Синдром франкенштейна что это такое
.
21 век считают веком технологий, а сколько еще впереди открытий. Техника облегчает нам жизнь. Ученые создают новые механизмы. Роботы помогают людям с их проблемами, но далеко не все люди им рады и принимают их помощь. Синдром Франкенштейна — это очень распространенный страх в наше время, который подразумевает боязнь роботов.
Понятие фобии
Впервые термин «комплекс Франкенштейна» употребил Айзек Азимов в своих романах. Он сам описал заболевание как страх перед механизированными мужчинами, то есть роботами. Многие, увидев робота, начинают воспринимать его как одного из людей.
Этот механизм неживой, и это производит впечатление живого мертвеца. Такая ассоциация не способствует проявлению положительных эмоций. Такую теорию про синдром Франкенштейна выдвинул японский робототехник М. Мори и назвал ее «эффект зловещей долины».
Причины болезни
Некоторые психологи считают, что этот комплекс не проявляется у одной личности, что это фобия, навязанная обществу людей. Они боятся, что механизмы займут их места, или же произойдет восстание машин.
- Если человек воспринимает робота как живое существо, то переход из неодушевленного в человеческое является одной из причин возникновения синдрома Франкенштейна.
- Еще одной причиной считают веру в наличие разума у машины. В ходе экспериментов было обнаружено, что андроиды, по мнению людей, могут воспринимать мир, вызывают неприятные ощущения, а те механизмы, которые казались неодушевленными, не пугали испытуемых.
- Синдром Франкенштейна возникает из-за несоответствия внешности и поведения робота.
Преодоление проблемы
Преодолеть такой комплекс непросто, ведь мозг улавливает даже незначительные детали, по которым понимает, что это робот, андроид или 3D анимация. Болезнь возникает только при эмоциональном контакте объектов.
Существует несколько вариантов борьбы со своим страхом:
- необходимо принять страх, а не отрицать его;
- прочитать литературу и узнать о возможных опасностях и как их предотвратить;
после можно столкнуться с ним лицом к лицу, это поможет критически мыслить и придаст уверенности в себе; - если есть возможность, найти людей с такой же проблемой и узнать их методы или разработать совместную методику;
- занятия медитацией могут облегчить симптомы и помочь расслабиться;
посещение психолога и разговор с ним о проблеме положительно скажется на вашем состоянии; - ароматерапия отлично успокоит нервы, поможет расслабиться.
Многие техники считают, что для преодоления отвращения и страха у людей, необходимо создать более социального робота с человеческим обликом.
Создание полноценного реалистичного механизма поможет людям избавиться от фобии и забыть комплекс Франкенштейна.
Загрузка…
Статья написана при поддержке Эксперта сайта Йапина Ирэна — Доктор психологических наук, практикующий психолог, преподаватель психологии.Портфолио
Использованные научные статьи:
- ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛЬНЫХ И ВИЗУАЛЬНЫХ КОНСТРУКТОВ ЖИЗНЕННЫХ СОБЫТИЙ: НАРРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ (Локосина)
- ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ (Бушов)
- ИДЕОЛОГИЯ КАК КОНЦЕПТ (Хмылев)
Использованная литература:
- Платонов, Ю.П. Социальная психология поведения / Ю.П. Платонов. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.
- Чалдини, Р. Психология влияния / Р. Чалдини. – СПб.: Питер, 2000. – 270 с.
- Хухлаева, О.В. Психология развития: Молодость, старость, зрелость: учеб. пособие / О.В. Хухлаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.
- Венгер, Л.А. Психология / Л. А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1998. – 206 с.
Источник
.
Век открытий и новых технологий, так ознаменовали XXI век, за несколько десятков лет было изобретено множество устройств, которые значительно упрощают нашу жизнь. Один из самых непонятных комплексов назван в честь ученого Франкенштейна. Этот комплекс заключается в непреодолимом страхе перед современными машинами, роботами и искусственным интеллектом. По мнению некоторых людей, созданные нами вещи могут уничтожить индивида.
Причины
Большинство психологов считают, что синдром Франкенштейна не существует, это фобия, навязанная обществом. Любая фобия, болезнь или синдром имеет свои истоки. Комплекс Франкенштейна не является исключением. Все больше людей подвергаются влиянию этой проблемы, так откуда же она появляется?
- Все мы знакомы с фильмами, где гений-ученый создает умную машину, которая впоследствии пытается уничтожить весь мир. Дети или впечатлительные люди формируют и меняют мировосприятие через фильмы и книги, поэтому у многих людей страх новшеств приобретен благодаря таким фильмам.
- Страх остаться без работы. В связи с роботизацией большинства производств немалое количество людей осталось без работы. Некоторые люди отказываются принимать научный прогресс и негативно относятся ко всем механизированным технологиям.
- Внешний вид. Большинство таких машин делают с внешностью людей, что их очень пугает. Они боятся, что в скором будущем не смогут отличить личность от робота.
- Еще одна причина – искусственный разум. Приверженцы синдрома Франкенштейна считают, что с помощью интеллекта роботы захватят мир.
Несчастные случаи
Есть люди, которые боятся подобной техники не из-за фильма или страха остаться без работы. Страх вызван реальными несчастными случаями. Когда изобретение приводило к гибели людей и самого изобретателя.
- Генри Смоленский. Инженер, проводивший разработку летающих машин. Погиб в результате тестирования своего изобретения.
- Генри Уинстенли. Создатель первого маяка, погиб под обломками своего же первого маяка во время шторма.
- Отто Лилиенталь. Разработчик биплана. Скончался при тесте своего изобретения, сломав спину.
- Франц Райшельт. Изобретатель парашютного костюма. Во время испытаний костюм не сработал и Франц разбился насмерть из-за падения с большой высоты.
В XXI веке не стоит бояться, что инновации убьют вас таким методом. Во-первых, всё, что поступает на рынок, уже многократно проверено и является абсолютно безопасным для людей. Во-вторых, во время тестирования никто не погибает, придуман ряд способов провести проверку без участия людей.
На финальной проверке там находятся люди, но это происходит после того, как продукт признан безопасным.
Эффект зловещей долины
Довольно часто роботы, не имеющие ничего общего с обликом личности, выглядят довольно мило. Феномен заключается в том, что, чем большее сходство с людской внешностью, тем больше недоверия со стороны людей испытывается к роботу.
В психологии есть термин «зловещая долина» – предположение, согласно которому робот или иной объект, что смотрится или функционирует приблизительно, как индивид, вызывает к себе вражду и антипатию у персоны, смотрящей на это.
В 1970 году этот эффект был описан японским техником Масахиро Мори. Он составил график, на котором прослеживается четкая закономерность: чем больше сходства между машиной и индивидом, тем больше позитивных эмоций испытывается личностью, но до определенного момента. Как только мы замечаем несоответствия облика личности, сразу же ощущаем тревогу и вражду. Наши чувства приводят нас в зловещую долину – место, где в нашем восприятии находятся зомби, ходячие покойники и самые страшные существа.
Боремся с синдромом
Так как этот синдром вызывается разными причинами, то и подход к лечению должен быть разным. Страх, что «железяка» может навредить или убить персону. Эта фобия довольна бессмысленна, в «мозг» робота заложены принципы, по которым он работает:
- робот не может причинить вред индивиду своими действиями или же бездействием;
- робот повинуется всем приказам, которые отдаются человеком (если приказы не принесут вред человеку);
- в роботе предусмотрена функция самоуничтожения на случай, если он приносит вред или не подчиняется приказам или правилам.
Для того чтобы побороть свой страх, достаточно осознать несколько элементарных вещей.
- Безработица. С фактом того, что такая техника заменяет людей, необходимо смириться и принять как должное. Если не развиваться, мы быстрыми темпами вернемся в каменный век. Роботы предназначены для упрощения процесса работы, а не с целью сделать вас безработным.
- Искусственный интеллект не настолько развит, как вы себе представляете. Не льстите разработчикам, у железной машины просто-напросто не хватит «мозга», чтобы захватить мир.
- Фильмы – это выдумка сценаристов и режиссеров. Не принимайте фильмы про восстание машин так близко к сердцу. Фильмы созданы с целью развлекать, а не вызывать фобии и различные синдромы.
Важно понять, что развитие робототехники очень важно и не стоит ему препятствовать. Нанотехнологии, роботы и дроны используются в медицине, на спасательных операциях. Задумайтесь, кто будет спасать жизни там, где люди бессильны. Как пример, можно взять робота-пожарного, разработанного в Японии, который уже спас не один десяток жизней.
Загрузка…
Источник
Синдром Франкенштейна относится к страху, что творения, созданные человеком, обернутся против него, уничтожая человечество. Роман Мэри Шелли, опубликованный в 1818 году, отражает эту озабоченность. «Ты мой создатель, но я твой лорд», — говорит монстр Виктору Франкенштейну в конце пьесы. Его монстр поворачивается против него и уничтожает его.
Франкенштейн, литературный персонаж, считается монстром, который унаследовал только свою фамилию от своего создателя. Созданный из фрагментов человеческих тел, он был рожден против его воли, без матки, которая его породила, но он принял свое существование и пытался жить в мире, который отвергал его. Отсюда и контекст синдрома Франкенштейна.
«Если вы решите делать только то, что, как вы знаете, будет работать, вы оставите много возможностей на столе«.
-Джефф Безос-
Синдром Франкенштейна, когда наше творение восстает
Этот синдром, очевидно, связан с романом Шелли, где доктор хотел подражать создателю «играть, чтобы быть Богом», поэтому их первоначальные устремления были направлены на достижение целей, выходящих за рамки поддержания и заботы о жизни. Имя доктора является сегодня символом науки, которая отклоняется от своих целей, ступая на скользкую местность, которая может угрожать человеку и непрерывности жизни, какой мы ее знаем..
Ни для кого не секрет, что цифровое развитие, генетические манипуляции и клонирование достигли экспоненциального прогресса в последние десятилетия. Даже когда общество все больше и больше знакомо со всеми этими изменениями и достижениями, трудно усвоить постоянные изменения и возможности, которые принесет нам будущее.
Новое может породить неприятие, особенно когда оно напрямую влияет на человека. Существование технологии, способной изменить наследование живых существ многим, кажется отвратительным в идеологическом смысле и порождает неопределенность в отношении того, что может произойти с этими творениями в будущем..
«Страх или страх — это эмоция, характеризующаяся интенсивным, обычно неприятным чувством, вызванным восприятием опасности, реальной или предполагаемой, настоящей или будущей«.
-анонимный-
Клонирование, одна из отправных точек синдрома Франкенштейна
Клонирование овцы Долли сделало дискуссию в обществе о возможности клонирования людей. С технической точки зрения считается, что это можно сделать, хотя следует отметить, что этическая проблема присутствует. Когда мы говорим о клонировании человека, можно начать почти бесконечные этические дебаты.. Первый эксперимент по клонированию человеческих эмбрионов вызвал неприятие политических и религиозных инстанций по всему миру..
Тем не менее, авторы защищали научный прогресс, чтобы гарантировать, что это не для создания человека, но с «терапевтическими целями». Терапевтическое клонирование поддерживается большинством международного научного сообщества, которое уверено, что это будет потенциальное лечение от хронических заболеваний, такие как рак, болезнь Альцгеймера, Паркинсона или диабет, среди других.
Генетические манипуляции
Генетика является одной из наиболее продвинутых наук за последние годы.. Эксперты в области эволюции и генетики настаивают на необходимости различать генетические манипуляции в соответствии с целью, которая преследует: тот, который будет сделан с целью лечения или предотвращения болезней, и тот, который будет иметь целью «улучшить человеческий вид».
Очевидно, что, как и любая технология, генетические манипуляции не обходятся без опасностей. Тем не менее, правда в том, что генетические модификации, практикуемые на большом количестве видов, включая людей, почти всегда думали, чтобы улучшить качество нашей жизни, минимизируя риски: ведется борьба с болезнями, добывается пища или необходимые продукты или улучшаются научные знания.
Технологические достижения, страх перед синдромом Франкенштейна
Технофобия говорит нам условия, которых так опасаются, как кибервойны, машины, которые захватывают нашу жизнь, отсутствие конфиденциальности в социальных сетях и т. Д.. Страх перед переменами очень человечен, мы привыкли жить по-своему и внезапно меняем или меняем правила, но на самом деле человек снова и снова приспосабливается к изменениям.
Технологические достижения являются неотъемлемой частью нашей жизни. Конечно, мы также должны признать, что эти достижения не всегда совершенны. На самом деле, иногда страх перед открывающимися нам возможностями оправдан, поскольку мы никогда не знаем, в чьих руках и для чего может служить новая завоеванная власть. Тем не менее, от этого страха перед синдромом Франкенштейна есть большое расстояние.
«Я знаю, что кажется, что мир разваливается, но на самом деле это прекрасное время, чтобы стать немного сумасшедшим, следовать нашему любопытству и быть амбициозным. Не отказывайся от своей мечты. Мир нуждается в тебе!
-Ларри Пейдж-
8 Знаменитые писатели с психическими расстройствами Многие писатели, как и многие другие художники и великие творцы, не избежали психического расстройства … В этой статье мы расскажем вам свои любопытные истории! Читать дальше »
Источник
Отечественные реформы на поверку оказываются странными. Так, в законе о перестройке РАН нет ни слова о собственно науке. Академики и чиновники все больше делят право на управление землями и зданиями. В реформе здравоохранения почти никто не вспоминает о пациентах — там все больше томографов, справок и отчетов. И самое главное — о существовании этих и других подобных сфер жизни общества задумываются только тогда, когда там случается очередной конфликт. Естественно, не из-за науки и здоровья, а из-за земель и зарплат.
Вот история из Бердска — города, крупнейшего в Новосибирской области после регионального центра. Там педиатры уже объявили об «итальянской забастовке». В письме, опубликованном в местных СМИ, они рассказали о том, что к каждому врачу «прикреплено» не 800 детей по нормативу, а 1,2 тыс. Что в день каждый врач должен принять до 80 пациентов, а еще ходить по вызовам на дом — то есть, брать ночные дежурства и прочее. Здесь даже есть свой рекорд — рабочий день одного врача беспрерывно продолжался 32 часа. Средняя зарплата в этой поликлинике при таком графике — менее 20 тыс. рублей в месяц.
Этот случай примечателен еще и тем, что немногие врачи готовы говорить о своих проблемах публично. В этом номере мы попросили высказаться трех руководителей абсолютно разных медицинских учреждений, если угодно — трех уровней отечественной системы здравоохранения. Это главный врач обычной городской поликлиники Игорь Воробьев («низшее звено»), главный врач городской больницы Владимир Ярохно («среднее звено») и глава одного из имиджевых для отечественного здравоохранения мега-проектов, руководитель Федерального центра нейрохирургии Джамиль Рзаев. У всех троих совершенно разные задачи и разное видение ситуации. Поэтому мы не беремся судить о том, кто из них прав. Для этого интервью подготовлены в виде монологов — к тому же, это максимально близко к действительности, потому что все врачи готовы были говорить без всяких наводящих вопросов.
А вопросы были следующие. Почему так получается, что в модернизацию медицины федеральный бюджет вкладывает сотни миллиардов рублей, но люди, получив малейшую возможность не ходить в городские поликлиники (прежде всего, финансовую), уверенно делают это. Потому что не знают о миллиардах рублей, а знают о том, что в поликлинике их встретит постоянно недовольная жизнью работница регистратуры. А чтобы попасть к врачу, занять очередь «вот в это окошко» нужно в шесть–семь утра. В результате, по данным ФОМ, каждый житель России уже тратит по девять тысяч рублей на платную медицину. Тематика одна. Современная отечественная медицина напоминает известного Франкенштейна. В медицине так же из частей нескольких трупов пытаются собрать живого человека.
Эти тексты — продолжение разговора, начатого в федеральном журнале «Эксперт» весной этого года (см. «Медицина энтузиастов» в «Эксперте» № 16 за 2013 год). И это — приглашение к разговору всех заинтересованных специалистов.
Напоследок — вернемся к Бердску. Главным врачом в поликлинике, где бунтуют педиатры, этой весной назначен человек, не имеющий к городу никакого отношения — бывший начальник отдела формирования и внедрения целевых программ (есть и такой) министерства здравоохранения Новосибирской области Игорь Стефанович. Сейчас на совещаниях в правительстве он бодро отчитывается о результатах своей работы, а общественникам и даже своим сотрудникам отказывается комментировать ситуацию. Недавно с ним договорились об интервью журналисты местного издания «Курьер. Среда. Бердск». Вот какой диалог состоялся у них со Стефановичем утром накануне, когда тот объяснял очередной отказ:
— Я не могу сегодня. Я на учебе с нынешнего дня…
— Когда нам к вам обратиться, чтобы назначить встречу?
— Учеба у меня на три недели…
— Вас не будет на рабочем месте три недели? Чему вы будете учиться?
Последние вопросы журналиста Стефанович проигнорировал.
Источник
Чудовище Франкенштейна (Создание Франкенштейна, монстр Франкенштейна, также ошибочно называется просто «Франкенштейном») — одно из главных действующих лиц романа Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818), а также персонаж множества книжных, драматических и кинематографических адаптаций его сюжета.
Происхождение персонажа[править | править код]
В романе Виктор Франкенштейн хочет создать живое существо из неживой материи. В результате у него получается существо, вид которого самого Франкенштейна повергает в ужас:
Чарльз Огл в роли Чудовища Франкенштейна в фильме 1910 года
Как описать мои чувства при этом ужасном зрелище, как изобразить несчастного, созданного мною с таким неимоверным трудом? А между тем члены его были соразмерны и я подобрал для него красивые черты. Красивые — Боже великий! Жёлтая кожа слишком туго обтягивала его мускулы и жилы; волосы были чёрные, блестящие и длинные, а зубы белые как жемчуг; но тем страшнее был их контраст с водянистыми глазами, почти неотличимыми по цвету от глазниц, с сухой кожей и узкой прорезью чёрного рта. <…> На него невозможно было смотреть без содрогания. Никакая мумия, возвращенная к жизни, не могла быть ужаснее этого чудовища. Я видел своё творение неоконченным; оно и тогда было уродливо; но когда его суставы и мускулы пришли в движение, получилось нечто более страшное, чем все вымыслы Данте. <…> Над ним склонилось какое-то существо, которое не опишешь словами: гигантского роста, но уродливо непропорциональное и неуклюжее. Его лицо, склоненное над гробом, было скрыто прядями длинных волос; видна была лишь огромная рука, цветом и видом напоминавшая тело мумии.
Оригинальный текст (англ.)
How can I describe my emotions at this catastrophe, or how delineate the wretch whom with such infinite pains and care I had endeavoured to form? His limbs were in proportion, and I had selected his features as beautiful. Beautiful! Great God! His yellow skin scarcely covered the work of muscles and arteries beneath; his hair was of a lustrous black, and flowing; his teeth of a pearly whiteness; but these luxuriances only formed a more horrid contrast with his watery eyes, that seemed almost of the same colour as the dun-white sockets in which they were set, his shrivelled complexion and straight black lips. <…> Oh! No mortal could support the horror of that countenance. A mummy again endued with animation could not be so hideous as that wretch. I had gazed on him while unfinished; he was ugly then, but when those muscles and joints were rendered capable of motion, it became a thing such as even Dante could not have conceived. <…> Over him hung a form which I cannot find words to describe—gigantic in stature, yet uncouth and distorted in its proportions. As he hung over the coffin, his face was concealed by long locks of ragged hair; but one vast hand was extended, in colour and apparent texture like that of a mummy.
— Перевод З. Александровой
Способ создания существа в романе не детализирован и довольно расплывчат, сам Франкенштейн уклоняется от любых пояснений во избежание повторения эксперимента. Упоминаются лишь некие химические приборы, неназванные материалы, а сам процесс описывается как вызывающий отвращение:
Я собирал кости в склепах; я кощунственной рукой вторгался в сокровеннейшие уголки человеческого тела. <…> Бойня и анатомический театр поставляли мне большую часть моих материалов; и я часто содрогался от отвращения, но, подгоняемый всё возрастающим нетерпением, всё же вёл работу к концу.
Оригинальный текст (англ.)
I collected bones from charnel-houses and disturbed, with profane fingers, the tremendous secrets of the human frame. <…> The dissecting room and the slaughter-house furnished many of my materials; and often did my human nature turn with loathing from my occupation, whilst, still urged on by an eagerness which perpetually increased, I brought my work near to a conclusion.
— Перевод З. Александровой
Суть процесса состояла в оживлении безжизненной/мёртвой материи, но Франкенштейн также мечтал, что дальнейшее развитие его открытия приведёт к возможности «давать вторую жизнь телу, которое смерть уже обрекла на исчезновение». Возможно, эта мечта Франкенштейна, в романе не получившая никакого развития, и привела к дальнейшему использованию идеи об оживлении мёртвых тел в последующих произведениях, использовавших образы чудовища Франкенштейна. Поверхностно описанный в романе процесс создания «подруги» существа на уединённом острове, «население которого состояло из 5 человек» и куда невозможно было в одиночку доставить больших грузов, позволяет предположить, что монстр создавался из большей частью искусственных материалов.
Чудовище Франкенштейна в культуре[править | править код]
Наиболее известный образ чудовища Франкенштейна был создан в фильмах режиссёра Джеймса Уэйла «Франкенштейн» (1931) и «Невеста Франкенштейна» (1935) актёром Борисом Карлоффом. Однако этот образ имеет сильные отличия от чудовища из романа. В романе чудовище не «сшито» из кусков человеческих тел, идея с молнией — тоже выдумка кинематографа. В книге вообще не упоминается, каким способом было собрано и оживлено создание Франкенштейна. Мэри Шелли тщательным образом обходит любые научные подробности создания чудовища под предлогом того, что Франкенштейн не вправе выдать эту тайну, дабы никто не смог повторить его ошибку. Исследователи творчества Шелли считают, что причиной этого была некомпетентность писательницы в научных и медицинских вопросах, однако исходя из упоминаемых в романе трудов известных ученых-алхимиков Корнелия Агриппы, Альберта Великого и Парацельса, которые с особым усердием и страстью изучал Франкенштейн, можно сделать вывод, что Шелли подразумевала не столько научный способ создания монстра, сколько алхимический (Парацельс считается автором наиболее известного «рецепта» получения гомункула), что в определённом смысле связывает образ Чудовища с другим легендарным искусственным созданием — големом. И самое явное различие между чудовищем из романа и чудовищем из фильма — в их мыслительных способностях. «Демон» Мэри Шелли как минимум не уступал в сообразительности обычному человеку: он научился бегло читать, связно разговаривать и независимо мыслить. Все его жестокости были не только осмысленными, но и этически оправданными. Более того, он сам собирается покарать себя, чтобы избавить мир. Чудовище же из фильма имеет интеллект пятилетнего ребёнка, разговаривает только простыми предложениями и совершает убийства неосознанно. Широкое распространение получил именно образ из фильма. Одним из немногих исключений стал фильм «Ван Хельсинг», где Чудовище является положительным персонажем и умственными данными больше напоминает персонажа книги.
В фильме «Виктор Франкенштейн» персонаж Чудовища предстаёт в новой форме: внешне напоминая вариант из фильмов с Борисом Карлоффом, этот монстр лишён сознания и совершает яростные убийства чисто инстинктивно, не осознавая происходящего, и поэтому быстро погибает. В фильме подробно рассказывается, как Франкенштейн и Игорь собирали Чудовище, почему он такого огромного роста и что стало для Виктора причиной его создать.
В массовой культуре также часто встречается смешение образов Франкенштейна и созданного им чудовища, когда «Франкенштейном» ошибочно называют не создателя, а создание.
Кинематограф[править | править код]
Список примеров в этом разделе не основывается на авторитетных источниках, посвящённых непосредственно предмету статьи или её раздела. Добавьте ссылки на источники, предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, а не отдельные элементы списка. В противном случае раздел может быть удалён. |
- 1910 — Франкенштейн
- 1915 — Жизнь без души
- 1931 — Франкенштейн
- 1935 — Невеста Франкенштейна
- 1939 — Сын Франкенштейна
- 1942 — Призрак Франкенштейна
- 1943 — Франкенштейн встречает Человека-Волка
- 1944 — Дом Франкенштейна
- 1948 — Эббот и Костелло встречают Франкенштейна
- 1952 — Франкенштейн, эпизод сериала «Сказки завтрашнего дня»[1]
- 1957 — Я был подростком-Франкенштейном
- 1957 — Проклятие Франкенштейна
- 1958 — Месть Франкенштейна
- 1958 — Дочь Франкенштейна
- 1958 — Франкенштейн-70
- 1964 — Зло Франкенштейна
- 1965 — Франкенштейн встречает космического монстра
- 1966 — Джесси Джеймс встречает дочь Франкенштейна
- 1966 — Сон Франкенштейна
- 1967 — Франкенштейн создал женщину
- 1968 — Франкештейн
- 1969 — Франкенштейн должен быть уничтожен
- 1970 — Ужас Франкенштейна
- 1971 — Дочь Франкенштейна / La figlia di Frankenstein
- 1971 — Дракула против Франкенштейна (США)
- 1972 — Дракула против Франкенштейна (Франция-Испания)
- 1972 — Франкенштейн-80
- 1972 — Проклятие Франкенштейна
- 1973 — Франкенштейн
- 1973 — Франкенштейн: правдивая история
- 1973 — Плоть для Франкенштейна (фильм, реж. Пол Морриси, студия Энди Уорхола,1973).
