Синдром гиперактивности код мкб

Содержание
- Описание
- Симптомы
- Причины
- Лечение
- Основные медицинские услуги
- Клиники для лечения
Названия
Синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Психопатологические состояния, осложняющие течение СДВГ
Описание
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращённо СДВГ; англ. Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD)) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.
СДВГ и его лечение вызывает много споров начиная уже с 1970 годов. В существовании СДВГ сомневается ряд медиков, учителей, политиков, родителей и средств массовой информации. Одни считают, что СДВГ не существует вообще, другие верят, что существуют генетические и физиологические причины данного состояния.
Симптомы
A. НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ Для постановки диагноза необходимо наличие шести или более из перечисленных симптомов невнимательности, которые сохраняются у ребёнка на протяжении как минимум шести месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам:
1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
3. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращенную к нему речь.
4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
6. Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
B. ГИПЕРАКТИВНОСТЬ. Наличие шести или более из перечисленных симптомов гиперактивности и импульсивности, которые сохраняются на протяжении по меньшей мере шести месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам:
1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
6. Часто бывает болтливым.
ИМПУЛЬСИВНОСТЬ.
1. Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.
2. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
3. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
II. (B. ) Некоторые симптомы импульсивности, гиперактивности и невнимательности начинают вызывать беспокойство окружающих в возрасте ребёнка до семи лет.
III. (C. ) Проблемы, обусловленные вышеперечисленными симптомами, возникают в двух и более видах окружающей обстановки (например, в школе и дома).
IV. (D. ) Имеются убедительные сведения о клинически значимых нарушениях в социальных контактах или школьном обучении.
Причины
Точная причина возникновения СДВГ не известна, но существует несколько теорий. Причинами возникновения органических нарушений могут быть:
• Общее ухудшение экологической ситуации.
• Инфекции матери во время беременности и действие лекарств, алкоголя, наркотиков, курения в этот период.
• Иммунологическая несовместимость (по резус-фактору).
• Угрозы выкидыша.
• Хронические заболевания матери.
• Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом, кесарево сечение.
• Родовые осложнения (неправильное предлежание плода, обвитие его пуповиной) ведут к травмам позвоночника плода, асфиксиям, внутренним мозговым кровоизлияниям.
• Любые заболевания младенцев с высокой температурой и приёмом сильнодействующих лекарств.
• Астма, пневмонии, сердечная недостаточность, диабет, заболевания почек могут выступать как факторы, нарушающие нормальную работу мозга[29].
Генетические факторы:
Специалистами Медико-генетического научного центра РАМН и факультета психологии МГУ установлено, что «большинство исследователей сходится во мнении, что единую причину возникновения заболевания выявить не удается и, похоже, не удастся никогда». Учёные США, Голландии, Колумбии и Германии выдвинули предположение, что на 80 % возникновение СДВГ зависит от генетических факторов. Из более чем тридцати генов-кандидатов выбрали три — ген переносчика дофамина, а также два гена дофаминовых рецепторов. Однако генетические предпосылки к развитию СДВГ проявляются во взаимодействии со средой, которая может эти предпосылки усилить или ослабить.
Лечение
В разных странах подходы к лечению и коррекции СДВГ и доступные методы могут отличаться. Однако, невзирая на эти различия, большинство специалистов считают наиболее эффективным комплексный подход, который сочетает в себе несколько методов, индивидуально подобранных в каждом конкретном случае. Используются методы модификации поведения, психотерапии, педагогической и нейропсихологической коррекции. «Лекарственная терапия назначается по индивидуальным показаниям в тех случаях, когда нарушения со стороны когнитивных функций и проблемы поведения у ребёнка с СДВГ не могут быть преодолены лишь с помощью немедикаментозных методов. »В США для лечения используется вызывающий привыкание риталин.
Фармакокоррекция. При лечении СДВГ в качестве вспомогательного метода применяются лекарственные средства. Наиболее известные из них — это психостимуляторы, такие как метилфенидат, декстроамфетамин с амфетамином и декстроамфетамин. Один из недостатков этих препаратов — необходимость принимать их несколько раз в день (время действия около 4 часов). Сейчас появились метилфенидат и декстроамфетамин с амфетамином продолжительного действия (до 12 часов). Также используют препараты других групп, например — атомоксетин.
