Синдром фонетической дезинтеграции характерен при
Что такое нарушения речи? Каковы его причины, признаки, виды, диагностика и лечение? Чем может быть вызван этот симптом? Определение: нарушения речи или речевые расстройства – это проблемы и отклонения речи и нарушения вербальной коммуникации и других смежных областей, в частности, речевой моторики. Симптоматика этих расстройств весьма разнообразна – от неспособности воспринимать речь до логореи или речевого недержания. Кроме того, эти симптомы могут появляться как у детей, так и у взрослых. В этой статье психолог CogniFit («КогниФит») Марио де Висенте расскажет вам о том, каковы признаки, виды и классификация нарушений речи, как диагностировать и лечить эти расстройства.
Причины речевых расстройств
Причины речевых расстройств многочисленны и разнообразны, и различаются в зависимости от триггера заболевания. Среди органических причин, к которым относятся все связанные с повреждением органов речи, можно выделить:
- Наследственные причины: когда нарушения речи наследуются от родителей.
- Врождённые причины: когда речевые расстройства обусловлены приёмом лекарств или осложнениями во время беременности.
- Перинатальные причины: причиной нарушений речи являются осложнения во время родов.
- Постнатальные причины: речевые расстройства появляются после рождения, например, в результате преждевременных родов.
Кроме органических, также бывают функциональные причины, т.е. патологии работы задействованных в речи органов. Эндокринные причины в основном связаны с психомоторным развитием ребёнка. Причины, связанные с окружающей средой, также могут иметь место и влиять на речь – на лингвистические характеристики человека влияет его окружение. И, наконец, психосоматические причины также играют важную роль в развитии речевых расстройств, поскольку наши мысли имеют над нами власть и могут спровоцировать аномальную устную речь. И наоборот, трудности и нарушения речи могут негативно влиять на мышление. Всё это затрудняет корректное говорение и понимание речи.
Проверьте основные способности вашего мозга с помощью инновационного Общего когнитивного теста CogniFit. Начните прямо сейчас!
Симптомы нарушений речи
В зависимости от вида речевого расстройства и поражённой области существуют различные симптомы, свидетельствующие о возможном нарушении речи. Говоря о классификации общих симптомов нарушений речи, можно выделить следующие типы симптомов:
- Симптомы расстройства экспрессивной речи: при этом расстройстве очень ограничен словарный запас, человек испытывает трудности с запоминанием и произношением длинных фраз.
- Симптомы экспрессивно-рецептивного расстройства речи: помимо симптомов, которые наблюдаются в предыдущем случае, также присутствуют проблемы, связанные с восприятием, пониманием речи, слов или фраз.
- Симптомы фонологического расстройства: характеризуются неспособностью использовать при разговоре отдельные звуки, присутствуют ошибки при произношении, воспроизведении и/или использовании звуков.
Кроме того, пожалуй, одним из самых заметных расстройств является заикание – нарушение плавности, ритма и организации речи.
Несмотря на то, что речь – это сложный процесс, и существует множество различных патологий речи, можно выделить определённые признаки, в целом указывающие на возможное развитие речевого расстройства. Говоря о речевых расстройствах у детей, можно отметить следующие признаки:
- Расстройство экспрессивной речи: о данной проблеме может свидетельствовать скудный словарный запас ребёнка по сравнению с детьми его возраста, недоразвитость речи. Ребёнку сложно запомнить новые слова, он путает временные формы глаголов, использует в разговоре обобщающие слова (вещи, это и т.д.) вместо конкретных названий, мало говорит, произносит бессмысленные фразы, хотя способен при этом правильно произносить слова, использует определённые структуры предложений или постоянно при разговоре повторяет одни и те же фразы.
- Расстройство рецептивной речи: при этом нарушении речи ребёнок часто не испытывает интерес к разговору в его присутствии, ему трудно выполнять указания или понимать то, что ему говорят, спрашивают, а также понимать написанное.
Речевые расстройства: классификация и виды
Говоря об общей классификации существующих видов нарушений речи, можно выделить следующие:
1- Дизартрии:
Это нарушения произношения, вызванные поражением мышц речевого аппарата.
