Синдром гиперактивности у детей младшего школьного возраста

Ключевые слова:

гиперактивный ребенок, синдром дефицита внимания, СДВГ.

Аннотация:   

Данная статья посвящена проблеме гиперактивности у детей, методам работы и оказания помощи детям, имеющим синдром дефицита внимания. Своевременное выявление данного факта способствует четкой организации общения, как между детьми, так и их родителями и   позволяет активизировать работу по устранению имеющихся недостатков в поведении ребенка.

Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в школьном возрасте обусловлена тем, что данный синдром — одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в школьном возрасте.

Наиболее полное определение гиперактивности дает Монина Г.Н. в своей книге по работе с детьми, страдающими дефицитом внимания: «Комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития. Первые признаки гиперактивности могут наблюдаются в возрасте до 7 лет. Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы), генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля» [11, с. 56].

По данным разных авторов гиперактивное поведение встречается довольно часто: от 2 до 20% детей характеризуются чрезмерной подвижностью, расторможенностью. Среди детей с расстройством поведения медики выделяют особую группу страдающих незначительными функциональными нарушениями со стороны центральной нервной системы. Эти дети мало, чем отличаются от здоровых, разве что повышенной активностью. Однако постепенно отклонения отдельных психических функций нарастают, что приводит к патологии, которая чаще всего называется «легкая дисфункция мозга». Есть и другие обозначения: «гиперкинетический синдром», «двигательная расторможенность» и так далее. Заболевание, характеризующееся данными показателями, получило название «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).

 Следует подчеркнуть две особенности СДВГ. Во-первых, ярче всего он проявляется у детей в возрасте от 6 до 12 лет и, во-вторых, у мальчиков он встречается в 7-9 раз чаще, чем у девочек. Интерес к данной проблеме не убывает, поскольку, если 8-10 лет назад таких детей в классе было по одному — два, то сейчас — до пяти человек и более.

Синдром дефицита внимания / гиперактивности — это дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.

Синдром (от греч. syndrome — скопление, стечение). Синдром определяется как сочетанное, комплексное нарушение психических функций, возникающее при поражении определенных зон мозга и закономерно обусловленное выведением из нормальной работы того или иного компонента. Важно отметить, что нарушение закономерным образом объединяет расстройства различных психических функций, внутренне связанных между собой. Также, синдром представляет собой закономерное, типичное сочетание симптомов, в основе возникновения которых лежит нарушение фактора, обусловленное дефицитом в работе определенных мозговых зон в случае локальных поражений мозга или мозговой дисфункцией, вызванной другими причинами, не имеющими локальной очаговой природы.

Гиперактивность — «Гипер…» (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «aсtivus» и означает «действенный, деятельный». К внешним проявлениям гиперактивности относится невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы.

Целью коррекции  является уменьшение нарушений поведения и учебных трудностей. Для этого, прежде всего, необходимо создать благоприятные условия для коррекции симптомов расстройства и преодоления отставания в развитии высших психических функций .

Лечение детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью должно включать комплекс работы  или, как говорят специалисты, быть «мультимодальным». Это значит, в нём надлежит участвовать педиатру, психологу, педагогам и родителям. Только коллективная работа вышеназванных специалистов позволит добиться хорошего результата.

«Мультимодальное» лечение включает следующие этапы:

• просветительные беседы с ребёнком, родителями, учителями;

• обучение родителей и учителей поведенческим навыкам;

• расширение круга общения ребёнка через посещение различных кружков и секций;

• специальное обучение в случае затруднений с учёбой;

• медикаментозная терапия;

В начале лечения врач и психолог обязательно проводят просветительную работу. Родителям и ребёнку обязательно разъясняют смысл предстоящего лечения.

Взрослые часто не понимают, что происходит с ребёнком, но его поведение их раздражает. Не зная о наследственной природе СДВГ, они объясняют поведение сына (дочери) «неправильным» воспитанием и обвиняют друг друга. Специалисты должны помочь родителям разобраться в поведении ребёнка, объяснить, на что реально можно надеяться и как вести себя с ребёнком.

