Синдром эмоционального сгорания у социальных работников

Синдром эмоционального сгорания у социальных работников thumbnail

Синдром эмоционального сгорания у социальных работников

Проблема синдрома эмоционального выгорания специалистов, обслуживающих пожилых людей на дому, является актуальной на сегодняшний день, так как эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих социальных работников, их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом с ними. Это и близкие родственники, и друзья.

Синдром эмоционального выгорания социальных работников, обслуживающих пожилых людей, вызван рядом специфических особенностей их деятельности. К их числу можно отнести огромную ответственность за жизнь и здоровье пациентов пожилого и старческого возраста, которая тяжким грузом ложится на их плечи; длительное нахождение в «поле» отрицательных эмоций — страдания, боли, отчаяния, раздражения и так далее, которые так или иначе по механизму эмоционального заражения передаются сотрудникам центров, кроме того, пожилые клиенты умирают, что тоже влияет на состояние сотрудников социальных центров.

Первый компонент – эмоциональное и физическое истощение

Проявление может быть различно на разных стадиях развития эмоционального выгорания, но в общем случае к первому компоненту относятся раздражение, равнодушие, опустошенность, эмоциональное и психическое пресыщение, на физическом уровне может возникать даже чувство тошноты. В данном случае человек, ранее с огромным энтузиазмом относившийся к своим обязанностям, коллегам и рабочему месту понимает, что работа уже не вызывает подобных эмоций и воодушевления. Эмоциональные ресурсы исчерпаны, наступает апатия, отторжение своего профессионального «я».

Второй компонент  – деперсонализация

Деперсонализацию можно охарактеризовать, прежде всего, как искажение и разрушение взаимоотношений «выгорающей» личности с другими людьми. Появляется негатив к клиентам, коллегам, подчиненным, пациентам. Человек перестает видеть за каждым новым контактом личность, приходит равнодушие, формализм, отношение к людям, как к «пушечному мясу». В начале растущего эмоционального выгорания подобное поведение и переживания могут быть скрыты, но в процессе развития истощения все выходит на поверхность и зачастую приводит к конфликтам в семье и на работе, проявлениям цинизма, раздражительному общении с другими людьми.

Третий компонент рассматриваемой модели – снижение профессиональной продуктивности

Человек редуцирует собственные достижения, негативно или равнодушно оценивает себя как профессионала своего дела даже при наличии крупных успехов в работе, говорит о недостаточности своих возможностей, умений и знаний, занижая тем самым свою самооценку, старается отгородиться от работы, снять с себя ответственность и переложить ее на чужие плечи.

Как мы видим, эмоциональное выгорание очень негативно влияет на личность в целом и на профессиональную деятельность в частности. Выгорание не появляется внезапно, это процесс, проходящий несколько стадий, каждая из которых характеризуется своими собственными симптомами.

Первая стадия профессионального выгорания – «медовый месяц». На этом этапе сотрудник доволен своей работой, с удовольствием, наслаждением и энтузиазмом выполняет свои должностные обязанности. Тем не менее, постепенно такое трепетное отношение к работе начинает затухать, человек получает один за другим рабочие стрессы, деятельность, которая приносила столько позитива и выполнялась с огромным зарядом энергии, перестает радовать и приносить положительные эмоции.

Вторая стадия  – «недостаток топлива». У работника еще есть внутренне ресурсы для продолжения работы с энтузиазмом, однако лишь в случае высокой мотивации, но в ущерб собственному здоровью. Если же этой мотивации нет, то начинает возникать усталость (с риском перехода ее в хроническую), апатия и вялость, на физическом уровне – бессонница. Если работник не получает, как было сказано выше, никакого стимулирования, то интерес к компании и к своей работе в ней стремительно снижается. Продуктивности нет, возможны нарушения трудовой дисциплины, невыходы на работу, небрежность в работе.

Третья стадия эмоционального выгорания – «хронические симптомы». Истощение переходит на физический уровень. Работа без отдыха и желания, на износ приводит к заболеваниям, снижению иммунитета, злости на себя и окружающих, раздражительности. У человека появляется ощущение безысходности, невозможности что-то изменить, приходит чувство пустоты, отсутствия времени и кажется, что подобное состояние продлится вечно.

Четвертая стадия выгорания – «кризис». Название стадии говорит само за себя: человек переживает кризис профессиональной деятельности и эмоциональных переживаний на этот счет. Появляется недовольство собой, своей работой, качеством жизни. Человек постепенно утрачивает трудоспособность, болеет.

Пятая стадия выгорания – «пробивание стены». Человек в прямом смысле упирается в стену своей профессиональной деятельности. Возникает угроза – сможет ли человек вообще продолжать работу. Развиваются серьезные болезни и проблемы как на физическом уровне, так и в психологической сфере.

Как избежать эмоционального выгорания:

Прежде всего необходимо применять методы саморегуляции, исследованные нами ранее при обсуждении стрессов

Никогда не страдай в одиночку (не держи в себе свои тревоги, проблемы), поговори с тем, кому доверяешь — подругой, котом (молчаливым и благородным слушателем).

