Синдром функциональной дефицитарности подкорковых образований
§ 5. Функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга
Среди жалоб родителей детей с недостаточностью подкорковых образований прежде всего выступают эпитеты «ленивый», «невнимательный», «неуправляемый» и т. д. Дети этой группы отличаются выраженной эмоциональной лабильностью, быстрой пресыщаемостью, подчас просто неадекватными реакциями на происходящее. Из биографических данных становится известно, что ребенок практически всегда отличается от своих сверстников: с раннего детства излишне чувствителен, капризен, часто неуправляем в поведении, нередко патологически упрям. У таких детей может отмечаться излишняя полнота, или, напротив, они слишком худы по сравнению со сверстниками; явления энуреза вплоть до 10–12 лет; изменения аппетита и формулы сна. Они быстро истощаются, имеют неустойчивое внимание. Следует отметить, что последние из приведенных феноменов выступают на первый план и в ходе объективного обследования. Встречаются реакции логоневроза.
Такие дети неловки, долго не могут овладеть операциями, требующими тонкой моторной дифференциации; у них, как правило, имеет место обилие синкинезий, дистоний, вычурных поз и ригидных телесных установок. Следует отметить, что именно для этого синдрома специфично первичное нарушение праксиса поз, что не встречается в детском возрасте ни при каком другом варианте мозговой недостаточности.
Нельзя сказать, что у этих детей особенно страдает какая-либо психическая функция. Но постоянные флуктуации внимания, возникающие во время обследования ребенка, «застывания» с ссылкой на то, что он как раз подумал о другом и просит повторить, чего от него хотят, могут привести к неуспеху в любом виде деятельности. Вместе с тем ребенок из этой группы в течение получаса может не принимать полноценного участия в эксперименте, кривляясь и ерничая, и лишь после использования психологом специальных «приемов» признаться, что «вообще-то он хороший и все сделает, но любит пошутить». Понятно, что на таком фоне успехи в школе становятся неразрешимой проблемой.
Особо следует отметить речь этих детей. Она, как правило, не просто хорошо развита, но иногда даже представляется несколько вычурной, резонерской. Светская беседа с ними — развернутое действо, в котором дети, как правило, пытаются блеснуть всеми своими достаточно обширными познаниями. При этом нередки элементы заикания и некоторых дизартрических проявлений. Ярким примером может служить один из мальчиков 8 лет, который, вдохновенно увиливая от тестовых заданий, переводил беседу в плоскость обсуждения архитектурных стилей (в которых разбирался совсем неплохо), но при этом демонстрировал явную тенденцию к скандированной речи с элементами дизартрии, а шнурки по просьбе психолога с сопением завязывал минуты три.
Нельзя назвать ни одного стойкого дефекта при выполнении детьми этой группы экспериментальных тестов. На фоне явно сниженной общей нейродинамики они демонстрируют показатели мнестической деятельности в рамках возрастных нормативов или даже превосходя их, неплохо читают, пишут. Но для всех характерна недостаточность фоновых компонентов психической деятельности: плавности, переключаемости, удержания уровня тонуса. Исполнительная сторона графических функций (письма, рисунка) крайне затруднена и наводит на метафору «как курица лапой», что зачастую приводит к конфликту с учителями.
Основным радикалом в повседневной жизни детей данной группы является несбалансированность тонизирования поведения за счет внешних социальных условий и внутренней аутостимуляции; это явление сопряжено со слабостью нейродинамического и эмоционально-аффективного аспектов психической деятельности.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
Префронтальная кора головного мозга
В первые шесть месяцев жизни Люси по большей части спала, и она привыкала жить в этом мире. Во вторые шесть месяцев развитие пошло заметно быстрее. Дело в том, что у всех нас в голове есть испещренный извилинами участок мозга, похожий по
Биопсия тканей опухолевидных образований (инвазивный метод)
Биопсия тканей опухолевидных образований проводится аспирационным методом для получения образцов тканей солидного строения или содержимого кистозных образований, для диагностики и выбора тактики ведения
Функциональная диспепсия
У ребенка раннего возраста нередко наблюдаются расстройства пищеварения функционального характера, связанные с недостаточным количеством желудочного сока и ускоренным опорожнением желудка. Чаще всего в основе функциональной диспепсии лежат
Пища для мозга
Питание и эмоции, как мы знаем, тесно взаимосвязаны. Тот, кто нервничает или расстроен, охотно ест сладкое. Тот, кто ест много жирного и сладкого, становится вялым. Тот, кто питается регулярно и правильно, чувствует себя хорошо и всегда в хорошем настроении.
