Синдром гиперактивности лечение народными средствами
Диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) ставится все большему количеству людей. Согласно статистике, в настоящее время в России насчитывается от 4 до 18% детей с СДВГ.[1] Данное расстройство распространено и в других странах: так, в США к 2011 году диагноз СДВГ был зафиксирован примерно у 11% детей школьного возраста (6,4 миллиона детей),[2] из которых две трети составляют мальчики.[3] Без надлежащего лечения и специальной поддержки эти дети рискуют в будущем оказаться без работы, жилья или даже попасть в тюрьму. Это очень серьезная проблема. Вместе с тем многих родителей беспокоят побочные эффекты лекарств, назначаемых при СДВГ, и множество детей с данным диагнозом не принимают их. Если вы также остерегаетесь стандартных препаратов, возможно, вам стоит попробовать натуральные средства.
Правильное питание при СДВГ
1
Давайте своему ребенку пищу, богатую сложными углеводами. Как правило, у детей с СДВГ понижен уровень серотонина и допамина. Иногда изменения в рационе способны до определенной степени повысить содержание этих нейромедиаторов. Богатая сложными углеводами диета приводит к повышению уровня серотонина, что благотворно сказывается на настроении, сне и аппетите.[4]
- Давайте ребенку такую богатую сложными углеводами пищу, как продукты из цельного зерна, зеленые овощи, крахмалистые овощи, фасоль.[5] Все эти продукты высвобождают энергию постепенно, в отличие от простых сахаров, которые вызывают ее мгновенный всплеск.[6]
2
Следите, чтобы ваш ребенок получал с пищей достаточно белков. Богатая белками диета может улучшить способность к концентрации внимания. Чтобы поддерживать высокий уровень допамина, на протяжении дня готовьте блюда, содержащие белки нескольких видов.[7]
- Белки входят в состав мяса, рыбы и орехов. Много белка содержится и в таких богатых сложными углеводами продуктах, как фасоль и другие бобовые.[8]
3
Включите в рацион пищу, содержащую цинк. Согласно некоторым исследованиям, цинк помогает снизить гиперактивность.[9] Следите, чтобы в организм ребенка поступало достаточное количество этого микроэлемента.
- Большое количество цинка содержится в такой пище, как морепродукты, мясо птицы и витаминизированные продукты из злаков. Можно также принимать содержащие цинк пищевые добавки.
4
Используйте полезные специи. Некоторые специи также обладают полезными свойствами. Например, шафран снижает депрессию, а корица способствует концентрации внимания.[10]
5
Избегайте вредной пищи. Определенные продукты помогают справиться с СДВГ, в то время как другие способны ухудшить ситуацию. Старайтесь избегать следующей пищи:
- Простые сахара. Эти сахара, содержащиеся в таких продуктах, как конфеты и сладкие газированные напитки, вызывают лишь кратковременный прилив энергии и всплеск уровня серотонина. Ребенок должен есть пищу, богатую сложными углеводами, которая помогает поддерживать стабильный уровень энергии и серотонина.[11]
- Вредные жиры. Этот вид жиров содержится в продуктах из транс-жиров, жареных блюдах, бургерах и пицце. Вместо этого постарайтесь обогатить рацион омега-3 жирными кислотами, содержащимися в таких продуктах, как мясо лосося, грецкие орехи и авокадо.[12] Это поможет снизить гиперактивность и вместе с тем повысить организованность.
- Пищевые красители. Некоторые исследования показали, что пищевые красители могут усиливать симптомы СДВГ. Особенно вредны добавки, придающие пище или напиткам красный цвет.[13]
- Изделия из пшеницы, молочные продукты и пища, подвергшаяся промышленной переработке. Эти продукты занимают значительное место в рационе большинства людей, и вашему ребенку, возможно, будет сложно отказаться от них полностью. Тем не менее, существуют исследования, показывающие, что ограничение употребления этих продуктов детьми также дает положительный эффект.[14]
Терапия и социальные связи
1
Найдите для своего ребенка психотерапевта. Хороший психотерапевт способен привнести в жизнь ребенка значительные положительные изменения. Вне зависимости от того, принимает ли ваш ребенок медикаменты, психотерапевт поможет ему лучше контролировать свое состояние.