Используйте все виды терапии: — музыка (тихая, негромкая, любимая);

  • природотерапия: полистай альбомы с натюрмортами; прогулки по лесу.
  • приласкай кота, собаку, погуляй на свежем воздухе;
  • трудотерапия: вымой посуду, полы;
  • лечение сном: спи, когда хочется и сколько хочется, спи днем (15-40 минут), дневной сон-сон красоты.
  • помогает частое мытье рук под струей холодной воды;
  • массаж.
  • разрядка эмоций (выразить вслух или письменно все, что вы хотели и хотите сказать.)

Хочется напомнить о некоторых способах саморегуляции:

 Способы, связанные с воздействием слова: Самоприказы, самопрограммирование вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями; сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова ”именно сегодня” :

“Именно сегодня у меня все получится”; “ Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной” и т.д.

Самоодобрение, самопоощрение: Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это, особенно в ситуациях повышенных нервно- психических нагрузок,- одна из причин увеличения нервозности, раздражения.

Поэтому важно поощрять себя самим. В случае даже незначительных успехов хвалить себя, мысленно говоря: “Молодец!”, “Умница!”, “Здорово получилось!” и т.д.

Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3-5 раз.

Значение методов расслабления и периодов отдыха неоспоримо для предупреждения этого синдрома.

И самое главное, активная деятельность, рост сотрудника как профессионала, как специалиста, своевременное обучение и применение новых навыков на деле, самая лучшая профилактика эмоционального выгорания.

Читайте также:  Болевые синдромы в области сердца

Источник

Наталья Устюжанина
Коррекция эмоционального выгорания у сотрудников социальной сферы

Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника. Профессиональная деятельность социального работника, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом.

Социальным работникам, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойствен, как и другим специалистам, работающим в системе «человек — человек», так называемый синдром «эмоционального выгорания».

При рассмотрении теоретических предпосылок коррекции эмоционального выгорания у сотрудников социальной сферы были выделены стадии, симптомы и диагностика эмоционального выгорания[1].

Делая анализ литературных данных, можно сказать, что исследователи, изучая синдром «эмоционального выгорания» рассматривали его как результат влияния комплекса стрессогенных факторов и как, выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Анализ исследований синдрома «психического выгорания» показывает, что основные усилия психологов были направлены на выявление факторов, вызывающих выгорание. Обе группы факторов связаны между собой. С одной стороны, длительное психотравмирующее воздействие объективных факторов может приводить к изменениям, деформациям профессионала. С другой стороны, субъективные факторы особенно негативно проявляют себя, именно при дополнительном воздействии объективных факторов. Синдром профессионального «выгорания» — ответная реакция на длительные рабочие стрессы межличностного общения.

В данном сообщении представлен случай консультирования сотрудника социальной сферы: возраст – 50 лет, пол — женский, стаж работы в профессии -30 лет. Профессия — провизор. Место работы — аптека от склада. Образование – высшее. Детей нет. В браке не состоит. Официально не трудоустроена.

В данном случае клиент обратился на консультацию с запросом отвращения к работе, усталостью, нехваткой сил и постоянным желанием – спать. Таким образом,из анализа данной ситуации сложился вывод: что клиент «выгорел» на работе.

Была разработана программа коррекции индивидуально для клиента по методикам арт-терапии[3] и коучинга, расчитананная на три недели. В программу входит шесть занятий по 60 мин.

Целью эмпирической программы является коррекция эмоционального выгорания у сотрудника социальной сферы.

Для проведения эмпирической программы коррекции была подобрана «Диагностика эмоционального выгорания личности» В. В. Бойко.

Краткое описание данного метода исследования:

Методика Бойко направлена на выявление синдрома «Эмоционального выгорания» позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить,к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения»[2]. Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности, оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, наметить индивидуальные меры.

Методика состоит из 84 суждений, позволяющих диагностировать три симптома «эмоционального выгорания»: напряжение, резистенция и истощение. Каждая фаза стресса, диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов.

Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания«. Уровень эмоционального выгорания оценивается по 12 шкалам,которые группируются в соответствии с тремя фазами: «Напряжение», «Резистенция» и «Истощение».

В ходе реализации коррекционной работы нами была проведена

«Диагностика эмоционального выгорания личности» В. В. Бойко.

Результаты входящей диагностики показали, что у испытуемой фазы формирования синдрома «выгорания» сформировались. Фаза «Напряжение», «Резистенции» и «Истощения» в сформированной стадии.

В фазе «Напряжения»доминируют симптомы: переживание психотравмирующих обстоятельств, «загнанность в клетку», тревога и депрессия.

В фазе «Резистенции»у испытуемой доминируют: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, расширение сферы экономии эмоций и редукция профессиональных обязанностей, а симптом – эмоциональная нравственная дезориентация – складывающийся. И последняя фаза «Истощение»,в ней доминируют симптомы: эмоциональная отстраненность и личная отстраненность;а симптомы: эмоциональный дефицит и психосоматические нарушения – складывающиеся симптомы.

Таким образом, мы видим, что у испытуемой все фазы развития стресса сформировались.

