Синдром эмоционального выгорания и стаж работы

Синдром эмоционального выгорания и стаж работы thumbnail
  • Авторы
  • Файлы

Проблема стрессоустойчивости человека в
различных профессиях постоянно находится в поле зрения психологов. Одной из
самых напряженных в эмоциональном плане видов труда является профессия
педагога. В своей деятельности педагог должен стремиться к успеш­ному решению
поставленных перед ним задач независимо от воздействующих на него негативных
факторов, сохранять самообладание, оставаться для учеников, воспитанников
примером в личност­ном плане, отвечать
за сохранение физического и психического здоровья своих воспитанников. Плата за
ответственность довольно высока — нервное перенапряжение и эмоциональное истощение
профессионала.

Следствием повышенной напряженности
труда педагога становится апатия, раздражительность, грубость в адрес
воспитанников, учеников. На фоне снижения психического тонуса происходит
снижение качества образовательного процесса и потеря интереса к своей
деятельности, которая превращается для педагога в тяжелую трудовую повинность.
Известно, что у авторитарных педагогов (воспитателей, учителей начальных
классов) дети болеют чаще. Причина имеет психосоматическую природу: утомленный
психологическим давлением детский организм заболевает, предоставляя тем самым
возможность ребенку передохнуть. Поэтому психологическое здоровье педагога
является важным условием здоровья детей.

На сегодняшний день в практике образовательных
учреждений педагоги довольно часто сталкиваются с проблемой эмоционального выгорания. И, к сожалению, не каждый может самостоятельно
с этим справиться. Динамика развития эмоционального выгорания — процесс сугубо
индивидуальный. Но, как отмечает Н.Е.Водопьянова, выгорание заразно, оно подобно
инфекционной болезни. Педагоги, подверженные этому процессу, могут быстро
превратить целую группу в собрание «выгоревших».

Факторами, инициирующими возникновение
синдрома эмоционального выгорания, являются особенности профессиональной деятельности
и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Чаще эти факторы называют организационными и индивидуальными.

Группа
организационных факторов включает в себя условия работы и материальной среды,
социально-психологические условия деятельности профессионала.

Группа индивидуальных факторов включает
в себя социально-демографические характеристики и личностные особенности
профессионала. В общем жизненном цикле человека выделяются отдельные возрастные
циклы, во время которых возникают качественные перемены в жизнедеятельности
человека. Возрасты 28-34,
40-45, 50-55 лет являются самыми значимыми в жизни человека. Особенно важен возраст
от 40 до 45 лет, который можно назвать «возрастом предварительных итогов
жизни». Кризисы четвёртого и пятого десятилетий характеризуются утратой
новизны, снижением уровня профессионализма, понижением самооценки в связи с
переживанием исчерпанности своих возможностей, наблюдается обеднение личности в
результате прекращения систематической образовательной деятельности
(Л.И.Анциферова). Причиной спада профессиональной активности педагогов от 30 до
40 лет может служить кризис середины жизни. Человек в первый раз оглядывается
назад, оценивает прошлое, обдумывает свои достижения, подводит некоторые итоги.

Учитывая сказанное выше, было решено
провести исследование, цель которого: определить существование зависимости
возникновения синдрома эмоционального выгорания от возраста и стажа педагогов в
процессе профессиональной деятельности. Для достижения поставленной цели
исследовались:

уровень
сформированности синдрома эмоционального выгорания у педагогов (методика «Диагностика
эмоционального выгорания» В.В.Бойко);
зависимость синдрома эмоционального выгорания от возраста и стажа
педагогов (анкета).

База исследования: МДОУ «Детский сад №
78 «Василек» города Норильска.

В исследовании принимали участие
25 педагогов дошкольного образовательного учреждения: 11 педагогов со стажем
работы от нуля до пяти лет и возрастными границами от
22 до 29 лет; 5 человек со стажем работы от пяти до десяти лет, возраст от 28
до 32 лет; 6 педагогов со стажем от десяти до пятнадцати лет, возраст от 31 до
39 лет; 3 человека с педагогическим стажем от пятнадцати до двадцати лет и выше
с возрастными границами от 41 до 45 лет.

Анализируя развитие синдрома эмоционального
выгорания, было выявлено, что наиболее сформированной является фаза «Напряжения»
— сформировалась у 20% педагогов. Фаза «Резистенции» у 16% педагогов. И
наименее сформированной оказалась последняя фаза в развитии синдрома — «Истощения» — у 12% педагогов.

Таким образом, в результате исследования
по методике В.В.Бойко было выделено три группы педагогов по уровню
сформированности синдрома эмоционального выгорания, определена выраженность фаз
синдрома и его симптомов в каждой группе педагогов.