- 1974 — Франкенштейн: история любви (телефильм, реж. Боб Тенолт, 1974).
- 1974 — Молодой Франкенштейн
- 1974 — Франкенштейн и монстр из ада
- 1975 — Sevimli Frankestayn. Турецкий ремейк «Молодого Франкенштейна»
- 1977 — Виктор Франкенштейн
- 1981 — Остров Франкенштейна
- 1981 — Франкенштейн: ужасная легенда
- 1984 — Франкештейн
- 1984 — Франкенвини
- 1984 — Франкенштейн-90
- 1985 — Невеста
- 1987 — Франкештейн
- 1987 — Плоть для Франкенштейна
- 1988 — Больница доктора Франкенштейна
- 1990 — Франкенштейн освобождённый
- 1990 — Франкенштейн Эдисона
- 1990 — Франкеншлюха
- 1990 — Малыш Франкенштейна
- 1992 — Франкештейн
- 1992 — Франкенштейн
- 1994 — Франкенштейн Мэри Шелли
- 1994 — Франкенштейн (режиссёр Бак Адамс)
- 1995 — Планета монстров Франкенштейна
- 1996 — Франкенштейн и я
- 1997 — Дом Франкенштейна
- 1998 — Возрождённый Франкенштейн
- 1998 — Влечение к Франкенштейну
- 1999 — Томми-оборотень
- 2000 — Возрождённые Франкенштейн и Человек-Волк
- 2003 — Франкенштейн: рождение монстра
- 2004 — Франкенштейн
- 2004 — Франкенштейн
- 2004 — Ван Хельсинг (фильм)
- 2005 — Франкенштейн: возрождённое зло
- 2006 — Кровавый кошмар Франкенштейна
- 2007 — Франкенштейн
- 2012 — Однажды в сказке, сериал (2 сезон, серия 12)
- 2012 — Жить с Франкенштейном / «Living with Frankenstein»
- 2013 — Франкенштейн в любви / Frankenstein in Love
- 2014 — Франкенштейн и вампир / Frankenstein and the Vampyre: A Dark and Stormy Night
- 2013 — Армия Франкенштейна
- 2014 — Я, Франкенштейн
- 2014 — Страшные сказки
- 2015 — Виктор Франкенштейн
- 2015 — «Хроники Франкенштейна» / «The Frankenstein Chronicles» (сериал).
Художественная литература[править | править код]
- Брайан Олдисс. «Освобождённый Франкенштейн» («Frankenstein Unbound», 1973)[2]
- Теодор Рошак. «Воспоминания Элизабет Франкенштейн» («The Memoirs of Elizabeth Frankenstein», 1996)[3]
- Питер Акройд. «Журнал Виктора Франкенштейна» («The Casebook of Victor Frankenstein», 2009)[4]
- Дин Кунц. «Франкенштейн. Трилогия» («Dean Koontz’s Frankenstein, Book one, Prodigal Son» by Bantam Dell, a Division of Randall House Inc., New York 2005)
- Сьюзан Хейбур ОКиф «Чудовище Франкенштейна» (2011)
Мультфильмы[править | править код]
- 1994 — Чудовищная сила (англ. Monster Force)
- 2009 — Франкенкротовина (англ. Mary Shelley’s Frankenhole)
- 2012 — Совершенный Человек-паук (22 серия 2 сезон)
- 2012 — Франкенвини
- 2012 — Монстры на каникулах (англ. Hotel Transylvania; оригинальное название — «Отель Трансильвания»)
- 2014 — Скуби-ду: Франкен монстр
- 2014 — Монстр Хай: Монстрические мутации. (англ. Monstr High)
- 2015 — Монстры на каникулах 2 (англ. Hotel Transylvania 2; оригинальное название — «Отель Трансильвания 2»)
- 2018 — Монстры на каникулах 3: Море зовет (англ. Hotel Transylvania 3; оригинальное название — «Отель Трансильвания 3»)
Компьютерные и видеоигры[править | править код]
- Франкенштейн — Глазами Монстра Brawl Stars — Frank
Аналоги в других произведениях[править | править код]
- В романе-фэнтэзи Роджера Желязны и Роберта Шекли «Принеси мне голову прекрасного принца» для пробуждения спящей красавицы создаётся прекрасный принц, собранный подобно Чудовищу Франкенштейна, причём сама спящая красавица тоже создана по такому же принципу.