- Как правило, процесс лечения начинается с анализа и перестройки структуры и повседневной жизни семьи. Цель этого состоит в том, чтобы создать условия, хорошо подходящие к образу мыслей ребенка, что поможет ему чувствовать себя более комфортно.
- Младшим детям с СДВГ часто рекомендуют поведенческую терапию.[15] Эта терапия помогает детям изменить свое поведение и лучше контролировать свои импульсы.[16]
- Как детям, так и взрослым с СДВГ полезно будет больше узнать о своем состоянии. Терапия поможет им также осознать, что они не одиноки в своей борьбе с недугом, и найти положительные стороны в окружающем их мире.
2
Найдите психотерапевта и для себя. Родители детей с СДВГ сталкиваются с непростыми испытаниями. Ваше положение намного сложнее в том случае, если вы отказываетесь от использования стандартных медикаментов. Найдите квалифицированного психотерапевта, с которым вы сможете обсудить свои собственные трудности и проблемы.
- Терапия призвана обеспечить комфортное состояние для вас и членов вашей семьи, чтобы под руководством специалиста вы смогли избавиться от фрустрации и других психологических проблем.
- Психотерапевт поможет вам также организовать повседневную жизнь таким образом, чтобы вашему ребенку легче было справляться.[17]
3
Следите за тем, чтобы ваш ребенок был хорошо социализирован. Одна из главных проблем, с которой сталкиваются взрослые люди с СДВГ, заключается в том, что они не научились выстраивать межличностные отношения в детские годы.[18] Социальные отношения очень важны как для настоящей, так и будущей жизни вашего ребенка.
- Поощряйте общение своего ребенка со сверстниками, его участие в различных мероприятиях и организациях. Запишите ребенка в кружок, спортивную секцию, клуб или подобную организацию.
- Найдите организацию, в которой вы могли бы состоять вместе со своим ребенком — например, займитесь вместе волонтерской деятельностью.
- Устраивайте вечеринки. Поощряйте участие своего ребенка в праздниках, устраиваемых для других детей их родителями, и приглашайте его друзей к себе домой.
- Если вашего ребенка пригласили на день рождения, поговорите откровенно с родителями, организующими праздник. Объясните им, что вам также необходимо на всякий случай присутствовать на нем. Скорее всего, они оценят вашу искренность, и ваш ребенок сможет пообщаться со сверстниками.
Создание спокойной домашней обстановки
1
Сведите к минимуму электронные средства, отвлекающие внимание ребенка. Дети с СДВГ испытывают сложности с продолжительной концентрацией внимания. Им сложно отсеивать лишние раздражители и сигналы, поступающие из окружающей среды. Вы можете помочь своему ребенку, упростив окружающую его обстановку. Сведите к минимуму количество электронных устройств, которые способны отвлекать ребенка.[19]
- Выключайте телевизор, когда вы не смотрите его. Тем более выключайте телевизор, когда собираетесь сообщить своему ребенку что-то важное.
- Не включайте громкую музыку, когда ребенок пытается сосредоточиться на чем-либо.
- Находясь дома, отключайте звуковой сигнал на своем сотовом телефоне, чтобы он не отвлекал ребенка.
2
Следите за освещением. Необычное освещение может отвлекать ребенка с СДВГ.[20] Постарайтесь, чтобы в вашем доме было подходящее и одинаковое освещение.
- Тени и другие световые эффекты (например, мерцание лампочки) также способны отвлекать ребенка.
3
Старайтесь, чтобы ваш дом не наполняли сильные запахи. Даже запахи способны отвлечь ребенка с СДВГ.[21] Удалите из своего дома источники сильных запахов.
- Это могут быть свечи, освежители воздуха, духи и одеколоны с сильным запахом.
