Синдром гиперактивности в раннем возрасте
Автор Клара Галиева На чтение 5 мин. Опубликовано 15.02.2017 19:37
Синдром дефицита внимания и гиперактивности является состоянием, которое встречается у миллиона детей и часто сохраняется в зрелом возрасте. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) имеют проблемы с концентрацией внимания и демонстрируют гиперактивное и импульсивное поведение. Эти характеристики СДВГ часто влияют на отношения ребенка с семьей, друзьями и учителями.
У большинства детей СДВГ выявляют во время их пребывания в начальной школе. Средний возраст, когда ставят СДВГ — 7 лет. Дети с легкой формой СДВГ, как правило, диагностируются примерно в 8 лет, а дети с тяжелой формой СДВГ диагностируются в 5 лет.
Фото: Heather England
Можно ли диагностировать СДВГ у детей раннего возраста?
Возможные причины и факторы риска, которые указывают на СДВГ:
Генетика;
Употребление матерью наркотиков и алкоголя, воздействие токсинов во время беременности;
Преждевременные роды или низкий вес при рождении;
Проблемы с центральной нервной системой в критические моменты развития.
Важно отметить, что некоторые признаки и симптомы не означают, что у ребенка есть СДВГ:
Снижение окружности головы;
Задержка в развитии моторики и речи;
Поведенческие трудности.
Некоторые исследователи предполагают, что СДВГ можно точно диагностировать, когда ребенок достигнет 3-летнего возраста. Ученые, исследовавшие детей школьного возраста, отмечают, что матери сообщали о симптомах СДВГ, начиная с 4 лет. Трудно заметить симптомы СДВГ у детей до 4 лет, так как дети в этом возрасте быстро меняются.
Энергичный и очень активный ребенок без СДВГ тоже не может сосредоточиться, когда необходимо посмотреть книгу с картинками. Кроме того, он не может спокойно сидеть и долго играть с игрушками.
Малыши с СДВГ
Беспокойны;
Постоянно бегают, лазают, прыгают;
Постоянно «на ходу» и, кажется, что у них «привод от электродвигателя»;
Не могут сосредоточиться или долго слушать;
Их трудно успокоить, уложить спать и покормить;
Тем не менее, некоторые дети с СДВГ в состоянии сосредоточиться на вещах, которые их интересуют, таких как конкретные игрушки.
Если родитель или воспитатель считает, что их малыш чрезмерно активен, они должны поговорить с доктором для оценки своего ребенка. Пока нет никаких руководящих принципов для диагностики и оценки СДВГ у детей раннего возраста. Тем не менее, врач может оценить ребенка с 4 до 18 лет, у которого имеются поведенческие симптомы СДВГ, включая невнимательность, гиперактивность, импульсивность.
Диагностика СДВГ у детей раннего возраста
Для того чтобы диагностировать СДВГ, врач может:
Провести медицинское обследование;
Посмотреть на личную и семейную историю болезни;
Попросить родителей, учителей, нянь заполнить анкету;
Сравнить симптомы и критерии поведения СДВГ по оценочной шкале.
Диагностирование расстройства у детей дошкольного возраста или младшего возраста является сложной задачей. Проблемы, связанные с развитием, такие как задержки речи, могут привести к ошибочному диагностированию СДВГ.
Дифференциальная диагностика СДВГ у детей раннего возраста
Другие состояния могут вызвать симптомы подобные СДВГ. К ним относятся:
Травма головного мозга;
Расстройства настроения, в том числе депрессия и тревога;
Другие психические расстройства;
Судорожные расстройства;
Проблемы со сном;
Проблемы с щитовидной железой;
Проблемы со зрением или слухом.
Дети дошкольного или младшего возраста, которые проявляют симптомы СДВГ, должны быть оценены специалистами, такими как логопед, педиатр, психолог или психиатр.
Лечение СДВГ у детей раннего возраста
Детям от 4 до 5 лет обычно рекомендуют поведенческую терапию. Если она не приводит к улучшению, то врач может назначить метилфенидат. Прием лекарства необходимо контролировать и изменять дозу, чтобы гарантировать максимальный эффект при минимизации побочных эффектов.
Метилфенидат не рекомендуется применять детям в возрасте до 6 лет. Препарат еще не изучен в этой возрастной группе. Некоторые исследования показывают, что он влияет на рост детей. Родители сообщили о побочных эффектах этого препарата, таких как потеря веса, бессонница, потеря аппетита, эмоциональные всплески и тревога.
