Синдром гиперактивности у детей методика выявления

Диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания/гиперактивности) — это диагноз медицинский, диагноз очень серьезный, наличие такого диагноза может в значительной степени осложнить жизнь и вашему ребенку, и вам, неправомерное лечение ребенка, особенно лекарственными средствами, может повлечь за собой серьезные последствия, могущие повлиять и на взрослую жизнь. Поэтому данный диагноз должен ставить только специалист, имеющий медицинское образование. 


Мы хотели бы только кратко описать этапы и исследования, которые, скорее всего, придется пройти вам с вашим ребенком, прежде чем вам окончательно поставят диагноз СДВГ. Тем не менее вам нужно иметь в виду, что каждый случай, и ваш в том числе, является уникальным, поэтому, возможно, доктор назначит вам еще какие-то дополнительные исследования и тесты.
Как правило, диагностика СДВГ состоит из трех этапов.

Первый этап — это этап сбора субъективной информации. На данном этапе доктор (это может быть не только терапевт или невролог, но и психолог детского учреждения, посещаемого ребенком, психолог поликлиники или любого диагностического центра, в который вы обратились) проводит оценку поведения ребенка и пытается выявить наличие сложностей с учебой.

Для этого используются следующие методы исследования:

  • проводится подробный опрос родителей не только о поведении ребенка на данный момент, но и об особенностях течения беременности и родов (поскольку именно гипоксия на позднем сроке беременности или родовые и послеродовые травмы могут быть причиной СДВГ);
  • выясняется наследственная предрасположенность ребенка к гиперактивности и наличие подобного диагноза у кого-то из близких родственников;
  • используются различные психологические методики, позволяющие определить объем внимания ребенка, распределение, продуктивность, устойчивость и переключение внимания, объем кратковременной слуховой и зрительной памяти, определение образно-логического и наглядно-действенного внимания и т. п.;
  • проводится наблюдение за поведением ребенка (при невозможности проведения наблюдения специалистом родителям даются рекомендации, на какие именно особенности поведения обращать внимание, записывать свои наблюдения, и затем данные записи обсуждаются с доктором).

Второй этап (его еще называют объективным этапом) — это этап проведения специальных психологических тестов, направленных на выявление параметров внимательности ребенка. Ребенку предлагают специально разработанные тесты и затем, по количеству сделанных им ошибок и по времени, затраченному на выполнение тех или иных заданий, определяют, имеет ли малыш проблемы с концентрацией внимания и в какой именно области. Однако хотим предупредить, что подобные тесты дают достоверный результат только при проведении с детьми начиная с пяти-шестилетнего возраста (помните, мы с вами говорили, что диагноз СДВГ некорректно ставить ребенку младшего детского возраста. В том числе причиной этого является невозможность проведения корректной диагностики у маленького ребенка).

Третий этап состоит из собственно диагностического аппаратного исследования. Как правило, это электроэнцефалографическое исследование и использование магнитно-резонансной томографии. Цель данных исследований — зафиксировать электрические потенциалы мозга, выявить наличие трансформаций (ЭЭГ) и объективно оценить состояние головного мозга ребенка (ЭЭГ и МРТ).

Все эти исследования безболезненны и совершенно безопасны для ребенка.

Диагноз СДВГ ставится только по совокупности результатов, полученных на всех трех этапах исследования.

Источник

Диагноз СДВГ не обрушивается внезапно «как снег на голову». Да и сама диагностика гиперактивности начинается задолго до того, как врач даст направление на обследование. Начинается она с наблюдения и анализа эмоциональных реакций и поведения малыша в повседневной жизни.

После бессонных ночей, истерик и проблем с адаптацией в коллективе, невольно возникает мысль о гиперактивности. К этому моменту родители, как правило, уже морально готовы к тому, чтобы провести комплексное обследование и диагностику. Поэтому не буду убеждать Вас в необходимости подобных мероприятий. Только напомню, что, чем раньше проводится диагностика гиперактивности и СДВГ, тем больше шансов (в случае, если диагноз СДВГ подтвердится) оказать своевременную помощь.

