Синдром гиперактивности с дефицитом внимания код по мкб
В последнее время детям все чаще выставляется диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности».
Многие не воспринимают этот недуг всерьез, между тем проблема намного серьезней, чем кажется. Не только окружающие, но и сам ребенок страдает от своего состояния.
Взрослые должны четко понимать, где находится грань между плохим воспитанием и истинным заболеванием, чтобы помочь малышу справиться с ситуацией.
О причинах и симптомах синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей до года (грудничков), дошкольного и школьного возраста, что это за диагноз (его расшифровка) и насколько он опасен для ребенка?
Что это такое, код по МКБ-10
Синдром гиперактивности — это неврологическое и поведенческое расстройство, которое заключается в повышенной возбудимости нервной системы.
Патология выражается в излишней импульсивности, трудностях с концентрацией внимания, плохой управляемости. По МКБ 10 болезнь имеет шифр F90.0 .
Проявляется в детском возрасте. Впервые о ней заговорили в 70-х годах 20 века. Однако, многие врачи до сих пор сомневаются в том, что такой диагноз существует.
Все проявления они объясняют наследственностью, результатами воспитания, влиянием окружающих и среды. По статистике, нарушение присутствует почти у 5% населения, большинство из которых — представители мужского пола.
В медицине выделяют три вида синдрома:
- Гиперактивность с преобладанием дефицита внимания.
- Расстройство с преобладанием гиперактивности и импульсивности.
- Смешанный тип.
Причины СДВГ в детском возрасте
Диагноз ставится в возрасте от 4 до 7 лет. Это обусловлено необходимостью наблюдать поведение ребенка в разной обстановке: дома, в садике, на улице.
Маленьким детям, особенно до года, патологию не диагностируют, даже если есть проявления. Повышенная возбудимость новорожденных может быть признаком других болезней.
Основная причина СДВГ — это незрелость мозговых структур, проявляющаяся в преобладании процессов возбуждения над процессами торможения. В этом может быть виновата наследственность.
Человек наследует мутированный ген, ответственный за выработку дофамина. Нарушение синтеза дофамина приводит к неправильной передаче импульса в мозге.
Помимо генетического происхождения, медики называют ряд неблагоприятных факторов, приводящих к появлению патологии.
У новорожденных детей — это:
- гипоксия плода;
- угроза выкидыша;
- вредные привычки матери во время беременности;
- плохое питание;
- преждевременные роды;
- длительный безводный период в родах;
- применение стимуляции, щипцов, вакуума;
- родовые травмы.
У детей дошкольного возраста:
- инфекционные заболевания (грипп, менингит);
- неправильное питание;
- неблагоприятная экологическая среда;
- слишком жесткое воспитание.
В школьном возрасте к причинам СДВГ добавляются следующие:
- постоянные конфликты в семье;
- наличие заболеваний нервной системы;
- травмы головы.
Обычно синдром проявляется, если присутствуют несколько факторов.
Симптомы
Все дети отличаются подвижностью и активностью. Важно дифференцировать нормальную активность ребенка от патологической.
Заподозрить заболевание родители могут по таким симптомам:
- импульсивность;
- неусидчивость;
- повышенное беспокойство;
- проблемы с засыпанием;
- задержка развития;
- трудности с концентрацией внимания;
- неуправляемость.
У новорожденного ребенка патология выражается в том, что он мало спит, просыпается от любого шороха, часто плачет без видимой причины.
Самые яркие предметы и игрушки вызывают у него секундный интерес. У таких детей часто выявляется повышенный мышечный тонус.
Гиперактивность в 2-3 года проявляет себя ярче. Малыши не могут сосредоточиться, во время еды или других занятий постоянно крутятся на стуле. Их отличает излишняя капризность.
Таких детей трудно увлечь играми, книжками, даже мультики привлекают их внимание ненадолго. Еще одна характерная черта — перепады настроения. Малыш может внезапно замолчать, отказываться от общения и игр.
В 3-4 года малыш при гиперактивности проявляет агрессию по отношению к окружающим, стремится быть первым, психует, когда ему не позволяют этого. Он часто вступает в конфликты со сверстниками, дерется.
В возрасте 5-7 лет болезнь выражается в непослушании, истериках, нежелании подчиняться принятым правилам поведения.
Дети с синдромом могут устроить скандал в магазине, садике, при этом на него не действуют никакие уговоры. Такой ребенок может в порыве гнева нанести увечья себе или другим.
У школьников СДВГ выражается в следующих симптомах:
- Бесцельная двигательная активность: бег, болтание ногами, движение на стуле, попытки залезть, куда не следует.
- Невозможность дождаться своей очереди.
- Болтливость, влезание в чужие разговоры.
- Невозможность играть в спокойные игры.
- Перепады настроения.
- Отсутствие чувства опасности.
- Трудности в концентрации, выполнении школьных заданий.
- Постоянная забывчивость, потеря личных вещей.
- Неорганизованность, невыполнение работы в срок.
- Отвлечение на посторонние предметы (игры в телефон на уроке).
- Агрессивное поведение.
- Суицидальные мысли.
- Неаккуратность, неряшливость.
- Задержка эмоционального развития.
Дети с СДВГ плохо учатся, пропускают занятия в школе, постоянно конфликтуют с учителями и одноклассниками.
Они могут пропускать школу, уйти из дома. Хотя интеллектуальные способности этих ребят находятся на нормальном уровне.
Отличия от активности
Здорового темпераментного ребенка от гиперактивного можно отличить по следующим признакам:
- После активных игр он самостоятельно успокаивается и отдыхает.
- Засыпает нормально и спит в соответствии с возрастом.
- Имеет чувство опасности и страха, не будет повторно лезть в опасное место.
- Быстро понимает слово «нельзя».
- От истерики его легко можно отвлечь другим раздражителем.
- Легко соглашается на альтернативу.
- Не проявляет агрессии к родителям и сверстникам.
Еще больше о симптомах и признаках гиперактивности у детей узнаете из следующего видео:
Возможные последствия
Такой болезнью человек страдает в любом возрасте. У него возникают трудности с социальной адаптацией, начиная с детского сада.
Он не может найти общий язык со сверстниками, постоянно конфликтует. На него жалуются родители других ребят, ему постоянно ставят в пример одноклассников, тем самым занижая его самооценку.
У школьников имеются трудности с учебой, они отстают в развитии, пропускают занятия. Посещение школы превращается в пытку. Это приводит к замкнутости и агрессии.
Из-за импульсивности часто возникают ситуации, угрожающие здоровью ребенка и окружающих. Если заболевание не лечить, то у взрослого человека сформируется психопатический тип личности.
Как диагностировать
Признаки патологии родители замечают у деток уже в 2-3 года. Точно установить диагноз может невролог совместно с психологом.
Врач выслушивает жалобы родителей, проводит беседу с ребенком. Для психолога важно знать, как прошла адаптация в саду или школе, какая обстановка в семье.
Более старшим пациентам проводят компьютерный тест на внимание.
Он состоит из 8 уровней, на экране появляются раздражители, на которые пациент должен либо нажимать кнопки, либо не реагировать.
Помимо этого теста, врач может назначить энцефалограмму, анализ крови на гормоны.
Советы родителям
Лекарственная терапия пациентам с СДВГ назначается в крайнем случае, когда другие методы бессильны.
Обычно применяют Дезипрамин и Атомоксетин, которые стимулируют сосуды мозга, снимают внутричерепное давление. Также используют психостимуляторы, ноотропы (Церебролизин, Пантогам).
В большинстве случаев врачи стараются обойтись без лекарств, используя методы психокоррекции. Этим методам обучают и родителей.
Самые эффективные методики:
- Когнитивно-поведенческая терапия. Ребенку предлагают жизненные ситуации, он должен смоделировать свое поведение.
- Игровые методы. Могут быть индивидуальными и групповыми. Это игры на внимание, память, усидчивость, контроль импульсивности.
- Арт-терапия. Позволяет снизить тревожность, подавить агрессию, поднять самооценку. Используют рисование, лепку, игры на музыкальных инструментах, поделки и т. д.
- Физическая активность. Детям с СДВГ нельзя ограничивать физическую активность, занятия спортом важны для них, чтобы происходил выплеск энергии. Тренировки проводят по четкому расписанию, чтобы ребенок привыкал к дисциплине, усваивал правила спортивных игр.
Питание и распорядок дня
Для малыша важно организовать правильный режим дня. Он должен спать, гулять и кушать в одно и то же время. Перед сном желательно поиграть в спокойную настольную игру или почитать книжку.
В доме у малыша должно быть личное пространство, комната или уголок, нужно каждый день приучать его собирать вещи, игрушки.
Большую роль играет правильное питание. Врачи утверждают, что стремительный рост случаев гиперактивности связан с употреблением фастфуда и продуктов с консервантами.
Рацион ребенка должен состоять из нежирного мяса, овощей, фруктов, молочных продуктов. Сладости и вредные блюда нужно свести к минимуму.
Чего нельзя делать
В общении с гиперактивным сыном или дочерью родители должны избегать следующих ошибок:
- крики, грубость, одергивания;
- унижения и насмешки;
- немотивированные запреты и приказы;
- агрессия;
- физическое наказание;
- требование отличных отметок в школе;
- выполнение за него домашних заданий.
Важно установить контакт с малышом, чтобы он постоянно чувствовал родительскую любовь и поддержку.
Лечение гиперактивности — это долгий и сложный процесс. Но он важен для успешной адаптации человека в школе, трудовом коллективе, семье.
Чем раньше проблема будет диагностирована, тем больше вероятности избежать трудностей во взрослой жизни.
Источник
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (термины СДВГ, Гиперкинетические расстройства – используются в качестве синонимов, в международной и отечественной практике принято обозначение «Гиперкинетические расстройства») — эта группа расстройств, объединенных по феноменологическому принципу на основании слабо модулированного поведения с несоответствующими возрасту гиперактивностью, дефицитом внимания, импульсивностью и отсутствием устойчивой мотивации к деятельности, требующей волевых усилий. ( Код по МКБ-10 F 90)
Этиология СДВГ до конца не установлена . Выделяют 3 группы факторов, которые могут служить причинами развития синдрома: медико-биологические или церебрально-органические факторы, генетические и психосоциальные. Самостоятельное значение психосоциальных факторов ставится под сомнение; чаще всего они усиливают проявления синдрома генетического, церебрально-органического или смешанного генеза.
Общие критерии диагностики гиперкинетических расстройств, соответствующие МКБ-10: раннее начало (до 6 лет), длительность (не менее 6 месяцев), нарушение внимания, гиперактивности ,импульсивности должны наблюдаться более, чем в одной ситуации.
Невнимательность. По меньшей мере 6 симптомов невнимательности из 9 сохраняются на протяжении 6 месяцев в такой степени выраженности, которая свидетельствует о плохой адаптивности и не согласуется с уровнем развития ребенка:
1) часто проявляющаяся неспособность внимательно следить за деталями или совершение беспечных ошибок в школьной программе, работе или другой деятельности;
2) часто не удается поддерживать внимание на заданиях или игровой деятельности;
3) часто заметно, что ребенок не слушает того, что ему говорится;
4) ребенок часто неспособен следовать инструкциям или завершить школьную работу, повседневные дела и обязанности на рабочем месте (не из-за оппозиционности поведения или неспособности понять инструкции);
5) часто нарушена организация заданий и деятельности;
6) часто избегает или очень не любит заданий, таких как домашняя работа, требующая постоянных умственных усилий;
7) часто теряет вещи, необходимые для выполнения определенных заданий или деятельности, таких как школьные вещи, карандаши, книги. игрушки или инструменты;
8) часто отвлекается на внешние стимулы;
9) часто забывчив в повседневной деятельности.
Гиперактивность. По меньшей мере 3 симптома гиперактивности из 5 сохраняются на протяжении 6 месяцев в такой степени выраженности, которая свидетельствует о плохой адаптивности и не согласуется с уровнем развития ребенка:
1) часто беспокойно двигает руками или ногами или ерзает на месте4
2) покидает свое место в классной комнате или в другой ситуации, когда требуется оставаться на месте;
3) часто начинает бегать или куда-то карабкаться, когда это является неуместным (в подростковом возрасте может присутствовать лишь чувство беспокойства);
4) часто неадекватно шумен в играх или испытывает затруднения в тихом проведении досуга;
5) обнаруживается стойкий характер чрезмерной моторной активности, на которую существенно не влияют социальная ситуация и требования.
Импульсивность. По меньшей мере один симптом импульсивности из 4 сохраняются на протяжении 6 месяцев в такой степени выраженности, которая свидетельствует о плохой адаптивности и не согласуется с уровнем развития ребенка:
1) часто выпаливает ответы до того, как завершены вопросы;
2) часто неспособен ждать в очередях, дожидаться своей очереди в играх или групповых ситуациях;
3) часто прерывает других или вмешивается в разговоры или игры других людей;
4) часто слишком много разговаривает без адекватной реакции на социальные ограничители.
Фазы синдрома: обострение – усиление проявлений основных и сопутствующих расстройств, наличие когнитивной, поведенческой или сочетанной дезадаптации; вне обострения — уменьшение проявлений основных и сопутствующих расстройств, отсутствие признаков дезадаптации .
Тест на СДВ или СДВГ у ребенка
Часть первая: Есть ли у вашего ребенка СДВ?
adhd-kids.narod.ru/articles/child_test4adhd.html
Источник
Дефицит внимания и гиперактивность представляют собой сборную группу состояний, включающую несколько синдромов: синдром дефицита внимания, синдром гиперактивности и разнообразные сочетания обоих. В «Международной классификации психических и поведенческих расстройств» (МКБ-10) эта группа состояний включена в рубрику «Поведенческие и эмоциональные расстройства с началом, характерным для детского и подросткового возраста» (F90-F98). Большинство вариантов этих состояний в МКБ-10 отнесены к группе «Гиперкинетические расстройства» и соответствуют шифру F90.
Согласно МКБ-iO, гиперкинетическое расстройство (F90) диагностируется, если в различных ситуациях, в течение минимум шести месяцев, с началом не позднее семилетнего возраста, при отсутствии расстройств развития или аффективных эпизодов и тревожных расстройств отмечается не менее шести симптомов невнимательности, трех симптомов гиперактивности и хотя бы один симптом импульсивности.
Симптомы невнимательности:
в часто проявляющаяся неспособность внимательно следить за деталями или совершение беспечных ошибок в школьной программе, работе или другой деятельности;
• часто не удается поддерживать внимание на заданиях или в игровой деятельности;
• часто заметно, что ребенок не слушает того, что ему говорится;
• ребенок часто не способен следовать инструкциям или завершать школьную работу, повседневные дела и обязанности на рабочем месте (не из-за оппозиционного поведения или неспособности понять инструкции);
• часто нарушена организация заданий и деятельности;
• часто избегает или очень не любит заданий, таких как домашняя работа, требующая постоянных умственных усилий;
• часто теряет вещи, необходимые для выполнения определенных заданий или деятельности, таких как школьные вещи, карандаши, книги, игрушки или инструменты;
• часто легко отвлекается на внешние стимулы;
• часто забывчив в ходе повседневной деятельности.
Симптомы гиперактивности:
• часто беспокойно двигает руками или ногами или ерзает на месте;
• покидает свое место в классной комнате или в другой ситуации, когда требуется оставаться сидеть;
• часто начинает бегать или куда-то карабкаться, когда это неуместно (в подростковом или зрелом возрасте может присутствовать лишь чувство беспокойства);
• часто неадекватно шумен в играх или испытывает затруднения при тихом проведении досуга;
• обнаруживается стойкий характер чрезмерной моторной активности, на которую существенно не влияют социальные ситуация и требования.
Симптомы импульсивности:
• часто выпаливает ответы до того, как завершены вопросы;
• часто не способен ждать в очередях, дожидаться своей очереди в играх или групповых ситуациях;
• часто прерывает других или вмешивается (например, в разговоры или игры других людей);
• часто слишком много разговаривает без адекватной реакции на социальные ограничения.
В классификации «Американской психиатрической ассоциации» (DSM-IV), изданной в 1994 г., и текстуально переработанной в 2000 г., различаются три варианта состояний дефицита внимания или гиперактивности:
314.01—дефицит внимания / гиперактивное расстройство, со-четанный тип;
314.00 —дефицит внимания / гиперактивное расстройство, с преобладанием дефицита внимания;
314.00 — дефицит внимания / гиперактивное расстройство с преобладанием гиперактивности и импульсивности.
Термин «гиперактивность», использующийся в DSM-IV, более точный, чем «гиперкинетическое расстройство», так как последний провоцирует ошибочную ассоциацию с гиперкинезами. Подобная омонимия создает определенные неудобства в диагностике. Более прогрессивна и стратегия разделения синдромов с преобладанием дефицита внимания и синдромов с преобладанием гиперактивности и импульсивности.
Условием постановки диагноза СДВГ становится наличие специфических симптомов, выступающих критериями включения для этой диагностической рубрики. Эти симптомы должны выражаться в разных ситуациях (школа, семья, игровая / трудовая деятельность) и должны наблюдаться в течение длительного времени (не менее шести месяцев). Они обычно вариабельны и по-разному проявляются в разных социальных ситуациях. Например, в ситуациях монотонной, однообразной, малопривлекательной деятельности они выражены сильнее. При частой смене видов деятельности, эффективном, привлекательном для ребенка подкреплении, во время увлекательной игры эти симптомы минимальны. Кроме того,при диагностике этих симптомов необходимо учитывать возрастные особенности поведения. Симптомы могут считаться признаками патологии в том случае, если они выходят за пределы допустимых в этом возрасте затруднений. Признаки дезадаптации должны проявляться в двух и более социальных сферах (например, и дома, и в школе). Если ребенок дезадаптирован только в домашней обстановке или только в школе, этого недостаточно для постановки диагноза СДВГ. Кроме того, эти симптомы не должны быть следствием аутизма, тревожных расстройств или умственной отсталости.
В МКБ-10 симптомы дефицита внимания и гиперактивности сгруппированы в три синдрома: «невнимательность», «гиперактивность» и «импульсивность». В свою очередь, в DSM-IV рассматриваются три подтипа расстройства дефицита внимания и гиперактивности (ADHD):
A) с преобладанием дефицита внимания (далее — СДВГ ДВ);
B) с преобладанием гиперактивности и импульсивности (далее-СДВГ ГИ);
C) комбинированный подтип.
СДВГ с преобладанием дефицита внимания (СДВГ ДВ). Для установления диагноза этого синдрома необходимо наличие, по меньшей мере, шести симптомов из приведенного списка, которые сохраняются в течение шести месяцев и более в такой степени выраженности, которая свидетельствует о дезадаптации и не согласуется с уровнем развития ребенка.
1. Часто не способен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, работе, других видах деятельности.
2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
3. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает, когда к нему обращаются.
4. Ребенок часто не способен следовать инструкциям или доводить до конца выполнение школьных заданий, повседневных дел, обязанностей на рабочем месте (не из-за реакций оппозиции или непонимания инструкции).
5. Часто испытывает трудности в организации выполнения заданий и других видов деятельности.
6. Часто избегает, не любит заданий, требующих постоянных умственных усилий (школьных заданий, домашних заданий).
7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
8. Часто отвлекается на посторонние вещи.
9. Часто бывает забывчив в повседневных делах.
СДВГ с преобладанием гипераптивиости и импульсивности (СДВГ ГИ).
Не менее трех симптомов из перечисленных сохраняются шесть месяцев и долее в такой степени выраженности, которая свидетельствует о дезадаптации и не согласуется с уровнем развития ребенка.
1. Часто беспокойно двигает руками и ногами, ерзает на месте.
2. Часто вскакивает с места в классе или в других ситуациях, требующих усидчивости.
3. Часто бесцельно бегает по комнате, пытается куда-то залезть в ситуациях, когда это неуместно.
4. Часто неадекватно шумен в играх, не может спокойно проводить досуг.
5. Часто находится в постоянном движении, ведет себя так, как будто у него внутри мотор.
6. Часто бывает болтливым.
7. Часто выпаливает ответ, не дослушав вопрос до конца.
8. Часто не способен дожидаться своей очереди в играх.
9. Часто прерывает других или вмешивается в разговор или игры других.
Если у ребенка обнаружены шесть и более симптомов из списка СДВГ ДВ, но меньше шести из списка СДВГ ГИ, то диагностируется первый подтип, т. е. СДВГ с преобладанием дефицита внимания. Если у ребенка выявлено обратное соотношение, т. е. шесть и более симптомов из списка СДВГ ГИ, но меньше шести симптомов из списка СДВГ ДВ, то диагностируется второй подтип — СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности. Если по обоим спискам число найденных симптомов превышает шесть, этот случай рассматривается как смешанное состояние, включающее дефицит внимания и гиперактивность.
Говоря о диагностике СДВГ, необходимо отметить, что хотя в практической работе с детьми специалистам часто приходится встречаться с гиперактивностью и нарушениями внимания, обусловленными именно СДВГ, эти симптомы могут быть признаками и ряда других состояний.
СДВГ важно разграничивать с широким кругом состояний, сходных с ним лишь по внешним проявлениям, но существенно отличающихся от СДВГ как по своим причинам, внутренним механизмам, а следовательно, и методам коррекции. По данным Н. Н. Заваденко (2005), к их числу относятся:
• индивидуальные особенности личности и темперамента;
• тревожные расстройства;
• специфические расстройства развития школьных навыков:
дислексия, дисграфия, дискалькулия;
• последствия перенесенной черепно-мозговой травмы, нейроинфекции, интоксикации;
• астенический синдром при соматических заболеваниях;
• эндокринные заболевания;
• сенсоневральная тугоухость;
• эпилепсия;
• умственная отсталость;
• наследственные синдромы: Туретта, Вильямса, Смита-Мажениса,
ломкой Х-хромосомы и другие;
• патохарактерологическое развитие личности, аффективные расстройства, аутизм, шизофрения.
СДВГ редко встречается изолированно — при этом синдроме коморбидность — скорее правило, нежели исключение (Hinshow, La-hey, Hart 1993). Так, частота встречаемости депрессий у детей с СДВГ находится на высоком уровне — приблизительно в 30% случаев. Помимо депрессивных состояний в исследованиях СДВГ обнаруживается коморбидность с другими психопатологическими нарушениями: биполярным расстройством, обсессивно-компульсив-ным синдромом, тревожными и невротическими расстройствами (American Academy of Pediatrics… 2000). Также СДВГ сочетается с оппозиционно-вызывающим расстройством и асоциальными расстройствами поведения (Barkley 2003). Около 20-30% школьников с СДВГ помимо характерных симптомов обнаруживают специфические расстройства школьных навыков (Seidman 2001).
В связи с вышесказанным следует отметить, что при диагностике СДВГ важно опираться на клинические наблюдения, подтвержденные патопсихологическими данными, анамнестическими сведениями, а также результатами опроса родителей и педагогов о поведении ребенка.
Источник: «Поддержка и обучение родителей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью» О. Н. Боголюбова, М. В. Галимзянова, А. Н. Корнев, Евина, М. В. Яковлева; Под редакцией Р. Ж. Мухамедрахимова— СПб.: Изд-во С.-Петерб» ун-та, 2009. — 78 с.
Источник