Вы также можете почитать, как СДВГ протекает у девочек.
Список используемой литературы:
- Greenhill L. et al. Efficacy and safety of immediate-release methylphenidate treatment for preschoolers with ADHD //Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. – 2006. – Т. 45. – №. 11. – С. 1284-1293.
- Gurevitz M. et al. Early markers in infants and toddlers for development of ADHD //Journal of Attention Disorders. – 2014. – Т. 18. – №. 1. – С. 14-22.
- Centers for Disease Control and Prevention et al. Key findings: Trends in the parent-report of health care provider-diagnosis and medication treatment for ADHD, United States, 2003–2011 //Centers for Disease Control and Prevention. – 2014.
- Rappley M. D. et al. Patterns of psychotropic medication use in very young children with attention-deficit hyperactivity disorder //Journal of Developmental & Behavioral Pediatrics. – 2002. – Т. 23. – №. 1. – С. 23-30.
- Smith B. ADHD among preschooler: Identifying and treating attention deficit hyperactivity disorders in very young children requires a different approach //Am Psychol Assoc. Monitor Psychol. – 2011. – Т. 42. – №. 7. – С. 50.
- ATTENTION-DEFICIT S. O. N. et al. ADHD: clinical practice guideline for the diagnosis, evaluation, and treatment of attention-deficit/hyperactivity disorder in children and adolescents //Pediatrics. – 2011. – С. peds. 2011-2654.
Источник
Каждый ребенок активен и любознателен, но есть детки, активность которых по сравнению со сверстниками повышена. Можно ли назвать таких детей гиперактивными или это проявление характера ребенка? И нормально ли гиперактивное поведение ребенка или оно требует лечения?
Что такое гиперактивность
Так сокращенно называют синдром дефицита внимания и гиперактивности, который также обозначают аббревиатурой СДВГ. Это весьма распространенное нарушение работы мозга в детском возрасте, которое также имеется у многих взрослых. По статистике синдром гиперактивности есть у 1-7% детей. У мальчиков его диагностируют в 4 раза чаще, чем у девочек.
Вовремя распознанная гиперактивность, при которой требуется терапия, позволяет ребенку сформировать нормальное поведение и лучше адаптироваться в коллективе среди других людей. Если же оставить СДВГ у ребенка без внимания, он сохраняется и в более старшем возрасте. Подросток с таким нарушением хуже приобретает школьные навыки, более склонен к асоциальному поведению, он враждебен и агрессивен.
Признаки СДВГ
Далеко не каждого активного и легко возбуждаемого ребенка относят к категории деток, у которых есть синдром гиперактивности.
Чтобы диагностировать СДВГ, следует выявить у ребенка основные симптомы такого нарушения, которые проявляются:
- Дефицитом внимания.
- Импульсивностью.
- Гиперактивностью.
Симптомы обычно возникают в возрасте до 7 лет. Чаще всего родители замечают их в 4 года или 5 лет, а наиболее частым возрастным периодом обращения к специалисту является 8 лет и старше, когда ребенок сталкивается с множеством задач в школе и по дому, где нужна его сосредоточенность и самостоятельность. Малышам, которым еще не исполнилось 3 года, диагноз ставят не сразу. За ними некоторое время наблюдают, чтобы убедиться в наличии СДВГ.
В зависимости от преобладания конкретных признаков выделяют два подтипа синдрома – с дефицитом внимания и с гиперактивностью. Отдельно выделяют смешанный подтип СДВГ, при котором у ребенка есть симптомы и дефицита внимания, и гиперактивности.
Проявления дефицита внимания:
- Ребенок не может длительно сосредотачиваться на предметах. У него часто возникают небрежные ошибки.
- У ребенка не получается долго сохранять внимание, из-за чего он несобран во время выполнения задания и часто не выполняет задачи до конца.
- Когда к ребенку обращаются, возникает впечатление, что он не слушает.
- Если дать ребенку прямую инструкцию, он ее не выполняет либо начинает выполнять и не заканчивает.
- Ребенку трудно организовать свою деятельность. У него наблюдается частое переключение от одного занятия на другое.
- Ребенку не нравятся задания, для которых требуется долгое умственное напряжение. Он старается их избегать.
- Ребенок нередко теряет вещи, которые ему нужны.
- Малыш с легкостью отвлекается на посторонний шум.
- В повседневных делах у ребенка отмечают повышенную забывчивость.
Проявления импульсивности и гиперактивности:
- Ребенок часто встает с места.
