Синдром гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста
Гиперактивность у детей: причины, признаки, способы лечения
Детская гиперактивность — состояние, при котором активность и возбудимость ребенка значительно превышают норму. Это доставляет много неприятностей родителям, воспитателям и учителям. Да и сам ребенок страдает от возникающих трудностей в общении со сверстниками и взрослыми, что чревато формированием в дальнейшем негативных психологических особенностей личности.
Как определить и лечить гиперактивность, к каким специалистам нужно обращаться для постановки диагноза, как правильно строить общение с ребенком? Все это необходимо знать, чтобы вырастить здорового малыша.
Это неврологически-поведенческое расстройство, которое в медицинской литературе часто называется синдромом гиперактивного ребенка.
Для него характерны следующие нарушения:
- импульсивность поведения;
- значительно повышенная речевая и двигательная активность;
- дефицит внимания.
Заболевание приводит к плохим отношениям с родителями, сверстниками, низкой успеваемости в школе. По статистике это расстройство встречается у 4% школьников, у мальчиков оно диагностируется в 5-6 раз чаще.
Отличие гиперактивности от активности
Синдром гиперактивности отличается от активного состояния тем, что поведение малыша создает проблемы для родителей, окружающих и него самого.
Необходимо обращаться к педиатру, неврологу или детскому психологу в следующих случаях: двигательная расторможенность и отсутствие внимания проявляются постоянно, поведение затрудняет общение с людьми, успеваемость в школе низкая. Также нужна консультация врача, если ребенок проявляет агрессивность по отношению к окружающим.
Причины
Причины гиперактивности могут быть разными:
- преждевременные или осложненные роды
- внутриутробные инфекции;
- влияние вредных факторов на работе во время беременности женщины;
- плохая экология;
- стресс и физические перегрузки женщины в период вынашивания плода;
- наследственная предрасположенность;
- несбалансированное питание в период беременности;
- незрелость центральной нервной системы новорожденного;
- нарушения обмена дофамина и других нейромедиаторов в ЦНС младенца;
- завышенные требования к ребенку родителей и педагогов;
- нарушения пуринового обмена у малыша.
Провоцирующие факторы
Такое состояние может быть спровоцировано поздним токсикозом, применением во время беременности лекарств без согласования с врачом. Возможно воздействие алкоголя, наркотиков, курения в период вынашивания плода.
Могут способствовать появлению гиперактивности конфликтные отношения в семье, семейное насилие. Низкая успеваемость, из-за которой ребенок подвергается нареканиями со стороны учителей и наказаниям от родителей — еще один предрасполагающий фактор.
Симптомы
Признаки гиперактивности схожи в любом возрасте:
- беспокойство;
- неусидчивость;
- задержка развития речи;
- раздражительность и плаксивость;
- плохой сон;
- упрямство;
- невнимательность;
- импульсивность.
У новорожденных
На гиперактивность у детей до года — грудничков указывает беспокойство и повышенная двигательная активность в кроватке, самые яркие игрушки вызывают у них непродолжительный интерес. При осмотре у таких детей часто выявляются стигмы дисэмбриогенеза, в том числе складки эпиканта, аномальное строение ушных раковин и их низкое расположение, готическое небо, заячья губа, волчья пасть.
У детей в 2-3 года
Проявления данного состояния чаще всего родители начинают замечать с 2 лет или с еще более раннего возраста. Ребенок отличается повышенной капризностью.
Уже в 2-летнем возрасте мама и папа видят, что малыша трудно чем-то заинтересовать, он отвлекается от игры, вертится на стуле, находится в постоянном движении. Обычно такой ребенок очень непоседлив, шумит, но иногда 2-летний малыш удивляет своей молчаливостью, отсутствием желания вступать в контакт с родителями или сверстниками.
Детские психологи считают, что иногда такое поведение предшествует появлению двигательной и речевой расторможенности. В два года родители могут наблюдать у малыша признаки агрессии и нежелание подчиняться взрослым, игнорирование их просьб и требований.
