Синдром гиперактивности с дефицитом внимания у детей симптомы
Синдром дефицита внимания и гиперактивности встречается у довольно большого числа детей. В каждом классе или группе детского садика есть хотя бы один ребенок с проявлениями этого синдрома. Данный диагноз означает наличие отклонений психики, выражающихся в повышенной возбудимости, эмоциональности, гиперактивности, сопровождающейся вспышками агрессии, а также сниженной способности к восприятию информации, усидчивости, проблемами с вниманием.
Дети, имеющие проявления СДВГ, хуже учатся в школе, плохо налаживают контакты и осваиваются в коллективе. Но происходит это отнюдь не по причине отставания в психическом развитии. Интеллект полностью сохранен. Страдает эмоционально-волевая сфера, способность к самоконтролю и концентрации внимания.
Как правило, диагноз СДВГ озвучивается родителям маленького непоседы в возрасте 5-7 лет, когда от ребенка начинают ожидать успешного обучения. В раннем возрасте отсутствие усидчивости и целенаправленного внимания можно было объяснять незрелостью, к школьному же периоду проблема встает в полный рост.
Симптомы СДВГ
Как выглядит ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности? Это маленький энерджайзер, не способный усидеть на месте ни минуты. У таких детей наблюдается:
- Нарушения внимания. Отсутствие организованности, забывчивость, неспособность довести сложное дело до конца, склонность постоянно отвлекаться от занятия или даже игры.
- Гиперактивность проявляется в отсутствие усидчивости. Во время занятия ребенок может вскочить, побежать куда-то, он находится в постоянном движении, ерзает и суетится. Часто такое дети болтливы, могут вмешиваться в разговор других, спешат ответить, недослушав вопрос, им трудно ждать своей очереди. Тихие и спокойные игры им категорически не подходят, так как не дают возможности выплеснуть энергию.
- Заметны проблемы с развитием речи. Нечеткое произношение звуков, задержка развития речи, неправильный темп речи и дыхания в процессе разговора. Отмечается также небольшой словарный запас, грамматические нарушения, в школьном возрасте часто проявляются дислексия и дисграфия. А иногда речь в 4-5 лет полностью отсутствует.
Такие особенности психики мешают усваивать знания, развиваться и строить отношения. Однако это не означает, что ребенок плохо воспитан. Он просто не способен к самоконтролю. Нарушения возникают по причине ММД — минимальной мозговой дисфункции.
Причины возникновения СДВГ
За последние годы исследований выделено несколько причин, способных спровоцировать синдром дефицита внимания и гиперактивности:
- Генетическая предрасположенность. Многие ученые отмечают, что в семье, где есть маленький энерджайзер, в 50% случаев есть родственник с таким же синдромом. Кроме того, у других детей этих же родителей могут быть дети с СДВГ.
- Экологические факторы — отрицательное влияние на плод во время беременности алкоголя, наркотиков, никотина, перенесенных матерью тяжелых инфекций не может не сказаться на развитии мозга.
- Гипоксия в период гестации или родов также может являться одной из причин возникновения синдрома.
- Психологические — сложные отношения внутри семьи не являются основной причиной появления синдрома, однако очень осложняют его течение.
Как помочь ребенку с СДВГ?
Важно понимать, что проявления синдрома у ребенка — это не капризы или результат дурного настроения. Дети хотят быть такими же, как сверстники, но не способны к этому. Им требуется помощь и поддержка.
Очень важно постараться вовремя начать коррекционные мероприятия. Ведь имеющиеся проявления помешают ребенку не только хорошо учиться, но и строить свою жизнь в дальнейшем. Проявления СДВГ могут «сгладиться» в более старшем возрасте, однако известно, что многие взрослые так и продолжают жить с проявлениями этого синдрома.
Терапевтическая тактика должна включать комплексные меры по коррекции состояния ребенка. Обязательно нужно обследовать ребенка, чтобы специалисты могли дать правильные назначения.