Для проведения коррекционной программы были разработаны индивидуальные занятия по арт-терапии и коучингу. Цель занятий была направлена на гармонизацию эмоционального состояния, как потенциала для преодоления деструктивных изменений личности и личностного роста; «проработку» эмоций и чувств, в том числе подавляемых; психопрофилактику негативных эмоциональных переживаний и их проявлений; эмоциональное переключение, содействие развитию спонтанности, рефлексии, проявлению истинных чувств. А также

формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья через овладение способами психической саморегуляции и активизацию личностных ресурсов.

Результат проведенной коррекционной работы показал, что у испытуемой после проведения итоговой диагностики фазы формирования синдрома «выгорания» «Напряжение» и «Истощения» перешли в фазу не сформированности.

А фаза «Резистенции» в стадию формирования.

По результатам проведения Эмпирической программ коррекции эмоционального выгорания у сотрудника социальной сферыбыли сделаны определенные выводы:

Первое – важность программы, второе – эффективность.

Изучение синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников, важно в современной жизни. Особенно актуальна данная проблема в сфере социальной работы. Он в первую очередь угрожает людям, работающим напряженно и с большой эмоциональной нагрузкой, что в полной мере можно отнести к работникам аптеки, как к руководителям, так и к первостольникам. Человек, преследуя карьерные и профессиональные цели, с головой уходит в работу, стремится покорять все новые рубежи своего дела, приходит раньше и уходит позже окончания рабочего дня, работает в выходные. Служебные дела постепенно вытесняют остальную жизнь. В результате абсолютного погружения в работу совсем не остается времени на себя. Накапливается физическая усталость, а потом — моральная и психологическая.Организм начинает подавать опасные сигналы: хроническая усталость и недосыпание, постоянные головные боли, апатия, непроходящее плохое физическое самочувствие.Но всему этому не придается значения: мол, на пенсии отдохнем.

По некоторым данным, СЭВ страдает до четверти работающих людей в мире. И в России, в условиях жесткой профессиональной конкуренции, ситуация не лучше. Как не упустить опасный момент, не проглядеть симптомы надвигающейся болезни? Изучаемая в работе проблема, на наш взгляд, представляется очень важной, так как «эмоциональное выгорание «оказывает негативное влияние не только на самих социальных работников, но и на их деятельность и самочувствие, и на тех, кто находится рядом c ними.

Читайте также:  Что такое мутация приводящая к развитию синдрома жильбера

По итогам реализации коррекционной программы мы видим, что результаты итоговой диагностики испытуемой значительно улучшились.

Список литературы:

1. 4. Баробанова М. В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания». Учебное пособие. — М.: Педагогика, 2005. — 527 с. 30.

2. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996

3. Киселева М. В, Кулганов М. В.Арт-терапия в психологическом консультировании: учебное пособие – CПб.:Речь, 2014.- 64с.

Источник

Синдром эмоционального сгорания у социальных работников

Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ: òåîðåòè÷åñêèå ïîäõîäû, ïðè÷èíû, íàïðàâëåíèÿ êîððåêöèè è ïðîôèëàêòèêè. Ïðîôåññèîíàëüíûå êà÷åñòâà è ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ñîöèàëüíûõ ðàáîòíèêîâ, èññëåäîâàíèå ïðîÿâëåíèÿ ó íèõ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.

ÐóáðèêàÏñèõîëîãèÿ
Âèäêóðñîâàÿ ðàáîòà
ßçûêðóññêèé
Äàòà äîáàâëåíèÿ04.10.2012
Ðàçìåð ôàéëà513,0 K

Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ãóìàíèòàðíûé ôàêóëüòåò

Êàôåäðà ïñèõîëîãèè

ÊÓÐÑÎÂÀß ÐÀÁÎÒÀ

íà òåìó:

Ïðîôèëàêòèêà ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ñîöèàëüíûõ ðàáîòíèêîâ

Ìîñêâà 2012

Ñîäåðæàíèå

  • Ââåäåíèå
  • Ãëàâà I. Òåîðåòè÷åñêîå èññëåäîâàíèå ôåíîìåíà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ
  • 1.1 Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ: òåîðåòè÷åñêèå ïîäõîäû, ïðè÷èíû, îñíîâíûå íàïðàâëåíèÿ êîððåêöèè è ïðîôèëàêòèêè
  • 1.2 Ïðîôåññèîíàëüíûå êà÷åñòâà è ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ñîöèàëüíûõ ðàáîòíèêîâ
  • Ãëàâà II. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ñîöèàëüíûõ ðàáîòíèêîâ
  • 2.1 Õîä èññëåäîâàíèÿ
  • 2.2 Ðåçóëüòàòû èññëåäîâàíèÿ, àíàëèç è îáðàáîòêà ïîëó÷åííûõ ýêñïåðèìåíòàëüíûõ äàííûõ
  • 2.3 Ðåçóëüòàòû èññëåäîâàíèÿ, àíàëèç è îáðàáîòêà ïîëó÷åííûõ ýêñïåðèìåíòàëüíûõ äàííûõ äëÿ èñïûòóåìîãî ïîä ¹ 11
  • Çàêëþ÷åíèå
  • Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
  • Ïðèëîæåíèÿ

ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå ñîöèàëüíûé ðàáîòíèê

Öåëü äàííîé ðàáîòû: èññëåäîâàòü ñèìïòîìû ñèíäðîìà «ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ» ó ñîöèàëüíûõ ðàáîòíèêîâ, èçó÷èòü ôàêòîðû, âëèÿþùèå íà ðàçâèòèå ñèíäðîìà, à òàêæå íà îñíîâå ïîëó÷åííûõ â õîäå èññëåäîâàíèÿ äàííûõ àïðîáèðîâàòü ïðîãðàììó ïî êîððåêöèè è ðàçðàáîòàòü ðåêîìåíäàöèè ïî ïðåäóïðåæäåíèþ ñèíäðîìà «ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ».