Среди психолого-педагогических методов коррекции синдрома дефицита внимания главная роль отводится поведенческой психотерапии. Ключевым моментом поведенческой программы коррекции служит создания благоприятных условий для преодоления отставания в развитии психических функций.

Домашняя программа  включает:

 изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку (демонстрировать спокойное поведение, избегать слов «нет» и «нельзя», взаимоотношения с ребёнком строить на доверии и взаимопонимании);

 изменение психологического микроклимата в семье (взрослые должны меньше ссориться, больше времени уделять ребёнку, проводить досуг всей семьёй);

 организацию режима дня и места для занятий;

специальную поведенческую программу, предусматривающую преобладание методов поддержки и вознаграждения

 Работа психолога с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности:

Работа педагога и психолога  в школе включает:

изменение окружения (место ребёнка в группе — рядом с педагогом, изменение режима занятия с включением минуток активного отдыха,);

 создание положительной мотивации, ситуаций успеха;

 коррекцию негативных форм поведения, в частности немотивированной агрессии;

 регулирование ожиданий (касается и родителей), так как положительные изменения в поведении ребёнка проявляются не так быстро, как бы хотелось окружающим .

 Данная работа требуют значительного умения, взрослым приходится прилагать всю свою фантазию и опыт общения с детьми, чтобы во время занятий поддерживать мотивацию постоянно отвлекающегося ребёнка.

Успех будет гарантирован при условии поддержания единых принципов в отношении к ребёнку дома и в школе: система «вознаграждения», помощь и поддержка взрослых, участие в совместной деятельности. Непрерывность лечебной терапии — главный залог успеха.

На основе литературных данных нами были разработаны конкретные рекомендации для родителей и педагогов по работе с гиперактивными детьми. Домашняя программа вознаграждения и поощрения включает следующие моменты:

1. Каждый день перед ребёнком ставится определённая цель, которую он должен достичь.

2. Усилия ребёнка при достижении этой цели всячески поощряются.

3. В конце дня поведение ребёнка оценивается в соответствии с достигнутыми результатами.

4. При достижении значительного улучшения в поведении ребёнок получает  обещанное вознаграждение.

Примерами поставленных целей для ребёнка могут быть: хорошее выполнение домашних заданий, примерное поведение, уборка в своей комнате, приготовление обеда, и другие.

Лечение детей с СДВГ обязательно должно включать физическую реабилитацию. Это специальные упражнения, направленные на восстановление поведенческих реакций, выработку координированных движений с произвольным расслаблением скелетной и дыхательной мускулатуры. Необходимо иметь в виду, что не все виды физической активности могут быть полезны для гиперактивных детей. Для них не показаны игры, где сильно выражен эмоциональный компонент (соревнования, показательные выступления). Рекомендуются физические упражнения, носящие аэробный характер, в виде длительного, равномерного тренинга лёгкой и средней интенсивности: длительные прогулки, бег «трусцой», плавание, лыжи, езда на велосипеде и другие. Особое предпочтение следует отдавать длительному равномерному бегу, который благотворно влияет на психическое состояние, снимает напряжённость, улучшает самочувствие.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью — это заболевание не только ребёнка, но и взрослых, прежде всего матери, которая наиболее часто с ним контактирует.

Врачами давно подмечено, что мать такого ребёнка излишне раздражительна, импульсивна, у неё часто снижено настроение. Для доказательства того, что это не просто совпадение, а закономерность, были проведены специальные исследования, результаты которых были опубликованы в 1995 г. в журнале «Семейная медицина». Оказалось, что частота так называемой большой и малой депрессии встречается среди обычных матерей в 4-6% и 6 — 14% случаев соответственно, а среди матерей, имевших гиперактивных детей, — в 18 и 20% случаев соответственно. На основании этих данных учёные сделали вывод, что матери гиперактивных детей обязательно должны проходить психологическое обследование.

Часто у матерей, имеющих детей с синдромом, наблюдается астеноневротическое состояние, требующее психотерапевтического лечения

Существует множество психотерапевтических методик, которые могут принести пользу, как матери, так и ребёнку. Остановимся на некоторых из них. Это визуализация, медитация, аутогенная тренировка, релаксационные упражнения, модель релаксационного тренинга.

