Синдром гиперактивности код по мкб 10 у детей

Синдром гиперактивности код по мкб 10 у детей thumbnail

Содержание

  1. Описание
  2. Симптомы
  3. Причины
  4. Лечение
  5. Основные медицинские услуги
  6. Клиники для лечения

Названия

 Синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Психопатологические состояния, осложняющие течение СДВГ
Психопатологические состояния, осложняющие течение СДВГ

Описание

 Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращённо СДВГ; англ. Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD)) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.
 СДВГ и его лечение вызывает много споров начиная уже с 1970 годов. В существовании СДВГ сомневается ряд медиков, учителей, политиков, родителей и средств массовой информации. Одни считают, что СДВГ не существует вообще, другие верят, что существуют генетические и физиологические причины данного состояния.

Симптомы

 A. НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ Для постановки диагноза необходимо наличие шести или более из перечисленных симптомов невнимательности, которые сохраняются у ребёнка на протяжении как минимум шести месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам:
 1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
 2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
 3. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращенную к нему речь.
 4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
 5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
 6. Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
 7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
 8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
 9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
 B. ГИПЕРАКТИВНОСТЬ. Наличие шести или более из перечисленных симптомов гиперактивности и импульсивности, которые сохраняются на протяжении по меньшей мере шести месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам:
 1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
 2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
 3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
 4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
 5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
 6. Часто бывает болтливым.
 ИМПУЛЬСИВНОСТЬ.
 1. Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.
 2. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
 3. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
 II. (B. ) Некоторые симптомы импульсивности, гиперактивности и невнимательности начинают вызывать беспокойство окружающих в возрасте ребёнка до семи лет.
 III. (C. ) Проблемы, обусловленные вышеперечисленными симптомами, возникают в двух и более видах окружающей обстановки (например, в школе и дома).
 IV. (D. ) Имеются убедительные сведения о клинически значимых нарушениях в социальных контактах или школьном обучении.

Причины

 Точная причина возникновения СДВГ не известна, но существует несколько теорий. Причинами возникновения органических нарушений могут быть:
 • Общее ухудшение экологической ситуации.
 • Инфекции матери во время беременности и действие лекарств, алкоголя, наркотиков, курения в этот период.
 • Иммунологическая несовместимость (по резус-фактору).
 • Угрозы выкидыша.
 • Хронические заболевания матери.
 • Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом, кесарево сечение.
 • Родовые осложнения (неправильное предлежание плода, обвитие его пуповиной) ведут к травмам позвоночника плода, асфиксиям, внутренним мозговым кровоизлияниям.
 • Любые заболевания младенцев с высокой температурой и приёмом сильнодействующих лекарств.
 • Астма, пневмонии, сердечная недостаточность, диабет, заболевания почек могут выступать как факторы, нарушающие нормальную работу мозга[29].
 Генетические факторы:
 Специалистами Медико-генетического научного центра РАМН и факультета психологии МГУ установлено, что «большинство исследователей сходится во мнении, что единую причину возникновения заболевания выявить не удается и, похоже, не удастся никогда». Учёные США, Голландии, Колумбии и Германии выдвинули предположение, что на 80 % возникновение СДВГ зависит от генетических факторов. Из более чем тридцати генов-кандидатов выбрали три — ген переносчика дофамина, а также два гена дофаминовых рецепторов. Однако генетические предпосылки к развитию СДВГ проявляются во взаимодействии со средой, которая может эти предпосылки усилить или ослабить.