С целью выявления зависимости синдрома
эмоционального выгорания от возраста и стажа, педагогам было предложено
заполнить анкету и указать в ней основные социально-демографические характеристики.
Вся выборка педагогов была разделена на пять групп по стажу педагогической
деятельности.

I группа. Возраст
от 22 до 29 лет.
Стаж работы от
нуля до пяти лет. Вошли 44% педагога. Из них у 8% синдром эмоционального
выгорания сформировался, у 12% синдром находится в стадии формирования и у 24%
педагогов синдром не сформировался.

II группа. Возраст от 28 до 32лет. Стаж работы от пяти до десяти лет. Вошли 20% педагогов. Из них у 4%
педагогов синдром в стадии формирования и у 16% синдром не сформировался.

Читайте также:  Что такое синдром токсического шока от тампонов

III группа. Возраст
от 31 до 39 лет.

Стаж работы от десяти до пятнадцати лет. Группа составляет 24%. Из них 8% педагогов
со сформировавшимся синдромом выгорания, 8% — с формирующимся и 8% — с
несформировавшимся синдромом.

IV группа 41-45
лет.
Стаж работы отпятнадцати до двадцати лет. В группу
вошли 8% педагогов. Из них у 4% синдром сформировался и у 4% не сформировался.

V группа. 46 лет. Стаж работы
более
20 лет. В группу вошло 4% педагогов с формирующимся
синдромом эмоционального выгорания.

Наибольшее количество педагогов, у которых
синдромом эмоционального выгорания сформировался или находится в стадии формирования,
входят в первую группу. Также многочисленной является и третья группа
педагогов. Вторая, четвёртая и пятая группы, оказались самыми малочисленными.

Таким образом, педагоги, вошедшие в
первую группу, оказались наиболее подвержены возникновению синдрома эмоционального
выгорания. Возможной причиной выгорания в этом возрасте, может стать
несоответствие ожиданий, связанных с профессией и реальной действительностью.
Молодые специалисты, приходя на работу, сталкиваются с различными ситуациями, к
которым внутренне не готовы, вследствие чего, возникает чувство собственной
некомпетентности, огорчения и разочарования.

Педагоги, вошедшие в третью группу,
также оказались наиболее подвержены синдрому эмоционального выгорания. Можно
предположить, что это связано с особенностями возраста, а именно с частично
совпадающим с этим возрастом кризисом середины жизни. Примерно в этом возрасте
человек в первый раз оглядывается назад, оценивает прошлое, оценивает свои
профессиональные достижения в виде статуса, должности, повышения заработной
платы и др. В связи с этим начинает испытывать эмоциональный дискомфорт,
психическое напряжение, неудовлетворённость трудом, переутомление. И, возможно,
это может быть одной из предпосылок формирования синдрома эмоционального
выгорания.

Анализируя социально-демографические
характеристики данной группы педагогов, можно предположить, что семейное
положение в значительной мере повлияло на формирование у них синдрома эмоционального
выгорания. Из 16% педагогов, вошедших в эту группу, 8% педагогов, имеют детей в
возрасте от 10-ти до 12 лет, который характеризуется как завершение младшего
школьного периода и начало подросткового. И остальные 8% педагогов имеют детей
подросткового возраста от 15-ти до 17 лет. Этот возраст часто называют
«периодом ранней юности», когда у детей возникают собственные проблемы: первая
любовь, профессиональное и личностное самоопределение, которые естественным
образом волнуют не только самих детей, но и их родителей. Следовательно,
проблемы на работе и дома, в совокупности, могут вызывать психическое
напряжение личности профессионала, и, возможно, являются одним из факторов
формирования у него эмоционального выгорания.

Группа педагогов со стажем работы от
пяти до десяти лет имеет относительно низкие показатели по всем фазам развития
синдрома. Причиной формирования синдрома эмоционального выгорания у небольшого
количества педагогов в данной группе может являться то, что в данный возрастной
период у профессионала меняются мотивы его деятельности, средства их реализации,
происходит переоценка ценностей. Также возможной причиной выгорания, может быть
то, что 4% педагогов, входящих в данную группу, не состоят в браке и не имеют
детей. А, так как, в этом возрасте человек стремится к определённой
стабильности в жизни, то неудачные попытки создать семью могут также являться
одной из предпосылок выгорания.

Группы педагогов со стажем работы от
пятнадцати до двадцати лет также оказались наиболее устойчивыми к развитию
синдрома эмоционального выгорания. Возраст педагогов в данных группах от 41-го
до 46 лет. Возможной причиной выгорания 4% педагогов обеих групп, является то,
что данный возрастной период считается «возрастом предварительных итогов
жизни», признаками которого могут быть угнетающие человека несоответствия между
«Я — реальным и Я — идеальным» в профессиональной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что
зависимость возникновения синдрома эмоционального выгорания от возраста и стажа
педагогов в процессе профессиональной деятельности существует.