2- Дислалии:
Дислалия – расстройство звукопроизношения, характеризующееся отсутствием, заменами, смешением или искажениями фонем и звуков в устной речи. Существует несколько видов дислалий:
- Физиологические дислалии: дети часто неправильно выговаривают звуки – это связано с недостаточной развитостью речевых органов в детском возрасте. Это абсолютно нормально и не должно тревожить родителей – за исключением случаев, когда с течением времени эта проблема не исчезает сама по себе.
- Аудиогенные дислалии: как следует из названия, это нарушение связано с дефектом слуха ребёнка, который мешает ему правильно распознавать, подражать и воспроизводить звуки. Логично, что если человек плохо слышит, говорить он также будет плохо.
- Функциональные дислалии: сохранившаяся уже при сформированном речевом аппарате долговременная физиологическая дислалия может развиться в функциональную дислалию. При этом виде дислалии строение органов не нарушено, однако ребёнок смешивает, искажает или заменяет звуки.
- Органические или механические дислалии: этот вид дислалий также называют дисглоссии. Они связаны со структурными дефектами органов речи. Рассмотрим подробнее.
3- Дисглоссии
Дисглоссия (не путать с диглоссией или вариантом билингвизма) – это расстройство речи, как мы упомянули выше, связанное с дефектами (расщелинами) задействованных в речи органов. Различают следующие подвиды:
- Губные дисглоссии: связаны с изменением формы губ, расщелинами губ. Наиболее известные патологии данного вида – заячья губа, волчья пасть.
- Дисглоссии челюсти: вызваны нарушением формы, расщелинами верхней, нижней или обеих челюстей.
- Зубные дисглоссии: расстройство речи из-за щелей между зубами или неправильного расположения зубов.
- Языковые дисглоссии: вызваны расщелинами и другими дефектами языка. Патологиями, которые могут быть причинами этих расстройств, являются анкилоглоссия (короткая уздечка языка), макроглоссия (аномально большой язык), также односторонний или двусторонний паралич.
- Носовые дисглоссии: связаны с патологиями, которые не позволяют воздуху корректно поступать в лёгкие.
- Нёбные дисглоссии: вызваны расщелинами нёба.
4- Дисфемия
Дисфемии – это речевые расстройства, характеризующиеся нарушением артикуляции с многократным прерыванием речи и повторениями, вызванными плохой идеомоторной мозговой координацией. Примером дисфемии является заикание.
5- Афазии
Этот вид речевых расстройств может проявиться в любом возрасте, поскольку он связан с локальным поражением задействованных в речи отделов мозга и представляет собой отсутствие или нарушение уже сформировавшейся речи.
- Афазия Брока: афазия Брока или эфферентная моторная афазия вызвана поражением двигательного речевого центра или центра Брока и смежных областей. Характеризуется большими трудностями с артикуляцией и телеграфной речью (очень короткими фразами). Наиболее страдает выражение речи (поэтому её также называют экспрессивная афазия), при этом понимание речи сохраняется или страдает меньше.
- Афазия Вернике или сенсорная афазия: нарушение речи, вызванное поражением левой височной доли, прилегающей к слуховой коре. Характеризуется беглой, но неинформативной (параграмматической) речью, нарушением фонематического слуха, проблемами с различением звукового состава слов. Также страдающие этим расстройством испытывают трудности с пониманием речи.
- Кондуктивная или проводниковая афазия: эта разновидность моторной афазии вызвана поражением дугообразного пучка и/или других соединений височной и фронтальных долей. Расстройство характеризуется нарушением возможности повторения слов и предложений, при этом сохраняется понимание и довольно беглая спонтанная речь. При кондуктивной афазии часто бывают проблемы с чтением, письмом и памятью на имена.
- Транскортикальная сенсорная афазия: этот тип расстройства речи вызван поражением соединений между париетальными и височными долями и связан с нарушением понимания отдельных слов, хотя способность повторения относительно не повреждена.
