Синдром эмоционального выгорания чутко козина

Синдром эмоционального выгорания чутко козина thumbnail
Синдром

616.8

Ч 95

Чутко Л. С.

Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты / Л. С. Чутко, Н. В. Козина. – 2-е изд. – М. : МЕДпресс-информ, 2014. – 256 с.

Эта книга – о явлении, ставшем привычным, повседневным. Эмоциональное истощение, потеря интереса к жизни, профессиональный цинизм – эти проявления получили в клинической психологии название «синдром эмоционального выгорания».

Авторы подробно разбирают причины, механизмы возникновения данного состояния, его проявления на разных этапах и, самое главное, способы оценки и методики коррекции. Приводимые в книге способы преодоления эмоционального выгорания могут быть с успехом применены как врачами-психотерапевтами, так и самостоятельно каждым человеком, работающим в условиях высокой эмоциональной нагрузки.

Синдром

613.6

С 34

Сидоров П. И. Синдром профессионального выгорания : учеб. пособие / П. И. Сидоров, А. Г. Соловьев, И. А. Новикова. – Архангельск : СГМУ, 2007. – 176 с.

В данном учебном пособии подробно рассмотрено понятие «синдрома эмоционального выгорания», распространенность и особенности его проявления у представителей медицинских профессий, представлены принципы профилактики, психотерапевтической и фармакологической коррекции у медицинских работников.

Предназначено для студентов-медиков.

Синдром

612

В 62

Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водо-пьянова, Е. С. Старченкова. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2009. – 336 с. : ил.

Авторы второго, переработанного, издания книги (первое вышло в 2005 году) анализируют изучение синдрома выгорания зарубежными учеными и излагают результаты собственных исследований. Читатели узнают не только о причинах и последствиях выгорания, методах его психодиагностики, но и о возможных способах помощи «выгорающим» работникам.

Для студентов и вузовских преподавателей психологического профиля, для менеджеров по персоналу, для работодателей, заботящихся о своем здоровье и стабильности кадрового состава, «психосоциальном» здоровье своей организации, а также для всех представителей социальных профессий.

Деформация

88.37

Б 39

Безносов С. П.

Профессиональная деформация личности / С. П. Безносов. – СПб. : Речь, 2004. – 272 с. : ил.

В книге проанализирована чрезвычайно актуальная, но до настоящего времени малоизученная проблема профессиональной деформации личности. С привлечением обширного теоретического материала рассматриваются три основных направления исследования данной тематики: деятельностный, индивидуальный и феноменологический подходы.

Книга будет интересна специалистам различных отраслей, сталкивающимся с этой проблемой по роду своей деятельности.

Психология

88.4

П 85

Пряжников Н. С. Психология труда : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2009. – 480 с.

В учебном пособии представлены теория и практика психологии труда, а также современные разработки наиболее актуальных проблем, связанных с поиском смысла трудовой деятельности.

В числе основных тем курса рассматриваются психологические особенности кризисов профессионального становления (связанных с возрастом и стажем работы), факторы, их вызывающие, и способы преодоления, проблемы профессиональных деструкций, стресса и дистресса в трудовой деятельности.

Психология

88.4

Ш 95

Шульц Д.

Психология и работа / Д. Шульц, С. Шульц. – СПб. : Питер, 2003. – 560 с. : ил.

Этот учебник по индустриально-организационной психологии представляет собой информативный, содержательный «путеводитель» по миру бизнеса и индустрии. Авторы рассказывают о том, как эти факторы влияют на жизнь людей, которые ищут работу, делают карьеру, проходят обучение и т.д.

В главе «Работа как источник стресса» дается характеристика таких признаков эмоционального выгорания как усталость, истощение физических и духовных сил, негативная аффективность и др.

Психология

88.4

П 86

Психология профессионального здоровья : учеб. пособие / под ред. Г. С. Никифорова. – СПб. : Речь, 2006. – 480 с.

Данная работа является одной из первых попыток рассмотреть теоретические, методологические и практические вопросы, относящиеся к области психологии профессионального здоровья.