Особая осторожность необходима при назначении стимуляторов детям, поскольку ряд исследований показал что их высокие дозы (например Methylphenidate более 60 mg/день) или неправильное применение вызывает привыкание и может побудить подростков использовать более высокие дозы для достижения наркотического эффекта. Согласно исследованию, проводимому в США среди кокаиновых наркоманов, у лиц с СДВГ употреблявших стимуляторы в подростковом возрасте вероятность пристрастия к кокаину в 2 раза выше, чем у тех кто был диагнозирован СДВГ, но не употреблял стимуляторов.
В 2010 году в Австралии было опубликовано исследование о безрезультатности и неэффективности лечения СДВГ стимуляторами. Исследование охватывало людей, за которыми наблюдали на протяжении 20 лет.
Комитет по правам ребёнка Организации Объединенных Наций издал рекомендации, в которых говорится следующее: «Комитет выражает озабоченность сведениями о том, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и синдром дефицита внимания (СДВ) диагностируется ошибочно, и что в результате чрезмерно прописываются психостимуляторы, несмотря на увеличивающееся количество свидетельств о вредном воздействии этих препаратов. Комитет рекомендует провести дальнейшие исследования в отношении диагностики и лечения СДВГ и СДВ, включая возможные отрицательные эффекты психостимуляторов на физическое и психологическое благополучие детей, а также в максимальной степени использовать иные формы улаживания и лечения при обращении к поведенческим расстройствам».
Подход, распространённый в СНГ — это ноотропные препараты, вещества, улучшающие работу мозга, обмен, энергетику, увеличивающие тонус коры. Также назначаются препараты, состоящие из аминокислот, которые, по утверждениям производителей, улучшают обмен веществ мозга. Доказательств эффективности такого лечения нет.
• Психостимуляторы.
O Фенамин.
O Риталин (Метилфенидат).
• Антидепрессанты.
O Венлафаксин.
O Имипрамин.
O Нортриптилин.
O Атомоксетин.
Нефармакологические подходы.
В настоящий момент существует несколько нефармакологических подходов к методам лечения СДВГ, которые могут сочетаться с фармакокоррекцией, либо использоваться независимо.
• Нейропсихологический (при помощи различных упражнений).
• Синдромальный.
• Бихевиоральная или поведенческая психотерапия акцентируется на тех или иных поведенческих шаблонах, либо формируя, либо гася их с помощью поощрения, наказания, принуждения и вдохновления. Может применяться только после нейропсихологической коррекции и созревания структур мозга, в противном случае поведенческая терапия неэффективна.
• Работа над личностью. Семейная психотерапия, которая формирует личность и которая определяет, куда направить эти качества (расторможенность, агрессивность, повышенную активность).
Весь этот комплекс методов психокоррекции и медикаментозного лечения при своевременной диагностике поможет гиперактивным детям вовремя скомпенсировать нарушения и полноценно реализоваться в жизни.
Основные медуслуги по стандартам лечения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Клиники для лечения с лучшими ценами
|
Источник
- Описание
- Причины
- Симптомы (признаки)
- Диагностика
- Лечение
Краткое описание
Синдром гиперактивного ребёнка — расстройство, характеризующееся дефицитом внимания, импульсивностью и гиперактивностью. Проявляется слабой успеваемостью в школе, проблемами в отношениях со сверстниками, частыми конфликтами с родителями. Частота. Наблюдают у 3–5% детей школьного возраста, у мальчиков — в 5 раз чаще.
Код по международной классификации болезней МКБ-10:
- F90 Гиперкинетические расстройства
Причины
Этиология • Наследственная предрасположенность • Незрелость нервной системы • Нарушения обмена дофамина в ЦНС • Токсины (свинец), пищевые красители и салицилаты • Психологические факторы • Повышенные требования общества и учителей • Нарушения пуринового обмена.
Генетические аспекты (143465, Â или полигенное). Усвоение глюкозы разными отделами мозга ниже контроля на 8%. Генные дефекты не найдены (один из кандидатов — транспортёр дофамина DAT1).
Факторы риска • Пренатальные факторы •• Преэклампсия •• Употребление потенциально тератогенных ЛС, наркотических веществ, алкоголя, а также курение • Низкая успеваемость • Расстройства настроения • Оппозиционное поведение.
Симптомы (признаки)
Клиническая картина
• Дефицит внимания •• Неспособность сосредоточить внимание и совершение легкомысленных ошибок при выполнении некоторых видов деятельности (игра, учёба, работа и т.д.) •• Неспособность слушать собеседника •• Неспособность организовать свою деятельность, выполнять школьные задания, домашнюю работу или свои обязанности на рабочем месте, не обусловленная оппозиционным поведением или непониманием инструкций •• Избегание или неохотное выполнение заданий, требующих длительного умственного напряжения •• Частые потери предметов, необходимых для выполнения определённого вида деятельности, забывчивость •• Повышенная отвлекаемость на внешние малозначимые раздражители.
• Гиперактивность •• Неусидчивость •• Суетливость •• Многоречивость
• Импульсивность •• Нетерпеливость •• Неспособность завершить начатое дело до конца •• Стремление вторгаться в различные ситуации (например, вмешиваться в разговор или игры) •• Часто совершает опасные для жизни действия, не задумываясь о последствиях.
Диагностика
Методы исследования • Лабораторные методы •• Определение содержания свинца для исключения свинцовой интоксикации •• Исследование функции щитовидной железы •• ОАК для исключения анемии • Специальные методы •• ЭЭГ •• Психологическое тестирование •• Исследование функций зрения и слуха.
Дифференциальная диагностика • Умственная отсталость • Тревожные расстройства • Оппозиционное поведение • Синдром Туретта • Неспособность к обучению специфическая • Нарушения речи и слуха • Отравление свинцом • Реакция на медикаментозную терапию (анорексанты, антигистаминные препараты, теофиллин, фенобарбитал) • Гипертиреоз • Абсансы.
Лечение
Лечение • Специальное обучение (например, обучение в классе с меньшим числом учеников) • Поведенческая терапия, направленная на увеличение числа структур в окружающей среде, положительное усиление (стимуляция поощрением и вознаграждением), консультирование и когнитивные подходы с акцентом на релаксацию и/или самоконтроль • Лекарственная терапия играет второстепенную роль, назначение её возможно лишь при отсутствии эффекта от применения поведенческой терапии и специального обучения •• Психостимуляторы ••• Мезокарб (детям старше 6 лет) — 2,5–5 мг в 2 приёма в первую половину дня ••• Пемолин — 18,75–37,5 мг/сут ••• Декстроамфетамин (детям старше 3 лет) в начальной дозе 2,5 мг/сут, последующим увеличением на 2,5 мг/сут до достижения эффекта •• При неэффективности психостимуляторов или при сопутствующих расстройствах настроения — ТАД, например кломипрамин 20–30 мг/сут •• Клонидин по 4–5 мкг/сут — при тиках.
Течение и прогноз. Средний возраст начала заболевания — 3 года. В 20% случаев симптомы расстройства сохраняются в течение всего взрослого периода жизни. Ремиссии наступают между 12 и 20 годами.
Синонимы • Гиперкинетический импульсивный синдром • Нарушение внимания с гиперактивностью
МКБ-10 • F90 Гиперкинетические расстройства
Лекарственные средства и Медицинские препараты применяемы для лечения и/или профилактики «Синдром гиперактивного ребёнка».
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 июня 2020;
проверки требуют 3 правки.
Гиперакти́вность — состояние, при котором двигательная активность и возбудимость человека превышает норму, является неадекватной и непродуктивной[1]. Гиперактивность является признаком неуравновешенной нервной системы. Данное состояние проявляется главным образом в неуместной двигательной активности: у детей в виде бега взад-вперёд, суетливости, а также болтливости, у взрослых — в виде двигательного беспокойства, неусидчивости, истощения терпения окружающих своей неугомонной деятельностью[2]:61.