§ 1. Функциональная несформированность лобных отделов мозга
Уже в ходе беседы с родителями выясняется, что ребенок легко отвлекается, не может сосредоточиться, быстро устает от занятий, его трудно надолго заинтересовать чем-либо. Он вял и равнодушен практически ко всему,
§ 2. Функциональная несформированность левой височной области
Отличительной чертой синдрома несформированности височных структура левого полушария являются изолированные трудности в звукоразличении и, как следствие, понимании речи, воспринимаемой на слух. Остальные
§ 3. Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела)
Данный синдром отличается характерным набором типичных признаков «функциональной автономности» мозговых полушарий в детстве:• несформированность
§ 4. Функциональная несформированность правого полушария
В первую очередь при функциональной несформированности правого полушария обнаруживают себя недостаточность пространственных представлений (метрических, структурно-топологических, координатных) и нарушения
§ 6. Функциональная дефицитарность стволовых образований мозга
Дисгенетический синдромДля этих детей характерно накопление дизэмбриогенетических стигм: лицевые асимметрии, асимметрии глазных щелей, неправильный рост зубов, различного рода дистонии, включающие как
8. Особенности подросткового мозга
Именно в раннем детстве наш мозг и тело чувствительнее всего к последствиям стресса и травмы. Но к самым серьезным и долгосрочным проблемам вред, нанесенный стрессом, приводит в подростковом возрасте.Отчасти это неотъемлемая черта
«Жиры для мозга» в рационе ребенка
• Растущему мозгу необходимы умные жиры. В первые годы жизни мозг человека растет быстрее всего. Для своего роста мозг использует 60 % всей энергии, потребляемой ребенком, а сам мозг на 60 % состоит из жира. Также жиры обеспечивают
Источник
Среди жалоб родителей детей с недостаточностью подкорковых образований прежде всего выступают эпитеты «ленивый», «невнимательный», «неуправляемый» и т.д. Дети этой группы отличаются выраженной эмоциональной лабильностью, быстрой пресыщаемостью, подчас просто неадекватными реакциями на происходящее. Из биографических данных становится известно, что ребенок практически всегда отличается от своих сверстников: с раннего детства излишне чувствителен, капризен, часто неуправляем в поведении, нередко патологически упрям. У таких детей может отмечаться излишняя полнота, или, напротив, они слишком худы по сравнению со сверстниками; явления энуреза вплоть до 10— 12 лет; изменения аппетита и формулы сна. Они быстро истощаются, имеют неустойчивое внимание. Следует отметить, что последние из приведенных феноменов выступают на первый план и в ходе объективного обследования. Встречаются реакции логоневроза.
Такие дети неловки, долго не могут овладеть операциями, требующими тонкой моторной дифференциации; у них, как правило, имеет место обилие синкинезий, дистоний, вычурных поз и ригидных телесных установок. Следует отметить, что именно для этого синдрома специфично первичное нарушение праксиса поз, что не встречается в детском возрасте ни при каком другом варианте мозговой недостаточности.
Нельзя сказать, что у этих детей особенно страдает какая-либо психическая функция. Но постоянные флуктуации внимания, возникающие во время обследования ребенка, «застывания» с ссылкой на то, что он как раз подумал о другом и просит повторить, чего от него хотят, могут привести к неуспеху в любом виде деятельности. Вместе с тем ребенок из этой группы в течение получаса может не принимать полноценного участия в эксперименте, кривляясь и ерничая, и лишь после использования психологом специальных «приемов» признаться, что «вообще-то он хороший и все сделает, но любит пошутить». Понятно, что на таком фоне успехи в школе становятся неразрешимой проблемой.