Библиографическая ссылка

Гроза И.В. ВЛИЯНИЕ ВОЗРАСТА И СТАЖА ПЕДАГОГА НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 10. – С. 63-54;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25757 (дата обращения: 25.05.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Источник

Ильина Татьяна Юрьевна, ОГКОУ «Новодольский детский дом «Остров детства», воспитатель.

Стаж работы в данной должности составляет 25 лет. Увлечение — психологические исследования, касающиеся педагогической деятельности.

Зависимость формирования синдрома эмоционального выгорания от стажа работы педагога

Педагогическая деятельность сопровождается разнообразными эмоциональными состояниями, которые могут быть положительными, отрицательными, нейтральными. Они во многом обусловливают продуктивность деятельности педагога, которая также влияет на личность. При определенных условиях это может привести к формированию синдрома эмоционального выгорания.

Читайте также:  Симптомы синдром веста у детей

Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия — одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания», так как труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность. В современных условиях деятельность учителя буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание. К ним относятся: большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность, недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости, необходимость быть все время в «форме». Кроме того, профессия педагога является одной из профессий альтруистического типа, что повышает вероятность возникновения выгорания1.

По мнению известного российского ученого В.В. Бойко эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Исследователь отмечает, что эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения2.

Первые исследования выгорания персонала появились в работах американских психологов и касались представителей «помогающих» профессий (врачи, психологи, психиатры и прочее). На первой фазе исследований феномен «выгорания» изучался в двух направлениях — клиническом (психиатрическом) и социально-психологическом.

Именно представитель клинического направления Х. Дж. Фройденбергер в 1974 году ввел понятие «burnout» для обозначения психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально напряженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Предметом исследований клинического направления были симптомы «выгорания» и особенности психического здоровья3.

В рамках социально-психологического подхода, представленного работами социального психолога К. Маслач и коллег (начиная с 1978 года), были выделены три категории симптомов выгорания: физические, поведенческие и психологические. Основной причиной выгорания исследователь определяла эмоциональную перегрузку, вызванную взаимоотношениями между профессионалом и его клиентом, «тем, кто оказывает помощь и тем, кто ее получает».

В.Е. Орел, анализируя труды К. Маслач, указывает на то, что она видела психологическую опасность таких взаимоотношений, поскольку профессионалы имеют дело, прежде всего с людскими проблемами, несущими в себе отрицательный эмоциональный заряд, которые тяжелым бременем ложатся на их плечи4.

В России исследования, посвященные проблемам профессионального выгорания, появляются в конце ХХ века в работах В.В. Бойко, Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой, В.Е. Орла, Т.В. Форманюк и других. В.В. Бойко разработал классификацию симптомов выгорания и «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания», которые позволяют оценить проявления синдрома по двенадцати основными симптомами, которые обычно сопровождают три компонента «профессионального выгорания»: напряжение, резистенция, истощение.

В.В. Бойко указывает, что это приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. Отчасти, это и функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. Но цена такой «экономии» слишком высока: «нарушения могут затрагивать разные грани трудового процесса – профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение». Поэтому рассматривать психическое выгорание как профессиональное выгорание вполне правомочно, поскольку это явление рассматривается в аспекте личной деформации под влиянием профессиональных стрессов5.

Синдром профессионального выгорания включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.

Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Человек не может отдаваться работе как прежде, чувствует приглушенность, притупленность собственных эмоций, возможны эмоциональные срывы.

Деперсонализация — тенденция развития негативного, бездушного отношения к раздражителям. Возрастает обезличенность и формальность контактов. Негативные установки, имеющие скрытый характер, могут начать проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое входит со временем наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций.

Редуцирование личных (персональных) достижений — снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличие к работе.

Эмоциональное выгорание складывается под воздействием ряда факторов. Н.Е. Водопьянова и Е.С. Старченкова среди факторов, влияющих на формирование синдрома профессионального выгорания, называют возраст, стаж работы и удовлетворенности карьерой. Исследователи отмечают имеющиеся сложные взаимоотношения между степенью выгорания, возрастом, стажем и степенью удовлетворенности профессиональным ростом. Профессиональный рост, обеспечивающий человеку повышение его социального статуса, уменьшает степень выгорания. В случае неудовлетворенности карьерным ростом профессиональный стаж способствует выгоранию работников. Влияние возраста на эффект выгорания неоднозначно. В некоторых исследованиях обнаружена предрасположенность к выгоранию лиц не только старшего, но и молодого возраста. Наблюдается сложная взаимосвязь выгорания и карьерных устремлений [3].