- Когда ребенок волнуется, он интенсивно двигает ногами или руками. Кроме того, малыш периодически поеживается в стуле.
- Он поднимается с места очень резко и часто бегает.
- Ему трудно участвовать в спокойных играх.
- Его действия можно охарактеризовать, как «заведенные».
- Во время занятий он может выкрикивать с места или шуметь.
- Ребенок отвечает до того, как услышит вопрос полностью.
- У него не получается дожидаться своей очереди во время занятия или игры.
- Ребенок постоянно вмешивается в занятия других людей или их разговоры.
Для постановки диагноза у ребенка должно быть минимум 6 признаков из указанных выше, причем они должны отмечаться длительное время (минимум полгода).
Как проявляется гиперактивность в раннем возрасте
Синдром гиперактивности выявляют не только у школьников, но и у деток дошкольного возраста и даже у грудничков.
У самых маленьких такая проблема проявляется следующими признаками:
- Более быстрым физическим развитием, если сравнивать со сверстниками. Младенцы с гиперактивностью намного быстрее переворачиваются, ползают и начинают ходить.
- Появлением капризов, когда ребенок устал. Гиперактивные детки перед сном нередко возбуждаются и становятся активнее.
- Меньшей длительностью сна. Малыш с СДВГ спит намного меньше, чем это положено в его возрасте.
- Трудностями с засыпанием (многих деток нужно укачивать) и очень чутким сном. Гиперактивный ребенок реагирует на любой шорох, а если просыпается, заснуть снова ему очень тяжело.
- Очень бурной реакцией на громкий звук, новую обстановку и незнакомые лица. Из-за таких факторов малыши с гиперактивностью возбуждаются и начинают больше капризничать.
- Быстрым переключением внимания. Предложив младенцу новую игрушку, мама замечает, что новый предмет привлекает внимание крохи совсем ненадолго.
- Сильной привязанностью к маме и боязнью посторонних людей.
СДВГ или характер?
Повышенная активность ребенка может быть проявлением его врожденного темперамента.
В отличие от детей с СДВГ темпераментный здоровый ребенок:
- После активного бега или другой активности спокойно сидит или лежит, то есть может успокоиться самостоятельно.
- Нормально засыпает, а длительность его сна отвечает возрасту малыша.
- Долго и спокойно спит ночью. Если это грудничок, то он просыпается на кормление, но не плачет и достаточно быстро засыпает снова.
- Понимает понятие «опасно» и испытывает страх. Такой ребенок не будет залезать повторно в опасное место.
- Быстро осваивает понятие «нельзя».
- Может отвлечься во время истерики рассказом или каким-либо предметом.
- Редко проявляет агрессию по отношению к маме или другому ребенку. Малыш может поделиться своими игрушками, пусть иногда лишь после уговоров.
Причины гиперактивности детей
Раньше возникновение СДВГ связывали преимущественно с поражением головного мозга, например, если новорожденный перенес гипоксию, когда находился в материнской утробе или во время родов. В наши дни исследования подтвердили влияние на появление синдрома гиперактивности генетического фактора и нарушений внутриутробного развития крохи. Развитию СДВГ способствуют слишком ранние роды, кесарево сечение, маловесность крохи, долгий безводный период в родах, применение щипцов и подобные факторы.
Что делать
Заподозрив у своего ребенка синдром гиперактивности, первое, что нужно сделать – пойти к специалисту. Многие родители обращаются к врачу не сразу, так как не решаются признать проблему у ребенка и боятся осуждения знакомых. Такими действиями они упускают время, в результате чего гиперактивность становится причиной серьезных проблем с социальной адаптацией ребенка.
Есть также и родители, которые приводят вполне здорового ребенка к психологу или психиатру, когда не могут или не желают отыскать к нему подход. Это часто наблюдается в кризисные периоды развития, например, в 2 года или при трехлетнем кризисе. При этом никакой гиперактивности у малыша нет.
Во всех этих случаях без помощи специалиста определить, действительно ли ребенку нужна медицинская помощь или у него просто яркий темперамент, не получится.
Если у ребенка подтвердится синдром гиперактивности, то в его лечении будут использоваться такие методы:
- Разъяснительная работа с родителями. Врач должен объяснить маме и папе, почему у ребенка появилась гиперактивность, как проявляется такой синдром, как вести себя с ребенком и как правильно его воспитывать. Благодаря такой просветительской работе родители перестают винить себя или друг друга в поведении ребенка, а также понимают, как вести себя с малышом.