С 3-летнего возраста становятся заметными проявления эгоистических черт. Ребенок стремится доминировать над сверстниками в коллективных играх, провоцирует конфликтные ситуации, всем мешает.
У дошкольников
Гиперактивность дошкольника часто проявляется импульсивным поведением. Такие дети вмешиваются в разговоры и дела взрослых, не умеют играть в коллективные игры. Особенно мучительны для родителей истерики и капризы 5-6-летнего малыша в людных местах, его бурное выражение эмоций в самой неподходящей обстановке.
У детей дошкольного возраста ярко проявляется неусидчивость, они не обращают внимания на сделанные замечания, перебивают, перекрикивают сверстников. Делать выговоры и ругать за гиперактивность 5-6-летнего малыша совершенно бесполезно, он просто игнорирует информацию и плохо усваивает правила поведения. Любое занятие увлекает его на непродолжительное время, он легко отвлекается.
Разновидности
Поведенческое расстройство, чаще имеющее неврологический фон, может протекать по-разному.
Синдром дефицита внимания без гиперактивности
Для этого нарушения характерны следующие особенности поведения:
- выслушал задание, но не смог повторить, тут же забыв смысл сказанного;
- не может сосредоточиться и выполнить поручение, хотя понимает, в чем состоит его задача;
- не слушает собеседника;
- не реагирует на замечания.
Гиперактивность без дефицита внимания
Для этого расстройства характерны такие признаки: суетливость, многословность, повышенная двигательная активность, стремление быть в центре событий. Также характерна легкомысленность поведения, склонность к риску и авантюрам, что часто создает опасные для жизни ситуации.
Гиперактивность с синдромом дефицита внимания
Обозначается в медицинской литературе аббревиатурой СДВГ. О таком синдроме можно говорить, если у ребенка есть следующие особенности поведения:
- не может сосредоточиться на выполнении определенного задания;
- бросает начатое дело, не закончив его до конца;
- внимание избирательное, неустойчивое;
- небрежность, невнимательность во всем;
- не обращает внимания на обращенную речь, игнорирует предложения помощи при выполнении задания, если оно вызывает у него затруднения.
Нарушение внимания и гиперактивность в любом возрасте мешают организовать свою работу, аккуратно и правильно выполнить задание, не отвлекаясь на внешние помехи. В повседневной жизни гиперактивность и дефицит внимания приводят к забывчивости, частым потерям своих вещей.
Нарушение внимания с гиперактивностью чреваты затруднениями при выполнении даже простейших инструкций. Такие детки часто спешат, совершают необдуманные поступки, которыми могут нанести вред себе или окружающим.
Возможные последствия
В любом возрасте это поведенческое нарушение мешает социальным контактам. Из-за гиперактивности у детей дошкольного возраста, посещающих детский сад, затруднено участие в коллективных играх со сверстниками, общение с ними и воспитателями. Поэтому посещение садика становится ежедневной психотравмой, что может неблагоприятно сказаться на дальнейшем развитии личности.
У школьников страдает успеваемость, посещение школы вызывает только негативные эмоции. Пропадает желание учиться, узнавать новое, учителя и одноклассники раздражают, контакт с ними имеет только негативный оттенок. Ребенок замыкается в себе или становится агрессивным.
Импульсивность поведения ребенка иногда представляет угрозу для его здоровья. Особенно это характерно для детей, которые ломают игрушки, конфликтуют, дерутся с другими детьми и со взрослыми.
Если не обращаться за помощью к специалисту, у человека с возрастом может сформироваться психопатический тип личности. Гиперактивность у взрослых, как правило, зарождается в детстве. У каждого пятого ребенка, имеющего данное расстройство, симптомы сохраняются и при достижении зрелости.
Часто наблюдаются такие особенности проявления гиперактивности:
- склонность к агрессии по отношению к окружающим (в том числе, к родителям);
- суицидальные наклонности;
- неспособность участвовать в диалоге, принять конструктивное совместное решение;
- отсутствие навыков планирования и организации собственного труда;
- забывчивость, частые потери нужных вещей;
- отказ от решения задач, требующих умственного напряжения;
- суетливость, многоречивость, раздражительность;
- утомляемость, плаксивость.