Читайте также:  Тоннельный синдром запястного канала что это

Лечение

 В разных странах подходы к лечению и коррекции СДВГ и доступные методы могут отличаться. Однако, невзирая на эти различия, большинство специалистов считают наиболее эффективным комплексный подход, который сочетает в себе несколько методов, индивидуально подобранных в каждом конкретном случае. Используются методы модификации поведения, психотерапии, педагогической и нейропсихологической коррекции. «Лекарственная терапия назначается по индивидуальным показаниям в тех случаях, когда нарушения со стороны когнитивных функций и проблемы поведения у ребёнка с СДВГ не могут быть преодолены лишь с помощью немедикаментозных методов. »В США для лечения используется вызывающий привыкание риталин.
 Фармакокоррекция. При лечении СДВГ в качестве вспомогательного метода применяются лекарственные средства. Наиболее известные из них — это психостимуляторы, такие как метилфенидат, декстроамфетамин с амфетамином и декстроамфетамин. Один из недостатков этих препаратов — необходимость принимать их несколько раз в день (время действия около 4 часов). Сейчас появились метилфенидат и декстроамфетамин с амфетамином продолжительного действия (до 12 часов). Также используют препараты других групп, например — атомоксетин.
 Особая осторожность необходима при назначении стимуляторов детям, поскольку ряд исследований показал что их высокие дозы (например Methylphenidate более 60 mg/день) или неправильное применение вызывает привыкание и может побудить подростков использовать более высокие дозы для достижения наркотического эффекта. Согласно исследованию, проводимому в США среди кокаиновых наркоманов, у лиц с СДВГ употреблявших стимуляторы в подростковом возрасте вероятность пристрастия к кокаину в 2 раза выше, чем у тех кто был диагнозирован СДВГ, но не употреблял стимуляторов.
 В 2010 году в Австралии было опубликовано исследование о безрезультатности и неэффективности лечения СДВГ стимуляторами. Исследование охватывало людей, за которыми наблюдали на протяжении 20 лет.
 Комитет по правам ребёнка Организации Объединенных Наций издал рекомендации, в которых говорится следующее: «Комитет выражает озабоченность сведениями о том, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и синдром дефицита внимания (СДВ) диагностируется ошибочно, и что в результате чрезмерно прописываются психостимуляторы, несмотря на увеличивающееся количество свидетельств о вредном воздействии этих препаратов. Комитет рекомендует провести дальнейшие исследования в отношении диагностики и лечения СДВГ и СДВ, включая возможные отрицательные эффекты психостимуляторов на физическое и психологическое благополучие детей, а также в максимальной степени использовать иные формы улаживания и лечения при обращении к поведенческим расстройствам».
 Подход, распространённый в СНГ — это ноотропные препараты, вещества, улучшающие работу мозга, обмен, энергетику, увеличивающие тонус коры. Также назначаются препараты, состоящие из аминокислот, которые, по утверждениям производителей, улучшают обмен веществ мозга. Доказательств эффективности такого лечения нет.
 • Психостимуляторы.
 O Фенамин.
 O Риталин (Метилфенидат).
 • Антидепрессанты.
 O Венлафаксин.
 O Имипрамин.
 O Нортриптилин.
 O Атомоксетин.
 Нефармакологические подходы.
 В настоящий момент существует несколько нефармакологических подходов к методам лечения СДВГ, которые могут сочетаться с фармакокоррекцией, либо использоваться независимо.
 • Нейропсихологический (при помощи различных упражнений).
 • Синдромальный.
 • Бихевиоральная или поведенческая психотерапия акцентируется на тех или иных поведенческих шаблонах, либо формируя, либо гася их с помощью поощрения, наказания, принуждения и вдохновления. Может применяться только после нейропсихологической коррекции и созревания структур мозга, в противном случае поведенческая терапия неэффективна.
 • Работа над личностью. Семейная психотерапия, которая формирует личность и которая определяет, куда направить эти качества (расторможенность, агрессивность, повышенную активность).
 Весь этот комплекс методов психокоррекции и медикаментозного лечения при своевременной диагностике поможет гиперактивным детям вовремя скомпенсировать нарушения и полноценно реализоваться в жизни.

Основные медуслуги по стандартам лечения

Клиники для лечения с лучшими ценами

ЦенаВсего: 207 в 10 городах
Подобранные клиникиТелефоныГород (метро)РейтингЦена услуг
АО «Медицина» во 2-м Тверском-Ямском переулке+7(495) 152..показатьЗапись: +7(499) 116-82-39+7(495) 152-59-88+7(495) 229-00-03+7(495) 775-74-78Москва (м. Маяковская)