Îáúåêòîì èññëåäîâàíèÿ ÿâëÿåòñÿ ñèíäðîì «ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ».

Ïðåäìåòîì èññëåäîâàíèÿ ÿâëÿåòñÿ êîððåêöèÿ è ïðîôèëàêòèêà ñèíäðîìà «ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ».

Ãèïîòåçà: åñëè ãðóïïà ñîöèàëüíûõ ðàáîòíèêîâ ïðèäåðæåòñÿ ðàçðàáîòàííûõ äëÿ íèõ ðåêîìåíäàöèé, òî óðîâåíü «ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ» ñóùåñòâåííî ñíèçèòñÿ.

Çàäà÷è:

1. Ïðîàíàëèçèðîâàòü ïîíÿòèå ñèíäðîìà «ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ» â îòå÷åñòâåííîé è çàðóáåæíîé ëèòåðàòóðå.

2. Îïðåäåëèòü ïðîôåññèîíàëüíûå êà÷åñòâà è ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ñîöèàëüíûõ ðàáîòíèêîâ.

3. Ïðîâåñòè ýêñïåðèìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèå ñèíäðîìà «ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ» ó ðàáîòíèêîâ ñîöèàëüíûõ ñëóæá.

4. Ïðîàíàëèçèðîâàòü ïîëó÷åííûå äàííûå, ðàçðàáîòàòü è àïðîáèðîâàòü ïðîãðàììó ïñèõîïðîôèëàêòèêè ñèíäðîìà «ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ» ñïåöèàëèñòîâ.

5. Ïðîâåñòè ïîâòîðíóþ äèàãíîñòèêó è àíàëèç ïîëó÷åííûõ ðåçóëüòàòîâ.

6. Îáðàáîòàòü, ïðîàíàëèçèðîâàòü è ñðàâíèòü ïîëó÷åííûå ðåçóëüòàòû èññëåäîâàíèÿ ñ öåëüþ âûÿâëåíèÿ ýôôåêòèâíîñòè ïñèõîïðîôèëàêòè÷åñêèõ ìåðîïðèÿòèé.

Òåîðåòèêî-ìåòîäîëîãè÷åñêóþ îñíîâó èññëåäîâàíèÿ ñîñòàâèëè:

ñîâðåìåííûå òåîðåòè÷åñêèå ïîäõîäû è èññëåäîâàíèÿ ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ è ñîïóòñòâóþùèõ åìó ïñèõîëîãè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé, ñôîðìóëèðîâàííûå â ðàáîòàõ Â.Â. Áîéêî, Í.Â. Ãðèøèíîé, Í.Â. Êëþåâîé, Í.Å. Âîäîïüÿíîâîé, Å.Ñ. Ñòàð÷åíêîâîé, Ñ. Maslach, A. Pines è äð.;

Ìåòîäèêè äèàãíîñòèêè:

«Äèàãíîñòèêà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ëè÷íîñòè» Â.Â. Áîéêî;

Îïðîñíèê «ïðîôåññèîíàëüíîå âûãîðàíèå» (ÏÂ) äàííàÿ ìåòîäèêà ðàçðàáîòàíà íà îñíîâå ìîäåëè Ê. Ìàñëà÷ è Ñ. Äæåêñîí, Âîäîïüÿíîâîé Í.Å., Ñòàð÷åíêîâîé Å.;

«Øêàëà ëè÷íîñòíîé è ðåàêòèâíîé òðåâîæíîñòè» ×.Ä. Ñïèëáåðãåð, Þ.Ë. Õàíèí;

Îïðîñíèê «ýêñïðåññ-îöåíêà âûãîðàíèÿ» Êàïïîíè Â., Íîâàê Ò.

Õàðàêòåðèñòèêà âûáîðêè:

 èññëåäîâàíèè ïðèíÿëè ó÷àñòèå 15 ñîöèàëüíûõ ðàáîòíèêîâ (12 æåíùèí è 3 ìóæ÷èíû) ðàçëè÷íîãî âîçðàñòà (30-47 ëåò) è ñ ðàçíûì ñòàæåì ðàáîòû (îò 1,5 äî 20 ëåò).

Ñóáøêàëà

Íèçêèé óðîâåíü

L

Ñðåäíèé óðîâåíü

M

Âûñîêèé óðîâåíü

H

Ýìîöèîíàëüíîå èñòîùåíèå

0-15

16-24

25 è áîëüøå

Äåïåðñîíàëèçàöèÿ

0-5

6-10

11 è áîëüøå

Ðåäóêöèÿ ëè÷íûõ äîñòèæåíèé

37 è áîëüøå

36-31

30 è ìåíüøå

Èç ðèñ.4 è òàáë.1 ìû âèäèì, ÷òî ýìîöèîíàëüíîå èñòîùåíèå â ãðóïïå íàõîäèòñÿ íà ñðåäíåì óðîâíå, à äåïåðñîíàëèçàöèÿ è ðåäóêöèÿ ëè÷íûõ äîñòèæåíèé íà âûñîêîì óðîâíå.