Среди прочих тем, отдельная глава посвящена профессиональным рискам людей разных профессий (летчики, педагоги, менеджеры, управленцы, сотрудники полиции), синдрому психического выгорания (причины, симптомы, последствия) и его возможной профилактике в системе обеспечения профессионального здоровья.

Синдром

616-009

С 38

Синдром хронической усталости: диагностика и лечение / под ред. Ю. В. Лобзина. – СПб. : СпецЛит, 2005. – 79 с.

В издании отражены современные понятия, связанные с синдромом хронической усталости, изложены основные гипотезы этиологии и патогенеза этого заболевания. Приведена концептуальная схема диагностики, разработанная Международной группой изучения СХУ, и даны рекомендации по дифференциальной диагностике больных с жалобами на хроническую усталость. Описаны клинические случаи.

Психология

612

Щ 61

Щербатых Ю. В.

Психология стресса и методы коррекции / Ю. В. Щербатых. – СПб. : Питер, 2006. – 256 с. : ил.

В данной книге представлен системный подход к понятию стресса, интегрирующий современные знания о природе стресса, полученные психологией, физиологией и медициной.

Одна из глав посвящена непосредственно особенностям профессиональных стрессов и характеризует феномен профессионального выгорания. Там же описаны примеры профессиональных стрессов (учебный, спортивный, стресс руководителя, медицинского работника) и приведены методы и тактики оптимизации уровня стрессов, способы саморегуляции психологического состояния.

Психология

88.4

П 86

Психология здоровья : учебник для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. – СПб. : Питер, 2003. – 607 с. : ил.

Учебник посвящен новому, интенсивно развивающемуся направлению исследований. Обсуждаются основные этапы становления психологии здоровья и ее предметная область. В книге рассматриваются пока недостаточно разработанные в зарубежной и отечественной психологии здоровья проблемы: критерии психического и социального здоровья, вопросы психологического обеспечения профессионального здоровья и долголетия человека.

Отдельная глава посвящена профессиональному выгоранию и ресурсам его преодоления («душевные потери», модели преодолевающего поведения, теория «консервации ресурсов» и др.)

Психология

88.4

С 17

Самоукина Н. В.

Психология профессиональной деятельности : учеб. пособие для студентов непсихологич. высш. учеб. заведений / Н. В. Самоукина. – СПб. : Питер, 2004. — 219, [2]с. : ил.

В учебном пособии излагаются вопросы психологического анализа структуры профессиональной деятельности, особенности совместной деятельности, руководства и делового общения, профессиональной конфликтологии, профессионального стресса (его динамике, сценариях, видах и возможностях саморегуляции работника). Рассматриваются психологические факторы успеха в профессиональной деятельности и основы профессиональной диагностики.

Пособие оформлено в соответствии с необходимыми методическими требованиями, содержит контрольные вопросы и задания.

Обеспечение

88.5

О 13

Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении : практ. рук. / под ред. И. А. Баевой. – СПб. : Речь, 2006. – 288 с.

На основании экспериментальных исследований и опыта работы в кризисных ситуациях в книге раскрывается понятие психологической безопасности применительно к системе образования, предлагаются основы концепции безопасности образовательного учреждения, обосновываются структурная и технологическая модели психологической безопасности в школе, формулируются методические рекомендации по преодолению кризисных ситуаций в образовательной среде, представлены материалы для учителей и психологов по сопровождению психологической безопасности.

Читайте также:  Ангиодистонический синдром у ребенка что это

Один из разделов руководства посвящен профилактике эмоциональных нарушений и сохранению психического здоровья педагогов в образовательной среде.

Синдром

65.291

И 19

Иванникова Н. Н.

Синдром менеджера, или Профилактика профессионального выгорания / Н. Н. Иван-никова. – М. : Дашков и Ко, 2010. – 208 с.