Таблетка от СДВГ
В качестве коррекционных мер медикаментозные назначения детям с СДВГ даются врачом-неврологом. Однако важно понимать, что таблетки «от невнимательности или гиперактивности» не существует.
При лечении применяются в основном стимуляторы и ноотропы. Основные принципы применения лекарств при СДВГ:
- Прием исключительно под контролем врача.
- Динамическое наблюдение и коррекция.
- Осознание, что это данные назначения не являются панацеей!
Медикаментозная коррекция проводится лишь в том случае, когда состояние ребенка мешает ему обучаться и строить свое общение в коллективе. В любом случае психологическая коррекция является основным способом помощи ребенку.
Логопедические занятия при СДВГ
Учитывая тот факт, что практически все дети с данным синдромом имеют проблемы в области развития речи, важно вовремя начать занятия с логопедом. Для подобной работы родителям необходимо найти специалиста, обладающего опытом занятий именно с такими детьми. Особенности состояния требуют отдельного подхода:
- Эффективнее «работают» индивидуальные занятия, так как позволяют педагогу найти контакт с ребенком. Но иногда подойдут и групповые занятия, об этом Вам сообщит логопед после консультации.
- Занятия должны подчиняться строгому «ритуалу», определенной последовательности, чтобы ребенок мог увереннее себя чувствовать.
- В построении уроков значительное время уделяется развитию моторики, грубой и мелкой, задания, требующие внимания, должны сочетаться с двигательной активностью.
- Для улучшения работы артикуляционного аппарата проводится логопедическая гимнастика, отработка и автоматизация звуков должна проходить последовательно и постепенно.
- Для детей-непосед важно научиться строить связное повествование, для чего проводятся различные занятия по построению рассказа по картинкам.
- В занятия входят дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, задания на развитие памяти и логики.
- Важной составляющей являются упражнения на развитие фонематического слуха.
Занимаясь с ребенком, имеющим СДВГ, нужно понимать, что результат потребует времени и усилий. Однако, чем раньше будут предприняты коррекционные меры, тем больших успехов сможет достичь ребенок.
Источник: https://karkusha.su/sindrom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-sdvg-simptomyi-prichinyi-i-lechenie/
Источник
СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) – состояние, которое вызывает гиперактивность, импульсивность и стабильную невнимательность. Данный синдром проявляется в детстве и может сохранять свое влияние и во взрослой жизни.
У детей синдром дефицита внимания с гиперактивностью является одним из самых встречаемых психических отклонений. Страдают им до 5% детей, причем мальчики в 3 раза чаще девочек. Получается, что почти в каждом классе имеется один ребенок, который нуждается в лечении этого заболевания.
У разных больных симптомы СДВГ различаются, то у всех них имеются трудности с контролем активности, сдержанности и вниманием. Когда активность в норме, говорят о синдроме дефицита внимания. С возрастом уменьшаются и импульсивность, и гиперактивность.
Дети, страдающие СДВГ, часто имеют проблемы дома и в школе. Если не лечить СДВГ, то в будущем это заболевание будем мешать не только учебе и работе, но и нарушит социальное и эмоциональное развитие, повысит склонность к употреблению наркотиков и риск получения различных травм.
СДВГ является семейным заболеванием. Каждый ребенок, страдающий этим заболеванием, имеет хотя бы одного родственника с этой же проблемой. Одним из доказательств генетической природы этого заболевания является то, что наличие заболевания у одного из близнецов свидетельствует о наличии его и у второго близнеца.
Сказать о том, что сегодня количество детей с СДВГ увеличилось, нельзя. Однако подобный диагноз встречается все чаще, так как информирование об этом заболевании развито очень хорошо, и выявить СДВГ стало проще родителям и учителям.
Симптомы СДВГ
Заболевание у детей протекает по-разному, однако у каждого имеется невнимательность, гиперактивность и импульсивность.
