Синдром доктора джекила и мистера хайда

Синдром доктора джекила и мистера хайда thumbnail

«Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (англ. Strange Case of Dr Jekyll and Mr Hyde) — готическая повесть[5] (иногда называется романом) шотландского писателя Роберта Стивенсона, опубликованная 5 января 1886 года в Лондоне. По жанру представляет собой переосмысление традиционной для романтизма и готического романа темы двойничества под углом зарождающейся научной фантастики, где зловещий двойник получает свободу действий благодаря раздвоению личности, вызываемому синтезированным героем повести новым наркотиком.

Прототипом главного героя стали известные шотландские преступники, которые вели двойную жизнь: Томас Вейр[6] и Уильям Броди[7], а общим фоном — городские легенды и исторические пейзажи Эдинбурга.

Сюжет[править | править код]

Иллюстрация Ч. Р. Маколи, 1904. Нью-Йорк

Повествование ведётся от третьего лица, представляемое через стороннего наблюдателя нотариуса Габриэля Джона Аттерсона. В Лондоне происходят странные события — некий демонический человек по имени Эдвард Хайд, внушающий необъяснимое отвращение всякому, кто с ним общается, совершает ряд отвратительных, жестоких и бессмысленных поступков. В числе прочего, его разыскивают по подозрению в убийстве члена парламента Дэнверса Кэрью. Выясняется, что Хайд каким-то образом тесно связан с уважаемым в обществе доктором Генри Джекилом. Хайд временами появляется у него дома, и слугам дано распоряжение выполнять все его просьбы. Более того, доктор пишет завещание, в котором в случае своей смерти или долгосрочного исчезновения оставляет всё свое состояние Хайду.

Однажды доктор Джекил запирается в своем кабинете, отказываясь показываться на глаза, общаясь с домашними неестественным голосом. Слуги доктора предполагают, что преступный Хайд убил доктора и, не в силах покинуть дом доктора, выдаёт себя за убитого. Дворецкий Пул обращается к Аттерсону, и они взламывают дверь, обнаруживая в комнате только умирающего Хайда, принявшего смертельную дозу яда. Тела Джекила они не находят.

В найденном посмертном письме, полученном Аттерсоном, доктор Джекил признаётся, что он пришёл к научному открытию, заключающемуся в том, что в человеческой психике существуют одновременно несколько аспектов одной и той же личности, а человек как таковой есть продукт одновременного совмещённого действия всех этих личностей. Сам Джекил на протяжении многих лет вёл двойную жизнь, одну — респектабельного учёного, и другую — распутника. В результате не до конца удавшегося научного эксперимента со смешением разных лекарственных препаратов он смог найти способ своему отрицательному «я» временно занимать главенствующее положение. Мистер Хайд, совершающий чудовищные злодеяния, — это тот же доктор Джекил, в котором его злое начало получало власть и могло спокойно грешить в этой оболочке. Однако доктор перестал контролировать процесс своего превращения в Хайда, что и привело доктора к отчаянию и гибели.

Образ Эдварда Хайда в современной культуре[править | править код]

Афиша XIX века с анонсом спектакля о Джекиле и Хайде

принято изображать Хайда человеком огромного роста и большой физической силы. После превращения на нём рвётся одежда. Передвигается он исключительно по крышам и наводит ужас на жителей города[источник не указан 700 дней].—>

В традицию этот медийный образ начал входить после выхода не самой удачной экранизации Виктора Флемминга 1941 года и пародийной картины «Эббот и Костелло встречают Доктора Джекила и Мистера Хайда»; на подобную трактовку в англоязычных медиа и мультипликации также повлияли комиксы о Халке. Однако в книге Эдвард Хайд — это невысокий и худощавый, вместе с тем проворный человек, намного моложе Генри Джекила, отличающийся так же повышенным оволосением на лице и на руках. После превращения одежда становится ему велика. В описанном Стивенсоном поведении Хайда можно проследить последействия злоупотребления наркотиком и черты деградации личности в свете популярной в конце XIX века трактовки теорий Мореля и Ломброзо. Из особенностей: Хайд вызывает у всех, кто встречается с ним, крайне неприятные чувства на грани физического отвращения и ужаса. После убийства Хайд не решается открыто передвигаться по городу и отсиживается в лаборатории Джекила[8].