рейтинг: 4.4

157820ք
ЦКБ №2 ОАО ‘РЖД’+7(495) 727..показать+7(495) 727-00-03+7(499) 187-08-17Москва (м. Ростокино) 67165ք (90%*)
МЕДСИ на Ленинградском проспекте+7(495) 229..показать+7(495) 229-18-75+7(495) 152-55-46Москва (м. Аэропорт) 39300ք (80%*)
МЕДСИ на Ленинском проспекте+7(499) 519..показать+7(499) 519-39-17+7(495) 023-60-84Москва (м. Шаболовская) 39300ք (80%*)
МЕДСИ на Ленинской Слободе+7(499) 519..показать+7(499) 519-37-04+7(495) 023-60-84Москва (м. Автозаводская) 39300ք (80%*)
МЕДСИ в Марьино+7(495) 023..показать+7(495) 023-60-84Москва (м. Марьино) 39300ք (80%*)
МЕДСИ в Бутово+7(495) 023..показать+7(495) 023-60-84Москва (м. Бульвар Дмитрия Донского) 39300ք (80%*)
МЕДСИ в Благовещенском переулке+7(495) 023..показать+7(495) 023-60-84+7(915) 047-23-65Москва (м. Маяковская) 39300ք (80%*)
МЕДСИ на Полянке+7(495) 730..показать+7(495) 730-57-23+7(495) 152-55-46Москва (м. Полянка) 39300ք (80%*)
МЕДСИ на Солянке+7(495) 023..показать+7(495) 023-60-84+7(495) 730-14-34+7(985) 239-51-02Москва (м. Китай-Город) 39300ք (80%*)
* — клиника оказывает не 100% из выбранных услуг. Подробнее при нажатии на цену.
Читайте также:  Клітина епітелію мітоз синдром дауна

Источник

  • Описание
  • Причины
  • Симптомы (признаки)
  • Диагностика
  • Лечение

Краткое описание

Синдром гиперактивного ребёнка — расстройство, характеризующееся дефицитом внимания, импульсивностью и гиперактивностью. Проявляется слабой успеваемостью в школе, проблемами в отношениях со сверстниками, частыми конфликтами с родителями. Частота. Наблюдают у 3–5% детей школьного возраста, у мальчиков — в 5 раз чаще.

Код по международной классификации болезней МКБ-10:

  • F90 Гиперкинетические расстройства

Причины

Этиология • Наследственная предрасположенность • Незрелость нервной системы • Нарушения обмена дофамина в ЦНС • Токсины (свинец), пищевые красители и салицилаты • Психологические факторы • Повышенные требования общества и учителей • Нарушения пуринового обмена.

Генетические аспекты (143465, Â или полигенное). Усвоение глюкозы разными отделами мозга ниже контроля на 8%. Генные дефекты не найдены (один из кандидатов — транспортёр дофамина DAT1).

Факторы риска • Пренатальные факторы •• Преэклампсия •• Употребление потенциально тератогенных ЛС, наркотических веществ, алкоголя, а также курение • Низкая успеваемость • Расстройства настроения • Оппозиционное поведение.

Симптомы (признаки)

Клиническая картина

• Дефицит внимания •• Неспособность сосредоточить внимание и совершение легкомысленных ошибок при выполнении некоторых видов деятельности (игра, учёба, работа и т.д.) •• Неспособность слушать собеседника •• Неспособность организовать свою деятельность, выполнять школьные задания, домашнюю работу или свои обязанности на рабочем месте, не обусловленная оппозиционным поведением или непониманием инструкций •• Избегание или неохотное выполнение заданий, требующих длительного умственного напряжения •• Частые потери предметов, необходимых для выполнения определённого вида деятельности, забывчивость •• Повышенная отвлекаемость на внешние малозначимые раздражители.

• Гиперактивность •• Неусидчивость •• Суетливость •• Многоречивость

• Импульсивность •• Нетерпеливость •• Неспособность завершить начатое дело до конца •• Стремление вторгаться в различные ситуации (например, вмешиваться в разговор или игры) •• Часто совершает опасные для жизни действия, не задумываясь о последствиях.

Диагностика

Методы исследования • Лабораторные методы •• Определение содержания свинца для исключения свинцовой интоксикации •• Исследование функции щитовидной железы •• ОАК для исключения анемии • Специальные методы •• ЭЭГ •• Психологическое тестирование •• Исследование функций зрения и слуха.

Дифференциальная диагностика • Умственная отсталость • Тревожные расстройства • Оппозиционное поведение • Синдром Туретта • Неспособность к обучению специфическая • Нарушения речи и слуха • Отравление свинцом • Реакция на медикаментозную терапию (анорексанты, антигистаминные препараты, теофиллин, фенобарбитал) • Гипертиреоз • Абсансы.

