Синдром двигательных дисфункций у новорожденных
Кто о чём…А я всё о том же))))
Встали сегодня на очередь в дневной стационар. После майских буду прозванивать, чтобы узнать, когда нам начнут делать курс массажа…
Еще раз перечитала нашу мед. карту. Невролог с первого месяца ставит диагноз «Синдром двигательных нарушений». Решила погуглить, что за зверь такой…
«Синдром двигательных нарушений» – для многих современных родителей этот диагноз звучит, как приговор. Врачи все чаще выносят такой вердикт маленьким пациентам. Этот синдром, как правило, дает о себе знать в первые недели жизни ребенка. При таком отклонении с самого рождения врачи могут наблюдать нарушения мышечного тонуса. Причем, как в сторону спада, так и в сторону повышения, потому как у ребенка имеются или снижение, или повышение спонтанной двигательной активности. Бывают и такие случаи, когда мышцы на разных конечностях у ребенка развиваются по-разному и это тоже проблема. Синдром двигательных нарушений может стать причиной медленного развития ребенка. Крайне медленными будут речевое и психическое развитие.
Все из-за того, что нарушение мышечного тонуса препятствует формированию нормальных двигательных функций, проведению целенаправленных движений и овладению речью, в связи с чем ребенок значительно позже начинает сидеть, ползать и ходить. Если детям, которые нормально развиваются, требуется 3-4 месяца, чтобы научиться держать голову, то малыши с синдромом двигательных нарушений даже в год не всегда справляются с этой задачей. Заметить, что ребенок развивается неправильно, должен врач. Поэтому, пока ребенку не исполнится год, молодым родителям следует регулярно посещать врачей-специалистов.
Признаки, которые помогут определить, что у ребенка синдром двигательных нарушений:
- нарушения артикуляции;
- бедная мимика;
- позднее появление улыбки (позже, чем 3 месяца);
- задержка зрительно-слуховых реакций;
- слабый монотонный крик.
(ВООБЩЕ-ТО НИ ОДИН ИЗ ЭТИХ ПУНКТОВ К НАМ НЕ ВЯЖЕТСЯ…)
Родители должны внимательно изучать поведение ребенка, наблюдать за ним и общаться с другими мамами, чтобы проводить параллели в развитии детей.
Во многих случаях именно при параллельном наблюдении родители определяли отклонения у деток, обращались к специалистам, и это помогало избегать серьезных последствий. При двигательных нарушениях ребенок может сам брать в руки игрушки, погремушки, но в то же время не понимать, что с ними надо делать. (ОТЛИЧНО ВСЁ ПОНИМАЕТ С 2Х МЕСЯЦЕВ!) Если у малыша наблюдаются зрительные отклонения, то ребенок не может с первого раза дотянуться до нужной вещи, первые несколько попыток могут заканчиваться неудачей. Поэтому бдительный надзор – неплохая диагностика.
Если синдром двигательных нарушений заметили на поздних стадиях (в 8-10 месяцев), то ситуация усложняется. Это возраст, когда нормальный ребенок уже произносит звуки, а кто-то даже целые слоги, но от детей с нарушенной двигательной активностью в это время слышится непонятное нытье. У них неправильная артикуляция, а поэтому трудно формируются голосовые реакции и произношение звуков. Ребенок в таком случае не осознает, что летит с его уст. Как следствие – дыхание становится тяжелым, открытие рта – неконтролируемым, кончик языка у таких деток становится лопатообразный, а не острый, как должно быть в норме. Когда детки с таким синдромом начинают говорить, их голос имеет носовой оттенок, и говорят они так, будто страдают от насморка.
