Синдром эмоционального выгорания как механизм психологической защиты

Профессия имеет огромное значение в жизни каждого человека. Работа — это одна из главных составляющих человеческой жизни. Работа дает нам не только средства к существованию, но и самоудовлетворение, определенное место в обществе, придает значимость нашей жизни. Выбор профессии — та точка, где сходятся интересы личности и общества, где возможно и необходимо гармоничное сочетание личных и общих интересов.

Проблема влияния профессии на личность и личности на профессиональную деятельность периодически возникает в фокусе внимания отечественных исследователей, таких как B. C. Агапов, О. С. Анисимов, С. П. Безносов, P. M. Грановская, А. А. Деркач, B. Е. Зазыкин, Т. А. Жалагина, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, А. К. Маркова, Н. С. Пряжников, Е. И. Рогов и др. и зарубежных ученых А. Адлер, К. Маслач, Э. Фром, К. Чернисс, К. Юнг и др. При всей разработанности проблемы до настоящего времени остается актуальным и недостаточно разработанным вопрос преодоления и профилактики профессиональной деформации личности. Переход современной школы на личностно-ориентированные модели образования обуславливает повышение требований к личности преподавателя, его роли в учебном процессе. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к профессиональной деформации личности педагога, формированию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности.

В связи с этим весьма перспективным и актуальным является изучение проблемы особенностей и механизмов защитного поведения личности с синдромом эмоционального выгорания, так как именно психологическая защита отражает гармоничность развития личности, адекватность восприятия окружающей действительности и умение решать личностные и профессиональные проблемы.

В настоящее время вопрос психологической защиты личности и её механизмов имеет широкое освещение в научной литературе, но единой концепции защитных механизмов личности и её теоретической модели нет.

В широком смысле под психологической защитой личности понимается сложная многоуровневая система социальных, социально-психологических и индивидуально личностных механизмов, образований и форм поведения, направленную на устранение и ограждение сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов. Впервые термин «эмоциональное выгорание» был предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974 г.

Синдром эмоционального выгорания — это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.

Эмоциональное выгорание — это динамический процесс, он возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, когда налицо все три фазы стресса: нервное напряжение, резистенция (сопротивление) и истощение.

Выделяется три основные группы симптомов эмоционального выгорания: психофизические симптомы, социально-психологические симптомы, поведенческие симптомы.

По данным немногочисленных исследований особенностей защитных механизмов педагогов с синдромом эмоционального выгорания можно сделать вывод о том, что психологические защиты педагогов с синдромом эмоционального выгорания имеют качественные отличия, а именно преобладание таких защитных механизмов как регрессия, замещение, проекция, компенсация, рационализация. Также наблюдается общая повышенная напряженность защит у педагогов с синдромом эмоционального выгорания, что свидетельствует о наличии высокой напряженности, конфликтных ситуация в педагогической деятельности.

Для подтверждения предположений, полученных в результате теоретического анализа, нами было организовано и проведено эмпирическое исследование. Исследование проводилось в октябре-декабре 2014 года, на безе общеобразовательных школ № 3, № 6 города Куйбышева. Было сформировано две выборки испытуемых: в первую экспериментальную группу вошли педагоги общеобразовательных школ в количестве 25 человек с выраженным синдромом эмоционального выгорания. Вторая контрольная группа испытуемых была сформирована из педагогов общеобразовательных школ, не имеющих выраженный синдром эмоционального выгорания и состояла из 25 человек.

В ходе эмпирического исследования использовались следующие психодиагностические методики:

—        Методика «уровня эмоционального выгорания» (В. В. Бойко);

—        Методика «Индекс жизненного стиля» Келлермана- Плутчика.

Таблица 1

Результаты расчета t-критерия Стьюдента по показателям методики «Индекс жизненного стиля» Плутчика-Келлермана.

