Синдром гиперактивности в дошкольном возрасте

Синдром гиперактивности в дошкольном возрасте thumbnail

Гиперактивность у детей дошкольного возраста — это проблема от 4 до 20% каждого детского коллектива. Она характеризуется особенным состоянием, при котором ответная реакция на любое внешнее раздражение значительно превышают норму. От обычного активного поведения это состояние отличается тем, что создает проблемы.
Поначалу такое отклонение доставляет много неприятностей только родителям. Затем «неудобные» дети мешают педагогам и воспитательному процессу. После 3-4 лет, когда начинается общение со сверстниками, они сами начинают страдать от неумения сосредоточиться и анализировать простейшие задачи. При постоянной негативной реакции к поведению таких детей формирование личности будет под угрозой.

Проявления у детей дошкольного возраста гиперактивности

Гиперактивность у детей дошкольного возраста стала довольно частым отклонением. Достаточно остановиться около детского сада во время общей прогулки и понаблюдать за детьми. В этом возрасте они еще не умеют притворяться. Сразу видно, что кто-то ведет себя спокойно, а кто-то — излишне энергичен и суетлив. Нужно ли родителям беспокоиться и применять какое-то лечение или — «само пройдет»?

Такое поведение часто объясняется возрастом и не является патологией. Но и запускать такое состояние нельзя. Привычка вести себя чересчур деятельно может впоследствии стать причиной непонимания со стороны сверстников и педагогов. Распространенными признаками гиперактивности являются:

  • повышенное беспокойство — ребенок постоянно крутится на стуле или стоя на одном месте;
  • постоянное движение везде, где бы он ни находился;
  • нарушения внимания;
  • двигательная активность тогда, когда попросили тихонько посидеть;
  • высокая активность по сравнению с другими детьми ;
  • нетерпеливость по отношению к делам;
  • отсутствие контроля за собственными действиями;
  • импульсивность при принятии решения — сначала делает, потом думает;
  • подпрыгивание на одном месте, если нужно стоять на одном месте, или частые вскакивания со стула, если нужно сидеть;
  • двигательная активность, подчас не имеющая никакой цели и смысла;
  • при невозможности постоянно двигаться проявление через речь: постоянные разговоры, шумное поведение;
  • неспособность заполнить свой досуг тихими играми или чтением.

Обязательно нужно помнить, что мы сравниваем детей не с нами, не с младшими братьями-сестрами, а только со сверстниками. Причем умственное развитие этих детей должно быть примерно на том же уровне, что наше. Иначе мы рискуем поставить неверный диагноз. Изменение поведения — это всегда наличие проблемы.

мальчишки на природе

Как можно количественно выразить гиперактивность дошкольников, чтобы понять смысл изменений поведения? Особенности складываются из следующих факторов:

  1. Около 70% детей проявляют беспокойство по любому поводу.
  2. Приблизительно половина гиперактивных детей страдает расстройством аппетита: это может быть как его отсутствие, так и излишнее потребление еды.
  3. У 70% детей присутствуют устойчивые приемы поведения.
  4. У 50% гиперактивных детей возникают проблемы со сном.

Такое состояние объясняется часто дефицитом внимания, поэтому происходит объединение причины и следствия под аббревиатурой СДВГ. Что расшифровывается как «синдром дефицита внимания и гиперактивности». Под вниманием подразумевается не забота и чуткость по отношению к младшему члену семьи, а способность внимательно выслушать, рассмотреть, сконцентрироваться на каком-либо объекте.

Проблемы при СДВГ

Если дошкольнику поставлен такой диагноз, то обучение простейшим навыкам будет затруднено из-за неумения собраться с мыслями. Какие еще проблемы сопровождают детей, у которых двигательная, речевая активность выше нормы? Можно выделить среди них основные:

