Синдром двигательной расторможенности у детей
Что такое СДР?
Синдром двигательной расторможенности (СДР) — это форма нервно-психических нарушений у детей, характеризующаяся повышенной двигательтельной активностью и возбудимостью. Про таких детей говорят: «Гипер активные дети». Синонимами Сдр являются синдром двигательных нарушений, синдром двигательных расстройств, синдром двигательной активности, синдром двигательной расторможенности, сдр новорожденных, сдр у детей. Синдром двигательной расторможенности встречается у 20-35% детей. В большинстве случаев СДР является следствием легкого раннего органического поражения головного мозга, особенно в дородовом периоде и во время родов.
Синдром двигательных нарушений, СДР, симптомы, признаки, проявления
Какие же основные симптомы, признаки и проявления синдрома двигательных нарушений, расстройств, расторможенности? Проявляется синдром двигательной расторможенности (СДР) неуклюжестью, двигательной расторможенностью, рассеянностью, агрессивностью, отвлекаемостью, импульсивностью. Часто выявляются слабо выраженные неритмичные и некоординированные гиперкинезы хореиформного характера, особенно при эмоциональном напряжении и физической нагрузке. Гиперкинезы преимущественно локализуются в дистальных отделах конечностей, менее выражены в проксимальных отделах конечностей и обычно не приводят к нарушению самообслуживания. Дети неусидчивы, слишком подвижны, эмоционально лабильны, часто меняют виды деятельности. Они постоянно в движении, все хотят посмотреть, потрогать. На замечания родителей реагируют плачем, криком, отказом выполнять их требования. Развитие их на первом году часто бывает ускоренным, они рано начинают ходить, очень активные, подвижные, производят впечатление хорошо развитых в умственном отношении.
Плохая учеба, плохая успеваемость? Ребенок плохо учится в школе? Неусидчивость? Нарушение дисциплины?
Однако в первые годы обучения в школе выявляется средний или низкий уровень их умственного развития, иногда ребенок плохо учится в школе, гимназии, лицее, получается двойки в школе (ребенок двоечник, «двоешник», троечник). Часты трудности в учебе и конфликтные ситуации. Родители часто задают вопрос: «Как повысить успеваемость в школе?» Недостаточная концентрация внимания, неусидчивость, частая отвлекаемость создают им репутацию нарушителей дисциплины. В то же время у детей могут быть повышенные способности к определенному роду деятельности, некоторые любят физкультуру (физра). СДР особенно выражен в дошкольном и раннем школьном возрасте, при лечении в Сарклиник симптомы уходят. Двигательная расторможенность и повышенная возбудимость обычно проявляются в домашних условиях. В новой обстановке такие дети вначале часто бывают стеснительными и робкими, с трудом вступают в контакт со сверстниками.
СДР, синдром двигательных нарушений диагностика
Синдром двигательных нарушений, синдром двигательных расстройств, синдром двигательной расторможенности, СДР характеризуется рядом признаков: отмечаются неврологическая микроорганика в виде асимметрии черепной иннервации, сухожильно-периостальные рефлексы, мышечная дистония. Невролог, детский невропатолог выявляет патологические пирамидные или экстрапирамидные рефлексы. По данным частной медицинской практики Сарклиник, на электроэнцефалографии (ЭЭГ) в 39,7% имеют место различные изменения обычно диффузного характера, отличающиеся определенным постоянством. Иногда выявляется межполушарная асимметрия и локальное преобладание патологической активности.
СДР, синдром двигательных нарушений — лечение в Саратове
Сарклиник проводит лечение сдр, лечение синдрома двигательных расстройств у детей, лечение синдрома двигательных расстройств в Саратове. В Сарклиник успешно применяются комплексные методы лечения синдрома двигательной расторможенности. Эффективность комплексного лечения сдр, которое может включать в себя разнообразные рефлексотерапевтические, акупунктурные, микроакупунктурные, моксатерапевтические, нетрадиционные и другие методики, достигает 95% и зависит от степени тяжести патологии. Лечение синдрома двигательных нарушений проводится амбулаторно и индивидуально. Все методики лечения безопасны. Сарклиник работает много лет, за это время от синдрома двигательной расторможенности вылечились сотни пациентов в возрасте от 1 года до 18 лет. Если у Вас расторможенный очень активный ребенок, слишком активный ребенок, обращайтесь в Сарклиник, на первой консультации врач посмотрит ребенка и, если необходимо, проведет лечение СДР. Сарклиник знает, что делать, как лечить и вылечить сдр, синдром двигательной расторможенности! Гипер активные дети становятся спокойными и адекватными.