4
Организуйте домашнюю обстановку. Люди с СДВГ постоянно пытаются найти смысл в окружающей их среде. Помогите своему ребенку в этом, упорядочив домашнюю обстановку.
- Необходимо правильно организовать детскую комнату и место для игр.
- Создайте удобную систему хранения вещей, позволяющую рассортировать их по категориям и избежать захламленности.
- Используйте для хранения вещей разноцветные коробки и настенные крючки, а также открытые полки. Наклейте на них картинки или надписи, напоминающие ребенку о том, что где хранится.[22][23]
- Заведите отдельные коробки или ящики для хранения различных игрушек и школьных принадлежностей. Обозначьте их наклейками с соответствующими изображениями. Храните различные предметы одежды отдельно друг от друга: отведите отдельный ящик для носков, наклеив на него изображение носка, и так далее.[24][25]
- Поставьте в доступном месте большой ящик или коробку, в которую можно было бы складывать вещи, оставляемые ребенком по всему дому, такие как игрушки, перчатки, бумаги и многие другие предметы. Потеряв какую-либо вещь, ребенок сможет легко найти ее в этой коробке, вместо того чтобы искать по всему дому.[26]
- Вы можете также ввести правило, согласно которому, например, если вы третий раз обнаружите какую-то вещь, лежащей неприбранной в общей комнате, она конфискуется на одну неделю. Или, когда заполнится коробка для забытых вещей, она на какое-то время закрывается крышкой, и все скопившиеся в ней «сокровища» становятся временно недоступны. Это приучит вашего ребенка к соблюдению порядка.
Выработка правильного распорядка дня
1
Составьте расписание. Детям с СДВГ чрезвычайно важен режим. Им полезно иметь каждодневное расписание, на которое они могли бы опираться. Подробное расписание напоминает им, где они должны быть в то или иное время и чем им следует заниматься, что значительно облегчает их повседневную жизнь.[27]
- В распорядке дня можно отвести определенное время для работы по дому. Это поможет ребенку выполнять такую работу, а также снизит возможный стресс и улучшит самочувствие. Кроме того, выполнение работы по дому повысит самооценку ребенка, что очень важно для детей с СДВГ, часто испытывающих проблемы с самооценкой.[28]
- Понятное расписание снизит также вероятность конфликтов, связанных с рутинной работой по дому.
- Будьте как можно более последовательны, планируя схожие виды деятельности на одно и то же время.
2
Разбивайте задания на части. Детям с СДВГ необходимо, чтобы большие задания были «нарезаны» на отдельные этапы.[29]
- Этапы следует задавать по очереди, либо записать их на листке бумаги. Давая задание, сопровождайте его последовательными пояснениями. В конце попросите ребенка повторить ваши инструкции.
- Поощряйте ребенка после выполнения каждого этапа.[30]
- Предположим, вы поручили ребенку разобрать его выстиранную и высушенную одежду. Ваш инструктаж может выглядеть следующим образом. Сначала попросите его выбрать все штаны и сложить в одном месте («Молодец!»). Затем следует сложить рядом все футболки («Умница!»). После этого попросите ребенка аккуратно свернуть штаны и сложить их стопкой, потом сделать то же самое с футболками и наконец отнести их в свою комнату по одной стопке за раз.
3
Используйте напоминания. Помогайте ребенку, размещая понятные напоминания о том, что ему следует сделать. В этом случае ему будет сложнее забыть о запланированной работе. Например:
- Вручите ребенку органайзер с записанным в нем подробным расписанием.[31] Ребенок сможет заносить в него и домашние задания, полученные в школе.
- Заведите календарь или доску и записывайте туда текущие задания по дому.
- Проверяйте, что уже сделано, не забывая хвалить ребенка за проделанную работу.
4
Поощряйте успехи ребенка. Дети с СДВГ склонны думать, что они делают все не так, как надо. Вы сможете повысить самооценку своего ребенка, хваля его за хорошее поведение и успешно проделанную работу.[32]
- Помимо похвалы, вы можете время от времени дарить ребенку разные безделушки (например, мелкие игрушки или стикеры).