Показатель

Среднее значение экспериментальной группы — X

Среднее значение контрольной группы — Y

t эмпирическое

1. Вытеснение

28,8

32,4

0,7

2. Регрессия

38,44

28,04

1,6

3. Замещение

24

16,08

0,7

4. Отрицание

43,6

42,48

0,2

5. Проекция

56,68

58,72

0,3

6. Компенсация

47,6

44, 68

2,7

7.Реактивное образование

44

40

0,3

8. Интеллектуализация

48,84

33, 6

0,7

Примечание — X — педагоги общеобразовательных школ с сформированным синдромом эмоционального выгорания, Y — педагоги общеобразовательных школ с несформированным синдромом эмоционального выгорания.

t критическое

p ≤ 0,05*

p ≤ 0,01**

P ≤ 0, 001***

2,01

2,68

3,55

В результате расчета t-критерия Стьюдента был выявлен целый ряд статистически достоверные различия. Так статистически достоверные различия обнаружены между контрольной и экспериментальной группой по шкале «регрессия». В классических представлениях регрессия рассматривается как механизм психологической защиты, посредством которого личность в своих поведенческих реакциях стремится избежать тревоги путем перехода на более ранние стадии развития либидо. При этой форме защитной реакции личность, подвергающаяся действию фрустрирующих факторов, заменяет решение субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившихся ситуациях. Использование более простых и привычных поведенческих стереотипов существенно обедняет общий (потенциально возможный) арсенал преобладания конфликтных ситуаций. Импульсивность и слабость эмоционально-волевого контроля, свойственная подобным личностям, определяются актуализацией именно этого механизма защиты на общем фоне изменения мотивационно-потребностной сферы в сторону их большей упрощенности и доступности. Преобладание такого защитного механизма у педагогов с выраженным синдромом эмоционального выгорания можно объяснить особенностями профессиональной деятельности, а именно выполнением своих профессиональных обязанностей в режиме многофункциональности, повышенной эмоциональной включенности и большим количеством нестандартных ситуаций. Все это приводит к тому, что педагог со временем начинает упрощать собственные профессиональные действия и вырабатывать универсальные способы реагирования на фрустрирующие ситуации.

Педагоги с выраженным синдромом эмоционального выгорания использует такой защитный механизм как замещение. Иногда его называют смещением. Он проявляется в разрядке подавленных эмоций (чаще враждебности, гнева), которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные для субъекта защиты, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства. Открытое проявление ненависти к человеку, которое может вызвать конфликт с ним, переносится на другого человека, более доступного и неопасного. Замещение разрешает эмоциональное напряжение, но не приводит к облегчению или достижению поставленной цели. Чаще учитель пользуется подобной разрядкой не на уроках, а приходя домой. Все накопленные негативные эмоции от общения с учащимися переносятся на собственных детей, или конфликт с коллегами может отразиться на супруге.

Читайте также:  Последствия гиподинамического синдрома для различных систем органов

Педагоги с выраженным синдромом эмоционального выгорания интенсивно используют механизм защиты под названием интеллектуализация. Этот защитный механизм часто обозначают понятием «рационализация». Действие интеллектуализации проявляется в чрезмерно «умственном» способе преодоления конфликтной или фрустрирующей ситуации без переживаний. Иными словами, личность пресекает переживания, вызванные неприятной или субъективно неприемлемой ситуацией, при помощи логических установок. Данный факт вполне логичен и может объясняться тем, что большая эмоциональная насыщенность педагогической деятельности со временем приводит педагога к экономии эмоций и преобладанию интеллектуального способа реагирования на фрустрирующую ситуацию.

Также выявлены статистически достоверные различия между выборками испытуемых по шкале «компенсация». Этот механизм психологической защиты нередко объединяют с идентификацией. Он проявляется в попытках заменить реальный или воображаемый недостаток, дефект, нестерпимое чувство другим качеством, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности; при этом заимствованные ценности, установки или мысли принимаются без анализа и переструктурирования и поэтому не становятся частью самой личности. Преобладание данного защитного механизма у педагогов с выраженным синдромом эмоционального выгорания можно объяснить особенностями профессии. Учитель всегда должен быть идеальным примером для ученика, и потому попытки найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта, нестерпимого чувства другими качествами. Возможно, педагоги используют данный механизм для соответствия своей социальной роли и мнению большинства о ней.