Гиперактивность у детей, лечение
Сарклиник проводит лечение гиперактивности у детей. Детская гиперактивность, синдром гиперактивности у детей, в том числе с дефицитом внимания, синдром дефицита внимания с гиперактивностью успешно лечатся. Коррекция гиперактивности у детей, младенцев, грудничков, малышей, дошкольников, школьников, у подростков, у взрослых (мужчин и женщин, парней и девушек) нужно обязательно проводить. В Сарклиник разработана программа коррекции гиперактивности. В результате лечения детей уходят полностью симптомы гиперактивности. Сарклиник знает, как лечить гиперактивность у детей.
Запись на консультации.
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.
Фото: Reinhold68 | Dreamstime.com Dreamstock.ru. Люди, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.
Источник
Расторможенность — усиленная двигательная активность, вызванная ослаблением волевого контроля над произвольным поведением. Расторможенность — это не психомоторное возбуждение в более слабой степени его проявления, это качественно иное состояние. Многие психиатры, отмечающие в объективном статусе пациента такой симптом, как расторможенность, в основном имеют в виду определенный поведенческий паттерн, который напоминает поведение ребенка, или поведение человека в состоянии алкогольного опьянения.
Стоит подчеркнуть, что расторможенность есть проявление не столько количественного усиления двигательной активности, сколько проявление подчеркнуто выраженного непроизвольного его характера, вышедшего из-под контроля самого субъекта и не поддающего контролю извне, со стороны других лиц. Закономерно возникает вопрос, чем тогда расторможенность отличается, например, от кататонического возбуждения? Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо более подробно остановиться на феномене расторможенности.
Расторможенность не всегда сопровождается усиленной двигательной активностью. Например, больной в беседе с врачом может вести себя довольно спокойно, но при этом потягиваться, зевать, ковырять в носу и т.д., что позволяет психиатрам в описании статуса использовать такие формулировки, как «не соблюдает дистанцию», «не соблюдает приличий» и т.п.
Расторможенность, как поведенческий феномен прежде всего, означает, исходя из этимологии самого слова, ослабление сознательного контроля над произвольным поведением. В определенной степени речь идет о патологии волевых процессов. О расторможенности говорят только тогда, когда у больного фиксируется бодрствующее сознание. Следовательно, не следует относить к расторможенности поведенческие феномены, протекающие при неясном сознании, такие, как амбулаторный автоматизм, сомнабулизм, онейроидная кататония. Конечно, в перечисленных состояниях больной осуществляет непроизвольное, автоматизированное (подкорковое) поведение, но, главное, он его нe осознает. Для пояснения приведем следующий пример. Пациент, страдающий шизофренией, с синдромальным диагнозом «кататоническое возбуждение» демонстрировал следующее поведение: стереотипно, в течение нескольких часов, без устали он совершал движения, наподобие тех, которые совершает человек, когда рубит дрова, при этом он подпрыгивал и издавал одни и те же слова неприличного содержания. В строгом понимании это не психомоторное возбуждение, которое характеризуется, в основном, хаотичностью. Описываемое поведение характеризуется, прежде всего, непроизвольностью, автономностью, стереотипностью, символической окрашенностью, возможно, значимостью и неосознанностью. В крайнем случае, можно говорить о кататонно-импульсивной расторможенности.
Вернемся к «классической» расторможенности, которая является одним из трех основных симптомов маниакального состояния (маниакальной триады). Как это не покажется парадоксальным, в проявлении маниакальной расторможенности присутствует и элемент воли, и элемент осознавания.
Расторможенность — это сложный психофизический процесс, который подробно описан Э. Кречмером в его исследовании истерических феноменов, включающий в себя следующие компоненты:
- рефлекторное возбуждение подкорковой поведенческой активности — от несложных рефлекторных актов (тремор, рвота, тики) до более сложных подкорковых автоматизмов с символической, часто неосознаваемой «загруженностью» (наподобие поведенческих паттернов в вышеприведенных примерах);
- ослабление волевого контроля, направленного на подавление рефлекторной активности, с одной стороны, но, с другой —
- полусознательное направление произвольной активности, хотя и слабой, но все-таки волевой активности, на поддержание и усиление рефлекторного возбуждения.
В норме произвольное и рефлекторное движение никогда не сливаются, они перекрещиваются. Если у человека возникает рвотное движение, это движение носит рефлекторный или непроизвольный характер. Далее, субъект может усилием воли его подавить — и это будет произвольное подавление. Но субъект может и не подавлять рвотное движение. Конечно, человек не может только усилием воли, произвольно вызвать акт рвоты, но, если возникнет рефлекторный позыв, он может некоторым усилием воли поддержать, усилить рефлекторный акт рвоты — так возникает неукротимая рвота при истерии. Если попросить здорового человека дрожать, то вряд ли ему это удастся достаточно полно и достаточно долго. И только при истерической расторможенности мы видим, что субъект может часами дрожать, без конца рвать, и это ему не составляет никакого труда, дается «без устали».
Почему в случае расторможенности субъект поддерживает рефлекторное возбуждение? Можно объяснить это, наблюдая поведенческие реакции здоровых людей или детей. Представим себе человека, у которого налицо воспалительная реакция с подъемом температуры, и его знобит, «трясет». Как он может реагировать на озноб? Много зависит от ситуации, окружения, его личностных установок. Он может усилием воли в значительной мере ослабить озноб, и каждый согласится с тем, что это будет требовать значительного напряжения (человеку придется «собрать волю в кулак»). Но если он находится в постели в номинации «заболевшего», при наличии заботы и ухода от окружающих, то индивид может позволить себе «трястись вволю», при этом он может заметить, что это ему удается легко, и он не испытывает усталости. Именно в силу того, что рефлекс делается доступным сознательной воле, и их слияние порождает чувство легкости, в последующем тенденция к расторможенности, как субъективно приятному состоянию, закрепляется в поведении человека.
Аналогичное закрепление можно найти в поведении ребенка в зависимости от характера его воспитания и его индивидуальных особенностей. Представим себе ситуацию — ребенок упал и слегка ушибся, и у него может возникнуть рефлекторный акт даже не плача, а просто вскрика. Он также может подавить этот рефлекторный акт, если его интерес сосредоточен на каком-либо занимающем его объекте. И он может «закатиться в плаче» надолго, даже позабыв о вызвавшей его причине — как правило, рядом находится сверхзаботливая и тревожная мать. В дальнейшем закреплении подобного поведения у ребенка, несомненно, большую роль играют эмоциональные факторы.
Таким образом, в расторможенности, как стойком поведенческом феномене, несмотря на то, что изначально она инициируется рефлекторным возбуждением, главным является его произвольное (полуосознаваемое) усиление, мотивированное:
- ситуативностью,
- чувством легкости и
- эмоциональной подпиткой.
Все три перечисленных фактора — ситуативность, легкость и эмоциональность, мы можем наблюдать и при выполнении произвольных движений, отшлифованных в процессе мастерства и доведенных до уровня автоматизма, например, в триумфальном исполнении балетного танца. Но, чтобы прийти к этому, нужны годы кропотливых и изнурительных тренировок. Совсем по-другому выглядит дикая пляска шамана, который с помощью психоактивных веществ, путем самонаведения транса, по сути, достигает состояния расторможенности и активизации подкорковой двигательной активности, носящей архетипически-символическую окраску. Последующее усиление и произвольное подкрепление пробужденных поведенческих паттернов приводит к тому же самому — легкости, эмоциональному насыщению, отсутствию усталости. Шаман может плясать до тех пор, пока просто не упадет от физического истощения. Так же выглядели истерические психозы под названием пляски Св. Витта.
Расторможенность — это, прежде всего, поведенческое расстройство, которое характерно для следующих состояний:
- маниакальное состояние;
- гиперкинетический синдром и другие формы нарушенного поведения у детей;
- нарушение поведения в связи с деменцией, дефектом личности, диссоциальным расстройством личности.
От собственно поведенческой расторможенности следует различать гиперкинезы и навязчивые действия, которые можно охарактеризовать как «парциальную расторможенность».
Далее: гиперкинезы, навязчивые действия, неадекватность поведения.
Источник
с точки зрения зрелости мозга и нарушений обработки сенсорной информации.
Участились обращения с детьми с двигательной расторможенностью. Значит пора их систематизировать.
Ситуация – пришел ребенок на занятия. Схватил первую попавшуюся игрушку – бросил. Схватил вторую – она отправилась туда же. Передвижения только бегом, причем координация движений явно нарушена. Можно увидеть рваные неритмичные движения. Нет плавного вхождения в движение и выхода из него. На людей, находящихся в комнате часто нет никакой реакции. Есть моментальная реакция на яркие стимулы. Время манипуляции игрушкой исчисляется секундами. Знакомо? Если брать за аксиому, что любое поведение имеет свои причины, то проще искать причину, а не учить ребенка, как правильно себя вести.
Возможные причины двигательной расторможенности:
1. «Недокормленная» проприоцептивная система. Проприоцепция – мышечно-суставное чувство, которое позволяет нам понять положение одних частей тела по отношению к другим. Предмет служит своеобразным определением где заканчиваюсь «я» и начинается что-то другое. Сжимание и бросание дает возможность лучше почувствовать себя.
2. Недостаточность зрительного восприятия. (к офтальмологии не имеет никакого отношения). Глаза фиксируются на новом предмете помогая ориентироваться в пространстве.
3. Гипочувствительность вестибулярной системы. Насыщение вестибулярной системы – это не только качели-карусели. Это, прежде всего, взаимодействие между поворотом головы и движениями глаз. Потом включаются обособленные согласованные движения между плечевым и тазовым поясом.
4. Недостаточное пространственное восприятие. Может быть следствием предыдущих дефицитов, а может идти как отдельный симптом. В норме, контролируемое нами пространство – впереди, сзади, вверху, внизу, справа и с лева. Чаще всего швыряние предмета происходит в сторону дефицита контролируемого пространства. Не всегда, но часто.
Такое поведение характерно для детей 1-2,5 лет. Если детка постарше, то это вызывает определенные трудности в освоении навыков деятельности и коммуникации. Некоторые рекомендации типа «дайте набегаться», «займитесь спортом» и т.д. не состоятельны. Почему? Как правило, у таких детей очень низкий порог истощения. Они быстро устают. Ребенок может быть в движении целый день, но как только деятельность требует осмысления, особенно длительного, вся энергия быстро заканчивается. Значит, не имеет смысла идти от понимания. «Ребенок не может тренировать, то, что не умеет» Дж. Айрис.(с). Мозгу надо дать возможность «дозреть».
Недавно ко мне на прием пришла барышня 4-х лет со всеми перечисленными симптомами. На каком-то этапе занятия, ей под майку попал небольшой мячик. Потом еще один, и еще… В итоге девушка стала похожа на колобок и ей это очень понравилось. Она каталась по полу, стукалась спиной, животом и боками об маму и хохотала! В конце концов ей это надоело и мячики надо было из-под майки вынимать. Очень размеренно, двумя руками, глядя на то, что получается, ребенок доставал мячи! Весь процесс длился больше пяти минут с высокой концентрацией внимания.
Здесь была работа с ближним пространством. Когда освоено ближнее – можно постепенно расширять его дальше. Постепенно, медленно. Каждое движение должно быть прочувствовано и зафиксировано зрительно.
Если ребенок согласен – можно использовать в работе утяжелители. Основное правило работы с утяжелителями – не дать адаптироваться к ним нервной системе. Значит – однократное надевание максимум на 1 час с перерывом 3-4 часа. В день максимально получится 3 раза. Этого вполне достаточно, для качественной стимуляции глубокой чувствительности рук и ног.
Стимуляция проприоцептивной системы (мышечно-суставного чувства, глубокой чувствительности – называйте как хотите, лишь бы понимать о чем идет речь) тоже должна проводится очень медленно. Желательна стимуляция всего тела от пальцев ног до макушки.
В норме возрастного развития ребенка с 4-х месяцем все движения тела начинаются с движения головы. И помня об этом, очень важно следить, чтобы ребенок любого номинального возраста делал именно так.
Примерные упражнения для стимуляции проприоцептивной системы:
1. Пролезание сквозь тесный тоннель. Здесь можно использовать одеяла, спортивные маты, большие подушки. А лучше всего завернуть детку в маму или папу. Это и весело и полезно. И легче контролировать движения.
2. Тянуть и толкать что-либо спереди, сверху, снизу и с боков. Обязательные условия те же – движения под контролем глаз! Здесь активно включается в работу и вестибулярная система. Особенно, если упражнения делать стоя.
3. Ловить и бросать в цель тяжелые мячи. Двухлетка может справится с 0,5 кг мячом.
4. Упражнения с эластичными лентами или чулками для тела.
Когда ребенок будет хорошо ориентироваться в собственном теле, (только тогда, не раньше!) можно начинать работу на балансирах и на доске Бильгоу в частности.
И последнее – всегда надо помнить, что если ребенок испытывает стресс – никакие навыки у него сформировать не возможно. В стрессе человек не учится – здесь включаются очень мощные механизмы обеспечения выживания! Поэтому, если ребенок сопротивляется – придумайте ему другую игру с той же задачей. Или отставьте ее на время.
Светлана Товстуха.
Специалист двигательному развитию «Школа-Сходинки».
г.Киев
Источник