Невнимательность
Характеризуется невозможностью либо затруднением сконцентрироваться на одном предмете. Дети начинают скучать, когда им приходится выполнять какое-либо действие продолжительное время. Сознательно сосредоточиться на чем-то вызывает значительные затруднения. Дети при этом неугомонны, затрудняются выполнять какую-либо работу. Дела откладывают напоследок, не выполняют обязанности, не могут спокойно сидеть на месте. Часто начинают много дел одновременно и не заканчивают ни одно из них.
Гиперактивность
Дети не могут спокойно сидеть на месте. Они постоянно в движении и все время о чем-то разговаривают. Такого ребенка очень просто обнаружить в классе: он либо ерзает за партой, качает ногой, стучит по столу ручкой, либо ходит по кабинету. При этом дети часто волнуются.
Импульсивность
Создается впечатление, что перед тем, как что-то сделать, ребенок не думает вообще. На вопрос они отвечают первое, что пришло в голову. Могут сделать неуместное замечание или выбежать на проезжую часть, перед этим не посмотрев направо и налево.
СДВГ нередко сопровождается тревогой, депрессией, нарушением поведения.
Диагностические критерии СДВГ по DSM-IV
Нарушения внимания
- Ребенок плохо организован.
- Часто забывает.
- Из-за невнимательности ребенок совершает много ошибок и с трудом сосредотачивается.
- Постоянно что-нибудь теряет.
- Ребенок слушает, но создается впечатление, что он ничего не слышит.
- С легкостью отвлекается на посторонние раздражители.
- Не желает выполнять задания, которые требуют постоянного внимания.
- Во время игры или при выполнении какого-либо задания ребенку сложно постоянно поддерживать внимание.
Импульсивность/гиперактивность
- Ребенок очень болтлив.
- Ему сложно сидеть на одном месте.
- Ребенок всегда в движении.
- Постоянно суетится.
- Ему сложно тихо и спокойно играть.
- Очень много бегает, ерзает на месте, крутится, суетится.
- Часто вмешивается в разговор, пристает к окружающим.
- Ребенок с трудом дожидается своей очереди.
- Не подумает или не дослушает вопрос, но уже начинает отвечать.
Диагностика СДВГ
Так как СДВГ включает в себя несколько симптомов, диагностика его является довольно затруднительной. Некоторые проявления этого синдрома могут быть просто этапами в развитии ребенка.
Диагноз детям ставят после подробного обсуждения всех симптомов с родителями и сами детьми и после того, как понаблюдают за поведением детей. Собирается тщательный анамнез, в котором выясняют, нет ли у родственников такой же проблемы. Врач должен отличить СДВГ от психических либо соматических заболеваний. Специальный тест для диагностики СДВГ отсутствует.
Даже учителя могут обнаружить и высказать подозрения о возможности СДВГ. Для того, чтобы оценить неврологический и психологический статусы, врач должен тщательно изучить медицинские карты детей. Нужно также назначить детям серию исследований: оценить зрение, слух, вербальные и моторные навыки, интеллектуальные способности, черты характера. Требуется консультация аллерголога.
Коррекция СДВГ
Для того, чтобы добиться эффективного лечения, требуется объединение родителей, врачей и учителей.
Одна из наиболее эффективных методик коррекции СДВГ – методика Дэйвиса. Она не подавляет особенности восприятия ребенка и его необычные способности. С помощью «точки ориентации» ребенок осваивает механизм «фокусирования». Благодаря этой методике ребенок избежит обвинений в отставании, медлительности и сможет раскрыть свои творческие способности.
Основным лечением СДВГ являются стимуляторы (Риталин, Циклерт, Декседрин и другие), хотя и существует много сообщений о передозировках. Они помогают снижать гиперактивность. Однако врач должен индивидуально подобрать дозировку, наблюдая за возможными побочными явлениями.
Советы родителям
- Родители могут научиться контролировать поведение ребенка и проводить терапию поведения. Ребенка можно обучить специальным техникам, которые помогут в учебе в школе.
