребенка с синдромом дауна таблица

Чем раньше человек обратится к психологу за помощью, тем быстрее и легче он справится с синдромом.

Диагностика

Правильно диагностировать СЭВ может только специалист. Диагностика включает в себя 3 этапа:

  • изучение истории больного и опрос;
  • лабораторные исследования;
  • тестирование.

В первую очередь врач изучает историю болезни пациента, выясняет наличие хронических заболеваний и вредных привычек. Обязательно уточняет симптомы, на которые жалуется пациент.

Для более полной картины врач назначает лабораторные исследования. Чаще всего в этот перечень входят:

  • общий анализ крови;
  • анализ на определение уровня гормонов;
  • экспресс-тест на функционирование печени и почек.

Основным методом диагностики является тестирование, которое разработал отечественный психолог В. В. Бойко. Тест содержит 84 утверждения, на которые пациент должен ответить “да” или “нет”. По результатам теста врач определит фазу развития СЭВ. Всего выделяют 3 фазы.

  1. Напряжение. Пациент остро переживает конфликтные ситуации. У него повышается уровень тревожности. Он недоволен собой как личностью. Чувствует себя загнанным в угол. Его психика борется.
  2. Резистенция. Пациент начинает реагировать на события неадекватно с эмоциональной стороны (кричит, плачет, срывается, истерит). Какие-то вещи перестают вызывать эмоции. Все больше рабочих задач остаются невыполненными, потому что он уже не считает их важными. Психика начинает сдаваться.
  3. Истощение. В данной фазе у пациента возникает дефицит эмоций, отстраненность, нарушения со стороны психосоматики. Психика сдалась окончательно.

Если пациент не принимает никаких мер, то одна фаза постепенно сменяет другую.

Лечение

Большую роль в устранении симптомов СЭВ играет мотивация пациента и поддержка близких людей. На первой стадии человек вполне способен самостоятельно справиться с синдромом. Для этого порой достаточно изменить режим работы, пересмотреть свою систему ценностей, полноценно отдохнуть и отвлечься от проблем.

В более запущенных случаях необходима помощь психотерапевта. Лечение проводится комплексно с помощью следующих методов:

  • психотерапия;
  • медикаменты;
  • изменение рабочего окружения.

Во время сеансов психотерапии врач меняет личностные установки пациента по отношению к профессиональной деятельности. Он заново формирует у пациента мотивацию и заинтересованность работой. А также учит его правильно распределять время и силы на различные сферы жизни.

Психотерапевты применяют следующие техники и упражнения.

  1. Тренировка навыков общения. Она обучает пациента умению эффективно коммуницировать с другими людьми. Ее основная задача – помочь пациенту осознать важность присутствия в его жизни близких.
  2. Обучение оптимизму. Данный тренинг учит пациента воспринимать события не с негативной стороны, а с более позитивной.
  3. Профилактика фрустрации. Эта техника помогает пациенту реалистично оценивать свои способности и возможности.
  4. Волшебный магазин. В данном упражнении пациент представляет, будто он оказался в волшебном магазине. В этом магазине он может приобрести любую черту характера, которой ему недостает, по его мнению. Цель упражнения – повысить самооценку больного.
  5. Психологический дебрифинг. Он представляет собой беседу врача и пациента, который столкнулся с тяжелым событием. Больной высказывает свои мысли, описывает ощущения и чувства по поводу пережитого.

В зависимости от клинической картины и степени тяжести синдрома врач назначает лекарственные препараты. Это могут быть:

  • антидепрессанты;
  • бета-блокаторы;
  • снотворные средства;
  • транквилизаторы.

Медикаментозное лечение проводится исключительно по показаниям врача и под его наблюдением.

К сожалению, нет волшебного средства, которое поможет избежать или мгновенно вылечить эмоциональное выгорание. Это всегда большая работа над собой, над умением жить гармонично. Если уделять все свое время и силы только одному аспекту жизни, то выгорание неизбежно наступит. Это, пожалуй, является основной причиной СЭВ.

Профилактика

Любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Это относится и к синдрому эмоционального выгорания, который официально признан заболеванием. К профилактике устранения симптомов СЭВ относится работа в 2 аспектах:

  • физическом;
  • эмоциональном.

Для физической профилактики надо делать следующее:

  • правильно и сбалансировано питаться;
  • как можно больше гулять и отдыхать на свежем воздухе;
  • регулярно заниматься спортом;
  • соблюдать режим дня и спать не меньше 8 часов.
Читайте также:  Анализ крови на синдром жильбера натощак

С этими пунктами вроде все ясно. Если не привыкли к регулярным физическим нагрузкам, то почитайте, как заставить себя заниматься спортом. Я уже писала об этом.

