Синдром эмоционального сгорания и психогигиена в социальной работе

Синдром эмоционального сгорания и психогигиена в социальной работе thumbnail

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…………3
Глава 1. СИНДРОМ «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»……………….5
1.1. Понятие, сущность синдрома «эмоционального выгорания»…………5
1.2. Факторы, влияющие на развитие «эмоционального
выгорания» у специалиста по социальной работе…………..18
Глава 2. ПСИХОГИГИЕНА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ………………………26
2.1. Психогигиена -понятие, возникновение……………………………….26
2.2. Психогигиена как инструмент профилактики синдрома
«эмоционального выгорания» специалиста по социальной работе………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..….……41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………..………….. …..43

ВВЕДЕНИЕ
Профессиональная деятельность социального работника, независимо от разновидностиисполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторыоказывают негативное воздействие на здоровье социального работника.
Социальным работникам, по роду своей деятельности, вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойственен, как и другим специалистам системы «человек — человек», так называемый синдром «эмоционального выгорания, проявляется как состояние физического и психического истощения, вызванного интенсивнымимежличностными взаимодействиями при работе с людьми, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью. Это связано также с тем, что в своей деятельности социальный работник, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, в значительной мере использует свою личность, являясь своего рода «эмоциональным донором».
Социальная работа предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностямспециалиста-профессионала и требует научно обоснованные методы отбора, адаптации специалистов по социальной работе и профилактики синдрома эмоционального «выгорания». На сегодняшний день насчитывается незначительное число работ, посвященных изучению стрессоустойчивости в профессиональной деятельности социальных работников, что свидетельствует о недостаточном внимании, уделяемом исследователямиразработке данной проблемы.
В связи с новизной и востребованностью профессии очевидна актуальность данной темы.
Объектом исследования является синдром эмоционального «выгорания» как явление, возникающее среди работников социальной сферы. Предметом — факторы, влияющие на формирование эмоционального «выгорания» и его профилактика в профессиональной деятельности социального работника.

1. СИНДРОМ«ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ».
1.1 Понятие, сущность синдрома эмоционального «выгорания».
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности.
СЭВ — это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального,умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. В литературе в качестве синонима синдрома эмоционального выгорания, используется термин «синдром психического выгорания».
Так же это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранныепсихотравмирующие воздействия. Это приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» — отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении…

Источник

Текст научной статьи
на тему «СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СГОРАНИЯ В ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ»

Паршина В.В., ассистент кафедры социальной работы и социального права Российского государственного социального университета (Филиала в г. Люберцы)

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СГОРАНИЯ В ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Термин «эмоциональное сгорание» был введен американским психологом Фрейденбер-гером в 1974 году для определения психологического состояния, обусловленного эмоциональным, умственным и физическим истощением. Это явление чаще всего наблюдается среди профессионалов, работающих в сфере оказания социальной помощи и имеющих постоянные тесные контакты с клиентами: врачи, преподаватели, социальные работники, психологи.

Читайте также:  Первая помощь при сдавливании тяжестью синдром длительного сдавливания

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) как психологический феномен практически недавно стал изучаться в отечественной психологии как самостоятельный, а не в контексте других исследований. В то время как за рубежом данным феноменом психологи занимаются давно.

Сегодня существует много определений СЭВ среди специалистов, однако центральным для всех является «истощение» в процессе профессиональной деятельности. В свою очередь, американский психолог К.Маслич считает, что СЭВ — это «… синдром эмоционального и физического истощения, которое вызывает деформацию самооценки, отрицательно сказывающийся на отношении к работе и снижающий понимание и сочувствие к клиентам».

Кроме того, К.Маслич утверждает, что сгорание появляется там, где общение с людьми занимает большую часть рабочего времени, что, между тем, остро ставит вопрос взаимодействия личного «Я» и общественного «Ты».

Существует определенная структура психического выгорания, которая включает три основных составляющих компонента [2, с.90]:

1. Эмоциональное истощение.

2. Деерсонализация.

3. Редукция профессиональных достижений.

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызываемое собственной работой.

Деперсонализация, в свою очередь, предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. По мнению В.Е. Орла, в социальной сфере данный компонент подразумевает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам [2, с. 100].

