Синдром госпитализм у детей сирот

Синдром госпитализм у детей сирот thumbnail

Госпитализм – общее название для группы нарушений поведения и эмоций, которые есть у всех детей или людей, в разной мере испытавших депривацию и нарушения уважения к себе, не получавших внимания и ласки и не испытывавших уверенности в том, что близкие их любят. Это явление было изучено на примерах детей и людей, которые долго находились в стационарных условиях, где были ограничены контакты и эмоциональный фон. Причина у госпитализма одна – отсутствие спокойствия, гармонии и персонального внимания, что дает большое количество страхов за будущее.

Госпитализм может возникнуть как в домах ребенка, так и в семьях, где родители не уделяют ребенку необходимое внимание. Происходит термин от франц. hospital — больница и на языке медиков означает синдром патологии детского психического и личностного развития, появляющийся у детей вследствие отделения их от матери.

Общими признаками госпитализма являются потеря в весе, вялость, апатичность, повышенная сонливость, мышечный гипотонус, уход от контактов с окружающими (отсутствие зрительного слежения, поворотов «на голос», гуления в ответ на ласку взрослого), слабый плач и т. д. Отдельными признаками госпитализма являются запаздывание в двигательном развитии (прежде всего, в освоении ходьбы), резкое отставание в речевом развитии, эмоциональная обедненность, склонность к навязчивым движения (раскачивание тела). В крайних формах госпитализм может привести к серьезным душевным заболеваниям ребенка (младенческие маразмы и т. п.), хроническому инфицированию, а иногда и к смерти малыша.

Все эти признаки проявляются после того, как ребенок по какой-то причине лишается контакта с матерью или его изымают из семьи. Сначала ребенок демонстрирует яркий эмоциональный протест, потом он перестает его проявлять и как бы смиряется с тем, что сейчас условия его жизни такие, какие есть. Переживания ребенка остаются внутри него, он очень тревожится и еще долго подсознательно надеется увидеть мать или тех, кого он знал. Этот огромный и разнообразный спектр эмоций от злости до полнейшей ненависти ко всем и постоянной тревоги мешает на первых порах строить контакт с ребенком, требуется время, чтобы он успокоился.

В современных условиях, несмотря на то, что в детских учреждениях делается многое, чтобы восполнить отсутствие у ребенка дома, помочь ему пережить разлуку с близкими, потерю тех условий, в которых он жил, все равно невозможно полностью воссоздать те отношения, которые должны быть в семье. Все-таки в учреждении нет полного индивидуального внимания и той особенной материнской любви, которую ребенок ощущает, даже если мать не умеет ее проявлять. Ребенку все равно приходится смиряться с ситуацией присутствия в группе других детей и тем фактом, что его реальными потребностями никто не занимается так, как это делает принимающая и любящая мать.

Что же остается делать детям? Для них выход – придумывать свои способы, которые помогли бы исправить положение и дали возможность испытывать какие-то эмоции. Дети не рассчитывают на чью-то помощь, но их мышечная память очень хорошо помнит те моменты, когда было хорошо и беззаботно – внутри живота матери или у нее на руках. В случае тревоги и переживаний всем нам хочется вернуться в детство, как в наиболее безопасное и приятное место. Даже если само детство было неблагополучным, то в материнской утробе каждому ребенку было хорошо.

Поэтому самые пугающие проявления госпитализма относятся с желанию вернуться в самое раннее детство, что достигается путем повторения монотонных стереотипных движений. Это чаще всего раскачивание из стороны в сторону или вперед-назад, всем телом или качание головой, имитация движения, когда человек вертит головой (младенцы это делают с такой силой, что волосы на затылке у них вытираются). Ученые посчитали, что амплитуда раскачиваний соответствует движениям плода в утробе и она наиболее гармонична для того, чтобы принести успокоение.

Глубокая психическая и физическая отсталость является следствием дефицита общения со взрослыми в первый год жизни ребенка. Разнообразные проявления могут формироваться у деток и в зависимости от того, что раньше им приносило радость.

Остаточные явления таких признаков проявляются в раскачивании ногой, рисовании на бумажке для сосредоточения, укачивании себя в кровати, пристрастии к любой монотонной деятельности, любви к раскачиванию на качелях. Иногда это движение сопровождается вокализацией (дети поют протяжно какой-то звук, увлекшись этим занятием, они успокаивают себя, особенно когда сильны внешние раздражители).