Ó ñåìè ÷åëîâåê (46,7%) ïîêàçàòåëè ýìîöèîíàëüíîãî èñòîùåíèÿ íà íèçêîì óðîâíå, ó äâóõ íà ñðåäíåì (13,3%) è ó øåñòè (40%) íà âûñîêîì óðîâíå. Ïîêàçàòåëè äåïåðñîíàëèçàöèè âñåãî ó îäíîãî èñïûòóåìîãî (6,7%) íà íèçêîì óðîâíå, ó ïÿòè (33,3%) íà ñðåäíåì, à ó äåâÿòè (60%) íà âûñîêîì óðîâíå. Ïîêàçàòåëè øêàëû ðåäóêöèè ëè÷íûõ äîñòèæåíèé, êàê è äåïåðñîíàëèçàöèè, íàõîäÿòñÿ íà âûñîêîì óðîâíå, ò.å. âñåãî ó îäíîãî èñïûòóåìîãî (6,7%) îíè íà íèçêîì óðîâíå, ó øåñòè (40%) íà ñðåäíåì è ó 8 (53,3%) íà âûñîêîì.

Ýìîöèîíàëüíîå èñòîùåíèå ïðîÿâëÿåòñÿ â ñíèæåííîì ýìîöèîíàëüíîì ôîíå, ðàâíîäóøèè èëè ýìîöèîíàëüíîì ïåðåíàñûùåíèè. Äåïåðñîíàëèçàöèÿ ñêàçûâàåòñÿ â äåôîðìàöèè îòíîøåíèé ñ äðóãèìè ëþäüìè.  îäíèõ ñëó÷àÿõ ýòî ìîæåò áûòü ïîâûøåíèå çàâèñèìîñòè îò îêðóæàþùèõ.  äðóãèõ — óñèëåíèå íåãàòèâèçìà, öèíè÷íîñòü óñòàíîâîê è ÷óâñòâ ïî îòíîøåíèþ ê ðåöèïèåíòàì: ïàöèåíòàì, êëèåíòàì è ò.ä.

Ðåäóêöèÿ ëè÷íîñòíûõ äîñòèæåíèé ìîæåò ïðîÿâëÿòüñÿ ëèáî â òåíäåíöèè íåãàòèâíî îöåíèâàòü ñåáÿ, çàíèæàòü ñâîè ïðîôåññèîíàëüíûå äîñòèæåíèÿ è óñïåõè, â íåãàòèâèçìå ïî îòíîøåíèþ ê ñëóæåáíûì äîñòîèíñòâàì è âîçìîæíîñòÿì, ëèáî â ïðåóìåíüøåíèè ñîáñòâåííîãî äîñòîèíñòâà, îãðàíè÷åíèè ñâîèõ âîçìîæíîñòåé, îáÿçàííîñòåé ïî îòíîøåíèþ ê äðóãèì.

Ðèñ.5 Êîëè÷åñòâåííûå ïîêàçàòåëè óðîâíåé âûãîðàíèÿ ó êàæäîãî èç èñïûòóåìûõ.

Èç ðèñ.5 ìîæíî çàìåòèòü, ÷òî èñïûòóåìûé ïîä ¹ 11, ñíîâà èìååò ñàìûé âûñîêèé áàëë èç âñåé ãðóïïû èñïûòóåìûõ.

Ìåòîäèêà ¹3: «Øêàëà ëè÷íîñòíîé è ðåàêòèâíîé òðåâîæíîñòè» ×.Ä. Ñïèëáåðãåð, Þ.Ë. Õàíèí.

Ðåçóëüòàòû òåñòèðîâàíèÿ ïî ìåòîäèêå äèàãíîñòèêè óðîâíÿ òðåâîæíîñòè Ñïèëáåðãåðà — Õàíèíà ïðåäñòàâëåíû â Ïðèëîæåíèè 5, êëþ÷ ê òåñòó â Ïðèëîæåíèè 6.

Îáðàáîòàííûå ðåçóëüòàòû òåñòèðîâàíèÿ ïîêàçàíû â ãðàôè÷åñêîì âèäå íà ðèñ.6 è 7.

Ðèñ.6. Êîëè÷åñòâåííûå ïîêàçàòåëè ðåçóëüòàòîâ òåñòèðîâàíèÿ èñïûòóåìûõ ïî ìåòîäó Ñïèëáåðãåðà — Õàíèíà.