Редукция профессиональных достижений — это возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Помимо этого, синдром выгорания включает в себя группы симптомов, обуславливающих течение данного явления:

— эмоциональные: чувство эмоциональной опустошенности, чувство разочарования, раздражительность, неуверенность;

— психосоматические: повышенная утомляемость, чувство истощения на протяжении всего дня, нарушение сна, частые головные боли;

— нарушение познавательных процессов деятельности: трудности с концентрацией внимания, неспособность принимать решения;

— неприятия профессиональной деятельности: неприязнь к работе, мысли о смене работы, усиленное сопротивление выходу на работу;

— нарушение социальных связей: растущее избегание контактов с людьми, стремление к уединению, осуждение клиента.

Важнейшим принципом предотвращения синдрома «сгорания» является соблюдение требований психогигиены самим специалистом социальной работы. Психогигиена — это отрасль психиатрии и гигиены, изучающая факторы и условия окружающей среды и образ жизни, благотворно влияющие на психическое развитие и психическое состояние человека, и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья [4, с.256].

Психогигиена социального работника обеспечивается его толерантностью к синдрому «сгорания». Он должен обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим перегрузкам, избегать возможных отклонений в собственных оценках и действиях.

Большое значение имеют также психоаналитические качества, как самоконтроль, самооценка, а также стрессоустойчивые качества, физическая натренированность, самовнушаемость, умение управлять своими эмоциями.

В связи с тем, что социальному работнику часто приходится бывать в экстремальных ситуациях, ему очень необходимо специально развивать и поддерживать в себе способности и навыки самообладания.

Между тем, существует немало способов, используемых для предупреждения синдрома эмоционального выгорания, в том числе в системе социальной работы. Основной акцент, при этом, делается на следующие моменты:

— стремление к личностному росту;

— расширение кругозора по проблемам;

Читайте также:  Дифференциальная диагностика при синдроме круглой тени

— четкое разделение личной жизни и профессиональной деятельности;

— расширение своих социальных контактов.

Методы восстановления психического здоровья весьма широки, и выбирать их следует с учетом индивидуальных особенностей социального работника и специфики выполняемой им работы. Наиболее доступными для каждого человека являются аутотренинг и медитация, применение которых позволяет достичь состояния нормализации душевного равновесия и покоя [1, с. 58].

Также можно использовать танцевальную терапию, арттерапию и различные тренинги.

В целом, можно сказать, что специалисты социальной работы самыми первыми сталкиваются с проблемами людей, которые обращаются к ним за помощью в кризисных ситуациях. Единственное и на первый взгляд самое простое, что может предложить социальный работник своим подопечным, это личное участие, понимание, принятие человека таким, какой он есть. Для каждого клиента требуется все новые и новые силы специалиста, что неизменно приводит к истощению и эмоциональному выгоранию последних.

Таким образом, подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что:

1. Синдром эмоционального сгорания — это психофизиологическое и умственное истощение, вызванное межличностным общением и перегрузками профессиональной деятельности.

2. Данное явление протекает индивидуально у каждого специалиста в зависимости от особенностей его личности и профессиональной деятельности.

3. Так как выгорание деформирует всю личность специалиста социальной работы, то методы, предупреждающие его, должны затрагивать все сферы развития личности.

4. Методы восстановления психического здоровья достаточно разнообразны и зависят от индивидуальных особенностей социального работника.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лаврова О.С. Синдром эмоционального выгорания и методы его предотвращения // Социальная работа. — 2006. — № 4.

2. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования / Психологический журнал. — 2009.

3. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Психологический журнал. — 2008. — №

4. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академический проект, 2009. — 259с.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник

Синдром эмоционального сгорания и психогигиена в социальной работе

Ïîíÿòèå è îñîáåííîñòè ïðîÿâëåíèÿ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ (ÑÝÂ). Âûãîðàíèå êàê îòâåò íà ñòðåññ. Ñòðóêòóðà, ïîñëåäñòâèÿ, ñèìïòîìû ÑÝÂ, åãî îñíîâíûå äèíàìè÷åñêèå ñîñòàâëÿþùèå. Áåçðàçëè÷èå ê îáÿçàííîñòÿì è ïðîèñõîäÿùåìó, îáåñöåíèâàíèå æèçíè.

