Синдром дракона на реальных событиях
На днях в Москве на Первом канале презентовали 12-серийный детектив режиссера Николая Хомерики о судьбе самой большой в Европе частной коллекции антиквариата, найденной в 1993 году в доме кировоградского электрика Александра Ильина после его смерти.
Стоимость нажитых Ильином за 50 лет богатств по некоторым подсчетам составляет 40 миллиардов долларов!
В день российской премьеры «Комсомолка» встретилась со сценаристом и исполнительным продюсером картины Юрием Смирновым.
В магазине продавали «Кобзарь» с автографом Шевченко
— Юрий, просто невероятно, что никто до вас не схватился за идею снять фильм об этой потрясающей истории: рядовой электрик Александр Ильин хранил в своем доме коллекцию предметов искусства неслыханной стоимости и фактически устроил в своем жилище филиал Эрмитажа.
— Эта шикарная тема действительно валялась под ногами. Были какие-то попытки украинских телеканалов снять документалистику о главной городской легенде Кировограда, но сенсаций им не удалось сделать. Более того, тема «ильинских» сокровищ полна тайн по сей день. Вот и загорелся я 5 лет назад идеей написать сценарий. Вместе с соавтором Вадимом Мурованным мы нашли подходящий жанр для будущего фильма — детектив — и взяли за основу рассказ о всепоглощающей человеческой алчности. Отсюда название ленты — «Синдром дракона». Наш мифологический дракон возлежит на горе золота — не подпускает к нему никого и сам не в силах им воспользоваться.
— Правда ли, что часть сокровищ Ильина была украдена еще до того, как милиция обнаружила их?
— Расскажу лишь один из достоверно известных случаев. Через несколько недель после смерти Александра Ильина в простой букинистический магазин попало одно из первых изданий «Кобзаря» Тараса Шевченко с автографом автора. Тогда говорили, что реальная стоимость такой книги около 20 тысяч долларов, а ее продавали по незнанию за копейки. И кто-то спохватился: «Люди, а откуда ЭТО?!» Началась «погоня по следам» — к дому Ильина прибыл спецназ и высшее милицейское руководство… Но до этого момента в доме старика, я думаю, успели побывать непрошеные гости. То и дело всплывали на таможнях ценнейшие книги — в Риге или Таллине.
— Как простой электрик смог собрать такое невообразимое количество предметов старины?
— Свою коллекцию Александр Борисович собирал не менее полувека (по слухам, часть собрания досталась ему в наследство от матери. — Прим. авт.), был отнюдь не таким простачком, как многие могут подумать. На одной затертой фотографии он запечатлен рядом со столпами Русской православной церкви 60-х годов.
Коллекцию Александр, скорее всего, хорошо пополнил в послевоенные годы — именно тогда огромное количество раритетов разного происхождения могло попасть в руки людей, которые подобные ценные вещи разыскивают. Если верить одной истории, Ильин в 1946 году поехал в Почаевскую лавру, где обезумевшие от голода и холода люди топили печи ценными книгами. Он привез им грузовик дров, а люди в свою очередь набросали ему грузовик старых книг, которые должны были уйти на «подпал». Ильин был чертовски изобретательный.
Причем тут Че Гевара?
— Какое процентное соотношение вымысла и реальных событий в «Синдроме дракона»?
— Вымысла у нас порядка 90 процентов. Мы не ставили целью сделать историческую сагу о коллекционере Ильине. Мы работали над созданием психологической драмы в первую очередь. По моему ощущению, это нам удалось.
В реальной жизни сокровища были обнаружены в 1993 году, а мы передвинули эту дату на 91-й, чтобы состыковать с прописанными в сценарии нюансами. Кроме всего прочего, мы выдвигаем в фильме собственную версию, откуда у Ильина (у нас он проходит в фильме под фамилией Авдеев) столько сокровищ. Якобы это неофициальный «общак» партийной верхушки — вещи, полученные в разные годы репрессий плюс трофеи Второй мировой войны. Но дом-бункер настоящий, сокровища тоже — картины и иконы из кировоградских музеев доставлялись в ильинский дом под эскортом охраны. Каждый день мы подписывали бумаги на несколько миллионов долларов — за взятие ценностей под свою ответственность на хранение.