Дети в учреждениях часто сосут простыни, вещи, углы рубашечек и распашонок, платья, галстуки, платки, любимые игрушки – через рот ребенок получает максимальное количество приятных впечатлений. Это тоже своеобразный возврат в раннее детство, когда ребенок познавал мир и получал максимальное количество эмоций через рот. Остаточными явлениями могут быть привычка грызть карандаши и ручки, сосать леденцы. Считается, что есть взаимосвязь – если дети получали мало приятных ощущений через рот в раннем возрасте, то существует больший риск раннего начала курения. Так что, если ребенок пришел из учреждения и у него есть потребность в сосании соски, ему надо предоставить такую возможность. Как сделать это безопасно, подскажет специалист-психолог.

Читайте также:  Что нельзя при синдроме туретта

Сосание пальца, соски и твердых предметов, кусание близких и незнакомых – «пробы на зуб всего» – обусловлены тем, что часто дети испытывают много эмоций, но выразить их с помощью слов не могут. А кусание – это очень сильные эмоции и немножко власти. Если кусание – это все-таки способ выразить и открыть свои чувства, то сосание пальцев и всего, что можно сосать, – это скорее боязнь их выражать (чувства спрятаны внутри, и ребенок в смятении не знает, как о них сказать). И в том, и в другом случае надо говорить о том, что происходит, что чувствует ребенок, как ему можно помочь. Основная помощь здесь – научить ребенка проявлять чувства не разрушительно. Ребенка надо обнимать, целовать, давать конкретную и одинаковую обратную связь, запрещать в доступной для ребенка форме делать больно вам и другим. Для этого может понадобиться много времени, но не надо отчаиваться. Следите, чтобы ваша реакция всегда была одинаковой – ребенок постепенно перестанет проверять ваши границы.

Желание многократно бегать по одной траектории часто возникает у детей после длительного нахождения без движения. Также во время бега внимание не привлечь, и таким образом ребенок пытается избежать неприятных контактов, дел и эмоций. Можно научить его играть и двигаться для того, чтобы снимать стресс и усталость. Таким детям надо чередовать смену отдыха и работы.

Для того чтобы понять для себя, что он живой, ребенок иногда сам причиняет себе болезненные ощущения. Если ребенок испытывает дефицит внимания, то причинение себе боли позволяет ему осознать, что он есть. Например, вот что детки часто делают – расчесывают тело, руки, ноги до сильных расчесов, от которых остаются шрамы, обламывают ногти и грызут их, обкусывают кожу на руках и иногда обрывают ее на пятках, выдергивают и крутят волосы на голове или бровях, теребят различные места на теле – те места, которые наиболее значимы: ушки, пупочек; бывает, что расковыривают болячки, кусают губы. Это одновременно интересно и позволяет ребенку чувствовать себя своим же хозяином. Также ребенок бесконечно рад, когда его мажут мазью, лечат и трогают – уделяют ему внимание и заботу.

Поскольку дети не осознают своего тела, а оно им интересно, дети, особенно маленькие, бывают склонны к демонстрации своих половых органов и к их намеренному раздражению – это явление называют онанизм. Так, трогая себя, ребенок может доставлять себе удовольствие, не привлекая внимания взрослого.

Что же надо делать, если вы заметили у ребенка какие-то проявления из описанных выше?

Чтобы выяснить степень тревоги и особенности ребенка, надо посетить психолога или психотерапевта, невролога – это позволит максимально быстро найти причину и, в зависимости от характера ребенка и возможностей родителей, выработать совместный путь к расставанию с этими проявлениями. Помните о том, что от них можно избавиться, но произойдет это небыстро, так как это механизм, вырабатываемый годами и прочно закрепленный. Но если ребенку будет хорошо и комфортно, понятно, что вокруг него происходит, то будут большие шансы расстаться с этим поскорее.

Самое важное – принять для себя следующее:

Дети делают это неспециально и неосознанно. Они как бы впадают в транс и делают это бессознательно, особенно когда испытывают затруднения в принятии решения или в чем-то еще. Они прячутся за эти движения, это позволяет быть в них, как «в домике», и не делать то, что страшно. Не надо раздражаться и злиться, это пугает ребенка и подтверждает его чувство, что взрослые ненадежны и с ними опасно.

Наличие таких движений не связано напрямую со снижением интеллекта. Это могут делать очень умные дети, так как они тоже переживают.