Диагностика
Нарушение внимания и гиперактивность малыша становятся заметны родителям с раннего возраста, но диагноз выставляется неврологом или психологом. Обычно гиперактивность у ребенка 3 лет, если она имеет место, уже не вызывает сомнений.
Диагностика гиперактивности является многоэтапным процессом. Собираются и анализируются данные анамнеза (течение беременности, родов, динамика физического и психомоторного развития, перенесенные ребенком заболевания). Специалисту важно мнение самих родителей о развитии малыша, оценка его поведения в 2 года, в 5 лет.
Доктору нужно выяснить, как проходила адаптация к детскому саду. Во время приема родители не должны одергивать ребенка, делать ему замечания. Врачу важно видеть его естественное поведение. Если малыш достиг 5-летнего возраста, детский психолог проведет тесты на определение внимательности.
Окончательный диагноз выставляется невропатологом и детским психологом после получения результатов электроэнцефалографии и МРТ головного мозга. Эти обследования необходимы для исключения неврологических заболеваний, следствием которых могут быть нарушение внимания и гиперактивность.
Также важны лабораторные методы:
- определение наличия свинца в крови для исключения интоксикации;
- биохимический анализ крови на гормоны щитовидной железы;
- общий анализ крови для исключения анемии.
Могут применяться специальные методы: консультации окулиста и сурдолога, психологическое тестирование.
Лечение
Если диагноз «гиперактивность» выставлен, необходимо проведение комплексной терапии. Она включает в себя медицинские и педагогические мероприятия.
Просветительская работа
Специалисты по детской неврологии и психологии объяснят родителям, как бороться с гиперактивностью их чада. Соответствующими знаниями также нужно обладать воспитателям детского сада и учителям в школах. Они должны научить родителей правильному поведению с ребенком, помочь преодолеть сложности в общении с ним. Специалисты помогут школьнику освоить приемы релаксации и самоконтроля.
Изменение условий
Нужно хвалить и поощрять малыша за любые успехи и добрые поступки. Подчеркивать положительные качества характера, поддерживать любые положительные начинания. Можно вести вместе с ребенком ежедневник, где фиксировать все его достижения. В спокойном и доброжелательном тоне рассказывать о правилах поведения и общения с окружающими.
Уже с 2-летнего возраста малыш должен привыкать к распорядку дня, спать, кушать и играть в определенное время.
С 5-летнего возраста желательно, чтобы у него было свое жизненное пространство: отдельная комната или отгороженный от общего помещения уголок. В доме должна быть спокойная обстановка, ссоры родителей и скандалы недопустимы. Желательно перевести школьника в класс с меньшим количеством учащихся.
Чтобы снизить гиперактивность в 2-3 года, детям необходим спортивный уголок (шведская стенка, детские брусья, кольца, канат). Физические упражнения и игры помогут сбросить напряжение и потратить энергию.
Что нельзя делать родителям:
- постоянно одергивать и ругать, особенно при посторонних людях;
- унижать малыша насмешливыми или грубыми замечаниями;
- постоянно говорить с ребенком строго, давать поручения в приказном тоне;
- запрещать что-либо, не объяснив ребенку мотив своего решения;
- давать слишком сложные задания;
- требовать примерного поведения и только отличных оценок в школе;
- выполнять домашние дела, которые были поручены ребенку, если он их не выполнил;
- приучать к мысли, что главная задача — не изменить поведение, а получить за послушание награду;
- применять методы физического воздействия при непослушании. Медикаментозная терапия
Медикаментозное лечение синдрома гиперактивности у детей играет только вспомогательную роль. Его назначают при отсутствии эффекта от поведенческой терапии и специального обучения.
Для устранения симптомов СДВГ применяется препарат Атомоксетин, но его использования возможно только по назначению врача, есть нежелательные эффекты. Результаты появляются примерно через 4 месяца регулярного приема.