- Некоторые предпочитают систему баллов. Она состоит в том, что за хорошее поведение ребенку начисляются баллы. За набранные баллы ребенку предоставляются дополнительные привилегии, такие как поход в кино.[33] Вы можете начислять баллы за выполнение заданий, предусмотренных распорядком дня.[34] Постоянно набирая баллы, ребенок повысит свою самооценку и привыкнет к повседневной работе.
5
Включите в расписание занятия спортом. Сделайте физические упражнения неотъемлемой частью повседневного расписания. Бег трусцой, спортивные игры и другие физические упражнения помогут преодолеть поведенческие проблемы.[35]
- Занятия физическими упражнениями улучшают мозговое кровообращение. Это способствует лучшей работе отделов мозга, отвечающих за контроль над поведением, планирование, мышление и эмоции.[36]
- Упражнения также способствуют выработке нейромедиаторов, таких как допамин. Выделяющиеся в мозгу нейромедиаторы помогают контролировать импульсы. Лечебное действие многих принимаемых при СДВГ препаратов состоит именно в том, что они стимулируют выработку этих веществ.[37]
6
Старайтесь, чтобы ребенок хорошо высыпался. Исследования показали, что достаточное количество сна помогает смягчить симптомы СДВГ у детей. Даже полчаса дополнительного сна способны снизить возбуждение ребенка и улучшить его поведение в школе. И наоборот, недостаток сна приводит к слезам, приступам раздражения и фрустрации.[38]
7
Заручитесь дополнительной помощью в школе. Когда ваш ребенок находится в школе, вы не знаете, соблюдает ли он принятый порядок. Поэтому следует предпринять шаги, позволяющие контролировать поведение ребенка в школе.
- Поддерживайте связь с учителями. Важно, чтобы учителя вашего ребенка понимали его положение. Вам следует сотрудничать с ними для того, чтобы обеспечить правильное поведение ребенка в школе.
- В некоторых странах наличие официального диагноза СДВГ дает возможность пользоваться специальными возможностями. Например, вашему ребенку могут предоставлять дополнительное время при прохождении тестов и экзаменов. В России, к сожалению, такой практики нет, а найти хорошую спецшколу — задача непростая. Постарайтесь собрать как можно больше информации, есть ли в вашем городе школы, где учителя обучены работать с детьми с особыми потребностями.
- Составьте вместе с учителями индивидуальный учебный план (ИУП). После получения официального медицинского заключения вы можете попробовать обратиться за предоставлением вашему ребенку особого (индивидуального) плана. В разных школах к решению этого вопроса относятся по-разному, и в целом это редкая практика (вам скорее порекомендуют перевод в спецшколу или на семейное обучение). В идеале в таком плане будут указаны академические, поведенческие и социальные задачи учащегося с особыми потребностями, определены критерии, по которым будут оцениваться результаты, и специальные средства и меры, применяемые для достижения поставленных целей.[39] ИУП сделает школьное обучение вашего ребенка более эффективным.
8
Применяйте соответствующие дисциплинарные меры. Если ваш ребенок серьезно нарушает принятые правила, вам, возможно, придется наказать его. Для того, чтобы наказание было эффективным и пошло на пользу ребенку, соблюдайте приведенные ниже правила.
- Последовательность. За каждым нарушением правил должно следовать соответствующее ему наказание.[40] Упрямство ребенка или его просьбы не должны отвратить положенное наказание.
- Своевременность. Наказание должно немедленно следовать за проступком. Внимание детей с СДВГ быстро переключается с одного предмета на другой. Они могут не понять, за что наказаны, если между проступком и наказанием за него пройдет много времени.[41]
- Действенность. Наказание должно быть достаточно ощутимым, чтобы ребенок опасался его.[42] В противном случае оно будет малоэффективным.
- Спокойствие. Наказывая ребенка, не злитесь и сохраняйте спокойствие. В противном случае ребенок может подумать, что путем плохого поведения способен управлять вами.[43]
Советы
- Гуляйте с ребенком хотя бы раз в день, чтобы дать выход его избыточной энергии.