Однако, есть некоторые мелочи, помня о которых, Вы можете сэкономить значительную часть материальных средств и избежать ошибок.

Диагностика гиперактивности

Если быть точными, то диагноза «гиперактивность» не существует. Есть иные формулировки, например СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), и обозначают они не само заболевание, а одно из его проявлений. Подобные нарушения выявляются при диагностике различных заболеваний. Тем не менее, название «гиперактивность» прижилось. Чтобы не путаться в диагнозах, оставим его и мы. Итак:

Шаг 1.

Если у Вас есть подозрения на гиперактивность, проконсультируйтесь с доктором. Прежде, чем записаться к врачу, узнайте, какие специалисты есть в вашей детской поликлинике. Подойдут невролог, психоневролог или психиатр. Не помешает и консультация детского психолога. Если же с узкими специалистами напряженка, то уж участковый педиатр точно найдется. Он может дать направление для диагностики гиперактивности и СДВГ в районную или областную поликлинику, а, также, в диагностический центр. И это – абсолютно бесплатно.

Шаг 2.

Для постановки диагноза важно собрать информацию. Поэтому, первое, что сделает врач – проведет опрос. Вам и Вашему ребенку будут предложены вопросы с целью выявления важных симптомов и индивидуальных особенностей маленького пациента. Чтобы ответы на вопросы были максимально полными, подготовьтесь к посещению врача заранее. Понаблюдайте и проанализируйте обычные поведенческие реакции Вашего малыша в повседневной жизни:

  1. Как он ведет себя в группе детей?
  2. Во что и как играет?
  3. Соответствует ли развитие речи его возрастной норме?
  4. Импульсивен ли ребенок?
  5. Как он засыпает и спит?
  6. Имеет ли место двигательная расторможенность (гиперактивность)?
  7. Наблюдаются ли расстройства пищеварения?
  8. Беспокоят ли, и как часто, головные боли?
  9. Возможно, будет предложено пройти тест на гиперактивность

Это – ценная информация, которая поможет врачу при постановке диагноза гиперактивности и СДВГ.

Шаг 3.

Для подтверждения диагноза СДВГ доктор порекомендует вам пройти обследование. Не пренебрегайте этим. В арсенале врачей имеются современные методы диагностики (ЭЭГ, М-Эхо, РЭГ, МРТ), которые, уж точно, не будут лишними.

Вы видите отклонения в поведении гиперактивного ребенка, но не знаете, какими внутренними причинами вызвана гиперактивность. А, в зависимости от причин, подбираются и различные способы лечения. Нервная система ребенка – слишком тонкая материя. И действовать наугад здесь опасно.

Читайте также:  Синдромы межпозвоночной грыжи в поясничном отделе

Вы можете выбрать наиболее приемлемый способ диагностики:

  1. Взять направление от узкого специалиста или педиатра на те виды диагностики, которые можно пройти в рамках бесплатного медицинского обслуживания.
  2. Лечь на обследование в больницу (опять же, по направлению врача).
  3. Провести все, назначенные врачом, обследования быстро, за свой счет, в любом медицинском учреждении, располагающем необходимым оборудованием.

Методы постановки диагноза гиперактивности и СДВГ

Для постановки диагноза гиперактивности или СДВГ требуется пройти обследования с непонятными названиями. Что же означают эти аббревиатуры и сокращения?

ЭЭГ (электроэнцефалография) – сегодня это самый достоверный и информативный способ исследования биоэлектрической активности мозга. Есть несколько видов исследования:

«Рутинная» — начальная диагностика, продолжительностью около 15 минут. Часто этого вида ЭЭГ оказывается достаточно, чтобы установить нарушения, вызывающие гиперактивность и СДВГ или их отсутствие. Пациент «как космонавт» усаживается в кресло, на голову надевается устройство с электродами, напоминающее по форме шапку. В течение процедуры врач может включить мигающую лампу, попросить Вас закрыть или открыть глаза, изменить дыхание.

