Синдром эмоционального выгорания для студентов
Студенты, которые едут учиться за границу — особенные люди. Они выбирают не только знания, но и другой язык, новую страну, незнакомый контекст. Все это ужасно увлекательно, но вызывает много стресса, к которому надо быть готовым.
На эмоциональное состояние студента могут повлиять не только контрольные и изнурительная сессия, но и высокие ожидания родителей, большие требования от профессоров и от самого себя. Все в комплексе может привести к выгоранию.
Термин «выгорание» еще не изучен до конца: впервые его ввел Герберт Фройденбергер в своей книге «Выгорание: высокая цена высоких достижений» в 1974 году. Однако, уже сегодня исследователи выделяют основные симптомы, которые могут проявляться у каждого человека индивидуально. Чаще всего, люди в состоянии выгорания испытывают следующее:
— сложность в концентрировании внимания
— умственная и физическая усталость
— снижение продуктивности
— чувство депрессии и отчужденности
— отсутствие мотивации
Особенно внимательно к выгоранию должны относится студенты-achievers, которые постоянно стремятся к высоким оценкам и ставят для себя недостижимую планку. Но это не значит, что выгорание не может произойти и с обычным студентом, кто прилежно учится и точно также подвергается стрессу из-за больших объемов информации, новой среды, большой конкуренции.
Известны случаи, когда люди, у кого произошло выгорание, не отдавали себе в этом отчет и не понимали, почему вдруг в один прекрасный день им очень сложно встать с кровати. В крайних случаях, у пациентов с выгоранием возникают и физические проявления стресса: боли в голове и животе, кожные высыпания и экземы, приступ аппендицита. Такие случаи выгорания уже носят клинический характер и тут нужно обратиться к врачу.
Физическая активность
Что же делать, если выгорание уже случилось? Здесь ответ дают не только психологи, но и нейрофизиологи. В свежей книге Эмилии и Эмили Нагоски «Burnout: The Secret to Solving the Stress Cycle» описывают стресс и реакцию организма на него как один из древнейших процессов, переживаемых человеком.
Изначально стресс представлял собой хищника в лесу, сегодня — это дедлайн или критический комментарий профессора. Однако организм, а в частности мозг, не успел эволюционировать так быстро и не различает стресс, вызванный внезапной встречей со львом от стресса перед контрольным тестированием. В связи с этим, реакция тела на стресс «бей или беги» не изменилась. Именно поэтому, ученые рекомендуют не останавливать организм и чаще заниматься физическими активностями, то есть дать своему телу бежать, плавать, танцевать, быть активным в течение 20-60 минут.
Читайте также: «Как справиться с тоской по дому, находясь за рубежом»
Позитивные отношения
Когда мы в стрессе, нам кажется, что будет лучше, если люди вокруг оставят нас в покое. На самом деле это не так. Организму в стрессе нужно ощущение безопасности, а позитивный интерактив с окружающими, пусть даже короткий small talk с продавцом или пассажиром в автобусе, помогает создать это ощущение и успокоить мозг.
А вот с близкими людьми, друзьями, и теми, кому вы доверяете нейрофизиологи советуют побольше обниматься. Пользу объятьев и поцелуев описывает психолог в сфере отношений Джон Готманн. Обниматься следует 20 секунд — это достаточно долго по сравнению с быстрым поверхностным объятьем, и 20 секунд хватает, чтобы успокоить сердечный ритм, понизить давление, дать организму понять, что он находится под защитой. Сразу после объятий, ученые зафиксировали смену «гормона стресса» кортизола на окситоцин, «гормон счастья».
Обниматься по 20 секунд, конечно, сложно, когда вы далеко от дома, но даже объятья с однокурсниками, которые находятся в таком же стрессе, как и вы, могут помочь организму физически успокоиться.
Письма благодарности
Еще один эффективный способ борьбы с выгоранием — письма благодарности. Это распространенная практика среди психологов, которые чаще всего рекомендуют писать письма благодарности себе или просто обстоятельствам: «спасибо, что у меня есть крыша над головой, еда на столе, спасибо, что я нахожусь в этой интересной стране».