- Изменение условий обучения. Если гиперактивность диагностирована у школьника с плохой успеваемостью, его переводят в специализированный класс. Это помогает справиться с задержкой формирования школьных навыков.
- Медикаментозная терапия. Лекарственные препараты, назначаемые при СДВГ, отличаются симптоматическим действием и эффективны в 75-80% случаев. Они помогают облегчить социальную адаптацию деток с гиперактивностью и улучшить их интеллектуальное развитие. Как правило, лекарства назначают на длительный период, иногда до подросткового возраста.
Мнение Комаровского
Популярный врач много раз сталкивался в своей практике с детьми, у которых диагностирован СДВГ. Главным отличием такого медицинского диагноза от гиперактивности, как черты характера, Комаровский называет тот факт, что здоровому ребенку гиперактивность не мешает развиваться и общаться с другими членами общества. Если же у ребенка заболевание, он без помощи родителей и врачей не может стать полноценным членом коллектива, нормально учиться и общаться со сверстниками.
Чтобы убедиться, здоров ли ребенок или у него СДВГ, Комаровский советует обратиться к детскому психологу или психиатру, поскольку лишь квалифицированный специалист не только с легкостью выявит у ребенка гиперактивность, как болезнь, но и поможет родителям понять, как растить ребенка с СДВГ.
Известный педиатр рекомендует при воспитании гиперактивного ребенка руководствоваться такими правилами:
- При общении с малышом важно устанавливать контакт. Если требуется, для этого ребенка можно тронуть за плечо, развернуть к себе, убрать из его поля зрения игрушку, выключить телевизор.
- Родители должны определить для ребенка конкретные и выполнимые правила поведения, но при этом важно, чтобы их придерживались всегда. Кроме того, каждое такое правило должно быть понятно ребенку.
- Пространство, в котором пребывает гиперактивный ребенок, должно быть полностью безопасным.
- Режима следует придерживаться постоянно, даже если у родителей выходной. Гиперактивным детям, по мнению Комаровского, очень важно просыпаться, есть, гулять, купаться, укладываться спать и совершать другие привычные ежедневные действия в одно и то же время.
- Все сложные задания для гиперактивных детей необходимо разбивать на части, которые будут понятны и легко выполнимы.
- Ребенка следует постоянно хвалить, отмечая и подчеркивая все положительные действия малыша.
- Отыщите то, что гиперактивному ребенку удается лучше всего, а затем создайте такие условия, чтобы малыш мог выполнять такую работу, получая от нее удовлетворение.
- Обеспечьте ребенку с гиперактивностью возможность тратить избыток своей энергии, направляя ее в нужное русло (например, гулять с собакой, посещать спортивные секции).
- Собираясь с ребенком в магазин или в гости, обдумайте детально свои действия, к примеру, что взять с собой или что купить ребенку.
- Родителям следует заботиться и о собственном отдыхе, поскольку, как подчеркивает Комаровский, для гиперактивного малыша очень важно, чтобы папа и мама были спокойными, мирными и адекватными.
Из нижеследующее видео вы сможете узнать еще больше о гиперактивных детях.
О роли родителей и многих важных нюансах вы узнаете, посмотрев видео клинического психолога Вероники Степановой.
Источник
Понятие детской гиперактивности до сих пор вызывает много споров и разногласий среди педиатров.
Тяжело определить, какой ребенок действительно имеет проблемы с поведением, которые могут негативно повлиять на его будущее, а какой просто обладает ярким темпераментом.
Нередко родители жалуются на своего ребенка, потому что не могут или не хотят найти к нему подход. Бывают и случаи, когда опасные симптомы остаются без внимания, и настоящая гиперактивность ребенка перерастает в более серьезные проблемы с его социальной адаптацией в детском саду, затем в школе и далее в общественной жизни.
В этой статье мы расскажем, как еще с младенчества распознать гиперактивного ребенка и как правильно найти к нему подход. Но для начала разберемся в основных понятиях.
Гиперактивность с медицинской точки зрения
Под данным термином понимается не только чрезмерная подвижность, невнимательность и капризность малыша, как думают многие матери. Это, главным образом, особое состояние нервной системы и коры головного мозга, когда его клетки слишком активно образуют нервные импульсы.
Эти процессы не дают малышу сидеть на месте, мешают сосредотачивать внимание, переключаться с истерик, успокаиваться, а также засыпать.
Истинную гиперактивность может увидеть или заподозрить только невропатолог, поэтому не пытайтесь самостоятельно ставить своему малышу такие диагнозы.