Бесполезно ругать и кричать, пугать ребенка страшными последствиями, например, «будешь сосать палец – он отвалится». Во-первых, это неправда, а во-вторых, дети принимают все за чистую монету, и у них начинается вторичная невротизация: дети боятся. что у них что-то случится, испытывают чувство вины, но ничего не могут с собой поделать, не верят родителям и закрываются еще больше. Получается замкнутый круг.

Это не проходит быстро. Ребенку, чтобы успокоиться, нужно время, и часто, попав в новую обстановку, он радуется, но одновременно ему может быть очень страшно. Взрослым надо после появления ребенка дома все ему рассказать и показать, разрешить ему задавать любые вопросы и говорить с вами на любые темы неформально, надо выслушивать его внимательно, даже если это вам не очень приятно. Нужно обсуждать с ним любые темы, которые его волнуют (потому что те темы и чувства, которые замалчиваются, обычно и есть причина долгих проявлений госпитализма). При вашей закрытости как родителя, долго не может установиться доверие. Если вам трудно говорить на какую-то тему, это можно обсудить со специалистом, не накапливая чувство раздражения ребенком. Вы можете как бы можно присоединиться к нему, сказав: «Ты знаешь, мне тоже страшно, но мы с тобой будем вместе и попробуем вместе же побороть этот страх».

Читайте также:  Какие анализы сдают ребенку на синдром дауна

Если ребенок совершает свои дела по вечерам, то ему надо помочь завершить день по-другому – придумав, в зависимости от возраста, ритуал, как можно закончить день. И это будет шагом к вашей стабильности и развитию доверительных отношений.

Если ребенок говорит о страхах и тревогах, то надо его поддерживать и помогать, спрашивая, чего ему сейчас хотелось бы от вас, что у него получилось и как вы можете о нем позаботиться.

Если ребенок сосет палец, причиняет себе разрушающие действия, то надо присмотреться, когда он в основном это делает, обсудить это. При этом необходимо уважить его чувства и придумать вместе с ним, если он достаточно большой, как сделать так, чтобы этих проявлений было меньше – ведь они приносят дискомфорт. Если это маленький ребенок, то лучше переключать его внимание на что-то другое, давать ему достаточно телесного контакта и говорить с ним, хвалить его и гордиться им, честно, искренне ему об этом сообщая.

Во время разговора скорее всего выяснится причина тревоги. С ней надо разобраться, делать все, чтобы ребенок находил вместе с вами, а потом и один решение проблемы, такое, чтобы всем было интересно. Для этого существует много методов психологической и психотерапевтической помощи.

Профилактикой онанизма является соблюдение правил гигиены, удобное, желательно, выбранное совместно белье и одежда (ребенок должен себе нравиться даже в пижаме, впрочем, как и вы). У ребенка должно быть достаточное количество фотографий его одного, с вами и всей семьи, чтобы он чувствовал свою сопричастность и важность. Его нельзя унижать и подшучивать над особенностями его строения, давать смешные прозвища – нужно относиться к нему уважительно, с любовью и нежностью. Очень важно всегда оказать поддержку в виде ласки, объятий и телесного контакта, когда ребенок просит об этом. Он этого недополучил, и ему это необходимо, как воздух. Иногда даже взять во время разговора за руку является совершенно необходимым и дает лучший эффект, чем долгий разговор, потому что в наших руках и теле заключена волшебная сила любви и принятия – она помогает преодолеть многие трудности. Если у вас есть тревога по поводу того, что признаки госпитализма не проходят, надо обращаться к специалистам и сообща получать помощь.

Татьяна Дорофеева,
психиатр, психотерапевт,
специалист по сопровождению приемных семей
СЗБФ «Дети ждут»

Источник

Госпитализм у детей

Госпитализм у детей – комплекс нарушений психического и физического развития, возникающий в результате отделения от матери, дефицита эмоциональных социальных контактов. Проявляется потерей веса, вялостью, апатичностью, мышечным гипотонусом, слабым плачем, отсутствием гуления, зрительного контакта с взрослым, реакции на голос. Определяется отставание речевого развития, позднее освоение двигательных навыков, неадекватные эмоциональные реакции, навязчивые действия. Заболевание диагностируется после осмотра детским психологом, психиатром, неврологом. Лечение предполагает психолого-педагогическую коррекцию, социальную реабилитацию, применение симптоматических препаратов.