Èç ïîëó÷åííûõ ðåçóëüòàòîâ ñëåäóåò, ÷òî âûñîêèå ïîêàçàòåëè è ñèòóàòèâíîé è ëè÷íîñòíîé òðåâîæíîñòè èìåþò 6 èñïûòóåìûõ (40%). Äëÿ èñïûòóåìûõ ïîä ¹ 6 è 12 õàðàêòåðíàÿ âûñîêàÿ ëè÷íîñòíàÿ òðåâîæíîñòü, ïðè óìåðåííîé ñèòóàòèâíîé òðåâîæíîñòè. Ñàìûé âûñîêèé ïîêàçàòåëü ñèòóàòèâíîé òðåâîæíîñòè ó èñïûòóåìîãî ïîä ¹ 3, à ñàìûé âûñîêèé ïîêàçàòåëü ëè÷íîñòíîé òðåâîæíîñòè ó èñïûòóåìîãî ïîä ¹ 11. Íèçêèõ ïîêàçàòåëåé òðåâîæíîñòè â ãðóïïå íåò.

Читайте также:  Синдром шерешевского тернера это мутация

Ðèñ.7. Êîëè÷åñòâåííûå ïîêàçàòåëè ñðåäíèõ çíà÷åíèé ëè÷íîñòíîé è ñèòóàòèâíîé òðåâîæíîñòè èñïûòóåìûõ, îïðåäåë¸ííûå ïî ìåòîäó Ñïèëáåðãåðà — Õàíèíà.

Èç ðèñ.7 âèäíî, ÷òî ïîêàçàòåëè ëè÷íîñòíîé òðåâîæíîñòè â ãðóïïå èñïûòóåìûõ íåìíîãî âûøå ïîêàçàòåëåé ñèòóàòèâíîé òðåâîæíîñòè.

Ïðîàíàëèçèðîâàâ ïîëó÷åííûå ðåçóëüòàòû, ìû ñäåëàëè âûâîä, ÷òî â öåëîì ãðóïïà èìååò âûñîêèå ïîêàçàòåëè ïî îáåèì øêàëàì (ÑÒ=45, ËÒ=49).

Ìåòîäèêà ¹4: Îïðîñíèê «ýêñïðåññ-îöåíêà âûãîðàíèÿ» Êàïïîíè Â., Íîâàê Ò.

Òåñò ïðåäíàçíà÷åí äëÿ äèàãíîñòèêè ïåðâûõ ñèìïòîìîâ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.

Ðåçóëüòàòû òåñòà ïðåäñòàâëåíû â Ïðèëîæåíèè 7.

Îáðàáîòàííûå ðåçóëüòàòû òåñòèðîâàíèÿ ïî êàæäîìó èñïûòóåìîìó ïîêàçàíû â ãðàôè÷åñêîì âèäå íà ðèñ.8.

Ðèñ.8. Êîëè÷åñòâåííûå ïîêàçàòåëè ðåçóëüòàòîâ òåñòèðîâàíèÿ èñïûòóåìûõ ïî ýêñïðåññ — îïðîñíèêó Êàïïîíè Â., Íîâàê Ò.

Èç ðèñ.8 ìû âèäèì, ÷òî ó èñïûòóåìûõ ïîä ¹ 2 è 15 ñàìûé íèçêèé áàëë (0), ÷òî ãîâîðèò îá îòñóòñòâèè ïðèçíàêîâ âûãîðàíèÿ. Òàêæå îíè îòñóòñòâóþò ó èñïûòóåìûõ ïîä ¹ 3, 7 è 8. Ïîêàçàòåëè îñòàëüíûõ èñïûòóåìûõ íàõîäÿòñÿ â ñðåäíåé çîíå.

Ðèñ.9. Ïîêàçàòåëè ñèìïòîìîâ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ

Ïî ïîëó÷åííûì äàííûì ìîæíî çàêëþ÷èòü, ÷òî ãðóïïà èìååò ïåðâûå ñèìïòîìû ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.

Òàêèì îáðàçîì, áûëî ïðîâåäåíî ýêñïåðèìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèå ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ñîòðóäíèêîâ Ìîñêîâñêîãî óíèâåðñèòåòà ãîñóäàðñòâåííîãî óïðàâëåíèÿ, îòíîñÿùèõñÿ ê êàòåãîðèè ñîöèàëüíûõ ðàáîòíèêîâ. Íà îñíîâàíèè ïðîâåäåííîãî èññëåäîâàíèÿ óðîâíÿ ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, óðîâíåé ñèòóàòèâíîé è ëè÷íîñòíîé òðåâîæíîñòè ñîöèàëüíûõ ðàáîòíèêîâ ìû âèäèì, ÷òî ó ìíîãèõ ó÷àñòíèêîâ ýêñïåðèìåíòàëüíîé ãðóïïû íàáëþäàþòñÿ âûñîêèé óðîâåíü ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, òðåâîæíîñòè. Îòìå÷àåòñÿ íåóäîâëåòâîðåííîñòü, ýìîöèîíàëüíàÿ íåñòàáèëüíîñòü áîëüøåé ÷àñòè ñîöèàëüíûõ ðàáîòíèêîâ. Íî, áîëüøå âñåãî ïðèâëåê âíèìàíèå èñïûòóåìûé ïîä ¹ 11, ïîêàçàòåëè êîòîðîãî íàõîäÿòñÿ íà âûñîêîì óðîâíå, ÷òî ãîâîðèò î ñôîðìèðîâàííîì ñèíäðîìå ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.