И еще немаловажно, что гиперакивным малыш может быть не только в таком сложном возрасте, как 3-4 года, но и с самого младенчества.
Чем раньше вы распознаете у ребенка такие особенности нервной системы и начнете предпринимать меры, тем меньше трудностей у вас возникнет в будущем.
7 признаков гиперактивного ребенка
Гиперактивность еще называют двигательной расторможенностью, но не стоит ее путать со здоровой активностью нормальных детей. Вполне здоровый малыш тоже может быть очень подвижным, громко кричать и разговаривать, выражая таким образом свои эмоции. Он даже может часто капризничать и настойчиво требовать своего.
Как же отличить индивидуальные особенности вашего ребенка от неврологической проблемы? Вот 7 признаков, которые должны вас насторожить в поведении грудного ребенка:
1Гиперактивные малыши хорошо развиты физически, быстрее своих сверстников начинают переворачиваться, садиться, ползать и ходить. Благодаря этому они вызывают множество восхищения у своих родителей и родственников.
Но нередко такие неожиданные и быстрые скачки развития приводят к падениям с диванов и прочим неприятностям, к которым даже самые бдительные родители оказываются просто не готовы.
Они не знают, радоваться им или плакать, когда ребенок уже вовсю ползает и шкодит, а его ровесники тем временем мирно лежат в кроватке.
Тут все же могут быть два варианта: либо ваш ребенок просто очень быстро развивается, либо это один из признаков гиперактивности. Во втором случае проблема еще даст о себе знать в будущем и проявит себя другими признаками.
2Дети часто капризничают тогда, когда их силы на исходе и им пора спать. Они как будто становятся еще более активными, у них повышается возбудимость, и только мамины руки или укачивание могут после долгих мучений помочь уложить его спать.
3Малыши с признаками гиперактивности удивительно мало спят, даже в первые месяцы жизни. В то время, как их сверстники спят больше, чем бодрствуют, эти дети могут играть и периодами плакать около 4-5 часов подряд.
4Ребенок долго не может уснуть, требует укачивания, а сон его очень чуткий. Малыш чувствителен к каждому шороху, может вдруг проснуться и тяжело засыпает снова.
5Малыш очень бурно реагирует на смену обстановки, новые лица и громкие звуки. Все это может приводить его в настоящий восторг, и, вместе с тем, заставляет его еще больше капризничать и привлекать ваше внимание.
Чем больше людей в помещении с ребенком, тем более капризным он становится.
6Дети не умеют подолгу сосредотачивать на чем-то свое внимание. Это видно даже в самом раннем возрасте: малыша легко завлечь новой игрушкой, но она быстро ему надоедает. Он словно еще быстрее начинает переключать свое внимание с одного предмета на другой.
7Характерным признаком гиперактивных детей, в сумме со всеми перечисленными, является их привязанность к матери и одновременно боязнь чужих людей. Они трудно ладят с гостями, неохотно идут к ним на руки и как бы прячутся за мамой. Они также могут ревновать маму к чужим детям, отбирать у них игрушки и любой конфликт превращать в истерику.
Мы перечислили не безусловные признаки гиперактивных детей, а лишь те отличительные особенности, которые могут вас насторожить и заставить отправиться на прием к детскому неврологу.
Но для того, чтобы не ошибиться и зря не переживать, опишем поведение здорового нормального ребенка, который может обладать некоторыми из вышеперечисленных признаков вследствие своего врожденного темперамента.
Темпераментные здоровые дети отличаются от своих гиперактивных сверстников следующим:
1Любят побегать или иным образом поактивничать, но после этого приходят полежать или спокойно посидеть, например, за просмотром мультиков. Таким образом, они способны самостоятельно успокаиваться. Но здесь мы говорим о детях постарше, ближе к годовалому возрасту.
2У них практически нет проблем со сном, они быстро засыпают и спят положенное их возрасту время.
3Ночной сон, как правило, долгий и спокойный. Если говорить о малышах 2-3 месяцев жизни, то они могут просыпаться на ночные кормления, но также легко засыпают и не плачут посреди ночи.
4Детки быстро понимают, где опасность и могут испытывать чувство страха. Впоследствии они не стремятся снова залезть в опасное место.
5Легко осваивают слово «нельзя», что позволяет вам быстро объясняться с ребенком в будущем.
6Деток легко отвлечь от истерики новым предметом или рассказом, они способны переключаться и сразу перестают плакать.