- Транскортикальная моторная афазия: данное речевое расстройство вызвано подкорковыми поражениями в областях ниже моторной коры и связано с нарушениями в спонтанной речи, при этом память на имена не страдает.
- Аномическая афазия: связана с поражениями различных областей височной и теменной долей и характеризуется нарушениями произношения отдельных слов.
- Глобальная или тотальная афазия: полная потеря способности говорить и понимать речь. Нарушены все языковые функции.
6- Дислексия
Дислексия представляет собой расстройство обучаемости чтению и письму, связанное с нарушением нейроразвития человека. В настоящее время существуют профессиональные инструменты для нейропсихологического тестирования дислексии, для коррекции дислексии в школе, а также игры для когнитивной тренировки детей с дислексией. Пройдите тест CogniFit («КогниФит») на дислексию прямо сейчас!
7- Специфическое расстройство речи
Специфическое расстройство речи или развития речи – это отставание в обучении и использовании речи или неспособность её применять при отсутствии мозговых повреждений, нормальном умственном развитии, адекватном развитии органов чувств и отсутствии психопатологий. Часто дети со специфическом расстройством речи также проявляют признаки дислалий и других вышеупомянутых расстройств.
8- СДВГ или Синдром дефицита внимания и гиперактивности
СДВГ связано с нарушениями речи и также вызывает проблемы с обучаемостью и коммуникацией. Согласно исследованиям, страдающие СДВГ дети испытывают трудности с синтаксисом и фонологической организацией речи. Также у них есть проблемы с семантической организацией и слуховой памятью. В настоящее время разработаны инструменты для нейропсихологического тестирования СДВГ, нейрообразовательные программы для решения трудностей обучаемости в школе и игры для когнитивной стимуляции детей с СДВГ. Пройдите тест CogniFit («КогниФит») на СДВГ сами или протестируйте своего ребёнка!
9- Дискалькулия
Несмотря на то, что это расстройство не затрагивает речь (так, как остальные), в данном случае страдает понимание другого языка – математического. При дискалькулии нарушена способность работать с цифрами и понимать математические термины. Люди, страдающие дискалькулией, не понимают логики математического процесса. В настоящее время существуют профессиональные инструменты для нейропсихологического тестирования дискалькулии и игры для когнитивной стимуляции детей с дискалькулией.
Диагностика нарушений речи
Чтобы диагностировать расстройство речи, нужно следовать определённым рекомендациями и провести специальные тесты. Важно сосредоточиться на изучении случаев речевых расстройств у детей, чтобы постараться выявить проблемы, которые могут привести к развитию патологии, и следовать серии стратегий.
Перед диагностикой необходимо запросить информацию в первую очередь у родителей и в школе, где учится ребёнок. Это важнейшие источники информации о поведении ребёнка и развития его проблемы. Затем нужно поговорить с самим ребёнком, использовать записи, провести аудиометрию. Кроме того, для завершения диагностики необходимо провести нейропсихологические и специфические тесты, а также опрос родителей, воспитателей и преподавателей.
Речевые расстройства: как помочь ребёнку в домашних условиях
Как мы уже узнали, определённой и чёткой симптоматики у речевых расстройств нет, поскольку они бывают весьма разнообразны, различной степени тяжести и приносят различные проблемы людям, которые ими страдают. Далее мы дадим некоторые общие советы, которые можно использовать дома, если ребёнок страдает нарушениями речи.
Так как в первую очередь речь идёт о проблемах с коммуникацией, постарайтесь как можно больше общаться с ребёнком. Вместе слушайте музыку, пойте, слушайте его и, безусловно, не прерывайте его, дайте ему время сказать то, что он хочет, будьте терпеливы.
Как помочь ребёнку с речевыми расстройствами в домашних условиях?
Также очень полезно чтение, причём лучше читать в интерактивной форме. Обсуждать прочитанное, рисунки, придумывать разные концовки книги – всё это очень полезно для развития речи.
И, наконец, важнейший шаг – выявить, в чём именно заключается проблема ребёнка и после этого обратиться к соответствующему специалисту.