Упомянут Эрихом Мария Ремарком в романе «Тени в раю»:

— Я вас понимаю, — сказал он. — Когда торгуешь искусством, тоже надо уметь все сразу. Любить искусство и продавать его. Каждый торговец искусством — это Джекиль и Хайд.

Театральные постановки[править | править код]

  • «Джекилл и Хайд» — мюзикл, поставлен на Бродвее в 1997 году.
  • «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» — Театр им. Моссовета, перевод с английского и сценическая редакция Ярослава Кеслера, постановка П. Хомского (2005)[9]
  • «Джекилл и Хайд» — мюзикл, Санкт-Петербургский государственный театр музыкальной комедии, 2014 г.
  • «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» — российский радиоспектакль 2010 года. В роли Джекила — Дмитрий Назаров, Хайда — Владимир Зайцев.

Кино- и телеверсии[править | править код]

«Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» была экранизирована множество раз. Всего существует более 60 экранизаций (англ.). Отдельные мотивы повести фигурируют в фильмах:

  • 1947 — Том и Джерри серия Dr. Jekyll and Mr. Mouse (мультфильм).
  • 1953 — Эбботт и Костелло встречают доктора Джекилла и мистера Хайда
  • 1958 — Завещание доктора Корделье (Жана Ренуара)
  • 1968 — Странная история доктора Джекила и мистера Хайда (США)
  • 1969 — Скуби-Ду, где ты! (мультсериал)
  • 1971 — Я монстр (Великобритания)
  • 1985 — Странная история доктора Джекила и мистера Хайда (СССР)
  • 1994 — Повелитель страниц (мультфильм)
  • 1995 — Доктор Джекилл и мисс Хайд (США — Великобритания)
  • 1996 — Мэри Райли (фильм)
  • 1963 — Чокнутый профессор и его одноимённый ремейк (1996 год)
  • 2003 — Лига выдающихся джентльменов (использован образ Хайда)
  • 2004 — Ван Хельсинг (США)
  • 2007 — Джекил (телесериал) (Великобритания)
  • 2007 — Убежище (телесериал) (Великобритания)
  • 2007 — Сатана (фильм)
  • 2008 — Доктор Джекил и мистер Хайд (Канада)
  • 2010 — Школа Монстров (куклы)
  • 2013 — Не навреди (телесериал) (США)
  • 2015 — Хайд, Джекил и я (телесериал) (Южная Корея)
  • 2015 — Джекил и Хайд — детективный телесериал с элементами супергеройского шоу, повествующий о внуке доктора Джекила Роберте Джекиле.
  • 2011 — Однажды в сказке (США) — доктор Джекил и мистер Хайд появляются в 22 и 23 сериях пятого сезона и в 6 сериях 6 сезона.
  • 2014—2016 — Страшные сказки (Великобритания) — доктор Джекил появляется в начале третьего сезона.
  • 2017 — Мумия. Роль Джекила/Хайда исполнил Рассел Кроу.
Читайте также:  Тактика ведения острого коронарного синдрома

Игры и другие упоминания[править | править код]

  • 2018 – игра от MazM: Jekyll and Hyde
  • 2015 – слуга в игре Fate/Grand Order

См. также[править | править код]

  • Множественная личность в популярной культуре
  • Песня группы Five Finger Death Punch «Jekyll and Hyde», альбом «Got Your Six»

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Набоков В. В. Лекции по зарубежной литературе. // Странная история доктора Джекила и мистера Хайда. стр. 237—270
  • Боринских Л. И. Метод раскрытия характера в работах Р. Л. Стивенсона. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда. Проблема характера в литературе. Изд-во Челябинского Государственного Университета, 1990, стр. 31-32
  • Ю. Ханютин. Странная история
 доктора Джекиля и мистера Хайда // Реальность фантастического мира. Проблемы
 западной кинофантастики. — М.: Искусство, 1977. — С. 259—284. — 304 с. — 25 000 экз.

Ссылки[править | править код]

  • перевод Ирины Гуровой на lib.ru

Источник

Диагноз «раздвоение личности» ставится психиатрами не так уж и редко — примерно один человек из ста страдает этой болезнью. Однако случай родившегося в 1955 году в США Уильяма Стэнли Миллигана не вписывался ни в один из существовавших до этого в истории мировой психиатрии. Ведь вместе с его собственной на свет появились еще 24 личности!

Воображаемые друзья

Первое появление других личностей появилось  у Билли в возрасте трех лет — ими стали безымянный мальчик, с которым он играл, и девочка, по имени Кристин,  «любимица семьи», страдающая дислексией — она заботилась о младшей сестре Билли и стояла в углу в школе и дома, если его наказывали за проказы.

Когда Билли исполнилось четыре года, отец, неудавшийся комик, покончил жизнь самоубийством, и мать сразу же вышла за другого. Отчим Миллигана, алкоголик и садист, неоднократно насиловал и избивал пасынка. В такие минуты сознание Билли занимал Шон — глухой мальчик с задержкой в развитии, принимавший на себя всю агрессию.

К восьми годам, в результате тяжелой психологической травмы, нанесенной отчимом, число личностей увеличилось до десяти! К прежним прибавились — Эйприл — стройная девушка с бостонским акцентом, одержимая идеей убийства отчима Билли; Кристофер, играющий на гармонике 13 летний брат Кристин; испуганный, нелюдимый 14-летний мальчик Дэнни, рисовавший натюрморты и боявшийся земли в любом виде — отчим однажды заставил его вырыть могилу и закопал в ней, оставив только отверстие для дыхания.

В 16 лет, отчаявшись понять, что же все таки происходит в собственной голове, Билли предпринял неудачную попытку самоубийства, после которой все личности в той или иной степени начали проявлять себя, доставив массу проблем — именно тогда ничего не подозревавший молодой человек узнал о необычном соседстве.

Сон, рождающий чудовищ

Когда Билли исполнилось 20 лет, себя проявили еще две личности: фил — бруклинец, занимавшийся торговлей наркотиками и участвовавший в вооруженных ограблениях гомосексуальных пар, и Кевин, приятель Фила, разработавший план ограбления аптеки, а затем, похитивший добычу у своих товарищей по делу.

Деяния преступной парочки, составлявшей две грани одной и той же личности, привели к тому, что в 1975 году Миллиган был арестован по обвинению в воровстве и разбойных нападениях и заключен в Ливанское исправительное учреждение для насильников и вооруженных грабителей в штате Огайо.

Ли — шутник и остряк, впервые проявил себя в Ливанской тюрьме, тогда же был объявлен нежелательным другими личностями за то, что его розыгрыши, раздражавшие сокамерников, угрожали здоровью Миллигана, и исчез навсегда. Однако, его место тут же занял Стив — пародист, который, в отличие от Ли, умел рассмешить людей и веселил сокамерников передразниванием тюремного начальника, за что сам Миллиган неоднократно попадал в изолятор.

В начале 1977 года Билли был освобожден «под честное слово». Но уже осенью того же года был снова арестован по обвинению в изнасиловании трех девушек из университетского городка штата Огайо. Угрожая оружием, он похищал студенток прямо из общежития. Вина его была доказана. Теперь ему грозило тюремное заключение по трем пунктам обвинения в похищении, трем пунктам грабежа и четырем пунктам обвинения в насилии.

Коммунальное сознание

В ходе подготовки защиты Билли подвергся психиатрической экспертизе. Доктор Уиллис К. диагностировал состояние Миллигана как острая шизофрения. Именно тогда Миллиган признался, что страдает от беспорядка множественных личностей. Положение резко изменилось, когда он был исследован психологом Дороти Тернер из Юго-Западного центра психического здоровья в Колумбусе, штат Огайо.

Заключение Тернер полностью подтвердило слова Миллигана, и не смотря на протесты и жалобы со стороны государственных обвинителей, он был определен в одну из психиатрических лечебниц — Афинский сумасшедший дом, где он сообщил психиатрам о своих десяти личностях, а несколько позже, сотрудник сумасшедшего дома, психолог Девид Кола, обнаружил еще четырнадцать!

Читайте также:  Логопедическая характеристика на ребенка с синдромом дауна образец

Многие личности Миллигана были одаренными художниками и музыкантами, каждая имела свой коэффициэнт интеллекта и жила своей собственной, не зависящей от других жизнью. Среди них были: Артур, утонченный, образованный англичанин; Аллен, мошенник и манипулятор; Рейджен Вадасковинич, 30-летний югославский коммунист, специалист по оружию и восточным единоборствам, требовавший от Миллигана совершать грабежи в духе Робина Гуда; Томми — 16-летний механик, специалист по бытовой технике и электронике и талантливый художник — пейзажист; ортодоксальный еврей Самюэль; Уолтер — 22-летний австралиец, обожавший охоту, то и дело норовивший сбежать в лес, чтобы провести ночь под открытым небом.

Следует заметить, что Артур первым понял, что он не один в теле Миллигнана, и вычислил остальные личности. Наряду с Рейдженом он взял на себя контроль над поведением остальных личностей и умудрился предотвратить убийство отчима Миллигана другой личностью — Эйприл, надеявшейся с помощью Рейджена осуществить свой план.

Наконец, была найдена и виновница преступлений Миллигана — ею оказалась Адалана, 19-летняя активная лесбиянка, занимавшая тело по собственному желанию. Именно она занималась похищениями и изнасилованиями, в совершении которых подозревался Билли. Во время прохождения лечения появилась еще одна личность — Учитель, которому удалось объединить все личности и загнать их в глубь сознания.

В 1991 году, после 10 лет интенсивного лечения в различных медицинских учреждениях, Билли Миллиган был отпущен на свободу, будучи признанным нормальным. Не смотря на то, что избавиться от нежелательных личностей ему так и не удалось, он научился контролировать собственное сознание.

Но не бывает худа без добра. Несмотря на жизнь, полную бед и потрясений, Билли Миллиган сегодня — это настоящий «человек оркестр»: он имеет собственную киностудию и делает фильмы, работает в совете по защите прав ребенка, занимается программированием и физикой, увлекается рисованием великолепных картин и фресок и консультирует заключенных, помогая им получать образование. По словам его адвоката, брюса Тэбита, на некоторых стенах комнат его дома висят прекрасные фрески, другие исписаны математическими формулами. И все это — благодаря тому многообразию личностей, которые населяют удивительную страну под названием сознание Билли Миллигана.

Сергей Алексеев

Источник

Доктор Джекил сделал сенсационное открытие — сумел отделить в самом себе доброе начало от злого. Это открытие он должен держать в тайне, ибо носитель зла, мистер Хайд, стал неуправляем…

Знаете ли вы, что…

  • Фильм снят по мотивам повести Роберта Льюиса Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (Strange Case of Dr. Jekyll and Mr. Hyde, 1886).

Знаете похожие фильмы?
Порекомендуйте их…

Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
по жанру, сюжету, создателям и т.д.
*внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
Отзывы и рецензии зрителей
  • Добавить рецензию…

  • Все:5
  • Положительные:4
  • Отрицательные:
  • Процент:90%
  • Нейтральные:1

Одноименная повесть Роберта Льюиса Стивенсона, вышедшая в 1886 году, была обречена на популярность. Как и во «Франкенштейне» Мэри Шелли, в ней высказываются сомнения в перспективах научного прогресса, а именно — экспериментов над человеческой природой. А уж по части глубины изображения этой природы Стивенсон шагнул куда дальше современников, пробавлявшихся традиционным для викторианской Англии коктейлем из морального долга и национальных ценностей, и предвосхитил идеологов модернизма. Одним словом, сюжет был безумно актуален и, следовательно, стал культовым.

Запустив мощный механизм поп-культуры, «Странная история» катится на его колесах по сей день. Имена «Джекил» и «Хайд» у всех на слуху — подобно Шерлоку Холмсу и Оливеру Твисту. Впервые повесть экранизовали в 1908 году, последний раз (на сегодня) — в 1999-м. Понятно, что разница между этими постановками едва ли не большая, чем между Англией и Шотландией. И дело не только в сугубо технических причинах — в отличие от сюжетов жизненных (опять помянем Оливера Твиста), идеологические сюжеты имеют свойство устаревать. Действительно, какие уж тут стивенсовские страшилки, когда клонирование и генинженерия с книжных страниц перекочевали в реальность? Потому и авторы экранизаций имеют свойство наращивать на «вечный» идеологический скелет нечто индивидуальное и современное им.

Так что интерпретацию, предпринятую «Мосфильмом», не стоит оценивать в контексте первоисточника. По-хорошему нужно бы знать контекст всех остальных киноверсий, чтобы выявить на их фоне сильные и слабые стороны советской. Но… пусть это будет темой чьей-нибудь диссертации (а ведь интересно могло бы получиться — как классический сюжет преломлялся на экране на протяжении 20 века). Я же просто буду исходить из того, что творение режиссера Александра Орлова — самостоятельное, уникальное произведение. Об этом говорит и фраза «по мотивам Стивенсона» в титрах, и то, что фоном к Лондону 19 века не постеснялись поставить саундтрек в стиле new wave с типичным битом 80-х. Реальность Стивенсона и реальность Орлова соотносятся примерно так же, как доктор Джекил и мистер Хайд: вроде одно и то же, а на деле — нечто принципиально разное.

Что же это за реальность Орлова? Это максимальный упор на слово «странная» в названии. Это каменные или искаженные от страха лица персонажей, мрачные и гнетущие тона, немногословные и нелогичные диалоги. Это не просто выглядит зловеще, это гипнотизирует и вводит в транс — словно в тот наркотический сон, который переживает главный герой. В принципе это выглядит верным направлением: формально детективной «Истории» готика и саспенс гораздо больше к лицу, чем скрупулезная конандойловская дедукция.

В общем, картина первоклассно воссоздает жутчайшую атмосферу темной стороны человеческой души. Но, спросите вы, есть ли в ней еще что-нибудь? В ответ остается лишь развести руками. Да, для 87 минут это, вежливо говоря, негусто. Сюжет крайне схематичен — добавить бы сюда парочку интересных, сочных поворотов. Экзистенциальные мотивы прописаны крайне пунктирно — развить бы, связав с лейтмотивами (воспоминаниями о детстве и войне). Иннокентий Смоктуновский смотрится в кадре харизматично — оживить бы и остальных персонажей, выглядящих статистами.

У нас ведь как обычно — чем дальше постановка отходит от первоисточника, тем яростнее принято ее облаивать. В данном же случае смею настаивать (и потому не поленился писать долгое вступление), что с «Мосфильма» спрос выше, чем с ремесленников, которые досконально переносят текст на экран, облегчая жизнь нерадивым школьникам. И смею оценить эту картину как этюд к более масштабной и запоминающейся. Точнее так. Стивенсон дал идею и фабулу — это первый этап. Орлов выразил готическую атмосферу средствами современного киноязыка — это второй этап. А последним этапом стал бы фильм, добавляющий к этому фундаменту динамику и страсть, а также философию, приспособленную к сегодняшним реалиям. Кто осмелится?

5 из 10

прямая ссылка
+ комментарийдобавить комментарий

  • Полезная рецензия?

    пожаловаться на спойлер?

  • Да
    / Нет
  • 12 / 2

28 сентября 2011 | 13:33

Роберт Льюис Стивенсон по праву считается одним из гениальнейших английских писателей. А «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» — легендарная повесть о тёмной и светлой сторонах человеческой натуры. До появления этого произведения мало кто задумывался о своём внутреннем «Я». Экранизация Александра Орлова многим дала понять, какой ценой порой даётся каждому из нас признание в своих грехах.

Иннокентий Смоктуновский — блестящий, безумно талантливый актёр — сумел до боли правдоподобно сыграть человека, разочаровавшегося в себе и жизни после жуткого эксперимента по отделению в самом себе добра от зла. Александр Феклистов, сыгравший Эдварда Хайда — злое альтер-эго Джекила — действительно блещет на экране. Вся обстановка, царящая в картине, переносит нас во время существования Льюиса Стивенсона — в жуткую, тёмную, полную опасностей Англию.

Фильм гениальный. И это факт. Глядя на всё это, думаешь: «а ведь и правда, как будто судьба решила развлечься». Просто ради забавы заставила Джекила провести эксперимент. Но последнего подогревало неисчерпаемое любопытство.

Люди грешны. И нет смысла это отрицать. В данной киноленте чётко показано, как грехи разъедают человека изнутри. Ведь Джекил потерял всё, выпустив на волю Хайда. И обратно он уже ничего вернуть не сможет. Это пример для всех, для каждого из нас. Фильм заставляет задуматься. Рекомендую к просмотру.

10 из 10

прямая ссылка

  • Полезная рецензия?

    пожаловаться на спойлер?

  • Да
    / Нет
  • 14 / 2

20 мая 2011 | 18:31

Книгу давно знаю и очень люблю, экранизация впечатлила. Смоктуновский и Феклистов великолепны. Порадовало, что на роль Джекила и Хайда взяли разных актеров, а не как в некоторых других фильмах. Никогда не пойму этих извращений с гримом: Хайд не был уродом внешне, это во-первых, он отталкивал мерзотной внутренней сущностью, а во-вторых, был гораздо моложе Джекила. Другие актеры также отлично вписались. Приятен Анатолий Адоскин в роли Аттерсона.

Музыка, мрачная атмосфера — все на своем месте.

Лично я не могу представить для себя экранизацию лучше. Фильм сделан не как банальный ужастик или триллер, а как психологическая драма о разрушении личности, о том, как вытесняет самая темная сторона души все доброе, чистое и светлое, что может быть в человеке. На некоторых моментах было реально жутко. По мне так смысл, посыл книги и весь этот ужас, в который вылилось открытие Джекила прежде всего для него самого, фильм передал замечательно.

Еще мне понравился акцент на том, что Джекил-то изначально был с червоточинкой. В книге, которую читала в достаточно раннем возрасте, я этого не заметила. А вот в этой экранизации, по моим личным ощущением, это ненавязчиво, но заметно подчеркнули. Хайду было откуда расти. Джекил предстает не беспомощной жертвой своего грозного альтер-эго, а непосредственным ее источником, под благополучным фасадом которого скрывается зло и порок.

10 из 10

прямая ссылка

  • Полезная рецензия?

    пожаловаться на спойлер?

  • Да
    / Нет
  • 3 / 0

17 сентября 2019 | 18:08

Советский кинематограф славился своими экранизациями известных произведений. Это фильм можно отнести к удачным экранизациям.

В фильме показано, как доктор Джекил, который пережил ужасы войны, не хочет выставлять свою отрицательную сторону и придумывает средство, чтобы разграничит зло и добро в себе. Он начинает применять препарат, и зло начинает овладевать им, доктор уже не может контролировать себя. Ничего не напоминает?

По-моему, Стивенсон написал очень актуальное произведение о проблеме наркомании, когда еще наркотики не были так распространены. Зарубежные фильмы не смогли этого показать, а вот советский — это лучшая экранизация повести Стивенсона.

Актеры очень выразительно показывают образы. Иннокентий Смоктуновский — очень талантливый актер, и в этом фильме он не просто играл доктора, он БЫЛ этим персонажем.

В начале 80-х этот фильм уже пытались экранизировать в Америке и потратили очень много денег. В советском фильме нет ни одного спецэффекта, и этот фильм намного лучше.

Очень плохо, что этот фильм широко не показывали по телевидению, хотя стоило. Фильм сняли в 1984, и он оказался пророческий. В это время еще не была так широко развита наркомания.

Может, я не так понял основную мысль фильма, но хорошие фильмы многогранные и в них содержится много интересных и важных мыслей. Передать метафору через картинку — это высшее искусство.

8 из 10

Можно было бы поставить 9 или даже 10, но это оценки идеальных фильмов, а таких я видел всего два.

прямая ссылка
+ комментарийдобавить комментарий

  • Полезная рецензия?

    пожаловаться на спойлер?

  • Да
    / Нет
  • 22 / 7

22 ноября 2008 | 20:05

У каждого человека есть альтер эго, даже самый добропорядочный человек может в любой момент показать темную сторону своей души. Английская литература изобилуют такими персонажами, Джек потрошитель, Дориан Грей и другие. А у советских режиссеров, на мой взгляд всегда лучше получалось экранизировать эти произведения.

Музыкальное сопровождение погружает зрителя в мрачный, промозглый и ужасающий Лондон 19 века, где за углом могут поджидать самые неприятные неприятности. И там бродит мистер Хайд, страшное открытие доброго, веселого и уравновешенного доктора Джекила (Иннокентий Смоктуновский).

Александр Орлов, максимально близко приблизился к тексту и глубже проник в душу доктора Джекила, мне показалось, что он хотел оправдать его поступки. Но человек не в силах оправдать себя. И поэтому мы сами определяем наказание за свои грехи.

С возрастом, начинаешь больше оценивать Советский кинематограф, так как он заставляет задуматься. Будто из экрана на тебя нацелен указательный палец и обладатель этого пальца задает вопрос, который ты боишься услышать.

Не шедевр, но очень хорошая экранизация литературного шедевра.

9 из 10

прямая ссылка

  • Полезная рецензия?

    пожаловаться на спойлер?

  • Да
    / Нет
  • 12 / 2

13 августа 2010 | 13:46

Источник