Если малышу поставлен такой диагноз, ему также могут быть назначены психостимуляторы. Они используются в первой половине дня. В тяжелых случаях под врачебным контролем применяются трициклические антидепрессанты.
Игры с гиперактивными детьми
Даже при настольных и спокойных играх гиперактивность ребенка 5-ти лет заметна. Он постоянно обращает на себя внимание взрослых беспорядочными и бесцельными телодвижениями. Родителям нужно больше времени проводить с малышом, общаться с ним. Очень полезны совместные игры.
Эффективно чередование спокойных настольных игр — лото, собирание пазлов, шашки, с подвижными играми — бадминтон, футбол. Много возможностей для помощи ребенку с гиперактивностью дает лето.
В этот период нужно стремиться обеспечить малышу загородный отдых, длительные походы, научить плаванию. Во время прогулок больше разговаривать с ребенком, рассказывать ему о растениях, птицах, явлениях природы.
Питание
Родителям нужно внести коррективы в питание. Поставленный специалистами диагноз подразумевает необходимость соблюдения времени приема пищи. Рацион должен быть сбалансированным, количество белков, жиров и углеводов — соответствовать возрастной норме.
Желательно исключить жареные, острые и копченые блюда, газированные напитки. Меньше есть сладкого, особенно шоколада, увеличить количество потребляемых овощей и фруктов.
Гиперактивность в школьном возрасте
Повышенная гиперактивность у детей школьного возраста заставляет родителей искать врачебной помощи. Ведь школа предъявляет к подрастающему человеку совсем другие требования, чем дошкольные учреждения. Он должен много запоминать, получать новые знания, решать сложные задачи. От ребенка требуется внимательность, усидчивость, способность к сосредоточению.
Проблемы с учебой
Нарушение внимания и гиперактивность замечают учителя. Ребенок на уроке рассредоточен, двигательно активен, не реагирует на замечания, мешает вести занятие. Гиперактивность младших школьников в 6-7 лет приводит к тому, что дети плохо усваивают материал, небрежно делают домашние задания. Поэтому они постоянно получают замечания за низкую успеваемость и плохое поведение.
Обучение детей с гиперактивностью часто становится серьезной проблемой. Между таким ребенком и учителем начинается настоящая борьба, так как ученик не желает выполнять требований педагога, а учитель борется за дисциплину в классе.
Проблемы с одноклассниками
Затруднена адаптация в детском коллективе, трудно найти общий язык со сверстниками. Школьник начинает замыкаться в себе, становится скрытным. В коллективных играх или обсуждениях упорно отстаивает свою точку зрения, не прислушиваясь к мнению других. При этом часто ведет себя грубо, агрессивно, особенно если с его мнением не соглашаются.
Коррекция гиперактивности необходима для успешной адаптации малыша в детском коллективе, хорошей обучаемости и дальнейшей социализации. Важно обследовать кроху в раннем возрасте и провести своевременное профессиональное лечение. Но в любом случае, родители должны осознавать, что больше всего ребенок нуждается в понимании и поддержке.
Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.
Источник
Гиперактивность у детей дошкольного возраста — это проблема от 4 до 20% каждого детского коллектива. Она характеризуется особенным состоянием, при котором ответная реакция на любое внешнее раздражение значительно превышают норму. От обычного активного поведения это состояние отличается тем, что создает проблемы.
Поначалу такое отклонение доставляет много неприятностей только родителям. Затем «неудобные» дети мешают педагогам и воспитательному процессу. После 3-4 лет, когда начинается общение со сверстниками, они сами начинают страдать от неумения сосредоточиться и анализировать простейшие задачи. При постоянной негативной реакции к поведению таких детей формирование личности будет под угрозой.
Проявления у детей дошкольного возраста гиперактивности
Гиперактивность у детей дошкольного возраста стала довольно частым отклонением. Достаточно остановиться около детского сада во время общей прогулки и понаблюдать за детьми. В этом возрасте они еще не умеют притворяться. Сразу видно, что кто-то ведет себя спокойно, а кто-то — излишне энергичен и суетлив. Нужно ли родителям беспокоиться и применять какое-то лечение или — «само пройдет»?