Причины и симптомы гиперактивности[править | править код]
Гиперактивность у детей[править | править код]
Гиперактивность встречается у детей при разных психических расстройствах: при гиперактивном расстройстве, сочетающимся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (код МКБ-10: F84.484.4), гиперкинетических расстройствах (англ.)русск.: нарушениях активности и внимания (в данный диагноз входит синдром дефицита внимания и гиперактивности, аббр. СДВГ; код МКБ-10: F90.090.0), гиперкинетическом расстройстве поведения (код МКБ-10: F90.190.1), и других гиперкинетических расстройствах (код МКБ-10: F90.890.8).
Статистически гиперактивность (в рамках СДВГ) в 3 раза чаще встречается у мальчиков[3].
Гиперактивность часто встречается в рамках СДВГ. Обычно симптомы СДВГ у детей начинают возникать в возрасте 4 лет[3]. Средний возраст обращения к врачу — 8—10 лет: в этом возрасте учёба и работа по дому начинают требовать от ребёнка самостоятельности и сосредоточенности[3].
Основные признаки гиперактивности у детей:
- Общая чрезмерная высокая активность в контексте ожидаемого в данной ситуации и по сравнению с другими детьми того же возраста и интеллектуального развития[4].
- Чрезмерная нетерпеливость, особенно в таких ситуациях, что требуют относительного спокойствия[4].
- Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле или ночью, лежа в постели, ребёнок постоянно крутится, вертится, во время сна раскрывается.
- Часто встаёт со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте[5].
- Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает и прыгает вокруг[4], карабкается, пытается куда-то залезть, причём в таких ситуациях, когда это неприемлемо[5].
- Постоянные вскакивания с места, когда полагается сидеть, а также ёрзания и извивания[4].
- Шумность в играх и неспособность тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге[5].
- Излишняя двигательная активность: ребёнок часто находится в постоянном движении[5].
- Часто проявляется чрезмерная шумливость и болтливость[4]. Часто ребёнок ночью просыпается вскоре после того, как заснул, иногда шалит, смеется без причины, с интересом слушает сказки, иногда забирается в постель родителей, требует, чтобы с ним сидели, при прекращении пения или рассказа или, когда перестают его гладить, просыпается
Гиперактивность у взрослых[править | править код]
Гиперактивность при СДВГ в подростковом возрасте обычно ограничивается двигательным беспокойством, нетерпеливостью, внутренним ощущением повышенной возбудимости, а характерные для детского возраста бег и лазанье чаще отсутствуют[2]:62. Во взрослом возрасте, при СДВГ гиперактивность может уменьшаться, но остаются характерные проблемы с вниманием и импульсивностью[2]:62.
Гиперактивность может проявляться у больных биполярным аффективным расстройством и шизоаффективным расстройством в маниакальной фазе в виде сверхактивности[1][2]:129, у некоторых больных деменцией («старческим слабоумием») в виде беспорядочной суетливости[1], вре́менная гиперактивность — при острой интоксикации психостимуляторами (например, кокаином, метамфетамином)[2]:568.
См. также[править | править код]
- Гипербулия
- Маниакальный эпизод
- Психомоторное возбуждение
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 3 Жмуров В. А. Гиперактивность // Большая энциклопедия по психиатрии. — 2-е изд.
- ↑ 1 2 3 4 5 American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition (DSM-5). — Arlington, VA: «American Psychiatric Publishing», 2013. — 992 p. — ISBN 978-0-89042-554-1. — ISBN 978-0-89042-555-8. — ISBN 0-89042-554-X.
- ↑ 1 2 3 Шабалов Н. П. F90. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью // Справочник педиатра. — 3 изд. — Питер, 2013. — С. 357. — 736 с. — ISBN 978-5-496-00717-7.
- ↑ 1 2 3 4 5 Всемирная организация здравоохранения. F9 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте // Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Класс V: Психические расстройства и расстройства поведения (F00—F99) (адаптированный для использования в Российской Федерации). — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — С. 330—333. — ISBN 5-86727-005-8.
- ↑ 1 2 3 4 Психиатрия / под ред. Н. Г. Незнанова, Ю. А. Александровского, Л. М. Барденштейна, В. Д. Вида, В. Н. Краснова, Ю. В. Попова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. — С. 420. — 512 с. — (Серия «Клинические рекомендации»). — ISBN 978-5-9704-1297-8.
Ссылки[править | править код]
Источник