Как правило, у гиперактивных детей встречаются разнообразные нарушения, поэтому в каждом случае необходимо использовать целый комплекс психотерапевтических и педагогических приёмов, а при выраженной форме заболевания и медикаментозные средства.

Необходимо подчеркнуть, что улучшение в поведении ребёнка проявится далеко не сразу, однако при постоянных занятиях и соблюдении рекомендаций усилия родителей, учителей будут вознаграждены.

Список  литературы.

1.. Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита внимания у детей // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. СПб.: 1993. — №3. — 95 с.
2. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. — М.: Изд-во Института Психотерапии, — 2001. — 96 с.
3. Брязгунов И.П., Кучма В.Р. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза). — М. — 1994. — 49 с.
4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: Издательство «Питер», — 2000. — 528 с..
5. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. — М., 1982. — 101 с.
6. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — М.: АПН РСФСР, — 1960. — 500 с.
7. Дробинская А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология. — №1. — 1999. — 86 с.
8. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Минимальная мозговая дисфункция у детей. Научный обзор. М.: ВНИНМИ, — 1980. — 50 с.
9. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: «Академия», — 2005. — 256 с.
10. Заваденко Н.Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания // Лечебная педагогика и психология. Приложение к журналу «Дефектология». Выпуск 5. М.: Школа-Пресс, — 2000. — 112 с.
11. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, — 2002. — 192 с.
12. Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. М.: 1992. — 94 с.
13. Монина Г.Н. Работа с детьми, имеющими СГДВ. М.:1987. — 98 с.
14. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003 -125 с.

Источник

Гиперактивность в младшем школьном возрасте.

Трудные дети – это те, чьё поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. М. Раттер отмечает, что психологические трудности, а так же временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Это неотъемлемая часть детского развития.  Учёные и практики к группе трудных относят детей разных категорий. Это дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одарёнными и дети, имеющие различного рода проблемы, например, гиперактивность, девиантные отклонения, тревожность, агрессия, застенчивость.
Гиперактивность считается видом расстройства поведения, связанным с дефицитом внимания у ребенка. Подходы к диагностике этого отклонения и к его лечению весьма противоречивы. Такой термин применяют к детям, которые очень подвижны, импульсивны, невнимательны и неуправляемы. Но и самые обычные дети бывают порою очень активны и неуправляемы, не проходя при этом по разряду гиперактивных.
Причин возникновения гиперактивного поведения у ребенка может быть несколько: психофизиологическая — незрелость, несовершенство, нарушение или нарушение работы мозга (по типу малых мозговых дисфункций); социально-психологическая — неблагоприятная семейная обстановка: воспитание в неполной семье; частые конфликты; низкий уровень материальной обеспеченности семьи; низкий уровень образования родителей.
Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей — учебной деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей нужны умение концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной  и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего малыша и, обеспокоены этим, ищут контактов с психологом.
Такому ребенку трудно длительное время сидеть неподвижно,  не разговаривать. Он долго готовится начинать любое задание, часто отвлекается. После нескольких замечаний или требований пытается вернуться к неоконченной работе.
Всесторонне привлекает к себе внимание. Постоянные окрики, угрозы, наказания не улучшают его поведение, а иногда становятся источниками новых конфликтов. Кроме того такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка негативных черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.
Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут работать продуктивно 5 — 15 минут, а затем 3-7 минут мозг отдыхает,  накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на педагога. Напряженная умственная деятельность быстро утомляет их и «выключает», дети не могут хранить умственную работоспособность до конца рабочего дня, хотя физически активными остаются до самого вечера. У гиперактивных детей недостаточно сформированы навыки интеллектуальной деятельности.
Эти дети чрезвычайно чувствительны и уязвимы, имеют заниженную самооценку. Любая жесткая критика в их адрес, сравнения с другими детьми, усиливает их неуверенность в себе. Для таких деток обязательными являются режим, специальная диета; для них полезны занятия на разработку тактильных ощущений (лепка, рисование пальчиками), игры с водой; спорт; они требуют особого обращения.
Указанные методы, безусловно, эффективны. Впрочем, помочь ребенку по-настоящему, а не частично снять симптомы болезни, можно лишь при условии, что родители желают именно помочь, а не упростить себе жизнь.
Поэтому готовы не только длительное время тратить на занятия, придерживаясь одной линии воспитания, а также работать над собой: решать собственные психологические проблемы, улучшить микроклимат в семье.
Обучать детей с СДВГ приходится по особой программе. Задачи должны быть рассчитаны на короткий отрезок времени, часто меняться по содержанию и форме. Если это невозможно организовать в классе, таким детям рекомендуют индивидуальные формы образования — занятия на дому, в малой группе и т.п. Родители и дома должны учитывать особенности своего ребенка:
1. Хвалить каждый раз, когда заслужил, подчеркивать его успехи.
2. Избегать повторения слов «нет» и «нельзя», говорить сдержанно, спокойно, мягко.
3. Поощрять все виды деятельности, требующие концентрации внимания: раскраска, работа с кубиками, чтение.
4. Поддерживать четкий распорядок дня.
5. Ограничивать общение ребенка во время игр одним партнером, избегать громких, беспокойных приятелей, избегать мест большого скопления людей.
6. Защищать ребенка от переутомления — оно усиливает гиперактивность.
7. Давать ребенку возможность расходовать избыточную энергию — ежедневно гулять на свежем воздухе, заниматься спортом. 