Никакого дискомфорта этот вид диагностики не вызывает. А дети, и вовсе, воспринимают его как игру.

С депривацией (отменой) или сокращением ночного сна – если в этом есть необходимость. Обычная процедура ЭЭГ проводится в необычное время – когда пациент привык спать.

Длительная (продолженная) с регистрацией дневного сна – позволяет выявить изменения электрической активности мозга во время сна.

ЭЭГ ночного сна – дает возможность наблюдать, как меняются импульсы мозга в процессе засыпания, в разных фазах сна и на протяжении всех циклов, вплоть до пробуждения. Гиперактивность и СДВГ часто вызывают нарушения сна, и такое обследование помогает заметить их. В зависимости от состояния здоровья пациента, могут подключаться различные датчики и проводиться видеомониторинг.

Чтобы не пришлось проходить диагностику гиперактивности и СДВГ повторно, перед проведением электроэнцефалографии проконтролируйте, чтобы ребенок не был голоден и чтобы он оставался спокойным.

При этом нельзя применять успокаивающие и седативные препараты. Придется использовать смекалку: после пешей прогулки (до легкой усталости ребенка) — тихие занятия, мирная беседа. В конце концов — просто посадите к себе на колени и приласкайте малыша.

М-эхо (срединное эхо) – метод эхоэнцефалографии, основанный на отражении ультразвукового сигнала от срединно расположенных структур головного мозга. Благодаря тому, что разные ткани отражают ультразвуковые волны по-разному, врачи получают возможность оценить плотность мозговой ткани. М-эхо проводится лежа. Оно не требует особой подготовки и не вызывает негативной реакции со стороны пациента.

РЭГ (реоэнцефалография) – удобный способ исследования мозгового кровообращения. Данные о состоянии кровеносных сосудов головного мозга позволяют диагностировать как мелкие нарушения, так и серьезные заболевания и быстро принять меры, чтобы предотвратить опасные осложнения.

МРТ (магнитно-резонансная томография) – уникальный вид диагностики, который при помощи магнитного поля и радиоволн позволяет «увидеть» в трехмерном режиме даже самые мелкие части исследуемой области.

Магнитно-резонансный томограф представляет собой широкую трубу. В нее вкатывается кушетка с пациентом. Единственное неудобство – это непривычные звуки, издаваемые аппаратом (гудение и постукивание). Как говорила моя дочка: «Томограф «поет». Правда, слуха у него нет. Но мы ему об этом не скажем. Он, ведь, так старался!»

Для уменьшения дискомфорта уши можно заткнуть. А тем, кому боязно находиться внутри томографа, можно порекомендовать МРТ открытого типа. Там, вместо трубы, над кушеткой располагается лишь «козырек», или «крыша» с аппаратурой.

Как бы ни был серьезен диагноз гиперактивности и СДВГ, диагностика у детей имеет свои любопытные стороны (дети, вообще, народ любопытный)! Конечно, всякое медицинское обследование требует последовательности и терпения. Однако, стоит «разбить» его на несколько простых этапов и зарядиться позитивом, как утомительное, хлопотное и неприятное дело превратится в интересное приключение.

Если Вы уже миновали этап постановки диагноза, поделитесь своими впечатлениями. Возможно, у Вас появились собственные способы ускорить и удешевить диагностику, а, может, и сделать ее приятнее?

Если у Вас есть знакомые, которые тоже воспитывают гиперактивных детей, поделитесь с ними этой информацией в социальных сетях. Возможно она будет им полезна.

Источник

Н.А. Егорова, Е.А. Миронова

РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ГУЗ «Борисоглебский психоневрологический диспансер»; МДОУ «Борисоглебский центр развития ребенка – детский садик №19».