Особо следует отметить речь этих детей. Она, как правило, не просто хорошо развита, но иногда даже представляется несколько вычурной, резонерской. Светская беседа с ними — развернутое действо, в котором дети, как правило, пытаются блеснуть всеми своими достаточно обширными познаниями. При этом нередки элементы заикания и некоторых дизартрических проявлений. Ярким примером может служить один из мальчиков 8 лет, который, вдохновенно увиливая от тестовых заданий, переводил беседу в плоскость обсуждения архитектурных стилей (в которых разбирался совсем неплохо), но при этом демонстрировал явную тенденцию к скандированной речи с элементами дизартрии, а шнурки по просьбе психолога с сопением завязывал минуты три.
Нельзя назвать ни одного стойкого дефекта при выполнении детьми этой группы экспериментальных тестов. На фоне явно сниженной общей нейродинамики они демонстрируют показатели мнестической деятельности в рамках возрастных нормативов или даже превосходя их, неплохо читают, пишут. Но для всех характерна недостаточность фоновых компонентов психической деятельности: плавности, переключаемости, удержания уровня тонуса. Исполнительная сторона графических функций (письма, рисунка) крайне затруднена и наводит на метафору «как курица лапой», что зачастую приводит к конфликту с учителями.
Основным радикалом в повседневной жизни детей данной группы является несбалансированность тонизирования поведения за счет внешних социальных условий и внутренней аутостимуляции; это явление сопряжено со слабостью нейродинамического и эмоционально-аффективного аспектов психической деятельности.
Источник
1. Характеристика нейропсихологических синдромов (признаков, симптомов, маркеров)
Название синдрома | Признаки синдрома |
Синдром функциональной дефицитарности подкорковых образований (базальных ядер) головного мозга | — эмоциональная неустойчивость, что может выражаться в частой смене настроения; — быстрая утомляемость; — неустойчивость и трудность переключения внимания; — неадекватные поведенческие реакции на происходящее; — малоподвижность таких детей может резко сменяться гиперактивностью; — капризность, чувствительность, неуправляемость в поведении; — патологическое упрямство; — патологическая лень; — нарушение формулы тела (излишняя полнота или недостаток веса); — длительный энурез (до 10-12 лет); — нарушения аппетита и сна; — проявления аллергии или псориаза; — метеозависимость; — синкинезии, вычурные позы, ригидные телесные установки; — недоразвитие тонкой моторики; — излишняя активность и нерасчетливость движений, мимики и жестов; — гримасничанье, тики, вскрикивания, похрюкивания, неконтролируемый смех; — первичное нарушение праксиса поз (неспособность осуществлять сложные целенаправленные движения и действия); — затруднено формирование графической деятельности (почерк, рисование); — речь хорошо развита, грамматически правильно построена, но характеризуется многословностью и нравоучениями (резонерство); — мышление непродуктивно, неконкретно, не опирается на опыт, отсутствует обобщение; — могут встречаться элементы заикания или скандирования, дизартрические проявления, преддыхание; — большой период врабатываемости, инертность вплоть до повторения задания; — эхолалия; — эхопраксия; — темп деятельности снижен; — низкая работоспособность с истинными признаками утомляемости: зевота, ухудшение деятельности, колебания внимания или даже сознания, следовательно, ухудшение памяти; — могут наблюдаться тонические нарушения в руках; — в школе могут нарастать признаки церебростении, головные боли, головокружение, давление; — слабый вестибулярный аппарат; — мнестическая деятельность, как правило, в рамках возрастной нормы. |
Возрастной период возникновения синдрома | Внутриутробный период развития ребенка |
Основные причины возникновения синдрома | Повреждающие факторы в период внутриутробного развития ребенка: — заболевания матери, употребление лекарственных препаратов; — вредные привычки матери (алкоголь, курение, наркотики); — неблагоприятная экологическая среда; — стрессы, испуги, негативный эмоциональный фон матери. |
Основные методы коррекции синдрома | — обеспечение неврологического здоровья ребенка; — развитие вестибулярно-моторных координаций; — развитие лобных структур головного мозга. Если лобные отделы не сформированы, то прогнозируется интеллектуальная недостаточность. «Я хочу» — ведущая позиция на всю жизнь. |
2. Синдром функциональной дефицитарности стволовых образований головного мозга (дисгенетический синдром)
Название синдрома | Признаки синдрома |
Синдром функциональной дефицитарности стволовых образований головного мозга (дисгенетический синдром) | — психическое развитие дисгармонично, со смещением этапов; — лицевые асимметрии (асимметрия глаз, ушей, улыбки); — неправильный рост зубов (часто зубы формируются неправильно, не в срок, а раньше); — нарушение формулы тела (излишняя худоба или полнота); — нарушение формулы сна, трудности с засыпанием; — гипо — и гипертонус мышц; — телесные стигматы (стигмы, знаки) о патологии: например изменена форма уха, эпикантус, монголоидный разрез глаз, фаланги пальцев в форме барабанных палочек, грыжи, нарушение развития внутренних органов, крипторхизм, фимоз; — искажение моторного развития: тики, заикания, тремор, тенденция к тикам (гипертонус, инертность); — обилие пигментных пятен и родинок; — нарушение деятельности черепно-мозговых нервов: косоглазие, астигматизм, нистагм, слюнотечение; — глазодвигательные дисфункции (неравномерность парного движения глаз, отсутствие конвергенции глаз); — выраженные девиации языка; — обилие синкинезий, вычурных поз и патологических ригидных установок; — латеральный профиль характеризуется несформированностью моторной (ведущая рука, ведущая нога) и сенсорной (ведущий глаз, ведущее ухо) асимметрий, что может выражаться в псевдолеворукости, обоерукости, обоеухости и т.д.; — специфические особенности гормонального и иммунного статуса; — аллергии, диатезы, нарушение работы эндокринной системы; — проблематичное формирование навыков опрятности; — энурез, энкопрез; — у девочек изменение полового развития, в дальнейшем нарушение цикла, сложности с зачатием; — искажение порогов болевой чувствительности; — неспособность к выполнению реципрокных (разнонаправленных) движений; — нарушение автоматизации; — нарушение ритмирования; — школьная дезадаптация; — нарушения фонематического анализа, отсутствие четкой связи между образом и словом, обедненность или несформированность речи, задержка в развитии обобщающей функции слова, склонность к речевым штампам; — грубая патология пространственных представлений (90-градусные реверсии (развороты листа) при копировании и рисовании); — восприятие фрагментарное с тенденцией к левостороннему игнорированию пространства; — мерцающая функциональная включенность левого полушария в психическую деятельность, что является причиной нарушения поведения, трудностей при формировании учебных навыков (чтение, письмо, счет); — избирательность памяти, тенденция к реминисценции; — сложности с ударением; — проявление неуклюжести на уроках физкультуры. Эмоциональные расстройства (совместно с синдромом функциональной дефицитарности подкорковых образований): — незрелость эмоциональной сферы, при которой эмоции не выполняют функции регуляции поведения и межличностных отношений, и адаптивные функции эмоций, аффективный контроль больше ориентированы на витальные потребности и потребность в поддержании стереотипных взаимосвязей с окружающей средой; — эмоциональная «вязкость», тенденция к образованию зависимостей, невротических привычек и страхов; — (реже) эмоциональная лабильность, выраженные колебания настроения; — раздражительность и агрессивные проявления; — негативные эмоции или своеобразная «эмоциональная тупость»; — тенденция к стереотипному реагированию при необходимости адаптации к новым условиям. Эти расстройства усиливаются на фоне утомляемости и истощаемости. |
Возрастной период возникновения синдрома | От рождения до 1,5 лет |
Основные причины возникновения синдрома | — родовая травма шейных отделов спинного мозга; — инфекционные заболевания ребенка и лечение антибиотиками; — чрезмерное использование памперсов; — депривация (недостаток телесного контакта); — общий наркоз. |
Основные методы коррекции синдрома | — обеспечение неврологического здоровья ребенка; — развитие вестибулярно-моторных координаций; — невесомость (плаванье, качели, батут, фитнесмячи и т.д.); — дыхательные упражнения. Дети трудно поддаются психологической коррекции, часто обучаются в коррекционных классах. |
3. Синдром функциональной несформированности правого полушария головного мозга