Источник

Профилактика и коррекция гиперактивности у детей младшего школьного возраста.

       В настоящее время достигнуты большие успехи в изучении одной из самых  актуальных проблем современной детской психологии — синдрома дефицита внимания или гиперактивности детей. Актуальность данной проблемы обусловливается тем, что на сегодняшний день очень высока частота возникновения данного синдрома в детской популяции и этот факт является   социально значимым.

   Как правило, дети с данным синдромом имеют нормальный  или даже высокий интеллект, но, как это не кажется странным, зачастую плохо учатся в школе. Кроме трудностей в обучении возникают и другие проблемы. Синдром дефицита внимания проявляется необычайной двигательной активностью, отвлекаемостью, дефектами концентрации внимания, импульсивностью в поведении, а также огромными проблемами во взаимоотношениях с окружающими.

  Ученые доказали генетическую природу данной проблемы, поэтому совершенно очевидно, что педагог может решать её только  в сотрудничестве с различными специалистами — педиатрами, нейропсихологами, дефектологами, неврологами.

      Сегодня мы можем найти много литературы, посвящённой детям с данным синдромом. Это не является случайностью, потому что гиперактивность  в той или иной мере характерна для подавляющего большинства детей. При анализе литературы я пришла к выводу, что наиболее освящёнными являются вопросы проявления этого синдрома на когнетивном и поведенчиском уровнях. В связи с этим, основной упор в психологической коррекции идёт именно в этом направлении. Когда как вопросы развития личности детей с СДВ рассматриваются вскользь, либо не рассматриваются вообще, что на мой взгляд не допустимо.

      Если ребёнок гиперактивен, то трудности испытывает не только он сам, но и его окружение: родители, одноклассники, учителя. Такому ребёнку необходима своевременная помощь, иначе в дальнейшем может сформироваться асоциальная личность: известно, что среди малолетних правонарушителей значительный процент составляют гиперактивные дети.

      Помощь такому ребёнку — это очень сложный процесс. Много подводных камней встречает на своём пути учитель. Поэтому в первую очередь мы взрослые должны скорректировать своё поведение, чтобы помочь социализации гиперактивного ребёнка.

      Так как же проявляется гиперактивность? Наиболее ярко она проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В данный возрастной период осуществляется переход к ведущей —  учебной деятельности, и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определённого результата.  Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Взрослые вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности ребёнка.

       Что побудило меня, как учителя к  изучению данной проблемы?