Ïîÿâèëàñü îáîñíîâàííàÿ íåîáõîäèìîñòü â ïðîâåäåíèè êîððåêöèîííîé ðàáîòû ïî ñíèæåíèþ ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, ñòðåññà è òðåâîæíîñòè, ïîâûøåíèÿ ñòðåññîóñòîé÷èâîñòè ó ýòîãî ó÷àñòíèêà. Äëÿ îñòàëüíûõ èñïûòóåìûõ ðàçðàáîòàíû îáùèå ðåêîìåíäàöèè ïî ïñèõîïðîôèëàêòèêå ñèíäðîìà «ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ». Ðåêîìåíäàöèè äëÿ ó÷àñòíèêîâ ýêñïåðèìåíòà ïðåäñòàâëåíû â Ïðèëîæåíèè 8. Ñ èñïûòóåìûì ïîä ¹ 11 áûëè ïðîâåäåíû íåñêîëüêî áåñåä, êîððåêöèîííàÿ ðàáîòà. Ïîñëå ïðîâåäåíèÿ ïîâòîðíîé äèàãíîñòèêè, ìû îáðàáîòàëè è ñðàâíèëè ïîëó÷åííûå ðåçóëüòàòû, ñ öåëüþ âûÿâëåíèÿ ýôôåêòèâíîñòè ïñèõîïðîôèëàêòè÷åñêèõ ìåðîïðèÿòèé. Ïðîãðàììà êîððåêöèîííîé ðàáîòû ïðåäñòàâëåíà â Ïðèëîæåíèè 9. Ðåçóëüòàòû èññëåäîâàíèÿ äëÿ ýòîãî ó÷àñòíèêà, àíàëèç è îáðàáîòêà ïîëó÷åííûõ ýêñïåðèìåíòàëüíûõ äàííûõ ìîæíî óâèäåòü â ñëåäóþùåì ïàðàãðàôå.

Øêàëà

Äî ïðîâåäåíèÿ

ÊÐ (täî)

Ïîñëå ïðîâåäåíèÿ

ÊÐ (tïîñëå)

Ðàçíîñòü

(tïîñëå — täî)

Àáñîëþòíîå

çíà÷åíèå ðàçíîñòè

Ðàíãîâûé ¹ ðàçíîñòè

1

17

-17

17

5,5

2

27

5

-22

22

9,5

3

30

11

-19

19

7

4

22

-22

22

9,5

5

30

14

-16

16

4

6

20

20

7

30

6

-24

24

11

8

15

19

+4

4

2

9

25

16

-9

9

3

10

25

23

-2

2

1

11

30

10

-20

20

8

12

30

13

-17

17

5,5

Ñóììà

66

 ñîîòâåòñòâèè ñ îãðàíè÷åíèÿìè â ïðèìåíåíèè êðèòåðèÿ Ò Âèëêîêñîíà, íóëåâûå ñäâèãè èç ðàññìîòðåíèÿ èñêëþ÷àþòñÿ, è êîëè÷åñòâî çíà÷åíèé n óìåíüøàåòñÿ íà êîëè÷åñòâî ýòèõ íóëåâûõ ñäâèãîâ.

Ñîîòâåòñòâåííî n=11. Êðèòè÷åñêèå çíà÷åíèÿ âûáîðî÷íîãî êîýôôèöèåíòà êîððåëÿöèè ðàíãîâ äëÿ 11 çíà÷åíèé ïðåäñòàâëåíû â òàáëèöå 2.

Òàáëèöà 2

Êðèòè÷åñêèå çíà÷åíèÿ âûáîðî÷íîãî êîýôôèöèåíòà êîððåëÿöèè ðàíãîâ

ãäå N — ðàçìåð âûáîðêè, p — óðîâåíü ñòàòèñòè÷åñêîé çíà÷èìîñòè.

Ñóììà ðàíãîâ ñ áîëåå ðåäêèì çíàêîì ñîñòàâèëà Òýìï=2.

Ïîñìîòðèì «îñü çíà÷èìîñòè», çíàÿ, ÷òî n=11 (ðèñ.18).

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðèñ.18. Îñüçíà÷èìîñòèïîêðèòåðèþÒÂèëêîêñîíàäëÿâûáîðêèn=11.

 äàííîì ñëó÷àå ýìïèðè÷åñêîå çíà÷åíèå Ò ïîïàäàåò â çîíó çíà÷èìîñòè, ò.ê. Òýìï < Òêð (0,01).

Ïî ðåçóëüòàòàì ðàñ÷¸òà êðèòåðèÿ Ò Âèëêîêñîíà âûÿâëåíî, ÷òî ñäâèã, ïðîèçîøåäøèé â ðåçóëüòàòå ïðîâåäåííîé êîððåêöèîííîé ðàáîòû, íå ñëó÷àåí. Ýòî îçíà÷àåò, ÷òî ñïåöèàëüíî îðãàíèçîâàííàÿ êîððåêöèîííàÿ ðàáîòà, ðàçðàáîòàííàÿ äëÿ èñïûòóåìîãî, ñíèçèëà åãî ïîêàçàòåëè ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ è ãèïîòåçà, çàÿâëåííàÿ â ðàáîòå, ïîäòâåðäèëàñü.