Таким образом, наше теоретическое предположение получило свое эмпирическое подтверждение, психологические защиты педагогов с выраженным синдромом эмоционального выгорания имеют качественные отличия, а именно преобладание таких защитных механизмов как регрессия, замещение, проекция, рационализация. В настоящий период полученные данные используются для разработки тренинговой программы «Ресурс», целью программы является преодоление синдрома эмоционального выгорания и оптимизация действия защитных механизмов педагогов.

Литература:

1.      Акиндинова И. А., Баканова А. А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика // Педагогические вести. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. N 5. С. 30–34.

2.      Алмаев Н. А. Оценка психических свойств методики «индекс жизненного стиля» Келлермана-Плутчека /Н. А. Алмаев, Г. Ю. Малкова//Вопросы психологии. -2006.- № 4.-С. 151–159.

3.      Асмаковец Е. С. Взаимосвязь синдрома «эмоционального выгорания» и копинг-поведения [Текст]: материалы VIII междунар. науч.-практ. конф. «Личностно-профессиональное развитие педагога: традиции и инновации» / Е. С. Асмаковец// Психология и школа. — 2012. — № 2. — С. 94–99. — табл.

4.      Басин Ф. Б. Проблемы психологический защиты / Ф. Б. Басин, М. К. Бурлакова, В. Н. Волков // Психологический журнал.- 1988.-№ 3. — С. 78–86.

5.      Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. — 2005. — № 2. — с 96–104.

6.      . Зеер Э. Ф. Психология профессиональных деструкций: учебное пособие для вузов / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк. — Москва: Академический Проект; Екатеринбург // Деловая книга, 2005. — 240 с. — (Gaudeamus). — ISBN 5–8291–0566–7: 100–94

7.      Макарова Г. А. Синдром эмоционального выгорания // Вопросы социального обеспечения. — 2005. — № 8. — С.11–21

8.      Никольская И. М. Психологическая защита у детей / И. М. Никольская, Р. М. Грановская. — Санкт-Петербург: Речь, 2001. — 507с. — ISBN 5–9268–0009–9: 145–00

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, выраженный синдром, педагог, защитный механизм, механизм, профессиональная деятельность, психологическая защита, экспериментальная группа, нестерпимое чувство, педагогическая деятельность.

Источник

408

Автор: Щербак Анастасия

Дата: 30.01.2020

Доводилось ли вам слышать выражение: “Перегорел на работе?” А может быть, так говорили про вас? Синдром эмоционального выгорания – это патологическое состояние человека, при котором он постоянно чувствует моральное, эмоциональное и физическое истощение. Знакомое состояние? Почему же оно возникает, каковы признаки СЭВ и что делать, чтобы от него избавиться? Сегодня я отвечу на все эти вопросы.

Общая характеристика

Стресс для человека – это не всегда плохо. Легкий стресс, возникающий, например, когда мы изучаем что-то новое, помогает преодолевать трудности. В конечном итоге благодаря такому стрессу мы обретаем новый навык, а значит, развиваемся.

Однако на длительный непрекращающийся стресс организм реагирует эмоциональным выгоранием. Происходит перегрузка организма, психическое и физическое истощение. Это не просто плохое настроение. СЭВ характеризуется непрекращающимся характером и интенсивностью. Из этого состояния сложно выбраться.

В 1974 году американский психиатр Х. Фрейденбергер впервые описал непонятное для него и его коллег-докторов психоэмоциональное состояние. Оно было связано с тем, что им приходилось тесно и довольно часто контактировать с пациентами.

Чуть позже это явление описала Кристина Маслач. Она назвала его синдромом эмоционального и физического истощения. При этом на фоне этого синдрома формируется негативное отношение к работе и отрицательная самооценка.

Сильнее всего синдрому эмоционального выгорания подвержены люди, чья работа связана непосредственно с общением с другими людьми. В частности, это представители следующих профессий:

  • врачи;
  • психологи;
  • педагоги;
  • работники социальных служб;
  • менеджеры по продажам и т. п.