Лечение

Лечение • Специальное обучение (например, обучение в классе с меньшим числом учеников) • Поведенческая терапия, направленная на увеличение числа структур в окружающей среде, положительное усиление (стимуляция поощрением и вознаграждением), консультирование и когнитивные подходы с акцентом на релаксацию и/или самоконтроль • Лекарственная терапия играет второстепенную роль, назначение её возможно лишь при отсутствии эффекта от применения поведенческой терапии и специального обучения •• Психостимуляторы ••• Мезокарб (детям старше 6 лет) — 2,5–5 мг в 2 приёма в первую половину дня ••• Пемолин — 18,75–37,5 мг/сут ••• Декстроамфетамин (детям старше 3 лет) в начальной дозе 2,5 мг/сут, последующим увеличением на 2,5 мг/сут до достижения эффекта •• При неэффективности психостимуляторов или при сопутствующих расстройствах настроения — ТАД, например кломипрамин 20–30 мг/сут •• Клонидин по 4–5 мкг/сут — при тиках.

Течение и прогноз. Средний возраст начала заболевания — 3 года. В 20% случаев симптомы расстройства сохраняются в течение всего взрослого периода жизни. Ремиссии наступают между 12 и 20 годами.

Синонимы • Гиперкинетический импульсивный синдром • Нарушение внимания с гиперактивностью

МКБ-10 • F90 Гиперкинетические расстройства

Лекарственные средства и Медицинские препараты применяемы для лечения и/или профилактики «Синдром гиперактивного ребёнка».

Источник

Синдром гиперактивности код по мкб 10 у детей

СДВГ

Популярности этой аббревиатуры может позавидовать любая поп-звезда. На сегодняшний день наверное только ленивый педагог не поставил ни одного такого диагноза за свою карьеру. СМИ, Интернет пестрят самой разнообразной информацией о нём. Его лечат таблетками, упражнениями, заговорами, гомеопатией, иглоукалыванием, диетами… А где-то, я уверена, уже живёт ребёнок, который думает, что его зовут СДВГ, потому что эти четыре буквы он слышит чаще собственного имени. 

Страсти по диагнозу достигли такого накала, что стали появляться специалисты, утверждающие, что его нет. 

СДВГ

Давайте разбираться.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — расстройство, которое в МКБ-10 относится к группе эмоциональных и поведенческих расстройств. То есть, так как он присутствует в МКБ-10 (в МКБ-11 он, кстати, тоже есть), рискнём предположить, что он всё-таки является признанным медицинским диагнозом (иначе придётся предположить, что все специалисты ВОЗ разом обезумели). 

Из чего состоит СДВГ?

Читайте также:  Иппотерапия для детей с синдромом дауна

Первая буква аббревиатуры, обозначающей расстройство (синдром), подсказывает нам, что нарушение в буквальном смысле «не простое», то есть, оно состоит из других нарушений, сочетающихся индивидуально в различных пропорциях. 

Классическая триада СДВГ (три основных симптома, составляющих синдром) включает:

  • Невнимательность/дефицит внимания
  • Гиперактивность
  • Импульсивность

В зависимости от преобладания того или иного симптома, будет меняться картина СДВГ:

  • С преобладанием невнимательности
  • С преобладанием гиперактивности-импульсивности
  • Смешанный тип

    Справедливости ради заметим, что подобное выделение подтипов СДВГ отсутствует в МКБ-10, однако используется для удобства уточнения схемы помощи ребёнку. 

    Теперь, если мы представим себе диагноз в виде пирога, то увидим, что он может выглядеть по-разному:

    Синдром гиперактивности код по мкб 10 у детей

Нетрудно себе представить, как разнообразна может быть картина расстройства даже в пределах всего одной подгруппы. Возьмём, к примеру, первую подгруппу: с преобладанием невнимательности:

Синдром гиперактивности код по мкб 10 у детей

Отметим, что гиперактивность объединена с импульсивностью, потому что они чрезвычайно часто сопутствуют друг другу, то есть очень сложно встретить ребёнка с таким «пирогом»:

Синдром гиперактивности код по мкб 10 у детей

Хотя, конечно, и такое бывает, но это уже частные редкие случаи. 