Резюме.Рассмотрена возможность применения диагностических методик для выявления более ранних признаков синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Обследуются дети дошкольного возраста 5-6 лет с целью своевременной коррекции проявлений СДВГ. Сделаны выводы о целесообразности данного обследования детей.

Ключевые слова: внимание, гиперактивность, коррекция, диагностика.

Актуальность. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью — поведенческое расстройство, относящиеся к категории гиперкинетических расстройств (рубрика F90 по Международной квалификации болезней), диагностируемое преимущественно у детей, характеризующиеся триадой симптомов: нарушением внимания, гиперактивностью и импульсивностью. Распространенность СДВГ в детской популяции составляет в среднем 3-7%. СДВГ существенным образом влияет на качество жизни страдающих им детей, вызывает выраженную социальную дезадаптацию, увеличивает риск травм, случайных отравлений и самоповреждений. С ним сопряжены риски употребления наркотиков, ранней алкоголизация и курения, а так же риск развития коморбидных психических расстройств. Все это обуславливает необходимость раннего выявления СДВГ и его комплексную коррекции: логопедическую, психолого-педагогическую и медико-социальную, что и явилось целью нашего исследования. 

Материал и методы исследования. Нами были исследованы 160 детей д/сада, 82 ребенка в возрасте от 5 до 6 лет — старшие группы; 78 детей от 6 до 6 лет 8 месяцев — подготовительные группы.

При обследовании использовались: клинико-психопатологические стандарты; методы диагностики внимания — набор методик предназначенных для изучения внимания детей 5-6 лет;  обследования эмоциональной сферы «дом – дерево — человек», тест Люшера, «несуществующее животное»; интеллектуальное развитие – тест Равена, рисунок «человека; клинико-психопатологические стандарты.

Полученные результаты и их обсуждение.В основе СДВГ лежат три симптома: нарушение внимания, гиперактивность, импульсивность.

Данные симптомы имели место в педагогической характеристики 40 детей, которая составлялась на основе наблюдений воспитателя за характером поведения ребенка на занятиях, играх, прогулках, а так же рассказах и жалобах родителей в связи с нарушением поведения дома и трудностях воспитания в семье, взаимоотношение детей с сиблингами и взрослыми

Читайте также:  У кого был синдром позвоночной артерии

При осмотре детей выявлялись следующие нарушения.

Внимания: не доводят до конца начатую работу, игру, не слушают, что им говорят, не могут следовать полученным разъяснениям, не могут организовать свою работу и избегают заданий, которые требуют внимания, усидчивости; забывчивы, рассеяны, теряют нужные им предметы, отвлекаются на посторонние стимулы. Избирательно внимательны к играм, где успешны, где привалирует мотив удовольствия. Отвергают задания, кажущиеся им скучными и трудными.

Гиперактивность: проявлялась в избыточной подвижности (не могут усидеть на одном месте, размахивают руками и ногами, вертятся) предпочтение шумных, подвижных игр, игнорирование ситуативных условий и социальных запретов.

Импульсивность: проявлялась в неспособности дождаться своей очереди в игре, многословности, склонности отвечать, не дослушав вопроса, торопливости, непоседливости, которые часто мешали другим.

Педагог-психолог проводила изучение внимания, используя набор методик, направленных на оценку таких качеств внимания как продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем-каждая из этих характеристик может рассматриваться отдельно и как частная оценка внимания в целом.