Такое поведение часто объясняется возрастом и не является патологией. Но и запускать такое состояние нельзя. Привычка вести себя чересчур деятельно может впоследствии стать причиной непонимания со стороны сверстников и педагогов. Распространенными признаками гиперактивности являются:
- повышенное беспокойство — ребенок постоянно крутится на стуле или стоя на одном месте;
- постоянное движение везде, где бы он ни находился;
- нарушения внимания;
- двигательная активность тогда, когда попросили тихонько посидеть;
- высокая активность по сравнению с другими детьми ;
- нетерпеливость по отношению к делам;
- отсутствие контроля за собственными действиями;
- импульсивность при принятии решения — сначала делает, потом думает;
- подпрыгивание на одном месте, если нужно стоять на одном месте, или частые вскакивания со стула, если нужно сидеть;
- двигательная активность, подчас не имеющая никакой цели и смысла;
- при невозможности постоянно двигаться проявление через речь: постоянные разговоры, шумное поведение;
- неспособность заполнить свой досуг тихими играми или чтением.
Обязательно нужно помнить, что мы сравниваем детей не с нами, не с младшими братьями-сестрами, а только со сверстниками. Причем умственное развитие этих детей должно быть примерно на том же уровне, что наше. Иначе мы рискуем поставить неверный диагноз. Изменение поведения — это всегда наличие проблемы.
Как можно количественно выразить гиперактивность дошкольников, чтобы понять смысл изменений поведения? Особенности складываются из следующих факторов:
- Около 70% детей проявляют беспокойство по любому поводу.
- Приблизительно половина гиперактивных детей страдает расстройством аппетита: это может быть как его отсутствие, так и излишнее потребление еды.
- У 70% детей присутствуют устойчивые приемы поведения.
- У 50% гиперактивных детей возникают проблемы со сном.
Такое состояние объясняется часто дефицитом внимания, поэтому происходит объединение причины и следствия под аббревиатурой СДВГ. Что расшифровывается как «синдром дефицита внимания и гиперактивности». Под вниманием подразумевается не забота и чуткость по отношению к младшему члену семьи, а способность внимательно выслушать, рассмотреть, сконцентрироваться на каком-либо объекте.
Проблемы при СДВГ
Если дошкольнику поставлен такой диагноз, то обучение простейшим навыкам будет затруднено из-за неумения собраться с мыслями. Какие еще проблемы сопровождают детей, у которых двигательная, речевая активность выше нормы? Можно выделить среди них основные:
- Приложение дополнительных усилий для совершения действий, простейших для данного уровня умственного развития. Родителям придется усерднее стараться, чтобы малыш сначала сосредоточился, а затем — выполнил задание. Концентрировать внимание нужно учить с самого раннего детства всех, а не только неуравновешенных детей.
Российская педагогическая традиция делает упор на знания детей. А во Франции, к примеру, дошкольников с детства учат быть внимательными и собранными. Это дает плоды при дальнейшем обучении. - Трудности в общении со сверстниками. Коммуникабельность гиперактивных детей нарушается из-за проявления нетерпеливости, неспособности сконцентрироваться.
Здесь важно привить простейшие навыки, чтобы была основа хотя бы на уровне привычки. Недопустимо кричать и унижать маленького человека. Это может повредить его взаимоотношениям со сверстниками. Дети часто проецируют отношение к ним в семье на других ровесников или детей помладше.
Таким образом, вместо просто гиперактивного можно получить агрессивно настроенного дошкольника, который не сможет контролировать свои действия. В этом случае общение будет сопровождаться конфликтами с ровесниками. - Непонимание воспитателей и учителей. Следствием является негативное отношение со стороны взрослых. У детей, которые чувствуют это, но не имеют возможности справиться со своим эмоциональным состоянием, сильно падает самооценка.
