Синдром гиперактивного ребенка с дефицитом внимания у детей
В последние годы учителя начальной школы часто сталкиваются с детьми, у которых есть неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в дошкольном возрасте. Оно проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность. Такое расстройство называется синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Симптомы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей
— Гиперактивность. Термин «гиперактивный» часто вводит в заблуждение, поскольку для некоторых он предполагает, что ребенок находится в постоянном безостановочном движении. Однако дети с СДВГ, играя в игру, например, могут иметь такой же уровень активности, что и дети без синдрома. Но когда ребенку уделяется повышенное внимание, его мозг усиливает двигательную активность. В оживленной среде — классе или переполненном магазине — дети с СДВГ часто отвлекаются и реагируют на все бурно. Они могут взять без спроса у родителя товары с полок, побить людей – словом, у них все выходит из-под контроля, выливаясь в неустойчивое и странное поведение.
— Импульсивность и истерика. Истерика, которая является нормальной у маленьких детей, у детей с СДВГ, как правило, преувеличена и не обязательно связана с конкретным негативным событием.
— Внимание и концентрация. Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, как правило, отвлекаются и делаются невнимательными по отношению к окружающей среде (например, большому классу). Кроме того, они невнимательны, когда атмосфера — спокойная или скучная. Напротив, они могут обладать своего рода «суперконцентрацией» при высокой стимулирующей активности (например, видеоигре или весьма специфических интересах). Такие дети могут даже стать чрезмерно внимательными – они бывают настолько поглощены интересным для них занятием, что совершенно не могут изменить направление своего внимания.
— Нарушение кратковременной памяти. Важной особенностью при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью, в том числе в обучении, является нарушение рабочей (или краткосрочной) памяти. Дети с СДВГ не могут держать в своем сознании группы предложений и изображений достаточно долго, чтобы извлечь четкие, слаженные мысли. Они не обязательно невнимательны. Ребенок с СДВГ может быть не в состоянии вспомнить полное объяснение (например, домашнее задание) или быть не в состоянии завершить процессы, которые требуют последовательного запоминания (такие, как модель здания). Детей с СДВГ часто привлекают виды деятельности (телевидение, компьютерные игры, активные индивидуальные виды спорта), которые не перегружают рабочую память и не производят отвлекающие факторы. Дети с СДВГ не отличаются от других детей по долговременной памяти.
— Неспособность управлять временем. У детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью могут возникнуть трудности — быть везде вовремя и правильно планировать время для выполнения тех или иных задач (что может совпадать с проблемами краткосрочной памяти).
— Отсутствие способности к адаптации. Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью часто очень трудно адаптируются к даже незначительным изменениям в процедурах — таких, как вставание по утрам, надевание обуви, принятие новых видов пищи или изменении режима сна. Любые ситуации с изменением чего-либо могут вызвать у них сильную и шумную отрицательную реакцию. Даже тогда, когда они находятся в хорошем настроении, они могут неожиданно перейти в истерику, если встретятся с неожиданным изменением или разочарованием. Эти дети могут сосредоточить свое внимание непосредственно на репликах в определенном месте, но сталкиваются с трудностями при переключении внимания на что-либо другое.
— Повышенная чувствительность и проблемы со сном. Дети с СДВГ часто сверхчувствительны к предметам, звукам и прикосновениям. Они могут жаловаться на чрезмерные раздражители, которые кажутся другим незначительными или мягкими. Многие дети с СДВГ часто имеют в течение ночи проблемы со сном.
Причины гиперактивности
Существует много мнений о причинах возникновения гиперактивности. Многие исследователи отмечают, что количество таких детей растёт с каждым годом. Изучение таких особенностей развития идёт полным ходом. На сегодняшний день среди причин возникновения выделяют:
Генетические (наследственная предрасположенность);
Биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);
Социально-психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).
Как определить, есть ли СДВГ у ребёнка?
СДВГ — медицинский диагноз, который вправе поставить только врач на основе специальной диагностики, общем заключении специалистов. Родители могут заметить особенности поведения, определённые симптомы и обратиться к врачу — невропатологу, психологу — за консультацией, а затем вместе с ними начать помогать ребёнку. Если диагноз «гиперактивность» поставлен достаточно рано и родители выполняют рекомендации специалистов, к школе симптомы сходят на нет. Но, к сожалению, многие родители обращаются за помощью, когда ребёнок уже посещает школу и, начались проблемы с учёбой. Резко ухудшается общее состояние и поведение ребёнка, теряется интерес к учёбе, не усваивается программа, появляется неадекватное поведение сложности во взаимоотношениях со сверстниками.