Однако Нагоски рекомендуют писать письма благодарности людям, которым вы на самом деле благодарны. Более того, такое письмо лучше зачитать вслух этому человеку. Подобное «празднование» достижений и всех к ним причастных людей дает большой заряд энергии и чувство уверенности.
Читайте также:«10 вариантов для отдыха после сдачи всех экзаменов»
Вовлечение во что-то важное
Это более абстрактный совет, но он как нельзя актуален для студентов. Чувство собственной значимости повышается, когда вы приобщаетесь к чему-то большому и важному: это может быть научное достижение, к которому вы стремитесь; борьба с глобальным потеплением; волонтерство в приюте для собак; медитация и духовные практики. Главное, не просто восхищаться большой красивой целью, но принимать в ней непосредственное участие. И самое важное, что нужно понимать — смысл своей деятельности, да и жизни, невозможно найти, его нужно сделать самостоятельно.
Итак, главное, что нужно запомнить в борьбе с выгоранием — нельзя игнорировать тело и его ощущения. Физическая активность, отношения с близкими, позитивное общение, все это помогает успокоить инстинкты, которые свойственны нам еще из древних времен. Помните, что вы находитесь в увлекательном путешествии, которое в любом случае приведет вас к полезному и важному результату. Но, как и любое путешествие, учеба за рубежом — это временный процесс, не зацикливайтесь на текущих проблемах слишком долго — вас ждет еще так много всего впереди.
Источник
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Социальные и психологические изменения, происходящие в обществе, в разных сферах деятельности, в частности учебной, привели к тому, что будущие специалисты чаще стали подвержены стрессовым ситуациям. Учебный вузовский процесс представляет собой «…систему организации учебно-воспитательной деятельности, в основу которой положено органическое единство и взаимосвязь преподавания (деятельность преподавателя) и учения (деятельность студента), направленных на достижение целей обучения, развития личности студента, его подготовки к профессиональной деятельности.»[2, с.34-35] Учебный процесс в вузе требует большой отдачи, всё это ведет к эмоциональной нестабильности. Студенты практически «живут» в вузе, к тому же постоянно заняты учебной деятельностью. Постепенно это может привести к эмоциональному выгоранию.
В связи с этим, рассмотрение вопроса о синдроме эмоционального выгорания у студентов, на наш взгляд, не оставляет сомнения в своей актуальности, т.к. внутренний мир ощущает дисгармонию, снижается память, студент начинает неконструктивно мыслить. Столкнуться с симптомом эмоционального выгорания может любой студент.
Понятие «эмоциональное выгорание» было введено американским психиатром Гербертом Фрейденбергом в 1974 году. Исследователь определял данное явление как «…нарастающее эмоциональное истощение, ответную реакцию на продолжительные сферы межличностного общения».[4, с.163] В дальнейшем феномен «эмоциональное выгорание» был детализирован К. Маслач и Х. Хартманом в 1982 году, которые выделили три главных его компонента: эмоциональное (или физическое) истощение; деперсонализация; сниженная рабочая продуктивность [3, с. 29-30] Впервые тема студенческого выгорания была затронута Г.С. Никифоровым. В его исследовании принимали участие студенты педагогических специальностей, обучавшиеся в Зеленогурском университете. Г.С. Никифоров использовал «Опросник поведения и переживания, связанного с работой», разработанный У. Шааршмидтом и А. Фишером в Институте психологии Постдамского университета. Тогда Никифоров впервые выявил, что не только работающие люди, но и студенты склонны к возникновению эмоционального выгорания.
В рамках работы студенческого научного клуба по психологии «Инсайт» мы измерили риск синдрома эмоционального выгорания у студентов педагогического факультета с 1 по 5 курсы, согласно методике Б. Поттера. Анализ результатов исследования показал, что, в целом, у 48% студентов высокий уровень риска возникновения синдрома эмоционального выгорания, у 30% — умеренный и у 22,5% — низкий уровень. Приведённые данные показывают о преобладании у студентов высокого уровня риска эмоционального выгорания, т.е. это студенты, подверженные стрессовым ситуациям, находящиеся в неустойчивом эмоционально-психологическом состоянии.