Для более специфических заболеваний, таких как дислексия, дискалькулия, СДВГ, специфическое расстройство речи требуется другое, более глубокое вмешательство. Какое именно – вы можете найти ответ, пройдя по представленным выше ссылкам.
Нарушения речи: как помочь ребёнку в школе
В учебных учреждениях важно использовать специальные программы для обнаружения трудностей с речью, что даёт возможность применять раннее вмешательство в случае необходимости. Существуют нейрообразовательные платформы, которые могут быть очень полезны.
Учителя играют жизненно важную роль для нормального развития ребёнка, поскольку они являются посредниками в процессе обучения и способствуют адаптации ребёнка в школе.
“Руководство по обучению детей с расстройствами устной и письменной речи” даёт следующие рекомендации:
• Учебное заведение должно гарантировать условия, способствующие развитию речи и социального взаимодействия учеников.
• Помощь должна исходить в первую очередь от преподавателей.
• Школьные консультанты должны поддерживать эту функцию, а не заменять её.
• Необходимо включать в учебную программу предметы, способствующие развитию устной речи.
• Руководство учебного заведения должно гарантировать координированную работу всего преподавательского состава, как преподавателей, работающих с нарушениями устной и письменной речи, так и вспомогательного персонала, для соблюдения единого подхода и совместной работы.
С помощью подходящей образовательной программы можно добиться успешного обучения
Перевела с испанского Анна Иноземцева
Источник
Значение речевых способностей в переработке информации в мозге при взаимодействии с окружающим миром с конца XVII века привлекало внимание к изучению расстройств речи и языка как проявлений патологии мозга (см. обзор в Benton, Joynt, 1960; Тонконогий, 1968).
В начале XIX века Галль предпринял попытку локализовать различные способности в мозге человека. Предполагалось, что способность к речи локализована во фронтальных областях мозга (Gall, Spurzheim, 1810-1819). Буйо поддержал гипотезу Галля о локализации речевой способности в передних областях мозга (Bouillaud, 1825). Но, как и Галль, он не имел никаких надежных данных, подтверждающих эту теорию.
Вскоре на медицинском конгрессе в Монпелье Дакс представил доклад о нарушениях речи, наблюдавшихся у 125 больных с правосторонней гемиплегией (Dax, 1836). Дакс связывал речевые нарушения с поражениями левого полушария мозга. Однако это исследование получило широкую известность только после того, как его переиздал сын Дакса в 1965 году.
Однако начало систематических исследований афазии датируется 1861 годом, когда на собрании Парижского Антропологического общества Поль Брока продемонстрировал мозг своего больного Леборна (Leborgne). Брока подробно описал этот случай в докладе на собрании того же общества в августе этого же года (Вгоса, 1861). Случай второго больного, Лелонга (belong), был доложен в ноябре 1861 года.
Первый больной, Леборн, с подросткового возраста страдал эпилептиформными приступами. В 30 лет он утратил способность к речи. Тогда же его поместили в больницу Бисетр. Пациент понимал устную речь, но на все вопросы отвечал: «Тан». Когда окружающие не понимали речь пациента, он приходил в раздражение и произносил ругательства. В 40 лет, спустя 10 лет после госпитализации, у больного развилась слабость, а позже паралич в правой руке с последующим прогрессивным развитием слабости в правой ноге. В 44 года больной не мог стоять и ходить и был прикован к постели. У него началось обширное воспаление рыхлой клетчатки на правой ноге, и 11 апреля 1861 года его перевели в хирургическое отделение, где лечащим врачом работал Брока. Брока показал больного Обертину, зятю Буйо. Обертин был ярым сторонником принципа мозговой локализации функций. Этот случай был принят в качестве контрольного, поскольку Обертин считал, что специфические речевые расстройства, наблюдавшиеся у больного, соответствуют речевым расстройствам, связанным с поражением передних областей мозга.