Человек, берущий на себя ответственность за успешное развитие своего бизнеса, за специалистов, которые трудятся на его предприятии, на самом деле взваливает на себя огромный груз. Как справиться с такими непомерными нагрузками? Как не потерять лицо и оставаться спокойным, объективным и справедливым руководителем? Ответы на эти вопросы можно найти в данной книге, поскольку в ней собран весь опыт борьбы с так называемым синдромом менеджера, синдромом, который дает о себе знать через усталость, нервозность, апатию и снижение работоспособности.

Для руководителей, менеджеров, психологов, работников служб по управлению персоналом, а также всех, кто принимает меры по профилактике или преодолению синдрома выгорания.

Медицинская

88.4

Т 98

Тюльпин Ю. Г. Медицинская психология : учебник / Ю. Г. Тюльпин. – М. : Медицина, 2004. – 320 с. : ил.

В учебнике подробно рассмотрены психологические проблемы, возникающие в медицинской практике. Исключительно практическая направленность книги позволяет найти ответы на различные вопросы, связанные с диагностикой, лечением и реабилитацией пациентов.

Обсуждаются психогигиена медицинской деятельности, профилактика психологических срывов у медицинских работников, проблема эмоционального выгорания и факторы, связанные с повышенным риском такового. Каждая из ситуаций анализируется с различных позиций с учетом существующих в настоящее время направлений психологии.

Оценка

612

О 93

Оценка профессионального выгорания у медицинских работников : метод. рекомендации / В. И. Евдокимов [и др.]. – СПб. : Политехника-сервис, 2009. – 82 с.

В представленном издании раскрываются общие концептуальные положения профессионального выгорания у специалистов «субъект – субъектной» сферы деятельности. Показаны факторы риска формирования профессионального выгорания и его проявления у медицинских работников. Представлен алгоритм конструирования обобщенной оценки профессионального выгорания и ее стандартизация.

В приложении представлен стимульный материал и методический инструментарий опросника «Профессиональное выгорание» (вариант для медицинских работников Н.Е. Водопьяновой) и опросника «Эмоциональное выгорание» В.В. Бойко.

Библиографический список содержит основные опубликованные работы на русском языке по проблемам профессионального выгорания у медицинских работников.

Практикум

88.3

П 69

Практикум по психологии состояний : учеб. пособие / под ред. А. О. Прохорова. – СПб. : Речь, 2004. – 480 с. : ил.

Пособие содержит лабораторные и практические работы по курсу «Психология психических состояний». Основная цель пособия – дать точное изложение процедур диагностики и измерения психических состояний, позволяющее воспроизводить их как на учебных занятиях, так и в профессиональной деятельности психолога.

Среди прочего материала содержатся опросники на выгорание и методики измерения стресса и «синдрома выгорания» в профессиональной деятельности людей различных специальностей.

Психодиагностика

88.9

П 69

Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие / ред-сост. Д. Я. Райгород-ский. – Самара : БАХРАХ-М, 2007. – 672 с.

Предлагаемая Вашему вниманию книга содержит три раздела: 1 – диагностика психических состояний и свойств личности; 2 – диагностика межличностных и семейных отношений; 3 – диагностика профессионального подбора кадров; — и представляет собой наиболее полное собрание методик и тестов практической психодиагностики.

Методики и тесты сопровождаются «ключами» — описанием способов обработки полученных результатов.

В контексте проблемы «выгорания» интересными могут быть методики определения стрессоустойчивости, уровня эмоционального выгорания, невротизации, показателей и форм агрессии, риска дезадаптации и др.

Менеджмент

88.5

П 86

Психодиагностика персонала. Методики и тесты : учеб. пособие : в 2 т. Т. II. – Самара : БАХРАХ-М, 2007. – 560 с.

Под личностью в рамках вопроса управления персоналом имеется в виду характерный способ мышления и поведения в обстановке функционирующей организации. Эта характеристика включает черты характера, личностные ценности, мотивы, эмоциональную возбудимость. Как выявить эти особенности работника, как определить его «запас прочности», удовлетворенность работой, степень подверженности стрессу, личностный профиль кризиса? Ответы на все эти вопросы вы найдете в предлагаемом издании.