По курсам результаты таковы: на 1 курсе у студентов преобладает низкий риск возникновения синдрома эмоционального выгорания — 48%, у 34% — умеренный и у 18% — высокий уровень синдрома. На 2 курсе мы получили следующие результаты: у 14% студентов низкий уровень риска, 37% имеют умеренный уровень и 49% студентов с высоким уровнем риска возникновенияию синдрома. У студентов 3 курса мы наблюдаем преобладание умеренного уровня — 52%, у 14 — низкий уровень и 34% имеют высокий уровень. На 4 курсе результаты следующие: преобладание высокого уровня — 67% студентов, у 19% — умеренный уровень и 14% — низкий уровень. Студенты 5 курса наиболее подвержены высокому уровню — 68%, 16% — низкий и 16% — умеренный уровень риска.
Проанализировав результаты исследования, мы наблюдаем высокий уровень риска возникновения синдрома эмоционального выгорания на 2,4 и 5 курсах. Уже на втором курсе студенты нередко чувствуют разочарование и упадок сил. Подобное эмоциональное выгорание у них может вызвать масса обстоятельств: обилие заданий, новый коллектив, «не те» предметы. С собственной резкой реакцией на эти ситуации могут справиться не все. Второкурсники уже во всю вовлечены в учебный процесс — зачастую, это самый сложный курс для студента. Именно на втором курсе происходит самое интенсивное обучение общим знаниям и формирование культурных запросов. Период обучения на 4-5 курсах связан с прохождением студентами педагогической практики, интенсивным взаимодействие с учащимися, близким знакомством с будущей профессией. Студент вступает в этап выраженного профессионального самоопределения, сопровождающегося формированием уверенности и готовности к активной самостоятельной деятельности в выбранной профессиональной сфере, либо разочарование в профессии, неуверенностью в выборе. Следовательно весь процесс обучения потенциально содержит в себе опасность возникновения эмоционального выгорания. На младших курсах, прежде всего из-за стрессов, вызванных переходом от учебной деятельности к учебно-профессиональной , на старших — в процессе интенсивной профессионализации у студентов может возникнуть неуверенность в выборе пррфессии, в возможностях дальнейшей самореализации. Всё это, несомненно, может служить факторами, приводящими к состоянию эмоционального выгорания. [4, с.81]
Завершающий период обучения в вузе вполне уместно назвать начальным этапом профессиональной адаптации студентов – будущих педагогов, который неизбежно связан с осознанием молодым специалистом некоторой недостаточности своих знаний и умений требованиям практической деятельности. Это проявляется в довольно невысокой оценке своих педагогических способностей, коммуникативных навыков и умений, низкой самооценке, которая проявляется опосредованно – лишь при анализе уровня своей компетентности, а не оценке личности в целом[1, с.273].
Таким образом, наличие высокого показателя у студентов возникновения риска синдрома эмоционального выгорания позволяет обратить внимание к данной проблематике как самого студента, так и педагогического состава преподавателей. Прежде всего, на наш взгляд, необходима просветительская работа среди студентов в сфере профилактики данного состояния и гармонизации собственного внутреннего мира, т.к. успешность в учебном процессе напрямую связана с благоприятным данным состоянием.
Список литературы
Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика. 2-е изд.-СПб.:Питер,2009. С.336.
Никифоров Г.С. Психология здоровья: Учебник для вузов.-СПб.Питер, 2006. С.607.
Орёл В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии/В.Е. Орёл. Перераб. и доп.Ярославль: 1999. С.76-97.
Maslach C., Jackson//Journal of Occupational Behavior. 1981. c.26-34
Freudenberger H.J. Staff burn-out//Journal of Social Issues. 1974. c.159-165
Источник
В современном мире человек вынужден жить в условиях хронического стресса. Постоянная загруженность на работе, высокие требования, предъявляемые к профессионализму сотрудников, конкуренция, вечная нехватка времени, агрессивное влияние со стороны средств массовой информации, рекламы, большая скученность людей в мегаполисах – все эти факторы способны вывести из душевного равновесия даже самого стойкого и психически уравновешенного человека. Молодое поколение, обучающееся в вузе в настоящее время, является особой группой, которая подвержена влиянию, как вышеперечисленных факторов, так и непосредственным специфическим влиянием процесса обучения и выбранной профессии на личность.