ÐóáðèêàÏñèõîëîãèÿ
Âèäðåôåðàò
ßçûêðóññêèé
Äàòà äîáàâëåíèÿ02.12.2013
Ðàçìåð ôàéëà27,0 K

Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ãîñóäàðñòâåííîå áþäæåòíîå îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå

Ñðåäíåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ

Êîìèòåòà ïî çäðàâîîõðàíåíèþ Àäìèíèñòðàöèè Âîëãîãðàäñêîé îáëàñòè

«Ìåäèöèíñêèé êîëëåäæ ¹ 2, Âîëãîãðàä»

(ÃÁÎÓ ÑÏÎ «Ìåäèöèíñêèé êîëëåäæ ¹ 2, Âîëãîãðàä»)

Ðåôåðàò

ïî äèñöèïëèíå «Êóëüòóðà ðå÷è»

Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ

Âûïîëíèëà: Æîíäàðåâà Þëèÿ,

ñòóäåíò ãð. ËÓ-923

Ïðîâåðèëà: Áîðèñîâà À.À.

Íîÿáðü, 2013 ã.

Ñîäåðæàíèå

  • Âñòóïëåíèå
  • ×òî òàêîå ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ?
  • Èçó÷åíèå ÑÝÂ
  • Ñòðóêòóðà, ïîñëåäñòâèÿ, ñèìïòîìû ÑÝÂ
  • Îñíîâíûå è äèíàìè÷åñêèå ñîñòàâëÿþùèå ÑÝÂ
  • Çàêëþ÷åíèå
  • Ñïèñîê èñïîëüçóåìîé ëèòåðàòóðû

ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå ñòðåññ

Читайте также:  Синдром хронической усталости причины лечение

1. Àáäóëèíà Î.À. Ëè÷íîñòü ñòóäåíòà â ïðîöåññå ïðîôåññèîíàëüíîé ïîäãîòîâêè 1993. ¹ 3.

2. Àêèíäèíîâà È.À., Áàêàíîâà À.À. Ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå â ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè ïåäàãîãà: ïðîÿâëåíèÿ è ïðîôèëàêòèêà/È.À. Àêèíäèìîâà, À.À. Áàêàíîâà // Ïåäàãîãè÷åñêèå âåñòè. — ÑÏá.: Èçäàòåëüñòâî ÐÃÏÓ èì.À.È. Ãåðöåíà, — ¹ 5. — Ñ.34.

3. Àìèíîâ Í.À., Øïèòàëüíûé Ä.Â. Ñèíäðîì «ýìîöèîíàëüíîãî ñãîðàíèÿ» êàê âèä ïðîôåññèîíàëüíîé äåçàäàïòàöèè // Ïðîôåññèîíàëüíûé ïîòåíöèàë. — 2002. — ¹1,2.

4. Áîéêî Â.Â. Ñèíäðîì «ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ» â ïðîôåññèîíàëüíîì îáùåíèè. Ì., 1996.

5. Áîðèñîâà Ì.Â. Ïñèõîëîãè÷åñêèå äåòåðìèíàíòû ôåíîìåíà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ïåäàãîãîâ // Âîïðîñû ïñèõîëîãèè. ¹2, 2005. Ñ.97-104.

6. Âèêèïåäèÿ https://ru. wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D1%8B%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

7. Ëåîíîâà À.Á. Îñíîâíûå ïîäõîäû ê èçó÷åíèþ ïðîôåññèîíàëüíîãî ñòðåññà // Âåñòíèê ïñèõîñîöèàëüíîé è êîððåêöèîííî-ðåàáèëèòàöèîííîé ðàáîòû. — 2001. — ¹11. — ñòð.2-16.

8. Îíëàéí-æóðíàë î ïñèõîëîãèè https://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail. php? ID=2901

9. Ñàéò https://works. tarefer.ru/70/100723/index.html

10. Ñàéò https://psyfactor.org/lib/cherniss. htm

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

  • Ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî «âûãîðàíèÿ» â ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè ïåäàãîãà, åãî îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà è ñèìïòîìû. Óñëîâèÿ ïåäàãîãè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ó÷èòåëÿ, ñïîñîáñòâóþùèå ðàçâèòèþ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî «âûãîðàíèÿ».