Эмоциональная профилактика более обширна. Она включает в себя большой перечень действий, из которых вы можете выбрать наиболее подходящие именно для вас. Итак, вот что надо делать, чтобы избежать эмоционального выгорания.

  1. Устраивать себе полноценные выходные дни. В это время заниматься любыми делами, но не только не рабочими. Например, посмотреть сериал, почитать книгу, сходить в спа-центр и т. д.
  2. Прекратить ругать себя за ошибки, а наоборот, научиться хвалить себя за достижения. Помните, что истинной причиной стресса является ваше отношение к неудачам, а не они сами. Измените его!
  3. Брать отпуск хотя бы 1 раз в год. Желательно на это время уехать куда-нибудь в другое место.
  4. Планировать свой день и правильно расставлять приоритеты. В первую очередь необходимо выполнять самые важные задачи. Все второстепенное можно на время отложить.
  5. Творить! Любая творческая деятельность помогает избавиться от переживаний и волнений. Рисуйте, танцуйте, пойте, сочиняйте, шейте и т. д.
  6. Медитировать.

Эмоции, которые вы загнали внутрь и насильно там удерживаете, рано или поздно вырвутся наружу. Поэтому их надо научиться “выплескивать” так, чтобы никто из окружающих не пострадал. Как можно это сделать:

  • рассказать кому-нибудь о своих чувствах и проблемах (близкому другу, психотерапевту, любимому человеку);
  • записать свои эмоции на бумаге, а потом сжечь ее или порвать на мелкие кусочки;
  • нарисовать свою эмоцию, а потом закрасить ее или дорисовать к ней что-нибудь смешное.

Я нашла для вас интересное видео, на котором девушка-блогер делится своим опытом. Она рассказывает, как ей удалось справиться с эмоциональным выгоранием.

Заключение

Мы с вами разобрались, что означает в психологии синдром эмоционального выгорания, как его распознать и бороться с ним. Лучше, конечно, не доводить себя до такого состояния.

Говорят, что успех приходит к тому, кто работает не покладая рук. Я не могу согласиться с этим утверждением. Чтобы по-настоящему стать успешным человеком в жизни, надо добиться гармонии во всех ее сферах. Уделять достаточно времени и работе, и семье, и себе любимому. Тогда вы будете излучать свет и тепло, а не сгорите, как спичка.

А вы испытывали на себе симптомы СЭВ? Поделитесь в комментариях, как вам удалось справиться с выгоранием! Возможно, именно ваш способ окажется для кого-то спасением.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Оцените статью

Увлекаюсь психологией. С интересом исследую человеческую душу и учусь понимать людей. Пишу, чтобы помочь читателям разобраться с проблемами эмоционального характера, отношений, воспитания детей, самосовершенствования. Буду рада, если мои статьи вам помогут.

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.

Источник

почти 80% врачей психиатров, психотерапевтов, психиатров-наркологов имеют различной степени выраженности признаки синдрома выгорания; 7,8% — резко выраженный синдром, ведущий к психосоматическим и психовегетативным нарушениям. По другим данным, среди психологов-консультантов и психотерапевтов признаки синдрома эмоционального выгорания различной степени выраженности выявляются в 73% случаев; в 5% определяется выраженная фаза истощения, которая проявляется эмоциональным истощением, психосоматическими и психовегетативными нарушениями. Среди медицинских сестер психиатрических отделений признаки синдрома эмоционального выгорания обнаруживаются у 62,9% опрошенных. Фаза резистенции доминирует в картине синдрома у 55,9%; выраженная фаза «истощения» определяется у 8,8% респондентов в возрасте 51-60 лет и со стажем работы в психиатрии более 10 лет. Те или иные симптомы выгорания имеют 85% социальных работников. Сложившийся синдром отмечается у 19% респондентов, в фазе формирования — у 66%.

Термин «эмоциональное выгорание (burnout)» введен американским психиатром H. Freudenberger a 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «синдром эмоционального выгорания» — это физическое, эмоциональное или мотивационное истощение, характеризующееся нарушением продуктивности в работе и усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью соматическим заболеваниям.

В настоящее время проблемы производственного стресса, рассматриваемого в рамках синдрома эмоционального выгорания (СЭВ), выделенный в МКБ-10 как «синдром выгорания» под рубрикой Z.73.0 (проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью).

В 1986 году американские ученые C. Maslach и S. Jackson охарактеризовали три основные группы проявлений данного состояния: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений. Под эмоциональным истощением понимают чувство эмоциональной опустошенности и усталости, обусловленной профессиональной деятельностью. Под деперсонализацией в данном случае понимается не классическое психиатрическое понятие данного термина, а скорее понижение личностного компонента – дегуманизация отношений к объектам своей деятельности (пациентам, клиентам): холодность, формализация контактов, черствость, цинизм. Возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам. Редукция личных профессиональных достижений проявляется в занижении профессиональных успехов и возникновении чувства собственной некомпетентности в своей профессиональной сфере. Авторы подчеркивают, что выгорание – это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а скорее «эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением». данному состоянию наиболее подвержены представители «помогающих профессий и управленческий персонал: медицинские работники, менеджеры, педагоги, психологи, продавцы, адвокаты, сотрудники правоохранительных органов.