Сравнительно недавно в зарубежной, а затем и отечественной литературе появилось понятие «эмоционального выгорания», которое, изначально рассматривалось, как аспект профессиональный деформации и определялось как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. В настоящее время проявления синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) встречаются не только среди работающих людей, но и на этапе обучения в вузе, что ведет к необходимости разработки мер по предотвращению и устранению данных проявлений.
СЭВ – это процесс постепенной утраты эмоциональной, познавательной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. В то же время это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Первые работы по этой проблеме появились в США. Американский психиатр H. Frendenberger в 1974 г. описал феномен и дал ему название «burnout» для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с пациентами (клиентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи [15].
Изучению проблемы синдрома эмоционального выгорания посвящено значительное количество работ в зарубежной науке и практике [C. Maslach, S. Jakson, 1981; E. Aronson, A. Pines, 1983; S. Walker, M. Cole, 1989; C. Maslach, M.P. Leiter, 1997 и др.]. Менее изучен данный феномен в отечественной психологии [В.В. Бойко, 1996; В.Е. Орел, 2001; Е.С. Старченкова, 2002 и др.].
Что касается распространенности СЭВ, то наиболее часто он встречается среди таких профессий, как врачи, учителя, психологи, социальные работники, спасатели, работники правоохранительных органов.
Однако в последнее время синдром выгорания выявляется и у специалистов, для которых контакт с людьми вообще не характерен и нет такого «груза» ответственности (программисты).
Большинство российских и зарубежных психологов считают профессиональное выгорание обратимым процессом, хотя некоторые авторы (Аминов Н.А., Шпитальный Д.В., Форманюк Т.В.) используют термин «сгорание» и тем самым либо подчеркивают необратимость последствий, либо неуместно рассматривают данные слова, как синонимы [4].
В настоящее время нет единого взгляда на структуру СЭВ, но, несмотря на это, можно сказать, что он представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных и напряженных отношений в системе человек–человек. Последствия выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (познавательных, эмоциональных, мотивационно–установочных) изменениях личности. То и другое имеет непосредственное значение для социального и психосоматического здоровья личности [2,3,5].
Выделяют 5 ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ:
• физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья, в т.ч. по ощущениям; затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно–сосудистой системы);
• эмоциональные симптомы (недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других – люди становятся безликими, как манекены; преобладает чувство одиночества);
• поведенческие симптомы (рабочее время более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи – падения, травмы, аварии и др.; импульсивное эмоциональное поведение);
• интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, чем к творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах – тренингах, образовании; формальное выполнение работы);
• социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег).
В.И. Ковальчук отмечает, что люди с низким уровнем самооценки, а также возлагающие ответственность за все происходящее на окружающий внешний мир, а не на себя больше подвержены эмоциональному выгоранию[6].
В.В. Бойко указывает на следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств в профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности [4].
Как отмечает В.И. Ковальчук, риск возникновения профессионального выгорания увеличивается в случаях монотонности работы, вкладывания в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки, строгой регламентации времени работы, работы с немотивированными клиентами, трудно ощутимыми результатами работы. Также существенную роль играют напряженность и конфликты в профессиональной среде: недостаточная поддержка со стороны коллег, нехватка условий для самовыражения личности на рабочем месте, работа без возможностей дальнейшего обучения и профессионального совершенствования, неразрешенные личностные конфликты.
Синдром эмоционального выгорания включает в себя три основные составляющие:
– эмоциональное истощение, как чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой; исчерпанности своих эмоциональных ресурсов;
– деперсонализацию (потерю собственного «Я»), как циничное отношение к труду и объектам своего труда, связанную с возникновением равнодушного, негативного и даже циничного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы;
– редукцию (уменьшение) профессиональных достижений, как возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, недовольства собой, осознание неуспеха и снижения ценности своей деятельности. [4,6].