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [36,3 K], äîáàâëåí 11.02.2011

  • Ôåíîìåí ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ôàêòîðû, ñïîñîáñòâóþùèå ðàçâèòèþ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Îñîáåííîñòè ëè÷íîñòè è ïðîôåññèîíàëüíîé êîìïåòåíòíîñòè ïåäàãîãîâ. Ïñèõîëîãè÷åñêîå áëàãîïîëó÷èå ó÷èòåëÿ. Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ïåäàãîãîâ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [39,7 K], äîáàâëåí 19.01.2013

  • Ïîíÿòèå òåðìèíà «ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ». Õàðàêòåðèñòèêà çäîðîâûõ ëþäåé, íàõîäÿùèõñÿ â èíòåíñèâíîì îáùåíèè ñ êëèåíòàìè â ýìîöèîíàëüíî-çàãðóæåííîé àòìîñôåðå îðãàíèçàöèè. Ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèå è ñîöèàëüíî-ïñèõè÷åñêèå ñèìïòîìû ñèíäðîìà âûãîðàíèÿ.

    êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [48,0 K], äîáàâëåí 18.01.2010

  • Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, åãî õàðàêòåðèñòèêà è ñòàäèè. Èñòîðèÿ è ìîäåëè èçó÷åíèÿ «ñèíäðîìà âûãîðàíèÿ». Ïðîôåññèÿ è «âûãîðàíèå». Ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Èññëåäîâàíèå ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ñòóäåíòîâ-ïñèõîëîãîâ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [113,3 K], äîáàâëåí 18.06.2009

  • Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ: òåîðåòè÷åñêèå ïîäõîäû, ïðè÷èíû, íàïðàâëåíèÿ êîððåêöèè è ïðîôèëàêòèêè. Ïðîôåññèîíàëüíûå êà÷åñòâà è ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ñîöèàëüíûõ ðàáîòíèêîâ, èññëåäîâàíèå ïðîÿâëåíèÿ ó íèõ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [513,0 K], äîáàâëåí 04.10.2012

  • Ñóùíîñòü ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, åãî êëþ÷åâûå ïðèçíàêè è ñèìïòîìû. Îñîáåííîñòè ðàáîòû ñîòðóäíèêîâ ïðàâîîõðàíèòåëüíîé ñôåðû. Èññëåäîâàíèå ñîòðóäíèêîâ ïåíèòåíöèàðíîé ñèñòåìû íà ïðåäìåò íàëè÷èÿ ñèíäðîìà âûãîðàíèÿ è ðåêîìåíäàöèè äëÿ áîðüáû íèì.

    ðåôåðàò [23,8 K], äîáàâëåí 30.11.2009

  • Èçó÷åíèå ïîäõîäîâ ê îïðåäåëåíèþ ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ êàê ñïåöèôè÷åñêîãî ðåçóëüòàòà äåéñòâèÿ ñòðåññà. Êëþ÷åâûå îñîáåííîñòè ïðîôåññèè ó÷èòåëÿ, ñâÿçàííûå ñ ðèñêîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ñïîñîáû ïðîôèëàêòèêè è óñòðàíåíèÿ ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [899,6 K], äîáàâëåí 27.10.2014

  • Ñóùíîñòü è ïîíÿòèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ôàêòîðû, èíèöèèðóþùèå âîçíèêíîâåíèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Òðåáîâàíèÿ ê ïðîôåññèè è ëè÷íîñòè ïåäàãîãà. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ïåäàãîãîâ.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [77,5 K], äîáàâëåí 01.12.2010

  • Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ êàê ðåàêöèÿ îðãàíèçìà, âîçíèêàþùàÿ âñëåäñòâèå ïðîäîëæèòåëüíîãî âîçäåéñòâèÿ ïðîôåññèîíàëüíûõ ñòðåññîâ ñðåäíåé èíòåíñèâíîñòè: îñíîâíûå îñîáåííîñòè, ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ. Îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà ñòàäèé ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.

    ïðåçåíòàöèÿ [626,7 K], äîáàâëåí 02.05.2013

  • Ïîíÿòèå è ñóùíîñòü ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Êîíöåïöèÿ êîïèíãà: îïðåäåëåíèå, ôóíêöèÿ è îñíîâíûå âèäû. Ñðàâíèòåëüíûå äèàãðàììû äèàãíîñòèêè ñèìïòîìîâ è ôàç ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ñîäåðæàòåëüíûå õàðàêòåðèñòèêè ìåõàíèçìîâ ïñèõîëîãè÷åñêîé çàùèòû.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [338,4 K], äîáàâëåí 14.10.2010

Синдром эмоционального сгорания и психогигиена в социальной работе

  • ãëàâíàÿ
  • ðóáðèêè
  • ïî àëôàâèòó
  • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
  • âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
  • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì

Источник