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

  • Îñíîâíûå ïîäõîäû ê ïðîáëåìå ïðîôèëàêòèêè «âûãîðàíèÿ». Èññëåäîâàíèå óðîâíÿ ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ñîöèàëüíûõ ðàáîòíèêîâ Íåêëèíîâñêîãî ÖÑÎ è èçó÷åíèå âëèÿíèÿ ñòàæà ðàáîòû íà âûãîðàíèå. Ôîðìû è ìåòîäû ïðîôèëàêòèêè ñèíäðîìà ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [297,4 K], äîáàâëåí 17.05.2014

  • Ëè÷íîñòíûå îñîáåííîñòè ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ. Ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ñóùíîñòü ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Âëèÿíèå ñïåöèôèêè ìåäèöèíñêîé äåÿòåëüíîñòè íà ôîðìèðîâàíèå ñèìïòîìîâ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, ýìïèðè÷åñêîå èçó÷åíèå âçàèìîñâÿçè.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [209,0 K], äîáàâëåí 04.03.2011

  • Ïðîáëåìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ðàáîòíèêîâ ïåäàãîãè÷åñêîé ñôåðû. Ïîäõîäû ê äàííîé ïðîáëåìå â ðîññèéñêèõ è çàðóáåæíûõ èññëåäîâàíèÿõ. Ïðîÿâëåíèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ïðåïîäàâàòåëåé îáùåîáðàçîâàòåëüíûõ øêîë, ìåòîäû ïðîôèëàêòèêè è êîððåêöèè.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [253,0 K], äîáàâëåí 30.07.2017

  • Ñóùíîñòü è ïîíÿòèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ôàêòîðû, èíèöèèðóþùèå âîçíèêíîâåíèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Òðåáîâàíèÿ ê ïðîôåññèè è ëè÷íîñòè ïåäàãîãà. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ïåäàãîãîâ.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [77,5 K], äîáàâëåí 01.12.2010

  • Ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî «âûãîðàíèÿ» â ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè ïåäàãîãà, åãî îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà è ñèìïòîìû. Óñëîâèÿ ïåäàãîãè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ó÷èòåëÿ, ñïîñîáñòâóþùèå ðàçâèòèþ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî «âûãîðàíèÿ».

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [36,3 K], äîáàâëåí 11.02.2011

  • Ôåíîìåí ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ôàêòîðû, ñïîñîáñòâóþùèå ðàçâèòèþ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Îñîáåííîñòè ëè÷íîñòè è ïðîôåññèîíàëüíîé êîìïåòåíòíîñòè ïåäàãîãîâ. Ïñèõîëîãè÷åñêîå áëàãîïîëó÷èå ó÷èòåëÿ. Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ïåäàãîãîâ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [39,7 K], äîáàâëåí 19.01.2013

  • Îñîáåííîñòè ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ðàáîòíèêîâ ñôåðû óñëóã ñ ýêñòðàâåðñèåé è èíòðîâåðñèåé. Ñèìïòîìû ñèíäðîìà âûãîðàíèÿ. Ìåòîäèêà îáñëåäîâàíèÿ ñîòðóäíèêîâ, íàõîäÿùèõñÿ â îáùåíèè ñ êëèåíòàìè â ýìîöèîíàëüíî-çàãðóæåííîé àòìîñôåðå îðãàíèçàöèè.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [122,3 K], äîáàâëåí 16.12.2010

  • Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, åãî õàðàêòåðèñòèêà è ñòàäèè. Èñòîðèÿ è ìîäåëè èçó÷åíèÿ «ñèíäðîìà âûãîðàíèÿ». Ïðîôåññèÿ è «âûãîðàíèå». Ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Èññëåäîâàíèå ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ñòóäåíòîâ-ïñèõîëîãîâ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [113,3 K], äîáàâëåí 18.06.2009

  • Îñíîâíûå ïîäõîäû ê èçó÷åíèþ ôåíîìåíà ýìîöèîíàëüíîãî «âûãîðàíèÿ». Îðãàíèçàöèÿ äåÿòåëüíîñòè ãîñóäàðñòâåííîãî ñëóæàùåãî â èñïîëíèòåëüíîì îðãàíå ãîñóäàðñòâåííîé âëàñòè. Ìåòîäû ïñèõîëîãè÷åñêîé ãèãèåíû è ïñèõîëîãè÷åñêîé ïðîôèëàêòèêè ýìîöèîíàëüíîãî ñèíäðîìà.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [120,1 K], äîáàâëåí 21.08.2010

  • Èçó÷åíèå ïîäõîäîâ ê îïðåäåëåíèþ ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ êàê ñïåöèôè÷åñêîãî ðåçóëüòàòà äåéñòâèÿ ñòðåññà. Êëþ÷åâûå îñîáåííîñòè ïðîôåññèè ó÷èòåëÿ, ñâÿçàííûå ñ ðèñêîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ñïîñîáû ïðîôèëàêòèêè è óñòðàíåíèÿ ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [899,6 K], äîáàâëåí 27.10.2014

Синдром эмоционального сгорания у социальных работников

  • ãëàâíàÿ
  • ðóáðèêè
  • ïî àëôàâèòó
  • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
  • âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
  • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì

Источник