- В комнате у ребенка должно быть как можно меньше вещей, которые будут отвлекать его внимание.
- Нужно сделать все возможное, чтобы повысить самооценку ребенка, страдающего СДВГ.
- Нужно поддерживать ребенка во всех его увлечениях и занятиях.
Хотите узнать больше о коррекции нарушений развития? — Подписывайтесь на наш канал!
Источник
Что это?
Специалисты называют термином «СДВГ» неврологическое расстройство поведения, которое начинается уже в раннем детстве и проявляется в виде проблем с концентрацией внимания, повышенной активностью и импульсивностью. Синдром гиперактивности — это где возбуждение всегда преобладает над торможением.
Причины
Ученые педагоги и медики предполагают, что появление симптомов СДВГ зависит от влияния разных факторов. Так, биологические факторы делятся на пренатальный и постнатальный период.
Причинами возникновения органических поражений могут быть:
- употребление в большом количестве в период беременности алкоголя и курения;
- токсикозы и иммунная несовместимость;
- преждевременные, затяжные роды, угроза выкидыша и попытка прервать беременность;
- последствие наркоза и кесарево сечения;
- обвитие пуповиной или неправильное предлежание плода;
- стрессы и психологические травмы мамы во время беременности, нежелание иметь ребенка;
- любые заболевания ребенка в период младенчества, сопровождающиеся высокой температурой, тоже могут влиять на формирования и развитие головного мозга;
- неблагоприятное психосоциальное окружение и наследственная предрасположенность;
- эмоциональные расстройства, повышенная тревожность, травмы.
Есть еще и социальные причины — это особенности воспитания в семье или педагогическая запущенность — воспитание по типу «кумир семьи».
Признаки
Как же определить родителям, есть ли гиперактивность у их ребенка. Думаю, на начальном этапе определения это сделать очень просто. Достаточно отметить те симптомы, которые присутствуют у вашего ребёнка на протяжении определенного времени.
Признаки невнимательности:
- не любит шумные помещения;
- ему трудно концентрировать внимание;
- он отвлекается от выполнения задания, реагирует на внешние стимулы;
- с большим удовольствием хватается за дело, но часто переходит от одного незавершённого действия к другому;
- плохо слышит и не воспринимает инструкции;
- испытывает трудности в самоорганизации, часто теряет свои вещи в садике или дома.
Признаки гиперактивности:
- залезает на стол, тумбы, шкафы, на улице на деревья, заборы;
- чаще бегает, крутится и вертится на месте;
- во время занятий ходит по комнате;
- наблюдаются беспокойные движения рук и ног, как бы подергивание;
- если что-нибудь делает, то с шумом и криком;
- ему постоянно нужно, что то делать (играть, мастерить и рисовать) не умеет отдыхать.
Признаки импульсивности:
- чрезвычайно говорлив;
- не умеет дожидаться вознаграждения, ему надо «здесь» и «сейчас»;
- отвлекает других детей на занятиях;
- трудно переносит время, когда ждет свою очередь;
- испытывает сложности в контроле своего поведения, не умеет следовать правилам;
- часто меняется настроение, задиристый.
О синдроме СДВГ можно говорить только тогда, когда у вашего ребенка на протяжении очень долгого времени присутствуют почти все вышеперечисленные симптомы.
Умственная деятельность детей с синдромом СДВГ отличается цикличностью. Ребёнок может хорошо активно работать в течение 5-10 минут, затем наступает период, когда мозг отдыхает, накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается, не слышит никого. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов снова к работе в течение 5-15 минут. Дети с СДВГ имеют «мерцающее внимание», отсутствие сосредоточения без дополнительной двигательной стимуляции. Им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться в «сознании».
Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, дети при помощи двигательной активности активизируют центры равновесия. Например, отклоняются на стуле назад так, что пола не касаются задние ножки. Если их голова будет неподвижна, у них снизится активность.
Как отличить СДВГ от избалованности?
Прежде всего, давайте вспомним, что все дети рождаются с уже заложенным матушкой природой темпераментом. И как он будет проявляться, зависит и от развития малыша, и от воспитания родителей.
Темперамент напрямую зависит от нервных процессов, таких как возбуждение и торможение. На данный момент существует четыре типа темперамента – это сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Главное, что родителям стоит знать, — чистых темпераментов не бывает, просто один из них преобладает в большей степени, чем другие.
Если ваш ребенок бывает подвижен, когда вы разговариваете со знакомыми на улице, или он закатывает истерики в магазине, а вы в это время заняты выбором продуктов, то это нормальный, здоровый, активный ребенок.
А вот о гиперактивности можно говорить только тогда, когда ребенок постоянно бегает, его невозможно отвлечь, в садике и дома поведение одинаковое. То есть иногда симптомы темперамента действительно могут перекликаться с симптомами синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
Своим опытом о воспитании детей с СДВГ делятся родители в следующем видео.
Классификация СДВГ
Международная психиатрическая классификация (DSM) выделяет следующие варианты СДВГ:
- смешанный — это сочетание гиперактивности с нарушением внимания — встречается наиболее часто особенно у мальчиков;
- невнимательный — преобладает дефицит внимания, чаще встречается у девочек с бурной фантазией;
- гиперактивный — доминирует гиперактивность. Может быть последствием как индивидуальных особенностей темперамента детей, так и некоторыми нарушениями ЦНС.
Симптомы у детей разного возраста
Симптомы гиперактивности могут появляться еще до рождения ребенка. Такие дети могут быть очень активными в утробе матери. Чрезмерно подвижный ребенок — явление очень опасное, ведь его активность может спровоцировать обвитие пуповиной, а это чревато гипоксией.
У малышей до 1 года
- Очень активная двигательная реакция на разные действия.
- Чрезмерная крикливость и гипервозбудимость.
- Возможна задержка речевого развития.
- Нарушение сна (редко находятся в состоянии расслабления).
- Высокая чувствительность к яркому свету либо шуму.
- Следует помнить, что капризность малыша в таком возрасте может быть вызвана от неправильного питания, растущих зубов, колик.
У малышей 2-3-х лет
- Неусидчивость.
- Нарушения мелкой моторики.
- Хаотичные движения малыша, а также их избыточность.
- В этом возрасте признаки СДВГ активизируются.
У дошкольников
- Они неспособны сосредоточенно заниматься делом (дослушать сказку, доиграть в игру).
- На занятиях путает задания, быстро забывает заданный вопрос.
- Тяжело уложить спать.
- Непослушание и капризы.
- Малыши в 3 года очень упрямы, своенравны, так как этот возраст сопровождается кризисом. Но при СДВГ такие характерные черты усиливаются.
У школьников
- Отсутствует сохранность внимания на уроках.
- Отвечает быстро, не задумываясь, перебивает взрослых.
- Испытывает неуверенность в себе, низкую самооценку.
- Страхи и тревожность.
- Неуравновешенность и непредсказуемость, перемены в настроении;
- Энурез, жалобы на боль в голове.
- Появляются тики.
- Не способен длительное время спокойно долго ждать.
К каким специалистам обращаться за помощью?
Чтобы подтвердить такой диагноз, родители должны, прежде всего, обратиться к неврологу. Именно он, собрав весь анамнез, после проведенных обследований и анализов может подтвердить наличие СДВГ.
Детский психолог проводит психологическую диагностику при помощи различных опросников и методик обследования психических функций (памяти, внимания, мышления), а также эмоционального состояния ребенка. Дети данного типа часто бывают перевозбудимы и напряжены.
Если посмотреть их рисунки, то можно увидеть поверхностные образы, отсутствие цветовых решений или наличие резких мазков и нажимов. При воспитании такого малыша следует придерживаться единого стиля воспитания.
Для уточнения диагноза гиперактивному ребенку назначаются дополнительные анализы, так как за подобным синдромом могут скрываться и различные заболевания.
Коррекция и лечение
Реабилитация ребенка с СДВГ включает в себя как индивидуальное сопровождение, так и психолого-педагогическую и медикаментозную коррекцию.
Детский психолог и невролог на первом этапе проводят консультации, индивидуальные обследования, используются БОС-технологии, где ребенка учат правильно дышать.
В коррекции СДВГ должна взаимодействовать вся социальная и родственная среда гиперактивного ребенка: родители, воспитатели и педагоги.
Медикаментозное лечение является дополнительным, а иногда и основным методом коррекции СДВГ. В медицине детям выписывают ноотропные средства (кортексин, энцефабол), они благотворно влияют на активность головного мозга и эффективны в случаях невнимательности. Если же, наоборот, преобладает гиперактивные симптомы, то тогда применяют препараты, которые содержат гаммааминомаслянную кислоту, пантогам, фенибут, они отвечают за торможение процессов в головном мозге. Необходимо помнить, что все вышеперечисленные лекарства можно принимать только по назначению врача невролога.
Родителям важно следить за питанием ребенка.
- Обязательным является прием 1000 мг кальция, который необходим для развития растущего организма.
- Потребность в магнии составляет от 180 мг до 400 мг в сутки. Он содержится в гречке, пшенице, арахисе, картофеле и шпинате.
- Омега 3 — особый вид жирных кислот, который обеспечивает прохождение импульсов к клеткам сердца, головного мозга, поэтому он тоже важен при лечении СДВГ.
Главное — чтобы в питание малыша еще присутствовали такие витамины, как «холин» и «лецитин» — это защитники и строители нервной системы. Продукты, в которых содержится эти вещества очень полезны (яйца, печень, молоко, рыба).
Очень хороший эффект наблюдается после использование кинезиотерапии — это дыхательные упражнения, растяжки, глазодвигательные упражнения. Полезны будут и своевременные курсы массажа (ШОП) шейного отдела позвоночника, начиная с раннего возраста.
Полезна будет и песочная терапия, работа с глиной, крупой и водой, но эти игры должны проводиться под строгим контролем взрослых. Особенно если ребенок маленький. Сейчас на прилавках детских магазинов можно встретить готовые наборы для таких игр, например «Кинестетический песок», стол для игр с водой и песком. Наилучший результат может быть достигнут, если родители своевременно начнут лечение и коррекцию еще в раннем возрасте, когда симптомы еще только начинают появляться.
Советы родителям
- Научитесь соблюдать распорядок дня, для ребенка с СДВГ это очень важно, выполняйте все режимные моменты в одно и тоже время.
- Создавайте ребенку комфортные условия, где он сможет во благо себе проявлять свою активность. Запишите в спортивные секции, кружки и плаванье. Оберегайте от переутомления, старайтесь, чтобы он высыпался.
- Запрещая одно, взамен всегда предлагайте альтернативу. Например, дома нельзя играть с мячом, а на улице можно, предложите вместе поиграть.
- Если есть возможность, родители могут посещать поведенческие программы, которые проводятся в центрах. Там их научат правильно взаимодействовать с детьми, поделятся секретами воспитания и развития таких детей. Также такие занятия проводятся и с детьми, как индивидуально, так и в групповой форме.
- Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию, картинки с изображением действий.
- Дети очень любят поглаживания, делайте друг другу массаж, рисуйте на спине руками.
- Слушайте музыку. Давно доказано, что классическая музыка помогает детям сосредоточиться и сконцентрироваться.
- В. Бетховен «Концерт для фортепиано с оркестром № 5-6» контролирует все части мозга вашего ребенка одновременно, стимулирует речевые навыки, моторность.
- А. Моцарт: «Симфония № 40 соль минор» тренирует мышцы в ухе, звук активизирует моторные и слуховые функции.
- Родители в домашнем окружении могут сами корректировать детей при помощи игр, направленных на тренировку одной функции.
Полезные игры
Игры на внимательность
«Лови — не лови». Эта аналог на всеми любимой игры «Съедобное — несъедобное». То есть один игрок ведущий бросает мяч и произносит слово, например относящееся к животным, а второй участник его ловит или отбрасывает.
Можно еще поиграть «Найди отличие»; «Запрещенное движение»; «Слушай команду».
Игры для снятия эмоционального напряжения
- «Прикоснись». При помощи игры вы учите ребенка расслабляться, снимать тревожность и развиваете его тактильную чувствительность. Используйте для этого разные предметы и материалы лоскутки ткани, меха, флакончики из стекла и дерева, вата, бумага. Разложите и на столе перед ребенком или сложите в мешочек. Когда он их внимательно рассмотрит, предложите ему с закрытыми глазами попробовать догадаться, какой предмет он взял или к нему прикасается. Интересны также игры «Ласковые лапки»; «Разговор руками».
- «Торт». Предложите малышу испечь любимое пирожное, поиграйте с его воображением. Пусть ребенок будет тестом, изображайте приготовления теста используя элементы массажа, поглаживание, постукивание. Спрашивайте, какое приготовить, что добавить. Эта веселая игра расслабляет и снимает напряжение.
Игры, для контроля двигательной активности
- «Раз, два, три замри». Включите ему веселую танцевальную музыку. Пока она буде звучать малыш может прыгать, бегать изображать животных, но как только она закончится он должен остановится в той позе, в которой его застала, игра учит концентрировать свое внимание.
- Семейная игра «Фруктовый салат». Каждый член семьи рисует себя в виде фрукта, затем показывает рисунки и рассказывает о своих особенностях. Затем все фрукты вырезаются и приклеиваются на салатницу.
- «Командир». Ребенку объясняют правила игры. Один из членов семьи играет командира, а ребенок исполняет роль бойца, который четко выполняет инструкции взрослого. Например, «Мы будем строить башню, я буду руководить строительством, а ты строить». Затем все меняются местами. Эта игра учит детей и родителей слышать и понимать друг друга.
- «Опиши и нарисуй». Цель упражнения — сплоченность и взаимопонимание. Малыш рисует рисунок на любую тему, затем очень подробно его описывает, а взрослый по его описанию должен воссоздать рисунок.
Какую помощь вы можете оказать малышу, когда он перевозбужден?
Ваш ребенок вспылил — тогда возьмите его за руку и, например, уйдите с малышом в другое помещение. Предложите умыться, а если это не поможет, переключите его внимание на что-нибудь интересное.
Когда он рассержен, прикасайтесь к нему, гладьте ласково по спине, обнимайте его, ведь эмоциональный контакт очень нужен детям с СДВГ.
Отличным средством для восстановления равновесия и гармонии у детей является принятие успокоительной ванны на ночь с различными травками, например, ромашкой или лавандой. Перед сном можете вместе прочитать любимую сказку или посмотреть спокойный мульфильм.
Если у ребёнка уже хорошо развита фантазия, попробуйте использовать медитативные техники. Например, попросите закрыть глаза. Пусть он представит себе полянку или лес. Обратит внимание на пение птиц или звук ручейка, пусть он почувствует ветер на лице, все это можно сопровождать музыкальным оформлением.
Профилактика
Чтобы предотвратить появление синдрома СДВГ, каждая мама еще заранее до появления ребенка на свет должна обеспечить себе благополучные условия для нормального течения беременности и родов, а также создать положительный микроклимат в своем доме.
Но если все же в вашей семье появился гиперактивный малыш, запомните, главное — вовремя начать комплексную терапию, которая научит ребенка грамотно выстраивать взаимоотношения со взрослыми и детьми, контролировать свое поведение и эмоции.
Подробнее о СДВГ смотрите в передаче доктора Комаровского.
Как вести себя родителям, смотрите в следующем видео клинического психолога Вероники Степановой.
Источник