Общие сведения

Детский госпитализм возникает при длительном пребывании малыша в стационарном лечебном учреждении – «госпитале». Второе название болезни – синдром отрыва от дома. Госпитализм наиболее распространен среди детей, находящихся в сиротских домах, недельных яслях, стационарах различного профиля. Патология может развиться у ребенка, проживающего с матерью, но не получающего достаточного внимания, такие условия обычно возникают в социально неблагополучных семьях. Госпитализму подвержены новорожденные, младенцы, дети, имеющие соматические заболевания, пре- и постнатальные поражения нервной системы.

Госпитализм у детей

Госпитализм у детей

Причины госпитализма у детей

Основная причина возникновения расстройства – дефицит сенсорных, эмоциональных, интеллектуальных взаимодействий со значимым взрослым, к которому сформирована привязанность, либо отсутствие такого взрослого. Синдром формируется при отлучении ребенка от матери либо заменяющего ее близкого человека (папы, бабушки, медицинского работника). Существует два типа ситуаций высокого риска развития детского госпитализма:

  • Нахождение вне семьи. Дети, длительно находящиеся в стационарах, приютах, детских домах страдают от недостатка общения с близкими людьми. Дефицит эмоциональных, тактильных, речевых взаимодействий объясняется сменным характером работы медицинского персонала, его загруженностью основными обязанностями (гигиенические, лечебные процедуры), переводами ребенка по учреждениям.
  • Отстраненность матери. Причиной детского госпитализма может стать нехватка близкого материнского контакта (родительская депривация). Отсутствие заинтересованности, любви выявляется у женщин, страдающих алкоголизмом, наркоманией, психическими расстройствами. Иногда эмоциональная отстраненность является результатом изначального нежелания иметь ребенка либо личностной особенностью, основанной на замкнутости, увлеченности работой, карьерой.

Риску госпитализма подвержены младенцы, дети раннего возраста и малыши с ослабленным здоровьем. Причиной повышения вероятности возникновения расстройства является снижение или недостаточное развитие способностей к адаптации.

Патогенез

В основе патогенеза госпитализма лежит психическая депривация – состояние, при котором ребенку не предоставляются либо недостаточно предоставляются условия для удовлетворения основных потребностей. Депривация затрагивает сенсорную, эмоциональную, интеллектуальную сферы. Центральное место занимает неудовлетворенная потребность в эмоциональной близости, на основе нее возникает задержка психоэмоционального развития – поздно формируется комплекс оживления, заинтересованность окружающими предметами, людьми. Недостаток сенсорных воздействий и стимулов, упражняющих интеллектуальные функции, усиливает задержку развития.

Читайте также:  Болевой синдром желчевыводящих путей это когда

Симптомы госпитализма у детей

Синдром затрагивает физическое, эмоциональное, интеллектуальное развитие. В первые месяцы жизни основным признаком госпитализма является отсутствие комплекса оживления – малыш не отвечает улыбкой на улыбку и речь, нет фиксации взгляда на лице, окружающих предметах, нет двигательного оживления, вокализаций (вскрикиваний, «гуканий») при приближении взрослого. У здоровых младенцев комплексная реакция оживления максимально разворачивается к трем-четырем месяцам, при госпитализме – формируется позже, отдельные звенья отсутствуют. Наблюдается частый продолжительный слабовыраженный плач. Объективно определяется недостаточная прибавка веса. Запаздывает навык удерживания головы, самостоятельного переворота туловища.

В период 4-12 месяцев госпитализм у детей проявляется отставанием моторных навыков, первыми признаками задержки речевого развития: в 5-8 месяцев возникает протяжное гуление, в 9 месяцев – обедненное лепетание. Большинство детей 4-5 месяцев могут самостоятельно удерживать голову, десятимесячные начинают ползать. Отмечается недостаточная координация, движения резкие, неустойчивые, неуверенные. Отставание проявляется неумением взять игрушку, переложить ее из руки в руку. Нередко отмечаются компульсивные движения: раскачивание тела, мотание головой, стереотипные удары предметами о стену, стол. Заинтересованность коммуникацией недостаточная, частой ответной реакцией становится плач, агрессия. Объективно наблюдается вялость, апатичность, мышечный гипотонус, нарушения сна и аппетита.

В раннем детском возрасте основным признаками госпитализма являются нарушения социально-коммуникативных и речевых навыков. Первые слова появляются после 14 месяцев, у большинства детей – к 3-3,5 годам. Фразовая речь представлена командами – «дай», «пусти». Интерес к общению снижен, во время контакта с людьми ребенок апатичен, замкнут либо эмоционально вспыльчив – плачет, кричит, дерется, убегает. Наблюдаются навязчивости: сосание пальца, кончика волос, раскачивание туловища. Недостаточность координации сохраняется. Игра часто носит манипулятивный характер – игрушки используются по функциональному назначению (кидает мячик, расчесывает куклу). Иногда сохраняются стереотипные действия: ребенок не строит башню из кубиков, стучит ими по столу. Запаздывает формирование гигиенических навыков, использование горшка.

Осложнения

Госпитализм у детей сопровождается задержкой роста, дефицитом массы тела, сниженным иммунитетом. Недостаточный гигиенический уход, несоблюдение температурного режима провоцирует респираторные заболевания, инфекции мочевыводящей системы, нарушение процессов пищеварения. При отсутствии медицинской, психологической и педагогической помощи синдром может привести к психическим расстройствам – младенческому маразму, аутизму, стойким интеллектуальным нарушениям, которые становятся причиной инвалидности. Редко заболевание заканчивается летальным исходом, факторами риска являются общая соматическая ослабленность, присоединение инфекции.

Диагностика

Ввиду специфики заболевания, возраста пациентов диагностика основывается на клинических методах – осмотре, наблюдении. Осуществляется опрос родителей, близких родственников, персонала, часто контактирующего с ребенком. Диагностика выполняется рядом специалистов:

  • Детский невролог. Определяет уровень развития ребенка, мышечный тонус, реагирование на звук, свет, тактильное раздражение. Оценивает наличие и выраженность рефлексов, сформированность сложных целенаправленных движений, исключает/подтверждает сопутствующие неврологические патологии.
  • Детский психиатр. Оценивает психомоторное развитие больного, особенности эмоциональной сферы. Через предметные манипуляции, уровень навыков коммуникации и самообслуживания выявляет отставание психической сферы.
  • Клинический психолог. Проводит диагностическую беседу – определяет способность ребенка контактировать, адекватно реагировать. Использует экспериментальные методы оценки сформированности речи, когнитивных функций (памяти, внимания, мышления), методики выявления страхов, агрессивности, аутоагрессивности .

Дифференциальная диагностика основана на факте наличия психической депривации. При невозможности его установления (неблагополучные семьи), усложняется различение синдрома с иными эмоционально-интеллектуальными расстройствами. Определение диагноза занимает длительное время, требует оценки темпов развития, динамического наблюдения. Госпитализм нередко сопутствует умственной отсталости, аутизму, эпилепсии.

Лечение госпитализма у детей

Основу лечения составляет систематическая психолого-педагогическая коррекция, социальная реабилитация. Усилия психолога направлены на развитие познавательной сферы: выполняются игры-упражнения, тренирующие внимание, память, мышление. Еще одна цель работы – формирование положительного эмоционального состояния, устранение напряженности, тревоги, страхов. Педагогическая поддержка представлена реабилитационными мероприятиями, обеспечивающими социальные коммуникации: по возможности, восстанавливаются отношения ребенка и мамы (близкого родственника), малыш включается в детские коллективы.

В современных лечебных учреждениях активно внедряется совместное стационарное пребывание мамы и ребенка. Отделения закрытого типа (инфекционные, психиатрические) оснащаются специальными комнатами свиданий. Тяжелые случаи госпитализма требуют дополнения основного лечения медикаментозным. Назначаются препараты для коррекции эмоциональной нестабильности, стимуляции развития познавательных функций. Параллельно проводится лечение соматических заболеваний.

Прогноз и профилактика

Своевременное начало лечения, отсутствие тяжелых соматических болезней – факторы благоприятного прогноза детского госпитализма. Совместные усилия врачей, психологов, родителей позволяют полностью устранить синдром. Поздняя постановка диагноза, отсутствие лечения увеличивает вероятность инвалидизации, летального исхода. Профилактика госпитализма у детей, проживающих в семье, включает восстановление близких отношений с мамой или заменяющим ее родственником. В младенческом, раннем возрасте не рекомендуется помещать ребенка без мамы в лечебное учреждение. Детям в приютах, детских социально-реабилитационных учреждениях важно организовать четкий распорядок дня, включающий интересные занятия, общение со сверстниками, педагогами.

Источник