- Помните о том, что в СДВГ вашего ребенка нет вашей вины, и он не является результатом недостаточной заботы с вашей стороны.
- Будьте спокойны при общении со своим ребенком и проявляйте понимание. Не кричите и не реагируйте резко в том случае, если ребенок сделает что-то не то.
- Существуют группы, призванные помочь родителям детей с СДВГ. Например, существует крупный онлайн-форум www.sdvg-deti.com, где можно найти ответы на очень многие вопросы. Несмотря на название, форум посвящен СДВГ не только у детей, но и у подростков и взрослых.
- ADDitude Magazine — англоязычный интернет-ресурс, содержащий полезную информацию для взрослых с СДВГ, детей с СДВГ и их родителей.[44]
Предупреждения
- Прежде чем вносить значительные изменения в рацион ребенка, проконсультируйтесь с врачом. Это особенно важно в том случае, если вы собираетесь давать ребенку какие-либо пищевые добавки.
- Дети с СДВГ, не получающие надлежащего лечения, сталкиваются с серьезными проблемами в своей жизни. Если перечисленные в данной статье методы не принесли ожидаемых результатов, обратитесь к врачу, чтобы проконсультироваться насчет подходящего медикаментозного лечения.
Об этой статье
Эту страницу просматривали 10 752 раза.
Была ли эта статья полезной?
Источник
Терапевтическое лечение
При диагностировании СДВГ проводят комплексную терапию, которая заключается в коррекции поведения, социальной адаптации и лекарственном лечении.
Социализация
Лечение гиперактивного ребенка начинается с психологической коррекции:
- его обучают по отдельному плану;
- с ним работают психологи, дефектологи;
- контролируют режим дня (соразмеряют время полезной деятельности, отдыха и сна);
- развивают физическую активность (занятия в кружках и спортивных секциях идут на пользу активным детям, помогают им адаптироваться в обществе);
- дошкольный и школьный возраст – период, когда необходимо усиленно корректировать поведение детей, мягко указывать им на недостатки, задавать правильный вектор действиям и поступкам.
Такие дети испытывают дефицит внимания. Их необходимо вовлекать в полезные дела, давать деликатные оценки поступкам, поднимать им самооценку, менять виды деятельности, заниматься с ними в игровой форме.
Правильное воспитание – важная составляющая в коррекции гиперактивных детей. Родителям необходимо установить эмоциональный контакт с ребенком, поддерживать его в добрых делах, смягчать неадекватное поведение. Поощрение и похвала помогают детям самоутвердиться, поднять свою значимость для окружающих.
Ребенку надо разъяснять правила поведения в общественных местах, семье, на детской площадке. Нельзя отказывать ребенку в чем-либо без объяснения. Надо озвучивать причину запрета, предлагать альтернативу. За хорошее поведение ребенка следует вознаграждать: разрешить посмотреть любимые передачи, посидеть за компьютером, дать лакомство, устроить совместный поход или поездку.
Самое лучшее лечение гиперактивности с дефицитом внимания – психологическая коррекция без использования лекарственных препаратов. Но она возможна на ранних стадиях, когда возраст малыша не больше восьми лет.
Когда наступает школьный возраст, к первичным симптомам присоединяются вторичные. Социогенные проявления – серьезный недостаток в развитии детей. Он формируется на фоне конфликтов с ближним окружением, плохой успеваемости. Отягченную гиперактивность лечить без лекарств сложно.
Медикаментозная терапия
Если у ребенка случаются приступы агрессии, он становится опасным для окружающих и самого себя, используют методы психотерапии и лекарства. Скорректировать неадекватное поведение помогают аутогенные тренировки, сеансы психотерапии, которые проходят индивидуально, в группе, совместно с семьей.
Лечение проводят, используя следующие препараты:
- Медикаментозные средства, улучшающие мозговое кровообращение: Пирацетам, Фенибут, Энцефабол.
- Антидепрессанты – лекарства, улучшающие настроение, подавляющие депрессии и склонность к суициду, снимающие усталость.