      Ещё несколько лет тому назад в классе можно было встретить  по одному-два гиперактивных ребёнка, а сейчас в эту группу попадают уже 30% учащихся. И это при условии, что количество мальчиков и девочек совпадает. По данным психологов гиперактивность среди детей от 7 до 11 лет среди мальчиков — 22%, среди девочек — 10%.

    Почему же среди мальчиков данный синдром встречается гораздо чаще? Причина может быть такой: мозг мальчиков больше, чем мозг девочек подвержен различным видам патологий беременности и родов, при которых страдает его развитие. Также могут играть свою роль функциональные и генетические факторы. Возможно, над девочками больше довлеют нормы социального поведения, с детства, внушающие им послушание. В качестве разрядки девочка может просто пореветь, тогда как мальчик в аналогичной ситуации скорее станет «бегать по потолку». Этот фактор, я считаю, может вызывать большие затруднения при общении и работе с гиперактивным ребёнком.

       С данным синдромом у детей я впервые столкнулась ещё 10 лет тому назад, набрав свой очередной 1 класс. Из 32 учеников, 22 были мальчики. Половина детей в классе находились в постоянном возбуждении. Они отличались невнимательностью, непоседливостью и крикливостью и постоянно приковывали к себе моё внимание  и внимание одноклассников. Этих ребят трудно было удержать на месте, привлечь их внимание к учебному материалу, выслушать задание и тем более выполнить его до конца. Они не слышали меня. А так как школа представляет систему норм, правил

и требований, регламентирующих жизнь ребёнка, я была не в силах по началу изменить ситуацию, так как не понимала, что происходит, в связи с тем, что на тот момент не обладала достаточными знаниями по данной проблеме.

    Я стала приглашать в школу родителей, жаловаться на поведение детей, просила принять меры, так как по началу считала, что такое поведение детей вызвано недостатком воспитания со стороны родителей и глубоко ошибалась, так как  никакие меры воздействия не меняли ситуацию, а только её усугубляли.

Тогда мне стало ясно, что у меня не доставало современных знаний по психологии. Я стала искать информацию, изучать через Интернет опыт учителей, которым также пришлось столкнуться с данной проблемой и поняла, что проблема не в плохом воспитании детей, а в их здоровье.

    Мне стало ясно, что я срочно должна скорректировать своё поведение по отношению к данной группе детей. Я не врач, и диагноз такого рода ставить не имею права. Синдром гиперактивности — это медецинский диагноз, право на постановку которого имеет только специалист и только после проведения специальной диагностики, и никак ни на основе фиксации излишней двигательной активности ребёнка. И даже при постановке диагноза лечение и воспитание гиперактивного ребёнка, как показала моя практика, могут оказаться не эффективными без активного участия родителей. Поэтому, первое, что я сделала — это  провела серию родительских собраний. На первом собрании  я  рассказала о том, что существует такая проблема, как СДВ и познакомила родителей с характерными особенностями гиперактивного ребёнка. Мною был  предложен тест, который  помог им правильно сориентироваться в отношении своего ребёнка. Многие родители, увидев результаты опроса, стали активно сотрудничать со мной и, в первую очередь, обратились к специалистам для выяснения наличия или отсутствия диагноза. К сожалению не все родители откликнулись, но с теми, которые решили помочь своим детям, мы начали совместную работу. С этой группой родителей я провела следующее собрание на котором дала рекомендации по взаимодействию с гиперактивным ребёнком, а также рассказала о профилактической работе с гиперактивными детьми. Наше сотрудничество стало успешно продолжаться. Хочется отметить, что все дети, родители которых согласились со мной сотрудничать и соблюдали мои рекомендации, стали успешно учиться. Группа детей, чьи родители остались равнодушны к данной проблеме, продолжали испытывать затруднения в учёбе и в общении.