С динамической точки зрения эмоциональное сгорание включает в себя:
• фазу напряжения (переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, загнанность в клетку, тревога и депрессия);
• фазу резистенции (неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально–нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоции, редукция профессиональных обязанностей);
• фазу истощения (эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность или деперсонализация, психосоматические и психовегетативные нарушения) [5,7].
На основании проведенного литературно–теоретического анализа научных данных нами была сформулирована гипотеза о том, что если успеваемость студентов прямо пропорционально зависит от их эмоционального выгорания, то оптимизация процесса обучения может способствовать снижению уровня эмоционального выгорания. Для подтверждения гипотезы мы провели экспериментальное исследование, объектом которого явились СЭВ и успеваемость студентов. Мы предложили 28 студентам 4 курса анонимно заполнить составленные нами опросники. Данные опросники содержали несколько разделов, а именно: ряд вопросов для диагностики синдрома эмоционального выгорания с использованием теста К. Маслач, С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой; вопросы следующего раздела были направлены на определение уровня субъективного контроля (УСК) при помощи теста диагностики УСК (Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М.). Также студентам был предложен ряд вопросов для определения уровня профессионального самоопределения и успеваемости. К тому же мы располагали данными из зачетных книжек об итогах экзаменационных сессий для объективной оценки их успеваемости.
Для того чтобы проверить выдвинутую нами гипотезу более дифференцированно, мы разделили группу испытуемых по типологии Абдулиной О.А. с учетом критерия успеваемости: отличники, хорошисты и слабоуспевающие. Особенность данной типологии состоит в том, что группа отличников представляется двумя типами, а именно: отличники – «зубрилы» и отличники – «умные». Выбранная нами типология студентов определялась следующим образом: проводилось анкетирование студентов, а также определение УСК, позволяющие выявить степень контролируемости и ответственности студентов своей деятельности в целом. С помощью данных методик мы определили 4 типа студентов, которые соответствует типологии Абдулиной О. А. [1]:
1) отличники – «зубрилы» – те, которые постоянно посещают занятия и своим трудом достигают хороших результатов, они очень дисциплинированны, из них чаще всего выбирают «старост»;
2) отличники – «умные» – те, которые обладают высоким интеллектом, сильной школьной базой и своими вопросами могут поставить некоторых преподавателей в неловкое положение. Они считают: «К чему ходить на каждое занятие, ведь мы и так умные», вообще учатся по принципу «всего понемножку»;
3) «хорошисты–труженики» – студенты, которые очень много занимаются, но в силу своих умственных способностей успехами в учебе не блещут;
4) неуспевающие – «случайные» – контингент разнообразный: это девушки, которые хотят стать дипломированными женами, юноши, уклоняющиеся от армии или те, кого родители устроили в вуз (лишь бы чем–то их занять, оградить от дурного влияния и т.д.).
Проведенный нами анализ данных эмпирического исследования показал, что существует взаимосвязь между показателями успеваемости (согласно выбранной нами типологии) и наличием СЭВ. Признаки СЭВ встречаются среди всех групп студентов в разной степени.
Анализируя уровень СЭВ среди студентов разных типов, было выявлено, что высокий уровень СЭВ соответствует той группе отличников, для которых смыслом процесса обучения в вузе является сама успеваемость (т.н. студенты – «зубрилы»). Главная задача для данной группы студентов – умение контролировать оценки. Высокий уровень СЭВ соответствует также 4 типу студентов, которые являются слабоуспевающими и как бы «случайно» выбрали данный вуз. Средний уровень по СЭВ соответствовал студентам–«труженикам». Низкий уровень СЭВ соответствовал студентам–отличникам, но, как нами было определено в типологии – «умным» отличникам, что соответствует 2 типу студентов (рис. 1).
В итоге, в ходе исследования было установлено, что:
• студентам–отличникам свойственен высокий СЭВ, если мотив обучения связан исключительно с высокой оценкой за успеваемость,
• студентам слабоуспевающим свойственен высокий СЭВ, если они слабо профессионально ориентированы.