— Поговорим о фильмовых несостыковках, которые уже успели отметить украинские зрители. К примеру, почему в 1966 году балерина Большого театра просит одного из главных героев обратиться за решением важного вопроса к Хрущеву, если Никиту Сергеевича отстранили от должности еще в 1964 году?
— Первое, о чем вы спрашиваете, — отнюдь не «несостыковки», а «крюки», которые, как мы рассчитываем, начнут обсуждать высоколобые эксперты. Таких «обманок» для зрителей мы зарыли в сериал 6 штук. Сможете отыскать?
— В одном из эпизодов, где речь идет о Праге 1966 года, в кадре появляется Че Гевара. Откуда он там взялся?
— Его визит в Прагу — исторический факт. После того как Че Гевара оставляет пост министра машиностроения Кубы и перед тем как отправиться в качестве революционера в Африку, где у него была первая неудачная кампания в жизни, он несколько месяцев был в Праге. Чем он там занимался, достоверно неизвестно. Мы взяли на себя ответственность подозревать, что он каким-то «бочком» был причастен к описываемой нами разведшколе, которая в действительности функционировала в то время в Чехии. С нашими героями он сходится как… хороший собутыльник!
КСТАТИ
Одно из немногих фото коллекционера-затворщика. |
Над сокровищами висит проклятье?
Со дня смерти Александра Ильина прошло почти 20 лет. Но его сокровища по-прежнему окутаны тайной.
Он умер осенью 1993 года. Тихо и незаметно. В последний пусть одинокого старика провели племянники и соседи. Вздыхали: в бедности жил — голодным помер.
Его бы так и запомнили: чудаком, который годами ходил в одних и тех же кирзовых сапогах и потертой спецовке, если бы не находка, поразившая мир. В его холодном, ветхом доме на улице Урожайной обнаружили «урожай» сокровищ — старинных книг, икон, золотых и серебряных изделий, рукописей. Стоимость найденного музейщики озвучивали, держась за сердце — «Миллионы! Нет! Миллиарды. Да что вы! Бесценно!»
«Урожай» кировоградские и столичные эксперты описывали и оценивали несколько месяцев. Дышали пылью, плесенью и болели. По городу поползли слухи о том, что сокровища Ильина, которые он собирал пять десятилетий, замешаны на крови.
— Не мог простой электрик вот так легко на миллиарды долларов раритетов насобирать! — шептались горожане. — Прокляты эти вещи…
Масла в огонь подливали эксперты и знакомые Ильина, которые, общаясь с журналистами, даже шепотом своих имен не называли. Словно боялись, что любое их слово обернется большой бедой…
Но чем больше мешков с сокровищами эксперты выносили из дома Ильина, тем больше убеждались его знакомые: настоящего Ильина — электрика, коллекционера, реставратора, переплетчика — не знал никто. Его племянники — Андрей и Ирина Подтелковы — отмалчивались, затаив обиду на государство, лишившее их дядиной коллекции.
Удивительно, но за 50 лет жизни в Кировограде Ильин не обрел ни семьи, ни друзей. Он словно «женился» на своей коллекции. Зайти за порог его дома было позволено единицам коллекционеров. Но даже они не ведали, какими ценностями владел старик. Он смог обмануть всех: питался объедками со свалок, а спал на сундуке с рукописями Пушкина и первым изданием «Мертвых душ».
Раритетных книг и изысканных вещиц с музейным грифом в коллекции Ильина не счесть. Откуда? Воровал? Выменивал? Подкупал музейщиков? Но за какие деньги? На зарплату электрика в 100 рублей? А может, рабочая профессия и стандартная биография — лишь красивая легенда КГБ, а Ильин всего лишь хранитель чужих богатств?