- В аниме — сериале Судьба/Апокриф монстр Франкенштейна предстаёт перед зрителем девушкой, имеющей класс Берсеркер.
- В фильме «Невеста реаниматора» одновременно обыгрывается как идея Чудовища Франкенштейна, так и идея Невесты Франкенштейна.
- Значительное влияние образ Чудовища Франкенштейна оказал на режиссёра Тима Бёртона, который многократно создавал вариации на эту тему. В его раннем короткометражном фильме «Франкенвини» мальчик по имени Виктор Франкенштейн оживляет свою погибшую собаку. Герой фильма «Эдвард Руки-ножницы» — искусственно созданное существо, которому его создатель не успел доделать руки. Один из персонажей мультфильма «Кошмар перед Рождеством» доктор Финкельштейн создаёт из фрагментов мёртвых тел девушку Салли — и т. д.
- Немного изменённый образ чудовища Франкенштейна присутствует в японских кайдзю-фильмах Франкенштейн против Барагона и Чудовища Франкенштейна: Санда против Гайры.
- Идея создания из неживого живое (Как монстра Франкенштейна) встречается в фильме «Ох, уж эта наука» и его ремейке-сериале «Чудеса науки». Это показывается в начале фильма и в самом первом эпизоде телесериала, где ребят вдохновил на создание женщины фильм «Невеста Франкенштейна», и заставка сериала начинается с отрывка из этого кинофильма. А в первой серии 4 сезона, главные герои и вовсе встречаются лично с доктором Франкенштейном и монстром.
- Одна из серий Mermaid Forest, называющаяся «Принцесса Священного Пепла», рассказывает историю маленькой девочки, единственной дочери некроманта, созданной подобно Чудовищу Франкенштейна.
- В манге и аниме «Soul Eater» действует персонаж Франкен Штайн, в образе которого смешаны черты Виктора Франкенштейна и его Монстра (в его кинематографическом воплощении): этот персонаж является великим, но сумасшедшим экспериментатором и учёным, постоянно проводящий эксперименты над своими знакомыми. У него необычная внешность (из-за экспериментов над собой) — он покрыт хирургическими шрамами, а в голове у него торчит болт, с помощью которого он контролирует своё безумие.
- В пятом эпизоде второго сезона сериала «Однажды в сказке» персонаж Виктор Вэйл (именуемый в своем мире Виктор Франкенштейн) отправляется в сказочный мир, чтобы добыть сердце, укреплённое волшебством. Впоследствии Виктор использует это сердце для оживления чудовища — существа, сшитого из останков его покойного брата.
- В одной из серии сериала «Сверхъестественное», один доктор не создаёт монстра, но открывает путь к бессмертию, используя части других людей. Выглядит он подобно этому монстру. В 10 сезоне появляется целая семья Франкештейнов, члены которой добавляют себе дополнительные органы и мышцы из других людей.
- В мультсериале «Ферма чудища» одним из главных героев является монстр Франкенсвин — помесь свиньи и Чудовища Франкенштейна. Его создатель — ученый по фамилии Харлофф, что является отсылкой к актёру Борису Карлоффу.
- В эпизоде «Treehouse of Horror XIV» мультсериала «Симпсоны» используется этот образ.
- В фильме «Солдатики» на 62 минуте, использована стилистика создания монстра Франкенштейна.
- В фильме «Музей восковых фигур: затерянные во времени» 1992 года, герои, в одном из измерений встречают барона Франкенштейна и его монстра.
<