Данные методики взяты из учебника Немова Р. С. Психология, книга №3, М.: Просвещение:ВЛАДОС, 1995.  По методике №5 «Найди и вычеркни» стр. 125, определялась продуктивность и устойчивость внимания. Методика «проставь знаки» (№ 6 стр. 130), использовалась для оценки переключаемости и распределения внимания. Методика №7 «Запомни и расставь точки» применялась для оценки объема внимания. В заключении обследования ребенка по всем трем методикам, относящиеся к вниманию (методика №5, №6, №7) выведена общая, интегральная оценка уровня развития внимания дошкольника по 10 бальной системе: 10 баллов — очень высокий -0 детей; 8-9 баллов высокий -122 ребенка; 6-7 –средний -32 ребенка; 4-5 –низкий -4 ребенка; 0-3 очень низкий -2 ребенка. 6 детей, набравшие от 0 до 5 баллов при обследовании внимания, в поведении имеют симптомы гиперактивности и импульсивности. 2 ребенка с признаками гиперактивности имеют хорошие результаты при обследования внимания.32 ребенка показали средние результаты-6-7 баллов, без признаков нарушения поведения.

Таким образом были выделены дети:  с преобладанием дефицита внимания 32 ребенка (20%) (12 м, 18 дев); с преобладанием гиперактивности и импульсивности 2 ребенка мальчики (1,2 %); смешанный вариант 6 детей — мальчики(3,7 %)
Результаты представлены на рисунке.

Рис. Распределение обследованных детей по оценке уровня развития внимания.

Выводы. Исследование, направленное на раннее выявление СДВГ среди детей старших подгрупп детского сада позволяет  своевременно информировать родителей детей с СДВГ; проводить консультирование воспитателей, родителей, обеспокоенных данной проблемой; составить лечебно – коррекционные мероприятия.

Литература. 
1. Гиппенрейтер Ю.В., Романов В.Я. Психология внимания.- М. Черо, 2001. -858 с.
2. Грибанов А.В.,  и др. Синдром дефицита внимания с гипергиперактивностью у детей. –М., 2004.
3. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: Академия, 2005-256 с.
4. Кропотов Ю.Д. Современная диагностика и коррекция синдрома нарушения внимания. – С-Пб., 2005 .
5. Немов Р. С. Психология, книга №3, М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

Abstract

N.A. Egorova, E.A. Mironova

EARLY DIAGNOSIS OF ATTENTION DEFICIT WITH HYPERACTIVITY DISORDER IN PRESCHOOL CHILDREN

Borisoglebsk mental hospital. Borisoglebsk Child Development Center number 19.

It is considered the possibility of using the diagnostic techniques to detect earlier signs of Attention Deficit with Hyperactivity Disorder (ADHD). Preschool children 5-6 years old are examined for the purpose of correction of manifestations SDAH. The conclusions about the expediency of the survey these children are drawn.

Key words: attention, hyperactivity, correction, diagnostics.

References: 
1. Gippenreiter Yu.V., Romanov VY Psychology attention CheRo .- M., 2001. -858 Pp.
2. Gribanov AV,  et. all. Attention Deficit gipergiperaktivnostyu children.-M., 2004.
3. Zavadenko NN Hyperactivity and attention deficit in childhood. M.: Akademiya, 2005-256 pp.
4. Kropotov YD Contemporary Diagnosis and correction of the syndrome of attention. — SPb., 2005.
5. Nemov RS Psychology, book number 3, M.: Education: VLADOS, 1995.

Сведения об авторах:  Егорова Наталья Алексеевна врач ГУЗ «Борисоглебский психоневрологический диспансер» e-mail: vflvefptKm.86@mail.ru

Миронова Елена Алексеевна: педагог-психолог МДОУ «Борисоглебский центр развития ребенка – детский садик №19».

Источник

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

История изучения гиперактивности — недлинный, но насыщенный фактами период, составляющий около 150 лет. Говоря о гиперактивности многие, учение имеют в виду синдром дефицит внимания с гиперактивностью (СДВГ). Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет. Пики проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого развития. В 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. В 1-2 года закладываются навыки речи, в 3 года у ребенка увеличивается словарный запас, в 6-7 лет формируются навыки чтения и письма. Большинство исследователей (Бейкер Дж.А. Заваденко Н.Н., Монина Г.Б., Оклендер В. и другие) отмечают три основных блока проявления гиперактивности: дефицит активного внимания, импульсивность, повышенная возбудимость. Появление основных жалоб при СДВГ относится к младшему школьному возрасту. Ребёнок рассеян, оказывается неспособным удержать внимание дольше нескольких минут и сосредоточиться на определённом виде деятельности, неусидчив, легко отвлекается и быстро меняет занятие, бросив и не завершив предыдущее. Учителя и родители отмечают, что дети не могут усидеть на месте во время урока и выполнения домашних заданий. Такому ребёнку сложно общаться с другими детьми, он как бы отталкивается остальным коллективом, что заставляет его менять своё поведение. В основе гиперактивного синдрома могут лежать микроорганические поражения головного мозга, возникшие в результате осложнений беременности и родов, истощающие соматические заболевания раннего возраста (тяжелый диатез, диспепсия), физические и психические травмы. Лечение СДВГ носит комплексный характер и включает в себя методы модификации поведения с помощью специально разработанных алгоритмов для родителей и педагогов, приёмов психологической коррекции, психотерапии, медикаментозной терапии, а также немедикаментозных методик. Если коррекционная работа с гиперактивным ребенком проводится настойчиво и последовательно с первых лет его жизни, то можно ожидать, что к 6-7 годам проявления синдрома будут преодолены. В противном случае, поступив в школу, гиперактивный ребенок столкнется с еще более серьезными трудностями.

Читайте также:  Похмельный синдром уже 5 дней

— В связи с тем, что клинические проявления синдрома очень разнообразны, при его диагностике используются стандартные ди­агностические критерии, разработанные Американской психиат­рической ассоциацией и опубликованные в четвертом издании «Диагностического и статистического руководства по психичес­ким заболеваниям» в 2007 г. Согласно этому руковод­ству диагностика синдрома проводится по двум измерениям: на­рушения внимания и гиперактивность /импульсивность. Признаки гиперативности и импульсивности:  Ребёнок суетлив.  Не способен усидеть на одном месте.  Много, но нецеленаправленно двига­ется (бегает, крутится, ёрзает на своём месте).  Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.  Всегда нацелен на движение, ведёт себя как «вечный двигатель».  Болтлив.  Часто начинает отвечать, не подумав и даже не дослушав вопрос.  С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.  В разговоре часто прерывает, мешает(пристаёт) окружающим. Признаки нарушения внимания:  Ребёнок не может сосредоточиться, делает много ошибок из-за невнимательности.   Ему трудно поддерживать внимание при выполнении заданий или во время игр.   Легко отвлекается на посторонние стимулы.   Не может до конца закончить постав­ленную задачу.  Слушает, но кажется, что не слышит.  Избегает выполнения задач, требую­щих постоянного внимания.  Плохо организован.  Часто теряет личные вещи, необходи­мые в школе и дома (карандаши, кни­ги, рабочие инструменты, игрушки).   Забывчив. Для постановки диагноза необходимо присутствие 6 из 9 крите­риев в каждом измерении. При диагностике необходимо также обратить внимание на то, что симптомы расстройства должны:  появляться до 8 лет;  наблюдаться не менее 6 месяцев в двух сферах деятельности ребёнка (в школе и дома);  не должны проявляться на фоне общего расстройства развития, шизофрении и других каких-либо нервно-психических расстройств;  должны вызывать значительный психологический диском­форт и дезадаптацию.

Для оценки степени склонности ребенка к гиперактивному поведению можно использовать следующую батарею методик Гуткиной Н.И: Методика «Да и нет» используется для диагностики степени произвольности внимания детей, что позволяет судить о степени их склонности к гиперактивному поведению. Умение действовать по правилу предполагает достаточное развитие произвольного внимания и произвольной памяти. Чтобы правильно ответить на вопросы, ребенку необходимо, не отвлекаясь, постоянно удерживать в памяти условие игры и принятое им намерение отвечать определенным образом. По ходу игры он должен контролировать свои ответы, сдерживая непосредственное желание ответить словами «да» и «нет», и одновременно обдумывать содержательный ответ. Все это невозможно без определенного развития произвольной регуляции деятельности. Выполняется методика следующим образом: ребенку предлагается поиграть в игру, где педагог будет  задавать вопросы, а ребенок отвечая на них, не должен произносить слова «да» или «нет». У испытуемого уточняют, какие слова нельзя произносить. Обработка результатов проводится путем подсчета ошибок, под которыми понимаются только слова «да» и «нет». Слова «ага», «неа» и тому подобные не рассматриваются в качестве ошибок. Также не считается ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры. Вполне допустимо, если ребенок вообще молчит и лишь ограничивается утвердительным или отрицательным движением головы. Задание выполнено на хорошем уровне, если не допущено ни одной ошибки. Если допущена одна ошибка, то это — средний уровень выполнения задания. Если допущено более одной ошибки, то считается, что испытуемый с заданием не справился.

Методика «Вежливость»  используется для диагностики уровня произвольности детей, что позволяет судить о степени их склонности к гиперактивному поведению. Выполняется методика следующим образом: ребенку предлагается выполнять те команды, в которых ведущий говорит слово «пожалуйста». Содержание команд связано с физическими упражнениями. 1)»руки вперед»; 2) «руки на пояс, пожалуйста»; 3) «присядь»; 4) «руки в стороны»; 5) «руки к плечам, пожалуйста»; б)»прыгай»; 7) «прыгай, пожалуйста»; 8) «перестань прыгать, пожалуйста». Задание выполнено на хорошем уровне, если не допущено ни одной ошибки. Если допущена одна ошибка, то это — средний уровень выполнения задания. Если допущено более одной ошибки, то считается, что испытуемый с заданием не справился. Методика «Обведение контура» используется для диагностики уровня концентрации внимания и моторно-двигательного развития детей, что позволяет судить о степени их склонности к гиперактивному поведению. Выполняется методика следующим образом: ребенку предлагается рисунки с изображением геометрических фигур наложенных друг на друга. Необходимо найти и обвести каждую фигуру цветным карандашом. Задание выполнено на хорошем уровне, если каждая фигура обведена правильно и четко. Если ребенок обвел контур недостаточно четко, есть незначительные  разрывы линий, то это — средний уровень выполнения задания. При отступлении от контура фигур, при пропуске части контура или пропуске самих фигур, считается, что испытуемый с заданием не справился. Помимо приведенных выше существует много других методик, созданных для выявления детей с признаками СДВГ. Коррекция поведения младших школьников с гиперактивным поведением должна производиться в комплексе: школа-учитель-родители-дом. Только при таком алгоритме можно ожидать медленного, но качетвенного результата совместной работы.

Список литературы

1. Безруких М.М. Ребенок-непоседа / М.М. Безруких. —  М.: Вента-Граф, 2006. – 64 с.

2. Брязгунов  И.П., Касатикова  Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у  детей  / И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова. – М.:  Медпрактика,  2002. – 64 с.

3. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — М.: Сфера, 2007. – 640 с.

4. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: диагностика, коррекция, психопрофилактика / Н.А. Рычкова. —  Мю: Просвещение, 2009. – 42 с.

5. Сатари В.В., Немкова С.А. Современные принципы диагностики и коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей / В.В. Сатари, С.А. Немкова // Управление начальной школой. – 2010. — № 10. — С. 11-20.

6. Сиротюк А.Л. Детская гиперактивность: причины, рекомендации //Дошкольное воспитание. 2007. №8. С.44-5

7. Халецкая О.В., Трошин В.М. Минимальная дисфункция мозга в детском возраст/ О.В. Халецкая, В.М. Трошин. – Нижний  Новгород, 2005. – 129 с.

Источник