Следствием такого явления может стать как потеря интереса к учебе, так и желание доказать свое превосходство различными способами. У педагогов часто складывается негативное отношение к гиперактивным детям, поскольку приходится сталкиваться с проблемами.
Это так называемая категория «неуправляемых» детей, которым очень трудно дается обработка той информации, которую дает воспитатель. Мозг не может справиться с поступающей информацией, поэтому ребенок учится игнорировать то, что говорят ему взрослые.
Родители должны понимать, что любому, у кого повышена активность, будет нелегко в любом коллективе. Нужно будет устанавливать связи и контакты с ровесниками, а также учиться в школе. Поэтому гиперактивность необходимо лечить или хотя бы корректировать при помощи педагогических приемов.
Факторы, вызывающие гиперактивность у дошкольников
По статистике гиперактивность у дошкольников отмечается чаще у мальчиков, чем у девочек. Проявление в поведении импульсивности и чрезмерной активности встречается у мальчиков в 5 раз чаще. Диагноз СДВГ отражается на отношениях со сверстниками и воспитателями. В дальнейшем подобное расстройство сказывается и на учебе.
Конечно, такое состояние легче предупредить, чем лечить. Существуют определенные группы «риска», у которых подавляющее число причин — объективные. В основном, все они связаны с внутриутробным развитием:
- наследственность, генетическая предрасположенность;
- повышенное артериальное давление у беременной матери будущего малыша;
- неправильное развитие во время беременности;
- кислородное голодание и избыток углекислоты в крови и тканях плода, так называемая асфиксия или удушье;
- токсикоз, болезненное состояние беременной;
- внутриутробные инфекции;
- тяжелые или, напротив, преждевременные роды;
- сложная экологическая ситуация, вредные факторы на производстве;
- стрессы и эмоциональные перегрузки;
- несбалансированное или недостаточное питание во время беременности;
- тяжелые заболевания матери во время внутриутробного развития малыша.
Эти причины, в основном, не зависят от целенаправленных действий матери. Например, генетическую предрасположенность невозможно скорректировать. Конечно, нужно внимательно следить за своим здоровьем и понимать, что оно принадлежит уже не только матери.
Существует целая группа факторов, которые могут отрицательно сказаться на здоровье малыша, зависящих от поведения матери. Причины гиперактивности бывают следующими:
- прием матерью лекарственных препаратов без согласования с врачом;
- отрицательное воздействие во время беременности на организм: алкоголя, курения, наркотиков;
- постоянные конфликтные ситуации в семье;
- необоснованно завышенные требования: в семье со стороны родителей, в детском саду — воспитателей;
- постоянные нарекания со стороны взрослых.
Уже к 4-5 годам дети сами могут осознавать, что приносит проблемы. Еще хуже, если при возникновении подобных трудностей, начинают ссориться их родители. Дети не просто понимают свою «ущербность». Еще осознают, что являются причиной ссор в семье. Все основные проявления СДВГ могут значительно усилиться.
Он еще больше беспокоится, стараясь понять, что от него хотят. Становится плаксивым или чересчур активным, в надежде разрешить конфликтную ситуацию. Поэтому нужно запомнить, что гиперактивности нельзя давать развиваться. Нужно по возможности сохранять мир в семье. Спорить о методах воспитания можно только в отсутствие детей.
Ребенок не слушается
В каком возрасте начинает проявляться гиперактивность
Признаки СДВГ проявляются сразу же после рождения. Сигналы в поведении могут быть следующими: малыш не может сосредоточиться на одной игрушке, его внимание постоянно перескакивает от одного предмета к другому. Он чем-то постоянно обеспокоен. У таких грудничков часто сбиваются биоритмы.
Повышение тонуса мышц, частая рвота также говорят в пользу гиперактивности малыша. При диагнозе СДВГ такие проявления — не случайность. Грудничок бурно выражает свое отношение к любому раздражителю: слишком яркое солнце, тесная одежда. Кстати, такие дети очень не любят одеваться в одежду, которая стесняет их движения. Поэтому часто плачут, когда их одевают.