Больной умер 17 апреля 1861 года в 11 часов утра, и на следующий день Брока продемонстрировал его мозг (рис. 5.1.1) на собрании Парижского Антропологического общества в качестве подтверждения гипотезы Буйо о роли передних областей мозга в речи. Мозг не был рассечен, и Брока представил его описание на основе внешнего осмотра. Большая киста в левом полушарии сместила заднюю часть третьей лобной извилины (F3) и распространилась на прилегающие участки задней области второй лобной извилины (F2), нижних частей центральной извилины, островка, первой височной (Т1) и особенно второй височной извилины (Т2). Через разрез, сделанный Брока в желудочке мозга, было видно размягчение на мозолистом теле. Чечевицеобразное ядро было разрушено по всей длине. Заметна атрофия в области первой лобной (F1) и орбитальной извилины.
Брока заспиртовал мозг Леборна и в удовлетворительном состоянии поместил его в музей Дюпюитрена в Париже. В дальнейшем Кастане и др. (Castaigne et al., 1980) и Синьор и др. (Signore et al., 1984) обследовали мозг с помощью томографии и подтвердили основные данные, полученные Брока.
Второй пациент Брока — 84-летний садовник Лелонг. С 1853 года он находился в больнице Бисетр с диагнозом «старческая деменция». В апреле 1860 года, в возрасте 83 лет, он упал и потерял сознание. Когда больной пришел в себя, он мог произнести только несколько слов и страдал трудностями артикуляции. Больной понимал
почти все, что слышал. Слабости конечностей не наблюдалось. 27 октября 1861 года пациент снова упал и сломал левое бедро. Его перевели в отделение Брока. К тому времени речь у него почти полностью отсутствовала, и больной мог произнести только «oui» («да»), «поп» («нет»), «toisu» (все числа), «toujours» (вместо «Bоn-jour») и «Лело» (вместо «Лелонг»). Больной не мог писать. Понимание устной речи было почти полностью сохранным, и признаков слабости конечностей не отмечалось. Лелонг умер на 12-й день после перелома бедра, 8 ноября 1861 года. На основании внешнего осмотра было проведено описание мозга. В левом полушарии имелось частичное поражение задней половины F3, в этой области было разрушено 15 мм мозговой ткани. Поражение примыкало к сильвиевой борозде на уровне островка и распространялось на другую сторону F2, в которой сохранилось 2 мм ткани. F1 и центральная извилина были полностью сохранны. Брока счел поражение задней части F3 и F2 результатом кровоизлияния в мозг, поскольку в апреле 1860 года у больного неожиданно произошла потеря речи.
Брока пришел к выводу, что в обоих случаях к потере речи привело поражение задней части F3 левого полушария. В первом случае была также обнаружена правосторонняя гемиплегия. Второй случай более точно соответствовал выводам Брока, поскольку поражение здесь ограничивалось в основном задней частью F3 и распространялось на заднюю часть F2. Однако в этом случае можно предположить наличие более обширных поражений, поскольку больной много лет страдал старческим слабоумием и, возможно, имелась атрофия прилегающих и других областей коры.
Брока считал, что описанные расстройства речи имеют центральное происхождение и проявляются в двух формах — «афемия» и «вербальная амнезия» (Вгоса, 1861). «Афемия» связана с нарушением способности объединять движения органов артикуляции в слова; «вербальная амнезия» объяснялась как результат расхождения между «идеей» и соответствующим словом.
Вскоре после публикации работы Брока, Труссо указал на отрицательное значение слова «infamy» в современном греческом языке и предложил заменить термин «афемия» на термин «афазия» (Trousseau, 1864). Несмотря на возражения Брока, предложение Труссо было принято многими авторами, и термин «афазия» на многие годы закрепился в литературе. Позднее некоторые авторы пытались использовать термин «афемия» в более узком смысле — для обозначения более периферических нарушений артикуляции речи (Bastian, 1897; Albert et al., 1981) или речевой акинезии (Petit-Dutaillis et al., 1954), но эти предложения не получили признания у других исследователей.