- Глицин – препарат, налаживающий работу головного мозга.
- Поливитамины. Цинк, магний, кальций и витамины группы B необходимы для правильной работы нервной системы. Их уровень в организме гиперактивных детей часто понижен. Для восполнения этих веществ ребенку выписывают необходимый витаминно-минеральный комплекс.
Рецепты народной медицины
Ребенка лечат, используя одновременно народные средства и медикаменты. Применяют их по назначению врача.
Травы
Растительные экстракты успокаивают, улучшают сон, память и внимание, снимают тревожность.
Средства из трав готовят по таким рецептам:
- Успокоительное лекарство из дягиля. Кипятят 500 мл воды, опускают в жидкость 10 г корешков. Настаивают 6 часов, фильтруют. Поят малыша экстрактом трижды в день. Разовая доза – столовая ложка.
- Настой шишек хмеля успокаивает и налаживает пищеварение. В 300 мл кипятка кладут 2 столовые ложки травы, дают закипеть, убирают с огня. Спустя 30 минут фильтруют. Дают по 10 мл три раза в день.
- Микстура из зверобоя нормализует сон, благотворно влияет на внимание и память. В 250 мл кипятка кладут столовую ложку травы, томят 15 минут. После остывания фильтруют. Поят ребенка два раза в день, давая по 2 столовые ложки.
- Лечить детей помогает лаванда. Экстракт из нее успокаивает, снимает психоневрологические признаки: головные боли, головокружения. В 300 мл кипятка высыпают 10 г травы. Фильтруют через 30 минут. Настой дают утром после сна и на ночь. Рекомендованная разовая доза – столовая ложка.
- Сбор из плодов шиповника, мелиссы, ромашки, тысячелистника, мяты перечной, валерианы, зверобоя, дягиля и хмеля – эффективный народный способ лечения гиперактивных детей. Растения смешивают в равных количествах. Кипятят 300 мл воды, кладут в нее 20 г сбора. Через 30 минут фильтруют. Поят ребенка два раза в сутки, давая по столовой ложке средства.
- Сбор из мяты, мелиссы, лаванды, зверобоя, взятых по 10 г, и 30 г валерианы. В термос наливают 500 мл кипятка, кладут 30 г сбора. Фильтруют через пять часов. Пьют средство утром и на ночь. Разовая доза – полстакана.
Травяные ванны
Хорошо успокаивают, снимают нервное напряжение и усталость ванны с растительными экстрактами. Их используют для лечения гиперактивности в детском возрасте.
Готовят ванны следующим образом:
- Берут по 20 г ивовой коры и ягод можжевельника, 50 г корней аира. В кастрюлю наливают 3 л воды, высыпают траву, доводят до кипения, томят 15 минут. После остывания фильтруют, выливают в ванну.
- Хвойный экстракт для успокаивающей ванны. Кипятят 3 л воды, кладут в нее 50 г хвои. Спустя 20 минут фильтруют, выливают в ванну.
- Когда малыш плохо спит, помогают душица, мята, календула. В 3 л закипевшей воды кладут по 50 г соцветий. Фильтруют после остывания, выливают в ванну.
- Солевые ванны. В воду кладут 3 столовые ложки морской соли без химических добавок. Разрешено использовать соль с аромамаслами. Успокаивающее действие оказывает соль с лавандой и мятой. После купания ребенка ополаскивают чистой водичкой.
Ванны делают на ночь – это важная особенность принятия водных процедур. Они помогают расслабиться, быстро заснуть. Продолжительность купания 10-20 минут. Делают ванны через день на протяжении четырех недель. Их можно чередовать.
Гиперактивные дети – особенные, но это не значит, что они хуже остальных. Они нуждаются в повышенном внимании. Их надо принимать такими, как они есть, любить. Только лояльное отношение помогает справиться с проблемой: расшалились – мягко пожурите, добились результата – похвалите. Дети, чувствующие, что их понимают, быстрее справляются с недостатками.
Источник