Некоторые родители просто не замечают, что дети ведут себя не совсем так, как полагается. Это происходит по следующим причинам:
- родителям малыша не с чем сравнивать, это их единственный ребенок;
- ввиду своей занятости они просто не замечают постоянного эмоционального возбуждения;
- родители считают, что ребенок плохо спит, капризничает по их вине, поскольку они не могут успокоить или укачать малыша;
- думают, что подобное поведение: например, частый плач — норма для малыша.
Из-за вышеперечисленных причин родители начинают замечать его особенное поведение лишь к 2-м годам. В этом возрасте повышенная нервозность или капризность уже не будут казаться чем-то естественным, как у новорожденного. Некоторые дети в этом возрасте уже ходят в детский сад, где появляются регулярные, вынужденные контакты с ровесниками.
Они оказываются внутри межличностных отношений, где проявляются все их психологические особенности. Их поведение со сверстниками уже показатель определенного состояния. Оно может отличаться не только повышенной возбудимостью. Иногда, напротив, дети могут отказываться от контактов и никак не интересоваться происходящим.
Родители должны интересоваться поведением своего 2-х летнего чада в коллективе сверстников. Если активность его непродуктивна, не преследует какой-то определенной цели, то можно посоветоваться с детским психологом.
Обычно подобное поведение предшествует более серьезным проблемам: речевой и двигательной расторможенности. В два года дети могут быть просто непоседливы, их внимание постоянно переключается с одного объекта на другой. В 3 года наступает следующий этап, когда дети формируются как личность. Пытаясь быть самостоятельными, они начинают копировать поведение старших.
Наступает так называемый «кризис трехлетнего возраста». Как может проявляться он у гиперактивного дошкольника? Он не просто больше двигается и говорит, чем все остальные. Своим поведением может мешать другим ребятам. Проявляются эгоистические наклонности, которые в коллективных играх выплескиваются в конфликтные ситуации. Последовательность действий в подобном состоянии отсутствует, все поступки подчинены импульсу, поведение может быть неадекватным. Это выражается в чересчур эмоциональном поведении в ответ на любую просьбу или требование взрослого.
В 5-6 лет дети, если никак не корректировать их поведение, могут:
- перебивать взрослых на полуслове;
- не обращать внимания на замечания взрослых;
- перекрикивать ровесников, чтобы добиться доминирующего положения в игре;
- игнорировать просьбы со стороны как детей, так и взрослых.
Это лишь некоторые грани гиперактивности дошкольников. Их поведение является не всегда следствием плохого воспитания или агрессивности. Мозг не способен вовремя обработать информацию, поэтому он просто не успевает реагировать на реплики или события. Такое состояние болезненно не только для родителей и окружающих людей, но и для самих детей.
Как успокоить гиперактивного ребенка
Гиперактивные дети – реальность современного общества. В эту группу входят малыши, родившиеся недоношенными, с патологией внутриутробного развития, после кесарева сечения, перенесшие инфекционные заболевания в раннем возрасте.
Их отличительная черта: чрезвычайная подвижность, слабость процессов торможения психики, вследствие чего ребенок, даже выбившись из сил, не прекращает своей деятельности, а впадает в истерику. У него затруднен процесс концентрации, восприятия информации, происходит плохое запоминание из-за того, что слишком быстро идет переключение на другое занятие.
Если же взрослые стараются резко пресечь неуправляемое поведение, обычно следует бурная реакция на наказание, развивается плаксивость. Часто в детском коллективе эти дети ведут себя агрессивно, толкаются, плюются, дерутся, поскольку им трудно справиться с собственным возбуждением. Ребятам сложно сидеть на занятиях, скучно слушать учителя на уроке, они могут проявлять нестойкий интерес к какому-либо вопросу, тут же отвлекаясь на другой предмет. В школе гиперактивный малыш может попасть в группу неуспевающих учеников.
Однако есть женские секреты, как помочь детям с такой особенностью.
Как воздействовать на гиперактивного непоседу
Огромное значение для стабилизации его психологического развития оказывает семья. Спокойная, благожелательная обстановка и атмосфера родительской любви творят чудеса. Вот некоторые принципы общения с беспокойными детьми:
- реакция матери и отца на непослушание или истерику должна быть сдержанной, но последовательной;
- следует корректно вести воспитание, стараясь избегать слова «нет». Например, вместо того, чтобы на повышенных тонах требовать: «Не рви цветы на клумбе!», можно подозвать к себе, отвлечь внимание, переключить на какую-либо подвижную игру, например, с мячом;
- нужно готовить ребенка к школе в домашних условиях. Чтобы полнее произошло усвоение материала, четко ставим задачи, формулируем их коротко и ясно. Стоит обратить повышенное внимание на развитие абстрактного и логического мышления ребенка;
- приучаем четко выполнять правила, по очереди предлагаем выполнить необходимые действия, например, вымыть руки перед едой, убрать игрушки перед сном;
- поскольку у малыша недостаточно развито чувство времени, нужно ограничивать сроки игры или предупреждать о том, что через определенное время нужно будет укладываться спать, идти в садик, подготовив, таким образом, его к определенному действию заранее. Это приучает к дисциплине и позволяет привыкнуть к определенному распорядку дня;
- для того, чтобы мотивировать малыша подчиняться правилам, выполнять просьбы взрослых, слушаться родителей, следует хвалить за малейшее проявление желания вести себя правильно. Если ребенок рассказал наизусть стих, смог выучить правила или пересказать прочитанную книгу, можно поощрить его походом в кино или аквапарк;
- наказание за проступки должно следовать сразу же после шалости, с объяснением, за что именно оно наложено и на сколько;
- на коррекцию поведения хорошо влияет занятие любым видом спорта, физические упражнения на свежем воздухе. Если есть домашний питомец, можно возложить на ребенка обязанность ежедневного выгуливания собаки;
- приучаем к спокойным играм типа составления пазлов или сборки домиков и машин из конструктора. Учим переключаться: при первых признаках перевозбуждения предлагаем взять лист бумаги, обвести собственную ладошку и нарисовать ей глазки, ротик, придумать, что она делала, как себя вела. Для этих же целей в комнате непоседы вешаем чистый лист формата А1, на котором он может воплощать любые образы при помощи мелков, которые должны быть у него всегда под рукой.
Во всех случаях нужно почаще обнимать и гладить малыша: ему важен тактильный контакт с матерью, который лучше слов покажет, что он любим и находится в полной безопасности.
Лечение
Для того, чтобы помочь детям преодолеть трудности своего состояния, нужно правильно поставить диагноз. Лучше, если это сделают специалисты, потому что зачастую родители склонны к преувеличению. Обязательная консультация требуется :
- детского невролога;
- дошкольного психолога;
- психиатра.
Возможно, потребуются дополнительные исследования, УЗИ или МРТ головного мозга.
Очень важна при воспитании согласованность действий родителей, родственников (если они принимают активное участие) и воспитателей. Возможно, потребуется терапевтическое лечение, которое включает:
- прием препаратов, снижающих тревожность;
- лекарственные отвары из трав, успокоительные чаи;
- полноценное питание для растущего детского организма.
Такое лечение приведет к нужному результату только при регулярности терапии. Важен и комплексный подход, при котором совмещается несколько видов лечения. По психологическому воздействию можно выделить несколько правил:
- строго дозировать эмоциональные и интеллектуальные нагрузки;
- выделить не отрицательные черты в характере, а положительные качества;
- свести к минимуму эмоциональные потрясения: строгий запрет на страшные и агрессивные мультфильмы и передачи, несущие тревогу;
- включить в распорядок дня физические нагрузки;
- окружить всех членов семьи доброжелательной обстановкой.
Отношения в семье — это главная составляющая успеха в терапии. Для того, чтобы лечение было успешным, необходимо:
- единое поведение обоих родителей по всем существенным вопросам;
- частый активный отдых на природе и культурный досуг;
- запрет на потакание капризам, но большое внимание таким детям;
- четкая иерархия в ?