Фрейденбергер также отмечал, что подобное состояние развивается у людей, которые:

  • склонны к сочувствию;
  • излишне мечтательны и поэтому неустойчивы в своей самооценке;
  • одержимы навязчивыми идеями;
  • стремятся идеально выполнить свою работу.

Нередко СЭВ наблюдается у творческих личностей (писатели, артисты, музыканты, художники и проч.). Особенно если их талант остается непризнанным. Помимо этой категории синдром часто проявляется у женщин, которые недавно стали мамами или занимаются исключительно домашним хозяйством.

Читайте также:  Синдром матового стекла на кт

К факторам, провоцирующим возникновение СЭВ, относятся:

  1. Однообразная работа, которая превращается в рутину.
  2. Работа в напряженном ритме, когда регулярно возникают стрессовые ситуации.
  3. Постоянная критика руководства.
  4. Недостаточное вознаграждение за выполненную работу. Причем не только материальное, но и психологическое, например, похвала.

Синдром эмоционального выгорания можно рассматривать как способ психологической защиты. У человека полностью или частично отключаются эмоции в ответ на воздействие, причиняющее эмоциональную травму.

Симптомы эмоционального выгорания

Симптомы СЭВ можно разделить на 3 группы:

  • психофизические;
  • социально-психологические;
  • поведенческие.

К психофизическим симптомам относятся:

  • хроническая усталость, когда человек чувствует себя уставшим не только вечером, но и утром сразу после пробуждения;
  • вялость и мышечная слабость;
  • регулярные приступы головной боли;
  • бессонница;
  • снижение иммунитета и как следствие частые простуды и ОРВИ;
  • резкий набор веса или сильное похудение;
  • ухудшение показателей крови и гормонального фона;
  • заторможенность и сонливость;
  • ухудшение слуха, обоняния, осязания, зрения, тактильных ощущений.

Социально-психологические симптомы проявляются у человека в следующем:

  • возникает чувство равнодушия к работе, безразличия и скуки;
  • развивается депрессия, ощущение подавленности и внутреннего опустошения;
  • часто происходят нервные срывы от вспышек необоснованного гнева до полного ухода в себя и отказа от общения;
  • даже мелкие и незначительные события вызывают сильное раздражение;
  • не покидают негативные эмоции (обида, стыд, вина, подозрительность), хотя видимых причин для них нет;
  • развивается чувство повышенной тревожности и беспокойства;
  • человека преследует страх, что он не справится с задачей или у него ничего не получится;
  • неуверенность в себе и в своих силах.

Поведенческие симптомы выражаются следующим образом:

  • человек начинает ходить на работу без энтузиазма и долго “включается” в рабочий процесс;
  • он увеличивает продолжительность перерывов и по возможности сокращает рабочее время;
  • откладывает выполнение важных задач, а вместо этого занимается мелкими заданиями;
  • постоянно берет работу на дом, но так ничего и не делает;
  • отстраняется от коллег или клиентов, например, учеников, пациентов;
  • если человек является руководителем, то ему становится сложно принимать решения;
  • ему становятся абсолютно безразличны результаты работы;
  • злоупотребляет алкоголем, пробует наркотики, выкуривает гораздо больше сигарет, чем привык.

Данные признаки могут проявляться у человека иногда и исключительно на работе. Либо он испытывает их постоянно и переносит на семейные и дружеские отношения. Интенсивность и частота проявления признаков СЭВ зависит от стадии развития синдрома.

Стадии СЭВ

Синдром эмоционального выгорания не возникает резко. Он развивается поэтапно по мере того, как нарастает психическое напряжение у человека. Психолог Джеррольд Гринберг выделил 5 стадий СЭВ:

  1. На первой стадии человек вполне удовлетворен своей трудовой деятельностью. Он увлечен делом, испытывает энтузиазм. Возникающие стрессовые ситуации не вызывают сильного эмоционального напряжения. Они лишь немного снижают активность и энергичность работника.
  2. По мере накопления усталости развивается вторая стадия синдрома. Человек теряет интерес к своему делу. У него возникают нарушения сна. Это может быть бессонница. Или наоборот, избыточный сон, который не приносит облегчения. Ощущение переутомления и апатии становится постоянным.
  3. На третьей стадии обостряется чувство подавленности, неудовлетворенности работой. Человек становится раздражительным. Он начинает думать о том, что в будущем у него нет никаких перспектив. Хроническая усталость провоцирует физические недомогания.
  4. Четвертую стадию можно охарактеризовать как кризис. У человека обостряются хронические заболевания. Из-за этого снижается работоспособность. Депрессия усиливается. Человека не удовлетворяет качество его жизни, собственная продуктивность.
  5. На пятой стадии психические и физические нарушения обостряются настолько, что возникает угроза жизни. На фоне тяжелейшей депрессии человек начинает злоупотреблять алкоголем, принимать наркотики. Он полностью дезадаптирован как в профессиональном плане, так и в личных и семейных отношениях

Чем раньше человек обратится к психологу за помощью, тем быстрее и легче он справится с синдромом.

Диагностика

Правильно диагностировать СЭВ может только специалист. Диагностика включает в себя 3 этапа:

  • изучение истории больного и опрос;
  • лабораторные исследования;
  • тестирование.

В первую очередь врач изучает историю болезни пациента, выясняет наличие хронических заболеваний и вредных привычек. Обязательно уточняет симптомы, на которые жалуется пациент.

Для более полной картины врач назначает лабораторные исследования. Чаще всего в этот перечень входят:

  • общий анализ крови;
  • анализ на определение уровня гормонов;
  • экспресс-тест на функционирование печени и почек.

Основным методом диагностики является тестирование, которое разработал отечественный психолог В. В. Бойко. Тест содержит 84 утверждения, на которые пациент должен ответить “да” или “нет”. По результатам теста врач определит фазу развития СЭВ. Всего выделяют 3 фазы.

  1. Напряжение. Пациент остро переживает конфликтные ситуации. У него повышается уровень тревожности. Он недоволен собой как личностью. Чувствует себя загнанным в угол. Его психика борется.
  2. Резистенция. Пациент начинает реагировать на события неадекватно с эмоциональной стороны (кричит, плачет, срывается, истерит). Какие-то вещи перестают вызывать эмоции. Все больше рабочих задач остаются невыполненными, потому что он уже не считает их важными. Психика начинает сдаваться.
  3. Истощение. В данной фазе у пациента возникает дефицит эмоций, отстраненность, нарушения со стороны психосоматики. Психика сдалась окончательно.

Если пациент не принимает никаких мер, то одна фаза постепенно сменяет другую.

Лечение

Большую роль в устранении симптомов СЭВ играет мотивация пациента и поддержка близких людей. На первой стадии человек вполне способен самостоятельно справиться с синдромом. Для этого порой достаточно изменить режим работы, пересмотреть свою систему ценностей, полноценно отдохнуть и отвлечься от проблем.

Читайте также:  Валленберга захарченко синдром 4 типа

В более запущенных случаях необходима помощь психотерапевта. Лечение проводится комплексно с помощью следующих методов:

  • психотерапия;
  • медикаменты;
  • изменение рабочего окружения.

Во время сеансов психотерапии врач меняет личностные установки пациента по отношению к профессиональной деятельности. Он заново формирует у пациента мотивацию и заинтересованность работой. А также учит его правильно распределять время и силы на различные сферы жизни.

Психотерапевты применяют следующие техники и упражнения.

  1. Тренировка навыков общения. Она обучает пациента умению эффективно коммуницировать с другими людьми. Ее основная задача – помочь пациенту осознать важность присутствия в его жизни близких.
  2. Обучение оптимизму. Данный тренинг учит пациента воспринимать события не с негативной стороны, а с более позитивной.
  3. Профилактика фрустрации. Эта техника помогает пациенту реалистично оценивать свои способности и возможности.
  4. Волшебный магазин. В данном упражнении пациент представляет, будто он оказался в волшебном магазине. В этом магазине он может приобрести любую черту характера, которой ему недостает, по его мнению. Цель упражнения – повысить самооценку больного.
  5. Психологический дебрифинг. Он представляет собой беседу врача и пациента, который столкнулся с тяжелым событием. Больной высказывает свои мысли, описывает ощущения и чувства по поводу пережитого.

В зависимости от клинической картины и степени тяжести синдрома врач назначает лекарственные препараты. Это могут быть:

  • антидепрессанты;
  • бета-блокаторы;
  • снотворные средства;
  • транквилизаторы.

Медикаментозное лечение проводится исключительно по показаниям врача и под его наблюдением.

К сожалению, нет волшебного средства, которое поможет избежать или мгновенно вылечить эмоциональное выгорание. Это всегда большая работа над собой, над умением жить гармонично. Если уделять все свое время и силы только одному аспекту жизни, то выгорание неизбежно наступит. Это, пожалуй, является основной причиной СЭВ.

Профилактика

Любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Это относится и к синдрому эмоционального выгорания, который официально признан заболеванием. К профилактике устранения симптомов СЭВ относится работа в 2 аспектах:

  • физическом;
  • эмоциональном.

Для физической профилактики надо делать следующее:

  • правильно и сбалансировано питаться;
  • как можно больше гулять и отдыхать на свежем воздухе;
  • регулярно заниматься спортом;
  • соблюдать режим дня и спать не меньше 8 часов.

С этими пунктами вроде все ясно. Если не привыкли к регулярным физическим нагрузкам, то почитайте, как заставить себя заниматься спортом. Я уже писала об этом.

Эмоциональная профилактика более обширна. Она включает в себя большой перечень действий, из которых вы можете выбрать наиболее подходящие именно для вас. Итак, вот что надо делать, чтобы избежать эмоционального выгорания.

  1. Устраивать себе полноценные выходные дни. В это время заниматься любыми делами, но не только не рабочими. Например, посмотреть сериал, почитать книгу, сходить в спа-центр и т. д.
  2. Прекратить ругать себя за ошибки, а наоборот, научиться хвалить себя за достижения. Помните, что истинной причиной стресса является ваше отношение к неудачам, а не они сами. Измените его!
  3. Брать отпуск хотя бы 1 раз в год. Желательно на это время уехать куда-нибудь в другое место.
  4. Планировать свой день и правильно расставлять приоритеты. В первую очередь необходимо выполнять самые важные задачи. Все второстепенное можно на время отложить.
  5. Творить! Любая творческая деятельность помогает избавиться от переживаний и волнений. Рисуйте, танцуйте, пойте, сочиняйте, шейте и т. д.
  6. Медитировать.

Эмоции, которые вы загнали внутрь и насильно там удерживаете, рано или поздно вырвутся наружу. Поэтому их надо научиться “выплескивать” так, чтобы никто из окружающих не пострадал. Как можно это сделать:

  • рассказать кому-нибудь о своих чувствах и проблемах (близкому другу, психотерапевту, любимому человеку);
  • записать свои эмоции на бумаге, а потом сжечь ее или порвать на мелкие кусочки;
  • нарисовать свою эмоцию, а потом закрасить ее или дорисовать к ней что-нибудь смешное.

Я нашла для вас интересное видео, на котором девушка-блогер делится своим опытом. Она рассказывает, как ей удалось справиться с эмоциональным выгоранием.

Заключение

Мы с вами разобрались, что означает в психологии синдром эмоционального выгорания, как его распознать и бороться с ним. Лучше, конечно, не доводить себя до такого состояния.

Говорят, что успех приходит к тому, кто работает не покладая рук. Я не могу согласиться с этим утверждением. Чтобы по-настоящему стать успешным человеком в жизни, надо добиться гармонии во всех ее сферах. Уделять достаточно времени и работе, и семье, и себе любимому. Тогда вы будете излучать свет и тепло, а не сгорите, как спичка.

А вы испытывали на себе симптомы СЭВ? Поделитесь в комментариях, как вам удалось справиться с выгоранием! Возможно, именно ваш способ окажется для кого-то спасением.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Оцените статью

Увлекаюсь психологией. С интересом исследую человеческую душу и учусь понимать людей. Пишу, чтобы помочь читателям разобраться с проблемами эмоционального характера, отношений, воспитания детей, самосовершенствования. Буду рада, если мои статьи вам помогут.

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.

Источник