Эти вопросы будоражили умы в начале 90-х. Остаются они без ответов и сейчас. Через 20 лет после тех событий корреспонденты «КП» вновь отправятся в Кировоград, чтобы прикоснуться к сокровищам Ильина и найти тех, чья жизнь навсегда изменилась после встречи с ними. Специальный репортаж читайте в ближайших номерах «КП».
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 августа 2018;
проверки требуют 11 правок.
«Синдром дракона» — российско-украинский телесериал 2012 года, снятый режиссёром Николаем Хомерики. Фильм основан на реальных событиях, связанных с обнаруженной в 1993 году в Кировограде коллекцией Ильина.
Сюжет[править | править код]
В сериале в детективной форме рассказывается о событиях, связанных с присвоением и хранением группой высокопоставленных чинов НКВД и КПСС больших культурных и исторических ценностей, изъятых в годы Второй мировой войны как на территории оккупированных советскими войсками стран Европы, так и в СССР у репрессированных лиц.
Уже в наши дни некто начинает вести игру с ФСБ «по-крупному», давая зацепки и выводя на след этой огромной коллекции. «Отработавших своё» персонажей безжалостно уничтожают, как ненужные винтики механизма.
В ролях[править | править код]
- Леонид Бичевин — Александр Юрьевич Волков, капитан ФСБ
- Дмитрий Муляр — Александр Нелин, он же Анатолий Авдеев
- Андрей Мерзликин — Владимир Терехов, офицер МГБ/КГБ, он же Виктор Зарубин
- Алексей Серебряков — Константин Викторович Запорожец, полковник ФСБ, директор департамента
- Алексей Гуськов — Андрей Григорьевич Еремеев, генерал МГБ/КГБ
- Екатерина Климова — Евгения Щёголева, подполковник ФСБ, заместитель Запорожца
- Кристина Асмус — Александра Максимова, эксперт, научный сотрудник НИИ редкой книги
- Карина Андоленко — Лидия Савченко в молодости, работница ткацкой фабрики
- Елена Шевченко — Лидия Савченко
- Лев Борисов — Виктор Тимофеевич Зарубин, собаковод на притравочной станции в Долгопрудном, в прошлом — Владимир Терехов
- Владимир Капустин — Алексей Павлович Харченко, подполковник СБУ в Кировограде
- Юрий Цурило — Михаил Иванович, генерал ФСБ
- Карэн Бадалов — Изя Кенигштейн, антиквар, специалист по реставрации старинных книг
- Николай Пономаренко — Гриша Кенигштейн, сын Изи
- Никита Емшанов — Артём, воин-афганец, сын Лидии и Анатолия Авдеева
- Александр Семчев — Владимир Карпович Ёлкин, инструктор ЦК КПСС в 1950-60-е годы, основатель коллекции
- Алексей Кравченко — Николай Владимирович Ёлкин, сын Владимира Ёлкина
- Павел Майков — Денис, «офтальмолог», подручный Николая Ёлкина
- Артём Ткаченко — Сковорода, курьер
- Борис Каморзин — Григорий Константинович Златопольский, зам. особиста ткацкой фабрики в Кировограде
- Юрий Назаров — отец Никодим, священник
- Сергей Петров — Виталий Емельянович Рудалёв, владелец антикварного интернет-магазина
- Ольга Чурсина — Инна Исаева в молодости, бывшая балерина, жена Еремеева
- Людмила Чурсина — Инна Исаева, вдова Еремеева
- Михаил Евланов — Серый, подручный Николая Ёлкина
- Виктор Сарайкин — Савостьянов, сотрудник ФСБ России в Праге
- Наталья Романычева — Кристина, агент Еремеева (нет в титрах)
- Иван Иванов — Эрнесто Че Гевара
- Рамис Ибрагимов — Фильштинский
- Антонина Москаленко — эпизод
Факты[править | править код]
- Завязка сюжета построена на реальных событиях. В Кировограде от инсульта поздней осенью 1993 года умер простой электрик Ильин. В его доме была обнаружена значительная по размерам и ценности коллекция предметов искусства и драгоценностей[1].
- Съёмка эпизодов сериала проводилась в Москве, Одессе, Кировограде, Праге[2].
- В сценах перестрелки с участием героини Кристины Асмус используется имитационное оружие турецкого производства фирмы Atak Arms линии ZORAKI, в частности, пистолет-пулемёт ZORAKI 925.
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Синдром Дракона на Первом Канале
- Автор сценария Юрий Смирнов о фильме и о коллекции Ильина
- Комсомольская Правда
Источник
Итак, решил написать свою рецензию на сериал «Синдром дракона», который отсмотрел пару недель назад. Шеф на работе рекомендовал — мол, там всё так круто запутано, что ваще, не хуже «Ликвидации» какой-нибудь. Но у меня оказалось своё мнение. Не скажу, что так прям уж запутано — сюжет довольно линеен, хоть эта линия и извилиста. Не сравнить с «Закрытой школой», например (которую я забросил в начале третьего сезона). Однако по порядку.
Внимание, возможны спойлеры!
Сериал основан на реальных событиях. В 93-м году в городе Кировограде умер некий электрик по фамилии Ильин. После его смерти в его доме была обнаружена гигантская коллекция антиквариата и произведений искусства. Сам собой напрашивается вопрос: откуда такая коллекция у простого электрика? Именно об этом и рассказывает сериал. Ну то есть, сериал рассказывает всего лишь версию, потому что он художественный, а не документальный.
На экране параллельно показываются две сюжетные линии: советских времён и наших дней. «Советская» линия начинается в послевоенные годы, когда несколько партийных и военных деятелей откуда-то получают в своё распоряжение коллекцию (рискну предположить, что награбили в Германии — это, кстати, реальный факт, за это Жукова с поста главкома сняли и ещё много кого) и решают, что с ней делать. Хранение коллекции поручают полковнику КГБ Гуськову, а если точнее — то его верному сатрапу Мерзликину, а если уж совсем точно — то одному арестованному украинскому дворянину-бандеровцу, которого освободили, дав новое имя. Дальше с коллекцией работает именно дуэт специалиста по антиквариату Авдеева и его гэбэшного куратора Мерзликина, и их же противостояние (тупого совкового быдла и образованного бандеровца) является основным «двигателем сюжета».
В принципе, уже одно это многое говорит о режиссёре и сценаристах, но всё же не будем об этом.
Третий ключевой персонаж этой линии — девушка Лида. Добавили её только для того, чтобы была драма, больше она не нужна низачем и в кадре только мешает. Ибо большую часть времени она изображает вот такую эмоцию:
Не знаю, является ли это заслугой актрисы или просто персонаж сам по себе как Белла Свон. Нет, ну серьёзно, когда её вот такое лицо висит в кадре по полминуты, это уже не смешно. К концу сериала она меня уже начала конкретно бесить, и сцены с её участием я проматывал. Когда Лида повесилась (причём к этому моменту её играла уже другая актриса), я как-то даже и не почувствовал ничего (ну не может же труп умереть, в самом деле).
Итак, бандеровец влюбляется в Лиду, а Лида в него, но злобный чекистский упырь разлучает их: бандеровцу говорит, будто Лида утонула, причём он (чекистский упырь) же её и утопил, за раскрытие гостайны в виде коллекции, а на Лиде сам женится и увозит её из Кировограда в Подмосковье, чтобы она выучилась на художницу, как мечтала. Причём тут вообще коллекция, спросите вы? Видимо, только притом, что бандеровец такой образованный, в людей ни разу не стрелял (даром что бандеровец), и вообще на эволюционной лестнице стоит на порядок выше чекистского упыря.
Наконец, в середине шестидесятых сюжет начинает развиваться дальше. Гуськов с Мерзликиным решают убрать всех остальных «хозяев» коллекции, чтобы завладеть ей полностью, помогает им в этом страшненькая латышка, по которой по непонятной причине сохнут все мужики.
В шестидесятых мы тоже то и дело сталкиваемся с совковым быдлом: например, Довжик, разгуливающий по Праге в одних трусах, которого прохожий-чех (культурный европеец!) характеризует как «русский свинья». Все ведь знают, что русские — пьяное быдло, которое от цивилизованной Европы нужно отгородить стеной под напряжением. Или кашалот Семчев в роли партийного товарища Ёлкина, уже само появление его в кадре генерирует рвотные позывы. Не то, что страшненькая латышская шлюха, которой придётся его соблазнять.
В ходе сцены под названием «кровавые мясники в погонах генералов КГБ» гибнут как кашалот, так и Гуськов, и единоличным «хозяином» коллекции остаётся Мерзликин. Окончательно отобрать её у бандеровца он решит ещё через двадцать лет, и там будет ещё одна драма, от описания которой я избавлю читателя.
Сюжетная линия наших дней не в пример веселей и интересней. Тут как раз и разворачивается весь детектив.
Всё начинается с того, что из сибирской глубинки в белокаменную приезжает известный видеоблоггер Руслан Усачев.
Вызван в Москву он был полковником Серебряковым, а зачем именно — не знает даже сам Серебряков. Тут же в кадре появляется и зам Серебрякова — актриса Климова. Ну хоть на ком-то глаз отдохнёт.
В Одессе на таможне случайно натыкаются на экземпляр морского устава времён Петра I — как выяснится позднее, это предмет из той самой коллекции бандеровца. Серебряков лично привозит устав из Одессы в Москву, в тот же вечер его загадочным образом убивают, вложив в рану нож из коллекции, Климова крадёт какую-то книгу из дома Серебрякова (что как бы говорит нам, что она тоже при делах), Руслан Усачев уже в одиночку продолжает работу над уставом и узнаёт, что устав — подделка. Загадочный дядя из Долгопрудного даёт Руслану следующую зацепку: мастер-антиквар Изя Кёнигштейн из Одессы.
На пути в Одессу в одном купе с Усачевым оказывается некий офтальмолог в исполнении Павла «Пчёлы» Майкова. То, что эпизодического персонажа играет известный актёр, уже как бы говорит нам, что этот персонаж не такой уж и эпизодический.
Изя Кёнигштейн осматривает привезённую Усачевым книгу и обнаруживает, что она из подделки вдруг превратилась в подлинник. Логично предположить, что кто-то подменил (лично у меня на подозрении был Майков, но эта гипотеза не подтвердилась). Кёнигштейн рекомендует Усачеву отправиться в Кировоград и поискать что-нибудь там. Когда Руслан уходит от хитрого еврея, тот вызывает двух головорезов (которые всё это время прятались в соседней комнате) и поручает им проследить, чтобы Руслан сошёл с поезда в Кировограде: «Ну если не сойдёт — сами знаете. Ну инсценируете там ограбление» (нахрена?)
Усачев сходит в Кировограде, где устанавливает контакт с местным офицером СБУ и наконец-то узнаёт про коллекцию. Дальше начинаются поиски теперь уже не неизвестно чего, а вполне известной коллекции, ФСБ при этом продолжает идти по линии, которую кто-то для них заботливо выстраивает, отработавших персонажей дела убирают (как Изю Кёнигштейна, например), мы становимся свидетелями горячей сцены Усачева с Климовой (а также голой Климовой в кадре без Усачева — кстати, в версии первого канала вырезали полсекунды, где у Климовой мелькает пилотка), любовных метаний Усачева и Асмус, под конец узнаём, причём же здесь дракон, упомянутый в названии, ну и полюбуемся на совершенно идиотскую сцену перестрелки Асмус и Климовой. Видимо, решили, что ничем не хуже Тарантино, поэтому надо добавить бессмысленную экшн-сцену. Ну какие нахрен микро-узи? Ещё катану бы дали ей.
Остальные сюжетные повороты, пожалуй, перечислять всё же не буду.
Итак, шо я имею сказать за это кино. Пожалуй, главная моя претензия — это паршивое… Нет, даже не так. Откровенно парашное качество съёмки. Работа операторов, звукооператоров, гримёров, монтажёров — в общем, всех, кого объединяет понятие «съёмочная группа». Такое ощущение, что снимала СГ говнопередачки первого канала «Детективы» — один в один, только актёры подобраны профессиональные, поэтому играют (в основной своей массе) прилично. Особенно зацепила сцена, где Климова подслушивает стаканом через стенку — такое ощущение, будто снимали на веб-камеру, звук писали ей же. Грим — бандеровец в 44-м выглядит на 30, бандеровец в 55-м выглядит на 30, бандеровец в 67-м выглядит на 30, бандеровец в 80-х выглядит всё на столько же, только с наклеенной бородой.
Спецэффекты:
По-моему, в Майнкрафте огонь и то лучше нарисован.
Сценарий и закрученность сюжета — неплохо, хотя звёзд с неба не хватает. Имею в виду детективную составляющую в нашем времени. Сюжетная линия советских времён — полный провал, больше похоже не на сюжетную линию, а на пропаганду. Все русские — сплошь пьяное мразное быдло, за исключением Лиды, в положительных героях только Лида и бандеровец, ну ещё в условно-положительные можно записать латышку. И всё это идёт в прайм-тайм, да.
Юдифь смотрит на автора идеи как известно на что
Из актёрского состава — пожалуй, всё-таки порадовала Асмус.
На протяжении одиннадцати серий так умело маскироваться под «белую мышку» — это надо уметь.
Не знаю, отметить ли в отличившихся Мерзликина — тут непонятно, не то он и вправду хорошо сыграл «гэбистского упыря», не то банально переигрывал.
Смотреть ли этот сериал? Да можно, пожалуй. На один раз (во второй вам уже не захочется).
Ну и ещё у меня остался ряд вопросов по сюжету. Если кто понял то, до чего не допёр я — поясните.
На кого всё-таки работала Климова, помимо группы Кравченко-Ёлкина? На себя?
Зачем Климова убирала свидетелей, если Ёлкин прямо сказал, что его люди этим не занимаются?
Зачем убили Серебрякова? Ножичек воткнуть некуда было?
Накой Изя Кёнигштейн послал своих головорезов убить Усачева, если тот не сойдёт в Кировограде? В этом вообще какой смысл был?
Версия с Олегом Олеговичем всё-таки была тупиком? Если да, то зачем его было убивать? И если он был при делах, то зачем его убили до того, как он дал следующую зацепку? И на кого вообще работал ротмистр Чачу?
И главное — почему не проверили вторую зацепку из интернет-кафе? Усачев как офицер ФСБ просто обязан был проверить все версии. Может, потому что этим вторым человеком в кафе была… Климова? Ну а вдруг, нам же этого не сказали.
Куда и зачем поехала Климова после ликвидации группы Ёлкина? Зачем она убила последнего выжившего?
На кой ляд была вся сцена с перестрелкой на узи? Чего ради это было? Что эти две овцы не поделили, Усачева что ли?
Кто все эти люди, которые перестреляли друг друга в Праге?
Зачем инсценировали смерть курьера в Одессе? Почему бы не убрать его сразу? И что произошло бы, если бы он не сверзился на асфальт — рассказал бы Усачеву всё? И чьим он был человеком?
И зачем Дракон вёл Усачева по следу? Зачем это делала группа Ёлкина — понятно, они сами искали коллекцию. Но что нужно было этому главгаду, просто найти себе преемника в лице Усачева? Имхо какая-то чересчур сложная схема для этого (ну или ему на пенсии просто заняться нечем).
Update. По просьбам читателей добавляю ролик с голой Климовой (украинская версия, пилотка в кадре — в наличии)
Источник