• средний уровень СЭВ соответствует студентам–хорошистам, которые имеют средний уровень профессионального самоопределения и неявно выраженную мотивацию на успеваемость, хотя это и немаловажно для них.
Таким образом, гипотеза о том, что если успеваемость студента прямо пропорционально зависит от их эмоционального выгорания, то оптимизация процесса обучения может способствовать снижению уровня эмоционального выгорания, подтвердилась частично. А именно – успеваемость студента и СЭВ имеют сложную дифференцированную зависимость, которая определяется профессиональным самоопределением, включающим в себя мотивы обучения и выбор профессии; а также степенью принятия студентом ответственности за процесс и результат обучения.
С учетом полученных данных очевидным становится факт, что эмоциональное выгорание представляет собой довольно серьезную проблему. Так, врачи, в том числе студенты мецицинских вузов – одна из основных мишеней для формирования синдрома, поскольку затрагивает практически все сферы их профессиональной и личной жизни. При этом существенное значение приобретает возможность профилактики и психокоррекции «эмоционального выгорания» среди студентов. Для этого можно использовать наличие влияния стилей педагогического общения преподавателей на уровень формирования СЭВ у студентов с разными типами отношения к учебе.
Для работы со студентами разных типов преподавателям необходимо менять стиль своего педагогического общения, в связи с чем мы предлагаем следующие рекомендации:
1. При работе с отличниками–«зубрилами» предпочтителен демократичный стиль общения. Данным стилем в первую очередь оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью оказывается то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у учащихся развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Они проявляют интерес к работе, возрастает общительность и доверительность в личных взаимоотношениях.
2. В работе с «умными» отличниками предпочтителен стиль общения на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе этого стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Увлеченность общим делом рождает совместный увлеченный поиск. Такой стиль взаимоотношений педагога и воспитанников имеет стимулирующий характер, являясь высшей и наиболее плодотворной формой педагогического общения.
3. При обучении хорошистов–«труженников» возможно использование демократического стиля, увлеченности совместной творческой деятельностью в «чистом виде» и в сочетании этих стилей. Данная группа студентов не требует жесткого контроля со стороны преподавателя, поэтому перспектива организации планомерного формирования позитивного настроя на будущую деятельность и актуализация их познавательной деятельности может привести к тому, что они смогут из группы хорошистов–«тружеников» перейти в более высокую группу при адекватном разборе оценочного подхода к ним преподавателя.
4. В работе со слабоуспевающими студентами предпочтительно сочетание демократического стиля и увлеченности совместной творческой деятельностью. Однако в данном случае необходимо ориентироваться на менее высокий профессионализм студентов, хотя включение именно в творческие процессы при обучении способно повысить мотивацию к обучению и тем самым способствовать устранению проявлений СЭВ.
Суммируя вышесказанное, можно предположить, что чем больше у студента сформировано профессиональное самоопределение и выражена познавательная мотивация, тем более демократичный стиль педагогического общения может быть использован. Если преподаватель в отношении слабоуспевающих студентов использует демократический стиль педагогического общения, тем больше он их вводит в состояние фрустрации, характеризующееся тревогой и неизвестностью, что является предпосылкой для формирования СЭВ.
Таким образом, для оптимизации процесса обучения студентов и профилактики эмоционального выгорания у студентов преподавателям необходимо учитывать принадлежность студентов к разным типам (критерии отношения к учебе) посредством использования в процессе преподавания наиболее подходящих для каждой группы стилей педагогического общения.
Литература
1. Абдулина О. А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 1993. № 3.
2. Акиндинова И.А., Баканова А.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика/И.А. Акиндимова, А.А. Баканова//Педагогические вести. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, – № 5. – С. 34.
3. Аминов Н.А., Шпитальный Д.В. Синдром «эмоционального сгорания» как вид профессиональной дезадаптации //Профессиональный потенциал. –2 002.–№1,2.
4. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. М., 1996.
5. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. №2, 2005. С.97–104.
6. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса//Вестник психосоциальной и коррекционно–реабилитационной работы.–2001.– №11.– стр.2–16.
7. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара, 2000.
Источник