Читайте также:  Жизнь с синдромом раздраженного кишечника

Влиянию возраста и стажа работы на формирование синдрома эмоционального выгорания педагогов было посвящено исследование, проведенное нами на базе Базарносызганского филиала Новодольского детского дома «Остров детства» (р.п. Базарный Сызган, Ульяновской области). В исследовании приняли участие 17 педагогов в возрасте от 20 до 56 лет. Стаж педагогической деятельности до 5 лет имеют 2 педагога, от 5 до 10 лет – 1 педагог, свыше 10 лет – 14 педагогов.

Исследование проводилось с использованием Методики диагностики эмоционального выгорания личности (В.В. Бойко). Данная методика позволяет выявить основные симптомы выгорания, каждый из которых возникает на определенном этапе развития профессионального стресса и отражает характерные для данного феномена реакции человека на стрессогенные воздействия в сфере профессионального общения6.

Результаты диагностики представлены в Приложении 1.

Синдром эмоционального выгорания и стаж работы

Таким образом, всех испытуемых можно разделить на три группы по такому критерию, как сформированность фаз:

• 1 группа – синдром полностью сформировался хотя бы в одной из фаз, то есть итоговое количество баллов в одной из фаз равно или больше 61 (2,5,8,9, 12,15,17 номера таблицы). Средний показатель стажа в группе равен 23 года;

• 2 группа – синдром эмоционального выгорания находится в стадии формирования хотя бы в одной из фаз, то есть итоговое количество баллов в одной из фаз находится в промежутке от 37 до 60 баллов (3,4.6,7, 10,11,13,16 номера таблицы). Средний показатель стажа равен 15 годам;

• 3 группа – синдром не сформирован, то есть итоговое количество баллов ни в одной из фаз не превышает 36 баллов (1 и 14 номера таблицы). Средний показатель стажа равен 5 годам.

В первую группу вошли 7 педагогов, что составляет 41,1 %. Во вторую группу вошли 8 педагогов, что составляет 47,0 %. В третью группу вошли 2 педагога, что составляет 11,9 %. Графически это может быть представлено следующим образом (рисунок 1).

Синдром эмоционального выгорания и стаж работы

Рисунок 1 – Степень сформированности синдрома эмоционального выгорания педагогов.

Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод, что степень сформированности синдрома эмоционального выгорания зависит от педагогического стажа. То есть в группе, где педагогический стаж составляет в среднем 23 года, синдром эмоционального выгорания сформировался хотя бы в одной из фаз. В группе педагогов, где средний показатель стажа педагогической деятельности составляет 15 лет, синдром эмоционального выгорания находится в стадии формирования хотя бы в одной из фаз.

Список использованных источников

1 Бойко, В.В. Правила эмоционального поведения [Текст] : Методическое пособие / В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 1997. – 172 с.

2 Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст] : / В.В. Бойко – М: ИИД «Филинъ», 1996. – 472 с. — ISBN 5-8424-05718-4.

3 Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] : 2-е изд. / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. — СПб.: Питер, 2008. — 258 с. ISBN 978-5-91180-891-4

4 Маркова, А. К. Психология труда учителя [Текст] : Кн. для учителя / А.К. Маркова. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с. ISBN 5-09-003639-Х.

5 Молочкова, И.В. Психологическое сопровождение профессионального развития педагога [Текст] : Учебное пособие /И.В. Молочкова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – 130 с.

6 Орел, В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования [Текст] : учебное пособие / В. Е. Орел. — СПб.: Питер, 2006. – 221 с. – ISBN 5–8645–0677–3.

7 Реан, А. А. Факторы стрессоустойчивости учителей [Текст] : учебное пособие / А. А. Реан. – СПб.: Мирт, 2006. – 249 с. – ISBN 5–8655–0683–0.

8 Соковнина, М.С. Профилактика эмоционального выгорания педагогов и психологов через формирование адекватной оценки результативности профессио-нальной деятельности [Электронный ресурс] : / М.С. Соковнина, Е.С. Соболева. – Режим доступа: https://www.transactional-analysis.ru.

9 Сушенцова, Л.В. Профессиональное выгорание педагога: сущность, диагностика, профилактика [Текст] /Л. В. Сушенцова //Инновационная сельская школа: от идеи к результату: сб. ст. — Йошкар-Ола: ГОУВПО «Мар. гос. ун-т», 2006. – 216 с.

1 Сушенцова, Л.В. Профессиональное выгорание педагога: сущность, диагностика, профилактика. — Йошкар-Ола, 2006. — С. 191.

2 Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. — М, 1996. – С. 87.

3 Реан, А. А. Факторы стрессоустойчивости учителей. — СПб., 2006. – С. 97.

4 Орел, В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования. — СПб., 2006. – С.63.

5 Бойко, В.В. Правила эмоционального поведения. — СПб., 1997. – С. 95.

6 Молочкова, И.В. Психологическое сопровождение профессионального развития педагога. — Челябинск, 2005. — С. 128.

4

Источник