  1. Приложение дополнительных усилий для совершения действий, простейших для данного уровня умственного развития. Родителям придется усерднее стараться, чтобы малыш сначала сосредоточился, а затем — выполнил задание. Концентрировать внимание нужно учить с самого раннего детства всех, а не только неуравновешенных детей.
    Российская педагогическая традиция делает упор на знания детей. А во Франции, к примеру, дошкольников с детства учат быть внимательными и собранными. Это дает плоды при дальнейшем обучении.
  2. Трудности в общении со сверстниками. Коммуникабельность гиперактивных детей нарушается из-за проявления нетерпеливости, неспособности сконцентрироваться.
    Здесь важно привить простейшие навыки, чтобы была основа хотя бы на уровне привычки. Недопустимо кричать и унижать маленького человека. Это может повредить его взаимоотношениям со сверстниками. Дети часто проецируют отношение к ним в семье на других ровесников или детей помладше.
    Таким образом, вместо просто гиперактивного можно получить агрессивно настроенного дошкольника, который не сможет контролировать свои действия. В этом случае общение будет сопровождаться конфликтами с ровесниками.
  3. Непонимание воспитателей и учителей. Следствием является негативное отношение со стороны взрослых. У детей, которые чувствуют это, но не имеют возможности справиться со своим эмоциональным состоянием, сильно падает самооценка.
    Следствием такого явления может стать как потеря интереса к учебе, так и желание доказать свое превосходство различными способами. У педагогов часто складывается негативное отношение к гиперактивным детям, поскольку приходится сталкиваться с проблемами.
    Это так называемая категория «неуправляемых» детей, которым очень трудно дается обработка той информации, которую дает воспитатель. Мозг не может справиться с поступающей информацией, поэтому ребенок учится игнорировать то, что говорят ему взрослые.

Родители должны понимать, что любому, у кого повышена активность, будет нелегко в любом коллективе. Нужно будет устанавливать связи и контакты с ровесниками, а также учиться в школе. Поэтому гиперактивность необходимо лечить или хотя бы корректировать при помощи педагогических приемов.

на подзарядке

Факторы, вызывающие гиперактивность у дошкольников

По статистике гиперактивность у дошкольников отмечается чаще у мальчиков, чем у девочек. Проявление в поведении импульсивности и чрезмерной активности встречается у мальчиков в 5 раз чаще. Диагноз СДВГ отражается на отношениях со сверстниками и воспитателями. В дальнейшем подобное расстройство сказывается и на учебе.

Конечно, такое состояние легче предупредить, чем лечить. Существуют определенные группы «риска», у которых подавляющее число причин — объективные. В основном, все они связаны с внутриутробным развитием:

  • наследственность, генетическая предрасположенность;
  • повышенное артериальное давление у беременной матери будущего малыша;
  • неправильное развитие во время беременности;
  • кислородное голодание и избыток углекислоты в крови и тканях плода, так называемая асфиксия или удушье;
  • токсикоз, болезненное состояние беременной;
  • внутриутробные инфекции;
  • тяжелые или, напротив, преждевременные роды;
  • сложная экологическая ситуация, вредные факторы на производстве;
  • стрессы и эмоциональные перегрузки;
  • несбалансированное или недостаточное питание во время беременности;
  • тяжелые заболевания матери во время внутриутробного развития малыша.

Эти причины, в основном, не зависят от целенаправленных действий матери. Например, генетическую предрасположенность невозможно скорректировать. Конечно, нужно внимательно следить за своим здоровьем и понимать, что оно принадлежит уже не только матери.

Читайте также:  Сколько лет живут с синдромом дауна

Существует целая группа факторов, которые могут отрицательно сказаться на здоровье малыша, зависящих от поведения матери. Причины гиперактивности бывают следующими:

  • прием матерью лекарственных препаратов без согласования с врачом;
  • отрицательное воздействие во время беременности на организм: алкоголя, курения, наркотиков;
  • постоянные конфликтные ситуации в семье;
  • необоснованно завышенные требования: в семье со стороны родителей, в детском саду — воспитателей;
  • постоянные нарекания со стороны взрослых.

Уже к 4-5 годам дети сами могут осознавать, что приносит проблемы. Еще хуже, если при возникновении подобных трудностей, начинают ссориться их родители. Дети не просто понимают свою «ущербность». Еще осознают, что являются причиной ссор в семье. Все основные проявления СДВГ могут значительно усилиться.

Он еще больше беспокоится, стараясь понять, что от него хотят. Становится плаксивым или чересчур активным, в надежде разрешить конфликтную ситуацию. Поэтому нужно запомнить, что гиперактивности нельзя давать развиваться. Нужно по возможности сохранять мир в семье. Спорить о методах воспитания можно только в отсутствие детей.

Ребенок не слушаетсяРебенок не слушается

В каком возрасте начинает проявляться гиперактивность

Признаки СДВГ проявляются сразу же после рождения. Сигналы в поведении могут быть следующими: малыш не может сосредоточиться на одной игрушке, его внимание постоянно перескакивает от одного предмета к другому. Он чем-то постоянно обеспокоен. У таких грудничков часто сбиваются биоритмы.