1. Андреева Н. Ю. Предупреждение профессионального выгорания педагогов / Н. Ю. Андреева // Среднее профессиональное образование. — 2010. — № 1. — С. 56-59.

2. Бабанов С. А. Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания / С. А. Бабанов // Новые Санкт-Петербургские врачебные ведомости. — 2010. — № 1. — С. 30-35.

3. Бабанов С. А. Синдром эмоционального выгорания / С. А. Бабанов // Новая аптека: Аптечный ассортимент. — 2012. — № 9, Ч. 1. — С. 100-103.

4. Бабанов С. А. Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников / С. А. Бабанов // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. — 2012. — № 9. — С. 70-77.

5. Башенкова Л. А. Диагностика синдрома эмоционального выгорания и мероприятия, направленные на его предупреждение / Л. А. Башенкова // Среднее профессиональное образование. — 2015. — № 11. — С. 43-48.

6. Влияние синдрома эмоционального выгорания на качество медицинской помощи // Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи. — 2016. — № 5. — С. 7-14.

7. Гуреева Л. П. Синдром выгорания у педагогов общеобразовательных школ и его последствия / Л. П.Гуреева // Психическое здоровье. — 2010. — № 2. — С. 52-59.

8. Кодлубовская Т. Б. Особенности проявления признаков эмоционального выгорания у врачей / Т. Б. Кодлубовская // Вопросы психологии. — 2014. — № 2. — С. 75-80.

9. Лебедева Н. Как не сгореть на работе? / Н. Лебедева. // Наше здоровье. — 2014. — № 1 (9). — С. 10

10. Макаров В. В. Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей / В. В.Макаров // Психическое здоровье. — 2016. — № 3. — С. 60-67.

11. Мурай Л. В. Организация и содержание работы по программе «как пережить синдром эмоционального выгорания» / Л. В. Мурай // Работник социальной службы. — 2012. — № 10. — С. 62-71.

12. Овчинников Ю. В. Синдром эмоционального выгорания: диагностика, принципы лечения, профилактика / Ю. В.Овчинников // Военно-медицинский журнал. — 2015. — № 7. — С. 17-24.

13. Павлова О. Д. Отсутствие перспектив служебного роста как фактор эмоционального выгорания / О. Д. Павлова // Психотерапия. — 2015. — № 5. — С. 68.

14. Петров П. И. Синдром эмоционального выгорания у стоматологов / П. И.Петров // Казанский медицинский журнал. — 2012. — № 4. — С. 657-660.

Читайте также:  В понятие метаболический синдром входят

15. Пряжников Н. «Профессиональное выгорание» в психолого-педагогической работе / Н. Пряжников // Первое сентября. Здоровье детей. — 2014. — № 9. — С. 22-25.

16. Пряжников Н. С. Стратегии преодоления синдрома «эмоционального выгорания» в работе педагога / Н. С. Пряжников // Психологическая наука и образование. — 2008. — № 2. — С. 87-94.

17. Связь между синдромом выгорания и особенностями личности // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. — 2015. — № 2. — С. 4-10.

18. Третьяков Н. В. Синдром эмоционального выгорания / Н. В.Третьяков // Медицинская сестра. — 2014. — № 4. — С. 12-14.

19. Шабалина М. В. Синдром эмоционального выгорания: методы профилактики / М.В. Шабалина // Социальная работа. — 2013. — № 3. — С.62.

20. Эмоциональное выгорание: как его преодолеть? // Сестринское дело. — 2014. — № 6. — С. 40-41.

Источник

«Синдром эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности педагогов.

Многие молодые люди и педагоги, работающие достаточно длительный период в сфере образования, не задумываются о том, от чего появляются патологическая усталость или нежелание идти на работу. Для молодых педагогов это важный сигнал, связанный с тем, что данный вид профессиональной деятельности не приносит положительных результатов или внутреннего комфорта, что не является важным показателем для дальнейшей продуктивности. Для педагогов работающих достаточно длительный период появляется высокая степень утомляемости, связанная с рабочей нагрузкой, с новыми введениями в образование. Педагоги с большим опытом работы привыкают к стандартным видам деятельности, и для них фактором риска является внутренняя накопленная усталость и дискомфорт. Всё это несёт за собой признаки истощения и дальнейшего эмоционального выгорания. Выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций связанных с профессиональной деятельностью человека.