Читайте также:  Астенический синдром что это такое симптомы

В.В. Бойко выделяет несколько групп внешних и внутренних факторов, провоцирующих эмоциональное выгорание. В группу организационных (внешних) факторов включаются условия работы и социально-психологической деятельности: хроническое психоэмоциональное напряжение, нечеткие организация и планирование труда, повышенная ответственность за исполняемые функции, неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности. К группе внутренних факторов относятся склонность к эмоциональной ригидности, интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности (данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело), слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности. Эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан.

Кроме этого, следует учитывать факторы, выделенные Т.В. Решетовой: неэмоциональность, неумение общаться, трудоголизм, снижение социальных ресурсов (социальные и родственные связи, любовь, профессиональная состоятельность, экономическая стабильность и т.д.).

C. Maslach условно разделяет симптомы эмоционального выгорания на физические, поведенческие и психологические. К физическим симптомам относятся: усталость, чувство истощения, восприимчивость к изменениям показателей внешней среды, астенизация, частые головные боли, расстройства желудочно-кишечного тракта, избыток или недостаток веса, одышка, бессонница. К поведенческим и психологическим симптомам относятся: появление чувства неосознанного беспокойства, скуки, обиды, разочарования, вины, невостребованности; снижение уровня энтузиазма; раздражительность; появление трудностей при принятии решений; дистанцирование от клиентов/пациентов и стремление к дистанцированию от коллег, общая негативная установка на жизненные перспективы.

Таким образом, в картине синдрома эмоционального выгорания доминируют проявления астеноневротического синдрома. В соответствии с диагностическими критериями МКБ-10 данное состояние можно расценить как проявления неврастении (F.48.0).

Оказание помощи страдающим синдромом эмоционального выгорания можно разделить на три уровня: индивидуальный уровень – выработка адаптивных форм поведения, лечение клинических проявлений; межличностный уровень – оптимизация взаимоотношений с коллегами, клиентами/пациентами, членами семьи; организационный уровень – включает вопросы, связанные с оптимизацией обстановки на работе, улучшение условий труда.

Говоря о коррекции проявлений синдрома эмоционального выгорания, необходимо делать акцент на лечении неврастении. Традиционный подход к лечению неврастении предусматривает применение как немедикаментозных методов, так и средств фармакотерапии. Комплексность лечения предполагает большую роль психотерапевтических методик (рациональной психотерапии, личностно-ориентированной психотерапии, аутогенной тренировки и т.д.).

Важной мишенью лечения является искаженная внутренняя картина болезни, создающая дополнительный источник эмоциональных переживаний. Рациональная психотерапия в таких случаях основывается на разъяснении больному доброкачественности имеющихся у него симптомов. Врачу необходимо четко, доступно и обоснованно изложить пациенту суть его заболевания, подчеркнув психогенную его основу. В рамках рациональной психотерапии врач должен попытаться изменить отношение пациента к факторам, которые могут вызвать тревогу и снижение настроения или помочь приспособиться к ним.

Рекомендуется помочь пациенту сформировать личный «банк положительных эмоций», сюжетные образы ситуаций, связанных с яркими положительными моментами и в нужное время «доставать их из банка».

В тех случаях, когда нельзя повлиять на стрессоры, следует научиться регулировать свое эмоциональное состояние. С этой целью используются методики психической саморегуляции, такие как аутотренинг и др. В частности, для лечения неврастении наиболее подходит вариант аутогенной тренировки , разработанный К.И. Мировским и А.Н. Шогамом еще в 1963 году. Если классическая аутогенная тренировка направлена на расслабление, успокоение и, в конечном счете, на транквилизирующий эффект, то данная методика рассчитана на стимулирующий эффект («психотоническая тренировка»).

При лечении астенических расстройств обычно используются ноотропные средства, положительно влияющие на высшие интегративные функции головного мозга, основным проявлением которых является улучшение процессов обучения и памяти при их нарушениях. Эффективным является применение пептидных биорегуляторов, в частности кортексина, регулирующего процессы метаболизма в головном мозге и обладающего избирательным действием на его клетки.

далее: … Чтобы в полной мере осознать и оценить насколько актуальна данная проблема в области здравоохранения необходимо привести часть статьи «Лечимся сами: этические вопросы медицинской помощи заболевшим врачам» автором которой, является Gwen Adshead. Статья опубликована в журнале «Обзоры современной психиатрии» (выпуск №27, 2006).

Источник