Тем не менее, многим детям, которым врачи ставили этот, на первый взгляд, страшный диагноз, так как они не развивались в соответствии с нормами, через несколько месяцев, полгода или год его просто снимали. Удивительно, но дети вырастали абсолютно здоровыми. Среди молодых мам по этому поводу даже существует шутка: «Если в медицинской карте вашего ребенка до года нет записи «синдром двигательного нарушения», то вы просто забыли посетить врача-невролога». Для детей даже составлен специальный график планового осмотра у этого специалиста. Запланируйте посещение в три месяца, полгода, в девять месяцев и в годик. Потом визиты могут быть редкими, но также постоянными. Проблему лучше предупредить, чем бороться с ней. По статистике 90 процентов детских двигательных нарушений проходят до полутора лет. Главное, чтобы врач вовремя заметил и назначил правильное лечение. Чаще отклонения лечат плановым курсом общегомассажа. При тяжелых случаях назначают лечебную физкультуру, педагогическую коррекцию, подбирают специальный режим или же применяют физиотерапевтические методы. Если приходится обращаться к медикаментозной терапии, то это может быть фитотерапия (мочегонные травы) игомеопатические препараты.
Лечение зависит и от уровня тонуса ребенка. При низкой двигательной активности назначают препараты, улучшающие нервно-мышечную передачу, при повышенной – те, которые понижают передачу. Чтобы не травмировать ребенка, используют такой способ введения препарата как электрофорез.
При синдроме двигательных нарушений детям советуют давать продукты, максимально богатые витамином В или вводить витамины этой группы внутримышечно.
И все же общий расслабляющий массаж остается самым действующим способом лечения детских двигательных нарушений. Родители должны найти специалиста, который хорошо разбирается именно в специфике детского массажа и детского организма, ведь организм новорожденных слишком слаб и даже одно неправильное движение может привести к нежелательным последствиям. 15 сеансов общего массажа – и все начнет меняться к лучшему. Во время массажа можно использовать специальные мази, но только по назначению врача. Особое внимание надо обращать на работу с ногами. Перед упражнениями следует закутать ножки в шерстяную одежду, после занятий сделать специальные парафиновые сапожки. Неплохо делать ребенку ванночки из отварного овса 30-40 минут в день, продолжительность курса должна составлять 10-15 дней. Лечебная физкультура также должна проходить под наблюдением специалиста.
Лечебная физкультура – как ее проводить?
- Прежде всего, работайте над тем, чтобы ребенок часто повторял отдельные движения – это поможет развить двигательный стереотип. Ежедневно изучайте по 3-5 новых движений, каждое из них повторяйте не менее 25 раз.
- Тренируйте двигательные навыки. Ребенок ни в коем случае не должен лежать, как овощ и молча наблюдать за всем, что происходит вокруг. Заставьте ребенка за чем-то потянуться, что-то достать. Провоцируйте двигательную деятельность малыша, стимулируйте речевую деятельность. Не нагружайте ребенка взрослыми словами, общайтесь с ним на его же языке, но не сводите все к примитиву. Пусть малыш сначала научится различать, что хорошо, а что нет. Пускай изучает эмоционально-психологические реакции, а там уже и до речи недалеко.
Помните, что даже в тяжелых случаях своевременно начатое лечение или терапия поможет избавиться от функциональной недостаточности центральной нервной системы, ведь тяжелыми последствиями этого синдрома могут быть церебральный паралич и эпилепсия. А тогда лечение будет уже более долгим и тяжелым.
Специалисты со спокойным сердцем говорят: если уделять ребенку достаточно внимания, следить за каждым изменением, каждым неправильным движением, то синдром двигательных нарушений можно быстро обнаружить, а при сотрудничестве со специалистами и при максимальной работе с ребенком от него легко можно избавиться. Главное, не терять надежду и не впадать в панику.
Хммм.. Я конечно верю, что долгое сидение в животе и скорые роды дают о себе знать… Но всё-таки не хочется мириться с этим диагнозом ((( Тем более УЗИ головного мозга показало, что всё у нас в порядке. Очень надеюсь, что массажик нам поможет, и на приеме в 6 месяцев этот диагноз снимут...
Источник
Синдром двигательных дисфункций у детей
Такой диагноз нам сегодня поставил невролог…
Теперь в поисках нового массажиста. Наш со своей задачей в прошлый раз не справился. На ручках тонус отступил, но не до конца , так еще теперь и на ножках появился…
К спинке ( слава Богу) нареканий нет.
Выписали нам витамин В6 в порошке, дибазол в порошке. СМТ вдоль позвоночника.
Девочки, у кого ставили такой диагноз — скажите опасен ли он? Быстро ли лечится дисфункция?
Про порошки и СМТ что можете сказать. Буду читать в интернете , искать инфу. Боюсь, как бы вреда малышке не причинить больше…
Спасибо!!!
Комментарии
СмоÑÑиÑе Ñакже
- СÐÐ( ÑиндÑом двигаÑелÑной наÑÑÑенноÑÑи) — ÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð´ÐµÑкам ÑÑавили Ñакой диагноз?
ÐÑ Ð²Ð¾Ñ Ð¼Ñ Ð½Ð°Ñали пÑÐ¾Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑ Ð²ÑÐµÑ ÑпеÑиалиÑÑов( Ñ Ð¸ÑÑÑг и оÑÑопед Ñказали ÑÑо вÑе Ñ Ð¾ÑоÑо, ÑвиÑÑÑÑ Ð² 6 меÑ.), поÑли к невÑологÑ(Ñ Ð±Ð¾ÑлаÑÑ Ðº Ð½ÐµÐ¼Ñ Ð¸Ð´Ñи, Ñак как мне кажеÑÑÑ Ð¿Ð¾ Ð¸Ñ Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ñе деÑи болÑнÑе),…
- СиндÑом двигаÑелÑнÑÑ
наÑÑÑений
ÐевоÑки , невÑолог поÑÑавила Ñакой диагноз. У кого бÑл Ñакой , подÑкажиÑе как леÑилиÑÑ Ð¸ к ÐºÐ°ÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð²Ð¾Ð·ÑаÑÑÑ Ð²ÑлеÑилиÑÑ? Ðам вÑпиÑала ÑнÑеÑабол , маÑÑаж , кавинÑон, ÑÐºÐ¾Ð»Ñ ÑеÑебÑозилин .
- СиндÑом двигаÑелÑнÑÑ
наÑÑÑений
Ходили к невÑÐ¾Ð»Ð¾Ð³Ñ Ð² 2.5 меÑ. Ðна поÑÑавила нам Ñакой диагноз… ÐÑопиÑала Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ñе и ÑолÑнÑе Ð²Ð°Ð½Ð½Ñ Ð¸ маÑÑаж поÑле 3-Ñ Ð¼ÐµÑ. Ðо ÐÐ¡Ð Ñ Ð½Ð°Ñ Ð²Ñе в пÑÐµÐ´ÐµÐ»Ð°Ñ Ð½Ð¾ÑмÑ. ÐÑÐ°Ñ Ð¿Ñо диагноз ниÑего не обÑÑÑнила,…
- СиндÑом двигаÑелÑнÑÑ
наÑÑÑений
ÐевоÑки подÑкажиÑе — помогиÑе пожалÑйÑÑа. Ðам невÑолог в 3 Ð¼ÐµÑ ÐµÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑавил диагноз ÑиндÑомдвигаÑелÑнÑÑ Ð½Ð°ÑÑÑений. ЧÑо бÑло?: бÑл оÑÐµÐ½Ñ ÑилÑнÑй ÑонÑÑ Ð² Ð½Ð¾Ð¶ÐºÐ°Ñ , коÑоÑÑй ÑÐ¾Ñ ÑанÑеÑÑÑ Ð´Ð¾ ÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ñ (ÑейÑÐ°Ñ Ñже намного менÑÑе. но еÑÑÑ).РебÑнок наÑал…
- СиндÑом двигаÑелÑнÑÑ
наÑÑÑений
бÑли Ñ Ð½ÐµÐ²Ñолога, гипеÑÑонÑÑ Ð»Ð°Ð´Ð¾Ñек, ÑÑоп, ÑлабоÑÑÑ Ð¿Ð»ÐµÑевого поÑÑа, кÑивоÑÐµÑ ÑÑÑановоÑнаÑ. Сказали маÑÑиÑоваÑÑ ÑÑÑки и ÑÑÐ¾Ð¿Ñ Ð·Ñбной ÑеÑкой. ÐиÑего не наÑла об ÑÑом в инÑеÑнеÑе, как делаÑÑ, наÑколÑко дейÑÑвенно? ÐÑÐ°Ñ Ñказала по 800-1000 Ð¿Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð´Ð¾Ð², ÑÑо…
- ÑиндÑом двигаÑелÑнÑÑ
ÑаÑÑÑÑойÑÑв. ÐÑо ÑеÑÑÑзно?
ÐевоÑки, ÑÑÐ½Ñ 3 меÑÑÑа и Ð¼Ñ ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð±Ñли Ñ Ð½ÐµÐ²Ñолога. как обÑÑно полÑоÑа ÑаÑа пÑовели в оÑеÑеди и поели Ñам и поÑпали. ÐÑÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð¿ÑÑалаÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑавиÑÑ Ñонного малÑÑа на ножки, а он вÑÑал на однÑ, а…
- СиндÑом ликвоÑодинамиÑеÑкиÑ
двигаÑелÑнÑÑ
наÑÑÑений в ÑледÑÑвии ÐРЦÐС
Ð ÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÑ 2,5 меÑÑÑа. ÐÑли на плановом оÑмоÑÑе Ñ Ð¿ÐµÐ´Ð¸Ð°ÑÑа, коÑоÑÐ°Ñ Ð² ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¾ÑеÑÐµÐ´Ñ Ð¾ÑпÑавила Ð½Ð°Ñ Ðº невÑÐ¾Ð»Ð¾Ð³Ñ Ð¿Ð¾ ÑÑÐ´Ñ Ð¿ÑиÑин: болÑÑой ÑодниÑок, ÑÑеÑÑÑÑÑ Ð½Ð¸Ð¶Ð½ÑÑ Ð³Ñбка, головка вÑÑоÑла на 4 Ñм за меÑÑÑ. Ðала напÑавление в…
Источник
Детский синдром двигательных нарушений
«Синдром двигательных нарушений» – этот диагноз не должен пугать родителей. Проявляется заболевание уже в первые месяцы жизни ребенка, как нарушение (снижение или, наоборот, повышение) мышечного тонуса, появление непонятной двигательной активности. Иногда на разных конечностях мышцы развиваются с разной интенсивностью — это тоже проблема. Часто это заболевание становится причиной замедления в физическом и психическом развитии.
Почему это происходит? Нарушения тонуса препятствуют формированию у ребенка правильных двигательных функций, вследствие чего ребенок гораздо позже начинает ползать, ходить, появляются сложности с овладением речью. При нормальном развитии дети уже в 3-4 месяца держат голову, а малыши, которым поставлен диагноз «синдром двигательных нарушений» и в 12 месяцев не справляются с этой задачей. Заметить самые первые симптомы неправильного развития должен специалист. И, чем раньше это произойдет, тем лучше.
Важно обнаружить синдром, как можно раньше
Что в первую очередь должно встревожить родителей и заставить их обратиться к специалисту? Это нарушения мимики, отсутствие улыбки, слабые (или отсутствие) зрительные или слуховые реакции. Читайте специальную литературу для родителей, общайтесь с опытными людьми, внимательно наблюдайте за своим ребенком — это поможет обнаружить заболевание как можно раньше. Если этого не удалось сделать и вы обнаружили заболевание достаточно поздно, например в 7-9 месяцев, (в 8-10 месяцев), то ситуация усложняется и вам потребуется длительная и квалифицированная помощь.
Ну вот это случилось и вам поставили диагноз «синдром двигательных нарушений» — не надо опучкать руки, надо действовать. Каждый человеческий организм индивидуален и он может с определенным успехом противостоять болезни. Надо ему просто помочь. Тем более, что начальные признаки настолько малозаметны, что неврологи часто ставят такой диагноз, «на всякий случай», чтобы не упустить время. Через какое-то время этот диагноз снимается и ребенок растет совершенно здоровым.
Даже, если у вас все хорошо, но вы предусмотрительны и хотите избежать проблем: запланируйте регулярные посещения специалиста, примерно, раз в месяц. После года посещения могут стать более редкими, например, 1 раз в 3 месяца. Проблему лучше предупредить, чем бороться с ней. Главное, чтобы врач вовремя заметил симптомы заболевания и рекомендовал правильное лечение.
Как лечат синдром двигательных нарушений
Лечение зависит и от уровня интенсивности синдрома. Если двигательная активность снижена, назначают препараты, стимулирующие нервно-мышечные связи, при повышенной активности, наоборот, те препараты, которые снижают такие связи. Особое внимание уделяется питанию: нужно давать продукты богатые витамином В.
Другим эффективным средством является массаж — он позволяет добиться отличных результатов при правильном применении. Но организм новорожденного еще слаб и важно найти человека, который специализируется именно на детском массаже, на массаже новорожденных. Нужно не менее 10-15 сеансов массажа, чтобы проявились изменения к лучшему. Перед массажем следует согреть ребенка, особенно конечности, а после упражнения лучше на некоторое время закутать их в мягкую шерстяную ткань ил маленькие валенки.
Лечебная физкультура – как ее проводить?
Прежде всего, посоветуйтесь со специалистом — он подскажет вам нужные упражнения с учетом специфики вашего ребенка. Из общих советом можено рекомендовать частое повтороение разных движений, чтобы развить двигательный стереотип. Изучайте по нескольку новых движений ручками и ножками, посторяйте каждое, примерно, по 30 раз. Ребенок не должен лежать и спокойно наблюдать за тем, что происходит вокруг. Постарайтесь, чем то привлечь его внимание, заставить его потянуться. Стимулируйте двигательную деятельность малыша.
Имейте ввиду, что синдром двигательных нарушений у детей поддается лечению, особенно, если оно начато своевременно. Раннее лечение может помочь в довольно сложных случаях, и, наоборот, промедление в лечении, может легкий случай првратить в сложный
Брр… пусть она лучше перестраховалась…..
Источник
Часто на приеме у врача-педиатра родители задают вопрос о мышечном тонусе, что это за состояние и опасно ли оно. На самом деле, тонус мышц присутствует у человека всегда, поддерживая заданное положение тела и помогая осуществлять движения. Однако, тонус мышц и у малыша, и у взрослого должен быть физиологическим, то есть правильным.
Откуда берется тонус и зачем он?
Самые первые движения ребенка, еще в утробе матери, происходят за счет мышечно-суставного чувства и сокращения мышц, при помощи них ребенок может ощущать свое положение в пространстве. После рождения тонус мышц и движение дает возможность ребенку развиваться как физически, так и психически. Кроха учится совершать свои первые движения – удерживать голову, тянуть руки к игрушкам, переворачиваться с боку на бок и с живота на спину, затем садиться, ползти, вставать и ходить. Для своевременного осуществления этих умений необходим адекватный мышечный тонус. Под этим понятием понимается минимальное напряжение в скелетных мышцах, сохраняемое телом в состоянии полного покоя. Дело в том, что даже если ребенок полностью расслаблен, его мышцы все равно должны находиться в определенном напряженном состоянии – в тонусе, за счет этого достигается поза, поддержание здоровья и осуществление движений. Не все мышцы одинаково напряжены, есть расслабленные группы, есть напряженные, в зависимости от выполняемой задачи и нагрузки. Для детей существует определенная зависимость тонуса мышц от возраста (чем меньше малыш, тем более выражен тонус), чем и обуславливаются характерные особенности новорожденных и малышей первых месяцев жизни. Особенности тонуса обусловлены тем, что первые 9 месяцев жизни малыш проводит в тесноте матки, где его конечности и все тело расположены максимально компактно, и у крохи практически нет возможности к моменту родов активно двигать телом. Все его мышцы находятся в состоянии напряжения. Поэтому большинство групп мышц новорожденного на момент рождения находятся в состоянии физиологического гипертонуса. Причем, существует особенность распределения тонуса по группам мышц – в сгибателях он выше, чем в разгибателях, поэтому ручки и ножки ребенка приведены к телу, а вот головка обычно слегка запрокинута назад. Кроме того, преобладает тонус в приводящих мышцах бедер. Поэтому при разведении у малыша ножек может ощущаться сопротивление мышц, и разведение ножек возможно в норме примерно под углом 45 градусов каждой ножки, что в общем образует между бедрами прямой угол. Гипертонус мышц симметрично сохраняется примерно до 3-4 месяцев, а затем происходит его постепенное снижение – сначала снижается тонус в сгибательной группе мышц, примерно до 5-6 месяцев. А затем равномерно снижается тонус всех групп мышц. К полутора-двух годовалому возрасту мышечный тонус ребенка должен стать примерно таким же, как у взрослого человека.
На осмотр
Первые особенности мышечного тонуса можно отметить, визуально оценив позу малыша в покое например, когда он спит) и степень работы отдельных групп мышц при движении. Доктор обязательно спросит, как малыш родился, так как способ родов (естественные или КС) и предлежание малыша (как он был расположен в матке) сильно влияет на его позу в первые месяцы после рождения. Если он родился в лицевом предлежании, его головка может быть запрокинута, из-за тонуса шейных мышц. Если он родился в ягодичном предлежании – у него будут разогнуты ножки. У большинства же малышей из-за физиологического тонуса наблюдается характерная поза эмбриона, которая хорошо определяется в покое или во время сна. Руки крохи согнуты во всех суставах и приведены к груди, ладошки сжаты в кулачки, а большой палец накрыт остальными, ножки приведены к животику, согнуты в суставах, бедра слегка разведены, а стопы подняты вверх. За счет гипертонуса объемы движений, производимых крохой, ограничены – он может достаточно активно двигать ножками, согнуть или разогнуть, отталкиваться ими от руки взрослого или перекрестить их. А вот объем движений ручек меньше — в основном они движутся на уровне груди, сгибаясь в локтях и запястьях, редко разжимая кулачок. За счет гипертонуса мышц шеи голова слегка запрокинута назад. Тонус мышц во многом зависит от физического состояния ребенка, его конституции и особенностей нервной системы. При плаче, беспокойстве или крике тонус закономерно повышается. Кроме того, у возбудимых крох он тоже будет отличаться от более спокойных сверстников за счет совершения большего объема движений.
В идеале, невролог должен осматривать малыша в родильном доме, чтобы вовремя выявить начинающиеся отклонения. Однако, наличие физиологического гипертонуса порой затрудняет раннюю диагностику многих нервных болезней. Физиологическим гипертонус должен считаться до 4-6 месяцев, если тонус сохраняется дольше, это повод для обращения к специалистам – педиатру или неврологу.
Но как же определиться с тонусом? Для этого врач проводит осмотр ребенка и проверяет его рефлексы, ведь мышечный тонус характеризует не только работу нервной системы, но и общее развитие ребенка и физическое, и психическое. Однако, некоторые серьезные нарушения, не вдаваясь в тонкости, могут вовремя определить и родители. Сегодня здоровых мам и малышей не так много. На нарушения тонуса у крохи влияет течение беременности, плацентарная недостаточность, стрессы и прием лекарств, течение родов, пособия и стимуляция родов, кесарево сечение и послеродовый период. Кроме того, нервная система и ее различные отделы активно формируются и после рождения, поэтому за малышом нужно тщательно наблюдать, отмечая время формирования основных его навыков. Если вовремя не распознать нарушения мышечного тонуса, ребенок начнет отставать в физическом, а значит закономерно и в психическом развитии, так как его моторные навыки тесно связаны с развитием коры. Предлагаю небольшой диагностический алгоритм, опираясь на который родители могут вовремя отметить нарушения и обратиться к доктору. Условно на первом году выделяются пять возрастных интервалов, в которые малыш должен овладеть определенными навыками, при отклонении от заданных величин не будет лишним проконсультироваться у невролога.
Период 0-1, исследуется с рождения до месяца, при положении ребенка на спине у него должна отмечаться «поза эмбриона» с прижатыми к груди, согнутыми руками, сжатыми в кулачок кистями, и спрятанными внутрь кулачка большими пальчиками. Ноги разведены и согнуты в коленях, левая и правая половины тела симметричны, головка расположена ровно, не отклоняясь в стороны. Если повернуть кроху на живот, он повернет голову в сторону, расположив ручки под грудью и сгибая ножки, имитируя ползательные движения. К концу месяца малыш пытается на несколько секунд поднимать и удерживать головку, устанавливая ее параллельно линии позвоночника.
Период 1-3, исследуется с месяца до трех месяцев. При положении на спине сгибание рук выражено меньше, чем в первом периоде, но еще сохраняется. Малыш может выдвигать их вперед и отводить в стороны, может поднести ручки к глазам или рту. ближе к трем месяцам пытается тянуться к игрушке, а при вкладывании ее в руку, крепко ее удерживает. Ребенок пытается поднимать и удерживать головку. Поворачивая ее на источник звука или света. При потягивании за руки, пытается подтягиваться к рукам взрослого, удерживает голову, особенно уверенно к концу третьего месяца. Параллельно с подтягиванием наблюдается сгибание в ножках. При расположении ребенка на животе малыш осуществляет подъем головы, удержание ее в этом положении длительно, активные повороты головой в разные стороны. При подъеме головы осуществляется опора на предплечья, слегка разгибаются ручки в локтях. Ноги осуществляют ползающие движения, сгибаясь в тазобедренных и коленных суставах.
Период 3-6 месяцев. Лежа на спине, кроха открывает ладошки, руки и ноги полусогнуты. Малыш может сложить руки вместе, делая «ладушки», поднести ко рту, ощупать пеленку, игрушку, родителей, перебирает пальчиками, целенаправленно тянется к игрушке и хватает ее. Если в начальном периоде он может схватить предметы перед грудью, то к концу периода и сбоку от себя или перед лицом. Ребенок группирует конечности, делая первые попытки сесть. При потягивании за руки к пятому месяцу малыш удерживает голову и тело в одной плоскости, ножки слегка сгибаются. К полугоду подбородок приводится к груди, а ножки сгибаются и прижимаются к животу. При положении на животе ребенок уверенно держит голову, располагая ее ровно по линии позвоночника, уверенная опора на предплечья, а ладошки раскрыты. К полугоду малыш опирается на ладошки, поднимаясь на вытянутых руках, а ноги у него выпрямляются, спинка ровная. Примерно в четырехмесячном возрасте ребенок делает попытки переворачиваться со спины на бока, а к концу этапа свободно поворачивается с живота на спину и обратно.
Период 6-9 месяцев. На спине ребенок активно двигается, меня позы, переворачиваясь на живот или обратно на спину, садясь самостоятельно, и сидя учится сохранять равновесие, поддерживая тело ручками. При подтягивании за руки малыш группирует конечности, а к концу 8-9 месяца вставая на ножки. На животе ползет по-пластунски, поднимаясь на четвереньки или боком. Переносит центр тяжести с руки на руку, подтягиваясь за игрушкой, к концу периода встает у опоры.
Период 9-12 месяцев. В начале периода хорошо уверенно ползет на четвереньках, встает и ходит у опоры, может приседать и вставать у опоры за игрушками, далее учится стоять без опоры. К концу периода ребенок ходит самостоятельно, образует пинцетный захват 2 пальцами. Показывает рукой на игрушки, берет их.
Нарушение тонуса
Выделяются несколько видов нарушений – гипертонус, чрезмерное напряжение мышц, гипотонус, недостаточное напряжение мышц и дистония, разрозненное напряжение различных групп мышц.
Гипертонус возникает в результате различных повреждений головного мозга и нервной системы – кровоизлияний, родовых травм, гипоксии в родах, менингитах. Кроме того, гипертонус возникает у чрезмерно возбудимых детей. Обычно отмечается скованность и зажатость малыша, чрезмерное напряжение тела, во сне ребенок не расслабляется, конечности согнуты, руки прижаты к груди, ноги подтянуты к животу, кулачки плотно сжаты, иногда формируя «дулю». С рождения отмечается удержание головы за счет гипертонуса мышц шеи. Родители отмечают повышенное беспокойство ребенка, плохой сон, частые крики, колики. У таких малышей на любой незначительный раздражитель или в покое происходит тремор (дрожание подбородка), у них часты обильные срыгивания. При исследовании рефлексов повторное разведение ног или рук усиливает тонус мышц, что сразу же позволяет отличить физиологию от патологического гипертонуса. При вызывании рефлекса опоры происходит установка на «цыпочки» и поджимание пальчиков. При потягивании за руки ребенок совершенно не разгибает рук, полностью поднимаясь всем телом. Гипертонус может проявляться и формированием кривошеи, особенно в ответ на родовую травму шейного отдела – когда оказывалось пособие в родах или КС. Гипертонус снижает темп развития ребенка, такие дети позже формируют положенные по возрасту навыки – ползание, сидение, хождение.
Гипотонус или снижение мышечного тонуса явление противоположное, встречается у малышей реже, чаще у недоношенных или с патологиями головного мозга, при эндокринных болезнях, инфекциях. Диффузная мышечная гипотония может быть признаком внутриутробного инфицирования, тяжелой родовой травмы, внутричерепных гематом и т.д. В тяжелых случаях из-за слабости мышц нарушается глотание, сосание и даже дыхание. При гипотонии отдельных групп мышц или конечности следует подозревать поражение нервов. Малыш с гипонусом обычно тих и спокоен, не доставляет родителям хлопот. Большую часть времени вял или спит. Он мало плачет, мало двигается, плохо сосет и набирает вес. Ребенок очень долго не держит голову, ноги и руки у него при положении на спине вытянуты вдоль тела, живот распластан — «лягушачий». Угол разведения бедер достигает 180 градусов. При выкладывании ребенка на живот он не сгибает рук и утыкается лицом в поверхность, выглядит обмякшим.
Несимметричный тонус – дистония – это состояние, когда одни группы мышц в повышенном, а другие в пониженном тонусе. При таком состоянии ребенок лежит в неестественных позах, кожные складки выражены неравномерно. Ребенок может заваливаться на бок, где тонус более выражен, а головка и таз будут развернуты в сторону напряжения мышц, туловище выгнуто дугой.
Чем опасна мышечная дистония?
Если нарушения тонуса выявлены рано и полноценно проведено лечение, нарушения тонуса проходят бесследно. При не леченном гипертонусе происходит формирование нарушений осанки, особенно сколиоза, нарушения походки, кривошея или косолапость. Могут формироваться нарушения психомоторного развития с его задержкой. Самым тяжелым последствием является детский церебральный паралич – тяжелое неврологическое заболевание, появляющееся в первые месяцы жизни.
Методы лечения
Комплекс лечения подбирается врачом неврологом. Регулирование и нормализация мышечного тонуса достигаются путем комплексного лечения. Оно включает в себя кинезитерапию, то есть лечение движением. Сюда относятся массажи и различные виды гимнастики, как пассивная часть воздействий, и активная часть, включающая в себя лечебную гимнастику и лечебное плавание. Многим детям рекомендуют дополнительно еще и физиотерапевтическое лечение – теплолечение, водо- и грязелечение, электрофорез с различными препаратами, магнитотерапия, ультразвук. В самых сложных случаях подключают и медикаментозную коррекцию – препараты для коррекции ВЧД, дибазол для снятия спазма и расширения сосудов, витамины группы В, мидокалм. Рекомендуются ванны с травами, можно рекомендовать посещение гомеопата и остеопата.
Основой лечения гипертонуса становится устранение избыточного напряжения мышц, в этом случае хорошо себя зарекомендовали расслабляющие ванны с комплексом массажа. Массаж может проводиться как в поликлинике, так и дома, после обучения родителей основным приемам. Обычно это поглаживающие движения по рукам, ногам, спинке. Можно чередовать обхватывающее поглаживание конечностей с ладонным поглаживанием спины и животика. Можно применять и легкие растирания, хороший расслабляющий эффект дают покачивания на руках или гимнастическом мяче. При гипертонусе недопустимо рубящих и хлопающих движений, они усилят напряжение. Запрещены ходунки, прыгунки, так как в них чрезмерна нагрузка на позвоночник и неправильно распределяется мышечное напряжение. При гипотонусе проводится стимулирующий массаж, который активизирует работу мышц. Как раз в этом случае оправданы рубящие, хлопающие воздействия, перекатывание костяшками пальцев — они приводят мышцы в тонус. Хорошим нормализующим тонус действием обладают занятия на гимнастическом мяче и плавание. Они нормализуют и выравнивают тонус в различных группах мышц. В случае отсутствия эффекта от физиотерапевтических методов лечения врач может добавить в терапию медикаменты. В большинстве случаев нарушения мышечного тонуса достаточно эффективно поддаются коррекции и проходят быстро и бесследно. Если же вы обнаружили у своего малыша необычные напряжения в отдельных мышечных группах или отставание в развитии по некоторым позициям, не медлите – обратитесь за консультацией к врачу.
Источник