Название синдрома | Признаки синдрома |
Синдром функциональной несформированности правого полушария головного мозга | — недостаточность развития пространственных представлений во всех формах; — левостороннее игнорирование пространства; — метрические и структурно-топологические метаморфозы (ошибки при оценке расстояний, углов, пропорций и т.д.); — мозаичное восприятие; — нарушения соматического и лицевого гнозиса, цветоразличения; — нарушение дифференциации эмоций; — склонность к обильному фантазированию, творческой активности, способности к перевоплощениям и, нередко, незаурядные артистические способности; — наличие контаминаций («слепков» из двух фигур); — в 80% случаев наблюдаются конфабуляции (вымыслы, допридумывания); — псевдореминисценции (искаженные воспоминания, иллюзии памяти); — в ряде случаев интеллектуальные операции имеют штамповый характер, который сохраняется с возрастом; — дезориентация в собственном теле (соматические обманы): нарушение ориентации прикосновения; ощущение изменения величины, фактуры конечностей (особенно левой половины тела); — ощущение множественности конечностей, фингерагнозия (нарушение ощущения пальцев), схемы тела; — резонерство (нравоучения); — вычурность; — нарушение ритма речи; — нарушение постановки ударений; — речь и мышление остаются в пределах возрастной нормы. |
Возрастной период возникновения синдрома | От 1,5 до 7-8 лет |
Основные причины возникновения синдрома | — родовая травма шейных отделов спинного мозга; — инфекционные заболевания ребенка и лечение антибиотиками; — депривация (недостаток телесного контакта); — общий наркоз; — сотрясение мозга; — эмоциональный стресс; — раннее начало формирования учебных навыков. |
Основные методы коррекции синдрома | — обеспечение неврологического здоровья ребенка; — развитие таких высших психических функций как наглядно-образное мышление, наглядно-действенное мышление, пространственные представления, соматогнозис (восприятие тела), чувство ритма, зрительное восприятие, зрительная память, обоняние, осязание, вкус, восприятие шумов (звукоразличение), копирование. |
4. Синдром функциональной несформированности межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела)
Название синдрома | Признаки синдрома |
Синдром функциональной несформированности межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела) | — несформированность реципрокной координации рук и конвергенции глаз; — левостороннее игнорирование пространства; — из-за обилия реверсий, восприятие перцептивного поля происходит справа налево, вычитание из нижнего числа верхнего, из левого правое, что снижает успешность формирования учебных навыков; — несформированность фонематического слуха; — аномия (отсутствие связи между образом и словом); — «краевые» эффекты памяти (воспроизводятся первый и последний эталоны, середина информации забывается); — использование различных стратегий решения интеллектуальных задач; — «функциональная автономность» полушарий головного мозга; — амбилатеральность (несформированность) в отношении ведущей руки, ноги, глаза и уха. Эмоциональные расстройства (совместно с синдромом функциональной несформированности правого полушария) (Горячева Т.Г., Султанова А.С. Эмоциональные расстройства при различный нейропсихологических синдромах в детском возрасте //Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО, 2006): — сниженный фон настроения; — повышенная тревожность и склонность к аффективным вспышкам; — (реже) нечувствительность в эмоциональных контактах, скупые проявления собственных эмоций; — эмоциональная неустойчивость, раздражительность, обидчивость, сензитивность, гиперчувствительность к интонации речи; — неадекватные привязанности (к матери, психологу, учителю и др.); — недостаточная дифференциация эмоций, тенденция к выбору негативных эмоций при их распознавании; — непонимание юмора в карикатурах. |
Возрастной период возникновения синдрома | От рождения до 7-8 лет |
Основные причины возникновения синдрома | — родовая травма шейных отделов спинного мозга; — внутричерепное давление; — общий наркоз; — сотрясение мозга; — эмоциональный стресс. |
Основные методы коррекции синдрома | — обеспечение неврологического здоровья ребенка; — развитие межполушарного взаимодействия. |
5. Синдром функциональной несформированности левой височной области головного мозга
Название синдрома | Признаки синдрома |
Синдром функциональной несформированности левой височной области головного мозга | — неспособность к речевому звукоразличению и пониманию речи, воспринимаемой на слух, что приводит к снижению успеваемости в школе по всем предметам; — ребенок может жаловаться на то, что учитель говорит очень быстро, много непонятных слов, в классе всегда шумно; — такого ребенка приходится несколько раз окликать, прежде чем он услышит и поймет, что от него требуется; — ребенок не слышит не только чужую речь, но и свою собственную; — при чтении выявляется проглатывание окончаний; — не развиты эмоциональная выразительность и интонации речи; — в большей степени нарушается письменная речь и находится в прямой зависимости от состояния фонематического слуха ребенка; — не сформирован самоконтроль над собственной речью, в результате чего появляется многословие, но чаще – замкнутость, молчаливость; — размытость границы слова, слитное написание двух слов, пропуски букв, особенно в конце слова, замены букв по мягкости-твердости, глухости-звонкости; — слухо-речевая память развита недостаточно; — дислексия; — остальные психические функции развиты в пределах возрастной нормы. |
Возрастной период возникновения синдрома | От 7-8 до 9-10 лет |
Основные причины возникновения синдрома | — родовая травма шейных отделов спинного мозга; — внутричерепное давление; — общий наркоз; — сотрясение мозга; — эмоциональный стресс; — все предыдущие синдромы. |
Основные методы коррекции | — обеспечение неврологического здоровья ребенка; — развитие межполушарного взаимодействия; — слухо-речевое развитие ребенка. |
6. Синдром функциональной несформированности лобных отделов головного мозга
Название синдрома | Признаки синдрома |
Синдром функциональной несформированности лобных отделов головного мозга | — нарушение динамического пракcиса; — не запоминают пробу «ладонь, кулак, ребро»; — повышенная утомляемость; — ребенок легко отвлекается, не может сосредоточиться, быстро устает, часто бывает равнодушным ко всему окружающему, имеет проблемы с логикой, вниманием, самоконтролем над поведением, речью и эмоциями; — недостаточность саморегуляции, произвольного внимания, программирования, целенаправленности и контроля над протеканием собственной деятельности; — нарушена социальная адаптация к новым условиям; — наблюдается склонность к упрощению программы, стремление к привлечению внешних опор при выполнении того или иного задания; — школьная программа усваивается с трудом, социальная неспособность к обучению; — речь бедная; — фразы примитивные; — слова, предлоги, слоги — не дописываются; — не запоминаются простейшие правила; — в письме характерны пропуски букв, снижена обобщающая функция речи; — в возрасте 3-4-х лет наблюдается нарушение коммуникаций; — в 6-7 лет, когда активно формируется произвольное внимание, обнаруживаются элементы полевого поведения, повышенная отвлекаемость; — к 12-ти годам на первый план выступают снижение интеллектуальной активности, невозможность самоконтроля и прогнозирования, отсутствие критичности к самому себе; — восприятие и память, как правило, бывают в пределах возрастной нормы. Эмоциональные расстройства: — нарушение контроля над эмоциями и незрелость высших уровней аффективной сферы; — капризы; — импульсивность; — эмоциональная лабильность; — агрессия и негативизм, особенно при попытках регламентировать их деятельность; — нарушено «чувство дистанции» (особенно по отношению к взрослым); — снижена потребность в общении и стремление к образованию глубоких эмоциональных связей, общение является более поверхностным; — нарушение социальной адаптации. |
Возрастной период возникновения синдрома | От 9-10 лет до 12-15 лет |
Основные причины возникновения синдрома | — родовая травма шейных отделов спинного мозга; — внутричерепное давление; — общий наркоз; — сотрясение мозга; — эмоциональный стресс; — все предыдущие синдромы. |
Основные методы коррекции синдрома | — обеспечение неврологического здоровья ребенка; — развитие межполушарного взаимодействия; — развитие таких высших психических функций как абстрактно-логическое мышление, логика, анализ, внимание, самоконтроль, саморегуляция, ответственность, воля, любовь, альтруизм, удержание программ, коммуникации, рефлексия (самопонимание, самоанализ, чувство вины). |
Источник