     Часто родители гиперактивного ребёнка испытывают чувство вины за его поведение, особенно в общественных местах, а иногда они просто не знают, что делать в той или иной ситуации. В этом случае, прежде всего нужно тактично разъяснить им, что ребёнок не виноват ни в чём. И поэтому многочисленные окрики и замечания взрослых, частые запреты (особенно на двигательную активность) не приведут к улучшению поведения, а со временем только осложнят взаимодействие ещё больше. Гиперактивный ребёнок, как никто другой, требует внимания взрослых и чуткого отношения к нему, поскольку он очень эмоционален и раним. Зачастую снизить эмоциональное напряжение помогают приятные тактильные ощущения, например поглаживания, массаж, а также ряд игр.

      При всех существующих проблемах поведения интеллектуальные функции гиперактивного ребёнка не нарушены, и такие дети могут успешно осваивать программу общеобразовательной школы при условии соответствия требований школьной среды возможностям ребёнка. Однако сама система обучения, особенно на первых этапах в школе, является психотравмирующей и приводящей к возникновению у гиперактивных детей дезадаптивных состояний.

   Так, гиперактивные дети, а особенно младшие школьники, испытывают повышенную потребность в движении, что противоречить требованиям школьной жизни, т.к. правила не позволяют им свободно двигаться во время уроков и даже во время перемены. А просидеть за партой 4-6 уроков подряд по 35-45 минут для них задача непосильная. Именно поэтому, уже через 15-20 минут после начала урока гиперактивный ребёнок не в состоянии сидеть за партой спокойно. Следующей проблемой является противоречие между импульсивностью поведения ребёнка и нормативностью отношений на уроке, что проявляется в несоответствии поведения ребёнка установившейся схеме: вопрос учителя — ответ ученика. Гиперактивный ребёнок, как правило, не ждёт, пока учитель разрешит ему ответить. Он часто начинает отвечать, не выслушав вопрос до конца, и часто кричит с места. Гиперактивным детям свойственна неустойчивая работоспособность, что является причиной нарастания большого количества ошибок при ответах и выполнении письменных заданий при наступлении состоянии утомления. А фиксированная (стандартная) система оценивания знаний, умений и навыков, принятая в современной школе, выполняет не столько функцию регулирования, сколько санкционирования для ребёнка, т. к. увеличивающееся в связи с утомлением количество ошибок приводит к увеличению замечаний и негативных оценок со стороны учителя, что воспринимается ребёнком как отрицательное оценивание себя в целом, а не как оценка своей работы. Навыки чтения и письма у гиперактивного ребёнка значительно ниже, чем у сверстников, и не соответствуют его интеллектуальным способностям. Письменные работы выполняются неряшливо, с ошибками из-за невнимательности. При этом ребёнок не склонен прислушиваться к советам взрослых. Специалисты предполпгают, что здесь дело не только в нарушении внимания. Трудности формирования навыков письма и чтения нередко возникают из-за недостаточного развития координации движений, зрительного восприятия.

    Безусловно, что поведение гиперактивного ребёнка может вывести из себя даже самого терпеливого педагога. В связи с этим для учителя можно дать следующие рекомендации.

      Учитель должен знать, что у данного синдрома много лиц и то, что подходит одному ребёнку, может не подойти другому. Гиперактивный ребёнок физически не может длительное время внимательно слушать учителя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы одновременно. Сначала, желательно, обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите, чтобы он был внимательным, выполняя какое-либо задание, постарайтесь не замечать, что он ёрзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребёнок постарается какое-то время вести себя «хорошо», но уже не сможет сосредоточиться на задании. В другой раз, в подходящей ситуации вы можете тренировать навык усидчивости и поощрять ребёнка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания. Если у ребёнка высока потребность в двигательной активности, нет смысла подавлять её. Лучше попытаться научить его выплёскивать энергию приемлемыми способами: заниматься танцами, плаванием, футболом и т. д. Учитель должен помнить, что гиперактивному ребёнку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале урока, а не в конце. Интересно то, что ребёнок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.

   Поскольку гиперактивный ребёнок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда носит провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию у взрослого. В любой ситуации оставайтесь спокойными. Помните: нет хладнокровия -нет преимущества! Прежде, чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд. И тогда, избежав эмоциональной вспышки, вы избежите и чувство вины за проявление своей слабости, сможете лучше понять ребёнка, который так нуждается в вашей поддержке.

Источник