7Они практически не бывают агрессивны по отношению к вам или к другим детям. Дают играть своими игрушками, иногда после маминых уговоров.
8Конечно же, характер родителей передается их ребенку. Возможно, что мама или папа активного ребенка обладают ярким темпераментом и были такими же непоседами в детстве. Но помните, что такие особенности могли передаться не только от родителей, но и от бабушки или дедушки, а также от других родственников, прабабушек и прадедушек.
Причины гиперактивности
Изменения клеток головного мозга, вызывающие гиперактивность, не остаются на всю жизнь, если родители выбирают правильную тактику поведения и воспитания своего малыша. Поэтому это состояние нельзя назвать болезнью и нельзя вылечить, а можно лишь способствовать скорейшему «перерастанию» детской гиперактивности.
А возникает данное состояние, как правило, в результате одной из следующих причин:
- рождения малыша с помощью кесарева сечения,
- сложных родов, с длительным безводным периодом, гипоксией ребенка, или с использованием щипцов,
- рождения малыша раньше срока или с малым весом,
- нервная система ребенка могла подвергнуться изменениям еще на стадии внутриутробного развития из-за вредных привычек, перенесенной болезни или других неблагоприятных факторов внешней среды.
Воспитание гиперактивного малыша
Воспитанию и режиму дня такого ребенка нужно уделять особое внимание, если вы не хотите, чтобы его состояние усугублялось. Оставление проблемы без внимания может повлечь немало проблем в будущем, когда ребенок вырастет и ему придется самостоятельно адаптироваться в обществе.
Так как нервная система малыша очень ранима, ее нельзя лишний раз подвергать испытаниям.
Это значит, что любой каприз и истерику нужно пресекать в самом начале, не пытаться наказывать ребенка качестве воспитательного момента. При этом старайтесь не потакать этим капризам и не идти на поводу у ребенка по каждому поводу, а незаметно отвлекать его и переключать внимание. Да, это может потребовать от родителей немало терпения и находчивости, но не даст слишком разбаловать маленького сорванца. Ведь он уже в самом раннем возрасте достаточно смышлен чтобы понять, как добиться своего. Объясняйте малышу значение слова «нельзя», мягко и настойчиво.
Во всех этих начинаниях вам потребуется обуздать свой собственный характер и исключить из общения с ребенком все негативные эмоции.
В течение дня старайтесь не подвергать малыша излишне ярким впечатлениям и исключать неожиданные ситуации.
Шумные компании, нежданные и многочисленные гости, скопления людей на улице не должны беспокоить вашего малыша и расшатывать его нервную систему.
А вот самым лучшим способом отдыха для него будет выезд на природу в узком кругу семьи, где он сможет выплеснуть свою энергию. После такого отдыха ваш малыш мирно и без труда уснет крепким сном.
В комнате, где ребенок проводит больше всего времени, не должен быть постоянно включен телевизор или радио. Лучше играть с ним в спокойные игры, связанные с тренировкой мелкой моторики рук. Комната малыша не должна пестреть яркими предметами, развешанными по всем углам и стенам. Лучше выбирать спокойные света, а лишние игрушки убирать подальше с глаз.
У ребенка не должно быть беспорядка в комнате и множества разбросанных игрушек, рассеивающих его внимание. По мере того, как игрушки надоедают, можно прятать их и давать новые. А незадолго до сна все игры необходимо прекращать, можно искупать ребенка, затем спеть ему песенку.
Повторять выбранный вами и малышом ритуал нужно каждый день в одно и то же время. Вообще, неизменный режим дня – самый лучший помощник в воспитании гиперактивного ребенка.
Родителям гиперактивного малыша следует понять, что он ничем не отличается от своих сверстников, кроме своего характера. Малыш ничем не болен, а является личностью и требует к себе особенного подхода. Поняв необходимость принятия своего ребенка таким, какой он есть, вы уже наполовину исправите его гиперактивность.
Такой малыш нуждается в чуть большем проявлении любви и внимания, а также терпения, чем обычные дети. Вместе вы сможете быстро и легко пережить этот непростой период вашей жизни и в будущем увидите, какой прекрасный, здоровый и талантливый ребенок вырастет из вашего сорванца.
108697 раз
- Советы и методы, как отучить ребенка от пустышки
- Синдром Дауна: если ребенок не такой, как все
- Истерика у ребенка: как с ней правильно бороться?
- Истерика у ребенка: что делать?
- Адаптация к детскому саду
- Откуда берутся дети — устами родителей
Источник