По мнению В. М. Лизинского, важнейшими причинами собственного профессионального выгорания являются те диапазально высокие и постоянно усиливающиеся напряжения, которые сплошь и рядом становятся непосильными для педагогов. Это вызвано не только собственно нагрузками, но и их многообразием, и информационным коллапсом, и возрастающими психологическими нагрузками, что в конечном счете приводит к появлению, проявлению и накапливанию разнообразных и чрезвычайно вредных усталостей [3].

Как цитируют в своей монографии Л. С. Чутко и Н.В. Козина «для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в излишне интенсивном, тесном общении с клиентами или пациентами, в эмоционально перенасыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи, используется термин «эмоциональное выгорание» (burnout). Проблема эмоционального выгорания стала предметом научных исследований после того, как ее описал H. Freudenberger в середине 70-х годов XX века. Данному патологическому состоянию наиболее подвержены представители гуманных профессий и управленческий персонал: медицинские работники, менеджеры, педагоги, психологи и сотрудники правоохранительных органов…» [8].

Термин синдром эмоционального выгорания впервые ввёл в 1974 году американский психолог Х. Дж. Фрейденбергером. Он описывал деморализацию (духовно-нравственный упадок), разочарование и крайнюю усталость, которую наблюдал у работников психиатрических учреждений [4]. «Эмоциональное выгорание» — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного, или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия» (В.В. Бойко) [5].

Синдром выгорания — болезнь нашего времени, приобретающая национальные масштабы. Как правило, она настигает тех, кто совсем не брал ее в расчет, — по причине своей чрезмерной занятости. В особой группе риска находятся идеалисты, которые с полной ответственностью уходят в работу с головой [2]. К “группе риска” синдрома эмоционального выгорания, прежде всего, относятся те специалисты, которые по виду своей профессиональной деятельности имеют достаточно большой круг контактов с людьми (врачи, учителя, социальные работники). Дело в том, что нервная система человека имеет некоторый накопительный “лимит общения”, то есть за день человек может находиться в контакте лишь с ограниченным количеством людей. Если данный «лимит общения» превышен и их число контактов увеличивается за пределы нормы, неизбежно наступают признаки истощения, а со временем и выгорание, так как энергетический баланс человека имеет исчерпывающий ресурс.

 «Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой. Выгорание приравнивается к дистрессу (таким как, тревога, депрессия, враждебность и гнев). К стадии общего синдрома дезадаптации, относится стадия истощения. Истощение – это снижение эмоционального тонуса, которое наступает, когда внутреннее сопротивление оказалось неэффективным. Выгорание – является не просто результатом стресса, а следствием неуправляемого стресса, а также постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, и в конечном итоге состояние эмоционального, умственного истощения и физического переутомления» [5]. К. Леонгард выделил три типа личности, у которых есть предпосылки к синдрому эмоционального выгорания:

1. Первый тип — «педантичный». Основные характеристики этого типа: добросовестность, чрезмерная, болезненная аккуратность, стремление в любом деле добиваться образцового порядка. Основные симптомы переутомления — апатия, сонливость.

2. Второй тип — «демонстративный». Люди этого типа стремятся первенствовать во всём, быть у всех на виду, это тип лидеров. Вместе с тем, им свойственна высокая степень истощаемости при выполнении однообразной, рутинной работы. У людей второго типа переутомление выражается в излишней раздражительности, гневливости, агрессии. На этом фоне повышается давление, возникают проблемы с засыпанием.

3.Третий тип  «эмотивный». Люди данного типа бесконечно и противоестественно чувствительны и впечатлительны. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением, и все это при явной нехватке сил сопротивляться любым неблагоприятным обстоятельствам. Люди третьего типа при стрессах страдают бессонницей, у них особо повышенный уровень тревожности [1].