Особенности, характерные для детей с гиперактивностью, система критериев, по которым она определяется.
При невнимании:
имеет незаконченные проекты;
отличается нарушением устойчивого внимания (не может долго сосредотачиваться на интересном занятии);
слышит, когда к нему обращаются. Но не реагирует на обращение;
с энтузиазмом берётся за задание, но не заканчивает его;
имеет трудности в организации (игры, учёбы, занятий);
часто теряет вещи;
избегает скучных задач и таких, которые требуют умственных усилий;
часто бывает забывчив.
Сверхактивность:
ёрзает, не может усидеть на месте;
проявляет беспокойство (барабанит пальцами, постоянно двигается, даже сидя);
мало спит, даже в младенчестве;
находится в постоянном движении (с «мотором»);
очень говорлив.
Импульсивность:
отвечает до того, как его спросят;
не способен дождаться своей очереди;
часто вмешивается, прерывает;
резкие смены настроения;
не может отложить вознаграждение (сразу и сейчас же);
не подчиняется правилам (поведения, игры);
имеет разный уровень выполнения заданий (на одних занятиях спокоен, на других — нет).
Если в возрасте до 7 лет проявляются 6 из перечисленных моментов, то следует обратить на это большое внимание.
Источник
Анжелла Дробязко
Советы родителям гиперактивного ребенка. Как определить, имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью
Активный ребенок:
— Большую часть дня «не сидит на месте», предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы, но если его заинтересовать — может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.
— Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.
— Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) — скорее исключение.
— Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный — в садике, в гостях у малознакомых людей.
— Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать «коллеге по песочнице», но сам редко провоцирует скандал.
Гиперактивный ребенок:
— Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.
— Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.
— Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.
— Ребенок — неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.
— Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию — дерется, кусается, толкается,причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…
Основные причины гиперактивности
Часто гиперактивность — это следствие не слишком гладкого появления на свет и нарушений в грудничковом возрасте. В группу риска входят детки, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжелых патологических родов, малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные. Учитывая, что экология и темп современной жизни сейчас оставляют желать лучшего, неудивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма нашей сегодняшней жизни.И стоит оговориться: не все дети, входящие в группу риска, обязательно являются гиперактивными! Да и впоследствии, если все «недоразумения» (беспокойность, истеричность, колики, нарушения сна) не исчезли до первого дня рождения малыша, то их не поздно привести в норму после.
Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от «излишков» активности?
1. Создать ему определенные условия жизни.
Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на славу). Придется и родителям потрудиться. Если вы сами — очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете, торопитесь, то пора начинать работать над собой. Мы больше не несемся сломя голову в сад, постоянно поторапливая ребенка, стараемся поменьше нервничать и пореже менять планы «по ходу дела».Скажите себе: «Четкий распорядок дня» и постарайтесь сами стать более организованными.
2. Воспользуйся такими советами:
— Малыш не виноват, что он такой «живчик», поэтому бесполезно его ругать, наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы добьетесь только одного — снижение самооценки у него, чувство вины, что он «неправильный» и не может угодить маме с папой.
— Научить ребенка управлять собой — ваша первоочередная задача. Контролировать свои эмоции ему помогут «агрессивные» игры. Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у вашего ребенка, только табу,скажите ему: «Хочешь бить — бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)«. Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это делать.
— В воспитании необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований.Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.
— Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. На примере относительно простых дел нужно научить правильно распределять силы.
— Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер, избегать мест с повышенным скоплением людей.
— В некоторых случаях излишняя активность и возбудимость могут быть результатом предъявления ребенку родителями слишком завышенных требований, которым он по своим природным способностям просто не может соответсвовать, а также чрезмерного утомления. В этом случае родителям стоит быть менее требовательными, постараться снизить нагрузку.
— «Движение — это жизнь», недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать.
— Иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями.
— Обдумывая рацион ребенка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному малышу больше,чем другим деткам необходимо придерживаться золотой середины в питании: поменьше жареного, острого, соленого, копченого, побольше вареного, тушеного и свежих овощей и фруктов.Еще одно правило: если ребенок не хочет есть — не заставляйте его!
— Подготовьте своему непоседе «поле для маневров»: активные виды спорта для него — просто панацея.
— Приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим. Даже если вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним («Тебе интересно это, давай посмотрим…», но после удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его до конца.
— Научите малыша расслабляться. Возможно, ваш с ним «рецепт» обретения внутренней гармонии — это йога. Для кого-то больше подойдут другие методы релаксации. Хороший психолог подскажет вам,что это может быть: арттерапия, сказкотерапия или, может, медитация.
— И не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите.
Источник