Через 13 лет после появления знаменитой работы Брока, Вернике опубликовал небольшую книгу объемом 72 страницы с описанием 10 пациентов, страдавших расстройствами понимания устной речи (Wernicke, 1874). Эти пациенты также страдали нарушениями называния предметов, экспрессивной речи, письма и чтения. Трое пациентов умерли. Вскрытие показало в двух случаях диффузное поражение и в одном случае локальное поражение левой задней части Т1 и прилегающих областей Т2. Вернике пришел к выводу, что поражение слухового центра речи в задней области Т1 может приводить к развитию сенсорной афазии с расстройствами понимания речи и вторичными нарушениями экспрессивной речи, поскольку больной не мог понимать и корректировать собственную речь.
Вернике предположил, что «сенсорные образы» слов хранятся в задней части Т1, а их «моторные образы» — в моторном центре речи, описанном Брока в задней части F3. Прерывание связи между этими двумя центрами приводит, согласно Вернике, к развитию проводниковой афазии с нарушениями повторения слов и предложений, а экспрессивная речь и понимание речи остаются относительно сохранными.
Эти идеи получили дальнейшее развитие в работе Лихтгейма (Lichtheim, 1884), предложившего схему, которая объясняла развитие некоторых клинических типов афазии прерыванием связи между корковыми «центрами речи» и «центрами понятий». Этот подход создал основу для разработки классификации афазии, получившей название классификации Вернике-Лихтгейма и не утратившей свою значимость и по сей день.
Классификация афазии
По классификации Вернике-Лихтгейма, различение типов афазии должно основываться на нарушениях экспрессивной речи, понимания, повторения, чтения и письма. Расстройство экспрессивной речи или понимания речи с нарушениями повторения речи, чтения и письма происходит при корковой моторной афазии и корковой сенсорной афазии из-за поражений коркового моторного центра речи или коркового сенсорного центра речи соответственно. Прерывание связи между «центром понятий» и «корковым моторным центром речи» приводит к транскортикальной моторной афазии с нарушением понимания и сохранностью повторения, а разрыв связи «центра понятий» с «корковым сенсорным центром речи» вызывает транскортикальную сенсорную афазию с нарушением понимания и сохранностью повторения. При транскортикальной афазии обычно наблюдаются легкие нарушения чтения и письма. При транскортикальной афазии повторение речи не страдает, поскольку волокна между корковыми моторным и сенсорным центрами сохранны, а при проводниковой афазии нарушения повторения речи являются главным симптомом. При проводниковой афазии, которая возникает при нарушении связи между корковыми моторным и сенсорным центрами речи, экспрессивная речь, понимание речи, чтение и письмо относительно сохранны. Подкорковая моторная афазия с относительно изолированным нарушением экспрессивной речи и подкорковая сенсорная афазия с изолированным расстройством понимания речи возникают при прерывании связи между глубинными структурами мозга и корковым моторным центром речи или корковым сенсорным центром речи соответственно (рис. 5.1.2).
За несколько десятков лет исследователи афазии предложили ряд классификаций этого расстройства. Клейст описал типы афазии по основным нарушениям речи, преобладающим при том или ином типе, таким как нарушения артикуляции при «звуковой немоте» и нарушения называния предметов при «немоте называния» (Kleist, 1934). Эти типы афазии были похожи, если не полностью идентичны подкорковой, корковой и транскортикальной моторной афазии по классификации Вернике-Лихтгейма. Клейст также включил в свою классификацию «глухоту на звуки речи», «глухоту на слова», «глухоту называния», которые соответствовали подкорковой, корковой и транскортикальной сенсорной афазии. Проводниковая афазия считалась промежуточной стадией выздоровления от «глухоты на слова».
Рис. 5.1.2. Система локализации синдромов афазии по Лихтгейму
А — слуховой центр слов; М — моторный центр слов; в — центр понятий; а — пути от подкоркового слухового центра к А; т — пути от М к подкорковому центру движений. Нарушения, приводящие к развитию различных типов афазии: 1 — корковая моторная афазия; 2 — корковая сенсорная афазия; 3 — проводниковая афазия; 4 — транскортикальная моторная афазия; 5 — подкорковая моторная афазия; 6 — транскортикальная сенсорная афазия; 7 — подкорковая сенсорная афазия. Подробности см. в тексте
Еще одну классификацию, часто упоминаемую в литературе, предложил Лурия (Лурия, 1947, 1966, 1980). Он рассмотрел роль моторных и сенсорных аспектов речевых расстройств в формировании различных типов афазии. Лурия разделил моторную афазию на три типа:
• кинетическую (эфферентную) афазию;
• кинестетическую (афферентную) афазию;
• динамическую афазию.