Согласно статистике многие женщины больше, чем  мужчины подвержены синдрому эмоционального выгорания.

Это связанно с тем, что женщины более эмоциональны, готовы проявить сострадание, эмпатию — умение сопереживать чужой боли.  Мужчины как правило больше склонны к деперсонализации, некоему обесцениванию или цинизму. Поэтому они меньше подвержены синдрому эмоционального выгорания. Несмотря на то, что женщины больше, чем мужчины подвержены данному синдрому, они более выносливы. Так как женщина является не только работником, но ещё и матерью для своих детей, ведёт домашнее хозяйство. Таким образом, она легче, чем мужчина выходит из синдрома эмоционального выгорания (спасает переключаемость с одного вида деятельности на другой).

По исследованиям американского психолога Х. Дж. Фрейденбергером, синдром эмоционального выгорания имеет свои стадии:

стадия  «напряжение» — со следующими симптомами: неудовлетворенность собой; переживание психо-травмирующих ситуаций, тревожность, депрессия.

стадия  «сопротивление» — проявляется со следующими симптомами: неадекватное, (повышенная гневливость, раздражительность), эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций.

Читайте также:  Синдром отмены гормональных контрацептивов отзывы

стадия  «истощение»  со следующими симптомами: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность, апатия.

стадия — кризисная стадия  психосоматические расстройства. На этой стадии необходима срочная медицинская помощь, помощь психотерапевта и медикаментозное лечение

Как и любое заболевание, синдром эмоционального выгорания имеет свои симптомы. Они делятся на физические, психологические и поведенческие симптомы.

К физическим симптомам относятся: повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении всего рабочего дня. Нарушения сна с затруднениями засыпания и ранними пробуждениями. Плохое общее состояние здоровья, в том числе по ощущениям (затруднённое дыхание, одышка, тошнота, головокружение, чрезмерная потливость). Обострённая восприимчивость к инфекционным заболеваниям. Психосоматическое недомогание (головная боль, диарея, синдром раздражённого желудка, аритмия, гипертония). Уменьшенный или увеличенный вес.

К психологическим симптомам относятся: нарастающий негативизм по отношению к сотрудникам на рабочем месте. Агрессивные чувства на работе и дома (раздражительность, напряжённость, тревожность, беспокойство, гнев). Состояния упадка сил и настроение и связанные с ним переживания: цинизм (деперсонализация), пессимизм, чувство безнадёжности, апатия, чувство бессмысленности. Утрата чувства юмора. Безразличие, чёрствость по отношению к окружающим. Тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться. Депрессия, постоянное чувство неудачи и вины. Нервные рыдания, истерики. Преобладание чувства одиночества.

К поведенческим симптомам относятся: Во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть. Безразличие к еде; стол скудный, без изысков. Малая физическая нагрузка. Злоупотребление алкоголем, никотином, кофеином. То и дело возникающая рассеянность, «детские» ошибки в работе. Несчастные случаи (например, травмы, падения, аварии и т. д.). Импульсивное эмоциональное поведение. Нет контроля над эмоциями. Формальное выполнение работы.

В состоянии синдрома эмоционального выгорания человек находится в состоянии дезориентации. У него портятся отношения с людьми, жизнь становится серой и бесцельной, ничего не радует, и на этом фоне может развиться серьёзное психическое расстройство — депрессия, человека могут посещать мысли о суициде, могут обостриться хронические заболевания или психосоматические расстройства, может возникнуть риск несчастных случаев [7].

«В последнее время отмечается повышенный интерес к стрессам, связанным с трудовой деятельностью. Рабочие или профессиональные стрессы могут нарушить дееспособность организации, приводя к потере кадровых ресурсов. Разрушающее воздействие психологического стресса отмечается даже в прогрессивных и хорошо управляемых организациях, поскольку развитие стресс-реакций имеет сложную многофакторную обусловленность: от структурно-организационных особенностей, организационной культуры, характера самой работы до личностных особенностей сотрудников, а также характера их межличностных взаимодействий. Негативно сказываясь как на конкретных людях – их соматическом и психическом состоянии, так и на внутренней организационной среде, стрессы на работе влияют на продуктивность работников, финансовую эффективность, стабильность и конкурентоспособность всей организации в целом» [5].

По мнению Т. Солодковой «эмоциональный интеллект» представляет собой совокупность ментальных способностей, обеспечивающих идентификацию, понимание причин и умение управлять собственными эмоциями, так и эмоциями других людей для успешного достижения целей и задач другой деятельности (профессиональной деятельности, общения). «Эмоциональный интеллект» является релевантным личностным ресурсом преодоления синдрома выгорания у педагогов, его целенаправленное развитие может способствовать снижению риска возникновения синдрома выгорания в процессе педагогической деятельности [6]. Однако, как отмечает

Т. Солодкова, необходима профилактика синдрома эмоционального выгорания, которая включает в себя:

  • Культивирование других интересов, не связанных с профессиональной деятельностью;

  • Определение краткосрочных целей, для повышения долгосрочной мотивации;

  • Поддержание своего здоровья, соблюдение режима питания, сна, активного отдыха;

  • Овладение техниками медитации;

  • Расставлять приоритеты в соответствии со своими ценностями;

  • Научиться говорить «нет»;

  • Бережно относиться к своему времени;

  • Наличие нескольких друзей во взаимоотношениях, с которыми существует баланс;

  • Способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;

  • Открытость новому опыту (овладение новым видом деятельности);

  • Умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;

  • Чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу;

  • Приобретение нового жизненного опыта (знакомство с новыми людьми, путешествия, посещение культурных мероприятий);

  • Хобби, доставляющее удовольствие;

  • Вечерние прогулки перед сном;

  • Смех и юмор зачастую «ломают» напряжённость, которая может возникнуть на работе и дома. Как известно,  гормоны стресса подавляются смехом.

Для восстановления эмоционально-психологического баланса необходимо использовать:

  • психотренинг, психотерапия, арт-терапия, визуализация, музыкотерапия, ароматерапия.

  • соблюдение психогигиены: (настрой на позитив, расчет и обдуманное распределение своих нагрузок; переключение с одного вида деятельности на другой; конструктивное разрешение конфликтов; создание на рабочем месте ощущения безопасности и уюта, визуального и акустического комфорта);

  • профессиональное развитие и самосовершенствование;

  • уход от ненужной конкуренции;

  • эмоциональное общение

  • эмоциональное общение

Методы саморегуляции, могут помочь в снижении внутреннего дискомфорта, связанного с профессиональным выгоранием, к ним относятся:

  • Релаксация

  • Дыхательные техники

  • Аутогенная тренировка

  • Словестные формулы (самовнушение)

  • Мышечная релаксация

  • Визуализация (расслабление через образ)

Для того, чтобы быстро определить наличие у человека эмоционального выгорания, необходимо провести экпресс – диагностику. Ответьте на вопросы «да» или «нет». За каждый положительный ответ начислите себе 1 балл [3].

1.Когда в воскресенье я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток дня уже испорчен.

2. Если бы у меня была возможность уйти на пенсию, я сделал бы это без промедления.

3. Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры.

4. То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия дети.

5. На протяжении последних трех месяцев я отказывался от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях.

6. Придя домой после рабочего дня я чувствую себя, как выжатый лимон.

7. С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной.

8. О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.

9. Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям

10. За последние 3 месяца, я не прочитала ни одной книги, которая открыла бы для меня, что-нибудь новенькое.

Оценка результатов:

0 – 1 балл.Синдром выгорания вам не грозит.

2 –6 баллов.Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.

7 –9 баллов.Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.

10 баллов.Налицо синдром эмоционального выгорания.

Для профилактики эмоционального выгорания можно повести комплекс упражнений [3]:

Упражнение «Баланс реальный и желательный»

Нарисуйте, пожалуйста, круг. В нем, ориентируясь на внутренние психолог