Повышение тонуса мышц, частая рвота также говорят в пользу гиперактивности малыша. При диагнозе СДВГ такие проявления — не случайность. Грудничок бурно выражает свое отношение к любому раздражителю: слишком яркое солнце, тесная одежда. Кстати, такие дети очень не любят одеваться в одежду, которая стесняет их движения. Поэтому часто плачут, когда их одевают.

Некоторые родители просто не замечают, что дети ведут себя не совсем так, как полагается. Это происходит по следующим причинам:

  • родителям малыша не с чем сравнивать, это их единственный ребенок;
  • ввиду своей занятости они просто не замечают постоянного эмоционального возбуждения;
  • родители считают, что ребенок плохо спит, капризничает по их вине, поскольку они не могут успокоить или укачать малыша;
  • думают, что подобное поведение: например, частый плач — норма для малыша.

Из-за вышеперечисленных причин родители начинают замечать его особенное поведение лишь к 2-м годам. В этом возрасте повышенная нервозность или капризность уже не будут казаться чем-то естественным, как у новорожденного. Некоторые дети в этом возрасте уже ходят в детский сад, где появляются регулярные, вынужденные контакты с ровесниками.

Они оказываются внутри межличностных отношений, где проявляются все их психологические особенности. Их поведение со сверстниками уже показатель определенного состояния. Оно может отличаться не только повышенной возбудимостью. Иногда, напротив, дети могут отказываться от контактов и никак не интересоваться происходящим.

Родители должны интересоваться поведением своего 2-х летнего чада в коллективе сверстников. Если активность его непродуктивна, не преследует какой-то определенной цели, то можно посоветоваться с детским психологом.

Обычно подобное поведение предшествует более серьезным проблемам: речевой и двигательной расторможенности. В два года дети могут быть просто непоседливы, их внимание постоянно переключается с одного объекта на другой. В 3 года наступает следующий этап, когда дети формируются как личность. Пытаясь быть самостоятельными, они начинают копировать поведение старших.

Наступает так называемый «кризис трехлетнего возраста». Как может проявляться он у гиперактивного дошкольника? Он не просто больше двигается и говорит, чем все остальные. Своим поведением может мешать другим ребятам. Проявляются эгоистические наклонности, которые в коллективных играх выплескиваются в конфликтные ситуации. Последовательность действий в подобном состоянии отсутствует, все поступки подчинены импульсу, поведение может быть неадекватным. Это выражается в чересчур эмоциональном поведении в ответ на любую просьбу или требование взрослого.

В 5-6 лет дети, если никак не корректировать их поведение, могут:

  • перебивать взрослых на полуслове;
  • не обращать внимания на замечания взрослых;
  • перекрикивать ровесников, чтобы добиться доминирующего положения в игре;
  • игнорировать просьбы со стороны как детей, так и взрослых.

Это лишь некоторые грани гиперактивности дошкольников. Их поведение является не всегда следствием плохого воспитания или агрессивности. Мозг не способен вовремя обработать информацию, поэтому он просто не успевает реагировать на реплики или события. Такое состояние болезненно не только для родителей и окружающих людей, но и для самих детей.

Проблема воспитания фото

Как успокоить гиперактивного ребенка

Гиперактивные дети – реальность современного общества. В эту группу входят малыши, родившиеся недоношенными, с патологией внутриутробного развития, после кесарева сечения, перенесшие инфекционные заболевания в раннем возрасте.

Их отличительная черта: чрезвычайная подвижность, слабость процессов торможения психики, вследствие чего ребенок, даже выбившись из сил, не прекращает своей деятельности, а впадает в истерику. У него затруднен процесс концентрации, восприятия информации, происходит плохое запоминание из-за того, что слишком быстро идет переключение на другое занятие.

Если же взрослые стараются резко пресечь неуправляемое поведение, обычно следует бурная реакция на наказание, развивается плаксивость. Часто в детском коллективе эти дети ведут себя агрессивно, толкаются, плюются, дерутся, поскольку им трудно справиться с собственным возбуждением. Ребятам сложно сидеть на занятиях, скучно слушать учителя на уроке, они могут проявлять нестойкий интерес к какому-либо вопросу, тут же отвлекаясь на другой предмет. В школе гиперактивный малыш может попасть в группу неуспевающих учеников.

Однако есть женские секреты, как помочь детям с такой особенностью.

Как воздействовать на гиперактивного непоседу

Огромное значение для стабилизации его психологического развития оказывает семья. Спокойная, благожелательная обстановка и атмосфера родительской любви творят чудеса. Вот некоторые принципы общения с беспокойными детьми:

  • реакция матери и отца на непослушание или истерику должна быть сдержанной, но последовательной;
  • следует корректно вести воспитание, стараясь избегать слова «нет». Например, вместо того, чтобы на повышенных тонах требовать: «Не рви цветы на клумбе!», можно подозвать к себе, отвлечь внимание, переключить на какую-либо подвижную игру, например, с мячом;
  • нужно готовить ребенка к школе в домашних условиях. Чтобы полнее произошло усвоение материала, четко ставим задачи, формулируем их коротко и ясно. Стоит обратить повышенное внимание на развитие абстрактного и логического мышления ребенка;
  • приучаем четко выполнять правила, по очереди предлагаем выполнить необходимые действия, например, вымыть руки перед едой, убрать игрушки перед сном;
  • поскольку у малыша недостаточно развито чувство времени, нужно ограничивать сроки игры или предупреждать о том, что через определенное время нужно будет укладываться спать, идти в садик, подготовив, таким образом, его к определенному действию заранее. Это приучает к дисциплине и позволяет привыкнуть к определенному распорядку дня;
  • для того, чтобы мотивировать малыша подчиняться правилам, выполнять просьбы взрослых, слушаться родителей, следует хвалить за малейшее проявление желания вести себя правильно. Если ребенок рассказал наизусть стих, смог выучить правила или пересказать прочитанную книгу, можно поощрить его походом в кино или аквапарк;
  • наказание за проступки должно следовать сразу же после шалости, с объяснением, за что именно оно наложено и на сколько;
  • на коррекцию поведения хорошо влияет занятие любым видом спорта, физические упражнения на свежем воздухе. Если есть домашний питомец, можно возложить на ребенка обязанность ежедневного выгуливания собаки;
  • приучаем к спокойным играм типа составления пазлов или сборки домиков и машин из конструктора. Учим переключаться: при первых признаках перевозбуждения предлагаем взять лист бумаги, обвести собственную ладошку и нарисовать ей глазки, ротик, придумать, что она делала, как себя вела. Для этих же целей в комнате непоседы вешаем чистый лист формата А1, на котором он может воплощать любые образы при помощи мелков, которые должны быть у него всегда под рукой.
Читайте также:  Человек с синдромом недостатка внимания

Во всех случаях нужно почаще обнимать и гладить малыша: ему важен тактильный контакт с матерью, который лучше слов покажет, что он любим и находится в полной безопасности.

Лечение

Для того, чтобы помочь детям преодолеть трудности своего состояния, нужно правильно поставить диагноз. Лучше, если это сделают специалисты, потому что зачастую родители склонны к преувеличению. Обязательная консультация требуется :

  • детского невролога;
  • дошкольного психолога;
  • психиатра.

Возможно, потребуются дополнительные исследования, УЗИ или МРТ головного мозга.

Очень важна при воспитании согласованность действий родителей, родственников (если они принимают активное участие) и воспитателей. Возможно, потребуется терапевтическое лечение, которое включает:

  • прием препаратов, снижающих тревожность;
  • лекарственные отвары из трав, успокоительные чаи;
  • полноценное питание для растущего детского организма.

Такое лечение приведет к нужному результату только при регулярности терапии. Важен и комплексный подход, при котором совмещается несколько видов лечения. По психологическому воздействию можно выделить несколько правил:

  • строго дозировать эмоциональные и интеллектуальные нагрузки;
  • выделить не отрицательные черты в характере, а положительные качества;
  • свести к минимуму эмоциональные потрясения: строгий запрет на страшные и агрессивные мультфильмы и передачи, несущие тревогу;
  • включить в распорядок дня физические нагрузки;
  • окружить всех членов семьи доброжелательной обстановкой.

Отношения в семье — это главная составляющая успеха в терапии. Для того, чтобы лечение было успешным, необходимо:

  • единое поведение обоих родителей по всем существенным вопросам;
  • частый активный отдых на природе и культурный досуг;
  • запрет на потакание капризам, но большое внимание таким детям;
  • четкая иерархия в семье: муж — глава семьи, мать — помощник и душа семьи, дети — любимые, но не главные члены семьи;
  • запрет на частые наказания;
  • доброжелательная и комфортная обстановка в доме не только для детей, но и для всех членов семьи, чтобы ребенок не стал эгоистом.

Лечение детей с диагнозом СДВГ должно быть пронизано любовью и заботой. Не важно, сколько времени в день вы уделите терапии, гораздо важнее, чтобы ваши дети почувствовали себя нужными и любимыми.

правильное воспитание детей фото

Источник

Евгения Королева
Основы гиперактивности у детей дошкольного возраста.

ОСНOВЫ ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Особенности проявления гиперактивности у детей дошкольного возраста

Среди детей, вызывающих проблемы, трудности, повышенное внимание педагогов, часто оказываются даже не дети с задержкой умственного и психического развития, а шумные, беспокойные, гиперактивные дети.

Одной из специфичных черт является чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо.

Чистякова М. И. дает такое определение – гиперактивность – это сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, обилия лишних движений, недостаточной целенаправленности поступков, повышенной аффективной возбудимости, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации. Матвеев В. Ф. утверждает, что наряду с двигательной расторможенностью (гиперактивностью) нередко встречается эмоциональная неустойчивость, раздражительность, склонность к агрессивным действиям и конфликтам. Такие подростки, как правило, постоянные нарушители дисциплины. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Подобное нарушение получило название «синдром дефицита внимания».

В последнее время вследствие широкой распространенности синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является объектом исследования специалистов в области медицины, психологии и педагогики.

Большинство исследователей отмечают три основныхблока проявления СДВГ: гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность (Шевченко Ю. С., 1997., Заваденко Н. Н., 2000 и др.).

Следует отметить, что выраженность гиперактивности у детей с синдромом дефицита внимания варьирует в возрасте от 3 до 15 лет, но наиболее типична для них в дошкольном и младшем школьном возрасте. Пик проявления синдрома гиперактивности приходится на возраст 6-7 лет, а к 14-15 годам гиперактивность постепенно уменьшается. Среди мальчиков синдром встречается в 2-3 раза чаще, чем среди девочек. В старшем дошкольном возрасте она проявляется неусидчивостью, суетливостью, признаками двигательного беспокойства (крутится, вертится, сидя на стуле; постоянно что-то теребит и вертит в руках, трясет ногой и т. д.)

Нарушения внимания проявляются в трудностях его удерживания (ребенок несобран, не может самостоятельно довести выполнение задания до конца, в снижении избирательности внимания (неспособен, надолго сосредоточиться, на определенной деятельности, выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое.

Импульсивность обычно наблюдается у гиперактивных детей, как в разнообразных повседневных ситуациях, так и при выполнении заданий. Она выражается в том, что ребенок часто действует не подумав. На занятиях он с трудом дожидается своей очереди, перебивает других, на вопросы отвечает невпопад, и не выслушивая их до конца. Он может без разрешения вставать со своего места, вмешиваться в разговор или работу находящихся рядом детей, во время игр со сверстниками бывает не в состоянии следовать правилам. Из-за импульсивности гиперактивные дети склонны к травматизации, так как могут попадать опасные ситуации, не задумываясь о последствиях своих поступков (ввязываются в драки, выбегают на проезжую часть дороги и т. д.). Однако все это они делают импульсивно, без специального умысла.

Читайте также:  Тоннельный синдром запястного канала лечение в домашних условиях

Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5-10 минут, а затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на педагога. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5-15 минут. Дети с СДВГ имеют «мерцающее» сознание. Могут «впадать» и «выпадать» из него, особенно при отсутствии двигательной стимуляции. При повреждении вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться «в сознании». Для того чтобы сохранять концентрацию внимания,дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности. Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются его задние ножки.

В результате коррекции при помощи разнонаправленных двигательных упражнений поврежденная ткань в вестибулярном аппарате может заменяться новой по мере того, как развиваются новые нервные сети. В настоящее время установлено, что двигательная стимуляция мозолистого тела, мозжечка и вестибулярного аппарата детей с СДВГ приводит к развитию функции сознания, самоконтроля и само регуляции.

К шести годам, когда у ребенка уже значительно развита смысловая сторона речи, слово взрослого становится регулятором поведения ребенка. Речь в старшем дошкольном возрасте превращается в универсальное средство общения, возрастает ее выразительность, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач.

Общение ребенка с взрослым – основноеи решающее условие становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, воображения. От количества и качества общения зависят уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее.

Общение со сверстниками оказывает влияние на самопознание. К ровеснику ребенок более требователен и объективен в оценке. Дети стремятся поддерживать положительные взаимоотношения и участвуют в общей деятельности. Мотивы с товарищами у детей 5-7 лет настолько сильны, что ребенок часто отказывается от своих интересов в пользу поддержания контакта.

Таким образом, младший дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности. Главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. Значительные изменения происходят во всех сферах психического развития ребенка. Ребенок осваивает широкий круг деятельности – игровую, трудовую, продуктивную, бытовую, коммуникативную.

В познавательной сфере главным достижением является освоение средств и способов познавательной деятельности. Между познавательными процессами устанавливаются тесные взаимосвязи, они все более осознаются, приобретают произвольный характер.

1.2. Анализ причин в развитии СДВГ у детей

В основе гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД, которая и является причиной возникновения школьных проблем примерно половины неуспевающих учащихся (Шевченко Ю. С., Кэмпбелл Р., Заваденко Н. Н.)

Синдром гиперактивности – это медицинский диагноз, право, на постановку которого имеет право только специалист. При этом диагноз ставится только после проведения специальной диагностики, а никак на основе фиксации изменения двигательной активности ребенка.

Основными причинами возникновения гиперактивности у детей, прежде всего, является патология беременности, родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша, генетическая обусловленность. В 85% случаев возникновения гиперактивности диагнозируется патология беременности и родов (Заваденко Н. Н.).

В настоящее время специалистами многих стран ведутся нейрофизиологические и нейропсихологические биологические исследования ММД и гиперактивности. Что касается морфологических исследований, то существует лишь их незначительное количество, которые проведены на животных. У животных моделировались те факторы,которые считаются причиной возникновения ММД: асфиксия при родах, внутриутробная гипоксия, нейроиммунный конфликт между матерью и плодом и т. д.

Проводимые исследования, как правило, выявляют изменения биоэлектрической активности головного мозга, нарушения структурно-функциональной организации левого полушария, незрелость регуляции уровня внимания, незрелость системы коркового торможения и т. д.

Нейропсихологические исследования выявляют низкий психический тонус, повышенную истощаемость.

Одним из факторов риска для формирования СДВГ является влияние неблагоприятных факторов внешней среды. Антропогенное загрязнение окружающей среды может иметь негативные последствия для здоровья детей.

Известно, что в непосредственной близости от многих промышленных предприятий образуются зоны с повышенным содержанием свинца, мышьяка, ртути, кадмия, никеля и др. микроэлементов. Выхлопные газы автотранспорта служат одним из основных источников загрязнения окружающей среды свинцом. Предполагается, что поступление свинца в организм детей даже в незначительном количестве может вызвать поведенческие нарушения, при этом небольшую восприимчивость к его токсическому действию имеют дети в возрасте 1-2 лет. У детей возникают проблемы со стороны нервно- психического развития и поведения, двигательной расторможенности, а также тенденции к снижению коэффициента интеллекта (IQ — айкью).

Существуют теории, согласно которым факторами риска для формирования синдрома дефицита внимания с гиперактивностью являются воздействия пищевых токсинов, или аллергенов. Наиболее широкую известность получила концепция, согласно которой гиперактивность обуславливается церебральным раздражением, вызванным искусственными красителями и естественными пищевыми салицилатами.

Удаление этих веществ из продукта питания приводит к значительному улучшению поведения и исчезновению трудностей обучения у большинства гиперактивных детей.

По – мнению многих исследователей, важную роль в формировании ММД (минимальных мозговых дисфункций) играют социально – психологические факторы,в том числе внутрисемейные и несемейные:

• Воспитание в неполных семьях (отсутствие отца, матери или обоих родителей);

• Повторный брак у родителей;

• Частые конфликты в семье;

• Продолжительная разлука с родителями, в связи с проживанием у бабушки с дедушкой или в интернате;

• Тяжелое длительное заболевание (чаще всего онкологическое) или смерть одного из родителей;

• Низкая материальная обеспеченность семьи;

• Неблагоприятные бытовые условия (совместное проживание многих родственников в коммунальной квартире, отсутствие у ребенка отдельной комнаты).

Среди неблагоприятных факторов, влияющих на развитие СДВГ, И. В.Дубровина выделяет следующие:

1) Органические поражения мозга (черепно-мозговые травмы, нейроинфекции);

2) Осложнения во время беременности матери;

3) Пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище приводит к ухудшению показателей внимания);

4) Генетический фактор (наследственная природа СДВГ);

5) Особенности нейрофизиологии и кейроанатомии (дисфункция активизирующих систем ЦНС);

6) Социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательных воздействий).

Источник