Теперь, когда наша машина визуализации раскочегарилась, осознаем, что СДВГ может сопровождаться такими неблагоприятными состояниями как:

  • Нарушения эмоционального контроля (тревожность, биполярное расстройство, депрессия, панические нарушения, обсессивно-компульсивные нарушения)
  • Нарушения двигательного контроля (моторные и вокальные тики, нарушения сна с периодическими движениями конечностей)
  • Нарушения комфорта (мигрени, энурез)
  • Нарушения, связанные с использованием интоксикантов (употребление алкоголя, наркотиков, табака)
  • Нарушения с разрушительным поведением (ребёнок делает всё «назло», провоцирует взрослых и детей вызывающим или агрессивным поведением, издевается над животными или сверстниками). 

И, наконец СДВГ почти всегда сопровождается нарушениями моторики, обучения, общения (тут всё также очень индивидуально: у кого-то нарушена только моторика, отчего он неловок, а у кого-то все три сферы, да так, что он не может учиться в обычной школе). 

Для наглядности представим, что неблагоприятные состояния — это украшения нашего пирога, а нарушения моторики, обучения и общения — посыпка. Теперь мы готовы «испечь» свой собственный СДВГ — пирог! (как бы ужасно это ни звучало). Смешаем основные ингредиенты (нарушение внимания, гиперактивночть, импульсивность), добавим пару сопутствующих расстройств (к примеру оппозиционно-вызывающее расстройство и моторный тик) и сдобрим всё это проблемами с учёбой, моторной неловкостью и нарушением коммуникации.  Voila! — наш пирог готов! 

Синдром гиперактивности код по мкб 10 у детей

( / / )

Используя немного другие ингредиенты, имеющиеся в нашем распоряжении, приготовим ещё один:

Синдром гиперактивности код по мкб 10 у детей

Как будут выглядеть обладатели каждого из них?

( / / )

Синдром гиперактивности код по мкб 10 у детей

Синдром гиперактивности код по мкб 10 у детей

( / / )

И вот перед нами два совершенно разных ребёнка с одним и тем же диагнозом СДВГ. Такая вариативность проявлений синдрома может вводить в заблуждение не только родителей и педагогов, но иногда и психологов или даже врачей. 

Отчасти отсюда, быть может, и пошла идея о том, что диагноза не существует, а есть только разные дети с разными проблемами. Но мы с вами теперь видим, что в основе этих проблем лежат одни и те же симптомы, требующие внимания специалистов. 

Как диагностируют СДВГ?

  • Для начала следует принять во внимание, что СДВГ (так же как и другой медицинский диагноз) может поставить только врач, в данном случае — психиатр. Педагог или психолог могут заподозрить синдром у ребёнка и порекомендовать родителям обратиться к врачу. 
  • Делает это доктор, используя феноменологическую психологическую характеристику ребёнка (то есть описание феноменов поведения ребёнка: не следит за деталями, выкрикивает, не умеет ждать и т.д.). 

Разумеется, тут можно возразить, что критерии получаются слишком субъективными: для кого-то «не следит за деталями» — это когда ребёнок путает букву «у» и цифру «4» на письме и не может объяснить сюжет простой картинки из книжки для трёхлеток, а для кого-то — это когда ма

лыш не может по памяти ответить, сколько птиц изображено на левой створке триптиха «Искушение святого Антония». Именно поэтому диагноз выставляется врачом, а не родителями, педагогами, соседями. 

  • Диагноз может быть поставлен не ранее 5-6-летнего возраста ребёнка. 
  • Регистрируемые признаки нарушения (те самые характерные для СДВГ феномены) должны наблюдаться как минимум в двух условиях обстановки (например дома и в саду/школе). Причём на протяжении не менее полугода. Для этого регистрируют жалобы родителей и, например, школьного учителя в начале периода наблюдения и по его завершении (это, конечно, идеальная ситуация, в реальности бывает и так, что врач поставит диагноз на основании анамнеза, то есть предыдущих наблюдений родителей и учителей со слов родителей). 

Для регистрации этих самых нехороших признаков используют анкеты-опросники (популярна и хорошо зарекомендовала себя методика «Диагностический опросник СДВГ Коннорса», которая предполагает отдельные формы: для учителя и для родителя). 

Синдром гиперактивности код по мкб 10 у детей

Источник