При кинетической афазии пациент утрачивает способность произносить определенные последовательности звуков или слов в результате нарушения формирования кинетической системы тонких движений.
Кинестетическая афазия развивается в результате нарушений кинестетической основы артикуляции речи.
Динамическая афазия характеризуется трудностями экфоризации целостного выражения, нарушениями речевой инициативы и неспособностью составить схему выражения.
Кинетическая афазия похожа на корковую моторную афазию по классификации Вернике-Лихтгейма, а кинестетическую афазию можно сравнить с подкорковой моторной афазией. Динамическая афазия позднее стала рассматриваться как тип транскортикальной моторной афазии.
Лурия описал только два типа сенсорной афазии:
1) сенсорную афазию как тип акустической агнозии звуков речи с первичным нарушением фонематического слуха;
2) акустико-мнестическую афазию, похожую на транскортикальную сенсорную афазию.
Глухота на слова, или подкорковая сенсорная афазия по классификации Вернике-Лихтгейма, была включена в описание сенсорной афазии в качестве агнозии звуков речи, а проводниковая афазия считалась промежуточной стадией выздоровления от сенсорной афазии. Нарушения фонологического и семантического
уровней в основном считались вторичными по отношению к первичным нарушениям кинетической и кинестетической речевых систем при моторной афазии и слуховой агнозии речи при сенсорной афазии.
Итак, описания конкретных типов афазии с годами обогащались и видоизменялись, но семь основных типов афазии по классификации Вернике-Лихтгейма по-прежнему включались в различные более поздние классификации синдромов афазии. Большая часть терминов, определяющих эти синдромы, изменилась, однако некоторые из них используются до сих пор, например «транскортикальная моторная афазия», «транскортикальная сенсорная афазия» и «проводниковая афазия». Понятия «корковая моторная афазия» и «корковая сенсорная афазия» были, в конце концов, заменены на «афазию Брока» и «афазию Вернике» соответственно, чтобы снять противоречие, возникшее при обнаружении сенсорного дефицита понимания речи при «моторной афазии» и тяжелых нарушений экспрессивной речи при «сенсорной афазии». В самом начале исследований афазии термин «подкорковая сенсорная афазия» был заменен на «чистую словесную глухоту», а «подкорковая моторная афазия» описывалась как «афемия», «синдром фонетической дезинтеграции», «моторная диспросодия» или «артикуляционная афазия».
Соответственно, в нашей книге мы описываем два типа синдромов афазии:
1) переднюю афазию с лежащими в ее основе поражениями передних областей левого полушария мозга;
2) заднюю афазию, которая вторично развивается при поражениях задних областей левого полушария.
При описании передней афазии особое внимание уделяется афазии Брока, при описании задней афазии внимание концентрируется на афазии Вернике. Эти синдромы представлены нарушениями на многих уровнях переработки речи, преимущественно на семантическом, фонологическом и грамматическом уровнях, но значительно различаются по типам нарушений этих уровней, которые отражаются в клинических особенностях этих синдромов и анатомической локализации вызывающих их поражений. Мы также описываем оставшиеся типы синдромов афазии с нарушениями, затрагивающими главным образом одну из стадий переработки речи. В число этих синдромов входят «транскортикальная моторная афазия» и «транскортикальная сенсорная афазия» как нарушение центральных семантических уровней переработки речи и «проводниковая афазия» как нарушение фонологического уровня анализа речи. Два главных синдрома на периферическом уровне переработки речи — это «артикуляционная афазия» на уровне движений речевого аппарата и «словесная глухота», или «фонетико-сенсорная афазия», на уровне слуховых стимулов. Также описаны смешанные переднезадние типы афазии.
Клинические аспекты
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник